Главная - Болезни и лечение
Поволжские немцы. Поволжские немцы: Почему подданные Германии мигрировали в Россию, и как живётся их потомкам История немцев поволжья кратко

В 60-е годы XVIII века начались широкое переселение в Россию немцев и колонизация ими, главным образом, земель в Нижнем Поволжье. Вплоть до настоящего времени потомки немецких колонистов Поволжья составляют особую этнографическую группу.

Краткая история

Екатерина II, издав в 1763 году манифест «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору», не имела в виду привлекать в Россию одних лишь немцев. Мероприятия по вербовке колонистов и предоставляемые им льготы были рассчитаны на любых культурных европейцев. Но так получилось, что большинство переселенцев составили именно жители разных государств Германии. К этому немцев побуждало растущее малоземелье на родине.

Условия для переселенцев давали преимущество тем из них, кто решал посвятить себя сельскому хозяйству. Земледельцы освобождались от всяких налогов на 30 лет, тогда как сроки льгот для лиц других занятий были намного меньше. Кроме того, будущие земледельцы могли рассчитывать на подъёмные и проездные до места поселения. Для поселения колонистов были предоставлены целинные земли, главным образом, в Новороссии и в Нижнем Поволжье.

Иностранцы, селившиеся целыми земледельческими колониями, получали право самоуправления. Они находились в особой юрисдикции «Канцелярии опекунства иностранных» в Петербурге. В 1833 году канцелярия была упразднена, и колонии немцев были включены общим порядком в существующие губернии и уезды.

Льготный режим для переселенцев в Россию действовал до 1819 года. После этого российское правительство оставило его только для протестантской общины меннонитов. Те приезжали в Россию до 1874 года. В тот год в России ввели всеобщую воинскую обязанность. Большинство уже переселившихся в Россию меннонитов, будучи пацифистами, уехало тогда в Америку.

Для самосохранения в событиях Октябрьской революции немцы Поволжья объявили себя лояльными советской власти и в 1918 году создали Трудовую коммуну немцев Поволжья (с 1923 года – АССР Немцев Поволжья). Это позволило им избежать многих негативных последствий большевистских экспериментов. Немцы Поволжья сами у себя проводили коллективизацию. Но в 1941 году им не удалось избежать поголовного принудительного выселения в Казахстан. Республика Немцев Поволжья была упразднена.

Особая нация

К началу ХХ века в Поволжье жило около 400 тысяч немцев. Их предки приехали в Россию из разных государств задолго до того, как немцы стали ощущать себя единой нацией. Благодаря этому у жителей колоний очень долго сохранялись диалекты тех областей Германии, откуда они происходили. Сами себя они долго называли не немцами (Deutschen), а швабами, гессенцами, силезцами и т.д. Осознание себя одним народом приходило главным образом через общение с окружающими русскими. Впрочем, оно до конца XIX века было очень ограниченным. Каждый немецкий сельский округ представлял собой самодовлеющий полузамкнутый мирок.

Саратовский присяжный поверенный из поволжских немцев Юстус писал в 1914 году, что «немецкий колонист Поволжья не являет собою тип германской нации, потомков древних тевтонов. Это новый народ, даже новая раса, создавшаяся в особых жизненных условиях. Слово “немец”, коим называют колонистов, есть форма, лишённая всякого содержания. При этом слове следует представлять западноевропейского немца-германца: колонист не немец в этом смысле, однако и не русский. Колонисты это новая, самобытная, самодовлеющая нация, ничем абсолютно не похожая на немца-германца».

Особый склад немцев Поволжья выработался в борьбе с непривычной природой, при отсутствии многих культурных средств, которые были у них на исторической родине. «Колонисты, действительно, некультурны, – отмечал тот же публицист, сравнивая их с немцами Германии, – нравы их грубы и суровы».

Однако отличие немцев Поволжья от немцев Германии не означало их сближения с русскими. До 1871 года в школах немецких колоний Поволжья даже не преподавался русский язык, а все попытки властей насадить его в церковно-приходских школах при кирхах и костёлах встречали организованный саботаж местного духовенства. На практике это привело к тому, что в 1897 году только 18% поволжских немцев знали русский язык.

Сельская община

Многих колонистов привлекло в Поволжье не желание создать процветающую колонию, а льготный режим, предоставлявшийся для земледельцев. В результате среди первых поселенцев было до 40% людей, не занимавшихся сельским хозяйством. Серьёзные трудности создавал и суровый местный климат. Средняя температура января в заволжских степях доходит до минус 15 градусов (при нулевой на большей части Германии), нередки сорокаградусные морозы; летом обычное дело – жара за плюс 40, засухи, суховеи.

Традиционные навыки хозяйства в таких условиях не годились. Многое пришлось заимствовать у окружающего русского населения. Самым основным таким заимствованием стала сельская община. Большинство немецких колонистов на новой родине были вынуждены отказаться от частной собственности на землю и ввели периодические уравнительные переделы земли. Когда в 1906-1907 гг. царское правительство повсеместно начало разрушать общину и внедрять частную крестьянскую собственность на землю, то эта реформа проходила в немецких колониях с такими же трудностями, как и в большинстве великорусских селений.

Странные обычаи

В то время как в Германии на протяжении конца XVIII – XIX вв. происходила эволюция нравов и семьи, поволжские немцы в начале ХХ века сохраняли весьма патриархальный быт. Этнографы отмечали, что в семьях колонистов очень сильно развиты власть главы семьи, послушание младших старшим, весьма строги нравы. Это было заметно при сравнении не только с немцами Германии, но и с русским крестьянством пореформенной поры.

Современники наблюдали и большую религиозность поволжских немцев. При этом конфессиональный состав колонистов мало отличался от такового в Германии, за исключением того, что среди них была выше доля протестантов – до трёх четвертей, из которых больше половины лютеран. Примерно четверть составляли католики.

Примечательными были некоторые обычаи и привычки, обретённые немцами на новой родине. Основные праздники приходились на воскресенья осенью, когда заканчивались полевые работы. Эти праздники («кирмесы» по-местному) были спланированы так, чтобы жители соседних сёл могли за осень несколько раз побывать друг у друга в гостях. Кирмесы отмечались, как масленица у русских – с обилием еды и выпивки. Причём поволжские немцы налегали в основном на водку, а столь излюбленного на их родине пива здесь пили мало.

Среди поволжских немцев до середины ХХ века сохранялся обычай, давно исчезнувший в самой Германии – «венчание покойников» (Totenhochzeit). Суть его была в том, что любого умершего человека, не состоявшего при жизни в браке, хоронили в брачном наряде (женщин – в подвенечном платье). Этот обычай, в отличие от Германии, соблюдался независимо от возраста скончавшегося, даже в отношении маленьких детей.

Хлынувший в Россию в 60-х годах XVIII века поток мигрантов из Европы изменил привычную картину русской жизни. Среди переселенцев были датчане, голландцы, шведы, но все же подавляющую их часть составляли немцы.

Великое переселение

4 декабря 1762 года Екатерина II подписала Манифест, разрешающий иностранцам беспрепятственно селиться на необжитых территориях России. Это был дальновидный шаг императрицы, позволявший осваивать свободные земли «вверенной от Бога пространной Империи», а также умножать «в оной обитателей». Наверное, не возникает сомнения, что Манифест был в первую очередь адресован немцам: кому, как не Ангальт-Цербстской принцессе знать о трудолюбии и хозяйственности этой нации.

Почему же тысячи немцев так неожиданно стали переселяться с насиженных мест в необжитые степи Поволжья? На то были две причины. Первая заключалась в очень выгодных условиях, которые предоставляла переселенцам Екатерина II. А это снабжение колонистов путевыми деньгами, выбор на свое усмотрение мест для поселений, отсутствие запретов на вероисповедание и отправление обрядов, освобождение от налогов и военной службы, возможность брать у государства беспроцентную ссуду на обустройство хозяйства.

Вторая причина связана с тем, что на родине многие немцы, в первую очередь жители Гессена и Баварии, подвергались притеснению и ограничению свобод, а местами испытывали хозяйственные нужды. На этом фоне условия, предложенные российской императрицей, казались решением насущных проблем. Не последнюю роль здесь сыграла и агитационная работа «вызывателей» – читай, вербовщиков, засылавшихся в германские земли.

Трудный и долгий путь пришлось проделывать немецким переселенцам, чтобы открыть для себя русскую terra incognita, обещающую стать для них новым домом. Сначала по суше они добирались до Любека, оттуда на корабле до Петербурга, далее переезжали в Москву, и снова их ожидал водный путь – по Волге до Самары, и лишь затем дороги колонистов расходились по всему Поволжью.

Хозяйство

На новом месте немцы стараются воссоздать свой традиционный жизненный уклад и делают это с присущей им методичностью и обстоятельностью: строят дома, высаживают огороды, обзаводятся птицей и скотиной, развивают ремесла. Образцовым немецким поселением можно назвать Сарепту, основанную в 1765 году в устье реки Сарпы, что на 28 верст южнее Царицына.

Селение было огорожено земляным валом, на котором возвышались пушки – защита в случае набега калмыков. Вокруг раскинулись пшеничные и ячменные поля, на реке были установлены пильные и мучные мельницы, а к домам подведен водопровод.

Поселенцы могли использовать неограниченное количество воды не только для хозяйственных нужд, но и для обильного полива насаженных вокруг фруктовых садов.
Со временем в Сарепте начало развиваться ткачество, которое распространилось и на другие поселения: помимо использования крестьянского труда там запустили и фабричное производство. Легкая хлопчатобумажная ткань сарпинка, пряжу для которой доставляли из Саксонии, а шелк из Италии, пользовалась огромным спросом.

Образ жизни

В Поволжье немцы привезли свою религию, культуру и быт. Свободно исповедуя лютеранство они, тем не менее, не могли ущемлять интересы православных, однако им разрешалось обращать в свою веру мусульман, и даже брать их в крепостные. Немцы старались поддерживать дружеские отношения с соседствующими народами, а часть молодежи с усердием изучала языки – русский, калмыцкий, татарский.

Соблюдая все христианские праздники, колонисты, тем не менее, отмечали их по-своему. Например, на Пасху у немцев существовал забавный обычай класть подарки в искусственные гнезда – считалось, что их приносит «пасхальный заяц». Накануне главного весеннего праздника взрослые из чего могли, сооружали гнезда, в которые втайне от детей клали крашеные яйца, печенье, конфеты, а затем пели в честь «пасхального зайца» песни и скатывали с горки крашеные яйца – чье яйцо окажется дальше, тот и победил.

Немцы легко приспособились к тем продуктам, которые им давала волжская земля, однако не смогли они обойтись без своей кухни. Здесь готовили куриный суп и шницель, пекли штрудели и поджаривали гренки, ну и редкое застолье обходилось без «кухена» – традиционного открытого пирога с плодово-ягодной начинкой.

Тяжелые времена

Более ста лет немцы Поволжья пользовались привилегиями, дарованными им Екатериной II, пока в 1871 году не произошло объединение Германии. Александром II это было воспринято, как потенциальная угроза для России – отмена привилегий русским немцам не заставила себя долго ждать. Разумеется, это не касалось великокняжеских семей, имевших немецкие корни.

С этого времени немецким организациям запрещается публичное использование родного языка, все немцы получают те же права, что и русские крестьяне и переходят под общую российскую юрисдикцию. А введенная 1874 году всеобщая воинская повинность распространяется и на колонистов. Неслучайно последующие несколько лет отмечены массовым оттоком поволжских немцев на Запад, вплоть до Северной и Южной Америки. Это была первая волна эмиграции.

Когда Россия вступила в Первую мировую войну усилились и без того популярные антинемецкие настроения. Русских немцев охотно обвиняли в шпионаже и пособничестве Германской армии, они стали удобным объектом для всевозможных насмешек и издевательств.
После Октябрьской революции в Поволжье пришла коллективизация, особенно от ее последствий пострадали зажиточные немецкие хозяйства: отказывающихся сотрудничать жестоко наказывали, а многих расстреливали. В 1922 году в Поволжье наступил голод. Помощь Советского правительства не принесла ощутимых результатов. С новой силой голод обрушился в 1933 – это был самый страшный год для Поволжья, унесший, в том числе, жизни более 50 тысяч немцев.

В надежде на лучшее

Движение сторонников немецкой автономии, активизировавшееся с приходом Советской власти, принесло свои плоды 19 октября 1918 года. В этот день была образована первая в РСФСР автономная область немцев Поволжья, правда существовать ей суждено было недолго – 23 года. В скором времени подавляющему большинству немцев пришлось покинуть обжитые места.

В конце 30-х годов поволжских немцев коснулись репрессии, а с началом Великой Отечественной войны их подвергли массовой депортации – в Сибирь, Алтай, Казахстан. Тем не менее немцы не оставляли надежды вернуться в родные земли. Практически все послевоенные годы вплоть до распада СССР они пытались восстановить свою автономию, однако у Советского правительства были свои причины не давать ход решению этого щекотливого вопроса.

В августе 1992 года в Саратовской области был проведен референдум, в котором большинство населения высказалось против создания немецкой автономии. Как нельзя вовремя подоспел немецкий «закон о возвращении», который позволял в кратчайшие сроки получить гражданство Германии – это открыло для немцев путь на свою историческую Родину. Кто мог предвидеть, что процесс великого переселения немцев в Поволжье, запущенный Екатериной II, будет обращен вспять.

Императрице Елизавете Петровне нравилось носить шелковые платья. А стоили они баснословно дорого, порой – целого состояния. Вот тут-то государыне расторопные подданные мысль подкинули: «Почему бы не организовать производства шелка в России. И территорию подобрали соответствующую – «Поволжье» Осталось только пригласить людей умелых из Европы. Мысль эта умерла со смертью дочери Петра Великого. Вернулась к ней Екатерина II. ВА отличие от Елизаветы, Екатерина была волевой, энергичной натурой. Тут же последовали высочайшие указы от 4-го декабря 1762 года и 22 июля 1763 года, приглашая селиться в России всех иностранцев (исключая евреев). Указами гарапнтировалась свобода вероисповедования, безвозмездная ссуда на обустройство дома и хозяйства на новом месте., тридцать десятин земли на каждую семью и освобождение от воинской повинности молодых людей мужского пола. И поехали иностранцы в Россию. Да императрице показалось, что малое число их прибывает. Возник институт «вызывателей», т.е. предпринимателей, которые за доставку колонистов получали вознаграждение. Отличились на этом поприще барон де Берегар, граф де Леруа,граф де Дебоф и другие. Потом на поверку оказалось, что эти бароны и графы были беглыми каторжниками. Но роль они свою выполнили. Освоение земель шло плохо. Большинство ехало с целью обогатиться, а не осваивать земли. Недаром англичане назвали этих людей «помоями Европы» Те, которые приехали сами (их оказалось около 30 тысяч) поселились на правом, высоком берегу Волги – их стали называть нагорными или коронными, Та часть, которую поставили вызывальщики, поселились на левом берегу. – их назвали «луговые». Коронные, приглашенные царской короной, быстро освоились, стали налаживать хозяйство, развивали ремесла. Луговые, промотав полученные деньги, пытались вернуться туда, откуда они прибыли. Саратовскому губернатору пришлось казачьими нагайками возвращать бежавших
Заволжские степи. Полынь да ковыль,
Заносы зимою нередки.
Зной летом, да ветры, да тонкая пыль…
Пришли из Германии предки.

Не сладко пришлось им, и климат не тот,
А земли от края до края –
Бери да паши, но печален итог,
Дождей нет, и хлеб не взрастает.

Пытались бежать, но вернули сюда,
Работать пришлось из-под палки.
В сыром Петербурге сидят господа,
Для немца им палки не жалко

Делать нечего, пришлось переселенцам засучить рукава и приняться за дело. Применив опыт украинского хлебопашества, они вскоре добились великолепных результатов, Они стали получать невиданные в ту пору урожаи (50-60 центнеров пшеницы с гектара). Колонисты богатели, колония развивалаь. Появились среди колонистов и миллионеры. Число жителей колонии достигло четверти миллиона.
Ну, что поделать, как тут быть?
Земля сухая, без полива…
Как немцам корни здесь пустить?
Трудился немец терпеливо.

Поднялись кирха и дома,
Такие же, как в Пруссии,
Родною стала сторона
И стали немцы-русские.

Довольно трудно разобраться, кто такой поволжский немец. Одни специалисты считают данный этнос частью германской нации, другие - самобытной национальностью, которая сформировалась на территории России. Так кем же являются История этой народности поможет нам разобраться в её этногенезе.

Причины заселения Поволжья немцами

Давайте разберемся в причинах, которые привели к тому, что немцы заселили Нижнее Поволжье.

Безусловно, тут наиболее важную роль имели два фактора. Во-первых, численность населения Российской империи не позволяла оптимально заселить и использовать максимально эффективно всю территорию государства. Чтобы восполнить недостаток рабочих рук, привлекались переселенцы из-за рубежа. Особенно часто данная практика стала применяться со времен Екатерины 2. Просторы необъятной Российской империи заселяли болгары, греки, молдаване, сербы и, конечно же, немцы, о которых речь пойдет далее. Нижнее Поволжье как раз относилось к таким редко заселенным территориям. Ещё совсем недавно тут находились кочевья но России выгодно было развивать на этих землях земледелие.

Вторым важным фактором, послужившим причиной образования такого этноса, как немцы Поволжья, послужила перенаселенность территории Германии, которая в то время представляла группу множества независимых государств, формально объединенных в так называемую Священную Римскую империю германской нации. Главной проблемой стал недостаток земли для всех желающих работать на ней. Кроме того, немцы испытывали значительные экономические притеснения со стороны местных властей, а российское правительство предлагало им беспрецедентные льготы.

Таким образом, Российской империи требовались рабочие руки для обработки её бескрайних просторов, а немцам нужна была земля, которую они могли бы возделывать, чтобы прокормить свои семьи. Именно совпадение этих интересов привело к массовому переселению населения Германии на территорию Поволжья.

Манифест

Непосредственным сигналом к переселению немцев и других народов в Россию послужил манифест Екатерины 2, изданный в конце 1762 года. Он позволял иностранцам свободно селиться на территории империи.

Летом следующего года этот документ был дополнен ещё одним манифестом, гласившим, что иностранцы сами могут выбирать место своего проживания в границах России.

Примечательно, что сама Екатерина 2 была немкой по национальности и уроженкой княжества Ангальт-Цербст, поэтому понимала, что жители Германии, испытывая потребность в земле, первыми откликнутся на призыв Российской монархии. Кроме того, она знала о хозяйственности и трудолюбии немцев не понаслышке.

Льготы колонистам

Чтобы привлечь колонистов, правительство Екатерины 2 даровало им ряд льгот. В случае нехватки денег на переезд резиденты России за рубежом должны были обеспечить их материальными средствами в достаточном количестве для поездки.

Кроме того, все колонисты освобождались от уплаты налогов в казну на различные сроки, если они селились на определенных территориях, в частности, в Нижнем Поволжье. Чаще всего срок освобождения от податей был равен тридцати годам.

Ещё одним важным фактором, который способствовал быстрой колонизации иностранцами некоторых земель Российской империи, являлась выдача беспроцентной ссуды переселенцам на десять лет. Она была предназначена для строительства домов на новых местах поселения, хозяйственных построек, для развития хозяйства.

Российские власти гарантировали невмешательство чиновников во внутренние дела колонистов. Для налаживания быта в колониях и взаимоотношений их с государственными органами предусматривалось создание отдельной организации с полномочиями коллегии.

Вербовка переселенцев

Государственные власти не ограничивались просто предоставлением возможности переселения и выдачей ряда привлекательных льгот колонистам. Они начали проводить политику активной агитации. Для этого на территории немецких земель стали распространяться газеты и листовки с агитационными материалами. Кроме того, в Германии действовали лица, которые занимались набором переселенцев. Этими людьми были как государственные служащие, так и предприниматели, так называемые «вызыватели», которые заключали договор с государственными структурами о вербовке колонистов.

На протяжении четырех лет, начиная с 1763 года, когда поток переселенцев был наиболее интенсивным, в качестве колонистов в Россию прибыло около 30 тыс. человек. Из них около половины были завербованы «вызывателями». Больше всего желающих поехать на жительство в России было из Баварии, Бадена и Гессена.

Организация первых поселений

Первоначально колонисты доставлялись в Петербург (позже в Ораниенбаум - пригород столицы), где знакомились с бытом и культурой России, а также давали присягу на верность императору. Только потом они отправлялись на земли Южного Поволжья.

Нужно сказать, что путь этот был довольно трудным и опасным. Во время этого путешествия по разным причинам умерло более трех тысяч переселенцев, или почти 12,5 % от общего количества.

Первым поселением, которое организовали теперь уже российские немцы, стала колония Нижняя Добринка, на немецкий лад называвшаяся Монингер. Она была основана летом 1764 года недалеко от Царицына.

В общей сложности в Нижнем Поволжье было организовано 105 колоний немецких переселенцев. Из них 63 колонии основаны «вызывателями», а ещё 42 - государственными органами.

Быт в колониях

С этих пор поволжский немец прочно осел на российской земле, стал налаживать свой быт и постепенно вливаться в общественную жизнь империи, при этом не забывая о своих корнях.

Переселенцы привезли с собой многие орудия земледелия, до той поры практически не использовавшиеся в России. Также они применяли эффективный трехпольный оборот. Основными культурами, которые выращивали немцы Поволжья, являлись зерновые, лен, картофель, конопля, табак. Некоторые виды растений в крупномасштабный оборот в Российской империи были введены именно благодаря этой нации.

Но не только одним сельским хозяйством жил поволжский немец, хотя данная отрасль оставалось основой его деятельности. Колонисты начали заниматься промышленной переработкой продукции своих хозяйств, в частности производством муки и подсолнечного масла. Кроме того, в Поволжье активно стало развиваться ткачество.

Примерно таковым оставался быт немецких колонистов в Поволжье на протяжении XVIII-XIX веков.

Организация автономной республики

Фундаментально изменил жизнь в стране. Громадное влияние это событие оказало и на быт поволжских немцев.

Изначально казалось, что приход коммунистов сулит немцам дальнейшее расширение их прав и возможностей самоуправления. В 1918 году на части бывших Самарской и Саратовкой губерний была создана немцев Поволжья, которая до 1923 года имела статус Это образование входило непосредственно в состав РСФСР, но пользовалось большими возможностями самоуправления.

Административным центром АССР немцев Поволжья сначала являлся Саратов, а с 1919 года - Марксштадт (ныне город Маркс). В 1922 году центр окончательно был перенесен в город Покровск, который с 1931 года получил наименование Энгельс.

Главным органом власти в республике был ЦИК Советов, а с 1937 года - Верховный Совет.

Немецкий язык использовался в качестве второго языка для делопроизводства. На начало 1939 года около двух третей населения данного образования составляли поволжские немцы.

Коллективизация

Впрочем, нельзя сказать, что поволжский немец мог наслаждаться жизнью при советской власти. Если большинство крестьянского населения России были бывшими крепостными и после освобождения от крепостной зависимости в лучшем случае стали малоземельными крестьянами, то среди немцев был довольно высокий процент зажиточных хозяев. Это объяснялось тем, что условия колонизации Поволжья предполагали наделение людей большими массивами земли. Поэтому там было много хозяйств, которые расценивались большевистской властью как «кулаческие».

Поволжские немцы - народ России, который чуть ли не больше всех пострадал от процесса «раскулачивания». Многие представители этого этноса были арестованы, посажены в тюрьмы и даже расстреляны в процессе коллективизации. Организованные колхозы из-за несовершенства управления не могли работать и с сотой долей той эффективности, с которой работали разрушенные хозяйства.

Голодомор

Но это ещё не самое страшное в жизни немецкого Поволжья. В регион охватил беспрецедентный по масштабам голод. Он был вызван не только неурожаем, но и тем, что колхозы в принудительном порядке обязывали сдавать весь хлеб государству. По масштабам голодомор, охвативший Поволжье, сопоставим разве что с подобным явлением, которое имело место в это же время на территории Украины и Казахстана.

Точное количество погибших от голода немцев определить очень трудно, но, по подсчетам, общая смертность населения в автономной республике в 1933 году составила 50,1 тыс. человек, в то время как в 1931 году она была равна 14,1 тыс. человек. За два года голод унес в лучшем случае десятки тысяч жизней поволжских немцев.

Депортация

Завершающим ударом, который получили российские немцы от сталинского режима, стала их насильственная депортация.

Первые целенаправленные действия репрессивного характера против них начались со второй половины 30-х годов, когда отношения между СССР и фашистской Германией накалились. Сталин видел угрозу во всех немцах, считая их потенциальными агентами Рейха. Поэтому все представители данной национальности, работающие на оборонную промышленность или служащие в армии, в лучшем случае были уволены, а зачастую подвергались арестам.

Начало Великой Отечественной войны означало новый трагический поворот в судьбе многострадального народа. На протяжении второй половины 1941 - первой половины 1942 года была произведена депортация немцев Поволжья из родных мест в отдаленные регионы Казахстана, Сибири и Средней Азии. Причем на сбор им были даны сутки, а брать с собой разрешалось только ограниченное количество личных вещей. Депортация проводилась под контролем НКВД.

За время проведения операции было вывезено почти 1 миллион немцев из различных регионов СССР, но большинство из них составляли именно жители Поволжья.

Современное положение

Репрессированные немцы Поволжья в своем большинстве так и не смогли вернуться на Родину. Они пытались организовать свою автономию в Казахстане в конце 70-х годов, но встретили сопротивление со стороны местного населения. Попытки массового возвращения на Поволжье после крушения советского режима также были обречены на провал, так как дома, в которых когда-то жили поволжские немцы, теперь заселяли новые жители, не желавшие возвращать их бывшим собственникам. Поэтому многие этнические немцы выехали в Германию. Лишь части из них удалось вернуться в город Энгельс. Поволжье в настоящее время не является местом компактного проживания представителей упомянутого этноса.

Сейчас около 500 тыс. поволжских немцев населяют различные регионы России, около 180 тыс. продолжают жить в Казахстане, но немало уехало в Германию, США, Канаду и Аргентину.

Культура

Поволжские немцы обладают довольно самобытной культурой, которая в равной мере отличается как от обычаев русских, так и от культуры коренного населения Германии.

Подавляющее большинство представителей этой нации являются христианам различных течений, главным образом протестантского направления (лютеране, баптисты, меннониты и т. д.), но довольно много среди них и православных и католиков.

Несмотря на годы депортации и раздельного проживания, многие поволжские немцы до сих пор сохраняют свою культуру и язык. Можно сказать, что за столетия пребывания за пределами Германии они стали обособленным этносом, который, впрочем, является родственным той национальности, что проживает сейчас на исторической родине всех немцев.


В 1763 году Екатериной II был подписан манифест о дозволении всем иностранцам селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах.

Чтобы обозначить места, где колонисты могут спокойно селиться, был составлен реестр, находящихся в России свободных и удобных к населению земель. В перечень земель входили территории нынешней Саратовской области:
"В Астраханской губернии от Саратова вверх по реке Волге: в урочице Раздоры, где река Караман в течении имеет разделение надвое, при реке Теляузике, при довольной пахотной земле имеется сенокосу 5478, лесу дровянаго и к строению для дворов годнаго 4467 десятин."
"От Саратова ж вниз по реке Волге, ниже речки Мухар-Тарлика, при довольной же пахотной земле для сенокосов 6366, да лесу дровянаго и для строения годнаго 943 десятины."

История Немцев Поволжья

Земли, на которых предлагалось селиться колонистам, представляли из себя пустые степи, практически не пригодные для нормальной жизни. Переселенцев освободили от «всяких налогов и тягостей» на разные сроки. Манифест от 22 июля 1763 года обещал беспроцентную ссуду на десять лет на строительство домов, закупку продовольствия до первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря и инструментов для ремесленников. Кроме того, разрешалось полное самоуправление в колониях, без вмешательства в организацию внутренней жизни поселений со стороны государственных чиновников.

29 июня 1764 года была образована немецкая колония Добринка, ставшая первой поволжской колонией. После чего, с 1764 по 1768 год в Поволжье на территориях современных Саратовской и Волгоградской областей было образовано 106 немецких колоний, в которых поселились 25 600 человек. Самая главная немецкая колония Поволжья Екатериненштадт (нынешний Маркс) была образована 27 августа 1766 года Бароном Борегардом.

В 1773 под Оренбургом началось восстание Пугачёва, дошедшее в 1774 году до Поволжья. Еще не ставшие на ноги поселения колонистов подвергались сильным разграблениям пугачёвскими отрядами.

4 июня 1871 года император Александр II подписал указ об отмене в Российской империи всех привилегий колонистов, и об их переходе под общее российское управление. Поволжские немцы получили статус поселян с теми же правами, что и русские крестьяне. Все делопроизводство в колониях стало переводиться на русский язык. Из-за этого началась иммиграция немцев Поволжья в Северную Америку и Аргентину.

В 1847-1864 произошло переселение части колонистов на новые выделенные земли, в результате чего произошло образование ещё 61 новой колонии.

В 1907-1914 годах во время проведение аграрной столыпинской реформы, немецкие колонисты стали частными собственниками своих участков. Безземельные и малоземельные же колонисты были переселены в Сибирь.

К началу 20 века колоний насчитывалось уже 190, население которых составляло 407,5 тысяч человек преимущественно немецкой национальности. Официально население всей этой территории с конца 19 века называли "немцы Поволжья" или "поволжские немцы" (die Wolgadeutschen).

6 января 1924 была образована АССР Немцев Поволжья на первом съезде Советов АССР Немцев Поволжья, в сентябре этого же года председатель СНК СССР А.И.Рыков посетил столицу АССР НП город Покровск.

АССР Немцев Поволжья просуществовала до 1941 года. Из-за нападения на СССР фашистской Германии, Советское правительство выпустило директиву о переселении немцев Поволжья в другие области, а также о расформировании АССР Немцев Поволжья. Территория Республики была поделена между Саратовской и Сталинградской областями.

После войны с переселённых немцев были сняты обвинения в "пособничестве агрессору", но о восстановлении автономной Республики было навсегда забыто.

Религиозные здания немцев Поволжья

У колонистов одной из основных льгот была возможность свободного вероисповедания. При этом, запрещалось ущемлять интересы православной церкви. Немецкие колонисты приезжали из различных областей Германии, в которых существовали различные направления каталичества, а также архитектурные стили религиозных зданий. Основные группы колонистов были лютеранами и католиками римского обряда. Колонистам разрешалось строить церкви только в тех поселениях, где иностранцы селились колониями, то есть преимущественно одной веры. На колонистов, расселенных в российских городах, такие привилегии данным правилом не распространялись.


История села Подстепное (Розенгейм)


Старые здания Энгельса (Покровска)

В Энгельсе осталось много старых кирпичных зданий, построенных в конце XIX, начале XX века. Пройдясь, например, по улице Нестерова, свернув на улицу Пушкина, а потом пройдясь по Телеграфной улице, можно увидеть дома, к архитектуре которых имеют прямое отношение поволжские немцы. В этих зданиях до сих пор живут люди, возможно, есть среди них есть и потомки немецких колонистов. Многие здания в очень плохом, можно сказать в аварийном состоянии. То есть в любой момент жители Энгельса могут потерять часть своего архитектурного наследия.

Между старыми зданиями сохранены внутренние дворики, в которые можно попасть через кирпичные арочные ворота. Подобные ворота характерны для зданий поволжских немцев.

У многих зданий от арочных кирпичных ворот остались только воспоминания.

Подобные здания строились не только в Энгельсе. Ниже фотография с ресурса wolgadeutsche.ru , на которой изображёно здание города Бальцер, фото 1939 года, времён существования АССР Немцев Поволжья. К зданию также примыкают арочные ворота.

Здание детских яслей (село Бальцер), 1939 год

Разглядывая некоторые двухэтажные здания, сразу обращаешь внимание на кирпичные колонны. Также из кирпича выполнены различные архитектурные узоры, сочетающиеся с лепниной.


Кирпичное немецкое здание на фото 1930 года. (фото с ресурса wolgadeutsche.ru).

Немецкий язык был разрешён для использования колонистами наравне с русским языком. Документация, вывески на зданиях печатались на двух языках.

Интересна история памятников у сегодняшней школы интерната. Перед фасадом школы изначально были установлена группа скульптур: Ленин, Сталин и пионеры, несущие факел. В начале 60-х годов ХХ века памятник Сталину снесли, впоследствии памятник Ленина постигла такая же участь. До сегодняшнего времени дожил памятник «Пионеры, несущие факел».

Немгоспединститут в Энгельсе, фото времён АССР Немцев Поволжья

В связи с ростом членов пионерской организации, в центре города рядом со строящимся зданием кинотеатра «Родина» с одной стороны, и Детским парком культуры и отдыха имени Горького с другой, началось строительство Республиканского Дворца пионеров и школьников, которое завершилось в 1940 году. В день открытия исполнялся «Интернационал» на трёх языках - русском, украинском и немецком.

Центр развития и творчества детей и юношества (бывший Дом Пионеров)

ЗАГС в Энгельсе

Многие старые здания Энгельса можно привести в порядок, восстановить исторический вид. Если не туристы, то сами граждане города с удовольствием смогут гулять по улицам прошлого. А в некоторых зданиях можно делать музеи. Например, в этом доме родился художник Алексей Ильич Кравченко.

Старых зданий в Энгельсе, а также на всей территории Саратовской области, относящихся к культуре немцев Поволжья, очень много. Это и старые мельницы, и полуразрушенные каталические кирхи, и обычные жилые дома. Многие из них в любой момент могут быть утрачены.



 


Читайте:



Именины Савелия: что означает имя, когда день ангела

Именины Савелия: что означает имя, когда день ангела

> икона Святой Фотины Самаритянки Икона Святой Светланы (Фотины) Икона Святой Фотины (Светланы) являет лик той самой женщины- самаритянки, с...

Сазан, запеченный в духовке целиком

Сазан, запеченный в духовке целиком

Сазан в духовке – прекрасное блюдо, которым можно вдоволь накормить свое семейство или гостей за обедом или ужином. К каждому предложенному рецепту...

Каша овсяная в мультиварке "поларис" - питаемся правильно Овсяная каша в полярис

Каша овсяная в мультиварке

Овсянка относится к самым неприхотливым кашам. Но и она демонстрирует «плохое поведение» в кастрюле. Неудобство приготовления заключается в...

Джем из сливы без косточек на зиму, простой рецепт

Джем из сливы без косточек на зиму, простой рецепт

Конфитюр похож на очень густое желе и является разновидностью джема. Слива по своему кисловато-сладковатому вкусу подходит как для приготовления...

feed-image RSS