Разделы сайта
Выбор редакции:
- Постный гороховый суп: рецепты и особенности приготовления Гороховый суп рецепт постный с картошкой
- Шейка свиная в духовке целым куском: лучшие рецепты приготовленияP
- Как приготовить тонкие блины на молоке
- Японская выпечка: описание, рецепты приготовления Японское печенье из фасоли: пошаговый рецепт
- Куриное филе в горшочках
- Хачапури на сковороде к завтраку – быстрый рецепт с творогом или сыром фото
- Вкусные низкокалорийные блюда для похудения
- Как варить овсяную кашу на молоке и воде
- Как пожарить сыр сулугуни на сковороде: основные рецепты
- Значение карты Таро — Страшный Суд
Реклама
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия. Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте. Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением. Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять. Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей. Первая, периферическая часть – рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения. Вторая часть – проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру. Третья часть – центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением. Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными. В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п. Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире. Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения. Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света – всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны. Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями. У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово. Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное. Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения, как говорилось выше, не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Это артисты балета, фигуристы, альпинисты, артисты цирка и еще очень многие люди, в чьей жизни присутствует движение как основной фактор жизнедеятельности. Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют тактильными. Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант. Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные – ощущать тепло или холод. Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для слабовидящих или незрячих людей, так же как и слуховой. Помимо этого, тактильный анализатор является единственным способом общения для слепоглухонемых людей. Уже давно разработаны обучающая система и язык, позволяющие таким людям полноценно развивать сознание и общаться с окружающими. Этот язык создан на основе прикосновений к коже. Каждое прикосновение имеет свое значение. Это приблизительно похоже на язык иероглифов. Казалось бы, бесполезным для выживания и неизвестно зачем подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это некое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощущений (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно сильнее, чем обонятельный). Но природа мудрее нас, мы можем только констатировать, но не всегда анализировать ее причуды и неожиданную щедрость. Итак, органами вкусовых ощущений являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны распознавания сладкого, горького, кислого, соленого. Ну а полный вкусовой букет складывается из этих простых ощущений в мозгу. Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений – это величина раздражителя, которая вызывает ощущения либо изменяет их количественные характеристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максимальная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощущения, называется абсолютным верхним порогом. В качестве пояснения можно привести слуховые раздражители, находящиеся за пороговой зоной: инфразвуки (частота ниже 16 Гц) находятся ниже порога чувствительности и еще не слышны, ультразвуки (частота более 20 кГц) выходят за предел верхнего порога и уже не слышны. Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям. Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддающееся анализу изменение ощущения, называется дифференциальной. Зависимость силы ощущения от величины раздражителя описана в законе Вебера-Фехнера. Согласно данному закону, зависимость является логарифмической. Но это не единственный психофизический взгляд на количественное соотношение раздражителя и ощущения. На основе ощущений и восприятия в целом формируются образы. В психологии понятие образа неоднозначно и толкуется как в более широких, так и в более узких рамках. В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощущение есть объективная реакция организма, представляющая собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих. Ведь мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на отдельные свойства. Образ же – еще более сложный и субъективный. Он включает в себя не только целостное представление об объекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от индивидуального опыта каждого человека. Скажем, у кого-то змеи вызывают отвращение или страх, а кто-то дома содержит серпентарий. Или, увидев в лесу кустик папоротника, один человек представляет, как удачно этот экземпляр впишется в его гербарий, другой думает об аранжировке букета, третий – о мистическом свойстве этого растения одну ночь в году указывать на расположение клада. Способность создания образов обусловливает тот факт, что процесс восприятия лежит в основе формирования основных психических функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы. Здесь необходимо отметить, что в восприятии существуют как врожденные, так и приобретенные качества. Врожденными являются свойства анализаторов, данные человеку от природы. Однако эти свойства с течением жизни могут изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, кинестетика может развиваться, если человек ведет подвижный образ жизни, либо утрачивать свою точность, если человек мало движется или ведет нездоровый образ жизни. Зрение, слух, обоняние могут менять свою остроту в зависимости от жизненной ситуации. Так, у человека, потерявшего зрение, обостряются чувства, компенсирующие эту утрату. Соответственно, меняются восприятие в целом и, как следствие, образы объектов. Процесс восприятия тесно связан с процессом научения – приобретения индивидуального опыта. Между этими двумя процессами имеется двусторонняя связь. Ребенок с помощью восприятия начинает получать жизненный опыт. У взрослого человека опыт влияет на восприятие и формирование образов. Восприятие подразделяется на различные виды. Они могут зависеть от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Например, при прослушивании музыкального произведения преобладает слуховое восприятие. Аналогично этому могут преобладать и другие виды восприятия, которые основаны на каком-либо одном из ощущений. Кроме этого, существуют более сложные виды восприятия, основанные на нескольких ощущениях. Например, при просмотре кинофильма задействованы зрительный и слуховой анализаторы. Помимо классификации на основе преобладающих анализаторов, существует еще классификация и по видам самих воспринимаемых объектов. Это касается восприятия пространства, времени, движения, восприятие одного человека другим. Такие виды восприятия обычно называют социальной перцепцией. Под восприятием пространства понимают восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений в трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения, осязания и кинестетического аппарата. Зрение дает представление о форме, объеме и величине объектов. Осязание формирует восприятие положения и величины небольших предметов, с которыми человек может непосредственно соприкасаться. Кинестетический аппарат дополняет осязательное и зрительное восприятие и дает возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины как малых, так и крупных объектов в трех измерениях. Далее идет восприятие времени. Оно отражает длительность и последовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены психических процессов. Таким образом, восприятие времени для каждого человека индивидуально, поскольку зависит от субъективных характеристик психики. Восприятие движения неотделимо от пространственно-временного восприятия, так как любое движение, т. е. перемещение объектов, происходит именно в этих измерениях. Принято различать восприятие движения относительное и безотносительное. К первому относится одновременное восприятие и движущегося объекта, и некой неподвижной точки, относительно которой перемещается данный объект. Второе является восприятием движущегося объекта, изолированным от восприятия других объектов. Например, если человек наблюдает за перемещением футбольного мяча или игроков по полю, это относительное восприятие движения, поскольку его зрение фиксирует неподвижные границы поля. Если же человек, плывущий по морю на яхте, наблюдает за плеском волн или за тем, как ветер гонит облака по небу, такое восприятие движения будет безотносительным – фиксированная точка отсутствует. Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, обусловленное особенностями воздействия предметов внешнего мира. Константность восприятия означает, что воспринимаемый объект не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от человека или приближается к нему, нарисован на картине или показан на экране. Например, зрительный образ слона в силу адекватности сознания будет образом крупного животного независимо от того, находится ли слон в непосредственной близости от человека, удален он на какое-либо расстояние или человек видит его по телевизору. (Разумеется, речь в данном случае идет о взрослом человеке, который в своем опыте имеет зрительный образ слона. Маленький ребенок, не имеющий достаточного опыта восприятия, увидев на картинках одинакового размера слона и мышь, не составит адекватного представления без дополнительной информации.) Если не существует нарушений сознания, то зрительный (в данном случае) анализатор верно оценит перспективу, фон, на котором находится объект, и мозг даст адекватное представление о нем. При расстройстве же восприятия константность может исчезнуть. Так бывает, например, при галлюцинациях. Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это бывает при намеренном создании иллюзий – приеме, которым пользуются иллюзионисты, используя зеркала, соответствующее освещение и иное, или при спонтанно возникающих иллюзиях, когда при неясном освещении пенек можно принять за животное, или в дремотном состоянии раскаты грома могут быть восприняты как орудийные залпы. Возникновение спонтанных иллюзий восприятия зависит от многих факторов: личного опыта, культурных традиций, социальной среды, преобладающего окружающего природного ландшафта в местности, где проживает человек. Например, иллюзии европейцев и африканцев или жителей города и деревни будут существенно разниться в силу вышеуказанных факторов. В заключение лекции сделаем обзор существующих теорий восприятия . Возникновение первых воззрений на природу восприятия относится еще к античным временам. Например, Платон считал, что все предметы являются материализацией идей Творца. А восприятие предметов и возникновение их образов являются воспоминанием бессмертной души, которая до своего воплощения также находилась в мире этих идей. Идеалистический подход древнего мыслителя к воззрениям на психику и процесс восприятия впоследствии не нашел развития в психологической науке. В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология – одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэвидом Гартли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом. В начале XX в. в противовес механистическому ассоциативному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции была сформирована школа гештальтпсихологии. Понятие гештальта – целостного образа – легло в основу воззрений данной школы. Но концепция этой школы относительно процесса восприятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла большую роль в преодолении механистичности ассоциативного подхода. Гештальтпсихология приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание не является объективной функцией психики, основанной на адекватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеализма. Оно лишается какой бы то ни было объективности. Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сеченовым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий момент принята за основу многими зарубежными психологическими школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом между механистическим материализмом ассоцианистов и субъективным идеализмом представителей гештальтпсихологии. Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем совокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта. В своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов предоставил теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. А в своей работе «Элементы мысли» он написал о процессе восприятия так: «Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». В середине прошлого века в отечественной психологии был сформулирован деятельностный подход к изучению психики. Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев. Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое явление рассматривается в связи с деятельностью человека. Процесс восприятия неразрывно связан с деятельностью. На каждой стадии онтогенеза (индивидуального развития) человек обладает ведущим типом деятельности. В формировании любого типа деятельности на каждом возрастном этапе непосредственно участвует процесс восприятия. Кроме того, с расширением сфер деятельности восприятие качественно меняется. Это взаимовлияние схоже с взаимовлиянием восприятия и научения. Здесь необходимо разделить два понятия. В психологии существуют два термина, являющихся синонимами термина «восприятие». Они взяты из латинского языка и введены в терминологический аппарат психологии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух типов восприятия. Это термины «перцепция» и «апперцепция». Перцепция – непосредственное восприятие объектов окружающего мира. Апперцепция – восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию, зависящую от сформировавшихся качеств личности, таких как мировоззрение, убеждения или верования, образование, и апперцепцию временную, зависящую от ситуативного психического состояния. | | Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию . Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов . Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения. «Сравнительно с чистым ощущением все, что воздействует на наши органы чувств, вызывает в нас нечто большее: оно возбуждает в мозговых полушариях процессы, которые отчасти обусловлены модификациями в строении нашего мозга, произведенными в нем предшествующими впечатлениями; в нашем сознании эти процессы вызывают идеи, которые так или иначе связаны с данным ощущением. Первой такой идеей является представление того предмета, к которому относится данное чувственное свойство. Осознание известных материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств, и есть то, что в настоящее время называется в психологии восприятием» . «Результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующий воспринимаемые детали в одно осмысленное целое. Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием». «Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия» . |
Тема 4-5. Ощущение и восприятие Нет ничего в сознании, чего бы раньше не было в ощущении. Эрнст Хайне Приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль посчитать весь запас знаний о предметах, явлениях, т.е. обо всем, что вас окружает? Даже если бы нашелся такой желающий и сделал подсчет, то удивился бы, что запас знаний такой огромный. Как мы получаем знания об окружающем мире? Самые первые знания об окружающем нас мире человек получает с помощью особых психических процессов - ощущения и восприятия. Ощущения и восприятия - это основной поставщик знаний. Благодаря им человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, температуре, гладкости, величине, объему и другим признакам. Ощущения и восприятия лежат в основе более сложных психических процессов - мышления, памяти, воображения. Благодаря накопленным представлениям, полученным через ощущения и восприятия, мы учимся приспо-сабливаться и ориентироваться в окружающем мире. Возьмем один из самых простых примеров. Если мы легко одеты и без зонта попали под дождь, то возвращаемся домой в промокшей одежде, грязные, замерзшие. Урок не проходит да-ром — мы помним свои неприятные ощущения. В следующий раз, собираясь выходить из дома, мы слушаем прогноз погоды и не только берем зонтик, но и надеваем плащ или куртку, соот-ветствующую обувь. Ощущения и восприятия схожи, но между ними есть существенные различия. ^ Что такое ощущения? О Как появился у нас любимый сорт яблок? Мы пробовали разные сорта, наши ощущения суммировались — вот это яблоко — для одних сладкое, для других кисло-сладкое, для третьих кислое — мне нравится. Впрочем, есть люди, которые любят все яблоки. ^ Ощущение - это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается в отражении (познании) отдельных свойств этих предметов и явлений. Слово «отдельных» подчеркните. Все окружающие предметы обладают множеством свойств. Дотроньтесь до парты. Что вы чувствуете? Дотронувшись мы получаем знания не о всей парте, а только о ее отдельных свойствах - она твердая, сухая, шероховатая. А теперь посмотрите на парту. Какая она? Через зрение мы можем сказать, что парта определенного цвета, формы (серая, грязная, исписанная, прямоугольная и т.д.). Постучите по парте. Что чувствуете? Через слух определяем, что парта деревянная и издает глухой звук. Всё это примеры отдельных ощущений, через которые мы познаем окружающий мир. Запомните: через ощущения мы получаем информацию не обо всем предмете, а только об его отдельных свойствах. ^ Механизмы возникновения ощущений. Чтобы было еще понятнее, что такое ощущения, рассмотрим, как же происходит этот процесс. Слышали такое понятие «анализаторы »? Это сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет его отдельные элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения и анализа определенной информации. Самые известные анализаторы у человека: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный - по пяти основным чувствам. Каждый анализатор имеет определенное строение: 1) рецепторы - органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа, мышцы); 2) проводник - нервные волокна от рецепторов к головному мозгу; 3) центральные отделы в коре головного мозга. Как происходит ощущение? Например, мы прикоснулись к парте. Рецепторы на коже пальцев получили сигнал, они передают его по проводникам в кору головного мозга, где идет сложная обработка полученной информации (собственно и происходит ощущение) и человек получает знание, что стол холодный, шероховатый и т.д. Или горячий утюг… В коре головного мозга происходит обработка информации и мгновенный вывод: горячо и больно. Тут же идет обратный сигнал: отдернуть руку. Все отделы анализаторов работают как единое целое. Если поврежден один отдел - ощущение не возникает. Например, слепорожденные никогда не узнают цветового ощущения. Мы познаем окружающий мир и общаемся друг с другом с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи, языка. Через эти органы в мозг поступает информация, и мы знаем, где нахо-димся, что происходит вокруг нас и т.д. Задумайтесь, как человек слышит звуки? «Я слышу ушами!» - скажете вы, но это неполный ответ. Человек слы-шит с помощью органа слуха, который устроен сложно. Ухо лишь его часть. Ушная раковина, или наружное ухо, - это во-ронка, с помощью которой человек улавливает колебания возду-ха. Пройдя по слуховому каналу, они воздействуют на барабан-ную перепонку. Колебания перепонки передаются слухо-вым косточкам и доходят до внутреннего уха. Далее по нервам импульсы достигают слухового центра, находящегося в коре головного мозга. Только с его помощью мы можем распознавать звуковые сигналы. Именно так возникают ощущения. Недаром в определении отмечено, что ощущения возникают при воздействии окружающих предметов и явлений на анализаторы (органы чувств). ^ Виды ощущений. Ощущения, как вы уже поняли, бывают разные. Выделяют основные ощущения, связанные с пятью чувствами человека. 1. Зрительные ощущения . Через них здоровый человек получает около 80% информации об окружающем мире - ощущения цвета и света .
Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве. Цвета по-разному воздействуют на человека. ^ Красный - возбуждает, активизирует; Оранжевый - веселый и жизнерадостный, общительный; Желтый - теплый, бодрящий, кокетливый, лукавый; ^ Зеленый - спокойный, уютное настроение; Синий - спокойный, серьезный, печальный, настраивает на умственную работу, если его много - вызывает холод; Фиолетовый - таинственный, соединение красного и синего: притягивает и отталкивает, возбуждает и грустит. 2. Слуховые ощущения. Занимают второе место по значимости у здорового человека. Главное назначение у человека - распознание речи и других звуковых сигналов . Выделяют речевые, музыкальные и шумовые ощущения. Сильный шум негативно сказывается на человеке (на умственной деятельности и сердечнососудистой системе). Зачем нам два уха? Может хватило бы одного? Два уха позволяют определить направление источника звука. Если закрыть одно ухо, то чтобы определить, откуда исходит звук, придется поворачивать голову во всех направления. Значение слуха в жизни человека очень велико. С помощью слуха люди получают информацию и общаются между собой. Ребенок слышит речь взрослых, и вначале просто распознает звуки, а затем начинает подражать им. Понемногу он учится произносить отдельные звуки, слова, а потом овладевает речью. Задние 1. С помощью простого опыта проверьте, у кого лучше слух. Для этого надо сесть боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закрыть глаза. Ведущий приближа-ет к вам по очереди свои часы и отдаляет. Услышав тиканье, вы говорите: «Слышу». Перестав слышать, — «Не слышу». 3. Вкусовые ощущения. У человека на языке есть вкусовые сосочки, которые отвечают за четыре вкусовых ощущения . Кончик языка - распознает сладкие ощущения, задняя поверхность языка - горькие, боковины языка - соленые и кислые. По мере насыщения человека роль вкусовых ощущений возрастает, голодный же человек съест и менее вкусную еду. Пища состоит из разных компонентов и вызыва-ет сложные вкусовые ощущения. Когда мы едим, мы ощущаем тепло, холод, иногда головную боль из-за изменения атмосфер-ного давления, все это влияет на вкус пищи. Кроме того, вкусо-вые ощущения не воспринимаются в чистом виде, они связаны с обонятельными. Час-то то, что мы считаем «вкусом», на самом деле является запа-хом. Например, кофе, чай, табак, лимоны стимулирует орган обоняния больше, чем орган вкуса. 4 При поражении зрения и слуха обонятельные ощущения приобретают важное значение. М Кстати, когда мы просто дышим, струя воздуха минует мембрану, и поэтому нам прихо-дится принюхиваться — пропускать воздух над мембраной, что-бы почувствовать запах. Существует пять основных типов запаха, которые мы можем уловить: 1. цветочный; 2. пряный (лимон, яблоко), 3. гнилостный (тухлые яйца, сыр), 4. жженый (кофе, какао), 5. эфирный (алкоголь, камфара). Зачем человеку вкусовые и обонятельные ощущения? 5. Осязательные ощущения - комбинация кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов. С их помощью маленький ребенок познает мир. У людей, лишенных зрений, это одно из важных средств ориентирования и познания. Например, при чтении используется шрифт Брайля. Глухие, чтобы понять, что говорит им собеседник, могут распознавать речь по движению голосовых связок (прикладывая руку тыльной стороной кисти к шее говорящего). Слепоглухонемая Елена Келлер через осязательно-двигательную систему обучения смогла полноценно существовать в обществе. Она получила образование, окончила институт, защитила диссертацию, в правительстве занимала должность по трудоустройству инвалидов. С осязанием связаны ощущения температуры, боли, давления, влажности и т.д. Это основные виды ощущений. ^ Выделяют и другие . 6. Органические - ощущения голода, жажды, сытости, удушья, боли в животе и т.д. Рецепторы данных ощущений находятся в соответствующих стенках внутренних органов: пищевод, желудок, кишечник. В Голод ощущается, когда в крови не хватает определенных питательных веществ. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника акти-визируется. Вот почему голодный человек часто слышит урча-ние своего желудка. Как долго можно обойтись без пищи? Это зависит от индиви-дуума. Очень спокойный человек может не есть дольше, так как запасы белка в его организме расходуются медленнее, чем у легковозбудимого. На мировой рекорд продолжительности голо-дания претендовала женщина в Южной Африке, которая, по ее утверждению, прожила только на воде це-лых 102 дня! ^ 7. Кинестетические (двигательные) ощущения - ощущения движения и положения частей тела . Проведите небольшой опыт. Закройте глаза и встаньте в ка-кую-нибудь позу: выполните команду «смирно», а потом опять примите ту же позу. Подумайте, благодаря какому из пяти орга-нов чувств вы повторили движение? Это было двигательное ощущение, вы-званное раздражением рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставах. При ходьбе, танцах, езде на велосипеде мы чувствуем изме-нение скорости или направления нашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. 8^ . Вибрационные ощущения - возникают при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущими или колеблющимися телам� �. Важную роль играют у глухих и слепых. Слепоглухие с помощью этих ощущений узнают о приближении транспорта, человека, прикасаясь к губам говорящего человека и ощущая их вибрацию, могут изучать алфавит и в дальнейшем говорить. Отдельно выделяют субсенсорные (допороговые) ощущения. Существуют данные, что человек с помощью обычных органов чувств может воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности, т.е. человек реагирует не только на те сигналы, которые осознает, но и на те, которые не осознает. На этом построены предчувствие, предвидение. ^ Примеры из жизни: 1. Пшоник в 1952 году проводил опыт с дочерью. На кухне во время завтрака дочь держала палец на кнопке, к которой был подведен ток. Когда загоралась лампочка, ток поступал, нужно было успеть оторвать палец от кнопки. Со временем девочка уже без лампочки отдергивала палец, реагируя на допороговые ощущения. Вместе с лампочкой Пшоник включал генератор звуков высокой частоты, не слышимые ухом, девочка реагировала на эти звуки. 2. «25 кадр». Человеческий глаз осознанно воспринимает 24 кадра в секунду, на этом построено видео. Проводился эксперимент: во время просмотра фильма в кинотеатре включали 25-й кадр с рекламой: «Купите подтяжки». Осознанно человеческий глаз не может прочитать эту надпись, но картинка кадра оставляет образ на сетчатке. Никто из зрителей не скажет, что видел эту надпись, но 15-20% зрителей шли покупать подтяжки. Этот прием запрещен. ^ Важность развития ощущений. Что будет, если человека с рождения лишить многих ощущений? Этот человек будет медленнее и хуже развиваться. Недаром, слепые дети позже начинают ходить, говорить. Ощущения формируются и развиваются в результате практических действий и упражнений. Поэтому необходимо, чтобы ребенок получал максимальное количество разнообразных ощущений (через игры, игрушки, общение). Примерами важности раннего развития ребенка служат дети-маугли. Так, в 1825 году в германском городе был найден юноша примерно двадцати двух лет. Он сторонился людей, натыкался на предметы, не реагировал на речь. Постепенно он научился говорить и рассказал, что жил в погребе и помнил руки, которые иногда появлялись и давали хлеб и воду. Раз в неделю просыпался с чувством помытости и в новом белье. Потом его вывезли на окраину и оставили. Есть люди, которые видят только два цвета или видят 40 цветов. Отчего зависит такое различие? От опыта человека. Например, 5 тыс. л.н. египтяне видели только 6 цветов. Объяснялось это особенностью расцветки ландшафта, где они жили. ^ Ощущения зависят от упражнений. Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. В течение жизни ощущения преобразуются, становятся многообразнее. Но для этого их необходимо развивать. Чтобы ощущения стали совершеннее, необходимо специально упражнять органы чувств. Многие профессии требуют тонких ощущений и, в свою оче-редь, способствуют их развитию. Например, у художников, музыкантов, танцоров, преподавателей иностранного языка, на-стройщиков музыкальных инструментов ощущения значительно выше, чем у других людей. У слепых прекрасно развит слух, у глухих - зрение. Немцы часто своих охотничьих собак ослепляли на один глаз и одно ухо, что увеличивало их нюх и зрение. Значит, ощущения можно и нужно совершенствовать.
Измерьте расстояние между концами скрепки. Это ваш порог тактильной чувствительности. Чем ниже этот показатель, тем выше тактильная чувствительность. ^ Что такое восприятие? Второй психический процесс, который отвечает за первичное познание нами окружающего мира и тесно связанный с ощущением, - это восприятие. ^ Восприятие - это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается в целостном отражении (познании) этих предметов и явлений. Слово «целостном» подчеркните. Как вы уже поняли, ощущения позволяют отражать и познавать только отдельные свойства предметов: цвета, форму, размер, гладкость, звуки, температуру и т.д. Но через ощущения полного образа предметы мы не получим. Так, если через ощущения описать лимон, то это будет что-то желтое, кислое, продолговатое, шероховатое и только. «Увидеть» целостные образ предмета нам позволяет восприятие. В ходе восприятия происходит объединение отдельных свойств предметов в единый образ. Мы видим предметы не только глазами, но и умом. В мозгу постепенно накапливается информа-ция об окружающем мире — у нас появляется опыт, которые участвует в процессе восприятия. ^ В основе восприятия лежат ощущения и прошлый опыт человека. Посмотрите на тетрадь и опишите ее. Из чего у вас сложится ее образ? Из ощущений цвета, формы, объема, шероховатости. Почему вы уверены, что это именно тетрадь, а не мяч, рубашка? Только благодаря прошлому опыту. При восприятии знакомых предметов узнавание их происходит сразу, человеку достаточно объединить 2-3 признака. Например, у вас дома есть герань, вы знаете, как она выглядит. Придя к кому-то в гости и увидев такую же герань, вы узна-ете ее мгновенно. А рядом стоящее растение вы видите впервые и интересуетесь, как оно называется. ^ Виды восприятий. По действию преобладающего анализатора существуют зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное восприятие. Выделяют и более сложные виды восприятия, возникающие в результате работы нескольких анализаторов. 1. Восприятие предметов. В восприятии предметов действуют все виды ощущений. При виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусо-вые, обонятельные и осязательные впечатления. Восприятие отдельных предметов очень сложный процесс. Мы выделяем ос-новные признаки предмета, отбрасываем несущест-венные, а затем наступает узнавание предмета. При восприятии знакомых предметов узнавание происходит быстро. Каждый раз при восприятии у нас формируется наглядный образ предмета. Этот предмет мы называем словом. Поэтому восприятие тесно связанно с речью. Воспринимая незнакомый предмет, мы пытаемся установить его сходство со знакомым. Например, воспринимая часы и мысленно называя их этим словом, мы отвлекается от таких несущественных признаков, как материал, из которого сделан корпус, размер, форма и выде-ляем главный признак — указание времени. Все ли, что окружает человека попадает в поле его восприятия? Как происходит выбор объекта восприятия? 2. Восприятие пространства, т.е. удаленности предметов от нас и друг от друга, их формы и величины . Эти восприятия строятся на основе соединения зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущений. Только накопленный опыт дает нам правильное представление о размере предме-тов. Человек, стоящий в лодке, удаленной от берега, кажется намного меньше человека, стоящего на берегу. Но никто не ска-жет, что один человек большой, а другой маленький. Мы говорим: один человек близко, а другой далеко от нас. По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания с закрытыми глазами можем определить форму предмета. Благодаря опыту восприятий у нас формируется представле-ние о перспективе. Когда мы смотрим на уходящие вдаль рельсы, то видим, что они сходятся на линии горизонта. Это видят наши глаза, а мозг, следовательно, наш опыт подсказывает, что нигде они не сходят-ся. У детей опыта еще нет, они думают, что рельсы сходятся, поэтому спрашивают: что там? 3 Это очень субъективный процесс. Восприятие длительности времени зависит от того, чем заполнено это время. Отрезки времени, заполненные чем-то приятным, воспринимаются как более короткие. Так по ощущениям перемена всегда пролетает мгновенно, а скучный урок длиться очень долго. Зависит от возраста: дети воспринимают время как долго тянущееся, у взрослых дни и месяца пролетают очень быстро. Почему, когда нам хорошо, время воспринимается как быстро пролетающее, а когда плохо или скучно - как медленно тянущееся? Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час. У таких людей хорошо развито чувство времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливающегося опыта. Задание 3 . Проверьте, у кого хорошо развито чувство времени. Периодически, не смотря на часы, проговаривайте, которой сейчас час, тот, кто чаще правильно угадывал (или был ближе к правильному времени), обладает прекрасным чувством времени. 4. Восприятие движения. Происходит отражение изменения пространственных отношений среды и самого наблюдателя . В нем участвуют зрительные, слуховые, мышечные и другие ощущения. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит их поля наилучшего видения и заставляет передвигать глаза или голову. Если объекты двигаются к нам и мы пытаемся сфокусировать на них взгляд, наши глаза сходятся в одну точку и глазные мышцы напрягаются. Благодаря этому на-пряжению у нас формируется представление о расстоянии. По внутренним ощущениям мы воспринимаем движения собственного тела. Воспринимая мир, человек что-то в нем выделяет, а что-то совершенно не замечает. Например, на уроке вы можете с увлечением наблюдать за происходящем за окном и абсолютно не замечать, что же там говорит преподаватель. То, что человек выделяет - это предмет восприятия, а все остальное - это фон . Иногда они могут меняться местами. Задание 4 . Взгляните на изображение полуотвернувшейся молодой женщины. А можете заметить тут же старуху с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник? Индивидуальное своеобразие восприятия зависит от психического состояния человека в данный момент. Если он бод-рый, веселый, радостно возбужденный, то одно восприятие, ес-ли испуганный, грустный, разгневанный, то совсем другое. Поэ-тому восприятие одного и того же человека, события, явления разными людьми так сильно отличается. Таким образом, в каждое восприятие входят не только ощу-щения, но и прошлый опыт человека, его мысли, эмоции, т.е. на любое восприятие накладывает отпечаток личность человека. ^ Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств и наше восприятие подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств называют - иллюзиями. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Недаром говорят: «не верь глазам своим», «обман зрения». Светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров. Тем-ный предмет кажется меньше светлого той же величины. Эти иллюзии объясняются тем, что каждый светлый контур предме-та окружается на сетчатке глаза светлой каймой. Она и увеличива-ет размеры изображения. Вообще, все светлые предметы кажутся нам крупнее, чем темные. В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом. Сравнивая две фигуры, из которых одна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой - большими. Это хорошо видно на рисунке: верхний отрезок на нем кажется больше длиннее нижнего, хотя на самом деле они равны. Посмотрите на рисунок, где изображены ли-нии - горизонтальные и вертикальные. Какие из них длиннее? Вы скажете, что вертикальные длиннее. Это ошибка зрения. Линии одинаковой длины. Горизонтальные де-лятся вертикальными пополам и поэтому кажется, что они короче. О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани в полоску. Если он расположит ткань так, чтобы полоски были горизонтальными, то женщина в этом платье будет казаться выше ростом. А если «проложить» полоски горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще. Перевёртыш — вид оптической иллюзии, когда от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца. Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций: Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу - за зверя.)
Есть иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др. Порой нас обманывают и другие органы чувств. Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким. Интересный феномен испытывают космонавты. При наступлении невесомости они переживают иллюзию переворачивания. То есть им кажется, они перевернуты головой вниз и ногами вверх, хотя на самом деле их тело располагается правильно. Существуют целые иллюзорные произведения искусства. Они - триумф изобразительного искусства над действительностью. Пример: рисунок "Водопад" Мориса Эшера. Вода здесь циркулирует бесконечно, после вращения колеса она течет дальше и попадает обратно в исходную точку. Если бы такую конструкцию можно было бы построить, то был бы вечный двигатель! Но при более внимательном рассмотрении картины видим, что художник обманывает нас, и любая попытка построить эту конструкцию обречена на неудачу. Задание 5. Иллюзии восприятия бывают у всех людей. Попросите друзей посмотреть на эти рисунки, и у них они вызовут те же иллюзии, что и у вас.
Новые понятия : восприятие, ощущение, кинестетические, органические, вибрационные ощущения, иллюзии восприятия. Проверочные вопросы.
А) не изменяется; б) улучшается до определенного предела; в) улучшается без предела; г) ухудшается. 9.2. Восприятие предметов больше всего зависит: А) от качества ощущений и опыта человека; б) от темперамента и характера человека; в) от движения или покоя этих предметов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. Проверочные задания. Литература 1. Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Владос, 2001. 2. Дубровина И.В. и др. Психология. - М.: Академия, 1999. 3. Яновская Л.В. Основы психологии. - М.: Мир книги, 2007. 4. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М.: Просвещение, 1995. |
Читайте: |
---|
Новое
- Шейка свиная в духовке целым куском: лучшие рецепты приготовленияP
- Как приготовить тонкие блины на молоке
- Японская выпечка: описание, рецепты приготовления Японское печенье из фасоли: пошаговый рецепт
- Куриное филе в горшочках
- Хачапури на сковороде к завтраку – быстрый рецепт с творогом или сыром фото
- Вкусные низкокалорийные блюда для похудения
- Как варить овсяную кашу на молоке и воде
- Как пожарить сыр сулугуни на сковороде: основные рецепты
- Значение карты Таро — Страшный Суд
- Гадание на картах таро ближайшее время