Разделы сайта
Выбор редакции:
- Ореховые рулетики из творожного теста Рулет из творожного теста с творогом
- Как сделать крем из масла и сгущенки с какао-порошком Масляный крем со сгущенкой и шоколадом
- Рулет с начинкой из творога Рецепт рулетики из творожного теста
- Лучшие рецепты вкусной говядины по-китайски
- Как приготовить говядину по-китайски с овощами под изысканным соусом?
- Шоколадный кекс в микроволновке в кружке
- Лимонный торт со сметанным кремом Готовим лимонный сметанник
- Калорийность котлет из индейки и от чего она зависит
- Диетический шоколад в домашних условиях
- Характеристика и совместимость знаков зодиака по годам рождения
Реклама
Крестовые походы кратко: причины, ход и последствия. Крестовые походы. История Основная причина крестовых походов |
«Я стал крестоносцем для Бога (Альбрехт фон Йоханнсдорф. Перевод М. Лущенко) Подобна маятнику. Сначала идет в одну сторону, затем в другую. Сначала крестоносцы ходили походами в Сирию и Тунис, теперь из Сирии и Северной Африки толпы беженцев перебираются в Европу, причем и тех, и других влекла и влечет надежда на лучшую жизнь. Здесь у себя трудиться не хотим, а поедем туда, где все уже сделано за нас, либо Бога попросим, и он нам все даст. Вот она – леность человеческой натуры. Впрочем, для начала, то есть для того, чтобы понять причины так называемых крестовых походов на Восток, давайте мысленно отправимся в средневековую Европу и постараемся себе представить, что мы увидели бы там, окажись у нас в руках фантастическая «машина времени». Ну, прежде всего, что города малы по размеру, а деревеньки так и вовсе состоят всего лишь из нескольких домов. Дороги чаще всего грунтовые, а вымощенных камнем – совсем немного, да и те остались от эпохи Древнего мира и римского владычества, как и стоящие на реках каменные мосты в форме арок. Проповедь Папы римского Урбана II по случаю Первого крестового похода на площади в Клермоне. 1835 г. Картина художника Франческо Аеца (1791 – 1882). Зато повсюду высятся замки рыцарей-феодалов. Любой холм или возвышенность несут на себе укрепление, и так же укреплены христианские монастыри. Впрочем, кое в чем эта картинка довольно сильно отличается от привычных нам с детства образов, рожденных благодаря просмотру картинок в учебнике истории Средних веков. Далеко не все замки каменные. Отнюдь нет! Многие – и таких вокруг большинство, это просто грубые сооружения из дерева, покрытые известкой. Причем некоторые из них ещё и обиты… коровьими шкурами! Делалось это не эстетики ради – потому, что уж какая в этом эстетика, а чтобы предохранить от зажигательных стрел, ведь воевать их владельцам друг с другом, а то и с самим королем приходилось в ту пору очень часто! Несомненно, мы заметим, что здесь повсюду идет строительство. Строятся не только укрепления, но и многочисленные соборы – вначале приземистые и массивные романского типа. Ну, а позднее, с XII в., – устремленные в небо и украшенные шпилями и башнями – соборы готические. Интересно, что лесорубы и кузнецы ценятся в этом обществе выше, чем землепашцы. Ведь это именно они общими усилиями сводят леса, вырубая их под пашни. Вот почему, кстати, в западноевропейских сказках так часто упоминаются дровосеки: профессия эта в начале Средних веков была очень даже почетной и ответственной. Ведь девять из каждых десяти европейцев жили в деревнях, отделенных друг от друга необработанными землями и лесами, в которых обитали волки и дикие кабаны. Лесорубы не только корчевали лес, но и делали его проходимым. Впрочем, что толку в том, что между замками сеньоров и довольно редкими городами существовала хоть какая-то связь, когда людям очень часто не хватает питания, о чем мы тоже можем прочитать в тех же сказках братьев Гримм. Засуха, ураган, налеты саранчи – и вот уже целые области вынужденно голодают и молят Бога о заступничестве. Да и на кого им было надеяться еще, кроме как на Бога? Ведь их господин в замке нередко голодал, как и они сами – его несчастные крестьяне, поскольку кормился от их же трудов. Конец XI в. стал для всех особенно серьезным испытанием. Да, леса вырубались, строились замки и монастыри, однако успехи земледелия привели к тому, что население Европы стало расти. И хотя каждая вторая женщина в то время умирала в родах, ведь бабки-повитухи рук не мыли, количество едоков повсеместно стало увеличиваться. Причем особенно быстро увеличивалось количество детей в семьях рыцарей-феодалов, условия жизни которых были все-таки лучше, чем у тех же крестьян. И ничего плохого в этом бы не было, только каждый феодал по обычаю передавал все земли и замок своему старшему сыну, который и наследовал все его права и имущество. Но что же тогда оставалось делать младшим? Кто-то становился священником, кто-то шел на королевскую службу, но многие так и не находили себе места и становились самыми настоящими разбойниками, грабившими всех подряд. Церковь пыталась ограничивать произвол феодалов, вводя так называемый «божий мир» – то есть время, в которое запрещалось воевать, однако помогало это мало. Неудивительно, что в условиях постоянных грабежей и убийств, к которым добавлялись еще и периодические неурожаи, засухи и падеж скота, люди искали себе спасение в религии. Вот почему количество паломников к святым местам – и прежде всего к Гробу Господню в Палестине – постоянно росло. Так, только в 1064 году епископ Гюнтер Бамбергский привел туда семь тысяч паломников, мечтавших таким образом очиститься от своих прегрешений и впоследствии оказаться в раю. И всех надо было накормить и обеспечить ночлегом. А ведь были группы и поменьше и все они стремились в Иерусалим, чтобы пройтись ногами по плитам, по которым ступала нога Христа и, приложившись к его святыням, обрести милость Господа, а с ней здоровье и удачу в делах! Владевшие им арабы не препятствовали христианам, но очень часто жестоко оскорбляли их религиозные чувства. Так, в 1010 году халиф Хаким, например, приказал разрушить храм Гроба Господня, а римский папа в ответ тут же начал проповедовать священную войну против мусульман. Однако Хаким вскоре умер, разрушенные постройки были восстановлены, и война так и не началась. Но, что же это получалось? Жизнь в Европе становилась год от года все более трудной, а единственная, по сути дела, надежда на спасение – легендарная святыня христианства Гроб Господень – была в руках у мусульман, и поклониться ему становилось все труднее и труднее. Оставалось одно: вернуть силой святыни, от которых едва ли не каждый христианин той эпохи ждал себе спасения. Вот так и начались столь известные всему миру походы на Восток, получившие впоследствии названия «крестовых» и вот именно так и появились первые крестоносцы в Европе. Впрочем, появились здесь они отнюдь не сразу и не вдруг. То есть вроде бы мы знаем, что первый такой поход на Восток провозгласил римский папа Урбан II в 1096 году, однако он только сказал об этом вслух. А вот кто именно об этом впервые подумал? Кто взращивал эту идею, имел её в виду, занимаясь обыденными мирскими делами? Или в то время все-таки был какой-то интеллектуальный центр, откуда она распространилась среди многих людей, а уже один из римских пап явился её главным выразителем. Найти ответы на эти вопросы попытался французский историк Луи Шарпантье. Он считает, что впервые идея похода против неверных за освобождение Гроба Господня, а может быть и ради каких-нибудь других важных целей – кто знает, пришла в голову римскому папе ещё тысячного года – Сильвестру II. Он сумел заставить знатных сеньоров, промышлявших до этого грабежом и разбоем, принять «божье перемирие», то есть был по-настоящему «пастырь добрый», хотя особой святости римско-католическая церковь за ним и не признает! До избрания папой он был бенедектинским монахом Гербертом, причем прославился как талантливый математик, изобретатель и в таковом качестве даже усовершенствовал церковный орган. Причем, пройдя обучение в Испании, он отнюдь не жаждал войны с маврами, захватившими к этому времени значительную часть Испании, отнюдь нет. Свою идею крестового похода он выдвинул, имея перед собой главную цель – Иерусалим, почитавшийся в то время центром мира. При этом влияние христианской церкви в Европе непрерывно росло, западные феодалы теснили византийских, а герцог Гийом ещё и завоевал Англию. То есть власть Рима очень жестко распространялась вплоть до самых окраин христианской Европы. Способствовал этому и папа Григорий VII, известный как «папа Каноссы» и просвещенный реформатор календаря, и… тоже бенедиктинец, поскольку это он приложил немало сил, чтобы все те же самые норманны установили свою власть ещё и в Южной Италии! Григорий VII решил лично возглавить поход против неверных. Последовать за ним согласились 50 000 энтузиастов, однако конфликт с германским императором заставил его отказаться от этой идеи. Его преемник, папа Виктор III повторил призыв своего предшественника, обещая его участникам прощение грехов, но лично участвовать в нем не пожелал. Жители Пизы, Генуи, и ряда других итальянских городов, постоянно страдавших от набегов пиратов-мусульман, снарядили флот, отплыли к берегам Африки и там сожгли два города в Тунисе, но широкого отклика в Европе эта экспедиция не получила. Кстати, Григорий VII также намеревался поддержать Византию в её борьбе против тюрков. Так что совсем не удивительно то, что в 1095 году очередной папа и опять-таки бенедиктинец Урбан II в очередной уже раз провозгласил поход на Восток. Удивительно, что это не было сделано ещё раньше. Но если все эти папы были бенедектинцами… то, разве не говорит это о том, что идея эта родилась именно среди монахов ордена св. Бенедикта, и нашла свое воплощение конкретное воплощении в этом призыве?! Другое дело, что правильнее будет сказать, что подлинным вдохновителем похода оказался отнюдь не папа, а нищий отшельник Пётр Амьенский, прозванный Пустынником, выходец из Пикардии. Во время своего посещения Голгофы и Гроба Господня, видя притеснения со стороны мусульман, он почувствовал сильное негодование. Добыв у патриарха письма с просьбой о помощи, Пётр направился в Рим к папе Урбану II, после чего, облачившись в рубище, босой, и с распятием в руках, пошел по городам Европы, повсюду проповедуя идею похода ради освобождения восточных христиан и Гроба Господня. Тронутые его красноречием простолюдины, видели в нем святого, и даже, как об этом пишут многие авторы, «почитали за счастье отщипнуть клочок шерсти от его осла на память». Так идея похода распространилась в народных массах очень широко и стала по-настоящему популярной. Но, разумеется, никакая пропаганда не может быть успешной, если в основе неё не лежит вполне конкретное действие, событие либо… информация о нем, пусть даже и не всегда точная. Ведь на то, что происходило на Западе, события на Востоке влияли самым непосредственным образом, хотя в условиях отсутствия современных суперлайнеров и спутниковой связи известий оттуда дожидались годами! Так не совсем точной была и та информация, что заключалась в словах папы Урбана II на Клермонтском соборе, где он произнес буквально следующее: «От пределов иерусалимских и из града Константинопольского пришло к нам важное известие, да и ранее весьма часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, иноземное племя, чуждое Богу, народ упорный и мятежный, неустроенный сердцем и неверный Господу духом своим, вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнем... Кому выпадает труд отомстить за все это, вырвать [у них] захваченное, кому, как не вам, которых Бог превознес перед всеми силою и величием духа, ловкостью и доблестью сокрушать головы врагов, кои вам противодействуют?» Но могущественным врагом христиан был совсем не народ из персидского царства, а турки-сельджуки – мусульмане-кочевники тюркских племен, вожди которых числили себя потомками некоего Сельджука. Турки-сельджуки происходили из Центральной Азии, в XI веке они под началом Тогрула вторглись в Персию, а к середине столетия продвинулись и на Ближний Восток. В 1055 г. сельджуки захватили Багдад, богатейший город Ближнего Востока, а к 1064 г. серьезно потеснили Грузию, завоевали Армению и Азербайджан. Спустя четыре года, в 1068-м, под руководством султана Арслана, они приступили к завоеванию территории Византийской империи. Хотя с другой стороны именно эти подробности-то и были не важны. Как говорится – «был бы человек, а вина ему найдется!» Западноевропейский рыцарь XI в. был подобен металлической статуе. Да и Византия уже давно не была той великой державой, на которую Европа равнялась во всем, как на наследницу великих римских традиций. Два столетия непрерывных войн с болгарами, руссами и южноитальянскими норманнами заставляли ее направлять свои войска то на север, то к Средиземному морю, да и внутри самой страны не прекращалась борьба за власть. Когда турки создали им угрозу на восточных рубежах империи, византийцы бросили против них большие силы, но 26 августа 1071 года в битве при Манцикерте потерпели серьезное поражение, в результате которого в плену у сельджуков оказался сам византийский император Романа IV Диоген. Затем в 1077 году на захваченных землях турки основали Конийский (или Румский, Ромейский) султанат – государство со столицей в Конье, и постепенно расширили свои границы почти на всю Малую Азию. Новый император Византии, Алексей I Комнин, уже не располагал людскими ресурсами для борьбы с таким серьезным врагом. Но что-то делать все равно было надо. И тогда он в отчаянии обратился с письмом к папе Урбану II, и попросил его содействия в освобождении утраченных земель с помощью военной силы стран Запада, способной бороться с экспансией «народов персидского царства» с Востока. Послание басилевса понравилось папе сразу по двум причинам. Во-первых, теперь он имел возможность возглавить завоевание Святой Земли на вполне законных обстоятельствах. Во-вторых, отправляя значительную часть воинов на Восток, он удалял их из Европы, что сразу решало множество проблем. И вот 18 ноября 1095 года папа Урбан II созвал в Клермоне епископский собор, который должен был решить ряд назревших церковных проблем. Так как собор проходил во Франции, на него в основном прибыли епископы-французы. Но, завершая собор 27 ноября, папа произнес публичную речь перед огромным скоплением народа, в которой он обратился уже не к прелатам, а непосредственно к людям на площади перед дворцом, где проходил собор. И хотя точный её текст до нас не дошел, многим из тех, кто её слышал, она так врезалась в память, что впоследствии они смогли её записать и пусть и своими словами, донести её до наших дней. В частности о том, что там было сказано, можно прочитать в «Иерусалимской истории» Фульхерия Шатрского (французский священник, хронист Первого крестового похода), который в этой истории сообщает, что, изложив собравшимся все обстоятельства, связанные с противостоянием восточных христиан и их турецких завоевателей, папа сказал следующее: «С просьбой об этом деле обращаюсь к вам не я, а сам Господь, поэтому призываю вас, провозвестники Христовы, чтобы собрались вы все – конные и пешие, богаты и бедные – и поспешили оказать помощь уверовавшим в Христа, чтобы отвратить, таким образом, то поганое племя от разорения наших земель. Я говорю об этом находящимся здесь, а прочим передам [потом]: так повелел Иисус! Всем тем, кто, отправившись туда, в пути или при переправе, либо же в сражении с язычниками, окончит свою смертную жизнь, то тотчас получит отпущение грехов [своих]. И от того это обещаю всем, собирающимся туда отправиться, что правом таким наделен от Господа. О какой же это будет позор, если племя столь презренное, низменное, прислуживающее дьяволу одолеет народ, наделенный верой во всемогущего Господа и славящийся именем Христа. О сколько вам будет упреков от самого Господа, если вы не окажете помощь тем, кто, как и вы, уверовали в Христа. Ступайте на славную битву против неверных, которая начинается, – сказал папа, – и будут вознаграждены те, кто по своему обыкновению вел здесь частые войны против верующих. И станут войнами Христовыми те, кто прежде разбойничал. Пусть достойно сражаются против варваров те, кто прежде воевал против своих братьев и родных. Сейчас раздаются вечные награды тем, кто прежде служил за жалкие солиды торговца. Те, кто ранее [тщетно] терзали свое тело и душу, сейчас будут биться за двойную награду. Несчастные и бедные сейчас, там станут богатыми и сытыми; недруги Господа здесь, там станут его друзьями. Вознамерившиеся отправиться в дорогу, пусть не откладывает это, но, собравшись вместе в подходящих местах, перезимуют и в следующую весну, ведомые Господом, как можно быстрей отправляются в путь». Западноевропейский рыцарь XI в. и устройство щита. Понятно, что такое красноречие, да ещё из уст самого наместника Христа на земле просто не могло не найти отклика в сердцах собравшихся и они тут же закричали, что так хочет Бог! В знак того, что они выбрали свой путь, собравшиеся на площади в Клермоне вроде бы тут же начали нашивать на свою одежду кресты. И вот здесь мы встречаемся ещё с одной исторической несообразностью. Так, тот же Фульхерий Шатрский писал: «О, как приятно и радостно было нам всем видеть эти кресты, сделанные из шелка или вышитые золотом, которые пилигримы, будь они воинами, клириками или мирянами, носили на плечах своих плащей, после того, как по призыву папы дали обет отправиться [в поход]. Воистину воины Господа, которые готовились к битве во славу [имени] его, по праву должны быть отмечены и вдохновлены таким знаком победы». И сразу возникает вопрос, как же тогда другие авторы сообщают о том, что пилигримы разрезали на полосы платки или отрывали полосы материи от одежды и нашивали их себе на плащи? Причем в ряде мест указывается, что кресты эти были из ткани красного цвета, но также алого и белого цвета, а иные, мол, так и вовсе выжигали себе крест на теле! Было бы ничуть не удивительно, если бы мы знали, что эти кресты были подготовлены для собравшихся в Клермоне заранее (!), поскольку при богатстве римских пап сшить и даже расшить золотом несколько тысяч крестов большую проблему не составляло. И потом, ну кто же в то время постоянно носил одежду красного и белого цвета, не говоря уже о совершенно сомнительных тогда «платках»! Так что, скорее всего все эти кресты, причем в большом количестве, были приготовлены заблаговременно, и уже здесь, в Клермоне, их раздавали всем желающим, чтобы ещё больше подогреть их религиозные чувства и также чувство собственной значимости. Ведь вышитые золотом кресты (хотя может быть, что это и была всего лишь золотая канитель), представляли собой весьма ценную вещь, и были… просто красивы! Это могли быть и ленты красного и белого шелка, которые прямо здесь на месте отматывали на куски и отрезали, а уже сами «крестоносцы» нашивали их на одежду в форме креста! То есть кресты у первых крестоносцев были самой простой формы: либо в форме классического греческого прямого креста с равносторонними концами, либо это были латинские кресты, а может быть у кого-то был даже папский крест. Ведь на нем было больше поперечин, и вдруг от этого на человека, носящего этот крест, снизойдет больше святости? Шлем сервильер XIII – XIV гг. Служил в качестве шлем-подшлемника под «большой шлем». Однако такие же шлемы были главным средством защиты для воина и в 1099 г. (Муниципальный музей Торрес-де-Куарт-де-Валенсия, Валенсия, Испания). Причем интересно, что «крестовым походом» это «мероприятие» пока ещё никто не называл. Как и до этого в ходу было слово «expeditio» или «peregrinatio» – «экспедиция» или «паломничество», то есть речь шла вроде бы об обычном паломничестве, но с оружием. А ещё папа обещал его участникам полную отмену всех наложенных на них епитимий, то есть прощение их прежних грехов. Но сами крестоносцы – в большинстве своем люди темные и невежественные (потому как иных в то время нужно было ещё поискать!) вряд ли понимали такие тонкости. Скорее всего, большинство из них наивно полагало, что папа вообще отпустил им все грехи, как прошлые, так и все будущие, ведь они же выступали не просто в поход, а в поход за веру, да ещё и осененные знаком креста! Рис. А.Шепса Ctrl Enter Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter Крестовые походы – это очень обширная тема и по ней написано не один десяток книг и другой научной литературы. В этой же статье, вы узнаете о крестовых походах кратко – только самые ключевые факты. И начать, пожалуй, необходимо из определения понятия. Причины крестовых походов в Святую ЗемлюЭкономические проблемы Европы. Папа Урбан сообщил, что Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. И именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли мусульман на Востоке;Религиозный фактор. Папа считал неприемлемым тот факт, что христианские святыни (Гроб Господний) находятся в руках неверных – то есть, мусульман; Мировоззрение людей того времени. Люди массово ринулись в крестовые походы прежде всего потому, что с помощью этого они искупят все свои грехи и попадут после своей смерти в Рай; Жадность католической церкви. Папство желало не только обогатить Европу ресурсами, но прежде всего оно хотело наполнить свои кошельки новой землей и другими богатствами. Причины походов в страны ПрибалтикиУничтожение язычников. Население стран Прибалтики, особенно Литва – были языческими, чего не разрешала католическая церковь и их необходимо было обратить в веру христианскую или же уничтожить неверных.Также причинами можно считать ту же жадность католического папства и желание заполучить больше число послушников, больше земель, о чем мы говорили выше. Ход крестовых походовНа территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено восемь крестовых походов.Первый крестовый поход в Святую землю начался в 1096 и продолжался до 1099 года, собрал несколько десятков тысяч крестоносцев. В ходе первого похода, крестоносцами были созданы несколько христианских государств на Ближнем Востоке: Графство Эдесса и Триполи, Иерусалимское королевство, Княжество Антиохия. Второй крестовый поход начался в 1147 и продолжался до 1149 года. Этот крестовый поход завершился для христиан ничем. Но время этого похода, крестоносцы «создали» себе самого сильного врага христианства и защитника ислама – Саладина. После похода христиане потеряли Иерусалим. Третий крестовый поход: начался в 1189 году, конец –1192 год; известен тем, что в нем участвовал английский монарх Ричард Львиное Сердце. Ему удалось захватить Акру, Кипр, нанести несколько поражений Саладину, но он так и не смогу вернуть Иерусалим. Четвертый крестовый поход: начался в 1202 году и завершился в 1204. В ходе похода был захвачен Константинополь. На территории Византии крестоносцы также основали четыре государства: Княжество Ахейское, Латинскую империю, Герцогство Афинское и Королевство Фессалоники. Пятый крестовый поход стартовал в 1217 году, а закончился в 1221. Он закончился полным поражением для крестоносцев и те были вынуждены покинуть Египет, который они так желали захватить. Шестой крестовый поход: начало – 1228 год, конец – 1229 год. Крестоносцам удалось вернуть Иерусалим, но между ними начались сильные раздоры из-за чего многие христиане стали покидать Святую Землю. Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился полным поражением для крестоносцев в 1254. Восьмой крестовый поход: начало – 1270 год, конец – 1272. Положение христиан на Востоке стало критическими, его усугубляли внутренние распри, а также вторжение монголов. В итоге крестовые походы закончились поражением. Последствия крестовых походов на ВостокПосле крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев;Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов; Крестовые походы были серьезным ударом по экономическому состоянию Европы, однако открытие новых торговых путей пополнило казну; Крестовые походы привели к постепенному и уже неминуемому упадку Византийской империи. После того как ее разграбили, она уже не могла оправиться от удара, спустя два столетия ее захватили мусульмане; Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии; Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы; Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки; Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе → зарождение протестантизма, гуманизма; В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к мусульманскому миру. Само папство в XX веке принесло глубокое извинение за крестовые походы перед мусульманским миром.
Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых. Причины крестовых походов (кратко) Причины крестовых походов лежали в западноевропейских политических и экономических условиях того времени: борьба феодализма с возрастающей властью королей выдвинула с одной стороны ищущих независимых владений феодалов, о другой – стремление королей избавить страну от этого беспокойного элемента; горожане видели в движении в далекие страны возможность расширения рынка, а также приобретения льгот от своих ленных сеньоров, крестьяне спешили участием в крестовых походах освободиться от крепостной зависимости;папы и вообще духовенство нашли в руководящей роли, которую им предстояло играть в религиозном движении, возможность осуществления своих властолюбивых замыслов. Наконец, во Франции , разоренной 48-ю голодными годами в короткий промежуток времени с 970 по 1040 годы, сопровождаемыми моровой язвой, к вышеуказанным причинам присоединилась надежда населения найти в Палестине, этой стране, еще по ветхозаветным преданиям текущей млеком и медом, лучшие экономические условия. Другой причиной крестовых походов была перемена положения на Востоке. Уже со времен Константина Великого , воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину, к святым местам, и халифы покровительствовали этим путешествиям, доставлявшим стране деньги и товары, позволив пилигримам построить церкви и больницу. Но когда Палестина к концу X столетия подпала под власть радикальной династии Фатимидов, начались жестокие притеснения христианских пилигримов, еще более усилившиеся после завоевания Сирии и Палестины сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест и о дурном обращении с богомольцами, вызвали в Западной Европе мысль о военном походе в Азию для освобождения Святого Гроба, вскоре приведенную в осуществление благодаря энергической деятельности папы Урбана II, созвавшего духовные соборы а Пьяченце и Клермоне (1095), на которых вопрос о походе против неверных был решен утвердительно, и тысячеголосый возглас народа, присутствовавшего на Клермонском соборе: «Deus lo volt» («Такова воля Божия») сделался лозунгом крестоносцев. Настроение в пользу движения было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника, присутствовавшего также и на Клермонском соборе и воодушевившего собравшихся яркой картиной виденного на Востоке угнетения христиан. Первый крестовый поход (кратко) Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров. Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский. Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим, бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого на голову при Аскалоне. По окончании Первого крестового похода Готфрид Бульонский был провозглашен первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, называя себя лишь «защитником Гроба Господня»; в следующем году он умер, и ему наследовал брат его Балдуин I (1100–1118), завоевавший Акку, Берит (Бейрут) и Сидон. Балдуину I наследовал Балдуин II (1118–31), а последнему Фульк (1131–43), при котором королевство достигло наибольшего расширения своих пределов. Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками. Второй крестовый поход (кратко) В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедникБернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом Третий крестовый поход (кратко) Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином ). В этом походе участвовали три европейских государя: императорФридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце. Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба. Четвертый крестовый поход (кратко) Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261). Пятый крестовый поход (кратко) Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ. Шестой крестовый поход (кратко) Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен , нашедший поддержку в рыцаряхТевтонского ордена и добившийся от египетского султана аль-Камиля (угрожаемого султаном Дамасским) десятилетнего перемирия, с правом владения Иерусалимом и почти всеми землями, некогда завоеванными крестоносцами. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался иерусалимской короной. Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело снова к борьбе за Иерусалим и окончательной его потере в 1244 г., вследствие нападения турецкого племени хорезмийцев, вытесненного из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу. Седьмой крестовый поход (кратко) Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского , давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В 1249 он осадил Дамиетту, но попал в плен вместе с большой частью своего войска. Путем очищения Дамиетты и уплаты большого выкупа Людовик получил свободу и, оставаясь в Акке, занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину. Восьмой крестовый поход (кратко) Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 годуВосьмой (и последний) крестовый поход в Тунис, якобы с намерением обратить в христианство князя этой страны, но в действительности с целью завоевать Тунис для своего брата, Карла Анжуйского. При осаде столицы Туниса Людовик Святой умер (1270) от моровой язвы, истребившей большую часть его войска. Конец Крестовых походов В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели. Итоги и последствия крестовых походов (кратко) Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия, составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов ), игравших немаловажную роль в истории. Крестовые походы
— серия военных походов из Западной Европы, направленных против мусульман. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе или решения политических задач пап. Историки всего мира до сих пор спорят о том, что такое крестовые походы и каких результатов добились их участники. Несмотря на то что прошло уже больше 900 лет со дня первого паломничества, никто не может дать ответ - имели ли они хоть какой-либо смысл? Из данной статьи вы узнаете цели крестовых походов и их результаты. На основании прочитанного вы сами сможете судить о целесообразности таких кампаний. Причины крестовых походовВ конце десятого века религиозное рвение в Европе достигло своего апогея. Римские папы решили обернуть себе на пользу такие массовые настроения людей. Они стали призывать граждан исполнить свой долг и отправиться на Ближний Восток, дабы освободить Святую землю от мусульман. Всем желающим вступить в отряд были обещаны небесные и земные блага, о которых простой смертный мог только мечтать. Многих прельщала именно награда, но в основной массе все люди были уверены, что идут сражаться за правое дело. Их называли воинами Христовыми, а на одежду нашивались красные нагрудные кресты. За это их и прозвали крестоносцами. Религиозные мотивы сыграли большую роль - мусульмане рисовались как осквернители святынь, и это возымело свое действие на верующих европейцев. Одной из самых главных целей крестовых походов стало обогащение и завоевание земель. Экономические стимулы внесли свою лепту. Младшие сыновья феодалов не могли претендовать на отцовские земли. Им приходилось самостоятельно искать способы обретения нужных им территорий. Богатый Ближний Восток манил их своими обширными землями и неиссякаемыми полезными ресурсами. Ради этого они собирали отряды и шли бороться с мусульманами. Крестьяне тоже видели в таких походах выгоду для себя - их освобождали от пожизненной крепостной зависимости. Начало крестовых походовПервый раз о необходимости начать войну против неверных мусульман заявил папа Урбан II. Перед многотысячной толпой он вещал о творимом в Палестине бесчинстве, обвинял турок в нападении на паломников, об угрозе, нависшей над их братьями-византийцами. Он призвал всех клириков и знать сплотиться во имя богоугодного дела и прекратить все междоусобицы. В награду он пообещал не только завоеванные земли, но и отпущение все грехов. Толпа приняла призыв, и несколько тысяч тут же подтвердили свое намерение уничтожать арабов и турок лозунгом «Deus vult!», что в переводе означало «Бог того хочет!». Первые крестоносцыПо приказу папы призыв разнесли по всей Западной Европе. Служители церкви агитировали своих прихожан, а проповедники занялись крестьянами. Нередко они добивались таких великолепных результатов, что люди в религиозном экстазе бросали все - работу, хозяев, семьи и устремлялись через Балканы к Константинополю. История крестовых походов в самом начале была окрашена кровью простых людей. Тысячи крестьян рвались в бой, даже не задумываясь о том, какие трудности ожидают их в долгой дороге. Они не имели никаких военных навыков, но были уверены, что Бог не даст им погибнуть, а братья-христиане помогут провизией. Но их ждало горькое разочарование - народ с холодом и презрением относился к ордам странников. Участники крестовых походов поняли, что им здесь не рады, и стали искать другие пути. Крестьяне были вынуждены начать грабить своих собратьев. Это привело к еще большему отчуждению и настоящим сражениям. Даже добравшись до Константинополя, они не находили там радушного приема. Император Алексей велел селить их за чертой города и как можно быстрее переправлять в Азию. А там первых крестоносцев уже ждала расправа от воинственных турок. Первый крестовый походВ 1096 году армии отправились очищать Ближний Восток сразу тремя маршрутами. Главнокомандующие вели свои отряды по морю и по суше. Бароны-феодалы и их армии игнорировали указания папы и действовали собственными методами. Со своими братьями-византийцами они не церемонились - за год они успели разграбить несколько городов. Регулярно возникали стычки между войсками. Император и население Константинополя с ужасом наблюдали, как в их город прибывает 30-тысячное войско. Крестоносцы особо не церемонились с местным населением и вскоре начались конфликты. Борцы за святое дело перестали доверять византийцам-проводникам, так как часто по их вине оказывались в ловушках. Европейцы не ожидали, что их противники будут устраивать набеги на их армию. Хорошо вооруженная вражеская конница как вихрь врывалась и успевала скрыться до того, как кавалерия в тяжелых доспехах начинала погоню. Помимо этого, все были деморализованы нехваткой провизии и воды. Мусульмане предусмотрительно отравили все колодцы. Несчастное войско с трудом перенесло такие тяготы, но вскоре боевой дух окреп - была одержана победа и взята Антиохия. Первый крестовый поход был вознагражден нахождением великой святыни - копья, которым римлянин пронзил бок Иисуса. Эта находка так вдохновила христиан, что они через год взяли Иерусалим. Все жители были убиты - и мусульмане, и иудеи. Результатом первого крестового похода стало образование сразу трех новых государств - графство Эдесское, княжество Антиохийское и Иерусалимское королевство. Император Алексей тоже участвовал в завоевании и смог победить армию Кылыч-Арслана I и взять Никею. Недовольные крестоносцы начали протестовать, ведь это именно они ослабили врага. Император был вынужден делиться добычей. Готфрид Бульонский, возглавивший Иерусалимское королевство, получил гордый титул «Охранителя Гроба Господня». Победа и новые земли дали понять всем, что такие крестовые походы будут выгодны с многих сторон. На несколько десятилетий наступило затишье. Второй крестовый поход. Под защитой церквиИтогом первого стало заметное усиление позиций католической церкви. 45 лет крестоносцы жили на завоеванных землях и развивали свои государства. Но в 1144 году Мосул захватил Эдесское графство, то стало понятно, что хозяева пришли забирать свои территории. Слух быстро дошел до Западной Европы. Германский император Конрад III и французский король Людовик VII решают совершить второй крестовый поход. Чем такое решение было вызвано, понятно всем, - можно было не только вернуть утраченное, но и захватить новые территории. Единственным отличием этой кампании стала официальная булла - папа Евгений III гарантировал всем участникам защиту церкви. В общей сложности набралась огромная армия - 140 тыс. человек. Однако продумать план и разработать стратегию никто не удосужился. Войска терпели поражения по всем фронтам. Три года крестоносцы пытались бороться, поражения под Дамаском и Аскалоном вконец уничтожили боевой дух. Французы и немцы были вынуждены вернуться домой ни с чем, и ряды их заметно уменьшились. 3-й крестовый поход. Под началом великих предводителейВ отличие от христианских военачальников, которые регулярно устраивали разборки между собой, мусульмане начали объединяться. Вскоре они образовали одно государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Султан Салах-ад-дин смог вернуть Иерусалим и разбить разобщенные христианские поселения. В Европе стали готовиться к третьему крестовому походу. Чем такой поход может закончиться, они уже знали, но это не остановило их стремлений. Ричард I Львиное Сердце, Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса возглавили поход. Первым погиб германский император при переправе через реку. Его воины лишь в малом количестве смогли добраться до Святой Земли. Римский император имитировал болезнь, чтобы вернуться домой, и в отсутствии английского короля отобрать у него Нормандию. Ричард I Львиное Сердце принял на себя все управление кампанией. Несмотря на столь неудачное начало крестового похода, результатом стал захват у мусульман Акры и Яффы. Король совершил немало подвигом, чем навсегда прославил свое имя в легендах. Ему даже удалось заключить договор с султаном о беспрепятственном посещении паломниками святых мест. Самым же крупным достижением стало завоевание Кипра. 4-й крестовый поход. Свершения во имя ГосподаЦели и участники менялись, а идейными вдохновителями по-прежнему оставались римские папы. Иннокентий III благословил французов и венецианцев на очередные свершения во имя Господа. Ожидалось, что армия будет насчитывать минимум 30 тыс. человек. Венецианцы взяли на себя обязанность переправить французов к берегам Святой Земли. Помимо этого, они должны были обеспечить их оружием и провиантом. Воины прибыли в количестве 12 тыс. человек, и не смогли оплатить приготовленные запасы. Венецианцы предложили им поучаствовать в войне за город Задар с венграми. Папа запретил французам вступать в чужие разборки, но они ослушались. В результате все участники крестового похода были отлучены от церкви. Воодушевленные победой над венграми, венецианцы предложили захватить и Константинополь. В награду было обещано хорошее вознаграждение и полное обеспечение на время всего похода. Наплевав на запреты папы, французы вернули трон Исааку II Ангелу. Однако после восстания императора свергли, и обещанной награды воины не увидели. Обозленные крестоносцы еще раз захватили Константинополь, и в течение 13 дней нещадно уничтожали культурные ценности и грабили население. Византийская империя была уничтожена, на ее месте появилась новая - Латинская. Папа сменил гнев на милость. Так и не добравшись до Египта, армия вернулась домой. Венецианцы праздновали - им больше всех повезло в этой кампании. Детский крестовый походЦели, участники и результаты этой кампании до сих заставляют содрогаться. О чем думали крестьяне, благословляя своих детей на это дело? Тысячи подростков были уверены, что невинность и вера помогут им вернуть Святую Землю. Родители не смогли добиться этого оружием, но у них получится сделать это с помощью слова. Стоит отметить, что папа был категорически против такого похода. Но приходские священники сделали свое дело - армия детей под предводительством пастушка Этьена прибыла в Марсель. Оттуда на семи кораблях он должны были добраться до Египта. Два потонули, а остальные пять были благополучно захвачены. Судовладельцы быстро продали детей в рабство. 2 тыс. немецких детей были вынуждены пешком идти в Италию. Вел их десятилетний Николас. В Альпах две трети детей погибли в условиях невыносимого холода и голода. Остальные добрались до Рима, но власти отправили их назад. На обратном пути погибли все. Существует и другая версия. Французские дети собрались в Париже, где просили короля снабдить их всем необходимым для похода. Тому удалось отговорить их от затеи, и все разошлись обратно по домам. Немецкие же дети упорно шли в Майнц, где их также уговорили оставить затею. Лишь часть из них дошла до Рима, где папа освободил их от обета. В итоге большая часть детей просто бесследно пропала. Отсюда и берет свои корни история о гаммельском крысолове. Сейчас историки ставят под сомнение масштабы того похода и состав участников. 5-й крестовый походВ 1215 году Иннокентий III объявляет об очередной кампании. В 1217 году Иоанн Бриенский, номинальный король Иерусалима, возглавил очередной крестовый поход. В это время в Палестине были вялотекущие бои, и помощь европейцев подоспела вовремя. Они быстро захватили египетский город Дамиетту. Султан мгновенно отреагировал и предложил обмен - он отдает Иерусалим, а взамен получает Дамиетту. Но папа отказался о такого предложения, потому что вскоре должен был подойти легендарный «царь Давид». 1221 год ознаменовался неудачным штурмом Каира, и крестоносцы отдали Дамиетту в обмен на возможность отступить без потерь. 6-й крестовый поход. Без жертвПомимо крестьян, в крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов. Помимо этого, целые рода разорились из-за долгов. В надежде на будущую добычу брались кредиты и закладывалось имущество. Пошатнулся и авторитет церкви. Первые походы, несомненно, укрепили веру в римских пап, но после четвертого всем стало ясно, что можно без потерь нарушать запреты. Во имя выгоды можно было пренебречь распоряжениями, и это существенно снизило авторитет папы в глазах верующих. Раньше считалось, что крестовые походы стали причиной Возрождения в Европе. Сейчас историки склонны считать это историческим преувеличением. Литература обогатилась множеством легенд, поэтических произведений и сказаний. Ричард Львиное Сердце стал героем «Истории священной войны». Последствия крестовых походов можно назвать сомнительными. Если вспомнить, какое число людей погибло, и сколько средств было затрачено за восемь кампаний. Крестовые походы на РусьОб этом историческом факте нужно говорить отдельно. Несмотря на то что на Руси уже два века существовало христианство, в середине 30-го века ливонский орден с помощью союзников-шведов объявил крестовый поход. Крестоносцы знали, в каком бедственном положении находится их враг - государство было раздроблено и побеждено монголо-татарами. Приход крестоносцев мог значительно ухудшить и без того трудное состояние. Немцы и шведы благодушно предложили свою помощь в войне с игом. Но взамен Русь должна была принять католичество. Новгородское княжество поделилось на две партии. Первая стояла за немцев, а вторая прекрасно понимала, что Ливонские рыцари не смогут одержать победу над монголами. Зато они смогут занять русские земли и осесть, распространяя католичество. Получалось, что в данной ситуации выигрывали все, кроме Руси. Вторая партия победила, и было решено дать бой крестоносцам и отказаться от насаждения чуждой веры. Попросив помощи у суздальского князя. Они сделали верный шаг. Молодой Александр Ярославович разгромил шведов на Неве и навсегда получил прозвище «Невский». Крестоносцы решили предпринять еще одну попытку. Спустя два года они вернулись и даже смогли занять Ям, Псков и Копорье. Помогла им все та же прогерманская партия, которая в этой области имела большое влияние и вес. Народу пришлось снова просить помощи у Александра Невского. Князь снова встал на защиту земли русской и своих сограждан - знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере закончилось победой его армии. Однако проблема не исчезла даже после такого отпора западным иноверцам. Перед Александром стоял трудный выбор - платить дань монголам или принять западные правила. С одной стороны, ему импонировали язычники - они не пытались навязать свою веру и им не было дела до колонизации Руси. Но они отравили его отца. С другой стороны - Запад и последствия. Мудрый князь понимал, что европейцы быстро колонизируют земли и будут насаждать свою веру, пока не добьются своего. После тяжелый раздумий он принимает решение в пользу монголов. Если бы тогда он склонился в сторону Запада, то православие русских людей сейчас было бы под большим вопросом. За великие подвиги Александр Ярославович был признан святым и канонизирован. Последний раз крестоносцы пытались распространить свое влияние в 1268 году. В этот раз отпор им дал уже сын Александра Невского - Дмитрий. Ожесточенная битва закончилась победой, но спустя год Тевтонский орден вернулся, чтобы осадить Псков. Через 10 дней крестоносцы поняли бесполезность своих действий и отступили. Крестовые походы на Русь закончились. |
Популярное:
Новое
- Как сделать крем из масла и сгущенки с какао-порошком Масляный крем со сгущенкой и шоколадом
- Рулет с начинкой из творога Рецепт рулетики из творожного теста
- Лучшие рецепты вкусной говядины по-китайски
- Как приготовить говядину по-китайски с овощами под изысканным соусом?
- Шоколадный кекс в микроволновке в кружке
- Лимонный торт со сметанным кремом Готовим лимонный сметанник
- Калорийность котлет из индейки и от чего она зависит
- Диетический шоколад в домашних условиях
- Характеристика и совместимость знаков зодиака по годам рождения
- Бараний окорок, запеченный в духовке: рецепт приготовления