Главная - Уход
Для всех и обо всем. Античная мускульная кираса Торакс Назначение и эффективность

Кто первый придумал одевать на война доспехи, защищающие его от смертельного удара врага, до сих пор вопрос спорный. В древности гоплиты (тяжеловооруженная древнегреческая пехота) как и воины Древнего Рима, носили бронзовые кирасы, при этом эти кирасы имели форму мускулистого тела человека, что помимо эстетических соображений и психологического воздействия на противника, могло также упрочнять конструкцию, так как эти изменения сечения играют роль импровизированных ребер жесткости. По прочности бронза на тот момент однозначно была эффективнее железа, за счет своей вязкости, ибо основы металлургии и свойств металлов, человечество только начало постигать в полном объеме, а стальные пластины доспехов были еще хрупки и ненадежны.

Бронзовые доспехи, в том числе цельнолитые кирасы, использовались в Римской армии вплоть до начала нашей эры. Недостаток бронзы был, в её дороговизне, по сему, во многом, своим победам Римская армия, была обязана превосходством ее пехоты по бронезащищенности, в отношении противника, не имевшего эффективной защиты против холодного и метательного оружия.

Падение Рима привело и к упадку кузнечного ремесла. В тёмные века основным и практически единственным доспехом рыцарей была кольчуга или чешуя. Она была не так эффективна, как кираса, и достаточно неудобна из-за веса, но все же позволяла, в определенной степени, снизить потери в рукопашной схватке.

В XIII веке для усиления кольчуги стала применяться так называемая «бригантина», сделанная из металлических пластин подбитых под сукно. Бригантины чем-то были похожи конструктивно на современный бронежилет, однако качество доступных тогда материалов, применяемых при их изготовлении, не позволяло эффективно защищаться, от прямого, колющего удара в близком бою. К концу XIV века кольчуга стала заменяться более эффективными латами, и бригантина стала уделом небогатых воинов составляющих легкую пехоту и лучников.

Некоторое время хорошо защищенная стальными доспехами рыцарская конница была практически идеальным средством решения исхода любой битвы, пока ее господству на поле брани не положило конец огнестрельное оружие. Тяжелая броня рыцаря оказалась бессильна перед картечью и не редко только утяжеляла пулевые ранения - пули и картечь, пробив тонкий стальной нагрудник, проходя на вылет, рикошетили от доспеха, нанося дополнительные смертельные раны.


Выход из этой ситуации был один - благодаря несовершенству огнестрельного оружия, связного с темпом и точностью стрельбы, спасти положение могла лишь скорость и маневренность конницы, а значит, тяжелая броня, одетая на рыцаря, уже была обузой. Поэтому основной броней конницы 16-17 века осталась только кираса, обусловив появление нового вида боевых конных подразделений - кирасиров и гусар, стремительные атаки которых, не редко переламывали ход исторических сражений. Но с совершенствованием военного дела и модернизацией огнестрельного оружия, и эта «бронь» оказалась, в конце концов, обузой.

В Русскую армию незаслуженно забытые на несколько десятков лет кирасы, вернулись лишь к 1812 году. 1 января 1812 года последовал высочайший указ об изготовлении для конницы этого предохранительного снаряжения. К июлю 1812 года все кирасирские полки получили кирасы нового образца, сделанные из железа и покрытые черной краской.

Кираса состояла из двух половин — нагрудной и спинной, скрепленных при помощи двух ремней с медными наконечниками, приклепанных к спинной половине у плеч и застегивающихся на груди на две медные пуговицы. У рядовых эти помочные ремни имели железную чешую, у офицеров — медную. По краям кираса была обложена красным шнурком, а изнутри имела подкладку из белого холста, подбитого ватой. Естественно пулю такая защита не удерживала, но в ближнем бою, рукопашной схватке или в конной сечи, подобный вид бронезащиты был просто необходим. В последствии со снижением эффективности этой защиты, кираса в конце концов осталась в войсках лишь как элемент парадной одежды.

Возвращение кирасы

Итоги Инкерманского сражения (1854), в котором русскую пехоту расстреляли как мишени в тире, и ошеломляющие потери дивизии Джорджа Пиккета (George Edward Pickett, 1825-1875) в битве при Геттисберге (Battle of Gettysburg, 1863), буквально выкошенной огнем северян, заставили полководцев задуматься не только об изменении традиционной тактики боя.


«Урожай смерти». Одна из самых известных фотографий американского фотографа Тимоти О’Салливена (Timothy O"Sullivan, 1840-1882), сделанная им в день битвы при Геттисберге. Фото: Timothy H. O"Sullivan из архива Библиотеки Конгресса США

Ведь грудь солдат была защищена от смертоносного металла только тонким сукном мундира. Пока сражения представляли собою обмен мушкетными залпами, с последующей рукопашной молотилкой, это не вызывало особой озабоченности. Но с появлением скорострельной артиллерии, засыпающих поле боя шрапнелью и осколочными гранатами, скорострельных винтовок, а затем и пулеметов, потери армий чудовищно росли.

Генералы по-разному относились к жизням своих солдат. Кто-то уважал и берег их, кто-то считал смерть в бою почетной для настоящего мужчины, для кого-то солдаты были просто расходным материалом. Но все они сходились во мнении, что чрезмерные потери не позволят им выиграть сражение — а то и приведут к поражению. Особенно уязвимыми были бойцы идущих в атаки пехотных батальонов и действующих на передовой саперных рот — на которых противник и сосредоточивал свой основной огонь. Поэтому и появилась идея найти способ защитить хотя бы их.

Первым на поле боя попыталась вернуть старый надежный щит. В 1886 году в России прошли испытания стальные щиты конструкции полковника Фишера, со специальными окошками для стрельбы. Увы, слишком тонкие, они оказались малоэффективными — поскольку запросто простреливались из новых винтовок. А у японцев, использовавших при осаде Порт-Артура стальные щиты британского производства, возникла другая проблема. Имея размеры 1 м на 0,5 м и достаточную толщину, эти щиты весили 20 кг — так что бегать с ними в атаку было просто невозможно. Впоследствии появилась идея ставить подобные тяжелые щиты на колеса, которая трансформировалась в создание бронированных ящиков-тележек — забравшись в который, пехотинец двигался, отталкиваясь ногами. Это были остроумные, но малополезные конструкции, поскольку толкать такую тележку можно было только до первого препятствия.

Перспективным оказался другой проект — возвращение к использованию кирасы (панциря). Благо, идея была прямо перед глазами, поскольку на рубеже XIX-XX веков она ещё была частью парадного мундира кирасирских полков. Оказалось, что даже простая кираса старого образца (предназначавшаяся для защиты от холодного оружия) с расстояния в пару десятком метров может выдержать 7,62-мм пулю из револьвера Нагана. Соответственно, некоторое её утолщение (до разумных пределов) могло бы защитить человека и от чего-то более мощного.

Так началось возрождение кирас. Нужно заметить, что на японские щиты Россия ответила заказом для своей армии 100 тысяч пехотных кирас у французской фирмы «Симоне, Геслюен и К». Однако поставленный товар оказался негодным. То ли фирма сжульничала, то ли сказалась заинтересованность Парижа в поражении русских — которое повлекло за собою ещё большое ввязывание России в долговую кабалу к французским банкам.

Надежными оказались средства защиты отечественной конструкции. Среди их авторов наиболее известен подполковник А. А. Чемерзин, который изготавливал кирасы из разработанных им же различных стальных сплавов. Этого талантливого человека без сомнения можно назвать отцом российского бронежилета.

"Каталог панцирей, изобретенных подполковником А. А. Чемерзиным" — так называется брошюра, изданная типографским способом и вшитая в одно из дел, хранящихся в Центральном государственном военно-историческом архиве. В ней приводятся такие сведения: "Вес панцирей: самые легкие 11/2 фунта (фунт — 409,5 г), самые тяжелые 8 фунтов. Под одеждой незаметны. Панцири против ружейных пуль, не пробиваемые 3-линейной военной винтовкой, имеют вес 8 фунтов. Панцири закрывают: сердце, легкие, живот, оба бока, позвоночный столб и спину против легких и сердца. Непробиваемость каждого панциря проверяется стрельбой в присутствии покупателя".

В "Каталоге" приведено несколько актов испытаний панцирей, проведенных в 1905—1907 гг. В одном из них сообщалось: "В присутствии ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА 11 июня 1905 года в г. Ораниенбауме производилась стрельба пулеметной ротой. Стреляли из 8 пулеметов по панцирю из сплава, изобретенного подполковником Чемерзиным, с дистанции 300 шагов. В панцирь попало 36 пуль. Панцирь не был пробит, и трещин не оказалось. При испытании присутствовал весь переменный состав стрелковой школы".


Щит-панцирь, который общество заводов «Сормово» предлагало во время первой мировой войны.

Панцири также испытывались в резерве Московской столичной полиции, по заказу которой они и были изготовлены. Стрельба по ним велась на расстоянии 15 шагов. Панцири, как отмечалось в акте, "оказались непробиваемыми, и пули осколков не дали. Первая партия оказалась изготовленной вполне удовлетворительно".

В акте комиссии резерва Санкт-Петербургской столичной полиции говорилось: "Испытание дало следующие результаты: при стрельбе в нагрудный и спинной панцири, обтянутые тонкой шелковой материей, весом первый 4 фунта 75 золотников (золотник — 4,26 г) и второй 5 фунтов 18 золотников, закрывающие грудь, живот, бока и спину, пули (Браунинга), пробив материю, деформируются и производят углубление на панцире, но такового не пробивают, оставаясь между материей и панцирем, причем никаких осколков пули наружу не вылетает".

К началу Первой мировой кирасы в России вошли в моду. Ими снарядили столичную полицию — для защиты от ножей уголовников и пуль революционеров. Несколько тысяч их отправили в армию. Кирасами скрытого (под одеждой) ношения заинтересовались и гражданские лица, кто боялся вооруженного ограбления — несмотря на высокие цены (от 1500 до 8000 рублей). Увы, вместе с первым спросом на эти прототипы гражданских бронежилетом появились и первые жулики, им воспользовавшиеся. Обещая, что их товар не прострелить и из пулемета, они продавали кирасы, которые, мягко говоря, не выдерживали никаких испытаний.


В первые дни 1918 года артиллерийско-техническое управление Франции проводило испытание старых кирас на полигоне форта де ла Пеньи. Укрытых металлическим панцирем солдат расстреливали из пистолета, винтовки и пулемета со вполне обнадеживающими результатами. Фото: Army Ordnance Dept

С началом Первой Мировой войны, кирасы и подобные им средства защиты использовала не только Россия, но и другие страны.

Американская армия экспериментировала с доспехами для своих войск на Западном фронте первой мировой войны

В немецкой армии использовались шлемы со специальной навесной броней. Штифты креплений дополнительной защиты на стандартной немецкой каске вызывали у противника лишь злорадные суждения об «рогатости» кайзеровской армии, когда как само изделие хоть и защищало от прямого попадания пули, но при этом просто не выдерживали энергию пулевого удара шейные позвонки солдата, делая попадание смертельным в любом случае.

Проверка других элементов бронезащиты в деле показала их достоинства и недостатки. Безусловно, это была хорошая защита туловища — с его жизненно важных органов. Однако стойкость кирасы зависела от её толщины. Слишком тонкая и легкая совершенно не защищала от стандартных винтовочных пуль и крупных осколков, более толстая же весила столько, что воевать в ней становилось невозможно.


Германский «бронежилет» 1916 года

Однако изыскания в области личной бронезащищенности пехоты, не ограничились окончанием Первой Мировой войны.


Творения итальянской военной мысли времен первой мировой войны

Относительно удачный компромисс был найден в 1938 году, когда на вооружении РККА поступил первый экспериментальный стальной нагрудник СН-38 (СН-1). Как понятно из названия, он защищал солдата только спереди (грудь, живот и пах). За счет экономии на защите спины появилась возможность увеличить толщину стального листа, не перегружая слишком бойца. Но все слабые стороны такого решения показали себя во время Финской компании, и в 1941 году началась разработка и производство нагрудника СН-42 (СН-2). Его создателями была броневая лаборатория Института металлов (ЦНИИМ) под руководством М. И. Корюкова — одного из автором знаменитой советской каски, состоящей на вооружении до сих пор.


Cтальной нагрудник СН-38 (СН-1)

СН-42 состоял из двух пластин толщиной в три миллиметра, верхней и нижней — поскольку в цельном нагруднике солдат не смог бы не нагнуться, ни присесть. Он хорошо защищал от осколков, от автоматных очередей (на дистанции свыше 100 метров), хотя и не выдерживал выстрел из винтовки или пулемета. В первую очередь ими оснащались группы армейского спецназа — штурмовые инженерно-саперные бригады (ШИСБр). Они использовались на самых тяжелых участках: взятии мощных укреплений, уличных боях. На фронте их называли «панцирной пехотой», а также шуточно «раками».

Этот «панцирь» солдаты обычно надевали на ватник с оторванными рукавами, который служил дополнительным амортизатором, несмотря на то, что у нагрудника с внутренней стороны имелась специальная подкладка. Но бывали случаи, когда «панцирь» надевали сверху маскхалата, а также и сверху шинели.

По отзывам фронтовиков оценка подобного нагрудника была самая противоречивая — от лестных отзывов до полного неприятия. Но проанализировав боевой путь «экспертов», приходишь к следующему парадоксу: нагрудник был ценен в штурмовых частях, которые «брали» крупные города, а отрицательные отзывы шли в основном из частей, которые захватывали полевые укрепления. «Панцирь» предохранял грудь от пуль и осколков, пока солдат шел или бежал, а также в рукопашной схватке, поэтому он был больше необходим в уличных боях. Однако в полевых условиях саперы-штурмовики больше передвигались по-пластунски, и тогда стальной нагрудник становился абсолютно ненужной помехой. В частях, которые вели бои на слабозаселенной местности эти нагрудники перекочевали сначала на батальонные, а потом и на бригадные склады.

В 1942 г. был испытан бронещиток размером 560х450 мм, выполненный из 4-мм стали. Обычно его носили на ремнях за спиной, а в боевой обстановке стрелок ставил его перед собой и в предусмотренную прорезь вставлял винтовку. Сохранились отрывочные сведения о так называемой «солдатской броне» — 5-мм стальном листе размерами 700х1000 мм и весом 20-25 кг с загнутыми внутрь краями и опять же отверстием для винтовки. Применяли эти устройства наблюдатели и снайперы.

В 1946 году на вооружение поступил СН-46, последний стальной нагрудник. Его толщина была увеличена до 5 мм, что позволяло противостоять очереди из автомата типа ППШ или МР-40 на дистанции 25 м, а для большего удобства бойца он состоял из трех частей.

Латы из кевлара и полиэтилена

Стальная кираса имела три недостатка: большой вес, неудобство при движении, а при попадании пули — откалывающиеся осколки стали и брызги свинца, ранящие её владельца. Избавиться от них удалось благодаря использованию в качестве материала ткани из прочных синтетических волокон.

Одними из первых новое средство защиты создали американцы. Во время Корейской войны они снабдили своих солдат жилетами из многослойного нейлона. Их было несколько видов (М-1951, М-1952, М-12 и др.), причем некоторые имели покрой самого настоящего жилета — застегивающегося спереди. Против пуль они были бессильны, и вообще первоначально предназначались для защиты экипажей боевой техники от мелких осколков. Именно поэтому они закрывали солдат только до пояса. Несколько позже бронежилеты начали выдавать и тем бойцам, которые воевали на «своих двух» (то есть пехоте). Для этого их удлинили и добавили защитные воротники. Кроме того, для усиления защиты, внутрь бронежилета стали помещать (вшивать или вкладывать в специальные кармашки) металлические пластинки.

С этими бронежилетами США вступили во Вьетнамскую войну. Анализ потерь американской армии показал, что 70-75% ранений являются осколочными, причем большинство — в туловище. Для их уменьшения было решено поголовно одеть пехоту в бронежилеты, что спасло немало американских солдат и офицеров от ран, а то и от гибели.

Появление особо прочного синтетического материала кевлара, разработанного в 1965 году американской компанией DuPont, а также специальной керамики, позволило США приступить к выпуску бронежилетов, которые уже могли как-то защищать их солдат и от пуль.

Бронежилет это не стена, за которой можно предаваться ненужному лихачеству. Это последняя защита на самый крайний случай.

Добрый день уважаемому Собранию.

Не так давно, я совершил увлекателеьное путешествие в солнечную Европу, где посетил ряд музеев и замков; сумев поработать с родными артефактами эпохи возраждения.

Однако, главным событием моей поездки было посещение крупнейшей в мире выставки образцов защиты и вооружения Hofjagd- und Rüstkammer (Национальная библиотека), расположенный в городе Вена в Австрии.

Уже побывав там в ноябре 2012 и насобирав очень много фотоматериала, я поехал туда вновь.

Карты легли так, что мне удалось познакомиться с очень хорошими и важными людьми в Европе, которые вывели меня на директора музея герра Матиаса Пфафенбихлера.



В тот день музей был закрыт для туристов, однако меня туда пустили и разрешили детально изучить доспех Георга фон Фрундсберга.

Меня провели в их реставрационнцю мастерскую, выдали белые резиновые перчатки и необходимый инструмент.

Сотрудники музея сняли с манекена доспех Георга и похлопав меня по плечу, сказали вперед!

НАЧАЛО РАБОТЫ

Более четырех часов я провел за детальным изучением артефактов. Объектами моего иследования явились следующие параметры: размеры, геометрия, вес и толщина доспеха Георга Фон Фрундсберга и шлема армэ Патриция Тухера.



Вопрос про толщины нагрудников начала 16 века на ниве современной реконструкции всегда оставался загадкой для многих. С кем из специалистов я не общался, очень многие про вопрос толщины сходились во мнениях о 1.5мм. Аналога того, что сейчас изготовляют современные мастера-доспешники. Цифра 1.5мм взята, наверное, изходя из толщины проката листа стали. Чтож, давайте обратимся за истиной к артефактам.

Что из себя представляет доспех Георга на данный момент?

1) кираса со спиной и юбкой

2) тасеты.

остальное по заявлениям Матиаса было утрачено за долгие годы.

В ходе исследования у меня были следующие инструменты: множество линеек; рулетка; сантиметр; штангенциркуль, транспортир и толщиномер, к сожалению, с малым радиусом замерных «усов».

Ниже я привожу схемы. Все размеры указаны в миллимметрах. Геометрию на схеме рисовал с максимальной приближенностью к оригиналу.

НАГРУДНИК


Размеры кирасы указаны по периметру.

Нагрудник имеет два круглых отверстия: одно почти центру, другое по центру вверху. Диаметр обоих примерно 5 мм.

серыми точками указаны примерные места снятия размеров толщины.

Погрешность измерения, думаю, что минимальная.

Толщина .

Схему наспинника я не стал рисовать, ибо он такой же толщины что и нагрудник. Также от 4.5мм по ближе к верхам и плавное уменьшение толщины к краям до 0.8-0.9мм.

Кстати при ношении кирасы, думаю всем извсетно про перехлест боков нагрудника и наспинника. Посему общая толщина будет в этой зоне 0.9+0.9 = 1.8мм.

ПОДВИЖНЫЕ ПЛАСТИНЫ



их толщина оказалась малой: от 0.9(верх и низ)- 1.2 (центр)мм.

выходят за пределы нагурдника на 30.5мм.

ширина вальцовки 16 мм. в центре.

Общая ширина пластин 47 мм.

ЮБКА



Вес кирасы, нагрудника и юбки.

Общий вес кирасы в сборе оказался около 12кг.

Тасеты оказались очень легкими из-за малой толщины пластин.

ТАСЕТЫ



тасеты оказались «бумажными»(((
так, например, по центру 0.9-1.2 а по краям от 0.5 до 0.7.5мм.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Сравнивая горизонталные и вертикальные размеры нагрудника, можно увидеть, что, например один бок нагрудника короче друго, чуть ли не на два сантиметра. Подвижные пластины тоже разного размера. Юбочные пластины отличны друг от друга.
Если ширина нижней плстины юбки у края слева - 61мм, то справа - 52мм.!!! Это на 9 мм разница. То есть фактичеси 20%!!!

Пластины тасет, далеко не одной ширины и длины. А общая длина двух дасетов разница на 4 см!!!.. Это можно списать на реставраторов, кои использовали ремни данной длины. Но, все равно, они кривые.

Главный вывод.
Изучив доспех Георга фон Фрундсберга я окончательно разубедил себя в некой стандартизации точного доспехо-строения, что все размеры элементов вымеряли с великой точностью. Это не так! Мягко выражясь их мерили на глаз. То есть визуально, примерно ровно если не присматриваться - значит железка годная и можно носить. Главное чтобы защищала и не силно терла.

Причем, доспех Георга это доспех не простого солдата, которому делали бы на а бы как. Фрундсберг был богатый военно-начальник и дворянин, способный опалтить услуги качественных мастеров. Следовательно ему и делали хорошо и красиво. Кстати, богатое травление относит его железо к более высокой касте доспехов. И если не присматриваться то доспех Георга - красив. Однако, промерив его - он кривой.

Что же до доспехов для обычных солдат, то вот например, для сравнение юбка пехотной кирасы 1500 года на обычного солдата (кнехта).


Тоже вся кривая, что и носить стыдно. Наш брезгливый реконструктор такую бы не надел)))

Толщина

Кирасы начала 16 века были, достаточно, толстыми. Держа в руках кирасу Георга, я понял что пробить ее чем-то не реально.
Даже огнестрельное оружие того периода, в большинстве своем, вряд ли бы пробило бы 4.5 мм каленой стали. Не говоря уже про холодное оружие ближнего боя.

Данный факт, кстати, еще раз подветрждает нашу теорию о неэфективности «спортивных» плевках на сов.турнирах по фехтованию. Как ты не «плюй» мелкими и быстрыми ударами в эту кираса, не будет и царапины.
Кстати а о царпинах! Их на доспехе не было! Кроме одной: на наспиннике, слева, еле-еле заметная вмятинка, глубиной не более 0.5мм., как мне показалось. А толщина «бронеплиты» в том месте была около 4мм.

Кто-то, все-таки зацепил Георга в бою в район почек, но вреда здоровью и доспеху это не принесло.

Помимо деатльного изучение доспеха Георга фон Фрундсбурга в Венской Нац.библиотеке, мне удалось изучить (правда без изм.приборов) на глазок максимиллиановскую кирасу 1515 года. Экспонирующуюся в музее замка г.Нойбург. Она висел вне витрины и мы с Костей смогли ее потрогать.

небольшое видео про макс.кирасу

Так вот. Толщина, на глазок, показалась около 2.5-3мм на верху кирасы и 3мм по центру., плавно сходящей до примерно 1.5мм к бокам.

Другие артефаткы

Также, в реставрационной мастерской я подержал в руках знаменитый шлем Негролли; части турнирного гарнитура доспеха Кайзера Макс и руку от костюмного доспеха (угадайте сами кого?) и т.д..



Также, по моей просьбе Матиас снял шлем армэ Патриция Тухера и я детально его изучил.

Предопережая статью про геометрию армэ, заявлю сразу, что в СССР нету ни одного правильно сделаного армэ на данный момент. Даже у моего боевого шлема есть некоторые ошибки в геометрии затылка, например.

ИТОГ

Мы получили, хоть и первоначальный, но все-таки гигантский опыт по основам доспехо-ведния Европы 16 века. Изходя из этого можно строить и предположения о технологиях доспехострояния.

Теперь, наша Армия Фрундсберга с гордостью может заявить, что сотрудничает с ведущими Европейскими музеями и специалистами медивистики. Посмотрев фотографии Армии, директор выставки Матиас Пфафенбихлер выско оценил наши успехи в реконструкции ландскнехтов начала 16 века и похвалил наши доспехи, изготовленные у нас в тульской мастерской.

Кирасу Георга я, неудержался и примерил на себя. По росту в самый раз, а вот по ширине, я оказался более худой в плечах чем знаменитый вождь ландскнехтов.


Гиппоторакс или же анатомическая кираса – нагрудный доспех из двух металлических пластин с выбитой на них мускулатурой мужского торса. В основном такие кирасы использовались древнегреческими гоплитами (тяжелой пехотой). В Древнем Риме же подобный доспех использовался лишь офицерами. В 1953 году на греческом полуострове Пелопоннесе в Аргосе была найдена могила воина VIII века до н. э. Там были отлично сохранившиеся греческий шлем и анатомический нагрудник. Это позволило больше узнать о защитном снаряжении греков.

Греческая кираса

В VIII-VII веках до н. э. «мускулатура» панциря была еще довольно примитивна. В VI в. до н. э. кираса уже не выглядит столь неуклюжей. А с V-IV веков до н. э. выделка гиппоторакса становится все более совершенной. Как считают исследователи, предшественником анатомического панциря была кираса-колокол ахейского периода (получила такое название из-за расширения нижнего края кирасы подобно колоколу). В IV в. до н. э. гиппотораксы стала носить уже и кавалерия.

Обычный греческий гиппоторакс состоял из нагрудной и спинной пластин. Окружность вокруг бедер, отверстия для шеи и рук дополнительно укреплялись бронзовыми полосками, нижний край кирасы закруглен для защиты паховой области. Передняя пластина панциря скреплялась с задней частью посредством специальных шпилек, которые вставлялись в совпадающие отверстия. По бокам гиппоторакс застегивался кожаными ремешками или пропущенными через два кольца шнурами. Часто к анатомической кирасе крепились дополнительные наплечники. Иногда для защиты живота сверху панциря еще накладывалась бронзовая пластина овальной формы – митра. Как правило, вес кирасы составлял около 6 кг. Благодаря анатомической форме, гиппоторакс имел упрочненную конструкцию, так как «мускулы» торса играли роль ребер жесткости. Еще пожалуй следует отметить, что эти нагрудники разделялись на два вида: укороченный до талии и длинный, закрывающий нижнюю часть живота.

Классическая анатомическая кираса

Кирасы античного периода изготавливали путем ковки, но чаще – отливали. Материалом в основном была бронза, кожа (V – начало IV века до н. э.), а потом обычное железо. Существенным недостатком бронзовых гиппотораксов была их дороговизна. И вскоре анатомическая кираса в основном используется военачальниками. А гоплиты с VI-V в. до н. э. вместо нее начали снаряжаться линотораксом – кирасой из нескольких проклеенных слоев льна. Но гипотораксы еще не были окончательно вытеснены другими типами нагрудников и бронзовые анатомические кирасы продолжают применяться до III века до н. э. Падение Римской империи привело к большому упадку кузнечного и оружейного дела и кирасы, тем более анатомические, уступают поле боя более дешевым и простым в изготовлении доспехам – кольчугам, чешуям. И лишь в Восточной Римской империи (Византии) до самого ее заката военачальники и басилевсы продолжают носить доспехи «подчеркивающие их фигуры».

Спустя многие века анатомическая кираса вновь напоминает о себе. До нашего времени сохранилось надгробие некого Бурхарда фон Штейнберга 1379 года. На нем особый интерес представляет анатомическая кираса, наподобие древнегреческого гиппоторакса. Правда, ученые до сих пор спорят по этому поводу: было ли это ошибкой скульптора или он умышленно изобразил мускульный узор на панцире. Помимо этого сохранилась анатомическая кираса (датируется 1562 годом) коннетабля Карла IX. И такой нагрудный доспех в XVI веке был достаточно распространенным, так в то время появилась мода на античность. Но этот доспех могли позволить себе люди с достатком гораздо выше среднего и только как парадный вариант.

Доспехи

Следует иметь в виду, что на самом деле история доспеха не знала некоей «магистральной линии» развития; в ней были свои подъёмы и упадки, обусловленные как общей неравномерностью развития материальной культуры, так и радикальными переменами в военном деле, обесценивающими защитное снаряжение предыдущего поколения, после чего его развитие часто начинается практически с нуля. Например, уже в Риме существовало массовое производство крупнопластинчатых (латных) доспехов, которое оказалось полностью забыто в Тёмные века, когда основным защитным снаряжением стала кольчуга, и лишь в XIV веке уровень массового производства позволил вернуться к ним, хотя уже и в совершенно иных формах. Точно так же, в Японии периода Кофун были распространены жёсткие кирасы, связанные шнурами или склёпанные из широких горизонтальных полос металла, которые впоследствии по причине неприспособленности к проникшему в Японию верховому бою были вытеснены заимствованными с континента ламеллярными доспехами ; они же, в свою очередь, пройдя через длительный эволюционный процесс, превратились сначала в ламинарные доспехи , а затем и в цельные кирасы стиля «гусоку», которые, впрочем, отличались от кирас периода Кофун не меньше, чем рыцарский доспех от римской «лорики сегментаты ». Наконец, уже в наши дни защитное снаряжение воина, хорошо забытое ещё в XIX веке, возрождается, но уже в совершенно ином, высокотехнологичном воплощении .

Назначение и эффективность

В целом, любой боевой доспех был предназначен в первую очередь для защиты от случайных, скользящих ударов, а также от стрел, нисколько не отменяя для носящего его воина необходимости активно парировать выпады противника или уклоняться от них. Даже будучи пробит, доспех существенно снижал тяжесть получаемых его обладателем травм, и, соответственно, повышал его шансы на выживание - но и не более того.

О какой либо степени неуязвимости обладателя доспеха можно говорить лишь в случае европейских позднесредневековых крупнопластинчатых (латных) доспехов, да и то - лишь по отношению к обстрелу из луков и рубке мечом, который, хоть и оставлял своим концом зарубки на кирасе, существенного урона уже не наносил. Появившиеся как раз примерно в то же время (XV век) колющие мечи, альшписы , алебарды с узкими шиловидными отростками и тому подобное оружие при умелом применении довольно легко поражало обладателя ранних лат в плохо прикрытые доспехом части тела, где защита из соображений сохранения подвижности ограничивалась кольчужным полотном или кожанными вставками - шею, подмышки, и так далее. Поэтому увеличение площади, прикрываемой непосредственно крупными пластинами латника, было одной из основных забот европейских доспешников вплоть до массового распространения огнестрельного оружия, когда на первый план вышло уже стремление обеспечить пуленепробиваемость хотя бы нагрудника, за счёт облегчения остальных частей доспеха или даже отказа от них при сохранении общей массы комплекта. Бывшие основным оружием рыцарской конницы тяжёлые кавалерийские копья (лэнсы), пехотные пики и алебарды, тяжёлые арбалеты с механическим взводом, ударно-дробящее оружие, а также специализированное холодное оружие, созданное для силового прорубания (клевец) или протыкания (эсток) лат всё ещё были для одоспешенного воина весьма опасны, не говоря уже об огнестрельном оружии начиная с аркебузы.

Что касается массы доспешного комплекта, то она в течение столетий оставалась практически неизменной: полный комплект кольчужной защиты XIII века, состоявший из рубашки с рукавами и капюшоном (обера, хауберка) и чулков - шоссов, «переходный» доспех XIV века, полный латник XV века или «трёхчетвертной» доспех XVI-XVII веков весили примерно одинакового - около 30-40 килограмм, - хотя при этом, разумеется, обеспечивая ими защита различалась, и весьма существенно. Такая масса, распределённая по всему телу, вовсе не обременяла даже средней силы воина сверх меры (для сравнения, современный рядовой солдат носит на себе около 40 кг экипировки, а солдат элитного подразделения, вроде SAS - до 90 кг). Исключение составляли, пожалуй, лишь турнирные доспехи, которые - уникальное явление во всей истории доспеха - были предназначены не для защиты от случайных ударов и снижения тяжести травм, а для их по возможности полного предотвращения даже при «таранном» ударе копьём в грудь. Разумеется, результатом такой постановки задачи становились доспехи, заведомо нежизнеспособные в качестве боевых. Так или иначе, длительное ношение доспеха всё же сильно утомляло, особенно в жару - вплоть до теплового удара. В большинстве случаев воины старались как можно скорее снять своё защитное снаряжение.

Относительно подвижности, следует отметить, что даже самый тяжёлый боевой латный доспех в полной мере позволял одевшему его совершать любые необходимые в бою движения и даже, как упоминается в средневековых источниках, выполнять некоторые акробатические трюки. Однако, воин в нём, как и в любой плотной одежде, достаточно быстро уставал при активных действиях, так что его ношение, естественно, требовало хорошей физической подготовки. Именно поэтому, в частности, европейские лучники, даже те, кто мог позволить себе хороший доспех, не носили наплечников - они мешали бы стрельбе из лука, оказывая сопротивление быстрым движениям рук, особенно с учётом того, что полностью поднять руки вверх или развести в стороны можно было не с любой конструкцией наплечника (азиатские же лучники использовали обычно наплечники ламеллярной , ламинарной или куячной конструкции в виде свободно свисающих с плеч гибких листов, у которых хорошая защита была принесена в жертву подвижности, например, зона подмышек практически не была прикрыта).

За пределами Европы доспешники обычно вообще не пытались добиться от доспеха абсолютной защиты: защитное снаряжение продолжали рассматривать как необходимое дополнение к мастерству воина, от него требовалось хорошо противостоять случайным ударам, но при этом быть тонким, гибким и удобным, не мешать быстро двигаться в бою. Свою роль здесь сыграли и общая тенденция восточного комплекса доспеха и вооружения к большей лёгкости и маневренности, и тяготение к дальнему бою с использованием метательного оружия, для которого требовался гибкий и подвижный доспех, а в последние столетия средневековья - в какой-то степени и наметившееся отставание от Европы в области массового ремесленного производства. К XV-XVI векам, то есть, в период расцвета европейского латника, на Ближнем и Среднем Востоке основным типом доспехов становятся кольчато-пластинчатые , состоящие из отдельных небольших пластин, соединённых кольцами или узкими, в три-пять колец, вставками кольчужного полотна. Цельными у такого доспеха были только шлем, трубчатые наручи (базубанды), нагрудная пластина (зерцало) и, иногда, оплечье, предохраняющее плечи воина от рубящих ударов сверху. Обычно сохранялся и щит, предназначенный для активного принятия ударов противника и защиты от стрел, который в Европе к XVI веку практически вышел из употребления, так как новые техники фехтования позволили обходиться без него в ближнем бою на мечах, удар копья стали принимать непосредственно на кирасу, а стрелы обладателю латника уже не были особо страшны. Таким образом, вместо характерной для Европы начиная с XV века сплошной пластинчатой защиты всего тела воина, выбор был сделан в пользу защиты дифференцированной: более мощной в области жизненно важных органов или особо уязвимых местах, более лёгкой и подвижной в остальных. В том числе и именно благодаря этому подходу, доспехи на Востоке какое-то время сохранились и после перехода к огнестрельному оружию, - в отличие от европейских лат, они не были столь сложны и дороги в изготовлении, практически не стесняли движений, были сравнительно удобны в походе, давая при этом достойную защиту от всё ещё широко применяемого холодного оружия. В Европе в последнее столетие широкого применения доспехов также пришли к идее дифференцированной защиты, однако её реализация оказалась менее удачной - после того, как латный доспех «стянулся» по направлению к кирасе, руки и ноги воина оказались полностью незащищёнными.

Дальний Восток, от Чукотки до Тибета и от Великой Степи до Японии, долгое время практически не знал кольчатых и кольчато-пластинчатых доспехов; роль кольчуги здесь с древнейших времён играл ламелляр , связанный шнурами из мелких металлических пластинок. Ламеллярное полотно было чуть менее подвижным, чем кольчатое, но обеспечивало лучшую защиту, в особенности от стрел - хотя и на меньшей площади: шея и подмышки обычно оставались вообще не защищёнными или плохо прикрытыми. В изолированных областях, таких, как чукотская тундра и горы Тибета, этот тип доспеха сохранился без особых изменений до XIX-XX века, причём в позднейшее время часто употребляясь уже наряду с огнестрельным оружием. Между тем, со временем защитное снаряжение этого региона стало развиваться в сторону специфических форм, по сути промежуточных между доспехом и одеждой. В Китае и на связанных с ним территориях в XIII веке получил распространение, а к XV-XVI векам стал основным типом доспеха имеющий, видимо, монгольское происхождение куяк , в целом аналогичный европейской бригантине с точки зрения конструкции и по обеспечиваемой защите. Похожие доспехи применялись также на Руси, в Индии и других регионах, затронутых в своё время монгольским нашествием. Хорошо сделанный куяк был весьма удобен в ношении, но при этом обеспечивал вполне достойную защиту от холодного оружия благодаря наличию внутри сплошного слоя установленных с сильным перехлёстом сравнительно тонких и гибких металлических пластин. Помимо внутренних пластин, снаружи также могли крепиться дополнительные крупные щитки и зерцала, которые усиливали доспех и перераспределяли энергию удара на бо́льшую площадь, передавая её расположенным изнутри более мелким пластинкам - принцип, широко используемые в современных бронежилетах . Помимо защиты туловища, куяк мог иметь полы и рукава, как у кафтана , что ещё больше сближало его с обычной для того времени одеждой. Другим его существенным, с точки зрения тогдашних воинов, преимуществом была высокая декоративность: обтянутый дорогой материей и украшенный крупными блестящими головками заклёпок, куяк выглядел очень привлекательно, опять же - как дорогая одежда. Именно по этой причине даже после отказа от доспехов он какое-то время сохранялся в качестве парадной формы, часто уже без металлических пластин под тканью.

Технологии

Средневековая металлургия была способна выдавать в массовых количествах лишь два вида железных сплавов - сыродутное железо и чугун. Сыродутное железо (исторический термин, по сути - низкоуглеродистая сталь) - мягкий, ковкий материал с очень низким содержанием углерода и большим примесей, его получали из железной руды в печи с температурой около 1200°С (что ниже температуры полного плавления железа). Извлечённую из печи пористую массу - крицу или блюм - проковывали вручную, чтобы удалить включения шлака. В результате получался прокованный кусок железа с крупной кристаллической решёткой и значительным содержанием примесей. Чугун - сплав с, напротив, очень высоким, порядка 2 %, содержанием углерода - получали в большой печи при более высокой температуре, около 1500°С. Слитки чугуна были нековкими, имели мелкую кристаллическую структуру и были прочными, но хрупкими.

Ни тот, ни другой материал по отдельности для создания качественного доспеха не годятся: железо - очень мягкий материал, а чугун хрупок и не поддаётся ковке. Тем не менее, длительное время считалось, что именно мягкое сыродутное железо было основным материалом для средневековых доспехов. Более тщательные исследования с использованием микроскопии и рентгенографии, однако, показали, что большинство сохранившихся экземпляров более-менее качественной брони уже начиная с XIII-XIV веков было выполнено из стали, то есть, железного сплава с содержанием углерода, промежуточным между сыродутным железом и чугуном, причём зачастую сталь имеет следы термической обработки (закалки). На самом деле образцы железной брони, которые ранее относили к средневековью, часто оказывались, за исключением самых дешёвых вариантов, позднейшими подделками или репликами, изготовители которых либо брали наиболее дешёвый материал из доступного, либо же следовали неверным выводам науки своего времени.

Между тем, широкое использование в доспехах стали означает, что средневековая металлургия была способна получать её в достаточном для их производства объёме. В зависимости от принятой технологии, это могло быть достигнуто либо науглероживанием железа до превращения в сталь, для чего его в течение часов нагревали докрасна в замкнутом объёме с содержащим углерод органическим сырьём, либо, напротив, снижением содержания углерода в чугуне, что также превращало его в сталь. Судя по всему, для изготовления брони применялся главным образом второй процесс, в то время, как из науглероженного железа, процесс получения которого был более примитивен и менее продуктивен, а качество - нестабильно, изготавливали главным образом бытовые инструменты и клинки.

Кузнец-доспешник за работой. 1530-е годы.

Очень интересны приведённые в том же источнике данные о защитных свойствах кирас того времени. Утверждалось, что кираса полностью защищала от ударов сабель, штыков и пик. Видимо, не упомянутый в этом списке тяжёлый кирасирский палаш её при определённых условиях всё же прорубал. Относительно пулестойкости, приводятся следующие данные. Обычная железная кираса времён Наполеоновских войн пробивалась из ружья на любой дистанции меньше 75 саженей (160 м), а из пистолета - менее 18 саженей (ок. 40 м). Стальная кираса «из кованой немецкой стали» пробивалась из ружья только с 54 саженей (115 м), а из пистолета с 18 саженей пробивалась только половиной пуль и не пробивалась с 9 саженей (20 м). Тяжёлая кираса из одной передней половинки (нагрудник), «скованная из железа вместе со сталью», не пробивалась и с 9 саженей, хотя после 18 саженей ружейная пуля делала в ней вмятину. Следует иметь в виду, что ещё в XIX веке единственным критерием отличия железа от стали считали способность последней держать закалку, что обычно соответствует содержанию углерода выше 0,3 %.

Миры D&D - широкий гобелен, сотканный из разнообразных культур, где каждая находится на своём технологическом уровне. Поэтому искателям приключений могут попасться самые разнообразные доспехи, от кожаных курток и кольчуг до дорогих лат. Таблица «Доспехи» ниже приводит характеристики самых распространённых доспехов, разделённых на три категории: лёгкие, средние и тяжёлые. Многие воители дополняют доспехи щитом.

Таблица «Доспехи» показывает стоимость, вес и прочие свойства самых распространённых доспехов в мирах D&D.


Владение доспехами. Кто угодно может напялить доспех или пристегнуть щит к руке. Но только тот, кто знает, как носить доспех, может носить его эффективно. Ваш класс даёт владение некоторыми видами доспехов. Если вы носите доспех, которым не владеете, вы совершаете с помехой все проверки характеристик, спасброски и броски атаки, использующие Силу или Ловкость, и вы не можете накладывать заклинания.

Класс Доспеха (КД). Доспех защищает владельца от атак. Надетый доспех (и щит) определяет базовый Класс Доспеха.

Тяжёлые доспехи. Более тяжёлые доспехи мешают владельцу свободно и тихо перемещаться. Если в колонке доспеха написано «Сил 13» или «Сил 15», этот доспех уменьшает скорость владельца на 10 фт., если его значение Силы меньше указанного.

Скрытность. Если в колонке доспеха написано «Помеха», владелец совершает проверки Ловкости (Скрытность) с помехой.

Щиты. Щит изготавливается из дерева или металла, и несётся одной рукой. Использование щита увеличивает КД на 2. Вы получаете преимущество только от одного щита одновременно.


Доспех Стоимость Класс доспеха (КД) Сила Скрытность Вес
Лёгкий доспех
Стеганый 5 зм. 11 + модификатор ЛОВ - Помеха 8 фнт.
Кожаный 10 зм. 11 + модификатор ЛОВ - - 10 фнт.
Проклепанная кожа 45 зм. 12 + модификатор ЛОВ - - 13 фнт.
Средний доспех
Шкурный 10 зм. 12 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - - 12 фнт.
Кольчужная рубаха 50 зм. 13 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - - 20 фнт.
Чешуйчатый 50 зм. - Помеха 45 фнт.
Кираса 400 зм. 14 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - - 20 фнт.
Полулаты 750 зм. 15 + модификатор ЛОВ (макс. 2) - Помеха 40 фнт.
Тяжелый доспех
Колечный 30 зм. 14 - Помеха 40 фнт.
Кольчуга 75 зм. 16 13 Помеха 55 фнт.
Наборный 200 зм. 17 15 Помеха 60 фнт.
Латы 1 500 зм. 18 15 Помеха 65 фнт.
Щиты
Щит 10 зм. +2 - 6 фнт.

ЛЁГКИЙ ДОСПЕХ

Лёгкие доспехи, изготовленные из лёгких и тонких материалов, предпочитают ловкие искатели приключений, поскольку те предоставляют защиту, и при этом не ограничивают подвижность. Если вы носите лёгкий доспех, вы при определении Класса Доспеха добавляете модификатор Ловкости к базовому числу, предоставленному доспехом.

Стёганый. Стёганый доспех состоит из прошитых слоёв ткани и ватина.

Кожаный. Нагрудник и плечи этого доспеха изготовлены из кожи, вываренной в масле. Остальные части доспеха сделаны из более мягких и гибких материалов.

Проклёпанная кожа. Изготовленный из крепкой, но гибкой кожи проклёпанный доспех усилен тесно расположенными шипами или заклёпками.

СРЕДНИЙ ДОСПЕХ

Средние доспехи предлагают лучшую защиту, чем лёгкие, но немного ограничивают перемещение. Если вы носите средний доспех, вы при определении Класса Доспеха к базовому числу, предоставленному доспехом, добавляете модификатор Ловкости, но не более +2.

Шкурный. Этот грубый доспех состоит из толстых мехов и шкур. Обычно их носят племена варваров, злые гуманоиды и прочие народы, у которых нет инструментов и материалов для создания более качественных доспехов.

Кольчужная рубаха. Сделанная из переплетённых металлических колец кольчужная рубаха носится между слоями одежды или кожи. Этот доспех предоставляет умеренную защиту торса и заглушает звон колец внешним покрытием.

Чешуйчатый доспех. Этот доспех состоит из кожаных куртки и поножей (а также, возможно, отдельной юбки), покрытых перекрывающимися кусочками металла, похожими на рыбную чешую. В комплект входят рукавицы.

Кираса. Этот доспех состоит из подогнанного металлического панциря, носимого с подкладкой из кожи. Несмотря на то, что руки и ноги остаются практически без защиты, этот доспех хорошо защищает жизненно важные органы, оставляя владельцу относительную подвижность.

Полулаты. Полулаты состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих большую часть тела владельца. В них не входит защита для ног кроме простых поножей, закреплённых кожаными ремнями.

ТЯЖЁЛЫЙ ДОСПЕХ

Из всех видов доспехов, тяжёлые доспехи предоставляют лучшую защиту. Эти комплекты доспехов покрывают всё тело и созданы для защиты от самых разных атак. Их вес и нагрузку могут выдержать только самые тренированные воители.

Тяжёлый доспех не позволяет добавлять к Классу Доспеха модификатор Ловкости, но и не даёт штраф, если модификатор Ловкости отрицательный.

Колечный доспех. Это кожаный доспех с нашитыми на него толстыми кольцами. Эти кольца усиливают доспех от ударов мечей и топоров. Колечный доспех хуже кольчуги, и обычно его носят только те, кто не могут позволить себе доспех получше.

Кольчуга. Изготовленная из переплетающихся металлических колец кольчуга включает также слой стёганой ткани, надеваемой под низ, дабы предотвратить натирание и смягчать удары. В комплект входят рукавицы.

Наборный доспех. Этот доспех состоит из узких вертикальных металлических пластин, приклёпанных к кожаной подложке, носимой поверх слоя ватина. Соединения защищаются кольчужным полотном.

Латы. Латы состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих всё тело. В комплект лат входят рукавицы, тяжёлые кожаные сапоги, шлем с забралом, и толстый слой ватина. Ремешки и пряжки распределяют вес по всему телу.

НАДЕВАНИЕ И СНЯТИЕ ДОСПЕХОВ

Время, нужное для надевания и снятия доспехов, зависит от их вида.

Надевание. Столько времени требуется для надевания доспеха. Вы получаете КД от доспеха только если потратили нужное время на его надевание.

Снимание. Столько времени требуется на снятие доспеха. Если вам помогают, уменьшите время вдвое.


ПОДГОНКА СНАРЯЖЕНИЯ

В большинстве кампаний можно носить и использовать любое найденное снаряжение в рамках здравого смысла. Например, грузный полуорк не сможет втиснуться в кожаный доспех полурослика, а гном запутается в мантии облачного великана.

Мастер может усилить этот реализм. Например, доспех, изготовленный под одного человека, не подойдёт другому без значительных изменений, и униформа стражника может выглядеть заметно чужеродной, если искатель приключений оденет её для маскировки.

По этим дополнительным правилам когда искатели приключений находят доспех, одежду или другой похожий предмет, предназначенный для носки, им нужно посетить изготовителя доспехов, портного, кожевника или другого специалиста, который подгонит этот предмет для них. Стоимость этой работы составляет от 10 до 40 процентов от рыночной стоимости предмета. Мастер может определить стоимость методом 1d4 × 10 или самостоятельно решить, какую назначить цену, основываясь на итоговой сумме.

    • Материал взят из pdf-версии перевода «Player"s handbook» от студии «


 


Читайте:



Нежные женщины тараса Женщины в жизни шевченко презентация

Нежные женщины тараса Женщины в жизни шевченко презентация

9 марта 1814 года родился легендарный украинский поэт, ставший знаковой фигурой в формировании национального самосознания всего украинского народа,...

Джеймс джойс краткая биография

Джеймс джойс краткая биография

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (1882 - 1941) – поэт и писатель из Ирландии, работавший в направлении модернизма. Детство и юность В южной части...

Игры на обогащение словарного запаса

Игры на обогащение словарного запаса

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике...

Комплексные чертежи многогранников"

Комплексные чертежи многогранников

Управление образования администрации городского округа Коломна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «...

feed-image RSS