Главная - Уход
Карта развития ребенка с дцп образец. Индивидуальный маршрут развития для ребенка с ДЦП в условиях общеразвивающей группы детского сада. Фомина Д. Сведения о семье

Карта психоречевого развития - используется в группе для детей с ДЦП. Общие сведения: 1. Фамилия, имя, отчество___________________________________________________ 2. Дата рождения___________________________________________________________ 3. Домашний адрес_________________________________________________________ 4. Поступил в д/с № 27 из___________________________________________________ 5. Показания к пребыванию в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата________________________________ Заключения врачей: 1. Невролог_______________________________________________________________ 2. Ортопед________________________________________________________________ 3. Психиатр_______________________________________________________________ 4. ЛОР___________________________________________________________________ 5. Окулист________________________________________________________________ 6. Ортодонт_______________________________________________________________ Сведения о семье: ФИО, возраст, профессия, место работы матери_____________________________________ _____________________________________________________________________________ ФИО, возраст, профессия, место работы отца______________________________________ _____________________________________________________________________________ Оценка родителями состояния ребенка и возможностей его развития__________________ Анамнез: 1. Неблагоприятные факторы развития________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Наследственная отягощенность____________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Патология беременности и родов___________________________________________ _________________________________________________________________________________ 4. Ушибы головы, травмы, болезни___________________________________________ ________________________________________________________________________________ 5. В каком возрасте диагностированы основные заболевания____________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. В каком возрасте замечено отставание в психологическом развитии_____________ _____________________________________________________________________________ 7. В каком возрасте замечено отставание в психическом развитии_________________ _____________________________________________________________________________ 8. Особенности кормления в раннем возрасте__________________________________ __________________________________________________________________________________ 9. Раннее психомоторное развитие: Удерживает голову с__________________ сидит с поддержкой_______________________ самостоятельно с_____________________ Стоит с поддержкой_______________________ самостоятельно с_____________________ Ходит с поддержкой_______________________ самостоятельно с_____________________ Реагирует на свет с________________________ реагирует на звук с ___________________ Речевой анамнез: Гуление с_____________________________ лепет с ________________________________ Первые слова с ________________________ фразы с ________________________________ Понимание речи_______________________________________________________________ Двигательные возможности: Особенности ходьбы___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Подвижность рук: Поднимание__________________________________________________________________ Разведение в стороны___________________________________________________________ Вытягивание вперед____________________________________________________________ Захват предметов: Крупных- кистью________________________ мелких – пальцами_____________________ Попеременное соединение всех пальцев руки с большим пальцем_____________________ Ведущая рука_________________________________________________________________ Выполнение мимических движений: Поднимание бровей: вместе______________ поочередно_____________________________ Зажмуривание глаз: вместе _______________ поочередно____________________________ Улыбка________________ надувание щек: вместе____________ поочередно___________ Вербальная память: Повторение серии слов: дом, лес, стол, кот_________________________________________ Через 5 секунд_________________________________________________________________ Зрительно-вербальная память: Выкладывание 4 предметных картинок в заданной последовательности с называнием при запоминании и воспроизведении_________________________________________________ Через 5 секунд_________________________________________________________________ Пересказ знакомого текста______________________________________________________ Характеристика внимания: Концентрация_________________________________________________________________ Переключаемость______________________________________________________________ Вывод о состоянии психических процессов: Стереогноз____________________________________________________________________ Зрительное восприятие_________________________________________________________ Пространственные представления________________________________________________ Временные представления_______________________________________________________ Математические представления__________________________________________________ Мышление____________________________________________________________________ Память_______________________________________________________________________ Внимание_____________________________________________________________________ Заключение о развитии познавательной деятельности______________________________ _______________________________________________________________________________ Логопедическое обследование: Строение артикуляторного аппарата____________________________________________ Прикус_______________________________________________________________________ Челюсти______________________________________________________________________ Губы_________________________________________________________________________ Зубы_________________________________________________________________________ Язык_________________________________________________________________________ Подъязычная уздечка___________________________________________________________ Твердое небо__________________________________________________________________ Мягкое небо___________________________________________________________________ Подвижность органов артикуляции: Удержание рта закрытым вне еды и речи__________________________________________ Особенности приема пищи: Ест самостоятельно или требуется помощь взрослого________________________________ Пережевывает или нет твердую пищу_____________________________________________ Глотает спокойно или запрокидывает голову_______________________________________ Жует с открытым или закрытым ртом_____________________________________________ Сопровождает ли жевание сосательными движениями губ____________________________ Подвижность губ: Оскал_________________________ вытягивание губ вперед__________________________ Подвижность языка: Высовывание распластанного языка______________________________________________ Подъем кончика языка на верхнюю губу__________________________________________ Опускание кончика языка на нижнюю губу________________________________________ Движения кончика языка вправо- влево___________________________________________ Облизывание губ______________________________________________________________ Подвижность мягкого неба: «А» с открытым ртом___________________________________________________________ Выраженность неврологической симптоматики: Парезы (спастические, вялые)____________________________________________________ Гиперкинезы__________________________________________________________________ Кинестетическая апраксия_______________________________________________________ Синкенезия____________________________Саливация______________________________ Познавательная деятельность: Слуховое восприятие неречевых звуков (различение звучащих игрушек) _______________ Стереогноз Узнавание на ощупь фактуры предметов: дерево___________ металл_________________ Стекло_______________ пластмасса__________________________ Узнавание на ощупь формы предметов: катушка_______________ ложка_______________ Карандаш________________________ чашка___________________ Узнавание на ощупь геометрических фигур: шар_______________ куб_________________ Цилиндр ________________________ пирамида ________________ Различение на ощупь предметов по величине: большой______________________________ Средний_________________________ маленький _______________ Зрительное восприятие Восприятие цвета Цвет Идентификация Называние Красный ______________ __________ Синий ______________ __________ Желтый ______________ __________ Зеленый ______________ ___________ Коричневый______________ ___________ Черный ______________ ___________ Белый ______________ ___________ Розовый ______________ ___________ Голубой ______________ ___________ Восприятие формы Круг _______________ ___________ Квадрат _______________ ___________ Треугольник _______________ ___________ Ромб _______________ ___________ Прямоугольник _______________ ___________ Овал _______________ ___________ Восприятие величины Большой – маленький _______________ ___________ Длинный – короткий _______________ ___________ Высокий – низкий _______________ ___________ Толстый – тонкий _______________ ___________ Широкий – узкий _______________ ___________ Пространственные представления Ориентировка в сторонах собственного тела (левая, правая)__________________________ Различение понятий: Выше – ниже___________________ дальше – ближе ________________________________ Справа – слева ___________________ впереди – сзади ______________________________ Конструктивный праксис: Прямое копирование образца: Из 3 элементов (для четырехлетних детей)_________________________________________ Из 5-ти элементов (для пятилетних детей)_________________________________________ Из 6-ти элементов (для шестилетних детей)________________________________________ Временные представления День______________Вечер__________Ночь______________Утро____________________ Зима______________Весна_____________Лето______________Осень_________________ С пятилетнего возраста Вчера_____________Сегодня_________________Завтра______________________________ С шестилетнего возраста Минута__________ Час___________ День___________ Сутки__________ Неделя________ Математические представления С 4 лет Один__________ Много________________ Поровну______________ Прямой счет до 3-х___________________________________________ С 5-ти лет Прямой счет до пяти__________________________________________ Сравнение количеств на конкретном материале____________________ С 6-ти лет Сравнение чисел______________________________________________ Количественный состав числа из единиц___________________________________________ Мышление Исключение лишнего предмета «4 лишний» _______________________________________ Классификация предметов (овощи – посуда) _______________________________________ Понимание переносных значений слов («золотые руки», «золотые волосы»)____________ _____________________________________________________________________________ Память Зрительная память: выкладывание 4-х предметных картинок в заданной последовательности без называния при запоминании и воспроизведении_______________ Через 5 секунд_________________________________________________________________ (с 4 лет) Показ Называние Действия самообслуживания Умывается____________________________________________________________________ Одевается_____________________________________________________________________ Чистит_______________________________________________________________________ Подметает____________________________________________________________________ Стирает______________________________________________________________________ Гладит_______________________________________________________________________ Прилагательные относительные: Ореховый_____________________________________________________________________ Утренний_____________________________________________________________________ Стеклянный___________________________________________________________________ Городской____________________________________________________________________ Прилагательные качественные: Сладкий______________________________________________________________________ Добрый______________________________________________________________________ Ровный_______________________________________________________________________ Веселый______________________________________________________________________ Прилагательные притяжательные: Лисий________________________________________________________________________ Заячий________________________________________________________________________ Собачий______________________________________________________________________ Медвежий____________________________________________________________________ Посуда: Кастрюля_____________________________________________________________________ Сковорода____________________________________________________________________ Чайник_______________________________________________________________________ Чашка________________________________________________________________________ Сахарница____________________________________________________________________ Блюдце_______________________________________________________________________ (с 5-ти лет) Транспорт: Автобус______________________________________________________________________ Троллейбус___________________________________________________________________ Трамвай______________________________________________________________________ Поезд________________________________________________________________________ Самолет______________________________________________________________________ Корабль______________________________________________________________________ Домашние животные: Корова_______________________________________________________________________ Собака_______________________________________________________________________ Соотнесение слов с предметами и действиями: (с 4 лет) Показ Называние Овощи: огурец________________________________________________________________ Помидор______________________________________________________________ Капуста_______________________________________________________________ Лук___________________________________________________________________ Свекла________________________________________________________________ Редис_________________________________________________________________ Фрукты: Яблоко______________________________________________________________ Груша_______________________________________________________________ Слива_______________________________________________________________ Лимон_______________________________________________________________ Апельсин____________________________________________________________ Одежда: Платье________________________________________________________________ Рубашка_______________________________________________________________ Пальто________________________________________________________________ Брюки________________________________________________________________ Пиджак_______________________________________________________________ Обувь: Тапки_________________________________________________________________ Туфли_________________________________________________________________ Сапоги________________________________________________________________ Ботинки_______________________________________________________________ Валенки_______________________________________________________________ Сандалии______________________________________________________________ Мебель: Стол__________________________________________________________________ Шкаф_________________________________________________________________ Диван_________________________________________________________________ Кресло________________________________________________________________ Кровать_______________________________________________________________ Движения человека и животных: Идет_____________________________________________________________ Сидит____________________________________________________________ Бежит____________________________________________________________ Стоит____________________________________________________________ Летит____________________________________________________________ Плывет___________________________________________________________ Дыхание Тип (брюшной, грудной, смешанный)_____________________________________________ Частота (нормальное, ускоренное)________________________________________________ Равномерное (ровное, прерывистое)_______________________________________________ Голос Сила_______________________________Высота____________________________________ Тембр________________________________________________________________________ Синсхронность в работе отделов речедвигательного аппарата_________________________ Дыхательного и голосового______________________________________________________ Голосодыхательного и артикуляционного__________________________________________ Общая характеристика речи Импрессивная речь: Понимание ситуативной речи: покажи стол________________________________________ Подойди к столу_______________________________________________________________ Понимание контекстной речи: На чем ты приехал в д/с?_____________________________ Какие игрушки есть у тебя дома?_________________________________________________ Экспрессивная речь: Наличие______________________________________________________________________ Развернутость (отдельные слова, фразы)___________________________________________ Внятность_____________________________________________________________________ Использование жестов в общении________________________________________________ Состояние просодии Темп речи (нормальный, замедленный, ускоренный)________________________________ Ритм речи (нормальный, аритмия) ________________________________________________ Интонация (наличие разных видов)_______________________________________________ Состояние звукопроизношения П Б В Ф Т Д Н Й К Г Х С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ изолиров в словах Состояние фонематической системы Наличие грубых искажений структуры слов_______________________________________ _____________________________________________________________________________ Объем________________________________________________________________________ Выделение последнего смычного согласного звука из слова Кот_________суп_____________мак_______________компот_________________ Определение количества и последовательности звуков в односложных словах типа МАК_____________________ДОМ____________________КОТ____________ Дифференциация звуков в словах – квазиомонимах Твердых – мягких______________________________________________________________ Глухих – звонких ______________________________________________________________ Соноров ______________________________________________________________________ Р – Л ________________________________________________________________________ Др. звуков (в соответствии с заменами в устной речи)_______________________________ _____________________________________________________________________________ Состояние лексической стороны речи Общая характеристика активного словаря_________________________________________ _____________________________________________________________________________ Состояние грамматического строя Наличие фразовой речи________________________________________________________ Предложение Понимание Составление Мальчик играет Мальчик бросает мяч Мальчик гладит белье утюгом Предлоги (с 4 лет) В ______________ _______________ НА ______________ _______________ ЗА ______________ _______________ ПОД ______________ _______________ (с 5 лет) НАД ______________ _______________ НАПРОТИВ ______________ _______________ МЕЖДУ ______________ _______________ (с 6 лет) СО ______________ _______________ С ______________ _______________ ИЗ – ПОД ______________ _______________ ИЗ – ЗА ______________ _______________ Изменение существительных по падежам: Стоит мост_____________ течет река_______________ Нет моста_______________ около реки_______________ По мосту________________ по реке__________________ Вижу мост______________ вижу реку________________ Под мостом______________ за рекой__________________ На мосту________________ на реке___________________ Изменение существительных по числам: дом-дома__________ гриб-грибы____________ Согласование прилагательных с существительными ед.числа в роде Красная лента______________ красный шар______________ красное платье___________ Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде: Мальчик упал ______________ девочка упала________________ Словообразование: (с 4 лет) гриб-грибок____________дом-домик_________чашка-чашечка________________ (с 5 лет) образование прилагательных от существительных из железа – железный_______________ из дерева – деревянный_______________________ (с 6 лет) образование глаголов при помощи приставок Вошел__________ушел_________подошел__________отошел________перешел_________ Заключение логопеда___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Общая карта оценки результатов коррекционного обучения 1. Регулярность посещения занятий______________________________________________ 2. Характеристика отношения ребенка к занятиям, поведение на занятиях______________ ___________________________________________________________________________________ 3. Динамика развития речи______________________________________________________ Импрессивная речь_____________________________________________________________ Общая характеристика экспрессивной речи________________________________________ Логопедическое заключение_____________________________________________________ 4. Динамика развития познавательных процессов Стереогноз____________________________________________________________________ Зрительное восприятие Пространственные представления________________________________________________ Временные представления_______________________________________________________ Математические представления__________________________________________________ Мышление____________________________________________________________________ Внимание_____________________________________________________________________ Заключение о развитии познавательной деятельности________________________________ _____________________________________________________________________________ Сформированность предпосылок школьного обучения______________________________ _____________________________________________________________________________ Навыки коллективной работы___________________________________________________ Усидчивость на фронтальных занятиях___________________________________________ Графические навыки___________________________________________________________ Чтение (знание букв, чтение обратных слогов, чтение прямых слогов, чтение целыми словами)______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Характеристика выпускной медико-педагогической комиссии _____________________________________________________________________________

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами .

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития .

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. , а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Заключение по результатам обследования Саши Т., 5л. 5 мес.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания сначала отказывается от дальнейших действий, замыкается, затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей.

Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память .Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика .Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Тремор правой руки, движения ограничены; движения левой руки резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

Состояние речи . Артикуляционный аппарат: тремор языка, девиация вправо; словарь – звукоподражания «кис», «му-му», «мяу», «би-би», «баба», «мама», «папа», «дай» ,звукопроизношение грубо нарушено, фонематический слух нарушен, слоговая структура слова не сформирована, грамматический строй не сформирован.. Понимает простые инструкции. Ответы односложные, речь невнятна, в речи использует отдельные слоги и односложные слова: «Да», «Нет». Связная речь не развита.

Уровень усвоения учебного материала : запас общих представлений низкий, представления о количестве сформированы недостаточно, дифференцирует понятия «один» – «много», ребенок обучаем, помощь взрослого использует недостаточно, перенос знаний затруднен.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма, средней степени тяжести, резидуальная стадия. Симптоматическая эпилепсия, внеприступный период. Задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Общее недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1 )

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2 ).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Литература:

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с.
  2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
  4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
  9. Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.
  10. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.
  11. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
  12. Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72.


Речевая карта для детей с ДЦП.
На базе нашей школы ГБСКОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара функционирует логопедический пункт, который посещают учащиеся с 1 по 7 классы.
Наша работа направлена на коррекцию недостатков психического и физического развития обучающихся с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учет образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. обучающихся, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии (обучающихся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития,
У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70-80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов. При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:
фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;
При формировании лексической системы языка у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов;
нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс;специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебральным параличом; все формы дисграфии и дислексии.
Логопедическая работа начинается с обследования ребенка и постановка его на логопедический учет. Разнообразие речевых карт как в электроном так и в печатном варианте очень много. Но они не подходили для детей с ДЦП, так как особенности детей с церебральном параличом, что они находятся на логопедическом учете на протяжении всего обучения в школе. Нарушения таких детей тяжелые и требуют длительной и постоянной коррекции. И речевые карты которые предлагаются не подходили для наших детей, т.к они заводились только на один учебный год. Мы с коллегами создали свою карту. Особенности карты в том, что она заводится в первом классе и ведется на протяжении всего обучения. Это стало удобно и позволило нам наблюдать за динамикой развития ребенка. Также она стала более доступна и понятна родителям детей, где они могли сами наблюдать за положительными результатами своих детей. Также мы внесли в обследование и особенности детей с ДЦП.
Работали над картой учителя- логопеды ГБСКОУ школа-интернат № 113 г.о. Самара. Саранцева Нина Юрьевна, Резяпкина Наталья Александровна, Максимова Татьяна Валерьевна.
Приложение
РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.
1.Фамилия, Имя _______________________________________________________________________________________________
2. Дата рождения ______________________________________________________________________________________________
3. Ф.И.О. родителей: мать _______________________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________________________________________
4. Форма ДЦП _________________________________________________________________________________________________

5. Заключение психоневролога: __________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
6. Анамнез:
Характер беременности (токсикоз, падения, хронические и инфекционные заболевания, др.) _____________________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, др. осложнения) ___________________________________
Вес при рождении _________________, рост _____________________
7. Раннее психомоторное развитие:
Заболевания, перенесенные до года ______________________________________________________________________
Заболевания, перенесенные после года ___________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы ________________________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре (да, нет)
8. Речевой анамнез:
гулениелепет первые слова первые фразы прерывалось речевое развитие
Сроки появления да, нет
9.Общая моторика _____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________
10. Состояние мелкой моторики руки (Проба ЗАЗЗО)________________________________________________________________
Ведущая рука подвижность удержание позы переключаемость тремор синкинезииЛевая Правая ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы - толстые, тонкие, короткие, расщелина. Подвижность – улыбка, трубочка.
Зубы – редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы.Твердое небо – высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
Мягкое небо – укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
Прикус – прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой открытый, косой.
Язык – массивный, маленький, укороченная уздечка.
Подвижность – широкий _____, узкий ______, вверх _______, вниз ______, маятник ______.
Переключение – широкий – узкий _____, вверх-вниз _____, облизать верхнюю губу _____, пощелкать______.
Удержание позы _________
Тремор _________
Синкинезии ________
Саливация _____________________________________________________________________________________________________________
Состояние мимической мускулатуры
Закрыть один глаз ______________________________________________________________________________________________________
Равномерно поднять брови _______________________________________________________________________________________________
Надуть щеки ___________________________________________________________________________________________________________
Оскал-хоботок__________________________________________________________________________________________________________
Сглажены ли носогубные складки_________________________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ
Выразительность - невыразительная, маловыразительная, выразительная.
Тембр – голос тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, хриплый, назальный оттенок.
Дыхание – верхнегрудное, диафрагмальное.
Темп и ритм – замедленный, быстрый, средний, ритмически оформлена,/ не оформлена/.
Дикция – четкая, нечеткая, смазанная.
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
1. Как тебя зовут?______________________________________________________________________
2. Сколько тебе лет?____________________________________________________________________
3. Есть ли у тебя друзья?________________________________________________________________
4. Как зовут твоего друга?_______________________________________________________________
5. Как зовут твоего учителя? ____________________________________________________________
6. Основные цвета: белый ________, чёрный ________, синий _______, красный _______, зеленый_______,жёлтый________.
7.Оттеночные: оранжевый_______, голубой _______, фиолетовый________, серый_______, розовый________.
8.Ориентация во времени: время года _______, месяц_______, день недели ________, вчера_______, завтра_______, утро_______, день_______, вечер________, ночь________.9. Ориентация в пространстве: верх _______, низ_______, право________,лево_______
ПОНИМАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1.Понимание логико-грамматических отношений:

Покажи карандаш ручкой 2. Скажи что верно:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Весна бывает перед летом или лето перед весной Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? Сашу ударил Коля. Кто драчун? Охотник бежит за собакой. Кто впереди? Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? 3. Верификация предложений:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Собака вышла в будку Солнце освещается землёй 4.Составление предложений:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Мальчик, открыть, дверь Девочка, читать, книга 5. Добавление предлогов:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Лена наливает чай … чашку. Лодка плывет … озеру. Птенец выпал … гнезда. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ
Сентябрь учебный год


Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Май учебный год
Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Сентябрь учебный год
Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Май учебный год
Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Сентябрь учебный год
Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Май учебный год
Я Е Ё ЮЙ С СЬ ЗЗЬ ЦЧ ШЩЖ Л ЛЬ РРЬ Дифференциация звуков в спонтанной речи
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
с-шж-зц-сц-тьч-тьч-щщ-сьл-ра-яо-ёэ-еу-юы-иФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
И НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
1.Повторение гласных:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
а э о у и о э о у у и о э 2. Повторение слогов:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
та-да-таба-па-паса-ша-шаза- жа -за ка – ка –га ва – фа – вакот – год – ход том – дом – ком 3. Выделение гласного звука:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Первого: аист утка иглы В середине: кот шар кит лук В конце: шары ручка окно 4. Выделение согласного:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Первого: нога вода конь В середине: Оля Яша Ира В конце: двор дом сок 5. Определение количества:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
слогов гласных согласных звуков в слове 6. Воспроизведение слов:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
строительство часовщик милиционер серпантин репетиция аквариум аттракцион СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ
Предметный словарь:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май
мотоцикл пылесос клумба метро Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май
2.Уровень обобщений:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
свитер, платье, шорты, юбка, колготки сапоги, туфли, тапочки, валенки блюдце, сковорода, ложка, тарелка шкаф, стол, кресло, тумбочка помидор, морковь, репа, капуста яблоко, персик, груша, лимон кошка, корова, волк, ёж голубь, утка, воробей, орел автобус, поезд, самолет, катер 3.Словарь признаков: Подбор прилагательных:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Лимон, какой? Платье, какое? Лента, какая? Подбор анонимов:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
широкий веселый длинный светлый высокий больной худой Подбор синонимов:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
прямой влажный холодный печальный Образование относительных прилагательных:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Матрешка из дерева Сумка из кожи Ручка из пластмассы Сок из клюквы Образование притяжательных прилагательных:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Чей хвост? Чей дом? 4. Детеныши:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
У кошки У козы У курицы У собаки у коровы у овцы у лошади у медведя 5. Глагольный словарь:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Что делает? Повар Врач учитель почтальон Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Что делают? Ножницами Пилой Рубанком топором клещами иглой Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Чем? колет шьет копает режет вышивает моет ГРАМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
1. Образование множ. числа имени сущ. и родит. падежа множ. числа:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
дом Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти стул Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти ведро Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти ухо Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти воробей Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти утёнок Есть два Нет двух Есть пять Дать пяти пчела Есть две Нет двух Есть пять Дать пяти оса Есть две Нет двух Есть пять Дать пяти 2. Префиксальное словообразование:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
шел ехать летел лить 3. Суффиксальный способ словообразование:
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
мяч стол дом снег дерево стул СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
1.Составление рассказа по картине
1.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ
1.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧТЕНИЕ
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Количество слов в минуту Техника чтения Количество ошибок Понимание прочитанного Выразительность Пересказ Ошибки ударения Техника чтения: побуквенное, послоговое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, с искажениями, с перестановкой букв, слогов, слов, монотонное, выразительное. Пересказ: полный, краткий, последовательный, логический, соответствующий тексту.
ПИСЬМО
Образцы диктантов, списывания, изложения. Анализ ошибок (выписка из протокола)
Учебный год месяц сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Количество ошибок Пропуски Оптических Фонематических Выделения речевых единиц Орфографических ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала занятий: Дата окончания занятий:
«___» ____________20___г. «____»_____________20___г.
Логопед: Родители:
Ф.И.О.___________________ Ф.И.О.___________________
Подпись_________________ Подпись _________________

Карта физического развития воспитанника МАДОУ №186 с НОДА (ДЦП)

Ребенок: Нестерова Ксения, возраст___2008г.р.__

Диагноз: ДЦП, смешанный тетропарез, сходящиеся косоглазие, ЗПРР

В ходе проведения мониторинга физического развития, было выявлено: недостаточность в развитии двигательных функций верхних и нижних конечностей опорно-двигательного аппарата, низкий уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы. У ребенка наблюдается слабость всего мышечного аппарата, он не в состоянии долгое время удерживать голову, сидеть без опоры, стоять и передвигаться на четвереньках. Девочка не может, удерживает самостоятельно равновесие, стоять и передвигаться по поручню. Ребенок проявляет живой интерес к занятиям. Слышит и старается выполнить словесные команды,которые дает инструктор, но в силу тяжести своего заболевания упражнения самостоятельно не выполняет, требуется пассивная разработка инструктора.

Вывод: – на основании проведенного мониторинга физического развития была разработана индивидуальная программа по адаптивному физическому развитию ребёнка, где учитывались особенности клинической формы ДЦП данного воспитанника.

Задачи индивидуальной программы развития:

Формировать контроль над положением головы и ее движением;

Обучать разгибать верхнюю часть туловища, формировать осанку:

Тренировать опорные функции рук (опор на предплечья и кисти);

Развивать повороты туловища (переворачивание со спины на живот и с живота на спину);

Формировать функции сидения и самостоятельного присаживания;

Развивать равновесие;

Учить вставать на четвереньки и ползать в этом положении;

Учить вставать на колени, затем на ноги;

Развивать возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой и без нее;

Стимулировать самостоятельную ходьбу и корректировать ее нарушения.

Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа.

Программа индивидуального физического развития ребенка с НОДА (ДЦП) была рассчитана на учебный год, после чего осуществляется мониторинг её эффективности с целью дальнейшего планирования деятельности. Индивидуальная работа проводилась 2-3 раза в неделю, в течение 15-20 мин., начиная с сентябрь 2015 г по май 2016г. – диагностика.

В работе используется диагностика - Семенова К.А. «Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах»

Нулевой уровень: Ребенок не в состоянии удерживать позу сидя, стоя, поворачиваться в положении лежа, ползать, удерживать голову. Активные движения верхних конечностей сохранены в минимальном объеме. Сохраняется влияние тонических рефлексов.

1 уровень: Ребенок передвигается с посторонней помощью или с опорой на ходунки. Самообслуживание минимальное. Способен удерживать голову, сидеть с сохранением дефектной позы с дополнительной опорой. В положении стоя позу не удерживает. Сохраняется влияние или части тонических рефлексов.

2 уровень: Ребенок передвигается с опорой на костыли или тростили на короткие расстояния без опоры. Имеется незначительное ограничение самообслуживания за счет патологических установок в суставах верхних конечностей. Способен сидеть с сохранением дефектной позой. Может стоять с дополнительной поддержкой.

3 уровень: Характеризуется дефектной ходьбой на короткие расстояния без дополнительной опоры или на значительные расстояния. Моторная функция рук без значительных нарушений. Самообслуживание не нарушено, однако затруднена мелкая моторика кисти.

От тяжелых болезней никто не застрахован. И если в семье случилась беда – родился ребенок с , каждый родитель хочет знать все о заболевании и о том, как он развивается.

Рассмотрим некоторые особенности развития детей с диагнозом ДЦП.

Коротко о болезни

– это группа хронических синдромов не склонных к прогрессированию, характеризующихся двигательными нарушениями.

По отношению к заболеваниям головного мозга являются вторичными. Иногда по мере роста ребенка бывает ложное прогрессирование болезни. У части детей с этим заболеванием наблюдаются патологии умственной деятельности в той или иной степени.

Болезнь возникает по причине патологических процессов в коре, стволе или подкорковых областях мозга. Частота возникновения данной патологии – два случая на 1000 новорожденных.

Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка

Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.

Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.

Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.

Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.

Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.

Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.

Характер поведения детей

При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:

  • ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
  • детям с присуща эгоцентричность;
  • они не могут целенаправленно работать в коллективе;
  • они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
  • в поведении присущи элементы инфантильности;
  • даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
  • они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
  • поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
  • дети, как правило, быстро утомляются;
  • они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч.;
  • дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
  • нередки , появление ночных кошмаров, ночной тревожности.

Особенности физического развития

Нарушения двигательной активности при детском церебральном параличе приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц.

Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.

Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.

Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.

Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.

Особенности двигательного развития детей с ДЦП:

  • необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
  • нужно развивать мелкую моторику рук;
  • необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
  • важно также стимулировать общение с окружающими;
  • при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:

Речевое развитие

У всех детей с ДЦП в той или иной мере наблюдаются . Степень их выраженности зависит от того, насколько повреждены структуры головного мозга.

Проблема для таких детей – это, прежде всего, отсутствие или ограничение полноценного общения, познавательной активности. Эти обстоятельства и способствуют медленному развитию словарного запаса ребенка.

Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально подобранными индивидуальными занятиями. Они позволяют:

  • выработать необходимые познания об окружающем мире;
  • пополнить словарный запас;
  • наладить общение с окружающими.

Такие дети очень любят играть, им это крайне необходимо. Однако это делать надо только с другими детьми и с родителями, а не в одиночестве.

Родителям на заметку

В воспитании ребенка излишня жалостливость и чрезмерная впечатлительность.

Родителям необходимо:

  • не зацикливаться на том, что ребенок неполноценный;
  • как можно чаще надо хвалить ребенка, побуждать его к активным действиям и поощрять их;
  • обязательно надо способствовать формированию правильной самооценки;
  • по мере необходимости надо обращаться к специалистам.

Итак, развитие ребенка с ДЦП имеет свои отличительные особенности. В первую очередь, родителям не надо впадать в панику и всячески подчеркивать физический недостаток.

Наоборот, нужно помочь ему адаптироваться к жизни в обществе, уменьшить проявления болезни и сформировать правильную самооценку.



 


Читайте:



Сколько и как нужно варить перловку для разных блюд?

Сколько и как нужно варить перловку для разных блюд?

Александр ГущинЗа вкус не ручаюсь, а горячо будет:) В действительности перловка – это очищенные ячменные зерна. Данный злак использовали в пищу еще...

Рунические формулы и ставы — проверенные и самые сильные на все случаи жизни Руны ставы на все случаи жизни

Рунические формулы и ставы — проверенные и самые сильные на все случаи жизни Руны ставы на все случаи жизни

Формула, для создания ситуаций материального и финансового благополучия Комбинация рун - триада - утроенная руна Феху: ФЕХУ - руна...

Денежное дерево фен шуй – талисман богатства и удачи

Денежное дерево фен шуй – талисман богатства и удачи

Издавна известно большое количество всевозможных способов и символов в фэн-шуй, кратких фраз-установок, иначе именуемых аффирмациями,...

Комитет членов учредительного собрания

Комитет членов учредительного собрания

До сих пор для большинства самарцев многие события, происходившие в нашем регионе с 1917 по 1922 год, остаются загадкой. Одним из таких явлений...

feed-image RSS