Разделы сайта
Выбор редакции:
- Как приготовить молочный суп с макаронами Как варить молочное с макаронами
- Изотерапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
- Хиллари Клинтон – психически больной человек?
- Окаменение Богомолки: милиционер поседел от страха
- Магические числа для привлечения денег (5 фото) Как найти счастливую купюру
- Сколько стоит страхование жизни и здоровья?
- Социальные субсидии Проект на субсидию
- Инструкция по возврату налоговой переплаты
- Как работает консультант по развитию бизнеса?
- Василий блаженный Василий блаженный чудеса после смерти
Реклама
Занятия по арт терапии с детьми овз. Изотерапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Игры и упражнения с песком |
Насибуллина Ольга Ивановна Применение арт-терапии на уроках изобразительного искусства в работе с
детьми c ограниченными возможностями здоровья
«То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что
терапевтично, часто представляет творческий процесс».
В статье я хочу вас познакомить с практическим применением
технологии арт-терапии в системе обучения и воспитания детей с
ОВЗ, в частности детей с умственной отсталостью. Арт-терапия выступает
в качестве эффективного средства помощи детям с проблемами
поведения, психического здоровья.
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С
«особыми детьми», имеющими серьёзные проблемы здоровья. У таких
детей низкая работоспособность, слабое внимание, память, недостаточно
сформирована речь, низкая учебная мотивация. Компенсация
недостатков ребёнка возможна при включение его в различную
творческую деятельность. Сам процесс изобразительного творчества
является мощным средством коррекционной работы с «особыми»
детьми.
На сегодняшний день специалисты (Дружинин В.Н., ШнейдерЛ.Б.,
ЭйдимиллерЭ,Г всё чаще называют семью и школу зонами риска.
Многие болезни и дефекты связывают с семейным воспитанием и
школьным обучением (Захаров А.И.Козловская Г.В, Кремнева Л.Ф., Каган
В.Е.)
Моя педагогическая практика в школе показывает, что в последние
годы зачастую в школу приходят неспокойные, агрессивные дети с
неусточивой психикой. В семьях, где ребёнок имеет социальный
негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты
характера. В таких семьях общение с детьми происходит достаточно
редко, в воспитании родители часто используют наказания, причём
нередко телесные. Враждебность детей по отношению к другу, не
вызывает у взрослых осуждения. Родители являются эталоном, по
которому дети сверяют и строят свое поведение. Проблемы
сопровождают ребенка везде, в школе, дома, на улице.
В России во второй половине XX в. арттерапия разрабатывается и
используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных
направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной
психологии. Отечественная школа использования искусства в лечении и
коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что
разные средства искусства, изобразительные, художественные, музыка,
танцы оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на
физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное
состояние человека.
Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в
Арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог Ангур Т.А. МБОУ ДОД ДДТ "Планета" Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье. Я решила, что необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по этой теме я уже на протяжении двух лет использую элементы разновидностей арт-терапии в работе с такими детьми. Актуальность данной работы заключается в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование средств арт-терапевтических в работе с такими детьми в доступной привлекательной форме. Цель моего проекта: Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Ожидаемый результат: Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. Виды арт-терапии которые я использовала для работы с детьми с особенностями развития: изотерапия; песочная терапия; фототерапия; игротерапия; музыкотерапия; вокалотерапия; сказкотерапия. Далее я предлагаю несколько описаний техник, которые просты в применении и будут интересны нашим детям. Техника каракулей Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение. Техника «Волшебный клубок» . Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в паре. Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей. Техника «Коллаж». Задачи: развитие самоинтереса, повышение самооценки, рефлексия различных «Я-схем», развитие креативности. Ход работы: необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них составить композицию на заданную тему. Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами. Часто у детей с особенностями развития в коллаже присутствует тема разрушения. Негативного намного больше, чем позитивного, поэтому при обсуждении работ ребята начинают со своих отрицательных черт, не зная, что сказать о положительных.
«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы. « Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.
Данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребёнка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребёнка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определённую музыку, вызывая различные эмоции. Например, упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гиперактивных детей), муз. М. Равеля «Болеро». Метод «Рассказывание и сочинение сказки». Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, Педагог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нем. В работе с детьми с особенностями развития соблюдаются следующие требования занятиям: Настроение таких детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приёмов и структуры занятий. Структура занятий гибкая, разработанная с учётом возрастных особенностей, степени выраженности дефекта, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приёмов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.). Психологическое воздействие конструируется путём создания дозированных по содержанию, объёму, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций. Ожидаемые результаты работы. Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций. Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму; гармонизация внутри-семейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме. Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора. Литература: Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002г; Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006г.; Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999г.; Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001г.; Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002г.; Петрушин В.И. “Музыкальная психотерапия” М. 2000г.. Буровкина Л. А. 1 , Андрейчук В. А. 2 1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, Доктор педагогических наук, 2 ORCID: 0000-0002-1825-0023, Магистрант кафедры живописи и композиции, Московский городской педагогический университет РАЗВИТЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ Аннотация В статье рассмотрены методы, формы, виды занятий с детьми-инвалидами, способствующие развитию логического и пространственного мышления, диагностировать депрессивные и психосоматические расстройства у детей. Творчество способно исцелять, а также корректировать последствия самых тяжелых заболеваний. Оно необходимо при адаптации и реабилитации детей-инвалидов. Ключевые слова: творческая деятельность, арт-терапия, дети-инвалиды, реабилитация, адаптация, искусство, педагогика. Burovkina L. A. 1 , Andreychuk V. A. 2 1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Pedagogy, 2 ORCID: 0000-0002-1825-0023, Master student of department of painting and composition, Moscow City Pedagogical University THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS OF ART THERAPY Abstract The article considers the methods, forms, kinds of activities with disabled children, contributing to the development of logical and spatial thinking, to diagnose depressive and psychosomatic disorders in children’s minds. Art can heal, as well as to correct the consequences of the most serious diseases. It is necessary during the adaptation and rehabilitation of such children. Key words: creative activity, art therapy, disabled children, rehabilitation, adaptation, art, pedagogics. В настоящее время арт-терапия широко используется в коррекции различных отклонений и нарушений развития ребенка, используя внутренние механизмы саморегуляции и исцеления личности. Арт-терапия особенно необходима для детей-инвалидов, которые в силу физических особенностей своего здоровья зачастую ограничены в социальных контактах. Внутренний мир ребенка, вне зависимости от возраста, очень сложный. Еще более сложный внутренний мир ребенка-инвалида. Такие дети в период лечения получают сильнейшую психологическую травму, теряют связь с внешним миром, навыки самообслуживания, контакты со сверстниками. Как же помочь таким детям приобрести уверенность в себе, обрести способность к адаптации, научить ребенка самовыражаться, а также увидеть «всю цветовую прелесть окружающего мира, обогатить их духовно, развить художественный вкус» . Средством, способным решать все эти задачи, является искусство. Искусство во всех своих проявлениях всегда дарит детям яркие впечатления и положительные эмоции. Оно помогает ребенку смотреть наблюдать, осознавать все, что нас окружает, учиться слушать, избавляться от чувства страха, дарит радость и вдохновение. Искусство позволяет выражать свободно свои мысли, мечты и чувства, быть самим собой. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) . Такие виды искусства, как живопись, поэзия, музыка несут в себе глубокое исцеляющее начало. У ребенка должны быть стимулы жить и бороться с заболеванием, поэтому во многих программах реабилитации искусству отводится не последнее место. Быстро растущий в нашей стране интерес к терапии творчеством, в том числе и арт-терапии, можно объяснить востребованностью этих направлений, как в педагогике, так и в медицине. Арт-терапия (от англ. art, искусство) – терапия изобразительным творчеством. Современное понимание арт-терапии предполагает непосредственное участие человека в изобразительном процессе через использование языка изобразительной деятельности. Арт-терапия – это терапевтическое направление, связанное с использованием различных изобразительных материалов и является процессом изобразительного творчества, конечной целью которого не является выполнение (изготовление) произведения искусства. Наиболее значимыми факторами интереса являются ориентация арт-терапии на принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами гармонизации и самоисцеления. В настоящее время существуют и успешно используются такие форм арт-терапии, как: цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, глинотерапия, песочная терапия, фототерапия, драматерапия, терапия танцем, бумагопластика, игровая терапия и др. . Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для психологической профилактики и коррекции негативных психологических состояний у детей, перенесших тяжелые заболевания, а также детей-инвалидов нуждающихся в социальной адаптации. В этой связи Н.М. Сокольникова пишет: «Занятия изобразительным искусством арт-терапевтичны в своей основе. Любование потоками краски, возможность мять глину и лепить из нее, пачкаться углем, рвать бумагу на мелкие кусочки, раскрашивать лицо и многие другие техники благотворительно влияют на психологическое здоровье детей» . Изотерапия служит инструментом для изучения чувств детей, развития навыков межличностного общения, укрепления отношений и уверенности в себе, повышения самооценки. А также, это – «развитие зрения, осязания, формирование образного и пространственного мышления, интеллектуальной и эмоциональной сферы, личностных качеств, раскрытие творческого потенциала личности» . При выборе материала для занятий арт-терапией важно учитывать особенности заболевания, состояния, возраста и личности ребенка. Ребенку лучше дать возможность самому выбирать средства для изобразительной деятельности. Все задания выстраиваются по принципу – от простого к сложному . Нельзя ребенку ставить непосильную задачу, которую он не сможет выполнить. Это может привести к разочарованию. Педагогу необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс так, чтобы ребенок почувствовал, что у него все получается. Тогда у ребенка уйдет установка «я не умею рисовать». На первом занятии дети, зачастую выбирают карандаши или фломастеры. Такие материалы им более привычны и позволяют самим контролировать процесс рисования. К «контролируемым» материалам можно отнести и бумагу. При работе красками многие испытывают робость, а иногда и страх, связанный с мнением, что у ребенка отсутствует художественный талант. Несмотря на это, после освоения более привычных, простых материалов, предлагалась работа с красками для преодоления негативных переживаний. Можно начать с занятий монотипией. Такие занятия одинаково интересны как маленьким детям, так и подросткам. Смешивая краски и создавая различные оттенки, ребенок не только постигает различные изобразительные техники, но и приобретает положительный опыт развития индивидуального творческого видения. Научившись работать с красками, ребенок сможет преодолеть защитные барьеры и почувствует себя творцом цвета. Даже, если каждый раз смешивать одни и те же краски, в результате всегда будет разный цвет . Краски способны вызывать у детей сильный эмоциональный отклик, ощущения радости и свободы, стимулировать воображение, обогащать его внутренний мир. В ходе занятий обучающиеся осваивают и другие художественные материалы. Разнообразие применяемых в изобразительной деятельности художественных материалов и техник в каждом конкретном случае обусловлено возможностями ребенка и поставленными задачами. На занятиях арт-терапией рисунок рассматривается, как диагностический материал. Анализируя рисунок, можно сказать о способности ребенка отражать в сознании окружающую и социальную действительность, выражать отношение к ней, насколько он ощущает себя в этом мире. В арт-терапии самовыражение с помощью рисунка представляется более символичным, чем речь. Изобразительная деятельность ребенка может многое сказать о ребенке, насколько он внимателен и старателен; о том, как у него развита моторика, как он видит, чувствует, изображает, развивается . На занятиях с детьми в арт-терапевтических целях следует использовать как можно больше различных техник и видов декоративно-прикладной деятельности. Практика показывает, что занятия такими видами художественно-творческой деятельности, как лепка, моделирование, аппликация, работа с природными материалами, живопись, рисунок, рассматривание картин и иллюстраций вызывает у ребенка «живой отклик, активизирует творческую мысль, способствует развитию художественного познания, помогает отвечать на многие вопросы» . Положительный арт-терапевтический эффект достигается при использовании различных техник из бумаги. Работа с бумагой в таких техниках, как квиллинг, оригами, аппликация предоставляет большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Техника оригами позволяет устанавливать контакт даже с самыми трудными детьми. Часто больные дети не очень хорошо контактируют с педагогом арт-терапевтом. Но стоит превратить пустой лист бумаги в веселую ворону, прыгающую лягушку или цветущий лотос, как понемногу появляется интерес. Можно использовать готовые изделия из бумаги для создания из них новых композиций. Это даст ребенку возможность чувствовать себя более уверенно, чем при рисовании. Для детей младшего возраста подойдет гофрокартон. Забавные фигурки из этого материала освоят даже малыши. Они с удовольствием скручивают цветные полоски в диски и спирали, создают из них изображения различных животных, цветы и картины. Из бумаги можно сделать пальчиковый кукольный театр и обыграть знакомые сказки. Своими руками можно из бумаги создать разнообразные головоломки. Все это внесет новые яркие аспекты и разнообразие на занятиях арт-терапией. Практика использования оригами в арт-терапии дает положительный эффект, о чем свидетельствует опыт работы арт-терапевтов и педагогов – Н.Д. Острун, Е.Л. Кабачинской, М.Г Яременко, О.М. Сухаревской и др. Занятия оригами способны развить логическое и пространственное мышление, диагностировать и корректировать депрессивные и психосоматические расстройства у детей. Подросткам можно предложить квиллинг. Бумажная техника позволяет параллельно ввести еще один метод арт-терапии – терапию цветом. Цветные полоски квиллинга подойдут для работы детям, которые сомневаются в своих способностях. Спиральки делаются по шаблону, а потом соединяются в орнамент. Таким образом, ребенок не имеет никаких рамок, может выражать себя свободно и без ограничений. Такая работа позволяет сосредоточиться на процессе, а не на результате, дает чувство защищенности и помогает расслаблению. Польза таких занятий состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности. Такую технику можно предложить детям с плохим зрением, и детям с ограниченными возможностями передвижения. Занятия оригами способствуют развитию памяти, мыслительного процесса, конструктивного мышления. Развитие тонкой моторики, благодаря таким занятиям, напрямую воздействует на умственное и эмоциональное развитие ребенка. Коллаж является одним из самых эффективных методов работы с детьми, который не вызывает переживаний, связанных с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние ребенка в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности. Техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые ребенком картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними. В работе над коллажем у ребенка больше свободы в исполнении, чем в рисунке. Такая работа позволяет выходить за рамки предложенного листа, наклеивать одни картинки на другие, отрывать рисунки и т.д. Огромное количество материалов (бумага, ткань, фотографии, вырезки из журналов и газет, открытки) дает безграничную свободу творчества. Такая техника может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с группой и иметь неограниченное количество тем и возможностей. Занятия аппликацией позволяют работать с самыми маленькими детьми. В процессе таких занятий ведется работа над развитием речи, диагностика эмоционального состояния ребенка, его актуальных потребностей. Обыгрывая сюжет, взрослый вовлекает ребенка в непосредственное общение. Для занятий аппликацией выбираются сюжеты близкие опыту детей соответствующего возраста. Они помогут специалисту разобраться и систематизировать уже имеющиеся у ребенка представления об окружающем мире. Такие занятия предполагают совместную деятельность ребенка и взрослого в игровой форме. Занятия аппликацией позволяют дать детям представление о форме, цвете, пространстве, а, так же знания о природе и человеке. Особенно дети любят заниматься в технике обрывной аппликации, где используется методика работы двумя руками. Эта методика дает положительные результаты в работе с детьми, требующими особого внимания. В основе методики – работа двумя руками в различных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью развития у детей мелкой моторики левой руки, что приводит к укреплению связи между левым и правым полушариями головного мозга и значительно повышает способность к реабилитации и саморегуляции организма ребенка в целом . Особенно эффективна эта методика при работе с пластилином и в технике обрывная или «рваная аппликация», где приходится работать обеими руками и задействовать каждый пальчик. Многие специалисты считают глину очень терапевтичной и используют ее в своей практике. О лечебных свойствах глины известно давно. В современной медицине глина применяется для лечения многих заболеваний позвоночника, болей в суставах, мышц, при ушибах. Глина, это природный материал, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Она – пластичная, теплая, «живая» и считается материалом, идеальным, для передачи эмоций и переживаний человека. Ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов и требует определенных физических усилий. Педагогический опыт работы показывает, что занятия различными видами искусства дают обучающимся «углубленные знания о возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание заниматься художественно-творческой деятельностью» . Если ребенок сумеет понять, что имея успех в отображении своих чувств, мыслей, эмоций, при создании уникальных рисунков и поделок, то у ребенка откроется возможность реализовать себя не только в творчестве, но и в общении со сверстниками. Их взаимодействие с миром станет более уверенным и доступным, а кругозор более широким. Успех в творчестве в психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Психика ребенка становиться более гибкой и это свойство позволяет ему быть более адаптивным к окружающей действительности, что позволить решать вопросы социализации подрастающей личности. Литература
References
Галина Абрамова
Цель : Развитие позитивных эмоций у детей через соприкосновение с бумагой. Задачи : Формировать способы эффективного взаимодействия, преодоление коммуникативных барьеров; Гармонизировать чувства у детей , накопление положительного эмоционального опыта; Помочь в накоплении сенсорного и образного опыта, развитие мелкой моторики; Развивать чувства воображения, фантазии; Снятие психоэмоционального напряжения; Развитие умения выражать свои мысли; Ощутить радость совместного творчества . Количество участников :6 Длительность : 25 минут. Материалы : мультимедийная установка, экран, компьютер, магнитофон, заранее изготовленные шаблоны бумажных змеев , ножницы, различные украшения для воздушного змея (цветная бумага, пайетки, бусинки, декоративные украшения для аппликаций, цветная тесьма, клей, разноцветная гуашь, кисти разных размеров, бумажные салфетки, клеенка для стола, гелевые воздушные шары . Полотно для большого воздушного змея . Игрушка-солнышко. Структура : 1. Приветствие. 2. Основная часть. 3. Рефлексия. Ход занятия:Играет музыка. Входят родители и дети . В : - Уважаемые взрослые и дети, я попрошу Вас занять место в кругу . Возьмите ребёнка за руку, подведите к кругу и займите свои места, начиная от меня. (рассаживаются «родитель – ребенок » ) В : - Бывает так, что взрослые не понимают детей , а дети не слышат взрослых. Сегодня мы с вами научимся слышать и понимать друг друга, и для этого я предлагаю вам окунуться в атмосферу праздника , радости, доброты, совместного общения друг с другом и побывать в настоящей сказке, которая называется «Праздник воздушных змеев » . В : - Но любая встреча начинается с приветствия. Для этого у меня есть волшебная звезда, которую мы будем передавать по кругу и приветствовать друг друга. Я начинаю : «Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Я очень рада Вас видеть сегодня!» Р : - Спасибо! Добрый день Ваня! (каждый раз благодарить и передавать звезду друг другу) В : - На нашей планете проживает много народов и и все они здороваются по - разному. Кто знает как можно приветствовать друг друга по-другому? Ответы детей и родителей : - Носами – как индейцы. Рукопожатием. Объятиями. (родитель и ребенок повторяют названные приветствия) В : - Чтобы стать ещё ближе друг к другу, мы будем говорить добрые слова. Мама помогает своему ребёнку. Я начну : «Светлана Анатольевна, как Вы необыкновенно хороши сегодня!» и т. д. Воздушные змеи – это древняя восточная традиция. Запуск их в небо это не только игра, забава, но и волшебное сказочное действие. Змея расписывали ярко, чтобы привлечь внимание добрых духов и отпугнуть злых. Давайте сейчас все вместе привлечём добрых духов, для этого сделаем некоторые действия. Запустим доброго змея. (Действия с парашютом. Парашют сшит из ярких тканей.) Вначале все берутся за края полотна и вибрируют им. Затем родители запускают змея , а дети прячутся под ним. Потом прячется кто-то из родителей под парашютом . И все вместе дети и родители . (все действия под музыку) . Объяснение задания. В : - Приглашаю Вас сесть за столы. Повернитесь друг к другу и, подумайте, каким будет ваш воздушный змей : какой формы, какого цвета, какого настроения, будет ли это мальчик или девочка, или какое-то другое сказочное существо. У нас есть 5 образцов различной формы для изготовления воздушных змеев . Нам предстоит большая совместная работа (педагог предлагает листы бумаги разной формы) . Воздушные змеи бывают разной формы и очень яркой раскраски. Свои композиции выполняйте разнообразными материалами и цветами. Вы распишете формы, раскрасите их различными узорами и украшениями по своему желанию, чтобы на празднике каждая ваша работа привлекла к себе внимание детей и взрослых . (Играет музыка,»Сумерки»Шопен, выполняется творческая работа семьи) В : - Кто закончил и навёл порядок на рабочем месте я предлагаю вернуться обратно в круг и совершить волшебство : «Раз, два, три – сказка оживи!» (Звучит «Волшебная» мелодия) В одном городе жили разные воздушные змеи и звали их так (участники называют своих змеев ) . Все они любили : смеяться (все засмеялись, прыгать (все попрыгали, хлопать в ладоши (все похлопали, но больше всего Змей - Снежинка любила (танцевать, петь, рисовать, лепить, читать) и т. д. Каждый из них любил хвалить себя : Я воздушный змей- Снежинка – очень хрупкая пушинка. Я добрый змей, я всех смелей. Я змей – радуга-дуга, до меня не дотянется рука. Теперь у вас в руках интересные оригинальные воздушные змеи , вы их сделали сами! Сейчас я предлагаю вам загадать желание и запустить своего волшебного змея в небо. Звучит детская песенка «Хорошо гулять по свету» (пристегивают Змея к воздушному шару ) Педагог благодарит всех за работу. Публикации по теме: Конспект интегрированного занятия с элементами театрализации в средней группе «В зимнем лесу» Конспект интегрированного занятия с элементами театрализации в средней группе на тему: «В зимнем лесу» Цель занятия: Создание условий для. Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации «Путешествие в сказку» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации. Тема: «Путешествие в сказку» Основная образовательная область: Познавательное. Конспект НОД речевое развитие в старшей группе с элементами театрализации. Тема: «В гостях у зайки» Программное содержание: Содействовать патриотическому воспитанию детей через приобщение к русскому народному словесному и музыкальному. Цель: Активизировать у детей вербальные и невербальные средства развития речи, через театральную деятельность. Использовать авторскую. Конспект познавательного занятия с элементами театрализации для детей младшей разновозрастной группы «Птички-невелички» Конспект познавательного занятия с элементами театрализации для детей младшей разновозрастной группы «Птички-невелички» Образовательная. Изотерапия Реабилитация детей-инвалидов Жизнь детей с инвалидностью полна трудностей и преодолений ведь им нужно постоянно заниматься, проходить курсы лечения и реабилитации. От постоянной жизни в таком режиме накапливается усталость. А вот энтузиазма наоборот, становится всё меньше. А ведь именно от настроя и участия самого ребенка зависит эффективность занятий. Поэтому, разрабатываются реабилитации при аутизме, ДЦП, синдромом дауна, которые будут не только полезны, но и увлекательны. Таким методом является изотерапия. Уроки способствуют развитию6 мелкой моторики рук, мышления, речи, воображения, навыков коммуникации. Согласование работы полушарий, уверенности в своих силах, умение справляться со страхами, желание творить и познавать. Техника изотерапии: марание, каракули, штриховка, акватушь, монотипия, рисунок на стекле, рисование пальчиками, рисование сухими листьями, рисование предметами окружения Чтобы вызвать интерес к занятиям необходимо подобрать материал, тот, что по душе ребенку. Это вызывает желание заниматься и будет способствовать большей продуктивности изотерапии. Материал для изотерапии: краски, кисти разной толщины, карандаши, восковые мелки или пастель, бумага разных цветов и размеров, ножницы, клей,. Нитки, листья, ракушки, камни, веточки обоев, ткань, фольга. Сюжеты рисунков зависят от способностей ребенка: сначала это могут быть разноцветные каракули, затем – солнышко, забор, елочка а по мере прогресса и более сложные объекты. Подготовка. Сначала надо настроить ребенка на работу. Обсудить, что вы будете рисовать, подобрать бумагу, цвет, карандаши или краски продумать куда вы повесите рисунок. Можно предложить заняться рисованием с любимой игрушкой, позвать на помощь мишку. Зайку, Лунтика, Куклу. Если ребенок не хочет рисовать, нельзя принуждать его. Можно начать рисовать самой, и попросить помочь раскрасить. Возможно, ребенок заинтересуется процессом, материалами и начнет помогать и рисовать. Процесс творчества. Во время рисования хвалите художника и напоминайте ему о цели занятия: что рисуем, кому покажем. В процессе творчества можно ненавязчиво изучать цвета и цифры. Можно взять руку малыша и контролировать его движение, со временем ослаблять контроль. Если ребенок устал или потерял интерес к занятию, позвольте ему отдохнуть, договорившись обязательно завершить работу. Если что-то не получается нужно быть иногда лучше порвать работу (так можно бороться со страхом и выплеснуть негативные эмоции). Когда рисунок завершен, необходимо обратить внимание на успехи малыша. Разместить рисунок на видном месте, подчеркнув, что здесь все будут видеть такую красоту и радоваться, что у них растет такой художник. Необходимо провести анализ рисунка, рассказать, что вы видите на рисунке и какие эмоции это вызывает. Например: «Солнышко яркое и теплое. Мне нравится желтый цвет. Особенно хорошо получились лучики – такие ровные». Постепенно можно привлекать ребенка «Чем ты рисовал?» Что тебе больше всего нравится?». Изотерапией следует заниматься 1-2 раза в неделю. Регулярность зависит от загруженности ребенка, его здоровья и индивидуальных способностей. Необходимо обращать внимание на предпочтение и эмоции – они подскажут правильный выбор материалов, сюжетов, а также частоты и продолжительности занятии. Цель изотерапии – попытать эмоционально положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка. Значение: Возможность ощутить и понять самого себя, выразить свои чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний; Развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию; укрепляет психическое здоровье ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психический и коррекционный фактор; Способствует восстановлению эмоционального равновесия детей, устранению имеющихся нарушений поведения. Литература: Бережная М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности – 2009 Вальда Одриосоло.М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие: М.: Владос, 2007 Киселева м.В. арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов работающих с детьми: СПб.: Речь,2007 |
Популярное:
Новое
- Изотерапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
- Хиллари Клинтон – психически больной человек?
- Окаменение Богомолки: милиционер поседел от страха
- Магические числа для привлечения денег (5 фото) Как найти счастливую купюру
- Сколько стоит страхование жизни и здоровья?
- Социальные субсидии Проект на субсидию
- Инструкция по возврату налоговой переплаты
- Как работает консультант по развитию бизнеса?
- Василий блаженный Василий блаженный чудеса после смерти
- Введение пресвятой. Введение богородицы. Как и когда начали праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы