Главная - Все о стрижках
Высшие военные училища (институты, академии, университеты, учебные заведения) Министерства Обороны РФ. Список лучших военных школ-пансионатов мира Высшее военное училище с гуманитарным уклоном

Определять свою судьбу каждый выпускник должен сам, и никто посторонний не должен влиять на его задумку. Это очень важное решение, и оно должно быть четко и правильно обдуманно. Необходимо взвесить все «за» и «против» и уже тогда сделать свой окончательный выбор в пользу того или иного военного или другого учреждения. Особенно важны мелкие детали и ранее представленная информация, особенно когда решаешь стать офицером или военнослужащим.

Военные высшие учебные заведения России

В офицерской службе есть много положительных сторон. Чего только стоит шикарная и красивая форма служащих. Также это хороший способ стать взрослым и самодостаточным человеком, например, который ушел в одиночное плаванье и решил стать важной и крепкой личностью. А сколько в работе приключений, азарта и романтики? Вот именно поэтому очень много молодых людей стремится пойти учиться в суворовские и высшие военные училища. Но, кроме таких красочных описаний, существует и темная сторона, которая влечет за собой опасности и серьезные жизненные изменения.

Выбор за вами

Список военных училищ России достаточно большой, и выбрать одно из них трудно. Что вы предпочтете? Статус должности высокий, когда работаешь в службе ВДВ, войсках спецназа или морской пехоте. Приключения на водном пространстве или воздухе сильно влекут азартных и уверенных парней и девушек. Неплохая поможет поднять свое положение и стать самостоятельно на ноги, тем более что высшее образование в нашей стране бесплатное и "безболезненное".

Хорошее воспитание, дисциплина, толерантность и коллегиальность воспитываются уже с первых теоретических занятий. Самым основным критерием всей учебы являются знания. Каждый студент, а особенно курсант, должен хорошо учиться и усваивать знания различных дисциплин.

Основные преимущества военного образования

Кроме всех выше перечисленных достоинств, в таком образовании есть и другие положительные моменты:

  • Достаточно высокая стипендия (размер составляет примерно 16 тысяч рублей). Неплохие деньги, если учесть тот факт, что тебя при этом учат, кормят и дают ночлег;
  • Калорийное питание с полноценным рационом белков, жиров и углеводов, полотенце каждому курсанту бесплатно;
  • В будущем приличная заработная плата по месту направления.

На сегодня есть достаточно большой список военных училищ России. Среди доступных предложений можно найти тот вариант, который будет подходить молодому человеку по всем параметрам идеально.

Училища, на которые нужно обратить внимание

На территории России много военных училищ. Они располагаются в больших городах. Самыми престижными и популярными являются:

  1. Казанское суворовское кадетское училище (город Казань).
  2. Нижегородское училище военно-инженерного командования.
  3. Новосибирское высшее военное кадетское училище.
  4. Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе
  5. Инженерное училище военной связи им Г.К. Оржоникидзе (Ульяновск)
  6. Ракетное училище имени Героя генерал-майора Лизюкова (Саратов).
  7. Училище химзащиты имени Подвойского (Тамбов).

Это неполный перечень всех заведений, в которых можно обрести определенные военные знания. Окончив военные училища России, список сильных качеств в человеке заметно увеличивается. К тому же и опыта, и практики становится гораздо больше. Любая ситуация не помеха, если у тебя в багаже есть знания, полученные в военном училище. Вот и весь список военных училищ России, на которые нужно сразу обратить внимание.

Некоторые нюансы для поступления

Для поступления на военную службу необходимо иметь большое желание учиться и достигнуть желаемого результата. Сперва собираются необходимые документы по определенному списку. Нужно записать даты прохождения экзаменов, достигнуть и уже потом ждать результата о поступлении.

Также при необходимо определиться со сферой в военной службе. От этого будет напрямую зависеть ваша судьба. Воздушные войска, морская пехота, связь, спецназ - и это далеко не полный список военных училищ России с различными направлениями по специальностям и обучению. По своей физической и моральной подготовке, каждый поступающий курсант решает, куда лучше всего податься, чтобы в будущем стать человеком с большой буквы. Именно такими людьми гордиться Российская Федерация, и они непосредственно участвуют в политической жизни страны. Не бойтесь отдать долг родине, и она вознаградит вас.

Куда пойти?

Если есть желание и возможность достичь самой вершины военного обучения, можно направиться в военные высшие учебные заведения России. В таких вузах у вас будет наилучшая подготовка, практичные навыки и теоретические знания. Сам процесс образования станет незабываемым, так как наполнен приключениями и различными приятными ситуациями. Девочки будут в восторге от молодого курсанта в красивой и эффектной форме. Получить такие привилегии и огромный багаж знаний можно в специальных вузах, академиях, высших военных училищах и институтах.

Престижные вузы

Самыми популярными и востребованными высшими учебными учреждениями считаются:

  • Московский университет МВД РФ.
  • Институт ФСБ РФ (г. Новосибирск).
  • Санкт-Петербургский УМВД РФ.
  • институт).
  • филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).

В каждом учебном заведении есть по несколько кафедр со специальностями. В зависимости от класса обучения и возможностей, их количество может колебаться от 1 до 10. Но абсолютно в каждом можно получить самый высокий уровень знаний и опыта, которые станут незаменимыми в будущей работе. Работая на такие государственные учреждения как МВД или ФСБ, нужно не только обладать большим багажом знаний, но и иметь желание познавать новое. Поскольку законы постоянно изменяются, за ними нужно пристально следить и изучать. Многие аспекты работы требуют крепких нервов и стального терпения. Так что нужно учитывать эти детали в будущем, а еще лучше при поступлении. Высшие военные училища, - все они выпускают отличных служащих.

Лучшие училища

В нашей стране имеется большой выбор учреждений. Ниже представлен список военных училищ России:

  • Московское военно-воздушное училище.
  • Санкт-Петербургское военное управление по разработке преступных организаций.
  • Московское военное управление по разработке преступных организаций.
  • Новосибирское командное училище.

Военные училища России: список

Также имеет на своем счету несколько высших учебных заведений по обучению и тренировке военных. Если быть точными, то их количество равно тринадцати. Военные училища ФСБ России, список которых приведен ниже, считаются одними из лучших:

  • Академия ФСБ России.
  • Курганский пограничный институт ФСБ РФ.
  • Институт ФСБ РФ (Екатеринбург).
  • Институт федеральной безопасности (г. Новосибирск).
  • Московский институт информационных технологий.
  • Московская Академия.
  • Институт ФСБ (Новгород).
  • Институт ФСБ (Новосибирск).
  • Московский пограничный институт (ПИ).
  • Голицынский ПИ.
  • Калининградский ПИ.
  • Хабаровский ПИ.

Высшие военные училища России, список которых предоставлен выше, специализируются на высоком уровне преподавания и стараются выпустить как можно больше достойных кандидатов.

Обучение полетам

Есть хорошая возможность пройти летное военное обучение, полный курс на стационаре. Есть определенные военные летные училища России, список которых можно найти в военной прессе или непосредственно в самих вузах. В таких учреждениях можно получить звание лейтенанта военной авиации России, а при желании пойти дальше по карьере и достичь более высоких званий. Военные летные училища России, список:

  1. Борисоглебский факультет штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации.
  2. Челябинский филиал московской академии.

Суворовцы - отличное начало для карьеры

Самыми компетентными и достигающими цели являются выпускники суворовских училищ. Здесь самое тщательное воспитание, которое дает возможность добиться должности генерала. Толерантные военные с культурным воспитанием будут тщательно проделывать всю свою работу в будущем. Суворовские военные училища России, список довольно большой, но следует отметить несколько:

  1. Московское училище.
  2. Санкт-Петербургское училище.
  3. Тверское училище.

В военное училище после 11 классов

Есть возможность поступить в военные училища России после 11 класса:

  • Академия артиллерийских войск (г. Санкт-Петербург)
  • Московский Военный Институт (общевойсковой).
  • Командно-инженерное военное училище (Тюмень).
  • Краснодарское военное училище.

На самом деле, таких государственных заведений очень много. Их список составляет не одну страницу.

Куда бы вы ни пошли учиться и получать знания в военной сфере - список военных училищ России поможет сделать вам правильный выбор. Данная профессия очень востребована в стране в будущем для обороны и защиты ее владений. Ни для кого не секрет, что именно военные люди способны сотворить невозможное. Тем более что есть куда развернуться. Недосягаемые водные пространства, широкая воздушная атмосфера, разнообразные наземные подразделения и многое другое нуждаются в постоянном пополнении персонала и ценных рабочих. Получить необходимые знания помогут высшие учебные училища, институты с разным профилем, а также академии.

Преимущества и недостатки

Каждый состоявшийся военный деятель будет гордиться своим дипломом и знаниями, полученными в таких учреждениях. Карьерная лестница не будет стоять на месте. Благодаря всем навыкам и теории, любое задание не принесет труда.

Многие молодые люди идут на службу в разные учреждения, руководствуясь мыслями о государственной службе и приличном заработке. Но стоит также заметить, что не у всех поступивших появляется желание отдавать долг родине. Не забывайте, что любые проступки со стороны служащих караются намного строже, чем гражданских. Поэтому следует держать себя в руках и не поддаваться импульсам и нервным срывам. Многие военные подвержены постоянному напряжению и быстро теряют уверенность в себе. Стабильность нервной системы и знание законодательной базы - это неотъемлемая часть любого служащего.

В наше неспокойное время родители боятся отдавать своих детей на службу или учебу в военные академии. Выбирают другие более спокойные профессии, например, механик или бухгалтер. Но стоит ли так бояться за своих детей, возможно, их призвание в жизни служить родине и отдаваться ей полностью. Всегда учитывайте желание своих домочадцев, ведь они - часть вашей семьи. Не бойтесь отдать своего ребенка на службу, ведь именно на ней он обретет те качества, которые должны быть присущи всем мужчинам.

Военные, полицейские и другие работники государственных служб всегда подвергаются давлению и порой не могут правильно оценивать ситуацию. Именно в таких случаях помогает тщательно изученный устав, поэтому, поступив в академию или институт, не ленитесь и учите всю предоставляемую информацию. Она поможет вам в трудной ситуации, и высможете отличиться на курсе своими знаниями.

Высшие военные училища и другие школы

Мореходные училища. - Военные академии. - Пажеские корпуса. - Подготовка инженеров. - Ветеринарные школы. - Политехническая школа. - Академия художеств

Вопрос о нужности университетов был решен радикально только в одной стране. Однако вопрос о недостаточности университетов для подготовки необходимых специалистов поднимался уже давно и в самых разных краях. Священники, юристы, врачи, конечно, были востребованы, но не в таких количествах. Но как же обойтись без строителей, инженеров, картографов, землемеров, военных? Кто будет строить дома, добывать руду, плавить металл и сражаться за него?

В 1416 году третий сын португальского короля Жуана I инфант дон Генрих (1394–1470), прозванный «Генрих-мореплаватель», на обрывистом утесе мыса Сагриш основал Морскую академию, где обучали математике и астрономии применительно к навигации. Преподавали там итальянцы и каталонцы, сведущие в гидрографии. Португалия, подарившая миру великих первооткрывателей и бывшая тогда одной из крупнейших морских держав наряду с Испанией, стала и центром «навигацкой науки». Ее интересы простирались на Запад, на Юг и на Восток, а с учетом того, что корабли становились всё больше, а их грузы - всё ценнее, потребность в грамотных капитанах, которые привели бы их в пункт назначения в целости и сохранности, была остра как никогда.

Курсантов в академию отбирали очень тщательно, не говоря уже о преподавателях. Профессор гидрографии обучал слушателей математике, физике, механике парусов и корабельных маневров, астрономии, навигации, теории корабля. Откуда их набирали? Из университетов. Изначально все они были клирики и лишь со временем сменились исключительно военными.

Основателем школы гидрографии в Дьепе, в Нормандии, стал в 1537 году аббат Пьер Деселье, кюре местной деревушки. Учителя из этой школы составили самые точные карты той эпохи, затмить их удалось только голландцам к середине XVII века. Дьеп стал первым французским портом, где мореплаванию учили «по правилам». Другой священник, Презо Ученый, занимался подготовкой мореходов в Онфлере, еще одном нормандском порту. Там преподавали капитаны и лоцманы в отставке, которые на общественных началах делились опытом с молодежью.

Параллельно, в 1571 году, король Карл IX (1560–1574) учредил школу гидрографии в Марселе, на Средиземном море. Сменивший его на троне Генрих III своим ордонансом ввел выпускные экзамены для капитанов кораблей, которые должны были продемонстрировать свои навыки и умения двум «старым мастерам» в присутствии адмирала или его заместителей и двух городских нотаблей.

Преподаватели-энтузиасты, учившие бесплатно, теперь становились профессорами на жалованье. Так произошло, например, с аббатом Гильомом Дени, открывшим в Дьепе школу в 1665 году. У него не было отбоя от учеников, число которых доходило до двухсот. Правда, это были настолько шумные и озорные дети, что приходилось обращаться к услугам надзирателя из корсаров.

В 1666 году была основана Королевская школа гидрографии в Гавре, а в 1673-м - в Сен-Мало, на Атлантическом побережье. К преподавателям этих школ предъявлялись высокие требования. Согласно королевскому ордонансу 1681 года об учреждении подобных учебных заведений во всех крупных портовых городах, учителя должны были обучать слушателей рисованию и черчению, чтобы те были способны «изображать порты, береговую линию, горы, деревья, башни и прочие вещи, служащие ориентиром в гаванях и на рейдах, и снимать карту местностей, кои они откроют». Занятия - не менее четырех в неделю - должны были проводиться публично, профессорам надлежало являться на них «с картами, лоциями, глобусами, сферами, компасами, астролябиями и прочими инструментами и книгами, потребными для их искусства». Смотрители сиротских домов обязывались поставлять учителям учеников, посылая ежегодно в школу двух-трех мальчиков и снабжая их необходимыми книгами и инструментами. Учителя освобождались от общественных повинностей, например караульной службы в составе «народных дружин», зато не могли отлучаться из города без разрешения адмирала или мэра под страхом лишения жалованья.

Университеты тоже отреагировали на новые веяния: в 1679 году в Дуэ была открыта первая во Франции артиллерийская школа, основанная Людовиком XIV; ее курсанты должны были изучать математику и химию. Поскольку корабли были вооружены пушками, познания в артиллерии оказывались нелишними для морских офицеров. Кроме того, король преобразовал в 1704 году курсы математики, читавшиеся в Кане и Дуэ, в королевские кафедры математики и гидрографии «для образования молодых людей, избравших для себя карьеру морехода».

В XVIII веке французские гардемарины, подобно средневековым студентам, должны были пройти через три мореходные школы - в бретонском Бресте, Рошфоре и Тулоне, - чтобы получить законченное образование. Впрочем, программа обучения в них была стандартная: математика, судостроение, основы баллистики, гидрография, фехтование, танцы. Во второй половине столетия эти школы пришли в упадок: несмотря на блестящее образование морских офицеров, французский флот терпел поражения, но дело тут было в недостатке практики, а не в пробелах академической программы.

Подобные школы создавались и в других европейских странах. Иван Неплюев в своих записках сообщает, что партии русских студентов из дворян, определенных Петром I в гардемарины, были рассеяны по важнейшим городам Европы: учились в Венеции, Флоренции, Тулоне, Марселе, Кадисе, Париже, Амстердаме, Лондоне.

«Наших русских гардемарин в Тулоне было семь человек: Андрей Иванов сын Полянский, Воин Яковлев сын Римский-Корсаков, Михаил Андреев сын Римский-Корсаков, князь Александра Дмитриев сын Волконский, князь Борис Семенов сын Борятинский, князь Борис Григорьев сын Юсупов, Александра Гаврилов сын Жеребцов. Учатся они в академиях с французскими гардемаринами, которых в той академии 120 человек, навигации, инженерству, артиллерии, рисовать мачтапов (масштабированные карты. - Е. Г. ), как корабли строятся, боцманству (то есть оснащивать корабли), артикулу солдатскому, танцевать, на шпагах биться, на лошадях ездить; в школу ходят дважды в день; а учат их всему безденежно королевские мастера; а жалованья от королевского величества дается им на месяц по 3 ефимка; а ежели кто согрешит, в штраф сажают в тюрьму, по рассмотрению вины, за большую вину на полгода на один хлеб и воду, и никого в тюрьму не пущают».

Не все русские, посланные за границу, возвращались, получив образование; некоторые на чужбине умирали от болезней, погибали на поединках, устраивались на службу. В 1715 году Петр распорядился перевести в Петербург 200 учеников старших классов из московской Навигацкой школы - они должны были стать первыми студентами Морской академии.

«В Академии учить наукам: арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисовать и воинским обучениям; мушкетами и на рапирах и некоторых астрономии. И для того учения учителей, которых наук ныне в Академии не обретается, прибрать способных, а для раздачи денежные казны комиссара, а для смотрения над учителями и над школьниками товарища да для перевода книг, принадлежащих к наукам, переводчика», - говорилось в царском указе 1719 года.

От желаемого до действительного было неблизко: Петр I, в 1724 году посетивший Морскую академию, был шокирован невежеством учеников, которые «за босотою и неимением дневного пропитания» месяцами не ходили в школу а 55 человек «кормились мольною работою».

Впоследствии академия готовила офицеров флота, геодезистов, картографов. В 1752 году она была преобразована в Морской кадетский корпус, который просуществовал до октября 1917 года.

Далеко не все европейские страны были морскими державами, и в гораздо большей степени им требовались офицеры для сухопутной армии, в которой важную роль играла конница. В конце XVI века бывший военный, непревзойденный наездник и прекрасный фехтовальщик Антуан де Плювинель открыл в Париже свою академию, чтобы готовить кавалерийских офицеров для королевской армии. Казна выделяла ей от восьмисот до тысячи экю на каждого студента в год. Помимо обучения военному делу Плювинель рассказывал своим слушателям о событиях из недавней истории Франции, воспитывая в них патриотизм, а также занимался их светским воспитанием, прививая хороший вкус и элегантные манеры.

Прежде французское дворянство было вынуждено ездить для обучения в Италию, вводя свои семьи в серьезные расходы. Сам Плювинель отправился за границу в десятилетнем возрасте и проходил обучение у знаменитого наездника Пиньятелли.

Академия была его мечтой. Плювинель творчески переработал методы итальянской школы, отказавшись от грубого обращения с лошадьми и стараясь сформировать у своих учеников навыки дрессуры, которые пригодились бы и для «укрощения людей». Среди его учеников были будущий король Людовик XIII и герцог Девонширский Уильям Кавендиш, а также маркиз де Шиллу - будущий кардинал Ришелье. В провинции первое учебное заведение такого типа открылось в Тулузе в 1598 году.

Апогей учреждения военных академий пришелся на 70–80-е годы XVII века: в Париже только в квартале Сен-Жермен действовало семь академий, восьмая находилась на правом берегу Сены, на улице Сент-Антуан. В провинции их было полтора десятка - в Лилле, Анже, Блуа, Безансоне, Страсбурге, Бордо… Во время войны Аугсбургской лиги (1688–1697) число курсантов резко сократилось: молодые дворяне познавали военную науку на поле боя. К 1691 году в столице остались только две академии, зато их слава стала поистине мировой. В Академию Франсуа де ла Гериньера на нынешней улице Медичи приезжали ученики со всей Европы.

Курс Военной академии на улице Бонзанфан в Париже, которую окончил будущий маршал Тюренн, соответствовал программе Плювинеля: верховая езда, танцы, фехтование, математика (основы фортификации), гимнастика, рисование (картография). В некоторых случаях к этим дисциплинам добавлялись музыка, история или иностранные языки. Гуманитарные науки не приветствовались. Обучение было рассчитано на два года. Пансионеры вносили вступительный взнос в размере десяти ливров помимо платы за обучение. Экстерны ежегодно выплачивали каждому преподавателю от двух до пяти ливров.

С академиями конкурировали пажеские корпуса, школы кадетов и недолговечные военные училища, дававшие такое же образование. Военный министр Людовика XIV маркиз де Лувуа (1641–1691) создал девять кадетских школ со строгим распорядком и надзором за учащимися. Однако в 1729 году во всех четырех существовавших тогда в столице академиях обучалось только 44 пансионера и 38 экстернов.

Когда из Франции в очередной раз были изгнаны иезуиты, Людовик XV (1715–1774) преобразовал основанную ими коллегию Ла-Флеш в Школу кадетов (1760). Она подготовила множество молодых офицеров, в числе которых был и Наполеон Бонапарт.

Кроме того, королем были основаны Школа инженеров и королевских корабелов (1741), Королевская школа мостов и дорог (1747), Королевская школа военных инженеров в Мезьере (1748).

Надо отметить, что в других странах Западной Европы военные училища появились только в XIX веке. Например, в Англии Военная академия в Вулвиче (ныне это юго-восточный пригород Лондона), учрежденная для обучения кадетов для королевской артиллерии, получила статус королевской только в 1841 году. Школа для штабных офицеров (в будущем - Королевское военное училище) была основана в 1799-м.

В Пруссии же, обладавшей в XVIII веке самой вымуштрованной армией в Европе, военных училищ не было вовсе, а Фридрих II Великий (1740–1786) даже ставил себе в заслугу, что его армия состоит из наемников. Военной школой становилась сама армия, но к обучению в ней солдат и офицеров подготавливала система всеобщего среднего образования, прививавшая дисциплину, привычку к порядку и чувство долга. Эта военная машина громила французские войска, несмотря на блестящее образование их офицеров…

Основателем российских военных школ стал, разумеется, Петр Великий. 1 августа 1701 года в Московскую артиллерийскую школу приняли 300 первых учеников в возрасте от семи до двадцати пяти лет. В «нижней» школе обучали чтению, письму и арифметике, в «верхней» осваивали геометрию, тригонометрию, фортификацию и архитектуру. Инженерные науки преподавали иностранцы.

После смерти первого российского императора школа сдала свои позиции, а в 1758 году ее объединили с окончательно захиревшей Инженерной школой, создав Соединенную артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Ее попечитель генерал-фельдцейхмейстер П. И. Шувалов приказал обучать иженеров и артиллеристов по единой программе. С 1760 года ученики школы выпускались офицерами. Екатерина II преобразовала школу в кадетский корпус, который постепенно стал общевойсковым учебным заведением. Его выпускники, желавшие поступить кондукторами в инженерное ведомство, должны были выдержать экзамены по математике, артиллерии и фортификации, а потому желающих с каждым годом становилось всё меньше.

Сухопутный шляхетский корпус был основан в 1731 году при Анне Иоанновне. Военными упражнениями там занимались только один день в неделю, чтобы в «обучении другим наукам препятствия не было». Программа преподавания была удивительно широка: сверх начальной математики, грамматики и других элементарных наук кадеты изучали еще риторику, философию, юриспруденцию, государственную экономию, историю, геральдику, фортификацию, артиллерию, географию, навтику (мореплавание), гравирование, живопись, даже «делание статуй» (скульптуру), а со времен Александра Сумарокова (1717–1777), учившегося в корпусе в 1732–1740 годах и дебютировавшего в его стенах как поэт, к художествам прибавилось сценическое искусство.

Современники шутили, что из шляхетских корпусов выходили офицеры, знавшие всё что угодно, кроме того, что нужно. Впрочем, полученные ими знания были довольно поверхностными. В Сухопутном шляхетском корпусе обучались недоросли в возрасте от пяти лет до двадцати одного года, разделенные на пять классов, по три года в каждом, с особыми программами для каждого класса. В третьем классе (с двенадцати до пятнадцати лет), где должны были проходить историю, ее не изучали потому, что кадеты не знали географии, которая стояла в программе предшествующего класса, но там ее не проходили «ради слабого понятия учеников и употребления большего времени на изучение языков». По сути, целью образования было воспитать молодого шляхтича, искусного в языках, верховой езде, танцах, шпажной битве и в умении вести приличный разговор. Три добродетели должны украшать благовоспитанного шляхтича: приветливость, учтивость и смирение. Всё это вряд ли могло пригодиться в бою.

В 1759 году по поручению Елизаветы Петровны первый куратор Московского университета И. И. Шувалов подготовил проект устава Пажеского корпуса. В штат корпуса входили девять камер-пажей и 40 пажей; по достижении определенного возраста камер-пажи выпускались офицерами в гвардию, а пажи - в армейские части. В программу пребывания в корпусе входило изучение немецкого, латинского и французского языков, физики, географии, геометрии, алгебры, фортификации, истории, геральдики. Первым директором корпуса стал швейцарец барон Теодор Генрих фон Чуди, секретарь графа Шувалова, которому тот выхлопотал и место секретаря Московского университета. Его задачей было реформировать Пажеский корпус по версальскому образцу, искоренив распущенность и пороки. Чуди с жаром взялся за дело и представил меморандум из двенадцати пунктов с изложением своего взгляда на образование и воспитание пажей - это были принципы гуманной педагогики, резко отличавшейся от общепринятых тогда в России воспитательных методов, среди которых главенствовала розга. Но уже на следующий год Чуди покинул Россию навсегда. В 1765 году академиком Г. Ф. Миллером была составлена новая программа обучения пажей. В корпусе стали изучать математические и военные науки, философию, мораль, право, историю, географию, генеалогию, геральдику, юриспруденцию, государственный церемониал, русский и иностранный языки, каллиграфию, а также упражняться в верховой езде, танцах и фехтовании.

Потребности армии во многом способствовали развитию специального образования. Например, военные инженеры решали также гражданские задачи, поэтому спрос на них был большой. В 1675 году герцог де Вильяэрмоса, наместник испанского короля во Фландрии, основал Академию математики в Брюсселе. Каждый год туда зачисляли 30 слушателей из числа военных; они изучали геометрию, фортификацию, артиллерию и географию. Через год из них отбирали лучших и оставляли еще на год для углубленного изучения фортификации, рисования, геометрии и навигации. Большое внимание уделялось практическим занятиям. Выпускники становились инженерами и могли не возвращаться в свой полк. Академия превратилась в настоящий европейский культурный центр, но в 1706 году была закрыта, поскольку Брюссель вышел из сферы влияния Испании.

Выпускники брюссельской академии преподавали до 1705 года в Королевской академии математики в Каталонии. А в Барселоне герцог де Бурнонвиль открыл на свои средства Академию военной архитектуры с кафедрой математики. Воспитанники этих училищ строили крепости и порты по всей Испании и на Карибских островах, но инженеров всё равно было страшно мало: 90 человек в XVI веке, 290 в следующем. Однако с воцарением в Испании Бурбонов (1700) в их подготовку была привнесена система, академии стали множиться и дело пошло на лад.

В 1707 году в Москве, в Немецкой слободе, открылась Госпитальная школа - первое в России медицинское училище для подготовки армейских докторов и фельдшеров. На протяжении тридцати лет ее директором и единственным профессором анатомии и хирургии был голландский врач Николай Бидлоо (1674?-1735), личный врач царя Петра. При школе функционировал анатомический театр, куда свозили трупы бездомных. Помощниками Бидлоо, доктора медицины Лейденского университета, были два лекаря. «Взял я в разных городах 50 человек до науки… из которых осталось 33, 6 умерло, 8 сбежали, 2 по указу взяты в школу, 1 за невоздержание отдан в солдаты», - отчитывался Бидлоо перед царем. Результатами своей деятельности он был доволен: «Я лутчих из сих студентов Вашего Царского Величества освященной особе или лутчим господам рекомендовать не стыжуся, ибо они не токмо имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается и к чину хирургии надлежит, но и генеральное искусство о всех болезнях от главы даже до ног… како их лечить».

Первые в мире ветеринарные школы были основаны во Франции: в Лионе в 1761 году и в Альфоре в 1765-м. Их основатель Клод Буржела был королевским шталмейстером и руководил Академией верховой езды в Лионе.

Ветеринары отличались гораздо менее косными представлениями о науке, чем врачи, пользовавшие людей. Именно на лошадях были поставлены самые разные эксперименты, в том числе по измерению артериального давления.

Для новых школ требовались преподаватели. Идея педагогических училищ, зародившаяся в Австрии времен Марии Терезии (1740–1780) и Иосифа II (1765–1790), была подхвачена во Франции.

Высшая школа ремесел и Горный институт, основанные в Париже незадолго до Великой французской революции, пережили революционную бурю и даже укрепили свои позиции.

Послереволюционная Франция испытывала острую нехватку кадров: офицеры-аристократы эмигрировали или были гильотинированы, все университеты закрыты, а между тем в стране царила разруха, нужно было восстанавливать транспортную инфраструктуру. Комитет общественного спасения издал декрет об учреждении Центрального училища общественных работ (1794). После первых трех месяцев «революционных занятий» по математике, физике и химии учащихся разделили на три категории: одним предстояло учиться в течение двух лет, чтобы затем поступить на государственную службу, другие могли завершить курс за год, а третьи вообще не нуждались в обучении. Еще бы: физические и химические лаборатории еще не были готовы, профессора звезд с неба не хватали, и на первых лекциях набиралось не больше трех десятков слушателей. На следующий год училище преобразовали в Политехническую школу, которая должна была готовить студентов для Артиллерийского и военно-инженерного училища, Горного института и Школы мостов и дорог. Политехническая школа быстро завоевала престиж в Европе, так что в 1803 году Швейцарская республика даже добилась права отправить туда учиться 20 молодых людей в обмен на предоставление Франции четырех своих полков.

Наконец, не следует забывать и об искусстве. В 1648 году Шарль Лебрен (1619–1690), приложивший руку к украшению Версальского дворца, и другие художники создали Королевскую академию живописи и скульптуры, в которую входила Академия архитектуры. Главный министр «короля-солнце» Жан Батист Кольбер издал в 1676 году эдикт о создании в провинции академических училищ для обучения молодых художников, ремесленников и рабочих мануфактур теории рисунка и копированию узоров. Но первой ласточкой в этой области стала общественная бесплатная Рисовальная школа в Руане, основанная в 1740 году городской Академией наук, литературы и искусства. Около полувека ею руководил фламандский художник Жан Батист Декан (1706–1791); по образцу этой школы создавались аналогичные училища по всей Европе.

Граф И. И. Шувалов стал инициатором создания и первым президентом (1757–1763) Академии художеств в Санкт-Петербурге, передав ей свои коллекции произведений искусства. В академию перевели несколько художественно одаренных питомцев Московского университета, в числе которых был Василий Баженов. Кроме наук об искусстве, ученикам академии преподавали историю, анатомию, мифологию, математику, иностранные языки. По вторникам, средам и четвергам проходили уроки в «рисовальной палате» под руководством иностранных мастеров - скульптора Никола Франсуа Жилле, живописца Луи Жозефа ле Лоррена, рисовальщика Жана Мишеля Моро, гравера Георга Фридриха Шмидта, которые помогли основать русскую академическую школу живописи.

Из книги Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона» автора Каспи Андре

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Из книги Школа жизни (Фрагменты книги) автора Амонашвили Шалва Александрович

Из книги Мифы русского народа автора Левкиевская Елена Евгеньевна

Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни Понятия Учитель и Ученик вмещают в себе высочайший духовный смысл, исходящий из того же источника, что и смысл базисных для нас понятий: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и Ученик являются как

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Высшие боги Основой любой языческой религии является многобожие, или пантеизм. Человеку в древности было очень важно, чтобы все виды его деятельности - государственная, хозяйственная, военная, семейная - находились под покровительством высших сил. К VI веку нашей эры,

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Высшие законы Мы находимся в коконе опутывающих нас законов природы. Закон всемирного тяготения, законы химии, физики, биологии…Наша задача - устроиться комфортнее в этом коконе. Отменить законы мы не можем, но использовать их грамотно, себе на пользу - это в наших

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Военные машины По окончании эпохи Средневековья и после перевозки части Константинопольской библиотеки в Европу стало известно большое количество книг на греческом и латыни – от оригиналов, созданных еще в IV веке до н. э., до арабских рукописей, составленных между IX и XI

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

До и после земледельческого училища Итак, Удельное земледельческое училище открылось в 1833 году. В последующие десять лет училище распространило свои владения: в 1839 году было приобретено 39 десятин от почетного гражданина Лихачева, в 1843 году – 252 десятины пустоши от

Из книги Иероглифика автора Нильский Гораполлон

После училища Вот что представляла собой Удельная спустя почти тридцать лет, в конце 1890-х годов, по словам М.И. Пыляева: «Собственно дачи на Удельной расположены с правой стороны железнодорожной линии от Петербурга, с левой же стороны находится Удельная ферма с парком, в

Из книги автора

№ 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас») 1861–1862 гг., А.И. Ланге; 1913–1914 гг., перестройка, В.Н. Бобров; 1989–1993 гг., реконструкция, Ю.М. Земцов, М.О. Кондиайн В начале XIX века этот участок, как и предыдущий, принадлежал бригадиру Васильчикову, а

Из книги автора

98. Человек, знающий высшие истины Когда хотят указать на человека, которому известны высшие истины, то рисуют журавля в полете, ибо эта птица летает крайне высоко и может видеть облака. Она неподвластна бурям и всегда сохраняет

Военные вузы традиционно стоят особняком в ряду высших учебных заведений: особые условия поступления, жесткая дисциплина и субординация, специфический режим...

Подавляющее большинство гражданских вузов России подчиняется Министерству образования РФ, а военные находятся в ведении Министерства обороны, которое устанавливает и регламентирует для них правила и порядки. Дополнительно все военные вузы разделены по родам войск: вузы ракетных войск, сухопутных войск, военно-воздушных сил и т. д.

Если вы приняли решение поступать в военный вуз, будьте готовы к тому, что на всех этапах пути, начиная от подачи документов и заканчивая получением заветной "корочки", вам предстоит общаться с людьми в погонах. Поэтому, собирая информацию о военном вузе, не стоит ориентироваться на общегражданские правила и установки. Например, правила приема в военные вузы практически не учитывают нововведения последних лет: в то время как большинство абитуриентов "на гражданке" сдают вступительные экзамены в форме тестов, абитуриенты военных вузов по старинке пишут диктанты и контрольные. То же можно сказать и о ЕГЭ: находясь вне юрисдикции Минобразования, военачальники имеют право рассматривать Положение о проведении единого государственного экзамена как информацию к размышлению, но не как прямое руководство к действию.

Вузы с широким профилем

Набор специальностей, по которым ведут подготовку современные военные вузы, довольно обширен. Специализация вуза главным образом зависит от профиля, а точнее, от рода войск, к которому учебное заведение относится. Вместе с тем многие военные вузы дублируют гражданские направления подготовки, и все чаще в их "ассортименте" встречаются привычные экономические и юридические специальности. Так, Военный университет Министерства обороны РФ готовит социологов, юристов, менеджеров социально-культурной деятельности, переводчиков и специалистов по социальной работе.

Часть специальностей, предлагаемых вузами Минобороны, многофункциональна – выпускники в равной степени востребованы как в "военно-полевых условиях", так и "на гражданке". В первую очередь это касается инженерно-технического направления. Например, из стен Военно-технического университета Федеральной службы специального строительства РФ выходят инженеры подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования, специалисты по промышленному и гражданскому строительству, по проектированию автомобильных дорог, аэродромов, транспортных туннелей и т. п.

Наконец, определенная часть военных профессий лежит в узкоспецифической области применения, не имеющей аналогов в мирной жизни. Скажем, окончив Академию гражданской защиты МЧС РФ, можно стать специалистом по математическому обеспечению исследований вооружения, техники и применения сил гражданской защиты.

Автограф для военкома

Чтобы подать документы в военный вуз, абитуриенту предстоит отправиться в военкомат (по месту жительства).

При себе необходимо иметь:

  • паспорт;
  • копию документа о среднем образовании (учащиеся средних школ предоставляют справку о текущей успеваемости);
  • три фотокарточки (без головного убора, размером 4,5х6 см);
  • характеристику с места учебы или работы;
  • автобиографию.

В военкомате абитуриент пишет заявление с просьбой о допуске к экзаменам в выбранный вуз. Все это нужно успеть сделать до 20 апреля текущего года.

После того как первичные документы сданы, остается пройти медкомиссию, и вчерашний школьник становится кандидатом на учебу в военный вуз. Заявления рассматриваются приемной комиссией вуза, а окончательное решение о допуске к экзаменам (или отказе в нем) сообщается кандидатам через военкомат до 20 июня.

Несколько иначе процедура подачи документов проходит для тех, кто в настоящее время служит в рядах Вооруженных сил: в этом случае абитуриент до 1 апреля текущего года подает рапорт на имя своего непосредственного командира, а тот, снабдив петицию всеми необходимыми бумагами, передает ее дальше по инстанции.

Еще одна особенность поступления в военные вузы состоит в том, что здесь действуют достаточно жесткие возрастные ограничения. Молодые люди, не служившие в армии, могут стать курсантами с 16 до 22 лет, имеющие "стаж" армейской службы – до 24 (возраст определяется на момент подачи заявления).

Упал – отжался

Вступительные испытания в военные вузы проходят с 1 по 20 июля, и они также несколько отличаются от "гражданских". Чтобы пройти конкурсный отбор, знания теоремы Пифагора и правила буравчика будет недостаточно.

Первый этап – психологическое и психофизическое обследование кандидатов. Затем – проверка физической подготовки: подтягивание на перекладине (11 раз – "отлично", 9 – "хорошо", 7 – "удовлетворительно"), стометровка, бег на 3 км. И, наконец, собственно экзамены по общеобразовательным дисциплинам. Они, как правило, состоят из математики (профилирующий предмет) и диктанта по русскому языку. Третий экзамен (физика, химия, история) зависит от профиля выбранного учебного заведения.

Средний конкурс в военные вузы составляет 2,5–3 человека на место. Однако эти цифры (не слишком высокие для Москвы) говорят, скорее, не о легкости поступления, а о его специфике. С одной стороны, желающих получить военное образование действительно немного, с другой – далеко не каждому штатскому со средней подготовкой по силам пройти все "военные хитрости", связанные с поступлением (анкета – проверка психо-эмоционального состояния – физическая подготовка – общеобразовательная база).

Система льгот, предусмотренная законодательством РФ для поступающих в высшие учебные заведения, распространяется и на военные вузы: разного рода привилегиями обладают дети-сироты, медалисты, победители олимпиад и т. д. Исключением из данного списка по понятным причинам являются инвалиды.

Я б в фельдмаршалы пошел...
Выпускники покидают стены альма-матер в звании лейтенанта. Всех новоиспеченных командиров ждет распределение: как минимум пять лет по окончании военного вуза вчерашний курсант должен посвятить Отечеству. Дальнейшая судьба выпускника будет зависеть как от рода войск и места прохождения службы, так и от личных качеств и амбиций. Достаточно посмотреть на политическую и управленческую элиту нашей страны, чтобы понять, что выпускники военных вузов могут сделать блестящую карьеру и добиться впечатляющих успехов. Для офицеров, которые хотят достичь высокого положения, существуют вузы, дающие второе военное образование, адъюнктуры, специализированные институты повышения квалификации и т. д.

Курсант или студент?

Когда все испытания пройдены, кандидат превращается в курсанта. Этот статус соответствует статусу студента гражданского вуза, однако между курсантом и студентом больше отличий, чем общих черт. Если с началом студенчества у молодых людей наступает самая веселая и беззаботная пора, то с началом учебы в военном вузе эта самая пора заканчивается. Распорядок, расписание и субординация становятся основополагающим элементом жизни всех будущих офицеров.

Курсанты снимаются с воинского учета (они не подлежат общему призыву) и ставятся на специальный учет – зачисляются на действительную военную службу. Первые два года они (вне зависимости от потребности в казенной жилплощади) проживают в казармах и помимо учебных занятий исполняют обязанности, традиционно входящие в понятие воинской службы. С третьего курса можно переселиться в общежитие или жить дома.

На курсанта выписываются все виды довольствия, ему выдается обмундирование. Каникулы длятся две недели зимой и месяц летом. По сути, обучение в военном вузе приравнивается к несению воинской службы.

Сергей Литвинов, выпускник военного вуза:

Отсутствие дедовщины с лихвой компенсируется жесткой дисциплиной, изматывающими физическими нагрузками, а на первом и втором курсах – еще и разнообразными хозяйст­венными работами. Будьте готовы научиться держать в руках отбойный молоток, класть асфальт, заниматься всеми видами ремонта помещений и мебели, осенью – уборкой урожая на подмосковных полях, зимой – бесконечной расчисткой дорог от снега и многими другими полезными делами.

Вас научат стрелять, управлять боевой техникой, выполнять строевые упражнения и тщательно заботиться о военной форме. Параллельно нужно будет учить воинские уставы и, конечно, все дисциплины специальности. Заниматься придется в полную силу, часто по ночам, так как за неуспеваемость накладывают весьма серьезные дисциплинарные взыскания.

До недавнего времени такой жесткий график был непреложен для любого, кто мечтал учиться в военном вузе. Сегодня наряду с суровой традицией существует и более мягкий режим – для тех, кто поступает на платной основе. (Первый эксперимент по набору "платников" прошел в Военном университете Минобороны РФ в 2003 г.). Такие курсанты избавлены от необходимости нести тяготы и невзгоды воинской службы: их жизнь мало отличается от жизни обычных гражданских студентов.

Обсуждение

Мой меньшой учится в академии мат-тех обеспечения в Питере, а сами мы из Краснодара. Ничего приехал сам поступил, говорит всё нравиться. Учится не легко, но зато дурака не валяет как в обычных вузах. Теперь его и не узнать повзрослел, мужиком стал! Хочу сказать спасибо его командирам за заботу и воспитание!

Друг учится и служит в академии. Ему очень нравится, говорит это то самое место где ты станешь мужчиной и хорошим товарищем. Хорошие педагоги-специалисты, нету ни одной свободной минуты(в хорошем смысле). Ему ну очень все нравится! Я горжусь тем, что мой лучший друг- Михайловец!!!

Мне лично в ХУВВС [ссылка-1] было трудно попасть набор большой был,а людей еще больше полюс физ подготовка не для слабаков,но у меня получилось, скоро летёхой буду)

А интересное я Гражданин Таджикистан я знаю русский язык но у меня затруднение с Физикой,Математикой что будет если я завалю эти экзамены? А в спортивные стороны я хорошо что будет со мной?

Спасибо за эту статью, очень интересная и полезная.Мой сын учится в Военном университете МО, ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЯ, можно ли уйти от обязательного распределения, если да, то как?

06.04.2008 09:14:02, надежда

Комментировать статью "Военные вузы: тяжело в ученье..."

Военные вузы: тяжело в ученье... По сути, обучение в военном вузе приравнивается к несению воинской службы. Зимняя Рига. Автобусный тур.

Военные вузы: тяжело в ученье... То же можно сказать и о ЕГЭ: находясь вне юрисдикции Минобразования Для офицеров, которые хотят достичь высокого положения, существуют вузы, дающие второе военное образование, адъюнктуры...

Мой муж военный и мы постоянно кочуем с ним по военным городкам. Тяжело, но такой вот удел офицерской жены. Квартиры, а иногда и комнаты в общежитии всегда старенькие и в плачевном состоянии. Недавно вот переехали в закрытый городок, на удивление квартиру дали неплохую двухкомнатную, наверно потому, что я была в положении. Но и здесь был минус, вода из-под крана была просто ужасная, сильно пахла хлоркой (а может, это мне из-за токсикоза так казалось). В пище это еще не так чувствовалось, но...

Известный русский и советский педагог-новатор Станислав Теофилович Шацкий так описывал проблемы полученного им самим школьного образования конца XIX века: "Ученики совершенно определенно говорили о том, что надо воевать с учителями; шалости, лицемерие, обманы, всевозможные способы устроиться так, чтобы получить хорошую отметку, ничего не зная, были самым обычным делом. В наших отношениях с учителями были и серьезные битвы, были маленькие победы и большие поражения. Ученье мне окончательно...

Добрый день и поздравляю всех с новым учебным годом! Летом я получила диплом с отличием Военного университета Министерства Обороны РФ по специальности переводчик-лингвист (немецкий и английский языки). Уже год работаю в крупной строительной компании ОАО "Атомэнергопроект" переводчиком, улучшая и расширяя свои знания языков. Имею сертификат знания немецкого языка, тест DAF. Имею право учиться и работать в немецкоговорящих странах. С удовольствием обучу детей, школьников, студентов немецкому и...

Киев готовится к ЧП. Об этом заявил первый замглавы КГГА Игорь Никонов, пишут "Вести". "Мы постоянно на уровне города проводим совещания, штабы территориальной обороны созданы во всех районах. Надеемся на лучшее, но готовимся к худшему", - рассказал он. По его словам, население должно быть информировано, что делать в критической ситуации. "Массовых учений по гражданской обороне пока не планируем, хотя, возможно, стоит подумать в этом направлении. Киевляне должны понимать, что мы уже живем...

Ноу-хау самарца Сергея Ягодкина выручает людей с ограниченными возможностями здоровья. Сергей Ягодкин разработал и запатентовал устройство ручного управления автомобилем. Механизм позволяет свободно и безопасно водить машины людям с ограниченными возможностями здоровья. Поначалу сделал для себя, потом поставил одному знакомому, другому... Теперь заказы поступают со всей страны: к Сергею едут из Москвы и Саратова, Рязани, Кургана... sergey-yagodkin Провел эксперимент на себе Устройство для...

Военные вузы: тяжело в ученье... Этот статус соответствует статусу студента гражданского вуза, однако между курсантом и студентом больше отличий, чем общих На курсанта выписываются все виды довольствия, ему выдается обмундирование.

Расскажу о том, как выживают в этом мире современные новоиспеченные студенты технических ВУЗов  Учусь в Политехе на факультете ФТК (кто знает - поймет). Гуманитариям (а я по складу ума технарь), поверьте, очень не сладко у нас, все зашиваются // Как меня занесло сюда, это отдельная история, вообще поступила на шару, можно сказать, попала в поток, когда всех брали, видимо, был недобор. Короче, даже не знала сначала, плакать мне или смеяться от такого «счастья», потому что это просто ад...

Военные вузы: тяжело в ученье... То же можно сказать и о ЕГЭ: находясь вне юрисдикции Минобразования Для офицеров, которые хотят достичь высокого положения, существуют вузы, дающие второе военное образование, адъюнктуры...

Приглашаю принять участие в опросе! Опрос от пользователя ПоЛе А вы смотрели сериал "Отчаянные домохозяйки"? да, полностью! да, но не полностью не помню не смотрел/а Кто из "домохозяек" нравится вам больше всего? Сьюзан Майер Линетт Скаво Бри Ван де Камп Габриэль Солис никто Текущие результаты Другие опросы Опросы на сайте www.сайт

Понятие «жена» настолько срослось с нашей жизнью, оно так давно сопутствует нам, что мы произносим это слово, особо не мудрствуя. «Хорошая жена», «плохая жена», говорим мы, но редко задумываемся о том, что жена - это, возможно, одна из самых сложных и творческих профессий в мире. «Да, есть такая профессия – домработница», - ехидно скажет кто-то и будет не прав. Потому что труд жены важнее, интереснее и ответственнее, чем простое обслуживание дома и домочадцев. Эта «невидимая миру» профессия...

Наша семья и книги - большие и преданные друзья. Мне сейчас 55 лет и даже не помню свою жизнь без книги. В маленькой деревушке Усть-Горы при школе была небольшая библиотека, которую я перечитала на несколько раз. Любовь к книгам и привела меня работать в библиотеку. И вот уже 36 лет я работаю библиотекарем. Когда родился первый сын Денис, то с самого раннего детства я читала ему книги. В четыре года мой сын уже полностью декламировал М. Лермонтова «Бородино», а из прозы мы с ним читали Н...

Военные вузы: тяжело в ученье... То же можно сказать и о ЕГЭ: находясь вне юрисдикции Минобразования Для офицеров, которые хотят достичь высокого положения, существуют вузы, дающие второе военное образование, адъюнктуры...

Военные вузы: тяжело в ученье... То же можно сказать и о ЕГЭ: находясь вне юрисдикции Минобразования Для офицеров, которые хотят достичь высокого положения, существуют вузы, дающие второе военное образование, адъюнктуры...

Военные вузы: тяжело в ученье... Для офицеров, которые хотят достичь высокого положения, существуют вузы, дающие второе военное образование, адъюнктуры, специализированные институты повышения Кудейкина Ольга.

Многие морские офицеры не смогли смириться с гибелью Российской империи. Они прошли через горнило Гражданской войны, не раз стояли перед выбором - жизнь или смерть, принимали неравный бой, умирали, но не изменяли присяге. По-разному сложились их судьбы за границей…

Книга историка Н. Кузнецова повествует о трагических последствиях Гражданской войны, о нелегкой жизни русских моряков в эмиграции, об участии офицеров флота в войнах и конфликтах XX века, их службе в иностранных флотах, культурной жизни многочисленных морских эмигрантских организаций.

Морские учебные заведения за границей

Как мы уже неоднократно упоминали, фактически на протяжении всего довоенного периода вожди русской военной эмиграции надеялись на продолжение вооруженной борьбы с большевиками. Для реализации этой идеи требовалось готовить новые офицерские кадры из числа молодого поколения русского зарубежья. В разных странах достаточно активно действовали кадетские корпуса и военные училища, сохранившие на чужбине свою структуру и преподавательский состав. Многие их выпускники приняли участие в различных военных конфликтах и во Второй мировой войне.

Учебные заведения создавались и морскими организациями. Однако у них имелось одно существенное отличие от армейских «собратьев» - они не могли дать своим выпускникам полноценную морскую подготовку, поскольку самый главный элемент флотского обучения - практику в море - в условиях эмиграции обеспечить было практически невозможно. Поэтому основной задачей различных флотских курсов и других подобных организаций стало сохранение в среде своих воспитанников «морского духа» и любви к русскому флоту.

Наиболее крупным (по крайней мере по замыслу) из числа морских учебных заведений оказалось Русское морское училище в Шанхае. Официально о создании училища было объявлено 11 декабря 1931 г.

Инициаторами создания училища стали архиепископ Шанхайский и Пекинский Симон и генерал-майор по Адмиралтейству А.И. Исаков. Впоследствии был образован комитет по созданию училища при Русском народном религиозном комитете. Возглавил его старший лейтенант В.А. Буцкой, вице-председателем стал генерал-майор А.И. Исаков, «правителем дел» - лейтенант С.Ц. Гедройц, казначеем - протоиерей отец Дмитрий (Андреев), бывший судовой священник с линкора «Андрей Первозванный». Комитет предложил возглавить училище контр-адмиралу М.И. Федоровичу, который согласился. Выбор именно Федоровича в качестве начальника училища нельзя назвать случайным - ранее, в период его проживания в Харбине, он пытался создать там Судоходное училище (совместно со священником отцом Михаилом Рогожиным).

Училище, создаваемое в Шанхае, должно было готовить моряков для военного и коммерческого флотов. Цикл обучения предполагался трехлетним. В первый год обучения учащиеся проходили подготовку по специальностям: матрос, рулевой, кочегар. После окончания второго года учебы питомцам училища присваивалась квалификация штурмана малого плавания, после третьего - штурмана дальнего плавания. Подготовка велась на платной основе. Для учеников предполагалось создать общежитие и организовать подготовительные курсы в Харбине. Девизом нового учебного заведения стали слова «Родина и Флот». Для того чтобы подчеркнуть связь с традициями Императорского флота, в училище планировалось ввести форму одежды, напоминавшую бы об императорском флоте. Ученики должны были носить матросские синие и белые рубахи, черные и белые брюки, бушлат и фуражку («бескозырку») с ленточкой с наименованием училища. На левом рукаве бушлата и рубахи предполагалось нашивать знак с эмблемой училища - изображение якоря, окруженного канатом, прикрепленном с обеих сторон скобами к рыму якоря. При училище планировали также открыть церковь, освященную во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

С первых дней создания училищу стали оказывать помощь различные эмигрантские организации. Первую лепту внес шанхайский представитель обители Святого Иоанна Златоуста на Афоне, активно откликнулся на призыв о помощи харбинский орден крестоносцев (в котором состоял, а с 1933 г. возглавлял один из отделов генерал-майор А.И. Исаков). После появления информации о создании училища на страницах эмигрантской военной печати стали приходить пожертвования и от живущих в разных странах моряков.

Вместе с тем с самых первых моментов существования училища его организаторы столкнулись с рядом серьезных трудностей. Самая главная проблема заключалась в том, что у организаторов не имелось ни четких программ, ни преподавателей, а главное - материальной базы.

Вторым серьезным препятствием к началу нормальной работы стало активное противодействие созданию училища со стороны членов шанхайской кают-компании. Казалось, морские офицеры должны были приветствовать новое начинание, но они изначально не верили в его успех.

Третьей важнейшей проблемой, «камнем преткновения», стало название училища. Ведь в 1867–1891 и 1915–1918 гг. именно «Морским училищем» назывался Морской кадетский корпус - alma mater большинства русских моряков. Было очевидно, что в тяжелых условиях эмиграции создание чего-то относительно напоминавшего Морской корпус - невозможно. В итоге конфликт Федоровича и всех остальных офицеров флота, живших в Шанхае, достиг такой силы, что контр-адмиралу (безоговорочно верившему в успех нового мероприятия и готовому служить ему на пользу совершенно бескорыстно) 9 июня 1932 г. пришлось покинуть ряды кают-компании. Вскоре его примеру последовал и лейтенант В.В. Михайлов. Хотя, по некоторым данным, училище переименовали в «Русскую морскую школу» еще 16 апреля того же года.

Четвертой существенной проблемой стали взаимоотношения начальника училища и протоиерея отца Дмитрия (Андреева) . По свидетельству Федоровича, главной задачей отца Дмитрия оказалось создание при училище церкви, настоятелем которой и стал бы бывший судовой батюшка. Кроме того, опять по свидетельству контр-адмирала, отец Дмитрий и являлся инициатором конфронтации с местной кают-компанией. Федорович приводит массу свидетельств очевидцев об «одиозности» личности священника, который, по его словам, «…занимался прежде всего коммерческой деятельностью» . Соответствовали ли эти данные в действительности или нет, установить достаточно сложно, но 29 июля 1932 г. церковь Святого Апостола Андрея Первозванного была отделена от училища.

Первоначально занятия проходили лишь в вечернее время, в помещении Коммерческого училища. Первый набор учеников составлял всего семь человек, двое из которых вскоре выбыли. Насколько изменилось положение в дальнейшем, автору неизвестно, но, судя по достаточно частым упоминаниям об училище на страницах дальневосточной русской прессы, оно функционировало как минимум до конца 1933 г. Производились ли выпуски из него - информация, увы, отсутствует. Думается, со смертью в 1936 г. контр-адмирала Федоровича училище прекратило свое существование.

Ряд военно-морских курсов возник в столице Франции. Как говорилось выше, до Второй мировой войны в Париже существовала самая крупная «русская морская колония» и находилось правление Военно-морского союза, по инициативе которого создавались различные курсы. 29 ноября 1929 г. начались занятия на вечерних Гардемаринских курсах. Они возникли по инициативе группы молодых морских офицеров и корабельных гардемарин, не успевших завершить образование в Морском корпусе в Бизерте. Первоначально на курсах читались лекции по следующим предметам: мореходная астрономия (преподаватель - старший лейтенант А.В. Цингер), навигация (корабельный гардемарин Г.М. Афанасьев), военно-морская история (старший лейтенант М.О. фон Кубе), история Великой (Первой мировой) войны (капитан 2-го ранга В.К. Пашкевич) и девиация (генерал-майор флота. К.Н. Оглоблинский). В дальнейшем предполагалось ввести дополнительные дисциплины: морскую опись, пароходную механику, электротехнику. Лекции читались два раза в неделю. Возглавляли гардемаринские курсы капитан 1-го ранга И.В. Кольнер и старший лейтенант Е.Г. Круглик-Ощевский.

В 1932 г. открылись Курсы охотников флота. На них изучались история флота, типы и назначение судов, кораблевождение, современное вооружение и снабжение корабля. Высшие военно-морские технические курсы были основаны 15 февраля 1932 г. Точная программа их пока неизвестна, но можно предположить, что она в целом совпадала с другими аналогичными курсами. Начальником технических курсов стал капитан 2-го ранга А.Е. Слупский. Весной 1934 г. начали действовать Курсы плутонговых командиров Так же как и в случае с гардемаринскими курсами, инициатива их создания исходила от группы молодых моряков, ранее учившихся в бизертинском Морском корпусе, во главе с мичманом Л.А. Майдановичем. Программы лекций и основные пособия разработал флотский артиллерист лейтенант И.В. Гессель. Основные предметы - материальная часть артиллерии, теория стрельбы и управление огнем; продолжительность курсов - шесть месяцев. После завершения обучения слушатели сдавали экзамены специальной комиссии и получали свидетельство об окончании курсов. Первый выпуск состоялся в ноябре 1934 г., тогда экзамены выдержали три мичмана и один гардемарин. Во вторую группу было набрано пять человек.

Из аналогичных учебных заведений, возникших в других странах, удалось найти сведения только о Курсах морского дела при Белградской группе охотников флота, входившей в Военно-морской союз. Эти курсы возникли в 1929 г. Помимо теоретического обучения при них предполагалась и организация морской практики. Первоначально для реализации этой цели Общество моряков Русского военного и коммерческого флота предполагало построить парусно-моторное судно. Скорее всего, данный проект осуществить не удалось. Известно только, что белградские охотники флота совершали небольшие учебные плавания на шлюпке «Охотник».

Помимо собственно морских учебных заведений в зарубежной России существовали и другие учебные и молодежные организации, целью которых являлась не профессиональная подготовка моряков, а сохранение флотских традиций. Так, еще в 1920 г. в Харбине возник сиротский приют для мальчиков-сирот и детей малоимущих родителей, названный Русским домом. Немного позднее приют перешел в ведение Иверского братства ревнителей православия, с 1923 г. - Учебного отдела русского муниципалитета Харбина. Первоначально Русский дом являлся учебно-вспомогательным учреждением интернатного типа - учащиеся-сироты жили в его стенах, одновременно обучаясь в различных школах. В 1924 г. Русский дом возглавил К.И. Подольский (штабс-капитан по Адмиралтейству). При нем сиротский приют стал закрытым учебным заведением, дававшим детям различное образование (от гимназического курса и до профессионального обучения в мастерских). Основной флотской чертой воспитанников Русского дома стало ношение морской формы. Морские традиции прослеживались и в интерьерах учебного заведения. К 1934 г. различное образование в стенах Русского дома получили несколько сотен детей. Данная школа пользовалась поддержкой и местных властей. Так, 10 ноября 1934 г., по случаю десятилетнего юбилея, Русский дом был награжден высочайшей грамотой и денежной премией от имени императора Маньчжоу-го.

Существовали за рубежом и морские скаутские организации, одной из задач которых определялось обучение молодежи морскому делу. Так, весной 1935 г. в Шанхае появились морские скауты. Этот отряд был создан по инициативе скаутмастера С.Н. Рудина-Донченко. Учебную программу скаутов утвердил начальник Шанхайского отдела русских скаутов Н.М. Ядрышников. Отряд находился под патронажем кают-компании в Шанхае, а его почетным председателем избрали капитана 1-го ранга П.И. Крашенинникова. Русские моряки принимали посильное участие и в деятельности других молодежных объединений. Например, в составе Национальной организации витязей существовал морской отдел, который возглавлял старший лейтенант И.Д Богданов. Почетным «витязем» (так именовали себя члены данной организации) был вице-адмирал М.А. Кедров.

Несмотря на серьезные недостатки деятельности немногочисленных морских учебных заведений русского зарубежья - отсутствие масштабного характера и невозможность дать своим выпускникам полноценную флотскую подготовку, - эмигрантские курсы, кружки и группы сыграли важную роль в сохранении культуры и традиций Русского флота.



 


Читайте:



Магические числа для привлечения денег (5 фото) Как найти счастливую купюру

Магические числа для привлечения денег (5 фото) Как найти счастливую купюру

Совершенно не зря на монетах и купюрах помещены цифры. Считается, что числа связаны с деньгами таинственной магией. Знаете ли вы, что нумерология...

Сколько стоит страхование жизни и здоровья?

Сколько стоит страхование жизни и здоровья?

В наше время вопрос о страховании жизни очень актуален. Особенно для представителей рисковых профессий, военнослужащих, призывников, пенсионеров....

Социальные субсидии Проект на субсидию

Социальные субсидии Проект на субсидию

При принятии решения организации своего дела, могут понадобиться внешние источники финансирования. Для получения денег требуется грамотное...

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Если у предпринимателя возникла переплата по налогам, он может вернуть ее. Однако получить свои деньги назад он сможет, только если у него не будет...

feed-image RSS