Главная - Болезни и лечение
Первый митрополит киевский михаил - киев - история - каталог статей - любовь безусловная. Иоанн I, митрополит Киевский Преставление святого иоанна, митрополита киевского

Митрополит Иоанн I (в схиме Иона ) - митрополит Киевский . О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений.

В 1008 году митрополит Иоанн создал две каменные церкви: одну в Киеве во имя святых апостолов Петра и Павла , а другую в Переяславе в честь Воздвижения Честного Креста Господня .

О происхождении его также имеются различные мнения. Одни считали его греком , но судя по тому, что он 14 июля 1021 года торжественно открыл и прославил мощи русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и установил празднование их памяти, есть основание предполагать, что он был русским. По другим соображениям его считали болгарином .

Напишите отзыв о статье "Иоанн I (митрополит Киевский)"

Примечания

Литература

  • Назаренко А. В. Киевский митрополит Иоанн I //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2007. № 3 (29). С. 76-77.

Краткое житие преподобного Ионы (в схиме Петра) Киевского

Пре-по-доб-ный Иона Ки-ев-ский ро-дил-ся в 1802 го-ду в бед-ной се-мье. Был на-бож-ным с дет-ства, ча-сто по-се-щал мо-на-сты-ри и пер-во-на-чаль-но по-се-лил-ся у стар-ца Се-ра-фи-ма Са-ров-ско-го. У него Иоанн про-жил 8 лет, по-сле че-го ста-рец бла-го-сло-вил его ид-ти в Брян-скую Бе-ло-бе-реж-скую пу-стынь. Через семь лет в 1843 го-ду там он при-нял мо-на-ше-ство с име-нем Ио-ны.

Пре-по-доб-ный Иона был удо-сто-ен осо-бо-го ви-де-ния, ко-то-рое он по-нял как ве-ле-ние Про-мыс-ла, по-стро-ить на бе-ре-гах Дне-пра но-вый мо-на-стырь. Он при-ни-ма-ет ре-ше-ние уехать в Ки-ев.

Иеро-мо-нах Иона вы-де-лял-ся сво-ей ду-хов-ной опыт-но-стью и бла-го-че-сти-вой жиз-нью, по-это-му мно-гие ки-ев-ляне хо-те-ли быть его ду-хов-ны-ми ча-да-ми. В 1867 го-ду по-стро-е-на бы-ла де-ре-вян-ная цер-ковь во имя Свя-той Тро-и-цы, за-тем но-вый мо-на-стырь быст-ро ста-но-вит-ся круп-ным соб-ствен-ни-ком зем-ли.

Несмот-ря на пре-клон-ный воз-раст и му-чив-шую его бо-лезнь, отец Иона со-хра-нял бод-рость ду-ха и по-чти до са-мой смер-ти при-ни-мал у се-бя на-род. Он мир-но умер в 1902 го-ду.

Полное житие преподобного Ионы (в схиме Петра) Киевского

В 1802 го-ду в се-мье Пав-ла и Пе-ла-геи Ми-рош-ни-чен-ко ро-дил-ся сын, его на-зва-ли Иоан-ном. Ро-ди-те-ли Иоан-на про-ис-хо-ди-ли из ме-щан по-са-да Крю-ко-ва Пол-тав-ской гу-бер-нии Кре-мен-чуг-ско-го уез-да. Се-мья Ми-рош-ни-чен-ко жи-ла в бед-но-сти, и ро-ди-те-ли Иоан-на не мог-ли дать ему хо-ро-ше-го об-ра-зо-ва-ния. Един-ствен-ным, че-му он на-учил-ся, бы-ло чте-ние. Как боль-шин-ство дру-гих де-тей его со-сло-вия, учил-ся чи-тать он по Ча-со-сло-ву и Псал-ти-ри. От при-ро-ды он был ода-рен Гос-по-дом вы-со-ки-ми и бо-га-ты-ми ум-ствен-ны-ми да-ро-ва-ни-я-ми и твер-дою па-мя-тью. С дет-ства он лю-бил чте-ние книг, осо-бен-но ре-ли-ги-оз-но-нрав-ствен-ных, и чи-тал очень мно-го.

Бу-дучи с ма-лых лет весь-ма на-бож-ным, Иоанн Ми-рош-ни-чен-ко очень ча-сто по-се-щал мо-на-сты-ри и пер-во-на-чаль-но по-се-лил-ся в ка-че-стве по-слуш-ни-ка у стар-ца , из-вест-но-го всей Рос-сии по-движ-ни-ка ХIХ ве-ка, жив-ше-го в Са-ров-ской пу-сты-ни Там-бов-ской епар-хии. По-слуш-ник Иоанн про-жил на по-слу-ша-нии у стар-ца во-семь лет. За это вре-мя он на-учил-ся тво-ре-нию ум-ной мо-лит-вы. То-гда и бы-ло по-ло-же-но ос-но-ва-ние его ду-хов-ной жиз-ни. Не слу-чай-ным был тот факт, что свя-той Се-ра-фим по-слал его к уче-ни-кам . Пре-по-доб-ный Се-ра-фим бла-го-сло-вил Иоан-ну ид-ти в Брян-скую Бе-ло-бе-реж-скую пу-стынь, ку-да, со-глас-но во-ле стар-ца, он по-сту-пил по-слуш-ни-ком в 1836 го-ду. Через семь лет, в 1843 го-ду, Иоанн Ми-рош-ни-чен-ко при-нял мо-на-ше-ство с име-нем Ио-ны и в 1845 го-ду был ру-ко-по-ло-жен в сан иеро-ди-а-ко-на.

Про-во-дя жизнь в оби-те-ли в су-ро-вых по-дви-гах по-ста и воз-дер-жа-ния, в по-сто-ян-ной мо-лит-ве и бо-го-мыс-лии, Иона раз-вил в се-бе вы-со-кую сте-пень са-мо-углуб-ле-ния и са-мов-ни-ка-ния, тща-тель-но сле-дил за сво-ею внут-рен-нею жиз-нью и ду-хов-ным раз-ви-ти-ем. Тут же он удо-сто-ил-ся осо-бо-го ви-де-ния, по-вли-яв-ше-го на его даль-ней-шую жизнь, ко-то-рое он по-нял как ве-ле-ние Про-мыс-ла взять на се-бя де-ло устрой-ства на бе-ре-гах Дне-пра но-во-го мо-на-сты-ря. Он ре-шил уй-ти в Ки-ев.

В 1851 го-ду от-ца Иону встре-тил Ки-ев-ский мит-ро-по-лит , по его во-ле и же-ла-нию в ав-гу-сте то-го же го-да иеро-ди-а-кон Иона был пе-ре-ве-ден в Ки-ев-ский Ни-коль-ский мо-на-стырь. За-тем в 1858 го-ду он был ру-ко-по-ло-жен в сан иеро-мо-на-ха и через два го-да, в 1860 го-ду, пе-ре-ве-ден в чис-ло бра-тий Ки-е-во-Вы-ду-бец-ко-го мо-на-сты-ря, рас-по-ло-жен-но-го на од-ной из весь-ма жи-во-пис-ных окра-ин Ки-е-ва, на так на-зы-ва-е-мом Зве-рин-це. Уже в это вре-мя иеро-мо-нах Иона вы-де-лял-ся сво-ей ду-хов-ной опыт-но-стью и бла-го-че-сти-вой жиз-нью, и мно-гие ки-ев-ляне ис-ка-ли слу-чая по-лу-чить со-вет и на-став-ле-ние у от-ца Ио-ны, быть его ду-хов-ны-ми ча-да-ми.

Сре-ди мно-го-чис-лен-ных ду-хов-ных дще-рей о. Ио-ны бы-ла и су-пру-га то-гдаш-не-го ки-ев-ско-го ге-не-рал-гу-бер-на-то-ра кня-ги-ня Ва-силь-чи-ко-ва, весь-ма ува-жа-е-мая от-цом Ионой, мно-го со-дей-ство-вав-шая и по-мо-гав-шая ему, осо-бен-но в по-стро-е-нии Тро-иц-кой оби-те-ли. В 1867 го-ду по-стро-е-на бы-ла де-ре-вян-ная цер-ковь во имя Свя-той Тро-и-цы, ко-то-рая в 1871 го-ду за-ме-не-на об-шир-ным и ве-ли-ко-леп-ным ка-мен-ным хра-мом. Кня-ги-ня Ва-силь-чи-ко-ва по-жерт-во-ва-ла от се-бя мо-на-сты-рю да-чу в 55 де-ся-тин зем-ли близ Ки-е-ва. С это-го же вре-ме-ни но-вый мо-на-стырь по-сте-пен-но ста-но-вит-ся круп-ным соб-ствен-ни-ком зем-ли: ча-стью - пу-тем по-жерт-во-ва-ний, ча-стью - пу-тем по-куп-ки, где мо-на-ха-ми ве-дет-ся об-раз-цо-вое сель-ское хо-зяй-ство. В ав-гу-сте 1872 го-да о. Иона воз-ве-ден в сан игу-ме-на. Ука-зом Свя-щен-но-го Си-но-да от 17 ян-ва-ря 1886 го-да о. Иона на-зна-чен на-сто-я-те-лем Ки-е-во-Ме-жи-гор-ско-го Спа-со-Пре-об-ра-жен-ско-го мо-на-сты-ря с воз-ве-де-ни-ем в сан ар-хи-манд-ри-та. Ре-зо-лю-ци-ей Ки-ев-ско-го мит-ро-по-ли-та Иоани-кия от 9 де-каб-ря 1899 го-да отец Иона по ста-ро-сти и бо-лез-ни был уво-лен от управ-ле-ния Свя-то-Тро-иц-ким мо-на-сты-рем и остав-лен лишь на-сто-я-те-лем его.

Несмот-ря на свой пре-клон-ный - свы-ше 100 лет - воз-раст, о. Иона по-чти до по-след-них дней сво-ей зем-ной жиз-ни со-хра-нил бод-рость ду-ха и про-яв-лял при-су-щую ему энер-гию, все-це-ло на-прав-лен-ную на де-ло бла-го-устрой-ства Свя-то-Тро-иц-кой оби-те-ли. По-след-ние два го-да свой жиз-ни он стра-дал неиз-ле-чи-мой и тяж-кой бо-лез-нью, от ко-то-рой и слег в по-стель по-сле 1901 го-да.

Несмот-ря на пол-ный упа-док физи-че-ских сил, он по-чти до са-мой смер-ти при-ни-мал на-род и оста-вил всем его знав-шим вы-со-кий урок ду-хов-но-го бодр-ство-ва-ния, са-мо-от-вер-жен-но-го тру-да во сла-ву Бо-жию. Глу-бо-кий ста-рец, ве-ли-кий де-я-тель ар-хи-манд-рит Иона, в схи-ме Петр, мир-но по-чил о Гос-по-де 9 (22 по но-во-му сти-лю) ян-ва-ря 1902 го-да.

Жизнь и де-ла стар-ца Ио-ны, про-жив-ше-го свы-ше ста лет, вы-со-ко по-учи-тель-ны и на-гляд-но сви-де-тель-ству-ют, как мно-го мо-жет до-стичь при энер-гии, са-мо-от-вер-жен-ной де-я-тель-но-сти и люб-ви к де-лу че-ло-век. По-слу-шай-те, де-ти, на-ка-за-ния от-ча, и внем-ли-те ра-зу-ме-ти по-мыш-ле-ние. Дар бо бла-гий да-рую вам: мо-е-го за-ко-на не остав-ляй-те (). Так зву-чит за-вет стар-ца. Со всей Рос-сии к о. Ионе еха-ли лю-ди, чтобы услы-шать его со-вет и по-лу-чить бла-го-сло-ве-ние. Ос-но-ван-ная им Свя-то-Тро-иц-кая оби-тель на-все-гда ста-ла при-ста-нью спа-се-ния, где ца-рит дух сми-ре-ния и по-слу-ша-ния, дух ис-крен-не-го бра-то-лю-бия и все-це-лой пре-дан-но-сти во-ле Бо-жи-ей.

Молитвы

Тропарь преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

Я́ко лучеза́рное со́лнце/ от коне́ц земли́ возсия́вшее,/яви́лся еси́ напосле́док дни́й,/ тезоимени́тому проро́ку подо́бяся во е́же воздви́гнути лю́ди к покая́нию./ Те́мже и Сама́ Пречи́стая с со́нмом святы́х тебе́ мно́гажды яви́шася,/ Ея́же повеле́нием создана́ бы́сть оби́тель во и́мя Живонача́льныя Тро́ицы./ К Не́йже име́я дерзнове́ние,/ моли́, преподо́бне о́тче на́ш Ио́но,// пода́ти на́м ми́лость и оставле́ние грехо́в в де́нь су́дный.

Перевод: Как лучезарное солнце от концов земли воссиявшее, явился ты в последние дни, одноименному подобный, чтобы подвигнуть людей на . Потому и Сама Пречистая с собранием святых тебе много раз являлась, Ее же повелением создана была во имя Живоначальной Троицы. К Ней же имея , моли, отче наш Иона, подать нам милость и прощение грехов в день судный.

Ин тропарь преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому, на перенесение мощей

Дне́сь пресве́тло красу́ется сто́льный гра́д Ки́ев,/ я́ко светолу́чными заря́ми, мо́лниями чуде́с твои́х осия́емь,/ всю́ вселе́нную созыва́ет похвали́ти тя́, Богому́дре Ио́но;/ пречестна́я же сла́вная оби́тель твоя́,/ ю́же во И́мя Святы́я Тро́ицы мно́гими труды́ твои́ми созда́л еси́, о́тче,/ иму́щи в себе́ ста́да учени́к твои́х, весе́лия и ра́дости исполня́ется./ Мы́ же, пра́зднующе пресла́вное обре́тение честны́х моще́й твои́х,/ в земли́ сокрове́нных, я́ко цве́т благоуха́нен и кади́ло благово́нно,/ любе́зно я́ лобыза́юще, разли́чная исцеле́ния прие́млем/ и твои́ми моли́твами грехо́в проще́ния сподобля́емся,/ о́тче преподо́бне Ио́но,// моли́ Святу́ю Тро́ицу спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня пресветло радуется столичный город Киев, как лучезарным сиянием, молниями чудес твоих озаряемый, всю вселенную созывает восхвалить тебя, Богомудрый Иона, почитаемая же славная обитель твоя, которую во имя Святой Троицы многими трудами твоими создал ты, отче, имея у себя стада учеников твоих, весельем и радостью наполняется. Мы же, празднуя преславное обретение драгоценных твоих, сокрытых в земле, как благоухающие цветы и благовонное кадило, с любовью их лобызая, различные исцеления получаем и по твоим молитвам грехов прощения удостаиваемся, отче преподобный Иона, моли Святую Троицу о спасении душ наших.

Кондак преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нныя моли́твы я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́л еси́ бесо́вская ополче́ния Ио́но о́тче на́ш.// Моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Перевод: Чистотой душевной с Божией помощью вооружившись, и непрестанные молитвы, как копье взяв крепко, низложил ты бесовские ополчения, Иона, отче наш. Моли непрестанно о всех нас.

Ин кондак преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому, на перенесение мощей

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию, обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию./ С ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́// вопию́щим ти́: ра́дуйся, о́тче Ио́но.

Перевод: Ты был наследником (святых) отцов, преподобный, последуя их жизни и учению, нраву и воздержанию, молитве и предстоянию (перед Богом). С ними же, имея дерзновение ко Господу, прощение согрешений и спасение испроси взывающим к тебе: «Радуйся, отче Иона».

Молитва преподобному Ионе (в схиме Петру) Киевскому

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Ио́но!
Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й на́с всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу.
Помяни́ ста́до твое́, е́же са́м упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́д твои́х. Моли́ за ны́, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны́ ко Го́споду, и не пре́зри на́с, ве́рою и любо́вию чту́щих тя́.
Помина́й на́с, недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о на́с ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бы́сть благода́ть за ны́ моли́тися. Не мни́м бо тя́ су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от на́с, но и по сме́рти жи́в сы́й пребыва́еши. Не отступа́й от на́с ду́хом, сохраня́я на́с от стре́л вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю на́ш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима е́сть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся.
Ве́дуще у́бо тя́ вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о на́с всеси́льному Бо́гу о по́льзе ду́ш на́ших, и испроси́ на́м вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми Пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Митрополит киевский, по происхождению грек, правил от 1080 до 1088 г. Летописец называет его "добрым и кротким" и, вместе с тем, "хитрым в книгах и ученьи". Он известен двумя посланиями: 1) к папе римскому Клименту и 2) к… …

    Митрополит Иоанн III 10 й Митрополит Киевский и всея Руси 1089 1091 Церковь … Википедия

    Митрополит киевский (грек Иона), скончался в 1035 г., после 27 лет управления. {Брокгауз} Иоанн I, митрополит Киевский митрополит Киевский. О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией … Большая биографическая энциклопедия

    Иоанн II митрополит Киевский и всея Руси (1078 1089). По происхождению грек, занимал киевскую кафедру в 1078 1089. Летописец называет его «добрым и кротким» и, вместе с тем, «хитрым в книгах и ученьи». Он известен двумя посланиями: 1) к папе… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн IV. Митрополит Иоанн IV Митрополит Киевский и всея Руси 1164 1169 … Википедия

    Митрополит Киевский. По происхождению грек. В 1164 году возведен на Киевскую митрополию Константинопольским патриархом Лукой (Хрисовергом; патриарх с 1156 по 1169 годы), но князь Ростислав Мстиславович не захотел признать присланного патриархом… … Большая биографическая энциклопедия

    Иоанн I (в схиме Иона) митрополит киевский. О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией с 1019 года, по другим не позже 1008. О происхождении его также имеются различные мнения. Одни… … Википедия

    Митрополит Киевский. По происхождению грек. В 1089 году возведен на Киевскую митрополию в Царьграде патриархом Константинопольским Николаем Грамматиком и в этом же году выехал в Россию с великой княгиней Анной Всеволодовной, сестрой великого… … Большая биографическая энциклопедия

    Митрополит киевский (грек Иона), скончался в 1035 г., после 27 лет управления …

    Митрополит киевский, по происхождению грек, правил от 1080 до 1088 г. Летописец называет его добрым и кротким и, вместе с тем, хитрым в книгах и ученьи. Он известен двумя посланиями: 1) к папе римскому Клименту и 2) к черноризцу Иакову (см.).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковь: Константинопольская православная церковь
Община: Киевская Митрополия
Предшественник: Леон
Преемник: Феопемпт
Смерть: (?)

Ссылки

  • на сайте Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

Отрывок, характеризующий Иоанн I (митрополит Киевский)

– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.

ИОАНН I, митрополит (архиепископ?) Киевский (начало XI в.).

Митрополит Иоанн I был современником киевских князей Владимира Святославича (978—1015) и Ярослава Владимировича Мудрого (1017—1018, 1019—1054). Достоверные биографические сведения о нем крайне скудны. Его имя отсутствует в древнейших русских летописях («Повести временных лет» и Новгородской Первой), но приведено в памятниках т. н. «борисоглебского цикла» — житиях князей Бориса и Глеба, первых канонизированных русских святых († 1015), а также в поздних летописях. В отличие от первых легендарных киевских митрополитов Михаила и Леона, Иоанн признается реальной исторической личностью. До нашего времени дошла свинцовая булла (печать) с греческой надписью: «Иоанн, митрополит Росии», которую исследователи датируют рубежом X—XI вв.

По свидетельству Никоновской летописи, Иоанн был поставлен на кафедру ранее 1008 г. (В «Истории Российской» В. Н. Татищева названа точная дата: 1007 г.) Под 1008 г. сообщается о строительстве митрополитом двух каменных церквей: Св. Петра и Павла в Киеве и Воздвижения Честного Креста в Переяславле, а также о его участии в княжеском суде над неким «славным разбойником» Могутом, впоследствии жившем в митрополичьем доме и совершенно раскаявшемся и исправившемся. Однако достоверность этих известий московского летописца XVI в. вызывает сомнения.

Возможно, именно митрополита Иоанна имеет в виду немецкий хронист Титмар Мерзебургский, упоминая о некоем киевском «архиепископе» в рассказе о захвате Киева Болеславом Храбрым в 1018 г.: этот не названный по имени иерарх встречал 14 августа 1018 г. вступающих в город Болеслава и Святополка Окаянного, а затем был отправлен Болеславом в качестве посла к новгородскому князю Ярославу Владимировичу.

О последующем тесном сотрудничестве митрополита Иоанна с Ярославом Мудрым свидетельствуют жития святых князей Бориса и Глеба. В рассказе о посмертных чудесах святых Иоанн выступает советчиком князя Ярослава. Так, после пожара обветшавшей деревянной церкви Св. Василия в Вышгороде митрополит и князь принимают совместное решение об отыскании тел святых князей (первоначально похороненных рядом с церковью) и о построении сначала небольшой «клети», а затем и пятиглавого деревянного собора во имя св. Романа и Давида (христианские имена св. Бориса и Глеба). Ярослав рассказывает митрополиту о чудесах, совершающихся у гробниц святых, и 24 июля неизвестного года происходит перенесение мощей Бориса и Глеба в новопостроенную церковь.

Время первого церковного прославления св. Бориса и Глеба историки определяют по-разному. По мнению одних, речь идет о самом начале княжения Ярослава Мудрого (в качестве вероятной даты предлагается, например, 24 июля 1026 г.); другие относят это событие ко второй половине 30-х гг. XI в., когда Ярослав стал единоличным правителем Русского государства (между 1036 и 1039 гг.). Высказывается и такое мнение: Борис и Глеб были причтены к лику святых только в 1072 г., уже при сыновьях Ярослава Мудрого; создание же пятиглавой вышгородской церкви (о которой рассказывается в памятниках «борисоглебского цикла») имело место в последние годы княжения Ярослава, около 1052 г. В таком случае получается, что имя митрополита Иоанна в связи с этими событиями попало в источники в результате недоразумения, ошибки или сознательного искажения фактов. Однако для столь категорического вывода нет достаточных оснований.

Митрополит Иоанн признается также автором церковной службы св. Борису и Глебу (наиболее ранний список с указанием на авторство «Иоана митрополита Русьскаго» датируется XII в.). В литературе, однако, высказываются сомнения в том, что служба была составлена ранее 1072 г., а на роль ее автора предлагается митрополит Иоанн II.

Время оставления Иоанном митрополичьей кафедры не известно. Во всяком случае, это произошло ранее 1039 г., поскольку под этим годом источники называют уже другого киевского митрополита — Феопемпта.

ИСТОЧНИКИ

Абрамович Д. И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 17—19, 53—55, 134—143;

Полное собрание русских летописей. Т. 9: Никоновская летопись. М., 2000. С. 69;

Купранис А. Печать Иоанна, митрополита Росии // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции. Вып. 8. Новгород, 1994. С. 205—212.


© Все права защищены

 


Читайте:



Как готовить неочищенный (коричневый) рис

Как готовить неочищенный (коричневый) рис

В наше время в магазинах появилось множество разных продуктов, о существовании которых мы даже не подозревали еще 10-15 лет назад. И вполне...

К чему снится сказочный отдых на море?

К чему снится сказочный отдых на море?

Если во сне Вы собираетесь на курорт - значит вы слишком заняты собственной персоной и забываете о друзьях, и это вскоре отразится на Ваших...

Карта отшельник в сочетании с другими картами

Карта отшельник в сочетании с другими картами

На карте Отшельник нет ничего лишнего. На ней нет изображения богов или же символических животных; не отыщешь на ней и лишних деталей или...

Гадание на кофейной гуще – толкование символов

Гадание на кофейной гуще – толкование символов

Современное гадание на кофейной гуще ничем не отличается от гадания прошлых веков. На дне чашки расположены узоры кофейной гущи, которые имеют...

feed-image RSS