Главная - Завивка
Сценарий внеклассного мероприятия «Войди в природу другом! Классный час "войди в природу другом" Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух»

Сценарий внеклассного мероприятия. Классный час - экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.

Ломанцева Алла Владимировна

Возраст участников: 10-12 лет (5-6 классы).

Цель: развитие познавательной активности детей.

Задачи:
-Расширение кругозора детей;

Формирование у детей навыков работы в группе;

Воспитание бережного отношения к природе;

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Форма проведения: командная соревновательная игра.

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, кроме этого, для работы на станциях изготавливаются дополнительные пособия.

Примечание: Во время игры работает жюри, в состав которого входят учителя и старшие школьники. Ведущими в игре выступают учащиеся 8-9 классов, кроме того, на каждой станции также есть ведущие из числа учащихся 8-9 классов.

Для участия в игре приглашаются 4-5 команд; каждая команда заранее выбирает название, капитана команды, придумывает эмблему, готовит девиз и приветствие для команд соперников.

Предполагаемыми результатами проведения данного классного часа являются развитие познавательной активности детей, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыка работы в группе. Хочется отметить важность проведения экологических мероприятий в связи с тем, что необходимо воспитывать экологическую культуру в детях.

Ход игры:

1) Ведущие (2 человека) приветствуют команды, на экране через проектор показывается визуальное приветствие (Приложение 1).

2) Представление команд.

3) Ведущие знакомят команды с ходом игры.

4) Конкурс «Экологическая разминка». Ведущие по очереди задают командам вопросы, требующие краткого ответа. Ответы команды пишут на листках, которые им раздаются заранее. Для ответа на каждый вопрос дается 1 минута, по истечении этого времени второй ведущий быстро собирает ответы у команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для «Экологической разминки»:

1-Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь - нет? (У собаки на коже нет потовых желез)

2-Лесник весной увидел, что кора деревьев обгрызена зайцами на высоте 1,5 метров от земли. Как это могло произойти? (Зимой в лесу глубокий снег)

3-Почему утки, гуси с особенным удовольствием купаются в сильные морозы? (Температура воды даже в сильный мороз не бывает ниже +3 градусов, поэтому в воде они греются)

4-Почему соловьи осенью улетают на юг, а, например, воробьи – нет? (Воробьи могут зимой добыть пищу, а соловьи питаются насекомыми)

5-Почему над лесом в жаркий день облаков больше, чем над полем? (Деревья испаряют больше воды)

6-Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

7-Многие люди, путешествующие по морю, выбрасывают в море разнообразный мусор, который затем вылавливают экологи, чтобы сохранить окружающую среду. Какого мусора в море больше всего? (Окурков)

8-Назовите причины осеннего листопада (Растения избавляются от вредных веществ, защищаются от обезвоживания, избегают поломки ветвей зимой из-за тяжести снега)

5) Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух». Ведущие предлагают командам вопросы. После каждого вопроса команды совещаются, находят ответ, капитан команды поднимает руку и озвучивает ответ. Если капитан команды дал неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде. Если правильный ответ не звучит, его озвучивает ведущий. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы к конкурсу «В здоровом теле – здоровый дух»:

1-В русских сказках говорится о мёртвой и живой воде. Какую воду на Руси называли живой? (Родниковую воду)

2-Многие средства народной медицины используются в официальной медицине. Это растение издавна используется как лекарственное, без него не обходятся кулинары, про него сложили много пословиц, он во сто шуб одет, и от семи недуг. Медики говорят, что оно содержит витамин С, а также вещества, убивающие микробов. Что это за растение? (Лук)

3-Эта вредная привычка настолько распространена, что ВОЗ учредила день (31 мая), в который от нее предлагают отказаться. Что это за привычка? (Курение)

5-Врачи доказали, что это занятие снижает артериальное давление и помогает быстро успокоиться без лекарств. Что это за занятие? (Чтение)

6-Почему щёки на морозе сначала бледнеют, а потом краснеют? (На морозе кровеносные сосуды сначала сужаются, а потом расширяются)

6) Конкурс «Экологической марафон». Ведущие выдают командам путевые листы с названиями станций (Приложение 2), в которых ведущие на станциях будут записывать количество баллов, полученное командами. На каждой станции команда находится 7 минут.

Станции:

А) Муха домашняя

Б) Таракан рыжий

В) Блоха

2) Кто из этих птиц не летает?

А) Куропатка

Б) Киви

В) Курица домашняя

3) Какой из этих организмов - не животное?

А) Актиния

Б) Ламинария

В) Коралл

4) Кто из этих насекомых – хищник?

А) Колорадский жук

Б) Жук-олень

В) Водомерка

5) Назовите растение короткого дня

А) Хризантема

Б) Сон-трава

В) Ландыш

6) Какое из этих растений хищное?

А) Мох Кукушкин лён

Б) Росянка

В) Петров крест

7) Какое из этих растений не цветёт?

А) Папоротник

Б) Хлорофиттум

В) Верблюжья колючка

8) Кто из них не ящерица?

А) Комодский дракон

Б) Веретеница ломкая

В) Саламандра огненная

9) Кто из этих животных не рыба?

А) Мурена

Б) Акула

В) Дельфин

10) Назовите домашнее насекомое

А) Муха

Б) Тутовый шелкопряд

В) Таракан рыжий

2-«На привале». Ведущий предлагает командам рассортировать мусор (кусочки хлеба, апельсиновые корки, пластиковые пакеты, упаковки от чипсов, банка от консервов, батарейки, компьютерный диск) на 3 группы по степени опасности для окружающей среды и просит пояснить свой выбор, а также придумать рассказ о том, как этот мусор мог появиться в лесу. Мусор готовится заранее, участникам команды выдаются одноразовые перчатки. Ведущий на станции начисляет баллы по своему усмотрению, в зависимости от правильности ответа и рассказа, который придумали участники (чувство юмора очень приветствуется). Максимальное количество баллов за этот конкурс-10.

3-«Загадочный ящик». Для проведения конкурса на этой станции требуется заранее изготовить ящик с отверстием (подойдет коробка из-под обуви, в которой прорезается отверстие, для красоты коробку можно оклеить цветной бумагой). Внутрь коробки помещаются различные мелкие предметы, например, раковины, небольшие плоды, листья растений, пуговицы, стеклянные шарики, крышки от пластиковых бутылок, батарейка. Команда выбирает участника, который засовывает в ящик руку, ощупывает предметы и на ощупь пытается определить, что за предмет у него в руках. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.

4-«На лесной тропинке». Ведущий на станции предлагает детям составить пищевые цепи. Для работы этой станции заранее требуется приготовить картинки (рисуют дети), на которых изображены: дерево (трава), кузнечик, куропатка, мышь, лиса, змея, коршун и т.д., а также на отдельных листах бумаги рисуются стрелки, при помощи которых дети показывают направление вещества и энергии от одного трофического уровня к другому.

5-«Экоэрудит». Ведущий на станции предлагает детям вопросы, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ дается 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.

Вопросы:

Кит - большая рыба? (Нет)

Белые медведи нападают на пингвинов? (Нет)

Пауки - насекомые? (Нет)

Яйцекладущие млекопитающие встречаются только в Австралии? (Да)

Сосна – светолюбивое растение? (Да)

Можно ли назвать ласточку хищной птицей? (Да)

Одуванчик – лекарственное растение? (Да)

Самый ядовитый гриб в России - мухомор? (Нет)

Предок домашней собаки – дикая собака Динго? (Нет)

Слон – самое крупное млекопитающее? (Нет)

Бегемота в Африке называют «Водяная лошадь»? (Да)

Команды проходят по всем станциям и возвращаются в актовый зал. Капитан каждой команды сдает путевой лист жюри. Когда все команды собираются, ведущие объявляют последний конкурс.

7) Конкурс «Эконевидаль». Для проведения этого конкурса необходим ноутбук и интерактивная доска, где демонстрируются ответы на вопросы с фрагментами-иллюстрациями (Презентация 2). Первый ведущий устно задаёт вопросы, после каждого вопроса на интерактивной доске появляются 4 варианта ответа, из которых команды выбирают один правильный и отмечают его на заранее выданном листке. Второй ведущий переводит слайды презентации. По окончании этого конкурса ведущий собирает листки с ответами команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.

Вопросы:

1- Эти птицы – самые многочисленные на планете.

А-Ворона

Б-Воробей

В-Курица

Г-Голубь

2- Умение этого животного менять окраску вошло в поговорку, у А.П.Чехова так называется рассказ. О ком идет речь?

А-Хамелеон

Б-Жаба

В-Василиск

Г-Ящерица

3-Древние славяне называли это растение «Перуновым деревом», его древесина обладает уникальными свойствами, живет это растение долго.

А-Берёза

Б-Рябина

В-Дуб

Г-Сосна

4-За всю историю человечества по вине этого животного погибло больше людей, чем во всех войнах. Что это за животное? (Пояснение ведущего после конкурса: крысы являются переносчиками чумы)

А-Акула

Б-Крыса

В-Тигр

Г-Кобра

5-В переводе на русский язык название этого животного-«Лесной человек». О ком идет речь? (Пояснение ведущего после конкурса: этот уникальный человекоподобный примат живёт только в лесах Азии и строго охраняется)

А-Горилла

Б-Шимпанзе

В-Гиббон

Г-Орангутан

6-Одно из этих интересных животных - грызун.

А-Ёж

Б-Броненосец

В-Ехидна

Г-Дикобраз

7-Это уникальное растение имеет много названий, самое распространённое из них-«Мамонтово дерево», а также название, которое ему дали индейцы племени Чероки в честь своего вождя. О каком растении идёт речь? (Пояснение ведущего после конкурса: секвойя - хвойное растение, самый известный долгожитель среди деревьев. Предполагают, что самым древним деревьям более 6000 лет)

А-Секвойя

Б-Кипарис

В-Баобаб

Г-Эвкалипт

8-В честь этого цветка древние персы назвали свою столицу, в христианстве его связывали с Девой Марией, во Франции он был символом королевской власти. (Пояснение ведущего после конкурса: столица древних персов называлась Сузы, что в переводе означает лилия. У христиан лилия-символ чистоты и непорочности. Во Франции лилия-символ королевской власти)

А-Тюльпан

Б-Гиацинт

В-Нарцисс

Г-Лилия

9-Это мирное травоядное животное очень похоже на медведя, хотя большинство ученых считают его близким родственником енота.

А-Коала

Б-Панда

В-Гризли

Г-Тасманский дьявол

10-Семена этого растения часто неправильно называют орехами, а на самом деле это растение – близкий родственник гороха и фасоли.

А-Лещина

Б-Грецкий орех

В-Арахис

Г-Миндаль

11-Это животное обладает, пожалуй, самым мощным в природе химическим оружием, действие которого почти невозможно вынести. Кто это? (Пояснение ведущего после конкурса: скунс распространён в Северной Америке. В момент опасности он поворачивается к противнику хвостом и выбрызгивает в него струю с невыносимым запахом)

А-Скунс

Б-Крот

В-Голый землекоп

Г-Выхухоль

12-Вопреки распространенному мнению, это животное практически не ест растительную пищу. (Пояснение ведущего после конкурса: ежи относятся к отряду Насекомоядных и питаются в основном червями, жуками, лягушками, мышами)

А-Гиппопотам

Б-Ёж

В-Дикобраз

Г-Бурый медведь

13-Перед вами изображения мифических существ из известных фильмов. Одно из них действительно существует в природе, хотя нужно отметить, что режиссер преувеличил, изображая его в кино. Что это за существо? (Пояснение ведущего после конкурса: кракены - гигантские кальмары, обитающие на большой глубине. Документально подтверждены встречи с кальмарами длиной до 20 метров, но зоологи предполагают, что эти животные могут достигать 30 метров в длину)

А-Феникс

Б-Дракон

В-Кракен

Г-Единорог

По окончании этого конкурса один из ведущих собирает листки с ответами и передает их жюри. Второй ведущий называет правильные ответы, при этом презентация показывается заново. Когда правильные ответы названы, ведущий благодарит команды за участие, и предлагает им просмотреть небольшой фильм о природе (можно выбрать произвольно). В это время жюри подводит итоги.

Когда итоги подведены, один из членов жюри объявляет команду-победителя. Ведущий поздравляет команды, проводится награждение команд (призы готовятся заранее, награждаются все команды, команде-победителю вручается кубок, все команды получают грамоты).

Приложение 2. Путевой лист

Название команды:________________________

Станция

Баллы

1-«Экознайка».

2-«На привале».

3-«Загадочный ящик».

4-«На лесной тропинке».

5-«Экоэрудит».

Москвина Татьяна Алексеевна,

Учитель музыки МБОУ г.Иркутска СОШ №23

Классный руководитель 5 «в» класса

г. Ангарск, 2017 г.

Открытое внеклассное мероприятие было проведено в кинотеатре «Родина» г. Ангарска для дошкольников и младших школьников 11 ноября 2011 года.

Цель: формирование экологической культуры у дошкольников и младших школьников.

Задачи:

    формирование у обучающихся знаний о нормах и правилах поведения в природе.

    способствовать уточнению представлений детей о значении леса для природы и в жизни человека, повторить экологические правила поведения в природе;

    развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;

    воспитывать стремление беречь и любить природу, заботиться о ее обитателях.

Действующие лица: Баба Яга, Красная шапочка. Медведь, Водяной, Рассеянный, Айболит, Хозяйка Леса, Айболит, Кукушка, Зайка, Сойка, Белки (2), Лисички (2), Дети: Маша и Витя.

Оборудование: экран, компьютер со слайдами, микрофоны.

Маша: Ребята, отгадайте загадки.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой. (лес)

Витя: Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Витя :

Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Какие чудеса можно увидеть в лесу? (ответы детей)

Почему лес для ребят друг? (ответы детей)

А как вы думаете, кто главный в лесу? (ответы детей)

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к Хозяйке леса. Посмотрим, легко ли в наше время жить в лесу. И начнем мы наше путешествие с лесной опушки. Отправляемся в путь.

Смотрим мультфильм «Лес наш дом».

Вдруг верхом на метле влетает Баба-яга. Неожиданно она останавливается перед большой кучей мусора и произносит страшные заклинания, но мусор не исчезает. Разъяренная Баба-Яга замечает детей.

А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес поганят!

Дети :- Мы не всякие! Мы – туристы!

Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите что натворили!

Ах, какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего 100 лет.

Ах, какой был воздух! Аромат!

А теперь…?! Эта бумажка пролежит 3, а может и больше лет, пока природа переварит её.

А эта металлическая консервная банка за 15 и 20 лет не исчезнет.

А эти бутылочные осколки, чует мое сердце, вызовут пожар.

Дети : - Как?

Б.Я . – Очень просто! это же настоящие линзы. Солнце пройдет через них…. Такое уже случалось на моем веку! А это изобретение химиков (берет полиэтиленовый пакет) , как бельмо на глазу. Ух! Лежит на земле, всякая трава гибнет под ним, а сам мешок всех переживет и даже меня, Бабу-Ягу.

Что уставились? Убирайтесь! сказано: не пущу!

Маша: - Уважаемая Баба-Яга, я думаю, что ребята знают, как надо вести себя в лесу.

Б.Я. – А это мы проверим сейчас. Скажите, куда девать мусор после себя?

Дети в зале отвечают, как надо убрать поляну после привала. Маша и Ваня называют свой девиз: «После нас лучше, чем до нас». Ребята убирают мусор в свои мешочки, приглашают с собой Б.Я. и продолжают путь.

Навстречу из леса выходит Красная Шапочка, дети здороваются с ней.

Кр. Ш.: - Здравствуйте. Куда путь держите!

Дети : - Мы идем к Хозяйке леса на волшебную поляну. Не знаешь ли дорогу туда?

Кр. Ш.: - Как же? Знаю. Но покажу дорогу только тому, кто ответит на мои вопросы.

Маша и Витя кричат детям в зале: - Ребята, помоги нам ответить на вопросы Красной Шапочки.

    название какого ядовитого растения связано с названием птицы? (Вороний глаз)

    как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы)

    какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)

    назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы)

Маша и Витя проводят игру «Если я приду в лесок».

Кр. Ш .: А какие Заповеди леса вы знаете? (Дети из зала отвечают вмести с Машей и Ваней):

1. не шуметь

2. не рвать цветы

3. не сорить

4. не ломать деревья и кусты

5. не разжигать огонь

6. не резать ножом кору деревьев

7. не разорять птичьих гнёзд

8. не разорять муравейники

9. знать ядовитые растения и грибы и не брать их в руки

10. не пробовать плоды растений, которых не знаешь

11. бережно относиться к дарам природы…

Смотрим мультфильм «Пожар в лесу».

Кр. Ш .: (показывает дорогу и идет вместе с ребятами)

- Через некоторое время ребята встречают Рассеянного. Он сидит на тропе, перед ним разбросаны вещи, он тщательно пытается уложить их в рюкзак. Ребята здороваются с ним.

Рассеянный: (обращается к детям из зала)

Что это за ребята? И куда они идут?

Ваня и Маша : Мы туристы. Идем на волшебную поляну. А вы кто такой?

Рассеянный: - Знаете такого? (Читает несколько строк из стихотворения С.Я. Маршака)

Я тоже иду на Волшебную поляну. Сначала ехал я в вагоне, не доехал. Решил, что лучше всего шагать пешком с заплечным мешком. Всё, что нужно, закупил. Да не могу разобраться, где тут мешок, а где заплечник. Помогите ребята.

Дети помогают ему уложить в рюкзак только то, что нужно туристам, отложив в сторону ненужные вещи. Все вместе продолжают путь.

Под деревом сидит доктор Айболит. На дереве плакат «Добрый доктор Айболит». Перед ним больные.

Айболит: (испуганно) – Ой, дети! И вы ко мне? Но я лечу только зверюшек.

Дети: - Нет, мы не больные. Мы – туристы. Идем на волшебную поляну к Хозяйке леса.

Айболит: - Какие вы счастливые! Давно мечтал попасть на эту Волшебную поляну. Но всегда я очень занят. И сегодня столько больных. О нет, никогда мне туда не попасть. Надо больным зверюшкам рассказать о лесной аптеке.

Маша : - Ребята, давайте поможем доброму доктору Айболиту.

Айболит: (детям в зале задает вопросы – игра «Лесная аптека»):

    листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника)

    какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту)

    плоды каких кустарников очень богаты витамином С ? (Черная смородина, шиповник)

    какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля)

    какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (валериану; валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице)

    какое растение является противовоспалительным, успокаивающим и желчегонным средством? (Ромашка)

Айболит : - Молодцы, ребята. Зверюшки хорошо усвоили урок и теперь не будут болеть.

Витя: - Доктор Айболит, а еще ребята знают стихи про лекарственные растения.

Шиповник.

Он шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

Крапива.

Растёт она вокруг,

Она – и враг и друг,

Как иглы волоски,

Покрыли все листки.

Сломи хоть волосок –

И капнет едкий сок.

На кожу – хоть ори!

О-о-ой, волдыри!

Но если дружись с ней –

Ты многих здоровей:

В ней витаминов клад,

Весной её едят.

Подорожник.

Почему я от дороги

Далеко не отхожу?

Если ты поранишь ноги,

Я им помощь окажу.

Приложу ладошку к ране –

Боль утихнет, и опять

Будут ноги по дороге

В ногу с солнышком шагать

Одуванчик.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …(одуванчик)

Береза.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит под горой.

Доктор Айболит благодарит детей и вместе с ними отправляется в путь.

Ребята со сказочными героями подходят к реке. Рассеянный хочет напиться из речки.

Витя : - Постой, Рассеянный. Не пей эту воду. Она грязная. Ребята, как вы думаете, почему она стала такой. Кто в этом виноват? (ответы детей).

Посмотрите, кто это? (Появляется Водяной )

Водяной:

Я – одинокий водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои, лягушки,

Болеют как старушки!

На дне моей квартиры –

Бутылки, тряпки, вилы,

Не озеро – помойка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки –

Тьфу, какая гадость!

А мне так жить охота!

Здравствуйте, ребята. Вы тоже пришли загрязнять мой водоем. Уходите, нам и так здесь тяжело жить. Перед вами тоже были туристы, так они взяли и весь мусор побросали в воду. Разве так можно?

Маша: - Нет. Мы не будем загрязнять реку. Мы любим природу и заботимся о её красоте.

Витя: - Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. Это только при условии, что никто больше ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если еще и помочь воде: убрать все, что сбросили, - возвратиться жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки!

Маша и Витя:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Т.Н. Самсон.

Маша: - Водяной, укажи нам, пожалуйста, дорогу на Волшебную поляну.

Водяной: - Идите вот по этой тропинке и никуда не сворачивайте.

Дети: - Большое спасибо.

(выходят на Волшебную поляну)

Витя: - Вот мы с вами и пришли на Волшебную поляну.

Выходит Хозяйка леса.

Х.Л. – Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Хозяйка леса!

Х.Л. – Я очень рада, что вы посетили мою Волшебную поляну. Я знаю, что вы друзья природы. И я хотела бы провести небольшой экзамен. Хочу знать: умеете ли вы вести себя в моих владениях.

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели

Зелень от солнца в жару бы спасала

Каждому правила знать не мешало бы.

1 задание

Что обозначают эти плакаты? (набор слайдов на экране «Бережное отношение к природе)

2 задание «Экологическая викторина»

    назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка, пропуская через себя воду, улитка очищает ее; вот почему нельзя брать улиток из пруда и реки)

    кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»? (Дятла)

    как называется трава от 99 болезней. (Зверобой)

    какой цветок лето начинает? (колокольчик)

    почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)

    может ли гриб дерево съесть? (Да; трутовики разрушают древесину, превращают ее в труху)

    почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?

    кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда)

    почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо)

    почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?

    пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их)

    почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых)

    где у кузнечика ухо? (На ноге)

3 задание «Живые синонимы»

    Хитрый, как … (лиса ).

    Трусливый, как … (заяц ).

    Запасливый, хозяйственный … (белка ).

    Косолапый, как … (медведь ).

    Голодный, как … (волк ).

    Колючий, как … (еж ).

    Мчаться, как … (олень).

    Переваливаться, как … (медведь ).

    Выть, как … (в олк).

4 задание «Угадай по описанию»

    Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)

    В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)

    Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя. Но и не уничтожай, он нужен лесу. Для некоторых животных этот гриб лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. (Мухомор)

    Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть не целое лукошко. (Опята)

    Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе (Малина, ежевика)

Х.Л. – Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете природу леса, правила поведения в лесу и надеюсь, что вы всегда их будете соблюдать.

(Появляются ребята в масках животных)

Медведь.

Что в этот раз задумал человек:

Сломать, спилить или поджечь?

Что после вас останется, друзья,

В лесу, где много так зверят красивых?

Маша . Мы мусор весь хотим убрать.

Витя . Лес посадить, кормушки сделать.

Медведь. Вот чудеса! Что будет здесь?

Маша. Прекрасный лес,

Лес для зайчат,

Бельчат, лисят и медвежат.

Здесь будет чисто и красиво.

Витя . Здесь не убьют и не покалечат

Смотри кругом:

И не осталось-то чудес

На шарике земном.

Маша . И надо срочно мир спасать,

В котором мы живем.

Появляются дятел, мухомор и заяц.

Дятел. Весь дом почистить и помыть.

Мухомор. Очистить воздух нужно,

Дышать всем нужно.

Заяц. А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

Дятел. И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся. Ребятки!

Появляются кукушка, белки и сойка.

Кукушка. Все надо беречь и лелеять:

Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом.

Что нынче посеем – то завтра пожнем.

Сойка. На шарике нашем земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес,

Полно таинственных чудес.

1-белка. По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

2-я белка . Гремит на скалах водопад.

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит,

Большой, как дом, на волнах спит.

Медведь. Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Появляются лисички.

1-я лисичка . Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2-я лисичка . Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком,

Так надо им и быть.

3-я лисичка . Вот в лесу растет фиалка,-

Разве рвать ее не жалко?!

Голубеют, как из сказки,

Незабудок нежных глазки.

Носят юбочки цветные

Колокольчики лесные.

Даже старый мох седой

Вырос с рыжей бородой!

Все цветы для всех растут,

Их не рвите! Пусть живут!

Маша и Витя проводят Игру «Это я, это я, это все мои друзья».

Х.Л. Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба – парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Маша . – Вот и заканчивается наше путешествие на Волшебную поляну. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас. Надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь слушать ее и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.

Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья».

(Дети читают стихотворения)

1. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

2. В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

3.Летят, звеня дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим!

4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же её любить всегда!

- До новых встреч!

Литература:

1 . Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение», Ярославль, «Академия развития», 1997г.

2 . Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», Москва, «Педагогика- Пресс»,1994г.

3 . «Тайны живой природы». Энциклопедия, Москва, «РОСМЭН»,1998г.

4. Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Академия развития», 1997г.

5 Т.М. Бондаренко «Экологические занятия», Воронеж, ТЦ «Учитель»,2004г.

6 . .Е.А. Тимофеева «Экологическое воспитание», Йошкар-Ола, «Марий Эл учитель», 2002г.

7 . Л.М.Потапова «Детям о природе»-экология в играх, Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.

8 Журналы «Начальная школа»

9 . И.Н. Горенко «Экологическое воспитание в школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.

10 . Журналы «ПедСовет», «Педагогическое творчество» и «Школьные игры и конкурсы»

11 . Е.М. Елизарова «Знакомые незнакомцы» (кружковая работа), Волгоград, «Учитель», 2007 г.

12. Г.Н. Решетникова, Н.и. Стрельникова «Окружающий мир» (занимательные материалы), Волгоград, «Учитель», 2007 г.

Классный час в 6 «Б» классе
классный руководитель
Шульжик Е.В.

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Тип урока: урок-игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая игра "Войди в природу другом"

Классный час в 6 «Б» классе
классный руководитель
Шульжик Е.В.

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Тип урока: урок-игра.

Используемое оборудование:

  • иллюстрации стихийных бедствий;
  • выставка литературы по экологии;
  • паспорт планеты Земля для заполнения дома (домашнее задание).

Мотивация. Информация для учителя.

Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.

" Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский.

Ход занятия

Организационный момент. Эмоциональный настрой детей на занятие. Звучит мелодия Поля Мориа "В мире животных”. Презентация . Слайды № 2-8 . Читает учитель на фоне приглушенной музыки.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (Природа)

Сообщение целей занятия. Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?

А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

Слайд № 9. Чтобы во всем разобраться, нам нужно совершить путешествие в мир природы. Перед нами перекресток, куда нам отправиться? Гиперссылка на слайд № 10 (стрелочка № 1) "Планета Земля”. Дети играют в игру "выбери предмет” - необходимо определить, на какой из предложенных предметов похожа Земля (слайды № 11-15). На каждом из слайдов можно себя проверить, нажав на каждый предмет, где с помощью триггеров выставлены правильные ответы. Дети читают стихи после того, как игра закончится (слайд № 16).

Как яблоко на блюде

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

После завершения первого этапа с помощью гиперссылки возвращаемся на слайд № 9 (перекресток).

Народные сказки. Информация для учителя. По гиперссылке переходим к слайду № 17 . На этом слайде располагается домик, в котором и живут сказки: Сказка № 1 и Сказка № 2. Чтобы осуществить переход, нужно кликнуть мышкой по сказке № 1, или № 2.

Пояснение для учителя. Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник разнообразной информации, в том числе о законах природы.

В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступков в отношении природы.

Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал. Для начальной школы более традиционным является такой подход как борьба добра и зла, отношения между людьми. Мы будем анализировать сказки с позиций естественнонаучных, с учетом взаимозависимости человека и природы. Мы рассчитываем на то, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Народные сказки во многом "экологичны”: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания.

Учитель. Сказка № 1. "Теремок” (переходим по гиперссылке на слайд № 18 ). Задание "Угадай сказку”. Здесь дети узнают свою сказку по подсказкам. Сначала появляются домик, затем его обитатели. Неплохо вспомнить главных героев: муха – горюха, комар – пискун, мышка – попрыгуха, лягушка - квакушка, заюнок – кривоног, по горке скок, лиса - при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, медведь – всем пригнетыш. Чтобы удостовериться в правильности ответа переходим к слайду № 19 (название сказки "Теремок”). Чьё появление в теремке приводит к его разрушению? Слайд № 20 . На слайде имеются две составляющие: человек и природа. При беседе с детьми можно применить экологический подход: медведь олицетворяет человека, а остальные обитатели – природу. В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок можно рассматривать как экосистему. Все представители экосистемы взаимосвязаны друг с другом и при нарушении какого-либо фактора могут быть серьёзные последствия. Можно рассматривать "Теремок” как Природу, а человечество выступает в роли "Медведя” вмешательство которого приводит к нарушению экологического равновесия.

Учитель. Далее переходим на слайд "Народные сказки” (слайд № 17) и отправляемся по ссылке во вторую сказку (слайд № 21). Здесь используется такой прием, как сказочные вопросы. В известной сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной? Беседа о воде. Что такое чистая вода? Какие опасности таит незнание вопроса о чистоте воды. Дети рассуждают вместе с учителем. Удостовериться в правильности названия сказки можно на слайде № 22 .

Учитель. Экологическая игра "Паутина жизни”.

Место проведения: класс.

Участники: не менее 5 человек.

Цель: экологические связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу.

Оборудование: веревка, нитка.

Ход игры. Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины.

Затем участники отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка ослабевает.

Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом.

Возможен другой вариант (он используется в нашем занятии и слайд № 23 поможет в этом) включены звуки природы и звуки антропогенного влияния на природу): дети стоят в кругу, веревку держат одной рукой. Ведущий, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые) после создания экосистемы. Ведущий рассказывает легенду (здесь будет стройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей.

Перекресток. Гиперссылка на слайд № 24 . Проблема и пути ее решения. Решаем три проблемы вместе. Вход в проблему: во всем, что случилось с природой, виноват человек. Для того чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, а какие проблемы уже есть.

Учитель начальных классов. Красная книга! Почему она красная? По гиперссылке переходим на слайд № 31 . Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. В книге рассказывается о самых красивых животных?
  2. Красный цвет – сигнал тревоги?
  3. А может быть в этой книге приведено описание опасных для человека животных?

Ребята, я предлагаю вам подумать и выбрать только один правильный ответ. Можно нажать на каждый предложенный вариант и узнать правильный ответ. Учитель говорит о том, что красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. Далее переходим к следующему слайду № 32 . Учитель делает небольшое сообщение "Красная книга Международного союза охраны природы и природных ресурсов - список редкостных и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, символический сигнал бедствия, адресованный правительствам и общественности отдельных государств. Периодически пополняется новыми видами. Первая Красная книга опубликована в 1966 году. Издаются также национальные и региональные Красные книги, например, Красная книга Украины.

Дети читают стихи.

Охраняются Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц. А. Пахмутова

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. Д.Родович

Возвращение на перекресток. Слайд № 9

Учитель. Все дорожки пройдены, только черная тучка нависла. Как бы не было беды. Поспешим. По гиперссылке переходим на слайд № 33 . Показываем иллюстрации стихийных бедствий. Ответную реакцию природы мы можем наблюдать. Это катастрофы, которые в последнее время все чаще происходят на планете. Это землетрясения, наводнения, цунами, смерчи и многое другое. Гибнет много людей, стираются с лица земли города и деревни. Природа доказывает нам наше бессилие и беспомощность перед лицом природных катаклизмов.

Подводим итоги. У нас имеются все возможности, чтобы сохранить для себя и последующих поколений чистые водоемы, воздух, почву с их животным и растительным миром. Наше путешествие подходит к концу.

И закончить наш праздник нам бы хотелось стихотворением М. Дудина "Берегите Землю!”.

Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите эту Землю! Берегите!

Используемая литература:

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.
  3. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка-Пресс, 2002. - 192 с.
  4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
  5. Экологический дневник школьника Московской области. – М: Современные тетради, 1997. – 120 с.
  6. Экологическая игра: http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/038.htm

Людмила Кудрявцева
Сценарий мероприятия «Войди в природу другом»

Цель :

Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Задачи :

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Развитие познавательного интереса к миру природы .

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы .

Форма проведения : КВН для семейных команд.

Место проведения : музыкальный зал или групповое помещение.

Подготовка : анкеты для родителей, тематические поделки из природного материала , выпуск семейных экологических газет.

Оборудование : плакаты, рисунки, газеты по теме «Берегите природу » , плакат с ребусами, набор карточек животных, глобус, цветы для танца девочек, магнитола, медали, призы-альбомы для рисования и краски,сова игрушка

План проведения :1. Вступительное слово.

2. Приветствие команд и конкурс эмблемы.

3. Разминка «Вопрос-ответ» .

4. Танец девочек «Волшебный цветок»

5. «Живая пантомима» .

6. Конкурс капитанов и их помощников.

7. Музпауза «Береза» - танец.

8. Вопросы для болельщиков.

9. Конкурс «Музыкальная разминка» для команд.

10. «Логические задачи» .

11. Игра с болельщиками «Назови сказку о животных»

12. Конкурс плакатов и газет «Домашнее задание»

13. Подведение итогов конкурсной программы.

14. Решения собрания.

Ведущий : Дорогие друзья! К. Паустовский, наш замечательный писатель, сказал : «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» .

Звучит мелодия песни «Широка страна моя родная» .

Дети читают стихотворения.

Ребенок 1. Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок 2. На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Один из детей выносит глобус, другой держит плакат с надписью : «Берегите Землю эту!» . Они торжественно проходят по залу, останавливаются в середине зала, глобус ставят впереди себя.

Ребенок 1. Я бегу, а шар земной

Вращается подо мной.

Ребенок 2. Эй, не трогайте планету!

Ребенок 1. Берегите Землю эту!

Ребенок 2. Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу-

Вместе. Любуюсь я на красоту!

Природа наше богатство , сберечь это богатство для следующих поколений - наша задача и долг. Человек-это часть этой природы . Вдумайтесь призыва М. Пришвина : «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Девиз нашего собрания : «Прикоснись к природе сердцем » . Ведущий проводит анализ выставки рисунков и поделок из природного материала , сделанных родителями и детьми, и анализ анкет.

Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране . Соревноваться предстоит 3 командам, в состав которых входят дети и их родители.

Поприветствуем наших отважных участников! Команду-победительницу ждет награда.

Команды, в добрый час! Пусть удача встретит вас! 1-й конкурс. Представление и конкурс эмблем. Каждая команда с выбранным названием должна себя представить. 2-й конкурс «Вопрос-ответ»

Почему лес называют зеленой аптекой?

Какие цветы растут ранней весной?

При каких заболеваниях используется липа?

Где уши у кузнечика?

У какой птицы зимой появляются птенцы?

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц ?

Какую траву любят кошки?

Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?

Из какого дерева делают спички?

Какие грибы появляются первыми?

Музыкальная пауза : музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» исполняют девочки.

3-й конкурс «Живая пантомима» . Каждая команда показывает живую пантомиму(3 объекта природы , другие команды должны отгадать.

4-й конкурс «Капитаны» . Капитаны рассказывают стихи о природе .

Задание помощникам капитанов (детям) - ребусы

Музыкальная пауза : танец «Береза»

Вопросы для болельщиков :

Какие птицы едят грибы? (Глухари)

Названия каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, волчье лыко)

У каких растений семена снабжены парашютами? (Одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива, мать-и-мачеха)

Какой самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (Стрекоза - в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

5-й конкурс «Музыкальная разминка» . Кто кого перепоет- песни о природе (по одному куплету)

6-й конкурс «Логические задачи» .

Задание 1. Разделите нарисованных на карточках животных на 3 группы : медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.

Задание 2. Распределите животных по способу их передвижения : бегают, прыгают, летают, ползают, плавают.

7-й конкурс. Игра с болельщиками «Назови сказку о животных»

8-й конкурс. Домашнее задание. Защита красочного плаката или экологической газеты.

Ведущий : Берегите и охраняйте природу . Помните : Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет-200 лет, стекло - 1000 лет.

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Плыть в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинки на болоте,

Осетра в реке и птицу в небесах!

Подведение итогов. Вручение знатокам сову-символ мудрости.

КВН закончен, друзья, до свидания!

Всем хочу сказать на прощание :

И о природе – одной - позаботиться можем вполне!

Дети и взрослые исполняют песню «мир похож на цветной луг» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского) .

Решение родительского собрания :

Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Поддержание тесных связей с социумом : школа, станции юннатов, музеи, экологические организации другие субъекты .

Литература :

1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-пресс». 2004.

2. Неволина, Е. Большая книга животных. – М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир» , 2003.

3. Смирнова, В. А. Тропинка в природу . – СПб.: Союз, 2003.

4. Энциклопедии серии «Обо всем на свете» : растения; комнатные растения; птицы; насекомые; человек; Земля. – Лондон : Дорлинг Киндерсли, 1998.

Приложение :

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экологическое образование в семье»

1. Есть ли у вас дома животные? Какие?

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок?

5. Бываете ли вы с ребенком на природе ? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду ?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Цели:

  • расширить знания детей о животном и растительном мирах;
  • развивать мышление, память, любознательность, внимание, самостоятельность суждений;
  • воспитывать стремление беречь и любить природу.

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня у нас с вами мероприятие по теме «Войди в природу другом».

Пройдёт оно в форме игры «Крестики-нолики».

В игре участвуют две команды: «крестики» и «нолики». На игровом поле в каждую клетку вписано название конкурса, победив в котором, вы сможете поставить в эту клетку свой знак. В первой части игры побеждает команда, которая первой выложит три знака по горизонтали, по вертикали или диагонали. Но на этом наша игра не закончится: в ней может появиться ещё один победитель, тот, чьих знаков на игровом поле будет больше после того, как будут закрыты все его клетки. Оценивать игру будет жюри. Команда, которая, по мнению жюри, победит в конкурсе ставит в соответствующую клетку свой знак.

А сейчас с помощью жеребьёвки давайте выберем команду, которая начнёт нашу игру.

1 сектор. «Кто есть кто».

Ведущий.

Мы безумно богаты!
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даёшься!

- В данном конкурсе нужно разгадать кроссворд. Победит команда, которая первой выполнит задание.

По горизонтали:

  1. Гуси? Страусы? Павлины? Догадались? Мы…
  2. Когда пугаюсь, я бегу, вытягиваю шею; а вот летать я не могу, и петь я не умею.
  3. Разоряет огород – роет землю серый…
  4. Ходит по лесу зверёк, хищный маленький…
  5. Рвать цветы легко и просто людям маленького роста, но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок.

По вертикали:

  1. «Эй, не стойте слишком близко, я …, я не киска».
  2. Царь зверей.
  3. «Вот, полюбуйтесь на игру двух австралийских…».
  4. Дуб долбил, как долотом, кто-то жил в дупле пустом.
  5. Речка целая нужна для хорошего…
  6. Ель на … похожа.

Ответы.

  1. Пингвины.
  2. Страус.
  3. Крот.
  4. Хорёк.
  5. Жираф.
  6. Тигр.
  7. Кенгуру.
  8. Дятел.
  9. Слон.

2 сектор. «Устами младенца».

Ведущий .

Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу?!

В этом конкурсе мы с вами вспомним наиболее распространенные виды отходов и познакомимся с возможностями их вторичного использования. Я буду зачитывать детские высказывания. Задача команд: как можно быстрее понять, о чем идет речь. Команда, первой давшая правильный ответ, получает очко. В конкурсе побеждает команда, набравшая больше очков.

Детские высказывания.

  1. Его производит обыкновенная корова.
    Его необходимо компостировать.
    В небольших количествах он очень полезен.
    Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием
    При попадании его в водоемы рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
  2. В нее чаще всего упаковывают товары.
    Сама по себе в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать. Предметы, изготовленные из нее, мало весят. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
  3. Его делают из песка.
    Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Чаще всего оно прозрачное. Когда оно падает, то разбивается.
  4. Это получается, когда что-то становится старым или ломается.
    Это можно увидеть везде _ в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
    Из этого можно сделать что-то новое. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

Ответы:

  1. Навоз.
  2. Пластмасса.
  3. Стекло.
  4. Металлолом

3 сектор. «Загадки Деда – Всеведа».

Ведущий.

У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?!

Ответьте на загадки самой природы. Какая из команд разгадает больше, та свой знак и поставит.

Загадки.

  1. Снега блестят, искрятся, и небо – бездонная голубень. Краса какая! Есть ли, право, время лучше зимы? Жаль, кончается она – вот уж листопад начался. Какие деревья в канун весны листья роняют?
  2. Что за дерево? Весной в платье белое наряжается, ровно невеста в фате красуется. Солнышко припечёт – где рыжеет, где буреет из-под белых перьев?
  3. Вот смотри-ка. Сломил я пруток, в воду сунул. Вдруг откуда ни возьмись – рыбёшка. Хвать за пруток и давай кусать. Что это такое? Опусти в реку палец, без руки останешься?
  4. Живёт в лесу зверь, рыльце хоботком, зубы крашеные. Не смотрите, что мал он, - меньше зверя нет,- он на дню по 80 раз ест, 120 раз спать ложится. Проворен крошка. Питается он жуками, червяками, прочей мелюзгой.

Ответы.

  1. Листопад у хвойных деревьев, за исключением лиственницы, протекает в канун весны. Хвоя – те же листья. У елей, скажем, «иглопад» начинается обычно в конце февраля.
  2. На черёмухе весной платье бело, кружева да рюши, а к лету одни зелёные пуговки остаются.
  3. Это бычок – подкаменщик. Он икру охраняет.
  4. В этой загадке говорится о самом маленьком зверьке – о крошечной бурозубке. У неё зубы крошатся, головка, всё тельце перед холодами ссыхаются. Такие бывают чудеса!

4 сектор. «Цветик-семицветик».

Ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть!
Ну-ка, думай, вспоминай
И растенья называй.

В этом конкурсе задание всем игрокам команд: нарисовать известные вам растения, рассказать, что вы о них знаете, где они растут, какую пользу приносят.

5 сектор. «Угадай-ка».

Ведущий.

Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

По описанию определите, о каком животном идет речь.

  1. а) У нее пятнистая шерсть.
    б) На ушах кисточки.
    в) Хвост короткий.
    г) Хищник.
    д) Свою добычу подстерегает на суках деревьев.
  2. а) У него длинные уши, короткий хвост.
    б) Подошвы лап довольно густо покрыты желтыми волосами.
    в) Задние лапы длиннее передних.
    г) Зимой живет в снежной норе под кустами.
    д) Питается корой деревьев.
  3. а) Это хищник.
    б) У него тонкий слух, что помогает добывать еду.
    в) В рационе у зверя более 300 самых разных животных – от насекомых до крупных птиц.
    г) Детеныши появляются весной и в начале лета.
    д) Это нечистоплотный зверь.
  4. а) Древние греки называли их «скиуридами».
    б) Заметив, что зверек часто поднимает хвост над головой, люди решили: он служит зверьку чем-то вроде зонтика от солнца.
    в) Хвост играет в его жизни большую роль.
    г) Он придает зверьку особое обаяние.
    д) Может, зверек и назван так, потому что зимой и летом у него белое брюшко.

Ответы :

  1. Рысь.
  2. Заяц.
  3. Лиса.
  4. Белка.

6 сектор. «Здоровье».

Ведущий : Послушайте стихотворение и определите: Что может стать причиной болезни? Какие правила нужно знать, чтобы не заболеть?

«Мойдодыр», К.Чуковский

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я за свечку – свечка в печку!
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?

7 сектор. «Подводное царство».

Ведущий: В этом конкурсе команды будут по очереди отвечать на мои вопросы.

  1. Какие рыбы являются долгожителями?
  2. Назовите самую большую рыбу.
  3. Какая рыба в наших водах вьёт гнездо?
  4. У какой рыбы несколько сотен ног?

Ответы :

  1. Сом, щука.
  2. Акула.
  3. Колюшка.
  4. Морской ёж.

8 сектор.

Тест : «Войди в природу другом». (см. приложение 1)

9 сектор. «Собери мозаику».

Ведущий :

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Задание командам:

  • каждая команда получает по 2 набора разрезанных картинок с изображением животных;
  • необходимо собрать из этих картинок мозаику с полным изображением животных и назвать каждое животное.

Животные для сбора мозаики:

  • тигр;
  • слон;
  • жираф;
  • лошадь.

Подведение итогов.

Сегодня мы подвели итог того, что мы узнали на уроках окружающего мира о нашей природе. Наверное, каждый из вас убедился в том, что человек должен бережно относиться к растительному и животному миру. Ведь природа – это наш общий дом.



 


Читайте:



Николая Чудотворца у Соломенной Сторожки

Николая Чудотворца у Соломенной Сторожки

Деревянный шатровый храм был построен в 1916 году как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной...

Постный гороховый суп: рецепты и особенности приготовления Гороховый суп рецепт постный с картошкой

Постный гороховый суп: рецепты и особенности приготовления Гороховый суп рецепт постный с картошкой

Горох нужно предварительно замочить в холодной воде на 3-5 часов. Затем промыть, залить водой, довести до кипения. Снять пену и варить горох до тех...

Шейка свиная в духовке целым куском: лучшие рецепты приготовленияP

Шейка свиная в духовке целым куском: лучшие рецепты приготовленияP

1. Рецепт приготовления шейки в духовке в фольге начинается с подготовки мяса. Свинину необходимо вымыть, как следует просушить и выложить на лист...

Как приготовить тонкие блины на молоке

Как приготовить тонкие блины на молоке

Для кого-то блинное искусство кажется пределом кулинарии, но на самом деле приготовить тонкие блины вовсе несложно, нужно лишь следовать нескольким...

feed-image RSS