Главная - Детские прически
Консультация для педагогов ДОУ «Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования. Инклюзия в ДОУ: по какой программе учить детей? Что такое адаптированная образовательная программа в доу

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов

«Что такое адаптированная программа.

адаптированной программы для ребенка

с ОВЗ или ребенка-инвалида».

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц .

АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей .

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу.

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно

составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

Основной документ , который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций , утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания в учреждении…» . Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Адаптированная программа - один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход - использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы. На данный момент наше учреждение посещают 3 детей-инвалидов (Волосатов Лев, Богданова Кристина, Стафеев Сава). Дети не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у них сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.

С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями должна вестись тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»

    На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, заместитель заведующего по АХР, зам. зав. по ВМР, медработник, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации.

Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды.

Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

    Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

    Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида . Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

    Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

    В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка , обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

Как было сказано ранее, в данный момент, наше дошкольное учреждение посещают 3 ребенка-инвалида. Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией д учреждения должны создасться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

Оборудование для развития общей подвижности;

Оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

Материалы для изобразительного творчества;

Фонотека, музыкальные игрушки;

Художественная литература для детей и родителей.

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки - зависит от контингента детей.

Поэтому дать общую рекомендацию « возьмите эту программу и работайте по ней » невозможно. Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения - программу Л.И. Плаксиной. Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями Образовательная программа разрабатывается администрацией, педагогами и специалистами ДОУ и утверждается заведующим. Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка - инвалида в учреждении имеет такую структуру:

1. Титульный лист , который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста или педагогов, которые является ответственными за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план . Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

4. Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент , в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям идр. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план .

Коррекционный компонент , в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения

При подготовки данного материала были использованы ссылки на:

Вопрос. Скажите, пожалуйста, нужно ли в Программу включать раздел "Коррекционная и инклюзивная педагогика", если в ДОУ нет детей с ОВЗ? А если придут дети с ОВЗ, то что потом? Делать приложение к Программе?

Ответ: к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).АООП дошкольной образовательной организации разрабатывается в том случае, если такие дети есть.

Вопрос. Добрый день! У нас в детском саду закрыли логопедический пункт. Вместо него, согласно приказа заведующего, организовали комбинированные группы для детей с ТНР. Родители детей прошли ПМПК. Логопедические заключения детей - ФФН и ОНР. Вопрос: АОП пишется одна на всех детей или на каждого ребенка? И нужен ли образовательный маршрут для каждого или достаточно иметь план работы специалистов конкретно для ребенка?

Ответ. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья разрабатывает ПМПК (см. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Методическое пособие. М. : Центр «Школьная книга». 2010).При разработке АООП необходимо предусмотреть и обосновать строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ. В Вашем случае – это разные образовательные программы: для детей с ФФН и для детей с ОНР. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Вопрос. В ходе разработки ООП нашего ДОУ возник вопрос: какой раздел добавить в программу, если у нас есть ребёнок-инвалид (отдельно адаптированную программу для ребёнка-инвалида теперь разрабатывать не нужно), но по его индивидуальной карте реабилитации по всем её разделам, кроме мероприятий медицинской реабилитации со стороны Управления здравоохранения Липецкой области, нет никаких рекомендаций, т.е. в разделе мероприятий психолого-педагогической реабилитации в рекомендациях по условиям организации обучения не нуждается, в психологической помощи со стороны ДОУ не нуждается. И так по всем разделам этой карты. Как проступить в этом случае?

Ответ. Согласно тексту этого письма образование данного ребенка должно осуществляться по ООП дошкольной образовательной организации с учетом медицинских показаний.

Вопрос. Подскажите, пожалуйста, как написать адаптированную программу для ребенка инвалида 5 группы здоровья. Диагноз: дизэритропатическая анемия, отклонений нет, только освобождение. Заранее вам благодарны.

Вопрос. Здравствуйте, в одном из детских садов нашего района реализуется логопедическая программа Н.В. Нищевой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Также используются рабочие тетради О.С.Гомзяк "Говорим правильно", но они не относятся к учебно-методическому комплекту программы Нищевой Н.В. Можем ли мы указывать рабочие тетради О.С.Гомзяк "Говорим правильно" в организационном разделе ООП ДО.

Ответ. Можете. Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования

Вопрос. Наше образовательное учреждение реализует ООП с учётом программы «Детство», имеется одна группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ОНР. Подскажите, пожалуйста, должны ли мы, реализуя программу Н.В.Нищевой в группе компенсирующей направленности, вести образовательную деятельность по лексическим темам автора или мы можем по общему тематическому планированию ДОУ. Не будет ли это нарушением?

Ответ. Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу III пункта 3.2.7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249)Содержание АООП разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования с учетом ПООП дошкольного образования, с использованием комплексных программ (в том числе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой), специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ и др. (см. Комментарии к ФГОС дошкольного образования к разделу II пункта 2.2. Приказ Минобрнауки РФ от 21.02.2014. №08-249).

Однако для детей с ЗПР должна быть разработана своя АООП с учетом особых образовательных потребностей этой категории детей, особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей в целях максимальной реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу.

Изменение календарно-тематического планирования возможно в случае, если это. не нарушает процесс реализации целей и задач АООП ДОО.

Вопрос. Анализируя нормативные документы, касающиеся разработки ООП ДО в группах компенсирующей и комбинированной направленности, пришли к определенным выводам. Есть ли в нижеуказанных тезисах ошибки?

1. В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная образовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.

Структура АОП утверждается ДОО, исходя из профессиональных предпочтений специалистов. АОП (по количеству детей) являются приложением к ООП ДО. В разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» ООП ДО может указываться:

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;
  • алгоритм разработки адаптированной образовательной программы (АОП) для детей с ОВЗ;
  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);
  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)

3. В группах общеразвивающей направленности в разделе «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может указываться:

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк).

Ответ.

1. В группе компенсирующей направленности разрабатывается адаптированная основная общеоб разовательная программа (АООП ДО). Требования к ее объему и структуре совпадают с требования ФГОС ДО к объему и структуре ООП ДО.

Да это так.

Раздел программы «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции» может включать в себя следующую информацию:

Здесь по всей видимости идет речь о разделе «Программа коррекционной работы».

  • механизм адаптации/интеграции авторских вариативных программ/парциальных программ, например:

Замещение образовательной области «речевое развитие» авторской программы «От рождения до школы» под. ред. Веракса Н.Е. парциальной программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В.);

Это должно быть прописано в пояснительной записке АООП.

  • алгоритм выявления и сопровождения детей, нуждающихся в осуществлении коррекции (деятельность ПМПк); алгоритм комплектования групп;

Это отражается в разделе «Программа коррекционной работы».

  • особенности проведения психологической и педагогической диагностики с детьми с ОВЗ (длительность, кратность, методики, способы фиксации, место хранения и т.д.);

Это описывается в разделе «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе».

  • особенности планирования образовательной деятельности (механизм привлечения детей и родителей к планированию, определение тем и т.д.)

Это отражается в разделе «Планирование образовательной деятельности»

2. В группе комбинированной направленности реализуется ООП ДО (для основной группы детей, не имеющих нарушения в развитии), а также адаптированная образовательная программа (АОП) (для ребенка с ОВЗ).

Согласно ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. (см.

Марина Лукомская
Проект адаптированной образовательной программы ребенка с ослабленным зрением

Опыт разработки адаптированной образовательной программы

в дошкольном образовательном учреждении представлен

методистом кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Колисниченко Т. Н.

Сущность опыта

Важнейшим условием включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида является специализированное психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики. Родители ребенка имеют право на выбор образовательной стратегии для своего ребенка и определение дошкольного образовательного учреждения , в котором ребенок получит оптимальную социализацию и максимально возможное качество развития, реализуется, но в условиях отсутствия психолого-педагогического сопровождения семьи специалистами коррекционного образования , как правило, не ведет к правильному решению. Стратегические направления в образовании ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями разрабатываются специалистами ПМПК.

Тактические задачи психолого-педагогического сопровождения (конкретизация последовательности подключения специалистов, условия ДОУ, подбор коррекционных программ , тактик, технологий сопровождения адекватных особенностям ребенка и ситуации его включения в среду обычных сверстников) разрабатываются и решаются специалистами дошкольного образовательного учреждения (М. М. Семаго) . Особое внимание уделяется разработке индивидуальных программ сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями , посещающего дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида.

Организация сопровождения ребенка с ОВЗ актуализирует задачу психолого-педагогического сопровождения всех остальных детей группы, в которую он включен, поскольку права остальных детей на получение образования не должны нарушаться. Инновационная практика включения ребенка с ОВЗ в группу сверстников дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида эффективно реализуется при наличии определенных внешних (система сопровождения развития инклюзивного образования в округе ) и внутренних (инклюзивная практика в ДОУ) условий.

Организационные и содержательные аспекты деятельности дошкольного образовательного учреждения определяются комплексом целей, задач и конкретных тактик деятельности специалистов (координатора по инклюзии (ст. воспитатель, педагога-психолога, дефектолога, воспитателей, социального педагога, медицинской сестры). Деятельность каждого специалиста интегрируется в единую картину индивидуального образовательного маршрута ребенка в инклюзивной образовательной вертикали дошкольного образовательного учреждения , составление индивидуальной адаптированной программы является важной его частью.

«… истинное понимание ценностных, организационных и содержательных аспектов инклюзивного образования , его принципов, задач, логики проведения развивающей и коррекционной работы, четкой согласованности действий всех специалистов по принципу «в нужное время, в нужном месте» (М. М. Семаго) .

Доступность

Для создания адаптированной образовательной программы ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи использован универсальный алгоритм.

Результативность

Социальная, познавательная и творческая активность ребенка с ОВЗ в условиях пребывания в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида.

I. Структура адаптированной образовательной программы представлена :

1. Пояснительная записка :

1) целевой раздел (краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка (выход на обоснование структуры, структура АОП, цель программы , задачи программы );

2) расписание занятий (в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые) ;

1) образовательный компонент (содержание образовательных областей (изменения) ;

2) коррекционный компонент (программы коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальная программа логопедической работы, программа индивидуальной работы педагога-психолога, программа индивидуальной работы учителя-дефектолога, олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога и т. п., рекомендации специалистов педагогам, родителям);

3. Мониторинг достижений (конкретные результаты реализации программы на уровне динамики показателей развития дошкольника)

4. Заключения и рекомендации (обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации АОП в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в конце года и динамического обследования ребенка на ПМПК ).

I. Целевой раздел программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа (далее Программа ) разработана в связи с необходимостью реализации образовательных потребностей и общим недоразвитием речи. Сохранность зрения Марии М . составляет 0,15%, медицинский диагноз ребёнка - врождённая миопия высокой степени, рефракционная амблиопия высокой степени обоих глаз. Медицинские рекомендации : охранительный режим зрения , постоянное ношение очков, поливитамины. На основании данного диагноза и медицинских рекомендаций психолого-педагогический консилиум вынес решение о создании адаптированной образовательной программы для Марии М . (5 лет) .

Девочка воспитывается в полной многодетной семье, Маша второй ребёнок. Семья социально благополучная. Родители социально адаптированы к современным условиям и владеют культурой воспитания. Семья проживает в собственном частном доме. Характер взаимоотношений в семье доброжелательный, родители и дети относятся друг к другу с уважением. Все дети в семье инвалиды по зрению , поскольку патология врождённая, переданная по отцовской линии. Маша в семье приняла роль «ведомого» , так как её старшая сестра имеет ярко выраженные лидерские качества.

В детском саду Мария не испытывает дискомфорта в общении со сверстниками, но немного застенчива со взрослыми, принимает активное участие в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Пытается лидировать в изобразительной и игровой деятельности, однако испытывает затруднения в связи с ориентировкой в пространстве, что приводит к передаче ведущей позиции (как правило, ребенку , оказывающему помощь в организации игры или другого вида деятельности) и принятии на себя позиции «ведомого» ; девочка неконфликтна, охотно идёт на контакт.

В образовательной деятельности участвует в процессе актуализации знаний, активность сопряжена с уровнем усвоения знаний и опытом использования их в практической деятельности. Маша охотно следует инструкциям педагога, но нередко требует ее уточнения или повторения для качественного выполнения задания; не теряет интерес к познавательно-исследовательской деятельности, даже если не учтены особенности ее зрительного восприятия. Произвольное внимание преобладает.

Мария испытывает трудности в определении положения предмета в пространстве и в зрительном восприятии (видит только три строки, поэтому необходимо к зрительным анализаторам присовокуплять тактильные и звуковые анализаторы.

Маша понимает суть пространственных отношений (слева, справа и т. д., осуществляет простейшие классификации, сравнивает предметы, подбирает обобщающие слова. Умеет устанавливать причинно-следственные связи, выделяет главное в воспринимаемой информации. Временные представления сформированы, в рамках программного материала , умеет устанавливать последовательность явлений природы. Однако присутствуют некоторые затруднения в определении последовательности дней недели и месяцев года.

У девочки сформированы навыки рисования, лепки, конструирования в рамках образовательной программы . Знает все цвета спектра, имеет представление о форме предметов, однако затрудняется в назывании некоторых геометрических фигур.

Фонематический слух и строй речи сформирован недостаточно, наблюдаются фонологические дефекты (замена звуков л, р – звуком н) . В основном в речи использует простые малораспространённые предложения. На вопросы отвечает односложно. Пересказывает произведения и составляет рассказы при помощи взрослого. В диалог со сверстниками вступает охотно, при общении со взрослым присутствует стеснение.

Овладение двигательной деятельностью слегка затруднены. Выполнение таких упражнений как прыжки и спрыгивания, упражнения на координацию и гибкость – не рекомендованы. Скоординированность движений не нарушена, возможности в физическом развитии средние. К необходимым ограничениям в физическом плане обносится спокойно, следует рекомендациям педагога, не нарушает его требований. Маша понимает, что это особенности зрения и рекомендации по физической нагрузке касаются её безопасности и здоровья. Проявляет интерес и потребность в беге и лазании, в играх с мячом, но избегает элемента соревновательности.

В условиях отсутствия специалиста-психолога в штатном расписании детского сада, психологическое сопровождение осуществляется специалистом «Центра социального обслуживания населения» по согласованию с родителями ребёнка.

Логопедическое сопровождение Марии организовано в дошкольном учреждении, так как логопед есть в штатном расписании учреждения. В результате обследования выявлены, что фонетический строй речи сформирован недостаточно, наблюдаются фонологические дефекты (замена звуков л, р – звуком н, фонематический слух развит недостаточно.

Исходя из вышеперечисленных индивидуальных особенностей развития ребенка определена структура программы , основанная на ФГОС и образовательной программе дошкольного образовательного учреждения . Содержательный раздел Программы представлен образовательными областями : речевое развитие и познавательное развитие, которая содержит следующие компоненты :

1. Образовательный компонент – его целью является подготовка ребенка к фронтальным занятиям для активного участия в коллективной образовательной деятельности . Кроме того, образовательная деятельность ребенка организуется в подгруппах (с детьми, проявляющими интерес к деятельности ребенка с ослабленным зрением , с учетом изменения средств реализации содержания образовательной области .

2. Коррекционно-педагогический компонент – определяет работу логопеда с ребёнком-инвалидом и выполнением рекомендаций учителя-логопеда для работы в группе и дома.

3. Воспитательный компонент – воспитание самостоятельности и самоценности в коллективе детей; толерантное отношение детей группы к ребенку с особыми образовательными потребностями , приятие в игровые деятельности по интересам. Рекомендации воспитателя для родителей дошкольника.

Целью Программы является : формирование целостной личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования .

Для достижения вышеуказанной цели необходимы условия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи ребенку в освоении содержания Программы .

Задачи :

1) Развитие зрительного восприятия ребенка в условиях специально организованной образовательной среды , учитывающей возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка с ослабленным зрением и в соответствии с медицинскими рекомендациями;

2) развитие и коррекция речи в условиях специально организованной коммуникативно-насыщенной среды в соответствии с рекомендациями педагога-логопеда нашего детского сада;

3) формирование представлений ребенка об окружающем мире и самом себе в условиях нарушенного зрительного восприятия;

4) воспитание у ребенка осознанного отношения к особенностям собственного здоровья и формирование навыков бережного отношения и учета своих возможностей.

Ожидаемый результат :

1) устойчивый навык последовательного изучения формы объекта, его величины, цвета, пропорций частей; умение описать объект с точки зрения указанных параметров;

2) активное использование в речи синонимов, антонимов, определений, разнообразие глагольных форм . Построение сложных предложений в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

3) устойчивый интерес к объектам и явлениям природы и рукотворному миру, социальным отношениям;

4) сформированы навыки бережного отношения к своему здоровью, понимание своих особенностей и возможностей.

В статье рассматривается понятие адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС, принципы, этапы, условия ее разработки и реализации. Раздел, описывающий структуру АОП, поможет правильно составить документ.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

Адаптированная образовательная программа (АОП) в ДОУ по ФГОС позволяет вести обучение и воспитание детей с ОВЗ с учетом их развития, особенностей, индивидуальных возможностей, а также корректировать при необходимости нарушения развития и социальной адаптации этих детей.

Вы руководитель детского сада? Приглашаем пройти дистанционное обучение в Школе Менеджера образования по программе “Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО”. По итогам обучения оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Учитывая индивидуальные потребности лиц с ОВЗ, образовательная организация самостоятельно разрабатывает АОП, основываясь на основной общеобразовательной программе, а также ФГОС общего образования по уровням образования и/или ФГОС образования детей с ОВЗ.

Этапы и принципы реализации адаптированной программы для ребенка с ОВЗ в ДОУ

Одним из важнейших этапов подтверждения статуса ребенка с ОВЗ является получение заключения ПМПК. Если этого документа нет, то ребенок не может рассматриваться как обучающийся с ОВЗ, даже если недостатки в его физическом или психологическом развитии очевидны.

В своих рекомендациях сотрудники ПМПК отражают условия, необходимые для обучения ребенка с ОВЗ в ДОУ по адаптированной программе: основной или индивидуальной. Нередко ПМПК предлагает родителям отдать ребенка с ОВЗ в группу компенсирующей направленности или же в группу комбинированной направленности с инклюзивным образованием. Это способствует социализации, развитию навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Сотрудники образовательного учреждения создают для детей доступную среду, используют методики взаимодействия с такими воспитанниками.

Актуальным остается вопрос построения основных образовательных программ, базой для которых выступает ФГОС. Следует помнить, что закон «Об образовании» требует, чтобы основная образовательная программа разрабатывалась с учетом примерной.

Организация коррекционной работы ведется в несколько этапов в течение всего учебного года. Адресность и последовательность этапов являются предпосылками для нейтрализации дезорганизующих факторов. Рассмотрим подробнее каждый из этапов:

  1. Информационно-аналитическая деятельность – сводится к сбору и анализу информации. Реализация длится с сентября по октябрь. Результат: оценка обучающихся с целью учета особенностей их развития, определения специфических образовательных потребностей, оценки образовательной среды на соответствие требованиям в области материально-технического, программно-методического обеспечения, а также кадровой базы.
  2. Организационно-исполнительская деятельность в течение октября-декабря. В результате организуется образовательный процесс коррекционно-развивающей направленности, а также процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ при созданных условиях воспитания, обучения, развития и социализации этих детей.
  3. Контрольно-диагностическая деятельность (январь, май). Результат: проверка соответствия образовательных и коррекционно-развивающих программ, а также созданных условий потребностям ребенка.
  4. Регулятивно-корректировочная деятельность (февраль–апрель). На этом этапе в процесс образования и сопровождения детей с ОВЗ вносятся изменения, призванные улучшить качество и эффективность взаимодействия с ними.

Реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в ДОУ должна осуществляться на основе таких принципов:

  1. Принцип гуманизма, согласно которому взаимоотношения с ребенком строятся на основе веры в его силы и возможности, поиска позитивных ресурсов для преодоления трудностей с максимальной пользой.
  2. Принцип системного подхода предполагает рассмотрение человека как единой системы. Для развития и коррекции нарушений у детей с ОВЗ применяется всесторонний подход с привлечением разнопрофильных специалистов, а также задействование в образовательном процессе всех его участников.
  3. Принцип непрерывности – предоставление гарантии, что помощь в решении проблемы или определения подхода к ее решению будет непрерывной.
  4. Принцип реальности, согласно которому коррекционно-развивающая работа строится на глубоком изучении личности и возможностей ребенка.
  5. Принцип деятельностного подхода предусматривает, что коррекционно-развивающая работа строится на свойственном возрасту виде деятельности, а также его целенаправленном формировании.
  6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в формы и способы коррекционно-развивающей работы вносятся изменения, даже если работа ведется в группах.
  7. Принцип рекомендательного характера оказания помощи гарантирует соблюдение права родителей самостоятельно выбирать образовательные организации, формы получения образования детьми с ОВЗ.

Требования к условиям реализации и планируемые результаты АОП в ДОУ

Для успешной реализации адаптированной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ необходимо соблюдение определенных условий, которые охватывают все сферы деятельность образовательной организации. В первую очередь, к таким условиям относится психолого-педагогическое обеспечение, которое подразумевает:

  1. Создание условий, согласно рекомендациям ПМПК:
    1. применение специальных приемов, методов, средств обучения, коррекционных и образовательных программ, которые ориентированы на потребности и возможности детей;
    2. использование индивидуализированных методов обучения, учитывающих специфику нарушений в развитии ребенка;
    3. комплексный подход при работе с воспитанником на индивидуальных и групповых занятиях.
  2. Создание должных психолого-педагогических условий:
    1. коррекционное направление учебно-воспитательного процесса;
    2. построение работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
    3. создание комфортной психологической атмосферы;
    4. применение современных педагогических технологий.
  3. Обеспечение здоровьесберегающих условий:
    1. проведение мероприятий, направленных на укрепление физического, а также психического здоровья;
    2. внедрение оздоровительного режима;
    3. профилактика перегрузок воспитанников;
    4. контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм.
  4. Привлечение детей с ОВЗ к участию в досуговых мероприятиях на равных со сверстниками.

Кроме того, успешная реализация адаптированной программы для ребенка с ОВЗ в ДОУ предусматривает организацию:

  1. программно-методического обеспечения, которое включает:
    1. коррекционно-развивающие программы;
    2. использование коррекционно-развивающего и диагностического инструментария;
    3. применение специальных программ, учебных пособий, а также образовательных ресурсов.
  2. кадрового обеспечения, то есть привлечения профильных специалистов к работе с ребенком;
  3. материально-технического обеспечения кабинетов, спортивного зала, медкабинета;
  4. информационного обеспечения.

Промежуточные и итоговые результаты реализации коррекционной программы для детей с ОВЗ в ДОУ предполагают оценку освоения ими общеобразовательной программы. Динамика развития воспитанников проявляется по мере освоения индивидуального образовательного маршрута. Планируемые результаты оцениваются через специально организованную систему мониторинга.

Если для воспитанника усвоение общеобразовательной программы невозможно вследствие нарушений, подтвержденных ПМПК, то акцент коррекционной работы смещается на его социализацию и выработку практических навыков. В результате проведения коррекционной работы ребенок с ОВЗ достигает планируемых результатов и преодолевает нарушения в развитии.

Структура адаптированной образовательной программы в детском саду

Адаптационная программа для детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС включает:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Условия реализации коррекционной работы.
  4. Описание содержания программы.
  5. Разработанный индивидуальный учебный план.
  6. Планируемые результаты.
  7. Заключение, а также рекомендации специалистов.

При оформлении титульного листа следует указать наименование образовательной организации, назначение, адресность и срок реализации программы. На нем должен быть гриф утверждения руководителем учреждения и информация о согласовании с родителями.

Пояснительная записка содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка, описание его психофизического развития, цели и задачи обучения по каждому предмету. В пояснительной записке указываются примерные адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ в ДОУ, на основании которых готовилась АОП, а также обосновывается перераспределение часов, изменение последовательности изучения разделов и прочее, если это необходимо.

Индивидуальный учебный план включает информацию об усилении отдельных разделов и тем, перепланировке учебных часов, последовательности тем, изменении объема интегрированных занятий.

  • Образовательный – описывает содержание образования по годам, ожидаемые результаты и формы оценивания предметных достижений.
  • Коррекционный – дает информацию о направлениях коррекционной работы, ее методах, приемах, формах. Здесь описывается планируемая работа логопеда, дефектолога, психолога.
  • Воспитательный – указывает приемы формы и методы работы.

Планируемые результаты включают информацию о динамике достижений ребенка с ОВЗ, оценку создания условий для его образования, росте доли педработников, которые прошли специальную подготовку и обладают необходимой квалификацией и другие показатели.

В заключительную часть вносится обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики.

Таким образом, адаптированная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ призвана реализовать все принципы ФГОС и обеспечить широкие возможности для особенных ребят в области получения ими образования на всех уровнях. АОП помогает организовать работу педагога, его взаимодействие с семьей ребенка и профильными специалистами для достижения планируемых образовательных результатов.

Скачать пример адаптированной программы для ребенка с ОВЗ (расстройство аутического спектра) в ДОУ
Скачать бесплатно в.pdf

Скачать адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
Скачать бесплатно в.pdf

Скачать коррекционную программу для детей с ОВЗ (ЗПР VII вида) в ДОУ
Скачать бесплатно в.pdf



 


Читайте:



Комитет членов учредительного собрания

Комитет членов учредительного собрания

До сих пор для большинства самарцев многие события, происходившие в нашем регионе с 1917 по 1922 год, остаются загадкой. Одним из таких явлений...

Дмитрий Дмитриевич Минаев: биография

Дмитрий Дмитриевич Минаев: биография

Дмитрий Дмитриевич Минаев (21 октября 1835, Симбирск - 10 июля 1889, там же) - русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик. Биография...

Передача денег за квартиру

Передача денег за квартиру

Договор аренды сейфа заключает на себя покупатель, он же вносит туда деньги. А продавец получает доступ к ячейке в случае успешной перерегистрации...

Как приготовить сыроежки жареные с картошкой

Как приготовить сыроежки жареные с картошкой

Сыроежки относятся к группе грибов, которые можно употреблять сразу же после сбора в их первозданном виде - сырыми. Однако далеко не все их...

feed-image RSS