Главная - Процедуры для красоты
Виды хаджа. Для кого и когда обязателен Хадж. Обязательные условия совершения хаджа и умры

Вопрос: В этом году я хочу совершить паломничество за своего умершего отца. Паломничество за себя я совершил несколько лет тому назад. Прошу вас разъяснить мне наиболее достойный вид паломничества в соответствии с Сунной. Какое различие между видами хаджа? И какой вид лучше совершать при паломничестве за себя?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых.

Перед Вами краткое изложение всего того, что совершает паломник, в соответствии с достоверной Сунной.

1. В восьмой день месяца зу-ль-хиджа паломник входит в ихрам в Мекке или в окрестностях территории аль-харам. При вхождении в ихрам для совершения хаджа он делает всё то же, что делал при вхождении в ихрам для совершения ‘умры: совершает омовение, наносит благовония, совершает молитву, намеревается войти в ихрам для совершения хаджа и начинает произносить тальбию (слова «ляббейка Ллахумма ляббейк…», которые произносит паломник – прим. пер.). Тальбия в хадже имеет тот же вид, что и при ‘умре, только вместе слов «ляббейка ‘умра» он произносит «ляббейка хаджа». Если человек опасается, что что-то помешает ему закончить паломничество, то он добавляет: «Если что-либо задержит меня, то место выхода из ихрама там, где Ты меня задержал». Если же опасений у него нет, то эти слова не произносятся.

2. Потом он направляется в Мину и проводит ночь. Там он совершает пять молитв: полуденную, послеполуденную, вечернюю, ночную и утреннюю.

3. Когда восходит солнце девятого дня месяца зу-ль-хаджа, он направляется на ‘Арафа. Там он совершает полуденную и послеполуденную молитвы во время полуденной молитвы, совмещая и сокращая их, а после проявляет усердие в мольбе, поминании Аллаха, просьбе у Него о прощении до заката.

4. После заката паломник направляется в Муздалифу и по прибытии совершает вечернюю и ночную молитвы. Паломник пребывает там ночь, затем совершает утреннюю молитву, а после поминает Всевышнего Аллаха, взывает к нему с мольбами до восхода солнца.

5. Потом он направляется в Мину, чтобы бросить камешки в местечке Джамрату-ль-‘акаба, которое наиболее приближено к Мекке. Он бросает один за другим семь камешков, каждый из которых размером в финиковую косточку. После каждого броска он возвеличивает Аллаха, говоря «Аллах велик!»

6. А после он закалывает жертвенное животное. Это может баран или седьмая часть верблюда или коровы.

7. Потом паломник сбривает волосы со своей головы, а женщина только укорачивает их. Она укорачивает все волосы на длину, равную длине ногтевой фаланги пальца.

8. После этого паломник направляется в Мекку и совершает обход вокруг Каабы (тауафу-ль-хадж).

9. А потом снова возвращается в Мину и проводит там одиннадцатую и двенадцатую ночи месяца зу-ль-хиджа. Он бросает по семь камешков один за другим во всех трёх аль-джамратпосле полудня. Начинается с джамрату-с-сугра, что находится дальше всех от Мекки, потом –джамрату-ль-вуста, и произносит после них мольбу, а после – джамрату-ль-кубра. После последнего паломник мольбу не произносит.

10. Закончив бросание камешков в двенадцатый день, паломник, если желает, может покинуть Мину. А если он желает, то задерживается в Мине и тринадцатую ночь и бросает камешки во всех трёх аль-джамрат после полудня. И задержаться лучше, но не обязательно. Задержаться обязательно лишь тогда, когда он остаётся в Мине до заката двенадцатого дня месяца зу-ль-хиджа. В этом случае паломник обязан задержаться, чтобы бросить камешки в аль-джамратпосле полудня (тринадцатого дня). Однако, если он задержался в Мине до заката не по своему желанию, например, он собрался, сел на транспорт и задержался из-за пробки на дороге и т.п., то он не обязан задерживаться, так как задержка до заката была ненамеренной.

11. Если паломник завершил все эти обряды и желает вернуться на родину, то он не покидает Мекку, пока не совершит семь кругов прощального обхода вокруг Каабы (тауафу-ль-уада‘). Женщина во время менструации и послеродовых кровотечений этот обход совершать не обязана.

12. Если паломник желает совершить дополнительное паломничество (хадж) за другого, как родственника, так и неблизкого человека, то вначале он обязан совершить паломничество за себя. В самом обряде паломничества ничего не меняется, кроме намерения. В случае совершения паломничества за другого человека, паломник указывает на это в своём намерении, называет имя этого человека, а произнося тальбию говорит: «ляббейка ‘ан фулян» («вот я перед Тобой вместо такого-то»). А в местах отправления религиозных обрядов он взывает к Аллаху как за себя, так и за того, от имени которого он совершает паломничество.

Во-вторых.

Что же касается видов паломничества, то их три: ат-таматту‘, аль-кыран и аль-ифрад.

Ат-таматту‘. Если человек совершает этот вид хаджа, то он входит в ихрам для совершения ‘умры в месяцы хаджа (шаууаль, зу-ль-ка‘да и десять дней месяца зу-ль-хиджа), совершает её. А после, в восьмой день месяца зу-ль-хиджа того же года, в который паломник совершал ‘умру, он в Мекке или в её окрестностях входит в ихрам для совершения хаджа.

Аль-кыран. Это когда паломник входит в ихрам для совершения ‘умры и хаджа вместе и не выходит из него до дня жертвоприношения. Или входит в ихрам для совершения ‘умры, и до того, как начинает совершать тауаф аль-‘умра, намеревается ещё совершить хадж и входит состояние ихрама для этого.

Аль-ифрад. Во время этого вида хаджа паломник входит в ихрам в одном из микатов или в Мекке, если он проживает в ней, или в другом месте до достижения миката. Он остаётся вихраме до дня жертвоприношения, если у него есть жертвенное животное. Если его у него нет, то он может заменить ихрам хаджа ихрамом ‘умры. Он совершает обход вокруг Каабы, ходьбу быстрым шагом между Сафа и Маруа, укорачивает волосы и выходит из состояния ихрам, как велел это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижникам, которые вошли вихрам для совершения хаджа, не имея жертвенного животного (то есть после ‘умры он совершает хадж; и этот вид хаджа – хадж ат-таматту‘ – прим. пер). Так поступает паломник во время совершения паломничества аль-кыран: если у него нет жертвенного животного, он может заменить аль-кыран ‘умрой, как это было описано (то есть после ‘умры он совершаетхадж; и этот вид хаджа – хадж ат-таматту‘ – прим. пер.).

Наиболее достойный вид хаджа для того, кто не пригнал жертвенное животное, – ат-таматту‘. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел своим сподвижникам совершить этот вид хаджа.

Мы советуем Вам для получения более подробной информации о нормах и религиозно-правовых заключениях в отношении хаджа и ‘умры обратиться к книге Ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, «Манасик аль-хадж уа-ль-‘умра». Вы можете найти её на официальном сайте шейха в интернете.

А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 27090

По шафиитскому мазхабу:

  1. Ихрам.
  2. Стояние на Арафате.
  3. Обход вокруг Каабы (таваф аль-Ифада).
  4. Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.
  5. Сбривание или подстригание волос на голове.

Виды Хаджа

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности Хаджа:

  1. Аль-Ифрад, совершение только Хаджа, без Умры.
  2. Ат-Таматту, совершение сначала умры, а потом и Хаджа, по отдельности.
  3. Аль-Кыран, совершение Умры и Хаджа в совмещенном виде.

Наиболее предпочтительный вид - Ат-Таматту. Этот способ совершения хаджа рекомендовал своим сподвижникам Пророк Мухаммад, (салляллаху алейхи ва саллям). Хадж ат-Таматту подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев Хаджа сначала обрядов Умры (малого паломничества), а затем Хаджа (основного). Паломнику, совершающему Хадж Ат-Таматту, надлежит принести в жертву животное. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течении трех дней во время Хаджа и семи дней по его окончании.

Как совершить хадж Таматту

Ихрам . Мужчина должен снять всю одежду и надеть два куска белой материи, которую называют ихрам. Также ему следует надеть тапочки. Для женщин ихрамом является обычная одежда соответствующая Шариату. Ихрам следует надевать в состоянии омовения.

Намерение . Паломники, следующие в Мекку наземным транспортом, одеваются в ихрам и делают намерение на месте в микате. (О нахождении миката должен сообщить руководитель группы).

Паломники, следующие в Мекку воздушным транспортом, делают намерение для хаджа над микатом. За 15 минут до нахождения над микатом и во время пересечения точки микат пилот объявляет об этом паломникам, и при необходимости, его объявление переводят на русский язык руководители групп. Намерение достаточно сделать в сердце, но лучше выразить и словами:

اللهم لبيك عمرة

«Аллахумма ляббейка умратан»

После намерения совершить умру на протяжении всего паломничества мужчинам громко, а женщинам про себя рекомендуется повторять тальбийю:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Ляббайка-Ллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна-ль-хамда ван-ни ’амата ляка ва-ль-мульк, ля шарика ляк!

(Вот я перед Тобой, о, Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!)

После прибытия в Мекку размещения и кратковременного отдыха, паломнику следует отправиться в мечеть аль-Харам к Каабе для совершения Умры. Вначале совершают таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Таваф начинают и заканчивают в месте, отмеченном черной линией и светящимся зелёным знаком на стене мечети. В начале каждого круга паломник приветствует Черный Камень правой рукой и поворотом головы со словами:

بسم الله الله أكبر

«Бисмиллях, Аллаху Акбар!»

Желательно, чтобы во время тавафа правое плечо было открыто, а левое закрыто ихрамом:

Во время тавафа следует обращаться к Всевышнему с просьбами и дуа, можно читать Коран. В конце каждого круга между Йеменским Углом и Черным Камнем паломник говорит:

رَبَّنَا ءَاتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ

Раббана! Ати-на фи-д-дунья хасанатан ва Фи-ль-ахирати хасанатан, ва кына ’азаба-н-нар!

(Господь наш! Дай нам хорошее в этой и потусторонней жизни и убереги нас от мучений Ада!)

Если паломник сомневается, сколько кругов он совершил, например, сделал ли он три или четыре круга, то продолжает, считая с трех, то есть с того числа, в котором он уверен.

После окончания тавафа паломник совершает намаз в два раката по возможности в месте «Макам Ибрахим», но если это будет препятствовать совершению тавафа другими паломниками, можно совершить этот намаз в любом месте мечети. Оба плеча во время этого намаза желательно закрыть ихрамом. Согласно сунне, в первом ракате читают суру «аль-Кафирун», во втором – «аль-Ихляс».

Затем паломник отправляется в сторону холма ас-Сафа, попив по дороге воду Замзам.

إِنَّ الصَّفَا وَ الْمَرْوَةَ مِنْ شَعَائِرِ اللهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا

(Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха. Тому, кто совершает Хадж к Дому или Умру, дозволено обойти их. И кто изберет добро по собственному почину, [пусть знает], что Аллах - Воздающий по заслугам и Знающий). (Сура «Алъ-Бакара». аят 158).

لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ وَ هُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَ نَصَرَ عَبْدَهُ، وَ هَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ.

Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху, ляху-ль-мульку, ва ляху-ль-хамду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вахдаху, анджаза ва ’даху, ва насара ’абдаху ва хазама-ль-ахзаба вахдах!

(Нет бога, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он Всемогущ! Нет бога кроме Аллаха, который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил (вражеские) племена!)

Потом паломник начинает Са’й - движение от холма ас-Сафа в сторону холма аль-Марва и обратно. Между отрезками пути, отмеченными зелёным светом, мужчинам следует ускорять шаг. Дойдя до аль-Марвы паломник обращается в сторону Каабы, и повторяет аят и дуа, прочитанные на ас-Сафе (см. выше). Затем паломник снова возвращается к ас-Сафе и читает упомянутые аят и дуа. Так повторяется семь раз. Путь от от ас-Сафы до аль-Марвы считается одним отрезком, а обратно – другим. Таким образом получается, что паломник заканчивает Са’й в аль-Марве, дойдя до неё в четвёртый раз. На протяжении всего обряда желательно читать дуа, священные аяты и зикры. Дойдя до аль-Марвы в последний, седьмой раз, паломник, уже не читая вышеприведённые аят и дуа, может покинуть ас-Сафу и аль-Марву. Са’й считается завершённым, и паломнику можно совершить обряд укорачивания волос. Мужчины стригут волосы или бреют голову, женщинам достаточно состричь прядь волос длиной с палец.

На этом Умра считается совершенной, и паломник может снять ихрам и носить обычную одежду до 8-го дня месяца Зуль-Хиджа (дня тарвия).

8-го дня месяца Зуль-Хиджа начинается следующий этап Хаджа. В месте проживания в Мекке паломник одевает ихрам (выполняя те же действия, что и в первый раз: полное омовение, стрижка ногтей и т.д.) и отправляется в Мину. Там он размещается в одной из палаток для паломников. В Мине намазы аз-Зухр, аль-Аср и аль-Иша совершают в сокращенном виде в два раката, но во времени не соединяют.

9-ый день Зуль-Хиджы, в день Арафа, после утреннего намаза паломник отправляется из Мины в долину Арафа. Пребывание в долине Арафа 9-го числа месяца Зуль-Хиджа считается обязательным и главным условием Хаджа. В этот день намазы Аз-Зухр и аль-Аср сокращают и соединяют, совершая их во время аз-Зухр. В день Арафа до захода солнца паломнику следует оставить мирские дела и посвятить всё это время поклонениям, чтению Корана, дуа, зикров. Также следует помнить, что в этот день в долине Арафа одновременно находится почти четыре миллиона паломников. Поэтому важно проявлять максимальную организованность и следовать указаниям руководителей, чтобы не потеряться и не отстать от своей группы.

После захода солнца паломников доставляют в долину Муздалифа. Следует особо отметить, что ожидать подачи транспорта лучше в палатках, и выходить на посадку только по приглашению руководителей. Паломникам следует соблюдать спокойствие и достоинство, пропускать пожилых и женщин вперед, помогать им при посадке в транспорт.

В Муздалифе паломники совершают намаз совмещая аль-магриб и аль-иша во время аль-иша, при этом намаз аль-иша сокращают до двух ракатов. Намаз аль-магриб и аль- иша в Муздалифе желательно совершить сразу по прибытию, не откладывая. Если паломник по дороге в Муздалифу задержится, то ему разрешается совершить эти намазы в пути. В Муздалифе следует собрать камешки для обряда бросания камней (49-70 шт). Размер камешков указан на рисунке.

После полуночи (рассвета) паломники возвращаются в Мину. После утреннего намаза начинается первый день аййяму-ташрик (дни бросания камней). Время бросания камней продолжается 24 часа: от утреннего намаза до утреннего намаза следующего дня. В первый день бросания камней паломник отправляется к месту аль-Джамарат. В этот день он бросает 7 камешков только в Джамра аль-кубра. Бросая каждый камешек, паломник произносит: «Бисмиллях, Аллаху Акбар!» После возвращения в Мину паломник режет (поручает резать) жертвенное животное, стрижет волосы и снимает ихрам. Его состояние называется малый тахаллюль, ему разрешается всё, что можно вне Хаджа, кроме супружеской близости. После этого паломник отправляется в Мекку, чтобы совершить Таваф Аль-Ифада и са`й между Сафой и Марвой. Разрешается отложить Таваф Аль-Ифада до приезда в Мекку и совершить его после всех обрядов в Мине. Далее паломнику можно остаться в Мине до 12 числа месяца Зуль-Хиджа, но он должен будет покинуть Мину до времени намаза аль-магриб (или паломнику следует остаться до 13 Зуль-Хиджы). Каждый день пребывания в Мине в дни аййяму-ташрик (кроме первого) паломник должен совершать обряд бросания камешков, бросая в каждую Джамра по семь камешков, начиная с малой Джамра.

После завершения обряда бросания камешков Хадж считается завершённым, но перед тем как покинуть Мекку, паломнику следует совершить таваф аль-вада` (прощальный таваф). Таваф аль-вада (как и любой таваф) состоит из семикратного обхода Каабы. После его завершения паломник должен покинуть Мекку. При этом желательно не задерживаться в Мекке без причины, и не совершать покупки (это можно сделать до тавафа аль-вада).

Примечания

  • Несовершеннолетний может совершить Хадж, но это не освобождает его от обязанности совершить Хадж в дальнейшем, когда он достигнет совершеннолетия.
  • Обряды, которые ребёнку выполнить не под силу, (например, бросание камней) за него делают родители или сопровождающие взрослые.
  • Женщины в период месячных выполняют все обряды кроме тавафа, который можно совершить после окончания этого периода.
  • Женщинам, пожилым и немощным разрешается поручить бросать камни другим паломникам. Паломник, которому поручено бросать камни за других, должен бросить сначала камни за себя, потом (сразу) за поручившего.
  • Пожилые и больные не имеющие надежды на выздоровление имеют право поручить совершить Хадж за себя другому, при условии, что тот уже совершил Хадж за себя.
  • Так же тому, кто ранее уже совершил Хадж, разрешается совершить Хадж за умершего.

Что запрещается в ихраме

  1. Стричь волосы и ногти.
  2. Наносить духи на тело или ихрам.
  3. Мужчинам одевать головной убор.
  4. Жениться или быть сватом.
  5. Супружеская близость и ласки.
  6. Мужчинам надевать сшитую одежду.
  7. Охотиться.

Считается простительным, если тот, кто нарушил один из этих запретов, сделал это по незнанию, забывчивости или принуждению. Тот, кто сделал это преднамеренно, должен обратиться к имам или алимам за разъяснениями о том, что ему следует делать в качестве искупления.

Наиболее распространённые ошибки и нарушения

  • Участвовать в неоправданном и чрезмерном скоплении людей, например для того, чтобы прикоснуться к Чёрному Камню, или поскорее закончить обряд кидания камней.
  • Бросать и оставлять за собой мусор.
  • Женщинам пользоваться косметикой и находиться среди мужчин без необходимости. (Во время тавафа и бросание камней женщинам следует стараться не сталкиваться с мужчинами).

Пусть Всевышний Аллах примет ваш хадж, и простит всем нам грехи и ошибки!

«За благословенный /1/ хадж воздаянием может быть
только Райская обитель» /2/.

Пророк Мухаммад

Филологическое значение слова «хадж» — «стремление, направление, намерение».

В терминологии шариата /3/ «хадж» — это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Что касается обозначенного Исламом отрезка времени для совершения хаджа, то это месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Действия, из которых состоит обряд паломничества, будут объяснены ниже.

Пророк Мухаммад говорил: «Кто совершит паломничество и при этом не обмолвится ни одним плохим [несущим негатив] словом [за время пребывания на священных землях] и не совершит греха, тот вернется [домой] подобно только что родившемуся [то есть простятся ему все ранее совершенные прегрешения]» /4/ . В полной мере понять смысл данного пророческого изречения на уровне разума и сердца человек сможет, лишь окунувшись в атмосферу паломничества, физически и духовно приблизившись к истокам Единобожия, веры, жизни и вечности.

То, что происходит с верующим после паломничества (конечно же, если в нем имелась хоть малейшая душевная живость), трудно описать словами. Это надо пережить.

Совершение хаджа было вменено в обязанность мусульманам в конце 9 г. с момента переселения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину с ниспосланием аята: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] — долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [безбожный или верующий, который имеет возможность, но не выполняет предписание Творца], то воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров. [Ему не нужны покорность или поклонение ангелов, джиннов либо людей. Это они нуждаются в Нем. Им искать пути к Нему, к Его милости и всепрощению]» (Св. Коран, 3:97). В связи с истечением периода хаджа в год ниспослания приведенного аята Пророк совершил его на следующий, десятый год по лунному календарю. И это было его единственное паломничество.

С тех пор приверженцы Ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом (Который трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем) на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.

Обязательность хаджа

Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни — неукоснительная обязанность каждого мусульманина в соответствии с вышеприведенными словами Всевышнего. Другим указанием на обязательность паломничества служат строки, обращенные к пророку Аврааму: «Объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на исхудалых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли /5/ . Все это для того, чтобы (1) получили они с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые отношения, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом миров соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Творца в известные дни /6/ , (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих. А после пусть приведут себя в порядок [подстригут волосы и ногти, вымоются], исполнят обет [взятые на себя пред Богом обязательства, если были таковые] и совершат обход вокруг Каабы [так называемый «обход устремления» (таваф аль-ифада)]» /7/ (Св. Коран, 22:27-29).

Указанием Сунны на обязательность хаджа служит известное изречение Божьего посланника: «Ислам [религиозная составляющая жизни верующего] основывается на пяти столпах: свидетельстве того, что нет иного объекта поклонения, кроме Одного и Единственного Бога, и что Мухаммад — Его раб и посланник; выполнении молитвы-намаза; выплате закята; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан» /8/ .

Ученые едины во мнении об обязательности совершения хаджа хотя бы раз в жизни. В качестве аргумента приводится следующий хадис. Абу Хурайра передал: «Обращаясь к нам с проповедью, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «О люди, Всевышний вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один из присутствующих спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Пророк молчал, пока вопрошавший не повторил свой вопрос трижды, и лишь после этого произнес: «Если бы я сказал: «да», то [совершение хаджа ежегодно] стало бы обязательным, но вам это будет не под силу [да и нет такой необходимости]» /9/ . В другом повествовании от Ибн ‘Аббаса добавлено: «Кто совершит больше одного [хаджа], то это — дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]» /10/ .

Условия, необходимые для действительности хаджа

1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.

Хадж является недействительным, если он совершается немусульманином или тем, кто психически болен, не в своем рассудке, поскольку эти категории не входят в число тех, на которых наложены какие-либо обязательства мусульманской религиозной практики.

Условия, при которых совершение хаджа становится обязательным

Совершение хаджа становится обязательным при наличии четырех общих для всех и двух специальных, дополнительных условий, касающихся женщин:

1. Исповедание Ислама.

2. Здравость рассудка.

3. Зрелость. Посланник Аллаха произнес: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия /11/ , и умалишенного, пока не обретет здравый рассудок» /12/ . Однако если малолетний ребенок, не достигший зрелости, совершит паломничество, это записывается ему как благое деяние, но не отменяет обязательности совершения полноценного хаджа в последующем при наличии соответствующих условий.

4. Возможность совершения хаджа. Имеется в виду материальная возможность, а также — безопасность пути. В Коране сказано: «…Паломничество к Дому [Священной Каабе] — долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать» /13/ (Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа /14/ .

Возможна материальная протекция /15/ одного человека другому в вопросах паломничества, но принимать таковую не обязательно, наличие таковой не обязывает к отправке в хадж. Человек имеет право принять ее или же подождать обретения собственного материального достатка /16/ .

Относительно женщин действуют еще два условия.

Первое условие: сопровождение их в хадже близким родственником или мужем. В достоверном хадисе сказано: «Не разрешается [неэтично] женщине отправляться в путь, который длится три дня, не иначе как в сопровождении близкого родственника» /17/ . Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа /18/ .

Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин.

Второе условие: недопустимо для женщины совершать хадж в дни послеразводного периода (три месяца) или траура по случаю смерти мужа (четыре месяца и десять дней), во время которых она не имеет права вновь выходить замуж /19/ .

Время совершения хаджа

В Священном Коране сказано: «Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы» (см. Св. Коран, 2:197) /20/ .

Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов едины во мнении о том, что упомянутыми в Коране месяцами совершения хаджа являются Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Вместе с тем, они имеют разные точки зрения относительно десятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть дня жертвоприношения. Абу Ханифа, опираясь на хадис «День великого хаджа — это день жертвоприношения» /21/ , считал, что весь десятый день входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.

Микат

В переводе с арабского языка слово «микат» означает «предел, край, рубеж». В канонической терминологии «микат» — это определенное время и границы территории, предназначенные для вхождения в состояние ихрама. Ихрам, помимо того, что это специальное одеяние, надеваемое паломником, — также и намерение, символизирующие особое состояние ритуальной чистоты.

Человек, вознамерившийся совершить хадж, пересекая микат, обязан войти в состояние ихрама и проговорить соответствующее намерение. При этом для мужчин существует определенное правило — им необходимо заблаговременно облачиться в одежду, состоящую из двух отрезов чистой белой полотняной материи. Один из них набрасывается на шею и плечи, а другим опоясываются /22/ . Для женщин такое условие отсутствует. Они одеваются в обычную для них одежду, соответствующую нормам одеяния женщины /23/ .

В случае пересечения миката без соблюдения упомянутых ритуалов (соответствующее одеяние и намерение паломника) человек обязан принести в жертву животное или вернуться к обозначенному месту для их восполнения. Вхождение паломника в состояние ихрама заблаговременно, до миката, например, в месте его постоянного пребывания, считается, по мнению всех богословов, допустимым. Богословы-ханафиты даже считают это наилучшим.

Микат жителей Мекки отличается от миката всех тех, кто живет за ее пределами. Проживающие на территории этого города входят в состояние ихрама для совершения хаджа в самой же Мекке. Что касается ‘умры, малого паломничества, то наилучшим микатом для его совершения, по мнению ученых ханафитов, является ат-Тан‘им, затем аль-Джи‘рана, после этого аль-Худайбия. Ученые же шафиитского мазхаба оговаривают следующую приоритетность местностей: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им, затем аль-Худайбия.

Для живущих за пределами Мекки, желающих совершить хадж или ‘умру, существует пять микатов — соответственно всем ее сторонам /24/ :
— микат жителей Медины — Зуль-хулейфа (Эбар ‘алий);
— микат жителей Сирии, Египта и Марокко — аль-Джухфа;
— микат жителей Ирака и некоторых других восточных стран — Зату ‘ирк;
— микат жителей Йемена и Индии — Ялямлям;
— микат жителей Наджда и Кувейта — Карн аль-маназиль.

Любой, кто вознамерился совершить хадж или ‘умру, при пересечении одного из данных микатов обязан войти в состояние ихрама. К примеру, паломник, летящий самолетом через Амман или из Аммана, входит в состояние ихрама, ориентируясь на аль-Джухфу. Для этого за 15 минут до подлета к данной местности в самолете делается специальное объявление, после которого паломник, заранее облачившийся в одежду ихрама, готовится к произнесению намерения совершить хадж или ‘умру.

Что касается тех, кто проживает на территории между Меккой и микатом, то для них местом вхождения в ихрам является их же дом.

Основное и малое паломничества

Основное паломничество — хадж — совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю) и с соблюдением свойственных ему ритуалов, которые будут описаны ниже.

Малое паломничество — ‘умра — может быть совершено в любое подходящее для верующего время, имеет набор отличных от хаджа ритуальных действий.

Виды хаджа (основного паломничества)

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности — хаджа:

1. аль-Ифрад;

2. ат-Таматту‘;

3. аль-Кыран.

Хадж аль-Ифрад

Данный вид хаджа подразумевает выполнение только обрядов хаджа — основного паломничества. Паломник, входя в состояние ихрама, должен иметь соответствующее намерение. И после облачения в ихрам произносит следующие слова:

В данном случае принесение в жертву животных не является обязательным для паломника.

Хадж ат-Таматту‘

Этот вид хаджа подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев сначала обрядов ‘умры (малого паломничества), а затем хаджа (основного).

Паломник входит в состояние ихрама с намерением совершить только ‘умру и произносит:

После завершения всех действий, связанных с ‘умрой, паломник, сбрив или слегка укоротив волосы на голове, выходит из состояния ихрама. Затем он дожидается восьмого дня месяца Зуль-хиджа, когда вновь вступает в состояние ихрама, но уже в самой Мекке, и для совершения хаджа произносит вслух следующие слова:

Паломнику, совершающему хадж ат-Таматту‘, надлежит принести в жертву животное, являющееся, по мнению ученых-ханафитов, благодарственным. Поэтому они допускают употребление в пищу мяса животного человеком, принесшим его в жертву, а шафииты — нет. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.

Хадж аль-Кыран

В данном виде хаджа паломник соединяет вхождение в состояние ихрама, связанного с хаджем (основным), с вхождением в состояние ихрама, связанного с ‘умрой, и имеет намерение совершить хадж и ‘умру вместе. Верующий после вхождения в состояние ихрама произносит следующие слова:

Выполнив обряды ‘умры, паломник продолжает находиться в состоянии ихрама до принесения им в жертву животного на десятый день Зуль-хиджа.

Совершающим хадж аль-Кыран, как и при ат-Таматту‘, необходимо принести в жертву животное. Мясо данного животного, по мнению ученых ханафитов, допускается употреблять в пищу тем, кто принес его в жертву, а по мнению шафиитов — нет. Тот, кто не в состоянии принести в жертву животное, соблюдает пост в течение трех дней во время хаджа и семи дней по его окончании.

При наличии шести следующих условий совершение хаджа становится обязательным для каждого человека:

1. Исповедование религии Ислам.

2. Достижение совершеннолетия.

3. Здравость рассудка.

4. Личная свобода.

5. Безопасность пути.

6. Материальная и физическая возможность.

Возможность рассматривается двояко: наличие транспорта и средства, необходимые для проживания и содержания за период хаджа и нахождения в пути. Женщине дополнительно необходим сопровождающий близкий родственник (махрам). Если паломник имеет иждивенцев, то он должен оставить им средства, достаточные до его возвращения. Тот, кто по состоянию здоровья не может совершить хадж, но имеет для этого материальную возможность, должен уполномочить другого человека совершить хадж за себя.

Основные составляющие (арканы) хаджа

При изучении порядка и норм паломничества необходимо обратить особое внимание на его основные составляющие (арканы), без выполнения которых хадж не является действительным.

Хадж состоит из шести следующих обязательных составных частей:

1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).

2. Пребывание в местности Арафа девятого числа месяца зуль-хиджа.

3. Таваф – обход вокруг Каабы.

4. Хождение (са‘ю) между холмами Сафа и Марва.

5. Стрижка или сбривание волос (как минимум необходимо удалить три волоса).

6. Соблюдение последовательности выполнения в большинстве арканов.

Необходимые действия (ваджибы) хаджа

Нужно обратить особое внимание и на ваджибы хаджа. Они также являются обязательными для исполнения, но если пропустили что-либо из них, то хадж не нарушается, однако необходимо выплатить за это штраф.

Хадж имеет пять необходимых действий:

1. Вступление в хадж в Микате (место вступления в хадж. Паломники, прибывающие из России, обычно вступают в хадж в микате, называемом Зуль-Хулайфа. Это недалеко от Медины. Это место также называется Абару Али).

2. Проведение ночи в местности Муздалифа.
3. Проведение ночей в дни ташрика (после праздника жертвоприношений) в долине Мина.

4. Бросание камушков (в определённом месте).

5. Совершение прощального тавафа вокруг Каабы.

Если не совершить хотя бы один из вышеперечисленных пяти пунктов, то этот человек в хадже должен выплатить штраф.

Деяния, запрещённые для вступившего в хадж

Очень важным является знание запретных и дозволенных действий во время хаджа. После вступления в хадж или умру до их завершения паломникам запрещается:

1. Совокупление с женой и прелюдия, предшествующая этому.

2. Совершение обряда бракосочетания (для себя или для других).

3. Использование благовоний (благовония, которыми надушился паломник перед вступлением в хадж, не повредят действительности хаджа).

4. Соприкосновение любых жиров или масел с волосами лица или головы.

5. Удаление хоть одного волоса с любой части тела (если волосы упали сами, то это не берётся в расчёт).

6. Состригание даже малой части ногтя (удалить отломанный и мешающий ноготь разрешается).

7. Мужчинам – ношение сшитой одежды и обуви с закрытой передней или задней частью , покрытие головы головным убором или чем-либо другим. Женщинам – укрытие лица и кистей рук.

8. Охота на территории Харама , а также повреждение растительности на территории Харама.

Преднамеренное совершение перечисленных выше деяний без уважительных с точки зрения Шариата причин является грехом, и поэтому нужно в этом покаяться и выплатить штраф. После бросания камушков и удаления волос все запреты снимаются, кроме близости с женой. А это дозволяется только после полного завершения хаджа, т. е. после выполнения всех арканов.

Разновидности штрафа в хадже

Существует пять разновидностей штрафа в хадже:

1. За несоблюдение необходимых действий – штраф – жертвоприношение барана . Если на это нет возможности, то необходимо соблюдать пост в течение десяти дней (три дня в хадже, семь на родине).

2. Если паломник удалил одновременно три или больше волоса или ногтя , надушился благовониями, намеренно покрыл голову, надел сшитую одежду, умастил маслом волос головы или бороды, поцеловал жену до кидания камешков в день Курбан-байрама, то ему следует покаяться и выбрать одно из трёх следующих искупительных процедур: зарезать барана, соблюдать пост в течение трёх дней или дать шестерым беднякам три са’ (то есть семь с половиной килограммов пшеницы).

За один удалённый волос или ноготь следует выплатить штраф – один мудд (около 650 г) пшеницы. За два волоса или два ногтя – два мудда.

3. За убийство дичи, рубку дерева – штраф, равноценный дичи или дереву.

4. За близость с женой . Если паломник до бросания камешков в день праздника жертвоприношений и стрижки волос сознательно совокупится с женой, то его хадж полностью портится. Тем не менее, ему следует совершить обряды этого хаджа до конца, а затем его необходимо возместить в следующем году. Помимо этого в качестве штрафа он должен зарезать верблюда, это возлагается на мужа.

5. За прерывание хаджа – штраф – жертвоприношение барана.

Этика посещения святыни Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Посещение могилы Пророка (мир ему и благословение) для паломника является очень важной сунной и одним из лучших деяний, которые приближают его к Аллаху. В этом согласились имамы всех четырёх мазхабов, ибо об этом свидетельствуют и хадисы.

Отправляющимся в Медину желательно больше благословлять Пророка (мир ему и благословение), по приближении к Медине рекомендуется совершить полное омовение, постричь ногти, удалить волосы, надеть чистую одежду и надушиться (если человек не находится в ихраме). По возможности желательно идти в Медину пешком. Идти тоже нужно со смиренностью, умилённо, с печалью, что не смогли увидеть Пророка (мир ему и благословение) живым, дабы иметь надежду увидеть его в Вечной жизни. По приближении к мечети нужно обновить покаяние, раздать милостыню, ибо есть повеление Всевышнего раздать милостыню перед посещением Пророка (мир ему и благословение). У ворот мечети следует немного задержаться, сердцем прося разрешения войти. Вступать в мечеть нужно с правой ноги. Затем следует совершить там намаз приветствия (тахийя). После намаза с хузуром, т. е. всё время помня об Аллахе, подходят к могиле Пророка (мир ему и благословение), и, встав перед ним, опустив голову и закрыв глаза, следует тихо поприветствовать Пророка (мир ему и благословение), будто сам он стоит перед вами.

Также приветствуют Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах. Далее, поворачиваясь в сторону Киблы, читают дуа и обращаются к Аллаху, прося наделить нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение), а также просят у Пророка (мир ему и благословение) заступиться за нас в Судный день.

После этого совершают зиярат на кладбище Баки и читают там покойным мольбу.

Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а главным признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.

Примечание

Неисполнение этого основополагающего минимума требований Ислама свидетельствует о слабости веры человека. Те, кто не соблюдают этот минимум, будут очень строго наказаны в Вечной жизни, если не покаются, не возместят пропущенные обязанности и не будут прощены Всевышним Аллахом. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения обязательных предписаний Аллаха или одного из столпов Ислама, становится неверующим.

Помимо вышеназванных пяти столпов, в Исламе имеется множество других предписаний, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Например: почитание родителей, поддержание тёплых отношений с родственниками, соблюдение обязанностей и правил приличия по отношению к соседям, проявление уважения к старшим по возрасту, проявление милосердия и сострадания к младшим и т. п.

Также существуют запреты Ислама, например запрет на совершение таких тяжких грехов, как убийство человека, прелюбодеяние, воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков, ростовщичество, сплетни, злословие, наговор, зависть, вражда, причинение вреда окружающим языком или же физически, притеснение слабых, присвоение или употребление чужого имущества и т. п. От таких деяний человеку необходимо отдаляться, а также покаяться в ранее совершённых, ибо если Всевышний Аллах не простит его, то человека ожидает суровое и невыносимое наказание в вечной жизни. Да убережёт нас от этого Всевышний Аллах! Аминь!

Величина вознаграждения, предназначенного для мусульманина за исполнение этих предписаний, зависит от количества этих деяний, искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их выполнении.

Знаете ли вы, что хадж – это не один-единственный набор устоявшихся ритуалов, который совершает каждый паломник? На самом деле у паломника есть выбор из целых трех видов хаджа. Планируя совершить хадж, можно выбрать один из них: ифрад, таматту и киран.

Благодаря возможности выбора из этих трех видов паломник может совершить умру и хадж в удобной для него форме. В этой статье мы даем упрощенное описание каждого из трех видов хаджа.

Однако прежде чем приступить к их обсуждению, нужно иметь представление о том, в чем заключается разница между хаджем и умрой.

Разница между хаджем и умрой

Хадж и умра – это разновидности паломничества в исламе. Обычно о хадже говорят «большое паломничество» или просто «паломничество», а об умре – «малое паломничество».

И хадж, и умра предполагают поездку в Мекку ради совершения определенных ритуалов, таких как ихрам, таваф (обход Каабы), сай (хождение между холмами Сафа и Марва), бритье или стрижка волос.

Это основные ритуалы умры, тогда как в хадже есть и другие ритуалы, в том числе пребывание на горе Арафат в долине Мина и в долине Муздалифа возле Мекки.

Еще одно отличие между большим и малым паломничеством заключается в том, что хадж предписано совершать в строго определенное время, тогда как для умры подходит любое время года.

Только хадж или хадж и умра?

Чтобы разобраться в трех видах хаджа, давайте рассмотрим три случая:

1. Али живет в Саудовской Аравии и неоднократно совершал умру. Ему не составляет труда съездить в Мекку, поэтому он совершал малое паломничество всякий раз, когда представлялась возможность.

В прошлом году 8-го зуль-хиджа, за день до дня Арафа, он посмотрел по телевизору трансляцию хаджа и его так взволновало увиденное, что он тоже решил совершить хадж. Он, не мешкая, собрался и выехал в Мекку.

Но у него уже не было времени для умры и хаджа, поэтому он решил совершить только хадж. В конце концов, он совершал умру раньше и легко может повторить ее в будущем. Поэтому Али решил совершить только хадж. Иными словами, он выбрал ифрад .

2. Салих – очень занятой человек, предприниматель. У него такой плотный график, что ему очень сложно выкроить даже неделю. В этом году он хочет поехать в Мекку, чтобы совершить хадж и умру, но дело в том, что у него мало времени – только 5 дней. Он может приехать в Мекку 8 зуль-хиджа и уехать 12 хуль-хиджа. За такой короткий срок ему трудно совершить умру, а затем хадж.

Поэтому, оптимальный вариант для Салиха – совершить хадж аль-киран или хадж с двойным намерением. То есть, он имеет намерение совершить и хадж и умру и совершает ритуалы хаджа, которые ему засчитываются и за хадж, и за умру.

3. В этом году Умар хочет совершить хадж. Он долго ждал, много месяцев откладывал деньги, и теперь может впервые в жизни побывать в Мекке. В паломническом центре Умар выбрал пакет с довольно длительным пребыванием в Мекке: до начала хаджа он пробудет в священном городе две недели.Умар решил совершить в эту поездку и хадж, и умру – возможно, это его единственный шанс побывать в Мекке, поэтому разумно, если он совершит оба вида паломничества.

Поэтому, когда в этом году Умар будет в Мекке, он совершит умру, затем пробудет в Мекке время, оставшееся до хаджа и, наконец, вместе с другими паломниками совершит хадж.

На этих трех примерах мы узнали, какими могут быть разновидности хаджа. Паломник может выбирать любую из них, в зависимости от своих возможностей и обстоятельств. Итак, перечислим основные отличия между тремя видами хаджа:

  1. 1. Если паломник совершает только ритуалы хаджа, то его паломничество называется ифрад .
  2. 2. Если паломник совершает ритуалы хаджа с намерением совершить в то же время и умру, его паломничество называется киран . В этом случае ритуалы совершаются один раз, но с двойным намерением (и за хадж, и за умру).
  3. 3. Если паломник совершает умру, потом делает перерыв, а потом, когда наступает время хаджа, он начинает хадж и совершает его полностью, то это называется таматту .

Смысл названий

Название каждого вида хаджа понятно из их описаний.

Слово «ифрад» означает выделение чего-либо из ряда других, в данном случае – выделение ритуалов хаджа, то есть совершение только хаджа и ничего больше.

Слово «киран» означает совмещение двух вещей. В данном случае – совмещение намерения совершить хадж и умру одновременно.

- «таматту» значит «пользоваться, наслаждаться». Кажется, что данное слово не имеет с хаджем ничего общего. Но на самом деле, оно относится к паломникам, которые пользуются преимуществом совершения ритуалов обоих паломничеств во время одного путешествия, то есть, избавлены от забот двух отдельных поездок для хаджа и для умры и наслаждаются временем между хаджем и умрой.

Паломники, совершающие таматту или киран , обязаны принести в жертву животное в знак благодарности за преимущества, дарованные им Аллахом. Это называется «хади» - жертвоприношение.

Итак, систематизируем различия между тремя видами хаджа:



 


Читайте:



Игры на обогащение словарного запаса

Игры на обогащение словарного запаса

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике...

Комплексные чертежи многогранников"

Комплексные чертежи многогранников

Управление образования администрации городского округа Коломна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «...

Как приготовить молочный суп с макаронами Как варить молочное с макаронами

Как приготовить молочный суп с макаронами Как варить молочное с макаронами

Вспомните детство: одним из самых любимых блюд на завтрак был молочный суп с макаронами. И сегодня это сладкое блюдо не утратило своей...

Изотерапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Изотерапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Насибуллина Ольга ИвановнаДолжность: учитель индивидуального обученияУчебное заведение: МОУ Приволжская ОШНаселённый пункт: г.Новоульяновск,...

feed-image RSS