Разделы сайта
Выбор редакции:
- Комитет членов учредительного собрания
- Дмитрий Дмитриевич Минаев: биография
- Передача денег за квартиру
- Насколько законно и что делать?
- Кредиты под земельный участок в россельхозбанке
- Имеют ли право судебные приставы снимать деньги?
- Как приготовить сыроежки жареные с картошкой
- Селедка по-голландски (оригинальный рецепт)
- Салат с горбушей консервированной и рисом: новые рецепты с фото
- Курица с овощной подливкой Рецепт приготовления курицы в сливочном соусе
Реклама
Минаев поэт. Дмитрий Дмитриевич Минаев: биография. Дмитрий Дмитриевич Минаев |
Дмитрий Дмитриевич Минаев (21 октября 1835, Симбирск - 10 июля 1889, там же) - русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик. БиографияРодился в семье офицера Дмитрия Ивановича Минаева, поэта и переводчика «Слова о полку Игореве». В 1847-1851 годах обучался в Дворянском полку (курса не окончил). В 1852 году сдал экзамены на первый классный чин и около трёх лет служил в Симбирской казенной палате. В 1855 году переехал в Петербург, где устроился чиновником Министерства внутренних дел. В 1857 году ушёл в отставку и занялся только литературной работой. В начале Минаев печатается во второстепенных петербургских журналах и газетах, выступая с лирическими, а затем и сатирическими стихотворениями и переводами. В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где развернулось дарование Минаева как поэта-сатирика. В 1862 году несколько месяцев редактировал сатирический журнал «Гудок». Примыкая к некрасовской школе, в своих стихах занимал левые радикально-демократические позиции, выражал сочувствие угнетённой деревне, «обличал» (применительно к поэтам-сатирикам его круга «обличительство» и «обличительная литература» стали в критике того времени почти терминологическими) либералов, бюрократов, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал поэтов, относимых им к сторонникам «чистого искусства» (А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. Ф. Щербину, В. В. Крестовского и других). Приобрёл известность как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура. В своей литературной деятельности Минаев много занимался переводческой работой. Он перевёл Дж. Байрона («Дон Жуан», «Чайльд Гарольд», «Беппо», «Манфред» и «Каин»), Данте («Божественная комедия»), Гейне («Германия»), А. Мицкевича («Дзяды»), П. Б. Шелли («Освобождённый Прометей»), стихотворения и пьесы Гюго, Барбье, Виньи, Мольера, Сырокомлю, Ювенала и многих других. Заслугой Д. Д. Минаева является знакомство русской читающей публики с произведениями европейской литературы. После каракозовского выстрела, в конце апреля 1866 года, Минаев был арестован за сотрудничество в журналах, «известных своим вредным социалистическим направлением, в особенности „Современнике“ и „Русском слове“», и просидел в Петропавловской крепости около четырёх месяцев. В конце 1887 года Д. Д. Минаев с женой приезжает в Симбирск, где на Нижне-Солдатской улице, около реки Свияги, покупает дом с флигелями и садом. Скончался поэт 10 (22) июля 1889 года в Симбирске, после тяжёлой болезни. Память21 июня 1899 года, на собранные по всенародной подписке средства в Симбирске был открыт памятник поэтам - отцу и сыну Минаевым. В этом же году улица Солдатская была переименована в Минаевскую (ныне ул. Минаева в Ульяновске). В 1954 году, в связи со строительством Куйбышевского водохранилища и затоплением кладбища, прах Минаевых и памятник были перенесены на новое кладбище. Дом Д. Д. Минаева сохранился как дом-музей и находится в Ульяновске по адресу ул. Минаева, д.14. Дмитрий Дмитриевич МинаевМинаев Дмитрий Дмитриевич (1835/1889) -русский поэт, переводчик. Работал во многих ведущих журналах XIX столетия («Современник», «Гудок» и др.), в которых и публиковал свои поэтические сочинения, имеющие нередко ироническую, а порой и обличительную направленность. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 174. Поэт некрасовской школыМинаев, Дмитрий Дмитриевич – русский поэт. Родился в небогатой семье. Его отец Д.И. Минаев, военный чиновник, писал стихи, о которых сохранился отзыв В.Г. Белинского (1839), и опубликовал свою обработку «Слова о полку Игореве» (1846). В 1852 году М. окончил военно-учебное заведение Дворянский полк, где познакомился с братьями В.С. и Н.С. Курочкиными . С 1857 года занялся литературной работой. В 1859 году вышел сборник пародий Минаева «Перепевы» (под псевдонимом Обличительный поэт), получивший суровую оценку Н.А. Добролюбова . С начала 60-х годов Минаев сотрудничал в демократических журналах: в «Современнике» появляются его переводы из французской и английской поэзии; в «Русском слове» он ведет литературно-сатирический фельетон в прозе под названием «Дневник Темного человека» (1861-1864). Дарование Минаева поэта-сатирика развернулось в «Искре». В 1862 году Минаев редактировал сатирический журнал «Гудок», в объявлении о котором он указывал, что программой нового журнала будет «преследование грубого и узкого обскурантизма, произвола и неправды в нашей русской жизни». С 1865 года Минаев сотрудничал в сатирическом журнале «Будильник», позднее был близок к «Отечественными записками» . Поэт некрасовской школы, Минаев, приобрел репутацию поэта-гражданина, умеющего откликаться на злобу дня. Все темы передовой журналистики 60-х годов представлены в его поэтическом творчестве. Об угнетенных мужиках, о нищете русской деревни говорит «Сказка о восточных послах» (1862) с ее известным рефреном: «Это ли русский прогресс?» - «Это, родимые, это!...». Либеральные болтуны, на словах пекущиеся о «бедном брате» («Насущный вопрос», 1868), поклонники «полупрогресса, полусвободы, полумер» («Ренегат», 1868), реакционные поэты, защитники «чистого искусства» («Лирические песни без гражданского отлива», 1863), деятели рептильной печати, бюрократы и чиновные мошенники, царская цензура, преследующая сатириков («В кабинете цензора», «Юмористам», 1862-1863), - таковы объекты сатирических разоблачений Минаева. Он язвительно критиковал славянофилов , воспевающих долготерпение народа, и, подобно Н.А. Некрасову , выражал скорбь по поводу пассивности крестьянской массы («Старые сказки на новый лад», 1871; «Сон великана», 1873). Минаев славился как «король рифмы», мастер хлесткой эпиграммы, пародии, летучего куплета, близкого к импровизации, стихотворного фельетона – жанра, именно им утвержденного в русской поэзии. Легкость, с какой Минаеву давалось стихотворство, порой приводила к излишней плодовитости, ослабляла требовательность поэта к себе. Тем не менее, лучшая часть его наследия, в том числе переводы, и теперь интересна для читателя. Минаевские каламбуры давно стали крылатыми («…Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром»). Исследователи считают, что в области каламбурной рифмы («Гимназии» - «гимн Азии» и т.п.) Минаев был одним из предшественников Маяковского. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967. «Долгожитель» среди поэтов-«некрасовцев»Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835-1889). «Долгожитель» среди поэтов-«некрасовцев», Минаев прожил 54 года. Вспомним, что жизнь Добролюбова оборвалась в 24 года, Гольц-Миллера - в 28, Михайлова - в 36 и только Трефолев умер в 66 лет. Минаев в творческом отношении - самый плодовитый из них. Стихотворения его «рассыпаны» по многочисленным журналам. При жизни поэта издано было более двух десятков сборников его стихотворений. Он обладал исключительным даром импровизации, в чем с ним никто не мог сравниться. У него много «перепевов» мотивов русской поэзии. И даже первый сборник, вышедший в 1859 г., назывался «Перепевы». Его поэтическая мысль часто идет вослед за чьей-то, а Минаев обрабатывает ее нередко в ироническом, пародийном тоне. Он был искусным версификатором, способным в одну минуту сочинить эпиграмму, акростих. Был мастером неожиданной рифмы (но не любил глагольных рифм). К двадцатипятилетию его литературной деятельности друзья прислали ему приветствие-монорим, где каждая строка кончалась на слова: «шалопаев», «попугаев», «разгильдяев», «Разуваев», «Мамаев», что рифмовалось на Минаев... Он был лютым противником всякого рода «негодяев»... Поэт не различал в творчестве серьезное и несерьезное - все для него было царством поэзии: Область рифм - моя стихия, Без раздумья, без отсрочки Он писал под многими псевдонимами. И однажды на волжском пароходе провинциальный любитель юмористики, проведав, что его собеседник знает столичных писателей, пустился в расспросы: кто скрывается под псевдонимом «Обличительный поэт?» Минаев представился: это я. Затем зашла речь о том, кто такой «Отставной майор Михаил Бурбонов?» - «Это тоже - я». «Ну вот недавно появился еще «Общий друг», у него тоже пребойкий стих». - Минаев: «И это я». Молодой человек исчез, решив, что его мистифицируют. Минаев отличался большой находчивостью и редким остроумием. За тридцать лет не пропустил ни одного события, чтобы не сострить по его поводу. И почти всегда экспромтом. Критики поругивали его: «До обидного меняется на мелочи», «измышляет заковыристые рифмы». Он сочинял виртуозно, любым размером, и даже с заранее намеченными рифмами, далеко не укладывавшимися в какую-либо систему - и все это непременно без глагольных рифм: «глядеть», «стоять», «лежать» и т.д. 1 Вот импровизация по поводу неудачного исполнения «Горе от ума» в «Александринке» в сезон 1864-1870 гг. На сцене видели мы Горе, Мы не заметили ума. Однажды Минаева выбранили в «Санкт-Петербургских ведомостях»: Неужели вы ответите? Посредственность, что ни строка, Однажды кто-то из круга знакомых оказался доносчиком. Все возмутились: как жаль, а ведь подавал надежды. Минаев: Нельзя довериться надежде, ________________ 1 . См.: Шевляков М. В. Русские остряки и остроты их. Спб., 1899. С. 99 и др. 2 . Там же. С. 108. Он подавал надежды прежде, Если не всегда жила поэзия в Минаеве, то он жил в поэзии всегда. И все же Минаев был серьезным сатириком. В острый момент идейной борьбы 60-х годов безошибочно нашел свое место: он сотрудничает в «Современнике», «Искре», «Русском слове». А в 70-х годах - в «Отечественных записках». Когда возникла полемика между «Современником» и «Русским словом» по поводу «нигилизма», Минаев стал на сторону «Современника». Когда же Некрасов, чтобы спасти «Современник», сделал неверный шаг, написав оду в честь Муравьева-Вешателя, Минаев осудил этот поступок Некрасова. Перед нами - истинный поэт-демократ, достойный представитель некрасовской школы». Минаев - из симбирских небогатых дворян. Его отец был поэтом, которого однажды даже похвалил Белинский, но потом резко отозвался о его попытке своими словами переложить «Слово о полку Игореве». Отец, видимо, повлиял на сына как стихотворческими опытами, так и взглядами. Настроения отца складывались в кружке И. Введенского, «петрашевцев». Отец знаком был и с Чернышевским. Сын пошел гораздо дальше отца. Минаев написал первую биографию Белинского. Он хорошо понимал, что истинным продолжателем Белинского является Чернышевский, автор «Очерков гоголевского периода...» и диссертации по эстетике. Минаеву выпала честь отстаивать программу демократического движения, он поистине становится «отцом стихотворного фельетона». Всякий раз, когда мы говорим о гражданственности Минаева, должны помнить, что он развивает ее не в прямой патетической форме, а, так сказать, «от обратного» - в форме «страданий» лицемера-либерала, «вельможного филантропа», пародии на известные уже стихи. Ведь и закрытие III отделения оплакивает у него «ретроград», фискал. Ориентация в поколениях классически выражена в стихотворениях «Просьба», «Отцы или дети?». Последнее написано в связи с романом Тургенева. Вспомним, что представители демократических кругов общества решительно не приняли роман, считая образ Базарова поклепом на них. Не будем разбирать сейчас, насколько они были правы, но в полемике против «Отцов и детей» участвовали и Щедрин, и Минаев. Один только Д. И. Писарев поднял Базарова на щит. Полемика подогревалась разрывом Тургенева с редакцией «Современника». И вспомним также, что «некрасовская школа» вообще стремилась изобразить передовых деятелей не в вымышленных образах, а в исторических образцах, дать их портреты для всякого колеблющегося «рыцаря на час». А портреты эти: Рылеев, Пестель, Шевченко, Добролюбов... Ясно, что Минаев не мог пощадить роман Тургенева. Он полемизирует с ним 1 . Шевляков Н.В. Русские остряки и остроты их. С. 111. в своей манере - шаржа, гротеска. Использует ритмику лермонтовского «Бородино», чтобы подчеркнуть, какая гигантская разница отделяет подлинную битву от современной литературной возни, в которой нет настоящих богатырей, и поле боя остается за «отцами». Кто ж нам милей: старик Кирсанов, На самом же деле, Минаев разрабатывает кодекс поведения «детей». В этом был вопрос времени, И сам он числился в «нигилистах», не подающих никаких надежд к исправлению. Таково было мнение полиции, следившей за ним неусыпно. Минаев берет под защиту роман Чернышевского «Что делать?», высмеивая либеральное опошление смысла произведения. Достигается цель «перепевом» ретроградных поучений против эмансипации женщины: ………. Знайте, о женщины: эмансипация Сбросив наряды душистые, бальные, Нет, позабудьте все пренья бесплодные, Чем утомляться в ученых вам прениях, («Просьба», 1862) 1 . Ошибка у Минаева: Коробочку звали Настасьей. Как у всякого поэта «некрасовской школы», у Минаева можно найти прямые развития мотивов учителя. Грустная картина: («Пейзаж», 1858) Минаев изображает трагедии в крестьянских семьях. Стихи из поэмы «Та или эта?» (или «Мишура», 1861) восходят к некрасовскому «Убогая и нарядная». В стихотворении «Сон великана» (1873) поэт символически изображает русский народ, могучая сила которого окончательно еще не пробудилась. В сказке «Кому на свете жить плохо» (1871) перепеваются мотивы некрасовской эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». В качестве главной причины, мешающей народу жить хорошо, Минаев вывел Глупость. Она и чванится собою, она пошла бродить по Руси, встречается с гордостью, скупостью, с жадностью и нищетой - источником всех болезней, со всеми «семью грехами» смертных. И все-таки всем грехам матерью оказывается Глупость: «Я Глупость всемогущая! Что б умники ни делали Все люди, мне покорные, Тут нет ни пародии на Некрасова, ни мести ему за муравьевскую оду. Минаев здесь, как и другие поэты «некрасовской школы», следует девизу Чернышевского, высказанному в статье «Не начало ли перемены?». Он присоединяется к Н. В. Успенскому: изображать народ без прикрас. Минаев жаждет сию минуту решить вопрос, поставленный в поэме Некрасова, и без тени поэтизации народа указать на коренной недостаток: доверчивость и беспросветную темноту. Эта проблема ставится Минаевым на уровне рассказа Успенского «Обоз» и на уровне «Истории одного города», всего «глуповского цикла» Салтыкова-Щедрина. Подвергается пересмотру Минаева и другая важная некрасовская тема, разработанная в стихотворении «Песнь Еремушке». В противовес ей Минаев пишет стихотворение «Песня Еремушки» (1866), т. е. Еремушка сам поет песню путнику Некрасову. И не без некоторого сарказма, приобретенного из горького опыта жизни, переосмысляет высокие лозунги и нравственные поучения; ведь они еще не подтверждены жизнью: «Полно, барин! Сядь на лесенку, - Пел ты с силой потрясающей Эка песня устарелая! Будь умнее... Бич бездарности, Братством, Истиной, Свободою Резкий выпад Минаева не подрывал у Некрасова доброго отношения к поэту. Некрасов укоризненные стихи понимал и принимал: они были справедливы. В сущности, для Минаева «перепев» «Песни Еремушке» - типичный случай. У него их много на темы самых разных поэтов. Иронизирует он и над статьей Салтыкова-Щедрина «Напрасные опасения» (1863), дававшей четкие ориентиры журналу «Современник» после того, как умер Добролюбов и был арестован Чернышевский. Главные мысли статьи: какова публика, такова и литература; надо верить, что еще поднимутся новые общественные силы. Конечно, Минаев всецело на стороне Салтыкова, но он оппонирует ему. Шли годы, и российский прогресс обманывал надежды. Пореформенная жизнь обновляла Россию. Но ложь буржуазного мира, нравственное растление людей вызывали возмущение поэта. Опасения все же оказывались не напрасными. Обновляется лишь «переплет» старых истин. Минаев, вслед за Щедриным, учил отыскивать в любом либерале притаившегося чинодрала: И - поскабливши либерала, («Напрасные опасения1885) Ум Минаева всецело направлен на утрирование великих истин, если уж они извращены в самой пореформенной обстановке. Он иронически относился к созданным русской литературой типам «лишнего человека», в том числе и к Базарову. Минаевская пародия под названием «Евгений Онегин нашего времени» направлена на вульгарное толкование Писаревым пушкинского романа в известной статье 1865 года. «Онегин, добрый мой приятель, А что идет за Базаровым? Минаев этим вопросом не задавался. Героев «Что делать?» не обсуждал, говорил только о женской эмансипации. «Мыслящий пролетарий» - вне поля его зрения. Единственное, о чем печется Минаев, - о моральной чистоте передовых проповедей, чтобы они не содержали в себе явных курьезов. Он озабочен громадным разрывом между словом, обращенным к народу, и народом. Не всегда доброе слово переходило в доброе дело. И только поэт одного не поймет: Об этом же самом скорбит поэт Минаев и в стихотворении «Насущный вопрос» (1868). Долго здесь краснобайствует либе- рал Гражданин перед толпой о великих благах российского прогресса: «Чего же вам недостает? Чего ж хотите?» - «Хлеба! хлеба». Та же пореформенная казуистика обмана народа выведена в сатирическом диалоге барина и мужика под названием «Свой своему вовсе не брат» (1871). Перед нами - великолепное продолжение разработки некрасовской встречи Оболта-Оболдуева с семью мужиками-правдоискателями. Я снова петь готов «вперед!» Справедливость требует сказать, что скептицизм у Минаева - черта «шестидесятника», очень важная, хотя, может быть, она и казалась современникам и ему самому признаком слабости. На смену «шестидесятникам» шли народники и новыми иллюзиями насчет улучшения жизни мужика. В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989, с. 76-83. Далее читайте:Сочинения:Думы и песни…, т. 1-2, СПб, 1863-1864; Собрание стихотворений, Л., 1947; Стихотворения и поэмы, Л., 1960. Литература:Добролюбов Н.А., Перепевы. Стихотворения обличительного поэта, Собрание сочинений, т. 6, М.-Л., 1963; Салтыков-Щедрин М.Е., В сумерках. Сатиры и песни Д.Д.Минаева, Полное собрание сочинений, т. 8, М., 1937; Беляева Л.А., Выступления Д.Д. Минаева в защиту вождей революционной демократии, в сборнике: Народ – герой русской литературы, Казань, 1966; История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962. Дмитрий Минаев ПРОВИНЦИАЛЬНЫМ ФАМУСОВЫМ Люди взгляда высшего, Книг вы захотите ли! Пусть для класса низшего Пишут сочинители. Для чего вам более Все людское знание? Нынче - травля славная, Завтра - скачка тройками То обед, где - главное Угостят настойками. То к родне отправишься, С дворнею - мучение… Ясно, что умаешься. Пусть зубрят приказные Те статьи ученые, Где идеи разны? Очень развращенные. Мы ж, допив шампанское, Спросим с удивлением: Дело ли дворянское Заниматься чтением? Розги необходимы, как энергические мотивы жизни. П. Юркевич Розог не бойтеся, дети! Знайте - ученым игривым Прутья ужасные эти Названы жизни мотивом. Пусть вырастают березы, Гибкие отпрыски ивы, - Вы, улыбаясь сквозь слезы, Молвите - это мотивы! Если ж случится вам ныне С плачем снести наказанье Что ж? и мотивы Россини Будят порою рыданья. Дети! отрите же слезы! Можете строгость снести вы: Прежде терпели ж вы лозы, Так и стерпите мотивы!.. 1861 ОТКРЫТИЕ Все люди - скоты. Не гордись, о смертный, Быстротой развитья: Господином Бланком Сделано открытье. Брось труды науки, Ей ни в чем не веря: Мир - стадообразный, Люди - хуже зверя. Все встречай на свете С чувством беззаботным: Господином Бланком Ты сравнен с животным. Лишь один вопрос есть В следующем роде: Так к какой же Бланка Отнести породе? ЮМОРИСТАМ Юмористы! смейтесь все вы, Только пусть ваш стих, Как улыбка юной девы, Будет чист и тих. Будьте скромны, как овечка, Смейтесь без тревог, Но от желчного словечка Сохрани вас бог!.. Без насмешки, без иголок, Весело для всех, Смейтесь так, чтоб не был колок Безобидный смех; Чтоб ребенок в колыбели Улыбнуться мог… От иной гражданской цели Сохрани вас бог!.. Смейтесь… ну хоть над природой, Ей ведь нет вреда, Над визитами, над модой Смейтесь, господа; Над ездой в телеге тряской Средь больших дорог… От знакомства с свистопляской Сохрани вас бог!.. Пойте песнь о стройном фронте, О ханже, хлыще, Только личностей не троньте, Смейтесь - вообще… И от кар, от обличений Вдоль и поперек От новейших всех учений Сохрани вас бог!.. ВИЛЬЯМУ ШЕКСПИРУ ОТ МИХАИЛА БУРБОНОВА Любезный друг Шекспир, талантлив ты, - не спорим, Тебе соперников не часто я встречал, Но все же, признаюсь, с большим смотрю я горем, Какую ложную дорогу ты избрал. Ты слишком горд, Шекспир, друзей забыл советы: Тебе б все древний мир, старинных хроник тьма, Где лишь какие-то Отелло да Макбеты, Иль датский принц, спрыгнувший вдруг с ума. Дай лучше драму нам, без всяких дальних споров, Военный быт рисуй, жизнь лагеря раскрой, Где б на коне скакал великий наш Суворов И манием руки за строем двигал строй. Ты вместо Дездемон, Корделий и Офелий, Без деклараторских ходулей и прикрас, На сцену выведи ефремовских камелий Тогда, тогда, Шекспир, почтут тебя у нас. Михаил Розенгейм Если дурен народ, если падает край, Зло проникло в него глубоко, Легкомысленно в том не тотчас обвиняй Учрежденья, законы его. Осторожно вглядись, обсуди и тогда К убежденью, быть может, придешь, Что в народе самом затаилась беда, Что закон сам собою хорош1. Михаил Бурбонов Если выйдет мужик из дверей кабака И его расшатает травник, Ты скажи, указав на него, мужика: "Утопает в разврате мужик". И тогда откупам сладко гимны запой: "Журналистика наша слепа: Ведь в народе самом затаился запой, Не виновны ни в чем откупа". Михаил Розенгейм Если зол ты на свет, точно правду любя, То не тронь в нем порядка вещей, Но исправь-ка сперва, мой почтенный, себя, Отучи от неправды людей". Михаил Бурбонов Если ты по призванью совсем не поэт, Но его только носишь ты сан, Не сердись на людей, что твой каждый куплет Им ужасней, чем сам кукельван. Михаил Розенгейм Если жидкость дурна, если скислось вино, То куда ты его ни налей, Только каждый сосуд замарает оно, Но не будет, не станет светлей2. Михаил Бурбонев Если ты благороден, как истинный росс Полицейских ни в чем не кори, Но по улицам невским не жги папирос И сигар никогда не кури. Михаил Розенгейм Если сплав нехорош, если дурен металл, То какой ни придай ему вид, В каждой форме, куда б отливать ты ни стал, Он пороки свои сохранит3. Михаил Бурбонов Если будешь журнал издавать на Руси, Хоть у нас их порядочный рой, По кварталам билеты везде разноси И при будках подписку открой. Михаил Розенгейм Ведь не случай один правит миром, о нет! И застою не может в нем быть, И дух века подаст в свое время совет, Как и что в нем должно изменить4. Михаил Бурбонов Если в жизни застой обличитель найдет, Ты на месте минуты не стой, Но пройдися по комнате взад и вперед И спроси его: где же застой? (1863) В собственном сердце и уме человека должна быть внутренняя полиция… От увлечений, ошибок горячего века Только "полиция в сердце" спасет человека; Только тогда уцелеет его идеал, Если в душе он откроет бессменный квартал. Мысль, например, расшалится в тебе не на шутку Тотчас ее посади ты в моральную будку; В голову ль вдруг западет неприличная блажь Пусть усмирит ее сердца недремлющий страж; Кровь закипит, забуянит в тебе через меру С ней, не стесняясь, прими полицейскую меру, Стань обличителем собственной злобы и лжи И на веревочке ум свой строптивый держи. Знайте ж, российские люди, и старцы, и дети: Только "с полицией в сердце" есть счастье на свете (1863) Дми́трий Дми́триевич Мина́ев (21 октября (2 ноября) 1835, Симбирск - 10 (22) июля 1889, там же) - русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.Родился в семье офицера, Дмитрия Ивановича Минаева, поэта, переводчика «Слова о полку Игореве». В 1847-1851 годах обучался в Дворянском полку (курса не окончил). ПРОВИНЦИАЛЬНЫМ ФАМУСОВЫМ Люди взгляда высшего, Нынче - травля славная, Пусть зубрят приказные ДЕТЯМ Розги необходимы как энер- П. Юркевич Розог не бойтеся, дети! Пусть вырастают березы, Если ж случится вам ныне Дети! отрите же слезы! 1860 или 1861 ЮМОРИСТАМ Юмористы! смейтесь все вы, Без насмешки, без иголок, Смейтесь... ну хоть над природой - Пойте песнь о стройном фронте, 1862 или 1863 СОВЕТ В собственном сердце и уме Н. Павлов От увлечений, ошибок горячего века Только тогда уцелеет его идеал, Мысль, например, расшалится в тебе не на шутку - В голову ль вдруг западет неприличная блажь - Кровь закипит, забуянит в тебе через меру - Стань обличителем собственной злобы и лжи Знайте ж, российские люди, и старцы и дети: От германского поэта Пусть рифмует через строчку Я стихом владею плохо, Каждый вечер по поэме, Начинающим поэтам Как писать такие песни Превосходная манера!.. Я постиг отлично тайну, Запою я песню звездам, Расскажу я в песне "к деве", Фимиам куря природе, Заведу я речь о неграх, Неожиданно сближая А затем, чтоб журналисты Мимоходом не надену Целый ряд живых событий И тогда согласным хором Поэт понимает, как плачут цветы, СМЕХ Всегда неподкупен, велик Наивно-прямой, как дитя, Струясь, как по камням вода, Сливаясь в густых облаках Смиряя рыданья порыв Стремление к лучшей судьбе Он сонную мысль шевелит ЖИТЕЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ Строго различаем мы с давнишних пор: Маленький воришка - пища для сатир, Маленького вора гонят со двора, Маленький воришка сцапал и пропал, Маленький воришка угодил в острог, Маленьким воришкам - мачеха зима, И они спокойно ждут законных кар... У ВХОДА В ПРЕССУ
"Кто там?" - "Я истина". - "Назад! ИСТОРИЯ ОДНОГО РОМАНИСТА Коротенькие мысли, коротенькие строчки, Публикацию подготовила Л.Цай Минаев Дмитрий ДмитриевичМ инаев Дмитрий Дмитриевич - известный поэт-юморист и переводчик (1835 - 1889), сын . Воспитывался в Дворянском полку. Недолго служил в Симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. Стихи Минаева стали появляться в печати с 1857 г. пригласил его сотрудничать в "Искру". С 1859 г. Минаев пишет свои многочисленные и грубоватые пародии, хлесткие сатиры, не всегда справедливые эпиграммы и ряд стихотворений юмористического характера. В 1862 г. он делается редактором "Гудка", но вскоре снимает свою подпись, не переставая сотрудничать в нем. Расцвета литературной деятельности Минаев достигает в конце 60-х и начале 70-х годов. Постоянно меняя свои псевдонимы ("Словарь псевдонимов" Карцева и насчитывает их более 29), Минаев был особенно популярен как "Д. Свияжский", "Обличительный поэт", "Темный человек" и "Майор Бурбонов". Из комедий Минаева - "Либерал" ("Отечественные Записки", 1870, № 12, и в сборнике "На перепутье", Санкт-Петербург, 1871), "Кассир" (написал вместе с С.Н. Худяковым, Санкт-Петербург, 1883) и "Спетая песня" ("Вестник Европы", 1874, № 5) или "Разоренное гнездо" (Санкт-Петербург, 1875), - ни одна не пользовалась успехом на сцене, хотя за последнюю Минаев получил от Академии Наук Уваровскую премию. Он выступал также в качестве полемиста в "Русском Слове", "Деле", обнаруживая и здесь присущую ему бойкость пера. Совершенно неудачны были его сказки в стихах для детей, как, например, "Дедушкины вечера" (Санкт-Петербург, 1880), "Новые новинки, песни да картинки" (Санкт-Петербург, 1882), "Теплое гнездышко" (Санкт-Петербург, 1882). Хорошо зная только по-французски, немного по-немецки и пользуясь подстрочными переводами других лиц с английского и итальянского, Минаев переделывал такие переводы (из Байрона, Шелли, Мольера, Гюго, Гейне, Данте) в гладкую стихотворную форму, часто далекую от подлинника. В литературно-артистических кругах его знали как автора колких эпиграмм на вся и все, человека, способного написать, без помарок, сатиру в несколько десятков строк. Изучительное версификаторство, природный, хотя не глубокий юмор ввели Минаева в сферу злободневности и выработали из него находчивого полемиста, автора бесчисленных рифм. Настоящий поэт растворился в море острословия; талант его, подтачиваемый пьянством, дал ему имя, но вскоре поблек. Минаев пережил свою славу и умер у себя забытым и одиноким. Сборники его стихотворений: "Перепевы" (Санкт-Петербург, 1859), "Думы и песни", 2 части (Санкт-Петербург, 1863 - 1864), "Здравия желаю" (Санкт-Петербург, 1867), "В сумерках" (Санкт-Петербург, 1868), "Песни и поэмы" (Санкт-Петербург, 1870), "Чем хата богата" (Санкт-Петербург, 1880), "Всем сестрам по серьгам" (Санкт-Петербург, 1881), "Не в бровь, а в глаз" (Санкт-Петербург, 1882; 2-е изд., 1898). Отдельно вышли: "Проказы черта на железной дороге" (Санкт-Петербург, 1862), "Евгений Онегин" (Санкт-Петербург, 3-е изд. 1877), "Людоеды, или Люди шестидесятых годов" (Санкт-Петербург, 1881) и мн. др. - См.: Н.А. Державин "Король рифмы" ("Исторический Вестник", 1914, № 7 и 8); ("Новая жизнь", 1913 и 1914, № 2, воспоминания); ("Новая жизнь", 1913, № 2); |
Читайте: |
---|
Популярное:
Саул, первый царь еврейский |
Новое
- Дмитрий Дмитриевич Минаев: биография
- Передача денег за квартиру
- Насколько законно и что делать?
- Кредиты под земельный участок в россельхозбанке
- Имеют ли право судебные приставы снимать деньги?
- Как приготовить сыроежки жареные с картошкой
- Селедка по-голландски (оригинальный рецепт)
- Салат с горбушей консервированной и рисом: новые рецепты с фото
- Курица с овощной подливкой Рецепт приготовления курицы в сливочном соусе
- Как заготовить малину на зиму — все вкусные рецепты Малина в собственном соку без стерилизации