Главная - Все о стрижках
Занятия по арт терапии с детьми овз. Изотерапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Игры и упражнения с песком

Насибуллина Ольга Ивановна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: МОУ Приволжская ОШ
Населённый пункт: г.Новоульяновск, п.Липки
Наименование материала: статья
Тема: Применение арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 02.05.2016
Раздел: среднее профессиональное

Применение арт-терапии на уроках изобразительного искусства в работе с детьми c ограниченными возможностями здоровья «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс». В статье я хочу вас познакомить с практическим применением технологии арт-терапии в системе обучения и воспитания детей с ОВЗ, в частности детей с умственной отсталостью. Арт-терапия выступает в качестве эффективного средства помощи детям с проблемами поведения, психического здоровья. Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С «особыми детьми», имеющими серьёзные проблемы здоровья. У таких детей низкая работоспособность, слабое внимание, память, недостаточно сформирована речь, низкая учебная мотивация. Компенсация недостатков ребёнка возможна при включение его в различную творческую деятельность. Сам процесс изобразительного творчества является мощным средством коррекционной работы с «особыми» детьми. На сегодняшний день специалисты (Дружинин В.Н., ШнейдерЛ.Б., ЭйдимиллерЭ,Г всё чаще называют семью и школу зонами риска. Многие болезни и дефекты связывают с семейным воспитанием и школьным обучением (Захаров А.И.Козловская Г.В, Кремнева Л.Ф., Каган В.Е.) Моя педагогическая практика в школе показывает, что в последние годы зачастую в школу приходят неспокойные, агрессивные дети с неусточивой психикой. В семьях, где ребёнок имеет социальный негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты характера. В таких семьях общение с детьми происходит достаточно редко, в воспитании родители часто используют наказания, причём нередко телесные. Враждебность детей по отношению к другу, не вызывает у взрослых осуждения. Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Проблемы сопровождают ребенка везде, в школе, дома, на улице. В России во второй половине XX в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной психологии. Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, изобразительные, художественные, музыка, танцы оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека. Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в
употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. - Катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний). -Регулятивная (снятие нервно – психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния). - Коммуникативно – рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений). Формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме ребёнок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии ребёнок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д. Используемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт- терапевтической работы с детьми весьма разнообразны: сказкатерапия, игротерапия, хроматерапия и т.д…. Учитывая психофизические особенности детей я создала проект по арт-терапии «Я рисую успех и здоровье». Цель проекта - гармоническое развитие ребёнка с проблемами в развитии, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства,участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Через использования арт-терапии я решаю следующие педагогические задачи: 1. Учу детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Через работу над рисунками, картинами, что является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение. 2. Корригирую психоэмоциональное состояние ребёнка процессом творчества. 3. Прорабатываю мысли и чувства, которые ребёнок привык подавлять (иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений). 4.Способствую формированию качеств позитивного общения. (Участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.) 5.Развиваю чувство внутреннего контроля (работа над рисунками,
картинами или лепка предусматривает упорядочивание цвета и форм). 6. Концентрирую внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности. 7. Развиваю художественные способности. 8.Формирую положительную самооценку учащимся. Зачем арт-терапия, когда есть уроки изо? На арт-терапевтических занятиях реализуются - основные цели психотерапевтическая и коррекционная. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво - некрасиво, похоже – не похоже, правильно – неправильно. Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности. На уроках содержание и порядок деятельности учащихся задается и строго контролируется учителем. Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. За каждым ребёнком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Последовательность работы с детьми: Это подготовительный этап к изобразительной деятельности, где основная цель: вызвать интерес к рисованию, познакомить с орудиями и средствами изобразительной деятельности: красками, мелками, фломастерами, кистью, гуашью, с самыми начальными действиями с ними. В этот период в сознание ребёнка прочно входит представление о том, для чего предназначена бумага, карандаш, мелок, краски. Второй этап рисование ……но позже.А пока стадия каракулей, черкания, точек, штрихов. И первые достижения это каракули, или просто беспорядочные мазки. Следующий этап рисования –рисование круга. И начинается эта работа с круговых линий это игровые задания: моточки ниток, которые разматывает котёнок, дым из трубы, облака и пр. Рисунок наматываем нитку на клубок. Рисовать прямые линии ребёнку скучно, поэтому придумаю интересное задание: «Солнышко лучистое», «Травка выросла», «След лыжника», «Заборчик».. «Листопад» «Снег идет». По мере овладения навыками и умениями переходим к рисованию красками. Заметила, что практически все дети, начиная работать с красками, в восторге закрашивают весь лист бумаги. Применяю технику пальцевого рисования краской. Просто рисовать пальчиком скучно, стараюсь организовать занятие в игровой увлекательной форме, придумываю задание: зайчик пробежал по дорожке, забавный одуванчик, спелая малинка, волшебная рябинка.
Очень удачно проходят занятия, где ребята рисуют отпечатками своих пальцев, на бумаге появляются чудо звери, пятнистые хищники, заморские животные, предлагаю придумать необыкновенную историю к их рисункам. Рисуя ладошкой, пальчиками, дети получают наслаждение от самого факта появления цветовых отпечатков. Через творчество помогаю ребёнку смягчить своё состояние, т.к. любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно. Также я помогаю ребёнку отыскать в рисунке самых разных персонажей. Если ребёнок владеет речью, то он может самостоятельно прочитать рисунок, если не владеет, то у ребёнка через ощущения формируется внутренняя речь что способствует развитию познавательной деятельности. Для этого задаю наводящие вопросы и помогаю ребёнку дорисовать рисунок. На занятиях стараюсь создать условия для появления учащихся мотива к самоизменению. Чтобы снять психическое напряжение провожу занятие «Размываем обиду красками» учимся не накапливать обиды, отрицательные эмоции, а как можно скорее избавляться от них. Предлагаю ребятам на листе бумаге нарисовать серой краской своё «облачко обиды». Затем, не дав краске высохнуть, тут же начинать его размывать другой краской более яркой, мысленно повторяя при этом « Я размываю обиду, она теряет свою силу» и смывать с листа бумаги образовавшее пятно до тех пор, пока оно совсем не исчезнет. При коррекции неврозов, страхов, стрессов, ощущение у ребёнка глубокой печали выполняем с детьми следующее упражнение: «Выговариваю печаль чёрным цветом». Берем 3 листа белой бумаги, акварельные краски и кисть. На первом листе ставим несколько чёрных пятен, встряхивая кистью. Прошу детей посмотреть внимательно, увидеть в этих пятнах какое-то изображение, можно соединить их слегка и подправить. Возможно, это будут чёрные листья, чёрные птицы и т.п. Затем взять второй лист бумаги, серую краску и проделать тоже самое. Внимательно посмотреть, что получилось, на что похоже. На третьем листе повторить то же самое, что они делали на первом и втором листах, но только делать ярко-жёлтой, зелёной и красной красками. Здесь дети оживляются, видят удивительные цветы, волшебные узоры, диковинных животных. Совершенно по другому, смотрят на мир более радостно, уверенней, т.е. работа с яркими красками помогла улучшить настроение,изменить внутренний настрой. Ребёнок понимает что любовь, радость, печаль можно выразить цветом. Для достижения желаемого оздоровительного эффекта обязательно необходима эмоциональная окрашенность информации, идущий через мозг. Общение с природной средой через стереотипы и шаблоны сводит
эффект работы к нулю. Поэтому в своей работе использую задания на разрушение стереотипов. Задания обогащают внутренний мир ребёнка. Эти задания разработаны Д.К.ДЗЯТКОВСКИМ В 1986Г. Примеры заданий это может быть любая техника. «Дерево корнями вверх», «Разноцветная вода»,»Цветок мягкий, добрый, сладкий, Цветок зверь, машина, которая ездит без помощи колёс, полностью безопасный автомобиль, предметы обихода инопланетянина, птица летает, но без помощи крыльев,розовый снег. Задания на ассоциативную передачу состояния, настроения (любая техника) Чувство любви, чувство боли, чувство обиды, вкус сладкий, кислый, порывистый ветер, ураган, водопад. Каждый ребёнок имеет свои психофизиологические особенности., и это я учитываю в работе с детьми. Детям с гипердинамическим синдромом предлагаю задания с ограничением цвета, исключаю выбора цвета при рисовании(оранжевых, красных, фиолетовых, и черных красок из палитры) в графических работах дети используют коричневый цвет), моделируем из бумаги с использованием узких полосок. Также ребятам очень нравится техника «Оригами». Для детей с астеническим синдромом характер заданий другой. Такие дети имеют пониженный тонус, быстро утомляются от однородной деятельности, внимание детей легко переключается. Как показывают наблюдения от30% до 50% детей с ОВЗ имеют периферическую цервикальную недостаточность или другие синдромы, проявляющиеся в слабости моторики рук..Выполняем рисунки рукой на весу. Также полезны упражнения на работы с мелкими деталями (скатываем кончиками пальцев шарикики из пластилина и выкладываем их на картоне в виде мозаики. Много положительных эмоций вызывает у детей игры: Привожу примеры,используемых мной игр: 1.«Прижми и отпечатай». Отпечатывать можно всё, что захочется листья, цветы, и т.д. Краски - неизведанный мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром - оранжевым, вечером выглядит багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятие действительности, может быть выражена красками. 2.«Цветовые угадайки»: ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат. 3. Чтобы пробудить фантазию у детей провожу игру «Весёлые кляксы», важно,чтобы от работы с красками дети испытывали радость. 4. «Волшебные нитки» эта техника – вызывает бурный восторг детей. Ведь они, используют её в своих работах, становятся маленькими
волшебниками. Для такой работы нужно взять №10 нитки и нарезать по 20- 25 сантиметров. Развести акварель или взять цветную тушь, опустить в краску нитки, чтобы они пропитались. Держать нитки следует за кончики. Уложить нитку на лист бумаги, сверху придавить другим листом кончик ниточки должен обязательно высовываться. Далее потянуть кончик ниточки, одновременно прижимая верхним листом. На каждый новый цвет использовать чистый лист бумаги. Посмотреть на свой рисунок фломастером или красками и кистью дорисовать тот образ, который увидели на бумаге. 5. Рисуем лёгкими: техника «Мыльные пузырьки» берём гуашь, мыло, воду, гуаши взять 5столовых ложек, мыла-1столовую ложку, воды-1чайную ложку. Опустить в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги и осторожно прикасаться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку). Получаются удивительные отпечатки. На что же они похожи? Можно дорисовать и сделать картину, открытку и т.д. 5.Техника выдувание: позволяет нарисовать красивые цветы. Для этого нужно поставить каплю красной краски на бумагу, взять трубочку, дуть резко на каплю сверху так, чтобы капля разлеталась в стороны и получилась звездочка, рядом с красной нарисовать жёлтую звездочку, получится живописный цветок, рядом нарисовать способом примакивания листики вокруг цветов: опустить одной стороной в жёлтую краску, другой стороной опустить кисть в зелёную краску, приложить кисть боком к бумаге, получится двухцветный отпечаток, нанести темно- зеленым цветом по контуру листика усики. Рисунок можно оформить в рамочку и получится замечательный подарок маме, сестрёнке, бабушке и т.д. Цель этих занятий, научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Через развитие способности самовыражения и самопознания любой рисунок художественное произведение может оказывать на человека положительное или отрицательное воздействие. На занятиях делаем выводы, что притянуть успех, осуществить наши мечты помогают нам определённые цвета. К таким цветам относятся: розовый, бирюзовый и золотистый и рисуем себя и госпожу удачу. Ребята рисуют, какими они видят себя со стороны, рядом рисуют очень красивую, госпожу Удачу. Таким образом, ребята привлекают к себе удачу. Моя задача вселить уверенность, в том, что у них действительно скоро будет удача и успех. Вера в воображение и зрительное восприятие имеют огромную силу в достижение задуманного. Всё на что мы смотрим, влияет на нас и оказывает определённое действие на самочувствие. В картине всё имеет значение: само изображение, цветовая гамма. Поэтому перед занятием несколько минут отвожу на рассматривание репродукций, заряжая положительной
энергетикой учащихся. Для детей соматически ослабленным здоровьем предлагаю пейзажи горные вершины, водопады которые обладают необыкновенной силой поднимать и укреплять энергетику и иммунитет. На нервозных, вспыльчивых хорошо действует картины с видом моря... Хочется обратить особое внимание на одну из методик изотерапии – это проективный рисунок. она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие на ребёнка. Предлагаю используемые мной методы работы данной технологии. Успешно зарекомендовали следующие методы: проективный рисунок, коммуникативное рисование, дополнительное рисование. Проективный рисунок, может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Особенно эффективно при коррекции детских страхов. в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить ребятам возможность выразить графически или живописью свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые ребята не осознают по тем или иным причинам.. Обычно дети с удовольствием выбирают темы: "Мой обычный день", "Три желания", "Остров счастья", «Ласковое солнышко». Арт - терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребёнок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. На своих занятиях забочусь о введение музыки, поэтичного слова. Музыка, воздействует на кору головного мозга, вызывает ассоциации, она влияет на ребёнка через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьётся сердце, дышат легкие. При этом следует также учитывать характер музыки, ее мелодию и ритм. Как ритмичный раздражитель музыка стимулирует физиологические процессы организма не только в двигательной, но и в вегетативной (направляющей деятельность внутренних органов и систем) сфере. Монотонная барабанная дробь вызывает гипнотическое состояние, к которому приводит утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга. Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно – сосудистой системы. В то время как музыкальные отрывки с резкими звуковыми переходами повышают ее функцию. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, усиливает поток импульсов, которые оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают психо - эмоциональное самочувствие могут быть использованы и звуки
природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией. Арт-терапия вовсе не ставит перед собой задачу всех сделать художниками. Её цель в другом, необязательно быть творцом по профессии, главное стать творцом своей жизни. Я вижу результаты арттерапевтических занятий, у детей вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка. Таким образом, трудно недооценить роль арт-терапии в формировании эмоционально волевой сферы детей с проблемами в развитии. Практика показывает, что терапия творческим самовыражением не просто способствует оздоровлению личности, но и делает ребят нравственней, уверенней.

Арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог-психолог Ангур Т.А.

МБОУ ДОД ДДТ "Планета"

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Я решила, что необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по этой теме я уже на протяжении двух лет использую элементы разновидностей арт-терапии в работе с такими детьми.

Актуальность данной работы заключается в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование средств арт-терапевтических в работе с такими детьми в доступной привлекательной форме.

Цель моего проекта:

Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Ожидаемый результат:

Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

Виды арт-терапии которые я использовала для работы с детьми с особенностями развития: изотерапия; песочная терапия; фототерапия; игротерапия; музыкотерапия; вокалотерапия; сказкотерапия. Далее я предлагаю несколько описаний техник, которые просты в применении и будут интересны нашим детям.

Техника каракулей

Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Техника «Волшебный клубок» .

Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в паре. Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.

Техника «Коллаж».

Задачи: развитие самоинтереса, повышение самооценки, рефлексия различных «Я-схем», развитие креативности.

Ход работы: необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них составить композицию на заданную тему. Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами.

Часто у детей с особенностями развития в коллаже присутствует тема разрушения. Негативного намного больше, чем позитивного, поэтому при обсуждении работ ребята начинают со своих отрицательных черт, не зная, что сказать о положительных.

      1. Двигательные упражнения.

«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

« Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

        1. Музыкальная релаксация.

Данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребёнка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребёнка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определённую музыку, вызывая различные эмоции. Например, упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гиперактивных детей), муз. М. Равеля «Болеро».

Метод «Рассказывание и сочинение сказки».

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, Педагог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нем.

В работе с детьми с особенностями развития соблюдаются следующие требования занятиям:

    Настроение таких детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приёмов и структуры занятий.

    Структура занятий гибкая, разработанная с учётом возрастных особенностей, степени выраженности дефекта, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.

    Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

    Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приёмов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).

Психологическое воздействие конструируется путём создания дозированных по содержанию, объёму, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Ожидаемые результаты работы.

Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций.

Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму; гармонизация внутри-семейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме.

Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора.

Литература:

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002г;

Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006г.;

Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999г.;

Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001г.;

Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002г.;

Петрушин В.И. “Музыкальная психотерапия” М. 2000г..

Буровкина Л. А. 1 , Андрейчук В. А. 2

1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, Доктор педагогических наук, 2 ORCID: 0000-0002-1825-0023, Магистрант кафедры живописи и композиции, Московский городской педагогический университет

РАЗВИТЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация

В статье рассмотрены методы, формы, виды занятий с детьми-инвалидами, способствующие развитию логического и пространственного мышления, диагностировать депрессивные и психосоматические расстройства у детей. Творчество способно исцелять, а также корректировать последствия самых тяжелых заболеваний. Оно необходимо при адаптации и реабилитации детей-инвалидов.

Ключевые слова: творческая деятельность, арт-терапия, дети-инвалиды, реабилитация, адаптация, искусство, педагогика.

Burovkina L. A. 1 , Andreychuk V. A. 2

1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Pedagogy, 2 ORCID: 0000-0002-1825-0023, Master student of department of painting and composition, Moscow City Pedagogical University

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS OF ART THERAPY

Abstract

The article considers the methods, forms, kinds of activities with disabled children, contributing to the development of logical and spatial thinking, to diagnose depressive and psychosomatic disorders in children’s minds. Art can heal, as well as to correct the consequences of the most serious diseases. It is necessary during the adaptation and rehabilitation of such children.

Key words: creative activity, art therapy, disabled children, rehabilitation, adaptation, art, pedagogics.

В настоящее время арт-терапия широко используется в коррекции различных отклонений и нарушений развития ребенка, используя внутренние механизмы саморегуляции и исцеления личности. Арт-терапия особенно необходима для детей-инвалидов, которые в силу физических особенностей своего здоровья зачастую ограничены в социальных контактах. Внутренний мир ребенка, вне зависимости от возраста, очень сложный. Еще более сложный внутренний мир ребенка-инвалида. Такие дети в период лечения получают сильнейшую психологическую травму, теряют связь с внешним миром, навыки самообслуживания, контакты со сверстниками. Как же помочь таким детям приобрести уверенность в себе, обрести способность к адаптации, научить ребенка самовыражаться, а также увидеть «всю цветовую прелесть окружающего мира, обогатить их духовно, развить художественный вкус» . Средством, способным решать все эти задачи, является искусство. Искусство во всех своих проявлениях всегда дарит детям яркие впечатления и положительные эмоции. Оно помогает ребенку смотреть наблюдать, осознавать все, что нас окружает, учиться слушать, избавляться от чувства страха, дарит радость и вдохновение. Искусство позволяет выражать свободно свои мысли, мечты и чувства, быть самим собой. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) . Такие виды искусства, как живопись, поэзия, музыка несут в себе глубокое исцеляющее начало. У ребенка должны быть стимулы жить и бороться с заболеванием, поэтому во многих программах реабилитации искусству отводится не последнее место. Быстро растущий в нашей стране интерес к терапии творчеством, в том числе и арт-терапии, можно объяснить востребованностью этих направлений, как в педагогике, так и в медицине. Арт-терапия (от англ. art, искусство) – терапия изобразительным творчеством. Современное понимание арт-терапии предполагает непосредственное участие человека в изобразительном процессе через использование языка изобразительной деятельности. Арт-терапия – это терапевтическое направление, связанное с использованием различных изобразительных материалов и является процессом изобразительного творчества, конечной целью которого не является выполнение (изготовление) произведения искусства. Наиболее значимыми факторами интереса являются ориентация арт-терапии на принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами гармонизации и самоисцеления. В настоящее время существуют и успешно используются такие форм арт-терапии, как: цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, глинотерапия, песочная терапия, фототерапия, драматерапия, терапия танцем, бумагопластика, игровая терапия и др. .

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для психологической профилактики и коррекции негативных психологических состояний у детей, перенесших тяжелые заболевания, а также детей-инвалидов нуждающихся в социальной адаптации. В этой связи Н.М. Сокольникова пишет: «Занятия изобразительным искусством арт-терапевтичны в своей основе. Любование потоками краски, возможность мять глину и лепить из нее, пачкаться углем, рвать бумагу на мелкие кусочки, раскрашивать лицо и многие другие техники благотворительно влияют на психологическое здоровье детей» . Изотерапия служит инструментом для изучения чувств детей, развития навыков межличностного общения, укрепления отношений и уверенности в себе, повышения самооценки. А также, это – «развитие зрения, осязания, формирование образного и пространственного мышления, интеллектуальной и эмоциональной сферы, личностных качеств, раскрытие творческого потенциала личности» .

При выборе материала для занятий арт-терапией важно учитывать особенности заболевания, состояния, возраста и личности ребенка. Ребенку лучше дать возможность самому выбирать средства для изобразительной деятельности. Все задания выстраиваются по принципу – от простого к сложному . Нельзя ребенку ставить непосильную задачу, которую он не сможет выполнить. Это может привести к разочарованию. Педагогу необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс так, чтобы ребенок почувствовал, что у него все получается. Тогда у ребенка уйдет установка «я не умею рисовать».

На первом занятии дети, зачастую выбирают карандаши или фломастеры. Такие материалы им более привычны и позволяют самим контролировать процесс рисования. К «контролируемым» материалам можно отнести и бумагу.

При работе красками многие испытывают робость, а иногда и страх, связанный с мнением, что у ребенка отсутствует художественный талант. Несмотря на это, после освоения более привычных, простых материалов, предлагалась работа с красками для преодоления негативных переживаний. Можно начать с занятий монотипией. Такие занятия одинаково интересны как маленьким детям, так и подросткам. Смешивая краски и создавая различные оттенки, ребенок не только постигает различные изобразительные техники, но и приобретает положительный опыт развития индивидуального творческого видения. Научившись работать с красками, ребенок сможет преодолеть защитные барьеры и почувствует себя творцом цвета. Даже, если каждый раз смешивать одни и те же краски, в результате всегда будет разный цвет . Краски способны вызывать у детей сильный эмоциональный отклик, ощущения радости и свободы, стимулировать воображение, обогащать его внутренний мир.

В ходе занятий обучающиеся осваивают и другие художественные материалы. Разнообразие применяемых в изобразительной деятельности художественных материалов и техник в каждом конкретном случае обусловлено возможностями ребенка и поставленными задачами.

На занятиях арт-терапией рисунок рассматривается, как диагностический материал. Анализируя рисунок, можно сказать о способности ребенка отражать в сознании окружающую и социальную действительность, выражать отношение к ней, насколько он ощущает себя в этом мире. В арт-терапии самовыражение с помощью рисунка представляется более символичным, чем речь. Изобразительная деятельность ребенка может многое сказать о ребенке, насколько он внимателен и старателен; о том, как у него развита моторика, как он видит, чувствует, изображает, развивается .

На занятиях с детьми в арт-терапевтических целях следует использовать как можно больше различных техник и видов декоративно-прикладной деятельности. Практика показывает, что занятия такими видами художественно-творческой деятельности, как лепка, моделирование, аппликация, работа с природными материалами, живопись, рисунок, рассматривание картин и иллюстраций вызывает у ребенка «живой отклик, активизирует творческую мысль, способствует развитию художественного познания, помогает отвечать на многие вопросы» .

Положительный арт-терапевтический эффект достигается при использовании различных техник из бумаги. Работа с бумагой в таких техниках, как квиллинг, оригами, аппликация предоставляет большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Техника оригами позволяет устанавливать контакт даже с самыми трудными детьми. Часто больные дети не очень хорошо контактируют с педагогом арт-терапевтом. Но стоит превратить пустой лист бумаги в веселую ворону, прыгающую лягушку или цветущий лотос, как понемногу появляется интерес. Можно использовать готовые изделия из бумаги для создания из них новых композиций. Это даст ребенку возможность чувствовать себя более уверенно, чем при рисовании.

Для детей младшего возраста подойдет гофрокартон. Забавные фигурки из этого материала освоят даже малыши. Они с удовольствием скручивают цветные полоски в диски и спирали, создают из них изображения различных животных, цветы и картины. Из бумаги можно сделать пальчиковый кукольный театр и обыграть знакомые сказки. Своими руками можно из бумаги создать разнообразные головоломки. Все это внесет новые яркие аспекты и разнообразие на занятиях арт-терапией.

Практика использования оригами в арт-терапии дает положительный эффект, о чем свидетельствует опыт работы арт-терапевтов и педагогов – Н.Д. Острун, Е.Л. Кабачинской, М.Г Яременко, О.М. Сухаревской и др. Занятия оригами способны развить логическое и пространственное мышление, диагностировать и корректировать депрессивные и психосоматические расстройства у детей.

Подросткам можно предложить квиллинг. Бумажная техника позволяет параллельно ввести еще один метод арт-терапии – терапию цветом. Цветные полоски квиллинга подойдут для работы детям, которые сомневаются в своих способностях. Спиральки делаются по шаблону, а потом соединяются в орнамент. Таким образом, ребенок не имеет никаких рамок, может выражать себя свободно и без ограничений. Такая работа позволяет сосредоточиться на процессе, а не на результате, дает чувство защищенности и помогает расслаблению. Польза таких занятий состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности. Такую технику можно предложить детям с плохим зрением, и детям с ограниченными возможностями передвижения. Занятия оригами способствуют развитию памяти, мыслительного процесса, конструктивного мышления. Развитие тонкой моторики, благодаря таким занятиям, напрямую воздействует на умственное и эмоциональное развитие ребенка.

Коллаж является одним из самых эффективных методов работы с детьми, который не вызывает переживаний, связанных с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние ребенка в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности. Техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые ребенком картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними. В работе над коллажем у ребенка больше свободы в исполнении, чем в рисунке. Такая работа позволяет выходить за рамки предложенного листа, наклеивать одни картинки на другие, отрывать рисунки и т.д. Огромное количество материалов (бумага, ткань, фотографии, вырезки из журналов и газет, открытки) дает безграничную свободу творчества. Такая техника может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с группой и иметь неограниченное количество тем и возможностей.

Занятия аппликацией позволяют работать с самыми маленькими детьми. В процессе таких занятий ведется работа над развитием речи, диагностика эмоционального состояния ребенка, его актуальных потребностей. Обыгрывая сюжет, взрослый вовлекает ребенка в непосредственное общение. Для занятий аппликацией выбираются сюжеты близкие опыту детей соответствующего возраста. Они помогут специалисту разобраться и систематизировать уже имеющиеся у ребенка представления об окружающем мире. Такие занятия предполагают совместную деятельность ребенка и взрослого в игровой форме. Занятия аппликацией позволяют дать детям представление о форме, цвете, пространстве, а, так же знания о природе и человеке. Особенно дети любят заниматься в технике обрывной аппликации, где используется методика работы двумя руками. Эта методика дает положительные результаты в работе с детьми, требующими особого внимания. В основе методики – работа двумя руками в различных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью развития у детей мелкой моторики левой руки, что приводит к укреплению связи между левым и правым полушариями головного мозга и значительно повышает способность к реабилитации и саморегуляции организма ребенка в целом . Особенно эффективна эта методика при работе с пластилином и в технике обрывная или «рваная аппликация», где приходится работать обеими руками и задействовать каждый пальчик.

Многие специалисты считают глину очень терапевтичной и используют ее в своей практике. О лечебных свойствах глины известно давно. В современной медицине глина применяется для лечения многих заболеваний позвоночника, болей в суставах, мышц, при ушибах. Глина, это природный материал, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Она – пластичная, теплая, «живая» и считается материалом, идеальным, для передачи эмоций и переживаний человека. Ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов и требует определенных физических усилий.

Педагогический опыт работы показывает, что занятия различными видами искусства дают обучающимся «углубленные знания о возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание заниматься художественно-творческой деятельностью» . Если ребенок сумеет понять, что имея успех в отображении своих чувств, мыслей, эмоций, при создании уникальных рисунков и поделок, то у ребенка откроется возможность реализовать себя не только в творчестве, но и в общении со сверстниками. Их взаимодействие с миром станет более уверенным и доступным, а кругозор более широким. Успех в творчестве в психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Психика ребенка становиться более гибкой и это свойство позволяет ему быть более адаптивным к окружающей действительности, что позволить решать вопросы социализации подрастающей личности.

Литература

  1. Буровкина Л.А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования // Воспитание школьников. – 2010. – № 4. – С. 36-39.
  2. Буровкина Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: монография. – М.: МГПУ, 2008. – 124 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 99 с.
  4. Джеральд О., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: Методическое пособие. – М.: Прогресс, 2001. – 184 с.
  5. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок художник. Обучение дошкольников рисованию. – М.: Ювента, 2002. – 200 с.
  6. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.
  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  8. Корешков В.В. Культурно-образовательная область «Искусство» в формировании современной личности // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. Межвузовский сборник науч. трудов. Вып. 3. – М.: 2012.
  9. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для вузов. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
  10. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. 6 издание. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
  11. Кузин В.С. Изобразительное искусство 1-9 классы. – М.: Агар, 1996. – 160 с.
  12. Сайт Детского экологического Центра «Эко-Дом» http://domodeko-dom.edumsko.ru/about/news/dvumya_rukami.

References

  1. Burovkina L.A. Kompleksnyj podhod k obucheniju shkol’nikov dekorativno-prikladnomu iskusstvu v sisteme nepreryvnogo obrazovanija // Vospitanie shkol’nikov. – 2010. – № 4. – S. 36-39.
  2. Burovkina L.A. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme sredstv jesteticheskogo vospitanija uchashhihsja v hudozhestvennoj shkole: monografija. – M.: MGPU, 2008. – 124 s.
  3. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psihologicheskij ocherk. – M.: Prosveshhenie, 1991. – 99 s.
  4. Dzheral’d O., Gould P. Risunok v psihoterapii: Metodicheskoe posobie. – M.: Progress, 2001. – 184 s.
  5. Dreznina M.G., Kazhdyj rebenok hudozhnik. Obuchenie doshkol’nikov risovaniju. – M.: Juventa, 2002. – 200 s.
  6. Ignat’ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel’noj dejatel’nosti detej: ucheb. posobie. – M.: Akademicheskij Proekt; Fond «Mir», 2007. – 208 s.
  7. Kiseleva M.V. Art-terapija v rabote s det’mi: rukovodstvo dlja detskih psihologov, pedagogov, vrachej i specialistov, rabotajushhih s det’mi. – SPb.: Rech’, 2006. – 160 s.
  8. Koreshkov V.V. Kul’turno-obrazovatel’naja oblast’ «Iskusstvo» v formirovanii sovremennoj lichnosti // Puti i sredstva povyshenija kachestva hudozhestvennogo obrazovanija i jesteticheskogo vospitanija. Mezhvuzovskij sbornik nauch. trudov. Vyp. 3. – M.: 2012.
  9. Medvedeva E.A., Levchenko I.Ju. Artpedagogika i artterapija v special’nom obrazovanii: uchebnik dlja vuzov. – M.: Akademija, 2001. – 248 s.
  10. Sokol’nikova N.M. Metodika prepodavanija izobrazitel’nogo iskusstva. 6 izdanie. – M.: Akademija, 2013. – 256 s.
  11. Kuzin V.S. Izobrazitel’noe iskusstvo 1-9 klassy. – M.: Agar, 1996. – 160 s.
  12. Sajt Detskogo jekologicheskogo Centra «Jeko-Dom» http://domodeko-dom.edumsko.ru/about/news/dvumya_rukami.

Галина Абрамова
Конспект занятия с элементами, арт-терапии и театрализации «Праздник воздушных змеев». Для детей с ОВЗ совместно с родителям

Цель : Развитие позитивных эмоций у детей через соприкосновение с бумагой.

Задачи :

Формировать способы эффективного взаимодействия, преодоление коммуникативных барьеров;

Гармонизировать чувства у детей , накопление положительного эмоционального опыта;

Помочь в накоплении сенсорного и образного опыта, развитие мелкой моторики;

Развивать чувства воображения, фантазии;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие умения выражать свои мысли;

Ощутить радость совместного творчества .

Количество участников :6

Длительность : 25 минут.

Материалы : мультимедийная установка, экран, компьютер, магнитофон, заранее изготовленные шаблоны бумажных змеев , ножницы, различные украшения для воздушного змея (цветная бумага, пайетки, бусинки, декоративные украшения для аппликаций, цветная тесьма, клей, разноцветная гуашь, кисти разных размеров, бумажные салфетки, клеенка для стола, гелевые воздушные шары . Полотно для большого воздушного змея . Игрушка-солнышко.

Структура :

1. Приветствие.

2. Основная часть.

3. Рефлексия.

Ход занятия:

Играет музыка. Входят родители и дети .

В : - Уважаемые взрослые и дети, я попрошу Вас занять место в кругу . Возьмите ребёнка за руку, подведите к кругу и займите свои места, начиная от меня.

(рассаживаются «родитель – ребенок » )

В : - Бывает так, что взрослые не понимают детей , а дети не слышат взрослых. Сегодня мы с вами научимся слышать и понимать друг друга, и для этого я предлагаю вам окунуться в атмосферу праздника , радости, доброты, совместного общения друг с другом и побывать в настоящей сказке, которая называется «Праздник воздушных змеев » .

В : - Но любая встреча начинается с приветствия. Для этого у меня есть волшебная звезда, которую мы будем передавать по кругу и приветствовать друг друга.

Я начинаю : «Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Я очень рада Вас видеть сегодня!»

Р : - Спасибо! Добрый день Ваня! (каждый раз благодарить и передавать звезду друг другу)

В : - На нашей планете проживает много народов и и все они здороваются по - разному.

Кто знает как можно приветствовать друг друга по-другому?

Ответы детей и родителей : - Носами – как индейцы. Рукопожатием. Объятиями.

(родитель и ребенок повторяют названные приветствия)

В : - Чтобы стать ещё ближе друг к другу, мы будем говорить добрые слова. Мама помогает своему ребёнку. Я начну : «Светлана Анатольевна, как Вы необыкновенно хороши сегодня!» и т. д.

Воздушные змеи – это древняя восточная традиция. Запуск их в небо это не только игра, забава, но и волшебное сказочное действие. Змея расписывали ярко, чтобы привлечь внимание добрых духов и отпугнуть злых. Давайте сейчас все вместе привлечём добрых духов, для этого сделаем некоторые действия. Запустим доброго змея. (Действия с парашютом. Парашют сшит из ярких тканей.) Вначале все берутся за края полотна и вибрируют им. Затем родители запускают змея , а дети прячутся под ним. Потом прячется кто-то из родителей под парашютом . И все вместе дети и родители . (все действия под музыку) .

Объяснение задания.

В : - Приглашаю Вас сесть за столы. Повернитесь друг к другу и, подумайте, каким будет ваш воздушный змей : какой формы, какого цвета, какого настроения, будет ли это мальчик или девочка, или какое-то другое сказочное существо.

У нас есть 5 образцов различной формы для изготовления воздушных змеев . Нам предстоит большая совместная работа (педагог предлагает листы бумаги разной формы) . Воздушные змеи бывают разной формы и очень яркой раскраски. Свои композиции выполняйте разнообразными материалами и цветами.

Вы распишете формы, раскрасите их различными узорами и украшениями по своему желанию, чтобы на празднике каждая ваша работа привлекла к себе внимание детей и взрослых .

(Играет музыка,»Сумерки»Шопен, выполняется творческая работа семьи)

В : - Кто закончил и навёл порядок на рабочем месте я предлагаю вернуться обратно в круг и совершить волшебство : «Раз, два, три – сказка оживи!» (Звучит «Волшебная» мелодия)

В одном городе жили разные воздушные змеи и звали их так (участники называют своих змеев ) . Все они любили : смеяться (все засмеялись, прыгать (все попрыгали, хлопать в ладоши (все похлопали, но больше всего Змей - Снежинка любила (танцевать, петь, рисовать, лепить, читать) и т. д.

Каждый из них любил хвалить себя :

Я воздушный змей- Снежинка – очень хрупкая пушинка.

Я добрый змей, я всех смелей.

Я змей – радуга-дуга, до меня не дотянется рука.

Теперь у вас в руках интересные оригинальные воздушные змеи , вы их сделали сами!

Сейчас я предлагаю вам загадать желание и запустить своего волшебного змея в небо.

Звучит детская песенка «Хорошо гулять по свету» (пристегивают Змея к воздушному шару )

Педагог благодарит всех за работу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с элементами театрализации в средней группе «В зимнем лесу» Конспект интегрированного занятия с элементами театрализации в средней группе на тему: «В зимнем лесу» Цель занятия: Создание условий для.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации «Путешествие в сказку» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации. Тема: «Путешествие в сказку» Основная образовательная область: Познавательное.

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе с элементами театрализации. Тема: «В гостях у зайки» Программное содержание: Содействовать патриотическому воспитанию детей через приобщение к русскому народному словесному и музыкальному.

Цель: Активизировать у детей вербальные и невербальные средства развития речи, через театральную деятельность. Использовать авторскую.

Конспект познавательного занятия с элементами театрализации для детей младшей разновозрастной группы «Птички-невелички» Конспект познавательного занятия с элементами театрализации для детей младшей разновозрастной группы «Птички-невелички» Образовательная.

Изотерапия

Реабилитация детей-инвалидов

Жизнь детей с инвалидностью полна трудностей и преодолений ведь им нужно постоянно заниматься, проходить курсы лечения и реабилитации. От постоянной жизни в таком режиме накапливается усталость. А вот энтузиазма наоборот, становится всё меньше. А ведь именно от настроя и участия самого ребенка зависит эффективность занятий. Поэтому, разрабатываются реабилитации при аутизме, ДЦП, синдромом дауна, которые будут не только полезны, но и увлекательны.

Таким методом является изотерапия.

Уроки способствуют развитию6 мелкой моторики рук, мышления, речи, воображения, навыков коммуникации. Согласование работы полушарий, уверенности в своих силах, умение справляться со страхами, желание творить и познавать. Техника изотерапии:

    марание,

    каракули,

    штриховка,

    акватушь,

    монотипия,

    рисунок на стекле,

    рисование пальчиками,

    рисование сухими листьями,

    рисование предметами окружения

Чтобы вызвать интерес к занятиям необходимо подобрать материал, тот, что по душе ребенку. Это вызывает желание заниматься и будет способствовать большей продуктивности изотерапии.

Материал для изотерапии: краски, кисти разной толщины, карандаши, восковые мелки или пастель, бумага разных цветов и размеров, ножницы, клей,. Нитки, листья, ракушки, камни, веточки обоев, ткань, фольга. Сюжеты рисунков зависят от способностей ребенка: сначала это могут быть разноцветные каракули, затем – солнышко, забор, елочка а по мере прогресса и более сложные объекты.

Подготовка.

Сначала надо настроить ребенка на работу. Обсудить, что вы будете рисовать, подобрать бумагу, цвет, карандаши или краски продумать куда вы повесите рисунок. Можно предложить заняться рисованием с любимой игрушкой, позвать на помощь мишку. Зайку, Лунтика, Куклу. Если ребенок не хочет рисовать, нельзя принуждать его. Можно начать рисовать самой, и попросить помочь раскрасить. Возможно, ребенок заинтересуется процессом, материалами и начнет помогать и рисовать.

Процесс творчества.

Во время рисования хвалите художника и напоминайте ему о цели занятия: что рисуем, кому покажем. В процессе творчества можно ненавязчиво изучать цвета и цифры. Можно взять руку малыша и контролировать его движение, со временем ослаблять контроль.

Если ребенок устал или потерял интерес к занятию, позвольте ему отдохнуть, договорившись обязательно завершить работу. Если что-то не получается нужно быть иногда лучше порвать работу (так можно бороться со страхом и выплеснуть негативные эмоции).

Когда рисунок завершен, необходимо обратить внимание на успехи малыша. Разместить рисунок на видном месте, подчеркнув, что здесь все будут видеть такую красоту и радоваться, что у них растет такой художник. Необходимо провести анализ рисунка, рассказать, что вы видите на рисунке и какие эмоции это вызывает.

Например: «Солнышко яркое и теплое. Мне нравится желтый цвет. Особенно хорошо получились лучики – такие ровные».

Постепенно можно привлекать ребенка «Чем ты рисовал?» Что тебе больше всего нравится?».

Изотерапией следует заниматься 1-2 раза в неделю. Регулярность зависит от загруженности ребенка, его здоровья и индивидуальных способностей. Необходимо обращать внимание на предпочтение и эмоции – они подскажут правильный выбор материалов, сюжетов, а также частоты и продолжительности занятии.

Цель изотерапии – попытать эмоционально положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

Значение:

    Возможность ощутить и понять самого себя, выразить свои чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний;

    Развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию; укрепляет психическое здоровье ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психический и коррекционный фактор;

    Способствует восстановлению эмоционального равновесия детей, устранению имеющихся нарушений поведения.

Литература:

    Бережная М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности – 2009

    Вальда Одриосоло.М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие: М.: Владос, 2007

    Киселева м.В. арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов работающих с детьми: СПб.: Речь,2007



 


Читайте:



Оберег Звезда Руси: особенности, значения и свойства Славянские обереги лада богородица

Оберег Звезда Руси: особенности, значения и свойства Славянские обереги лада богородица

Существуют талисманы, которые напрямую обращаются к силам природы. К ним относится оберег Звезда Руси (Лада Богородицы), значение которого очень...

Краткая биография Петра I

Краткая биография Петра I

Реферат по учебной дисциплине "История России" на тему:"Правление Петра I". План 1. Введение. 3. Реформы Петра I . 5. Заключение. 6....

Погружение в церковнославянский язык Церковнославянский язык – это средневековый литературный язык, сохранившийся до нашего времени в качестве языка богослужения

Погружение в церковнославянский язык Церковнославянский язык – это средневековый литературный язык, сохранившийся до нашего времени в качестве языка богослужения

Церковнославя́нский язык Под именем Церковнославянского языка или старославянского языка принято понимать тот язык, на который в в. был сделан...

Какие народы являются потомками половцев

Какие народы являются потомками половцев

Академия наук СССР. Башкирский филиал. Институт истории, языка и литературы. РАИЛЬ ГУМЕРОВИЧ КУЗЕЕВ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА....

feed-image RSS