Главная - Завивка
Джеймс джойс краткая биография. Детские годы

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (1882 - 1941) – поэт и писатель из Ирландии, работавший в направлении модернизма.

Детство и юность

В южной части ирландского города Дублин был район, густо застроенный георгианскими домами, назывался он Ратгар. Там жила семья Джойсов, в которой 2 февраля 1882 года родился мальчик Джеймс.

На тот момент в Ирландии, пожалуй, не было более распространённой фамилии, чем Джойс. В переводе с французского это слово означает «радостный». В Ирландии каждый, кто носит такую фамилию, доказывает, что его генеалогические корни уходят к далёкому знатному роду голуэйских Джойсов. В доме будущего писателя также имелся герб этого знаменитого рода.

Папа Джеймса всем своим поведением оправдывал французский перевод фамилии, жил радостно, очень любил посещать всевозможные утренники, вечеринки и праздники. У него был довольно неплохой голос, в обществе он часто пел и становился душою компании. Всё мужское поколение Джойсов годами занималось виноторговым делом и относилось к категории зажиточных буржуа. Но отец писателя, Станислас, получив наследство, как-то неудачно повёл дела и почти разорился. Но он не отчаивался. Не получилось с виноторговым делом, зато удалось устроиться сборщиком налогов – работёнка хлебная, но непыльная. Но здесь он тоже надолго не задержался, и потом ему очень часто приходилось менять род своей деятельности.

Мама писателя, Мери Мэй, когда выходила замуж, партией была хорошей, с неплохим приданым. Однако, начав супружескую жизнь в достатке, семья со временем обнищала. Мери вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей, которых она родила 15 человек. Но из всех деток выжили только десять, Джеймс в семье был вторым ребёнком.

Так как финансовое положение семьи было крайне нестабильным, а отец часто менял работу, Джойсам пришлось много переезжать. Будущий писатель за годы своего детства пожил почти во всех районах Дублина.

Отец Джеймса очень сильно его любил, и пока у семьи было достаточно денег, шестилетнего мальчика отдали на обучение в закрытом иезуитском пансионе Клонгоуз Вудс. Этот пансион находился не в Дублине, а в соседнем графстве Килдер. Школа входила в число самых лучших в Ирландии. Мальчик был очень талантливым ребёнком, хорошо учился, особенные успехи показывал в изучении языков и литературы. Естественные науки и математика давались ему немного сложнее.

Но через время дела в семье стали ухудшаться, возможности оплачивать такой пансион больше не было, и в 1893 году Джеймса перевели в обычный казённый дублинский колледж Бельведер. Отца уволили с налоговой службы, и всю огромную семью приходилось содержать за счёт мизерной пенсии матери. Большое количество детей, отсутствие нормальных условий и средств к существованию ни капли не смущали отца семейства. Он вёл довольно разгульный образ жизни, чем вызвал к себе плохое отношение собственных отпрысков. Позже это даже найдёт своё отражение в произведениях Джойса.

Жизнь семьи катилась по наклонной, они постоянно меняли квартиры, которые с каждым разом становились всё беднее и беднее. На свою скудную пенсию мать, как могла, кормила семью. Но, несмотря на такое почти нищенское и необустроенное положение семьи, Джеймс получил довольно хорошее образование, в 1897 году он закончил дублинский колледж и через год поступил в университет.

Начало творческого пути писателя

Школьная любовь к литературе и языкам была у мальчика неслучайной, он с раннего детства занимался сочинительством. Когда ему было 9 лет, Джеймс написал стих, который поражал открытыми и прямолинейными мыслями. Речь в стихотворении шла об ирландском лидере освободительного движения Чарльзе Парнелле и о его соратнике Тимати Хили, который оказался предателем.

У Джеймса был любимый писатель Генрих Ибсен. Во время учёбы в университете Джойс написал о нём эссе под названием «Драма и жизнь». А уже через год, в 1900 году, в городской газете Дублина «Двухнедельное обозрение» впервые было опубликовано эссе Джеймса Джойса на тему пьесы Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». Начинающий писатель получил за публикацию неплохой гонорар. Но сам он признавался, что важнее денег для него стали похвалы автора пьесы Ибсена. В этом же году Джойс стал писать стихи.

В 1900 году Джеймс написал пьесу «Блестящая карьера». С 1901 года он очень много времени начал уделять переводам. В 1902 году молодой человек окончил университет и в 20-летнем возрасте уехал во Францию. Так далеко он ещё никогда не уезжал. Ему нужно было выбирать свой дальнейший жизненный путь, и Джойс решил связать его с медициной. Париж не встречал молодого человека с распростёртыми руками, финансовые проблемы были серьёзными, и Джеймс часто менял работу, как когда-то давно его отец. Ему довелось поработать в абсолютно разных ипостасях. Он был и учителем, и журналистом. Но хорошо то, что молодой человек напрочь забыл, что собирался становиться медиком.

В таком романтическом месте мысли о медицине выветрились из его головы. Джеймс стал очень часто посещать Национальную библиотеку, много читал и думал над жизнью, её принципами. Из этих размышлений сформировался сборник стихов под названием «Камерная музыка», а также некоторые произведения в прозе.

Из Парижа ему пришлось вернуться в Дублин, так как тяжело заболела мать. Последние дни он был рядом с нею. В марте 1903 года мамы не стало. С нею у Джеймса были разногласия на религиозной почве. Ещё в 15-летнем возрасте у юноши произошла переоценка ценностей. Он напрочь отверг Бога, а религию назвал мертвенной. После смерти мамы он вдруг почувствовал себя виноватым и стал заливать горе алкоголем.

Но через время взялся за ум и в 1904 году начал долгую работу над своим первым крупным произведением. Это был роман «Герой Стивен». Попутно он писал много рассказов, которые публиковались в журналах, и новеллы, впоследствии сформированные в целый сборник под названием «Дублинцы».

В начале лета 1904 года в жизни Джеймса произошло судьбоносное событие, он познакомился с Норой Барнакл. Девушка в тот момент работала в отеле горничной. Они стали жить вместе и больше уже никогда не расставались. Через 27 лет она стала его законной супругой.

В конце осени 1904 года Джойс снова принял решение уехать из Ирландии вместе с Норой. На этот раз он отправился в Триест.

В 1905 году у Джеймса и Норы родился сын Джоржио, а через два года дочь Лучия. Несмотря на то, что отец семейства очень много работал, жили они на грани нищеты, и девочка родилась в больнице для бедных.

Зрелое творчество

Перед началом Первой мировой войны Джойс с семьёй перебрался в Цюрих, где начал работу над самым значимым своим произведением – романом «Улисс». Здесь же он закончил работу над книгой «Портрет художника в юности». Как и у многих писателей, эта книга Джойса получилась автобиографичной (впрочем, как и все остальные его шедевры). По сути, это переработанное произведение «Герой Стивен». Автор глубоко и тонко описал, как проходило жизненное становление Стивена Дедала. В будущем герой появился и на страницах романа «Улисс».

«Протрет художника в юности» первый раз был издан в Америке в 1916 году, позже он вышел в Австрии, потом и в других европейских странах.

До 1920 года в журналах периодически печатались отдельные главы романа «Улисс», но потом его запретили, обвинив Джойса в непристойности. В свет он вышел лишь в 1922 году. Книга была издана не на родине писателя в Ирландии, а во Франции, но выпустили её в день рождения автора, 2 февраля. Это был абсолютный фурор, так как книга вышла в новом формате, до этого неизвестном читателю. Более чем на 600 страницах автор рассказывал об одном-единственном дне Леопольда Блума, еврея из Дублина. Это удивительное и по-настоящему увлекательное произведение, несмотря на то, что сюжет довольно прост. Его глубокая философия послужила тому, что роман назвали «потоком сознания» и в настоящее время преподают в университетах на факультетах филологии.

В 1923 году автор начал работать над своим последним большим произведением «Поминки по Финнегану». В этот момент Джойс с семьёй снова перебрался в Париж. В 1927 году отдельные главы этого романа стали печатать в журналах, а целиком произведение увидело свет лишь в 1939 году.

За свою жизнь Джеймс Джойс написал не так много произведений, но все они внесли в мировую культуру неоценимый вклад:

  • «Эпифания»;
  • «Портрет художника»;
  • «Святая контора»;
  • «Газ из горелки»;
  • «Джакомо Джойс»;
  • «Изгнанники»;
  • «Пенни за штуку»;
  • «Се, дитя».

Летом 1931 года Джеймс и Нора узаконили свои отношения официально, а через полгода у них родился внук Стивен.

Когда началась Вторая мировая война и часть французской территории была оккупирована немецкими войсками, Джеймс с семьёй вернулся в Цюрих. К этому времени он сильно мучился глазным заболеванием – глаукомой. В январе 1941 года у писателя случился приступ, и ему сделали операцию по удалению язвы желудка. Однако через два дня после операции Джеймса Джойса не стало. Это был страшный непоправимый удар для семьи и для тех, кто уже на тот момент являлся почитателем его писательского таланта.

Конечно же, такой талант не мог остаться незамеченным даже после смерти.

С 1 января 2012 года наследие Джойса стало общественным достоянием, до этого дня им управлял его внук.

Джеймс Августин Алоизиус Джойс - ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.

Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе на южной стороне Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был несколько раз менять профессию. Семья несколько раз переезжала из одного района Дублина в другой. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях. Сам Джойс часто проводил биографические аналогии с главным героем некоторых его работ и одним из главных персонажей его романов «Портрет художника в юности» и «Улисс» Стивеном Дедалом.

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клэйне, а затем, в 1893 - в дублинский колледж Бельведер, который закончил в 1897. Через год Джеймс поступил на учёбу в Университетский колледж, который закончил в 1902.

В 1900 в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса - эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии. Он работал журналистом, учителем и т. д. Через год после того, как он приехал во Францию, Джойс получил телеграмму о том, что его мать находится в тяжелом состоянии, и вернулся в Ирландию. После смерти матери в 1904 Джойс опять покинул родину (поселившись в Триесте), на этот раз вместе с горничной Норой Барнакль, на которой впоследствии (через 27 лет) женился.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Перемещаясь по Европе, Джойс писал стихи, некоторые из которых публиковались в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом», романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения».

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением - романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939. Этот сложный экспериментальный роман, однако, не был достаточно хорошо принят публикой, и до сих пор остается книгой «для специалистов», в отличие от более ранней книги новелл Джойса «Дублинцы», считающейся теперь образцовой книгой этого жанра. Популярен ныне также его ранний роман «Портрет художника в юности».

После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться, и 13 января 1941 он умер .

Джеймс Августин Алоизиус Джойс - ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.

Джеймс Джойс родился 2 февраля 1882 в Ратгаре (южная часть Дублина). Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности нашли отражение в его произведениях.

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клейне, а затем, в 1893 г. - в дублинский колледж Бельведер, который закончил в 1897 г. Через год Джеймс поступил на учёбу в дублинский университет, который закончил в 1902г.

В 1900 г. вышла первая и он начинает писать первые лирические стихотворения. С 1916 года публиковался в литературном американском журнале «Литтл Ревью».

В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж, работал журналистом, учителем и т. д. Через год возвращается в Ирландию, из-за болезни матери. После смерти матери в 1904 году Джойс опять покинул родину (поселившись в Триесте), на этот раз вместе с горничной Норой Барнакл, на которой впоследствии (через 27 лет) женился.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он работал над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса».

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением - романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939 году.

/ A Portrait of the Artist as a Young Man, который во многом был автобиографичен и описывал учёбу писателя в иезуитском пансионе.

«Тот, кто читал «Портрет художника в юности» Джеймса Джойса , наверняка помнит ужасающую начальную сцену, в которой маленького Стивена Дедалуса запугивает суеверный слуга. Он говорит мальчику, что, если тот не извинится за некий «грех», прилетят орлы и выклюют ему глаза. Стивен прячется под стол, но угроза продолжает пульсировать в его мозгу:

«Выклюют глаза - извинись - извинись - выклюют глаза...»

Исследователи Джойса считают этот эпизод автобиографическим. В одном раннем фрагменте из Джойса, приведённом в «Корнелловском собрании», также есть эпизод, в котором маленького Джойса пугают орлами, которые выклёвывают глаза. Когда Джойс начал писать романы, разоблачающие сексуальную сторону жизни католической Ирландии - великую непроизносимую тайну в этой стране, - он стал мишенью для такой кампании поношения, которой трудно найти аналог в истории литературы. В это время его начали беспокоить глаза. Он обращался к одному окулисту за другим, но каждый раз это давало лишь временное облегчение. Один из специалистов сказал, что проблема Джойса имеет психологические корни, но не смог предложить, что именно мешает ему видеть и как от этого избавиться. Другие сразу прибегали к скальпелю. За семнадцать лет Джойс перенёс одиннадцать операций и к концу жизни был признан слепым - хотя на самом деле не ослеп полностью».

Роберт Антон Уилсон , Квантовая психология, М., «София», 2006 г., с.132.

Наиболее знаменитое и вызвавшее многочисленные подражания произведение писателя - роман: Улисс / Ulysses, вышедший в 1922 году. Некоторые критики называли этот роман «энциклопедией модернизма».

А в более поздних «…в «Поминках по Финнегану» , желая изобразить «гром» или «крик на улице», обозначающий в высшей степени коллективное действие, Джеймс Джойс использует слово, сродни тем, что встречаются в древних манускриптах: «Падение (бабабадалгарагтакамминарроннконнброннтоннерронн
туоннтаннтроварроунаунскаунтухухурденентернак!)»

Маршалл Маклюэн, Галактика Гутенберга: становление человека печатающего, М., «Мир», 2005 г., с. 159.

«Виктор Гюго кинул лозунг: «Guerre au vocabulaire et paix a la syntaxe» - «Война словарю, мир синтаксису». Джеймс Джойс в период создания «Поминок по Финнегану» назвал бы лозунг Гюго плодом детской робости или просто трусости. Удивительное это произведение Джойса не пользуется популярностью, и есть все основания предполагать, что оно никогда популярным не станет. Если бы ему не предшествовал «Улисс» и ещё несколько книг, успевших прославить Джойса, не думаю, чтобы даже у самых пламенных его поклонников хватило бы мужества и охоты сохранять ему верность. Чтение «Поминок по Финнегану» требует самоотверженности, если только читатель не объят страстью комментатора. Джойс создал здесь свой собственный язык и вступил в конфликт не только с синтаксисом, но и с флексиями, фонетикой и традиционной формой слов. Он ставил перед собой - как он сам мне об этом рассказывал - грандиозную и дерзкую цель: сотворить новый язык для выражения вещей, до него в человеческой речи не выражавшихся. Для этого он черпал материал не только из английского во всех его вариантах, но ещё из других языков. Как все коктейли, и этот оказался чрезвычайно крепким напитком: по прочтении нескольких страниц начинает кружиться голова. Джойс со своим экспериментом был не первым и не единственным, всюду можно встретить такие пробы, в Польше этим занимался Виткаций, но, скорее, в шутку. Джойс же не позволял себе шутить такими вещами и считал свое творение величайшим из всех появившихся в нашу эпоху. Он, конечно, ошибался, но то была ошибка величественного масштаба…»

Ян Парандовский , Алхимия слова. Олимпийский диск, М., «Прогресс», 1982 г., с. 217.

«Как Джойс - он долгие годы диктовал свой заключительный роман «Поминки по Финнегану», совершенно непонятные тексты , и на расшифровку одной только главы из этого романа у польского исследователя М. Сломчиньского ушло двадцать лет... Джойс ослеп окончательно над этим своим трудом и вскоре умер. А разгадка этого непонятного текста, по-моему, ходит рядом - у бедного Джойса сошла с ума любимая дочь, и он попытался, может быть, написать роман её языком, языком, в котором все отдельные слова понятны, а вместе они не значат ничего - или значат всё. Попробуйте составить фразу, не значащую ничего. Не выйдет. Я как-то вставила в свою пьесу «Бифем» такие тексты. Но они просто обозначали помехи в микрофоне, неразборчивость. А Джойс написал целый роман!

Петрушевская Л.С. , Маленькая девочка из «Метрополя»: повести, рассказы, эссе, СПб, «Амфора», 2006 г., с. 19.

Джойс «... который заимствовал внутренний монолог, открытый Дежарденом, однако пошёл дальше него: «Джойс пошёл дальше. Ничего общего между внутренним монологом у него и у Дежардена. Он привнёс в него своё «я». Свой собственный мир... У него это получилось лучше...». (Sarraute Nathalie. Les Fruits d"Or. Paris, 1973. P. 130) . Внутренний монолог у Джойса в романе «Улисс» представляет собой аграмматический речевой поток, изображающий бессознательное Мэрион Блум, жены одного из главных героев, Леопольда Блума. Джойс не просто развивает здесь форму внутреннего монолога: он достигает такого мастерства, уровень которого не превзойден до сих пор. Перед нами картина хаотичного лавинообразного потока слов как образ воплощенного движения, свойственного нашему восприятию, где невозможно сделать остановку. И хотя Джойса и упрекали в непристойности самого предмета описания, так как речь здесь идет об эротических переживаниях, образ, им созданный, даёт такое потрясающее ощущение жизни, которому нет равных в литературе ни до Джойса, ни после него. Правильно заметила Вирджиния Вульф , прочитав роман «Улисс», «если мы хотим саму жизнь, то, несомненно, здесь она перед нами».

Черницкая Л.А., Инвариантность в художественном метатексте, СПб, «Реноме», 2016 г., с. 33-34.

Оценка М.И. Веллера - филолога по образованию: «Основа прозы - факт. Основа поэзии - чувство. Великие события и великие чувства лежат в основе литературы. «Илиада» - это отчёт художника об экспедиционной кампании героев. «Улисс» - это отчёт художника об одном дне из жизни микроба. Джойс объёмнее и эстетически богаче Гомера . Всем изощрённым арсеналом наработанных средств литература въелась в маленького человека: он тоже - глубок! интересен! велик! герой! Да: но тоже. Двести лет назад обращение к маленькому человеку и обыденному событию было открытием, поворотом, актом справедливости. Подзорную трубу повернули другим концом: какое богатство мелкой флоры и фауны! вот на каком уровне, оказывается, заложено бытие! И Акакий Акакиевич заслонил Вещего Олега, а чаепитие заглушило грохот сражений. Наступил новый этап. На этом этапе литературе рекомендовали обыденность: персонажей и событий, чувств и языка. А в чём искусство? А в сознании тонкой системы многозначных условностей, в том вкусе и красоте изложения, которые базируются на овладении традицией. Началось внутрисебясамогопереваривание: в замкнутом ограничениями пространстве предметом литературы стало развитие литературных средств. Что естественно привело к внутрисебясамопотреблению. […] То есть, как существует наука чистая и прикладная, образовались литература чистая и литература прикладная: одна для профессионалов, другая для всех потребителей».

Веллер М.И. , Слово и профессия, «Аст», 2008 г., с. 49.

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (James Augustine Aloysius Joyce) родился 2 февраля 1882 года на Брайтон Сквер Вест, 41 в южном районе Дублина Ратгар и был крещён 5 февраля в церкви Святого Иосифа (ныне Тереньюр Роуд Ист, 6). Его день рождения пришёлся на католическое Сретение и одновременно на День Сурка.

Традиционно Джойсы (как и все многочисленные Джойсы Ирландии) вели свою родословную от славных Джойсов из Голуэя и даже держали дома их герб, но никаких доказательств родства нет. Этимология фамилии предполагает происхождение от французского «joueux» (радостный) или латинского «jocus» (острота, шутка, забава), и этот факт особенно нравился Джеймсу Джойсу, который придавал дате своего рождения и своей фамилии особое значение. В свидетельстве о рождении была допущена ошибка, и Джойса поименовали Джеймсом Августой – ошибка, которую Джойс передаст своему персонажу Леопольду Блуму.

Джеймс был старшим из десяти выживших детей Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Мерри. Джон Станислас Джойс был родом из Корка, из семьи торговцев. Унаследовав значительное состояние, он быстро его промотал, но за счёт своих связей добился весьма прибыльной и нехлопотной должности сборщика налогов, на которой, однако, долго не задержался. Джон Джойс, рьяный католик и патриот, считался одним из лучших теноров Ирландии, блестящим собеседником, душой компании, жуиром и острословом. Пристрастие к алкоголю, прогулкам по пабам, любительским выступлениям, политическим дебатам отнимали всё его время – семья жила на грани нищеты и постоянно переезжала. Мэри Джейн Мерри, мать писателя, была одаренной пианисткой, набожной и удивительно терпеливой женщиной, которой с большим трудом удавалось сохранять видимость приличного буржуазного достатка при постоянной нехватке средств.

В 1888 году отец определил своего любимца Джеймса в привилегированный Клонгоуз Вуд Колледж, школу ордена Иезуитов. Джеймс отлично прижился в школе, хорошо учился, заслужил прозвище «Джим-Солнышко» (Sunny Jim), но уже в 1891 году семье стало не по карману оплачивать дорогое обучение, и Джойс продолжил учиться дома и в школе Христианских Братьев. Этот период своей жизни писатель, щедро насыщавший автобиографическими деталями свои произведения, попытается не вспоминать вовсе. В 1893 году опять же посредством связей Джону Джойсу удается пристроить старших сыновей в иезуитский Бельведер-Колледж на казенный счет. Строго регламентированное, основательное иезуитское образование, с упором на философию, теологию, языки и искусство очень много дали Джойсу. До конца своих дней писатель, даже отказавшись от католичества, не перестанет восхищаться логикой и стройностью рассуждений Фомы Аквинского, которого изучил под надзором иезуитов.

В Бельведере Джойс учился блестяще, особенно высоки были его достижения в языках и литературе. На ежегодных национальных экзаменах он завоевывал награды и солидные денежные призы. Джойс начинает активно писать. Еще в 1891 году он, вдохновленный патриотическими настроениями в Ирландии, сочиняет стихотворение «И ты, Хили» (Et tu, Healy), посвященное лидеру движения за независимость Ирландии Чарльзу Стюарту Парнеллу, герою националистов. Студенческие годы наполнены работой над эссе об Ибсене, переводами Ибсена и Гауптмана, эссе о драматургии и поэзии Йетса и, конечно, постоянным сочинением стихов (большая часть ранних произведений не сохранилась). 1 апреля 1900 года в крупном лондонском журнале «Двухнедельное обозрение» появляется статья Джеймса Джойса «Новая драма Ибсена», посвящённая пьесе «Когда мы мёртвые проснёмся»; статья была замечена самим Ибсеном. Примерно в 1901 – 1902 годах Джойс создаёт и теоретически обосновывает собственный жанр «эпифаний», кратких зарисовок, в которых он пытается описать некий эстетический аналог богоявления, когда через слово является «душа» вещи, ситуации, малозначимого события; впервые Джойс формулирует очень важную для него идею «о значительности вещей тривиальных», о невозможности разделить обыденное и возвышенное.

В колледже Джойс переживает кризис веры (тщательно разобранный в частично автобиографичном «Портрете художника в юности») и отказывается от предложения вступить в орден Иезуитов. А в Ирландии всё больше набирает силу так называемое «Ирландское возрождение», направленное на восстановление национальной идентичности, в значительной степени утраченной под владычеством Англии. Отношение Джойса к этому всплеску патриотизма и национализма весьма противоречиво: с одной стороны, он восхищается Чарльзом Парнеллом и новыми ирландскими поэтами, прозаиками и драматургами, с другой, ему претят наплыв площадных, фольклорных элементов в театре, невежественные «ура-патриоты» (чей обобщённый образ появится в «Улиссе» в виде персонажа Гражданин) и проч. С декабря 1902 года Джойс начинает свои попытки «сбежать» из Ирландии в Париж – он едет туда и возвращается дважды.

В апреле 1903 года он возвращается в Дублин к больной матери, которая 13 августа умирает от рака печени. Сильно начавший пить Джойс постепенно приходит в себя, его брат Станислав (Станни) даёт ему темы для небольших «сочинений», одна из этих тем - «Портрет художника». Десятистраничная рукопись «Портрета художника» отвергнута редактором Джоном Эглинтоном. Джойс начинает работать над произведением «Герой Стивен», пишет для журнала «Ирландская усадьба» серию рассказов, впоследствии объединённых в сборник «Дублинцы». 13 августа 1904 года «Ирландская усадьба» публикует рассказ «Сёстры», 10 сентября – «Эвелина». Но важнейшим событием становится первая встреча 10 июня с Норой Барнакл (1884 – 1951). 14 июня мисс Барнакл на свидание не приходит, зато вечером 16 июня свидание состоится (16 июня 1904 года – день в «Улиссе»). Статная, грубоватая, самостоятельная, с медно-рыжими волосами Нора Барнакл служила горничной в мелком отеле. Она станет любовью и женой Джеймса Джойса.

Джойс всё больше разочаровывается в Ирландии и литературной жизни «Ирландского Возрождения», он пишет сатирический памфлет «Святая Контора» (The Holy Office), где высмеивает литературный Дублин, и 9 октября Джеймс с Норой уезжают на континент.

Следующие годы Джойс живёт в Европе: Цюрих, Пула (портовый город на Адриатике), Триест, Рим, Цюрих… Работает преподавателем на курсах иностранных языков, потом мелким клерком в Римском банке. Рим Джойсу не понравился, вычурные внешние красоты, «великое», его мало трогало, он скажет: «Рим мне напоминает человека, промышляющего тем, что показывает желающим труп своей бабушки». У Джойса и Норы рождается сын Джорджо (1905) и дочь Лючия (1907). Джойс продолжает писать рассказы и к 1907 году заканчивает «Дублинцев», начинаются долгие мытарства с изданием этого сборника (издан в 1914). Предположительно 1 марта 1914 года начат «Улисс».

За десять лет Джойс всё глубже и детальней разрабатывает свою собственную эстетику, всё больше отстраняя или сильно преображая увлечения студенческих лет. Пишет стихи, издаёт два сборника поэзии: «Камерная музыка» (Chamber Music) - опубликован в 1907 году – и «Стихи, пенни за штуку» (Poems Pennyeach) – опубликован в 1927 году. Джойс знакомится Эзрой Паунд и Томасом Стернзом Эллиотом. В 1907 году Джойс решает полностью переработать «Героя Стивена» и начинает писать «Портрет художника в юности». 1914-1915 годы становятся поворотными в жизни и творчестве Джойса. Публикуется сборник «Дублинцы» (Dubliners), в 1915 выходит «Портрет художника в юности» (A Portrait of the Artist as a Young Man). Постепенно разрешаются денежные проблемы, друзья добывают для Джойса различные субсидии, знаменитые меценатки авангардистов Харриет Шоу-Уивер и Эдит МакКормик назначают ему значительную стипендию.

C марта 1918 года в американском журнале The Little Review начинает эпизодами печататься «Улисс» (Ulysses), ряд эпизодов появляется в лондонском The Egoist. 2 февраля 1922 года «Улисс» официально опубликован полностью. С первых появлений в печати роман производит огромное впечатление, вызывает волну отторжения и недоуменного восхищения даже среди близких друзей и коллег Джойса. Впечатление было таким, что именно «Улисс» определяет границы литературы, направляет литературу и литературные тенденции. Уже первый «экспериментальный» роман Вирджинии Вулф «Комната Джейкоба» написан «под тенью» «Улисса». В дневнике Вирджиния Вулф записывает: «тайное чувство, что сейчас, в это самое время, мистер Джойс делает то же самое - и делает лучше».

А Джойсу уже недостаточно полистилистичности «Улисса», он начинает работать над новым произведением Finnegans Wake («Поминки по Финнегану», «Финнеганов помин»). С апреля 1924 года Finnegans Wake начинает эпизодами публиковаться в разных журналах. 2 февраля 1939 выходит первое книжное издание. В Finnegans Wake Джойс полностью отошел от традиционных форм повествования, это произведение стало многоуровневой непереводимой игрой в язык, которую только с большой натяжкой можно назвать романом.

С 1920 года и до конца жизни Джойс живет в Цюрихе и иногда в Париже. Продолжает работать и вносить исправления в «Улисс» и Finnegans Wake. У Джойса с детства было слабое зрение, и оно начало ухудшаться, с 1923 года он перенес множество операций, но они практически не помогли. Последние годы Джойс не мог читать и писать, и на помощь ему пришли секретари (одним из них был Сэмюэл Беккет).

Джеймс Августин Алоизиус Джойс умер 13 января 1941 года от прободения язвы. 15 января он был похоронен на кладбище Fluntern неподалеку от Цюриха.



 


Читайте:



Магические числа для привлечения денег (5 фото) Как найти счастливую купюру

Магические числа для привлечения денег (5 фото) Как найти счастливую купюру

Совершенно не зря на монетах и купюрах помещены цифры. Считается, что числа связаны с деньгами таинственной магией. Знаете ли вы, что нумерология...

Сколько стоит страхование жизни и здоровья?

Сколько стоит страхование жизни и здоровья?

В наше время вопрос о страховании жизни очень актуален. Особенно для представителей рисковых профессий, военнослужащих, призывников, пенсионеров....

Социальные субсидии Проект на субсидию

Социальные субсидии Проект на субсидию

При принятии решения организации своего дела, могут понадобиться внешние источники финансирования. Для получения денег требуется грамотное...

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Если у предпринимателя возникла переплата по налогам, он может вернуть ее. Однако получить свои деньги назад он сможет, только если у него не будет...

feed-image RSS