Главная - Уход
Марс, бог войны (Рим). Марс - бог войны в древнем риме Марс римский бог войны

Марс - один из самых почитаемых римских богов, в битвах его сопровождали боги-спутники Паллор и Павор («Бледность» и «Ужас»). В древности Марса почитали также как бога урожая, полей, лесов и весны. Его именем назван первый месяц весны - март. Женой Марса была богиня Нериена , а Марса считали отцом Ромула и Рема, основателей города Рима. Их родила ему весталка Рея Сильвия , дочь царя Нумитора . Римляне поэтому считали, что Марс их любит больше, чем другой народ, и даёт им победы в их частых войнах. В знак своей благосклонности он сбросил им с неба собственный щит, который должен был охранять Рим. В древности было изготовлено много копий этого щита, жрецы носили их в торжественных процессиях по городу во время празднования дня рождения Марса - 1 марта. Однако самым важным праздником в честь Марса была так называемая «суоветаврилия», которая проходила раз в пять лет. Торжества проходили на Марсовом поле, где были в боевом порядке выстроены римляне. По полю трижды проводили свинью, овцу и быка, которых затем приносили в жертву. Этим римский народ очищал себя от грехов и заручался на будущее помощью и защитой Марса. В честь Марса в Риме было сооружено несколько храмов. Самый древний из них, где проводили военные смотры, собрания и решались вопросы объявления войны, находился на Марсовом поле. Именем Марса названа одноимённая планета. До настоящего времени Марс остаётся символом войны.
Марс входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер , Марс и Квирин). Ему был посвящён март - первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. Ill 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь , бык , волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к М., как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану , Марсу приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула , Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т. к. вооружейное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя - регии (Aul. dell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к М. (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог - хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене , первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23). В 366 до н. э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм М.-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий - от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, М. Тингс (т. е. бог тинга - народного собрания) на Рейне и т. д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о М. как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Марс укрепился в Древней Италии как бог плодородия, а также родоначальник и хранитель Рима. И только позже он превратился в покровителя войны подобно в греческой мифологии. В честь славного персонажа назвали первый месяц римского года – март.

История появления

Бога плодородия и повелителя растительности древние римляне почитали особо. Его боялись за то, что тот, будучи не в настроении, способен легко уничтожить урожай или скот. И уважали – ведь если умаслить божество, то несчастья пройдут стороной. «Добрый» Марс самоотверженно боролся с холодами и бурями, сражался со злыми духами, нападавшими на урожай, покровительствовал пастухам, следил за хозяйством.

Божество нередко называли Градивом. Слово происходит от глагола «увеличивать», то есть, от его усилий зависела численность поголовья скота и объем урожая. Исследователи также полагают, что слово – производное от «шагать». Позднее, когда Марс стал богом войны, это означало, что он «идет (шагает) впереди римского войска».

Постепенно Марс обрел новые функции – встал на защиту городских стен, помогал армии на полях битв с врагом вместе с воинственной богиней Беллоной. Его хоть и отождествляют с греческим Аресом, но все же римский покровитель вояк почитался на родине больше, потому что эти два божества имели важное отличие. Арес отвечал за войну разрушительную, с убийствами и грабежами, а Марса воспринимали, как создателя порядка. Он не просто помогал завоевывать земли, но и отвечал после побед за благополучие подвластных территорий, защищал от коварных соседей. А вот Беллона как раз наделяла войны жестокостью, олицетворяла опустошение и смерть.


Марсу перед сражениями преподносили щедрые жертвенные дары, а вернувшись с победой, презентовали лучшего коня из квадриги.

В царском дворце хранилось копье Марса, а также щит божества, который, по преданию, упал с неба, став предвестником военных успехов римлян. Позднее правитель Нума Помпилий приказал создать 11 подобных щитов, чтобы воры не смогли вычислить настоящий. По другим версиям оружие покоилось в храме, возведенном в честь Марса. Перед военным походом полководец брал в руки копье со щитом и призывал: «Марс, не спи!» В священную обитель приходили также и те, чьих родственников несправедливо убили. Люди считали, что бог поможет отомстить.


Один из древнейших храмов построили на пустынном месте, за пределами города, там, где раньше лежала пашня. Большой кусок земли назвали Марсовым полем. Там – раздолье для военных, ведь вооруженным людям запрещено было заходить в город. Исключение – шествие армии-победителя, которая сначала собиралась на этом поле.

Марс достиг небывалых высот: изображение бога красовалось на монетах, его славили как «победителя», «помощника в расширении империи».


Марс сохранял двойственную натуру, оставаясь для римлян и богом плодородия, и покровителем солдат, поэтому в его честь учредили целых три праздника. В феврале открывался военный сезон, в начале весны просили об урожайном лете, а в октябре благодарили за победы в сражениях и приостанавливали на холодные месяцы военные походы.

Легенды и мифы

В Риме Марс ставился выше, чем Арес в Греции, еще и потому, что «итальянский» бог считается отцом основателя великого города.

По легенде Марс – плод любви и . Бог взял в жены Нереину, олицетворявшую отвагу. Эта малозначительная богиня также отождествлялась с и Минервой. В римской мифологии покровитель войн появлялся на поле брани в сопровождении мелких божеств – Павора и Паллора, которые отвечали за страх и ужас, и Виртуса и Хоноса, чьи полномочия касались доблести и чести.


У Марса – два сына-близнеца, причем совсем от другой героини. Рема и Ромула, который основал Рим, родила весталка (жрица богини Весты) Рея Сильвия.

В мифах упоминается еще одна сердечная привязанность бога войны. Однажды Марс без ума влюбился в Минерву и бросился за помощью к богине-старухе Анне Перенне – в надежде, что та любезно сведет с объектом любви. Анна принесла радостную весть: Минерва согласна стать женой Марса. Окрыленный бог помчался к любимой, а когда скинул с ее лица вуаль, с ужасом увидел, что вместо красавицы-невесты перед ним Перенна. Боги потом годами смеялись над удачной шуткой престарелой богини.

Экранизации

Марс в человеческом облике предстал перед зрителями в 1961 году. Картина режиссера Ришара Поттье «Похищение сабинянок» повествует о том, как отважный и благородный Ромул, правитель Рима, придумал план пополнить население города женщинами – мужчины страдали от нехватки невест. Девушек полно у соседей, сабинов, причем одна краше другой. Ромул объявил о начале Олимпийских игр, которые стартовали у стен Рима. Естественно, выстроились очереди из женщин, желающих полюбоваться статными парнями. В этой экранизации Марса играет актер .


Женщины мира влюбились в римское божество в 1962 году – на экраны вышел фильм режиссера Марчелло Бальди «Марс, бог войны», где блистал американец Роджер Браун. Актер с мужественным лицом и мускулистым торсом покорил сердца представительниц прекрасного пола. В картине разворачивается сражение безжалостного чернокожего войска под предводительством завоевателя Афроса с армией царя Кроноса. Варвары уже потеряли силы, но на помощь пришел предатель, открывший ворота города. Над Кроносом сжалился Юпитер, отправив с небес на землю подкрепление в облике сына Марса.

Молодой красавец, бог войны безнадежно влюбился в младшую наследницу царя Дафну (актриса Жослин Лэйн). Однако герой окунулся в новую борьбу – возлюбленную ждала участь весталки, и, чтобы спасти ее, Марсу предстоит сразиться с собственной сестрой Венерой.

  • Римляне наделили Марса тремя жизнями, а священными животными этого божества назвали волка, быка, коня и дятла.

  • Марсу посвящена россыпь изваяний. Самая знаменитая статуя украшает Бранденбургские ворота в Берлине.
  • В эпоху Возрождения художники увлеклись Марсом так, что бог стал частой «моделью» для шедевров живописи. Порой мастера кисти насмехались, изображая бога войны в шутливых сюжетах. К таким картинам относится полотно Падованино (Алессандро Варотари) «Марс и Венера играют в шахматы».
  • Планета Марс уже в древние времена называлась «кровавой». В 1877 году американский астроном Асаф Холл зафиксировал пару спутников небесного тела, которые получили имена Деймос и Фобос. Впрочем, «предсказывал» существование спутников еще писатель в третьей главе книги «Путешествия Гулливера», за 150 лет до открытия американского звездочета.

МАРС (бог войны) МАРС (бог войны)

МАРС, древнеиталийское божество (один из древнейших богов Италии и Рима). Изначально входил в первую триаду богов (Юпитер (см. ЮПИТЕР (в мифологии)) , Марс, Квирин (см. КВИРИН) ). По мнению большинства исследователей, был богом дикой природы, стихийного плодородия, всего неизведанного, находящегося за оградой селений, а также позднее и войны.
Ему был посвящен месяц март - первый месяц древнего италийского календаря, когда совершался обряд изгнания зимы, животные: волк, конь, бык, дятел (они вели родившихся весной юношей, указывая им места для поселений; обряд «священной весны»). Марс - очистительный бог, бог люстраций (см. ЛЮСТРАЦИИ (обряды)) : к нему взывал земледелец о плодородии угодий, семьи, скота и рабов, арвальские братья (см. АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ) при обряде люстраций Рима, вооруженные граждане Рима, собиравшиеся на Марсовом поле (см. МАРСОВО ПОЛЕ (в Риме)) (здесь, вне городских стен был храм Марса, так как вооруженное войско в городской черте не должно было появляться). В жертву Марсу в лесу приносился бык (поэтому он иногда отождествлялся с Сильваном (см. СИЛЬВАН) , которому приносились такие же жертвы). Марс считался отцом Ромула (см. РОМУЛ) и Рема (см. РЕМ (в Риме)) - основателей Рима, поэтому он почитался как хранитель города. Марсово копье находилось в жилище древних царей - регии, там же помещались двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба, а остальные щиты были точной копией, изготовленной по приказу царя Нумы Помпилия (см. НУМА ПОМПИЛИЙ) , чтобы гипотетический злоумышленник не мог распознать и повредить подлинный. Копьем и щитом Марса потрясал полководец, уходя на войну, взывая к божеству. Хранителем этих реликвий была коллегия салиев (см. САЛИИ) . Когда военные действия заканчивались, устраивались конные состязания, и в жертву Марсу приносился конь из победившей квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода ее помещали либо в регии, либо на башне Мамилия в Субуре, украсив спелыми колосьями. Кровь коня собиралась и сохранялась в регии и в храме Весты (см. ВЕСТА (в мифологии)) : считалось, что она имеет очистительную силу.
В позднейший период функции Марса как бога-хранителя общины Рима, отошли на второй план, он стал считаться тождественным греческому Аресу (см. АРЕС) , однако в основном в римской поэзии, которая активно разрабатывала греческие сюжеты об Аресе, Гефесте и Венере. С Марсом же отождествлялись и главные боги племен, с которыми сталкивались римляне, давая местным богам имя Марса с добавлением местных эпитетов (например, Марс Тингс у германцев на Рейне). Император Август (см. АВГУСТ (император)) поместил храм Марса-мстителя в центре форума в благодарность за победу над убийцами Цезаря.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МАРС (бог войны)" в других словарях:

    Боги войны эпитет и одна из метафор Богов в язычестве. Боги войны суровы, коварны и вечно жаждут победы над врагами. Почтовая марка СССР 1945 года Артиллерия бог войны! Содержание 1 Мифологический сюжет … Википедия

    Статуя бога войны Марса (Бранденбургские ворота, Берлин) Марс(Маворс, Мармар, Марспитер, лат. Mars, Mamers, Mavors, Marmar, Maurs). В римской мифолигии Марс один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально… … Википедия

    БОГ ВОЙНЫ - Памятник А. В. Суворову. Скульптор М. И. Козловский изобразил полководца в античных одеждах, в виде бога войны Марса. Ср.: МАРС РОССИЙСКИЙ, ПАМЯТНИК ДИКАРЮ БЕЗ ШТАНОВ, ПАМЯТНИК ТРЕХ РУБЛЕЙ … Словарь Петербуржца

    В римской мифологии Марс – бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение сын Марса; выражение Марсово поле в значении: поле битвы. Так же Древнем Риме называлась одна из частей города… … Словарь крылатых слов и выражений Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (Mars). Римский бог войны, который как отец Ромула считался родоначальником римского народа. Он даровал победу, и, отправляясь на войну, римские полководцы совершали поклонение Марсу. Марсу посвящены были волк и дятел. (

Римский вождь, отправляясь на бой, восклицал: «Марс, следи». Этот призыв будто вводил легионы под команду вечного воина, покровителя всех ссор и распрей. Римляне хорошо знали его еще с самого начала своей истории. Марс был общеитальянским богом войны. Его первоначальным изображением был идол, который имел вид копья. Волк считался священным животным Марса,с тех пор, как волчица выкормила Марсовых близнецов, Ромула и Рема, волчий род окружили почти религиозной почетом: волка изображали на военных штандартах, а отлитые из бронзы фигурки волков нередко стояли в храмах. Но и теперь, поднимаясь на Капитолий, слева от больших, широких лестниц можно увидеть обвитую плющом клетку, где живет пара волков, которых кормит весь город. Жалобно завывая, волки выливают тоску по холодным горами и темному лесу.


Марс был охранником границ и одновременно сторожем полей и урожаев. Принося ему своветав Рилию - жертву из свиньи, овцы и быка, - крестьянин молился ему: «Отец Марс, умоляю и прошу тебя, будь ко мне, к моему дому и всей моей семье всегда добрым и милостивым. Чтобы предотвратить ласки твоей, я велел обвести вокруг моего поля, моей земли, моих угодий твои жертвенные животные - свинью, овцу и быка. Защити нас от всяких болезней, видимых и невидимых, от мора и голода и от всякого бедствия. Всем плодам земли, злаками, и виноградными лозами, и садам пошли урожай. Охраняет пастухов скот, а мне, моему дому и всей моей семье пошли здоровья и счастья ».

Жрецы Марса назывались салиями, или Плыгуна. Об их происхождении рассказывали такую легенду. При царствовании Нумы в Риме вспыхнула эпидемия. Люди умирали как мухи. Набожный царь Нума утром выходил перед своим домом, поднимал к небу руки и просил у бога милости. Однажды, когда он стоял так, углубившись в молитву, с неба ему в руки упал маленький бронзовый щит, а сверху раздался голос, который сказал, что римское государство будет до тех пор существовать и укреплять свое могущество, пока этот щит будет храниться среди крупнейших святынь. Царь Нума по совету нимфы Егерии, которая была его советницей во всех религиозных делах, велел сделать еще одиннадцать таких же круглых щитов. Один умелый кузнец сделал одиннадцать щитов, таких похожих на тот, который упал с неба, что сам Нума не мог распознать, где среди них настоящий. Опеку священными щитами поручили коллегии из двенадцати жрецов, называемых Салия. Во время праздника Марса, в марте месяце, Салии под руководством жреца Марса (Фламини Мартиалис) шли в дом верховного жреца, где хранились эти щиты. Там они надевали пурпурные туники и плащи, украшенные пурпуром. На голове у каждого был шлем, на боку - меч, в левой руке - один из священных щитов, а в правой - копье. В таком наряде салии выходили на улицу, сопровождаемые флейтистами. В такт музыке они ударяли копьями в щиты и исполняли старинный военный танец вокруг жертвенника богов. Вместе пели величественные песни Янусу, Марсу, Юпитеру и другим богам. Эти песни были составлены на такой древней латыни, что поздние римляне почти не понимали их.

Лучший храм Марса, построенный в Риме Августом, - Марс Ультор (Мститель) - в память о наказании убийц Цезаря. Храм стал форумом для Августа. Неподалеку от него возвышался старый храм Беллона, воинственной богини, родственной Марсу.

Конфиденциальность - диплом на заказ в Москве - это очень деликатное дело, которое требует конфиденциальности, поэтому мы с уважением относимся к этому.

Марс

Марс — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон( , Марс и ).

В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов , а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима.

Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище римского царя — регии. Там же находились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба во времена царя , а потому считался залогом непобедимости римлян. Остальные одиннадцать щитов были изготовлены по приказу царя как точные копии упавшего с неба, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинный. Отправляясь на войну, полководец приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу; самопроизвольное движение считалось предзнаменованием страшных бед.

Женой Марса была малозначительная богиня Нерио (Нериене), которую отождествляли с и . Рассказывают, что однажды Марс влюбился в Минерву и обратился к престарелой богине Анне Перенне с просьбой выступить в роли свахи. Спустя некоторое время сообщила ему, что Минерва согласна стать его женой. Когда же Марс отправился за невестой и поднял вуаль представленной ему богини, то обнаружил, что перед ним не Минерва, а старуха Анна Перенна. Остальные боги долго потешались над этой шуткой.

Священными животными Марса считались волк и дятел.



 


Читайте:



Что обозначает пословица красна речь поговоркой

Что обозначает пословица красна речь поговоркой

Пословица Ø жанр устного народного творчества. Ø жанр фольклора, краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Ø краткое народное...

Ореховые рулетики из творожного теста Рулет из творожного теста с творогом

Ореховые рулетики из творожного теста Рулет из творожного теста с творогом

Творожное тесто - простое, нежное, воздушное, универсальное. С ним можно приготовить сладкие рулеты, печенья рогалики или же несладкие, с овощами,...

Как сделать крем из масла и сгущенки с какао-порошком Масляный крем со сгущенкой и шоколадом

Как сделать крем из масла и сгущенки с какао-порошком Масляный крем со сгущенкой и шоколадом

Крем из сгущенки для торта бисквитного можно приготовить в домашних условиях. При соблюдении всех рекомендаций получается нежная масса, которую...

Лучшие рецепты вкусной говядины по-китайски

Лучшие рецепты вкусной говядины по-китайски

Китайская кухня это нечто особенно волшебное в мире кулинарии. Сколько ей тысяч лет, затрудняются сказать даже историки. И, судя по всему, сочному...

feed-image RSS