Главная - Удаление
Основные музыкальные термины. Музыкальные термины в музыкальном воспитании детей. Названия и классификация

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК

АКЦЕНТ – выделение, подчёркивание отдельного звука или аккорда путём его динамического усиления.

АККОМПАНЕМЕНТ – сопровождение к мелодии, исполненное голосом или на музыкальном инструменте.

АЛЬТ – струнный, смычковый инструмент, чуть ниже по звучанию скрипки. Альт – низкий женский голос.

АРИЯ – в дословном переводе с итальянского –песня. Встречается в опере, оперетте, оратории, кантате.

АРФА – струнный щипковый инструмент.

БАЛАЛАЙКА – русский народный струнный щипковый инструмент.

БАРАБАН – это очень древний ударный инструмент.

БАЛЕТ – это музыкальный спектакль. В нём все герои танцуют в сопровождении оркестра. БАЛЕТ – это музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица балета свои чувства, переживания, эмоции и действия выражают посредством мимики и танцевальных движений.

БАРКАРОЛА – песня на воде. Песня лодочника в Венеции.

БЕЛЬКАНТО - родился этот стиль вокального пения в Италии. В переводе слово обозначает «прекрасное пение».

БАЯН – это разновидность гармони. Своё название инструмент получил по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна.

БЫЛИНЫ – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев.

ВАЛТОРНА – медный духовой инструмент по звучанию чуть ниже трубы. В переводе с немецкого означает – лесной рог.

ВАЛЬС – название бального танца, особенно популярного как в Европе, так и в России в 19 веке.

ВАРИАЦИИ – означает изменение. Есть музыкальная форма вариации А А1 А2 А3 А4…

ВИОЛОНЧЕЛЬ – струнный, смычковый инструмент, низкий по звучанию.

ВОКАЛИЗ – произведения для пения без слов. Слово это означает гласный звук, поющий.

ГАРМОНИЯ – последовательность аккордов вместе с мелодией.

ГИМН – торжественная песня, принятая как символ государства.

ГИТАРА – струнный инструмент. Родина Испания. Есть шестиструнная и семиструнная.

ГУСЛИ – старинный русский народный щипковый музыкальный инструмент.

ДИАПАЗОН – это расстояние от самого низкого звука, который может издать голос или музыкальный инструмент, до самого высокого.

ДИНАМИКА – сила звучания.

ДИРИЖЁР – руководитель оркестра или хора.

ЖАНР – слово, относящееся непосредственно к искусству, означает его разновидность, род, вид.

ЗАПЕВ – часть песни. Слова запева обычно не меняются, а остаются прежними

ЗАПЕВАЛО – человек, который начинает песню.

ЛЕГАТО

ДЖАЗ – жанр музыки, появившийся в 20 веке в Америке. Его первый творцы – негры. Особенность джаза, что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления, импровизируют на самых разных инструментах. У джаза есть любимые мелодии: СПИРИЧУЭЛ, БЛЮЗ .

ДИАПАЗОН – расстояние от самого низкого звука инструмента или голоса до самого высокого.

ДИНАМИКА – средство музыкальной выразительности. Сила звука.

ДУЭТ – ансамбль из двух исполнителей.

ИНТОНАЦИЯ – мелодический оборот, небольшой по протяжённости, но имеющий самостоятельное значение.

ИСПОЛНИТЕЛЬ – это музыкант, исполняющий музыкальное произведение голосом или на инструменте.

ИМПРОВИЗАЦИЯ – сочинение музыки во время её исполнения.

КАНТАТА – это большое вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

КВАРТЕТ - ансамбль из четырёх исполнителей.

КВИНТЕТ - ансамбль из пяти исполнителей.

КИФАРА

КЛАВИАТУРА – семейство чёрных и белых клавиш.

КОНСЕРВАТОРИЯ – высшая музыкальная школа, в которой музыканты, будущие исполнители и композиторы, получая определённые знания, совершенствуются в своём мастерстве.

КОНТРАБАС – струнный, смычковый инструмент самый низкий по звучанию из данной группы.

КОНЦЕРТ – виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра.

КОМПОЗИЦИЯ – вид художественного творчества, сочинение музыки.

КОНЦЕРТ – слово обозначает «состязаться». Исполняя концерт, солист как бы соревнуется с оркестром.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ – это плавная песня спокойного характера, которую напевает мама, укачивая своего малыша.

КОНТРДАНС – в переводе с английского – сельский танец.

КУПЛЕТ – раздел песни, в котором меняются слова.

КСИЛОФОН – ударный инструмент, в переводе с греческого языка означает «звучащее дерево». Состоит из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками.

ЛАД – означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. Лады музыки: мажор, минор, переменный.

ЛЕГАТО – штрих, характерный плавной игре.

ЛИТАВРЫ – инструмент участник симфонического оркестра, ударный инструмент. Имеет высоту звучания в отличии от других ударных.

ЛИРА – старинный инструмент, предшественник гитары.

ЛЮТНЯ – старинный инструмент.

МАЗУРКА – старинный польский танец, который покорил королей и знатных вельмож, а также звучал на сельских праздниках.

МЕЛОДИЯ – «душа музыки», одноголосно выраженная музыкальная мысль.

МЕНУЭТ – старинный французский танец.

МИНИАТЮРА – небольшая пьеса.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ – обобщённое отражение в музыкальном произведении внутреннего мира человека, его восприятие окружающей среды. Музыкальный образ может быть лирическим, драматическим, трагическим, эпическим, комедийным, лирико-драматическим, героическим и т.д.

МУЗЫКАНТ – человек, профессионально занимающийся каким-либо видом музыкальной деятельности: сочинением музыки, игрой на каком-либо инструменте, пением, дирижированием и т.д.

МЮЗИКЛ – развлекательное представление, которое появилось в 19 веке в Америке, в котором соединились музыка, танец, пение, сценическое действие.

НОКТЮРН – что в переводе с французского обозначает ночной. Это напевная, лирическая пьеса печального, мечтательного характера.

ОДА – в переводе с греческого – песня. Она исполняется на народных праздниках, вовремя торжественных процессий, восхваляла героев-победителей.

ОПЕРА – это музыкальный спектакль. В нём действующие лица поют в сопровождении оркестра.

ОПЕРЕТТА – это музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают. «Оперетта» - итальянское слово и означает буквально маленькая опера.

ОРГАН – старинный музыкальный инструмент, самый большой инструмент в мире.

ОРКЕСТР – коллектив людей совместно исполняющих инструментальные произведения.

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – был создан в 19 веке. В него вошли балалайки и домры, гусли, жалейки и баяны.

ПАРТИТУРА – особая нотная запись, которая объединяет все голоса инструментов оркестра.

ПАРТИЯ – часть музыкального произведения, порученная отдельному голосу или инструменту.

ПАСТОРАЛЬ – от латинского pastoralis – пастуший.

ПРЕЛЮДИЯ – небольшая инструментальная пьеса

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – музыка с определённым названием, написанная в основном на литературный сюжет.

ПЕСНЯ – самый распространённый жанр вокальной музыки.

ПОЛОНЕЗ – польский старинный танец – шествие. Открывал балы.

ПЬЕСА – это законченное музыкальное произведение небольшого размера.

РЕГИСТР – отрезок диапазона. Бывают регистры низкие, средние, высокие.

РЕКВИЕМ – траурное хоровое многочастное произведение, которое обычно исполняется с участием оркестра, органа и солистов.

РЕЧИТАТИВ – от итальянского – recitare – декламировать, читать вслух. Род музыки, которая интонационно воспроизводит речь. Полупение, полуговор.

РИТМ – соотношение и чередование длительностей звуков и акцентов.

РОКОКО – это стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

РОМАНС – сольная песня с инструментальным сопровождением.

СВИРЕЛЬ - русский народный инструмент.

СИМФОНИЯ – в переводе с греческого означает созвучие. Произведение для симфонического оркестра.

СКРИПКА – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. У неё нежный высокий голос.

СОНАТА – произошло от итальянского слова sonare –звучать. Инструментальный жанр музыки, её определяют как форму, охватывающую все характеры. В ней есть свой сюжет, свои персонажи – музыкальныые темы.

СТАККАТО – штрих, характерный отрывистой игре.

ТЕАТР – это мир сказок, удивительных приключений и превращений, мир добрых и злых волшебников.

ТЕМП – скорость исполнения музыкального произведения.

ТОНАЛЬНОСТЬ – средство музыкальной выразительности. Высота лада.

ТРИО – ансамбль из трёх исполнителей.

ТРУБА – один из самых древних медных духовых инструментов.

ТРОМБОН - медный духовой инструмент по высоте звучит ниже трубы и валторны.

ТУБА – медный духовой инструмент самый низкий по звучанию из данной группы.

УВЕРТЮРА - в переводе с французского – открытие, начало. Увертюра открывает спектакль, в ней мы получаем представление о спектакле в целом.

ФАКТУРА – это способ изложения музыкального материала.

ФРАГМЕНТ – это отрывок музыкального произведения.

ФЛЕЙТА – деревянный духовой инструмент. Инструмент самый высокий по звучанию из группы деревянных духовых.

ФОРМА – структура произведения. Соотношение отдельных частей музыкального произведения. Встречаются одночастные, двухчастные, трёхчастные, вариационные и т.д.

ЧЕЛЕСТА – ударный инструмент, изобретённый во Франции. Внешне челеста небольшое пианино. Клавиатура фортепианная, только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки. Звук у челесты тихий, красивый, нежный. На ней можно играть мелодию.

ШТРИХ – способ извлечения музыкального звука голосом или на инструменте.

ЭТЮД – небольшое инструментальное произведение для развития техники пальцев музыканта-исполнителя.


Вы попали в рубрику музыкальные термины, где мы обсудим все их понятия, значения, определения, покажем вам перевод с различных языков на русский, дадим список основных музыкальных определений и так далее. Ниже также идут статьи, которые более подробно раскрывают определенные термины. Их вы найдете в самом конце этой странице.

Музыкальные термины и их значение

Прежде чем говорить про музыкальные термины и их значение, для начала хочу привести вам один пример. Представим себе такую ситуацию. Вас с приятелем угостили пирожками. Он же съел, а ты не успел.

Ты у него спрашиваешь: «Ну как?» Он говорит: «Вкусно!» Однако, что ты сможешь понять из одного этого слова? Ты даже не знаешь, сладкий был пирожок или соленый. С яблоками или капустой. То есть, ничего не понятно.

Понятно только, что это вкусно. Ведь каждый кондитер составляет из различных мелочей свою булочку или пирожок.

Точно также и в музыке. Мелодия сама по себе очень красивая. Однако ее красота состоит из мелких деталей. Вот о них-то мы и поговорим.

Приемы для изменения звука, которые способствуют наибольшей выразительности в мелодии, в музыке называются нюансами.

Например, давайте возьмем такой нюанс, как громкость. С помощью громкости можно очень многое изменить в мелодии. Можно просто сыграть ровно. А можно сначала начать с тихого звучания с постепенно увеличивающейся громкостью. В общем, второй вариант получиться более выразительным чем первый.

Самый тихий звук в музыке называется pianissimo (пианиссимо) от итальянского слова piano (тихо). Чуть погромче будет просто piano (пиано) — просто тихо. Еще громче будет forte (форте) — громко. Если очень громко, то будет fortissimo (фортиссимо) — очень громко.

Также важен и сам переход из одного звука в другой. Например, можно играть очень отрывисто. Такой прием по-итальянски будет называться staccato (стаккато) — резко или отрывисто.

А можно сыграть плавно. Такой прием называется legato (легато) — плавно. То есть звук плавно переходит из одного в другой при этом как бы дополняя друг друга.

Ниже нарисован нотный стан. На нем написаны 10 нот.

Все ступени в гамме имеют свои латинские названия:

  1. l — это прима
  2. ll — секунда
  3. lll — терция
  4. lV — кварта
  5. V — квинта
  6. Vl — секста
  7. Vll — септима
  8. Vlll — октава
  9. lX — нона
  10. X — децима

Интервалы в музыке

Давайте поговорим об интервалах в музыке. Само по себе интервал обозначает расстояние. Ну а музыкальный интервал обозначает расстояние между музыкальными звуками по высоте.

В каждой гамме есть такие уже запланированные интервалы. Выше эти 10 интервалов приведены на латинском языке. Рекомендую запомнить их.

Какие существуют интервалы от ноты до (тоники) до всех остальных ступенек гаммы?

Существует довольно символический интервал. Между нотами в таком интервале практически нет никакой разницы. До — до это интервал между первой и первой же ступенью. Но он все-таки есть. Есть даже песни, которые начинаются с двух одинаковых нот.

Так вот, этому интервалу до-до есть название прима . Между до и ре второй ступенькой уже есть какая-то разница по высоте. Такой интервал будет называться секундо й .

Между первой и третьей ступенькой гаммы (между до и ми) есть интервал, который называется терция . Дальше идет кварта и так далее по нарастающей как в приведенном списке выше.

Наверное, многие спросят, из какого языка заимствовали все музыкальные термины. Стоит сказать, что основная база терминологии приходиться именно на итальянский язык. В принципе, тут не удивительно. Ведь сама музыка зародилась в Италии. Поэтому многие словари и учебники дают вам термины на итальянском языке.

В общем, как вы поняли, для более точного определения музыки и были придуманы специальные музыкальные термины. Есть даже специальные словари музыкальных терминов. С развитием музыки, приходят и новые термины.

Стоит сказать, что все эти термины писались не от балды. Все они утверждались на уровне комитетов европейских стран. После чего по этому стандарту начинали выпускать различные справочники и словари.

Обязательно изучите всю эту терминологию! Ведь без нее невозможно нормальное .

Самый известный музыкальный термин

Наверное, самый известный музыкальный термин, который был на слуху даже у тех, кто не близок к музыке, так это скрипичный ключ. Думаю, многие о нем слышали.

Этот ключ помогает музыкантам разобраться в записях нот. Это главный элемент на нотном стане.

Многие музыканты его чаще называют ключ соль, так как он находится на одной линейке ноты соль. Люди договорились писать скрипичный ключ именно на одной линейке чтобы музыкант потом смог легко сориентироваться в нотах.

Здесь мы рассмотрим музыкальные обозначения для нот. Вы узнаете, как называются и пишутся ноты. А также где какая нота должна находиться на нотном стане.

Вот список:

  • до (C) — пишется на добавочной линейке
  • ре (D) — под первой линейкой
  • ми (E) — на первой линейке
  • фа (F) — между первой и второй линейкой
  • соль (G) — на второй линейке
  • ля (A) — между второй и третьей линейкой
  • си (H или B) — на третьей линейке
  • до второй октавы вновь повторяет весь звукоряд

Итальянские музыкальные термины

Ниже вам будет доступен список, где расположены основные итальянские музыкальные термины для фортепиано.

  • Adagio – адажио – медленно, спокойно
  • Ad libitum – ад либитум – по усмотрению, по желанию, свободно
  • Agitato – аджитато — возбужденно, взволнованно
  • Alla marcia – алля марчиа –маршеобразно
  • Allegro – аллегро – весело, быстро
  • Allegretto – аллегретто, указание темпа, более медленного, чем аллегро
  • Animato — анимато – воодушевленно, оживленно
  • Andante — анданте – идущий, текущий; средний по скорости темп, соответствующий спокойному шагу
  • Andantino – андантино- темп более оживленный, чем анданте
  • Appassionato – аппасьонатто — страстно
  • Assai – ассаи — достаточно, довольно
  • A capriccio — а каприччьо – то же, что ад либитум
  • A tempo – а темпо – в темпе (то есть в основном темпе, указанном ранее)
  • Accelerando – аччелерандо – ускоряя
  • Calando – каляндо – уменьшая силу и скорость
  • Cantabile – кантабиле — певуче
  • Cantando – кантандо – певуче
  • Cappricciozo — капприччьозо – капризно
  • Con affetto – кон аффетто – с чувством, со страстью
  • Con anima – кон анима – с воодушевлением, с оживлением
  • Con brio – кон брио – с жаром
  • Con dolcezza – кон дольчецца – нежно, мягко
  • Con dolcherezza – кон дольчерецца – нежно, мягко
  • Con espressione – кон эспрессьёне – с выражением
  • Con forza – кон форца – с силой
  • Con moto – кон мото – подвижно
  • Con passion – кон пассьёне – со страстью
  • Con spirit – кон спирито – то же, что Con anima (кон анима)
  • Crescendo – крещендо – увеличивая силу звука
  • Da capo al fine – да капо аль фине – с начала до слова «конец»
  • Decrescendo – декрещендо – уменьшая силу звучания
  • Diminuendo – диминуэндо – уменьшая силу звучания
  • Dolce – дольче – мягко, нежно
  • Doloroso – долорозо – грустно, жалобно
  • Energico – энерджико – энергично
  • Espressivo – эспрессиво – выразительно
  • Forte (в нотной записи часто f) – форте – громко, сильно (подробнее)
  • Fortissimo – фортиссимо – очень громко, очень сильно
  • Grazioso – грацьёзо – грациозно
  • Grave – граве – важно, тяжеловесно
  • Largo – лярго – широко; весьма медленный темп
  • Legato – легато – плавно, связно (подробнее)
  • Lento – ленто – медленно
  • Leggiero – леджьеро – легко
  • Lugubre – люгубре – мрачно
  • Maestoso – маестозо – торжественно, величаво
  • Marcato – маркато – подчеркивая
  • Marciale – марчиале – маршеобразно
  • Mezza voze – мецца воче – вполголоса
  • Mezzo piano (в нотной записи часто mp) – меццо пьяно – не очень тихо (подробнее)
  • Mezzo forte (в нотной записи часто mf) – меццо форте – не очень громко (подробнее)
  • Misteriozo –мистерьёзо – таинственно
  • Moderato – модерато – умеренно
  • Molto –мольто – весьма, очень много
  • Non – нон – не
  • Non troppo – нон тропо – не слишком
  • Piano (в нотной записи часто p) – тихо (подробнее)
  • Pianissimo – пианиссимо – очень тихо (подробнее)
  • Poco a poco – поко а поко – мало-помалу, постепенно
  • Presto – престо – быстро
  • Ritenuto – ритенуто – замедляя движение
  • Rizoluto – ризолюто – решительно
  • Rubato – рубато – в свободном темпе (подробнее)
  • Semplice – семпличе – просто
  • Sempre – семпре – всегда, постоянно
  • Simile – симиле – подобно (предыдущему)
  • Shcerzando – скерцандо – шутливо
  • Scherzoso – скерцозо – шутливо
  • Smorzando – сморцандо – замирая
  • Sostenuto – состенуто – сдержанно, не спеша
  • Sotto voce – сотто воче – вполголоса
  • Spirituozo – спиритуозо – одухотворенно
  • Staccato – стаккато – отрывистоеп исполнение звуков; противоположность легато (подробнее)
  • Tranquillo – транквилло – спокойно
  • Tranquillamente –транквилляменте — спокойно
  • Vivace – виваче – скоро, живо
  • Vivo – виво – темп, более быстрый, чем allegro (аллегро), но более медленный, чем presto (престо)

Теперь вы знаете, что такое музыкальные термины и для чего они нужны. Мы с вами рассмотрели лишь небольшую базу или список определений. Все конечно же тут мы не раскроем. Но тем не менее я рекомендую вам обратить внимание на статьи, которые идут ниже. Они более подробно раскрывают определенные термины. Поэтому рекомендую на них тоже обратить внимание.

Сказать спасибо кнопками ниже:

26.04.2012

Узнаете все про такое музыкальное направление, как кавер версия песен. Разберем особенности, послушаем примеры самых лучших композиций, затронем много других важных вопросов.

26.04.2012

Разберем, что такое Bonus track и для чего его используют в музыкальных альбомах многих исполнителей.

Терминология музыки охватывает различные музыкальные области: в том числе динамику, темп, нотное письмо, характер исполнения, а так же способы трактовки произведения. Доминирующим языком музыкальной терминологии является итальянский язык. Интересным фактом стоит отметить то, что даже Моцарт писал иные из своих опер на итальянском языке.

До XVIII века не существовало новейшего обилия в определении темпов исполнения. В прошлом темп определялся метроритмом, так как длительность звука (целая, половинная, четвертная и т.д) почиталась абсолютной величиной.

Неточность и субъективность представлений о длительности порою ставило музыкантов в сложное положение. Вполне вероятно, что первые музыкальные термины-понятия появились для более точного определения динамики и темпа. В XIX веке специализация музыкантов резко возросла, и композиторы постепенно перестали быть исполнителями, как это было в прошлом. Последнее породило увеличение количества терминов используемых в нотной записи.

В начале того же века Мельцель сконструировал метроном, что позволило точно определять темп при исполнении музыкальных произведений. Л. Бетховен, к примеру, пользовался метрономом более охотно, нежели словесной терминологией. В свои последние сочинения Бетховен вводит немецкую речь, дабы более точно определить дух и эмоции музыки.

В XX веке в большинстве стран родной язык стал преобладать над итальянским при записи музыки на ноты. На международную музыкальную терминологию громадное влияние оказал К. Дебюсси, изысканные термины которого пленили многих композиторов. А. Скрябин, к примеру, вдохновленный К. Дебюсси, начал применять французский язык, выдумывая новые не менее оригинальные термины. И все-таки, несмотря на прогрессивнейшие веяния последних столетий именно итальянский язык сохранил свое интернациональное значение в музыкальной грамоте.

Я выписал наиболее часто употребляемые итальянские термины необходимые в творчестве музыканту, т.к. иногда тубисты даже не знают, что обозначает или подразумевает конкретный термин в разучиваемых произведениях.


ТЕРМИНЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕМПА И ЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

Медленные темпы:

  • lento (ленто) - медленно, слабо, тихо
  • lento assai (ленто ассаи) - очень медленно
  • lento di molto (ленто ди мольто) - очень медленно
  • largo (ларго) - широко, медленно
  • largo assai (ларго ассаи) - очень широко
  • largo di molto (ларго ди мольто) - очень широко
  • largo un poco (ларго ун поко) - немного шире
  • adagio (адажио) - медленно
  • grave (граве) - значительно, торжественно, величаво, тяжело


Умеренные темпы:

  • andante (анданте) - шагом, грациозное движение
  • andante cantabile (анданте кантабиле) - медленно и певуче
  • andante maestoso (анданте маэстозо) - медленно и величественно
  • andante pastorale (анданте пасторале) - медленно пасторально
  • andante vivace (анданте виваче) - живо и пылко
  • andantino (андантино) - скорее, нежели анданте
  • moderato (модерато) - умеренно, сдержанно
  • allegretto (аллегретто) - оживлённо

Быстрые темпы:

  • allegro (аллегро) - скоро
  • vivo, vivace (виво, виваче) - быстро, живо


Очень быстрые темпы:

  • Presto, prestissimo (престо, престиссимо) - быстро, в высшей степени быстро


Иные термины характеризующие музыкальную эмоциональность:

  • abbandono (аббандоно) - удрученно, подавленно
  • abbandonamente (аббандонаменте) - удрученно, подавленно
  • accarezzevole (аккарэццеволэ) - ласково
  • affettuoso (аффеттуозо) - сердечно
  • agitato (ажитато) - возбужденно, взволнованно
  • amabile (амабилэ) - приятно
  • alla (алля) - в роде, в духе
  • alla marcia (алля марчьа) - в духе марша
  • alla polacca (алля полякка) - в духе польского
  • amoroso (аморозо) - любовно
  • animato (анимато) - воодушевленно, оживленно
  • appassionato (аппассионато) - страстно
  • ardente (ардентэ) - с жаром
  • brillante (брилльянтэ) - блестяще
  • buffo (буффо) - комически
  • burlesco (бурлеско) - комически
  • cantabile (кантабиле) - певуче
  • capriccioso (каприччиозо) - капризно
  • con amore (кон аморе) - с любовью
  • con anima (кон анима) - с воодушевлением, с оживлением
  • con bravura (кон бравура) - блестяще
  • con brio (кон брио) - с жаром
  • con calore (кон калоре) - с жаром
  • con dolcezza (кон дольчецца) - нежно, мягко
  • con dolore (кон долоре) - с грустью
  • con espressione (кон эспрессионе) - с выражением
  • con forza (кон форца) - с силой
  • con fuoco (кон фуоко) - с огнём
  • con grazia (кон грация) - с грацией
  • con malinconia (кон малинкониа) - меланхолично
  • con moto (кон мотто) - подвижно
  • con passione (кон пассьёне) - со страстью
  • con spirito (кон спирито) - с воодушевлением
  • con tenerezza (кон тэнэрецца) - с нежностью
  • con vigore (кон вигоре) - мужественно
  • deciso (дэчизо) - решительно
  • dolce (дольче) - нежно
  • dolcissimo (дольчиссимо) - очень нежно
  • dolente (долентэ) - грустно, жалобно
  • doloroso (долорозо) - грустно, печально
  • elegante (элегантэ) - изящно, красиво
  • elegaco (эледжъяко) - жалобно, грустно
  • energico (энерджико) - энергично
  • eroico (эроико) - героически
  • espressivo (эспрессиво) - выразительно
  • flebile (флебиле) - жалобно
  • feroce (фэроче) - дико
  • festivo (фэстиво) - празднично
  • fiero (фиеро) - дико
  • fresco (фрэско) - свежо
  • funebre (фунэбре) - похоронно
  • furioso (фурьёзо) - бешено
  • giocoso (джъёкозо) - шутливо, игриво
  • gioioso (джьойозо) радостно, весело
  • grandioso (грандиозо) - пышно, великолепно
  • grazioso (грациозо) - грациозно
  • guerriero (гуэрьэро) - воинственно
  • imperioso (империозо) - повелительно
  • impetuoso (импетуозо) - стремительно, бурно
  • innocente (инночентэ) - невинно, просто
  • lagrimoso (лагримозо) - плачевно
  • languido (лангуидо) - с изнеможением, бессильно
  • lamentabile (ламентабиле) - жалобно
  • leggiero (деджьэро) - легко
  • leggierissimo (леджьериссимо) очень легко
  • lugubre (люгубре) - мрачно
  • lusingando (люзингандо) - льстиво
  • maestoso (маэстозо) - торжественно, величаво
  • malinconico (малинконико) - меланхолично
  • marcato (маркато) - подчёркивая
  • marciale (марчиале) - маршеобразно
  • marziale (марцьяле) воинственно
  • mesto (мэсто) - печально
  • misterioso (мистериозо) - таинственно
  • parlando (парляндо) - речитативно
  • pastorale (пасторале) - пастушески
  • patetico (патетико) - страстно
  • pesante (пезанте) - грузно, тяжеловесно
  • piangendo (пьянджендо) - плачевно
  • pomposo (помпозо) - великолепно, с блеском
  • quieto (киэто) - спокойно
  • recitando (речитандо) - рассказывая
  • religioso (релиджьозо) - благоговейно
  • rigoroso (ригорозо) - строго, точно
  • risoluto (ризолюто) - решительно
  • rustico (рустико) - в деревенском стиле
  • scherzando (скерцандо) - шутливо
  • scherzoso (скерцозо) - шутливо
  • semplice (сэмпличе) - просто
  • sensibile (сэнсибиле) - чувствительно
  • serioso (серьозо) - серьезно
  • soave (соаве) - приветливо
  • soavemente (соавементе) - приветливо
  • sonore (соноре) - звучно
  • spianato (спьянато) - с простотой
  • spirituoso (спиритуозо) - одухотворённо
  • strepitoso (стрепитозо) - шумно, бурно
  • teneramente (тэнераменте) - нежно
  • tranquillo (транкуильлё) - спокойно
  • vigoroso (вигорозо) - сильно, бодро

Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе:

  • a capella (а капэлла) - хором, без инструментального сопроводждения
  • a due (или a 2) (а дуэ) - вдвоем исполнять одну и ту же партию
  • ad libitum (ад либитум) - по желанию: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
  • arco (арко) - буквально «смычок»: указание coll arco для исполнителей на струнных инструментах - играть смычком, а не пиццикато
  • attacca (аттакка) - переход к следующей части без перерыва
  • a tempo (а темпо) - возвращение к первоначальному темпу после его изменения.
  • basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) - «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации
  • basso ostinato (бассо остинато) - буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
  • ben (бэн) - хорошо
  • blue note (англ.) - в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза)
  • coda (кода) заключение
  • col (коль) - с
  • come (комэ) -как
  • con (кон) - с
  • da capo (да капо) - «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
  • dal segno (даль сеньо) - «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака; сокращенно D.S.
  • diminuendo (диминуэндо) - динамическое указание, аналогичное decrescendo
  • divisi (дивизии) - разделение (однородным инструментам или голосам исполнять разные партии)
  • e, ed (э, эд) - и
  • fine (фине) - конец (традиционное обозначение в партитуре)
  • forte (форте) - обозначение выразительности: громко; сокращенно
  • ma (ма) - но
  • mezza voce (мецца воче) - вполголоса
  • mezzo forte (меццо фортэ) - не очень громко
  • molto (мольто) - очень; обозначение темпа: molto adagio - обозначение темпа: очень медленно
  • non (нон) - не
  • non troppo (нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo - обозначение темпа: не слишком быстро
  • obligato (облигато) - 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира
  • opus (опус) (лат. opus, «произведение»; сокращенно - ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора
  • ostinato (остинато) - многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто - в басовых голосах)
  • poi (пои) - потом
  • perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца
  • pianissimo (пианиссимо) - очень тихо; сокращенно: pp
  • piano (пиано) - тихо; сокращенно: p
  • piu (пиу) - больше; piu allegro - обозначение темпа: быстрее
  • pizzicato (пиццикато) - щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами
  • portamento (портаменто) - скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных
  • portato (портато) - способ звукоизвлечения, между legato и staccato
  • quasi (куази) - как бы
  • rallentando (раллентандо) - обозначение темпа: постепенно замедляя
  • recitative (cокращенно recit.) (речитативо) - речитативно
  • ripieno (рипиено) - в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti
  • ritardando (ритардандо) - обозначение темпа: постепенно замедляя
  • ritenuto (ритенуто) - обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando
  • rubato (рубато) - гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности
  • scherzando (скэрцандо) - игриво
  • segue (сегуэ) - одинаково с предыдущим
  • senza (сэнца) - без
  • simile (симиле) - одинаково с предыдущим
  • solo (солё) - один
  • soli (соли) - множественное число от соло, т.е. больше чем один солист
  • sostenuto (состэнуто) - обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу
  • sotto voce (сотто вочэ) - обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно
  • staccato (стаккато) - отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения - legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой
  • stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо) - оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста
  • sforzando (сфорцандо) - внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно sf
  • segue (сэгуэ) - продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre)
  • semibreve (сэмибреве) - целая нота
  • tace (таче) - молчи
  • tacet (тачет) - молчит
  • tutti (тутти) - все (например весь оркестр)
  • tenuto (тэнуто) - выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности
  • unisono (унисоно) - в унисон
  • voce (воче) - голос
  • voci (вочи) - голоса

продолжение следует...




Элементарная теория музыки

Аккомпанемент -музыкальное сопровождение солиста (певца, инструменталиста, ансамбля, танца, гимнастических упражнений и т. д.
Аккорд (созвучие) - одновременное звучание трех или более звуков, различных по высоте, названию.
Акцент (ударение) - подчеркивание какого-либо звука, аккорда. А. имеет различные графические обозначения: >, V , ^ , sf и т. д. Они проставляются в вокальных (сольных и хоровых) партиях над нотоносцем (при отсутствии текста); в инструментальных произведениях. А. может проставляться между нотными строками или над каждой в отдельности в зависимости от исполнительской выразительности.
Альтерация - повышение или понижение звука на полутон или тон с помощью знаков: # (диез) повышает на полутон; b (бемоль) понижает на полутон; - (бекар) отменяет диез или бемоль и т. д.
Ансамбль (вместе). 1. Музыкальное произведение для нескольких исполнителей: дуэт (двое исполнителей), трио или терцет (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д. 2. Единый художественный коллектив. 3. Слитность, согласованность хорового исполнения.
Аппликатура — обозначение в нотах правильного чередования пальцев для удобства игры на музыкальных инструментах.
Арпеджио — последовательное исполнение в аккорде звуков одного за другим.
Вольта — графическое обозначение повторения предыдущего музыкального отрывка, который обозначается так:

Гамма — звукоряд — последовательное звучание ступеней лада в восходящем и нисходящем движениях. Наиболее распространены Г. диатоническая (из 7 ступеней) и хроматическая (из 12 ступеней).
Гармонизация — инструментальное сопровождение мелодии, написанное в народном или других стилях.
Гармония. 1. Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности. 2. Учебный предмет в теории музыки.
Диапазон — звуковые возможности певческого голоса или какого-либо инструмента, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса (инструмента).
Динамика (сила) — использование усиления или ослабления звучания как выразительного средства исполнения. Основные графические обозначения Д.: f (форте) — громко, р (пиано) — тихо, mf (меццо форте) — умеренно громко, mр (меццо пиано) — умеренно тихо, crescendo (крещендо) — усиливая, diminuendo (диминуэндо) — ослабляя и др.
Длительность — свойство звука, определяющее его протяженность. Основным обозначением длительности служит целая нота, равная двум половинным нотам, четырем четвертным нотам, восьми восьмым потам и т. д.

Доля — единица музыкального времени (звучания), разделяющаяся на сильную (ударную), слабую (безударную).
Диссонанс — созвучие, в котором звуки не сочетаются, вызывают ощущение согласованности.
Жанр - понятие определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т.п.).
Затакт - начало музыкального произведения со слабой доли.

Звук музыкальный - колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, длительность, тембр, динамику (силу).
Звукоряд - последовательность основных ступеней лада: до, ре, ми, фа,соль, ля, си.
Импровизация - творческая деятельность непосредственно во время исполнения, т.е. придумывание своих вариантов песен, танцев, маршировок и т.д.
Интервал - расстояние между двумя различными по высоте звуками, из которых нижний называется основанием, верхний - вершиной, например прима (повторение одного и того же звука), секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и т.д.
Интонация - мелодический оборот, мельчайшее музыкальное построение, обладающее самостоятельной выразительностью.
Ключ - знак, который определяет высоту и название звука и проставляется в начале нотной сроки. Наиболее употребительны:

скрипичный басовый

(соль - на второй линейке), (фа - на четвертой линейке).

Консонанс - созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга.
Лад - соотношение, взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.
Легато - связанное исполнение нескольких звуков.
Лига - графическое изображение в виде дуги (вогнутой или выгнутой), которая обозначает связанное исполнение нескольких звуков разной высоты, увеличение длительности одного звука, объединение звуков, исполняемых в песне на один слог.

Мелизмы -своеобразные музыкальные украшения одного звука:

Мажор - ладовое звучание, передающее чаще всего светлое, радостное настроение музыки.
Мелодия — одноголосная последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием.
Метр - последовательное чередование сильных и слабых долей в такте.
Минор — ладовое звучание, передающее чаще всего задумчивое, грустное настроение музыки.
Многоголосие — созвучное сочетание нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).
Модуляция — логичный, интонационный переход в другую тональность.
Мотив — наименьшее музыкальное построение, содержит обычно одну сильную долю.
Музыкальная грамота — элементарные знания в области теории музыки.
Нота — графическое изображение звука.
Нотный стан (нотоносец) — графическое изображение из пяти горизонтальных параллельных линий для записи нот.
Нюанс — оттенок, подчеркивающий характер звучания музыки.
Пауза — знак, прерывающий музыкальное звучание на определенный отрезок времени и соответствующий длительностям нот.

Полутон — наименьшее расстояние между двумя звуками, различными по высоте.
Размер — количество сильных и слабых долей определенной длительности, образующих такт; изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли, в числителе — количество таких долей. Выставляется в начале произведения, на каждом нотоносце отдельно, после ключевых знаков, и сохраняется значение до конца произведения или до перемены старого размера такта и установления нового. Например: 2/4, ѕ, 6/8 и т. д.
Регистр — определяет звуковой диапазон музыкального инструмента, певческого голоса и различается на высокий, средний и низкий.
Ритм — последовательное чередование звуков (различной высоты и длительности), имеющих смысловое и выразительное значение.
Синкопа - смещение звукового ударения с сильной доли такта на слабую.
Стаккато - исполнительский прием, характеризующийся коротким, отрывистым звучанием.
Ступени лада - звуки, имеющие следующие обозначения:

Такт — небольшой отрезок музыкального произведения, заключенный между двумя сильными долями (начинается с сильной и заканчивается перед сильной) Т. разделен на нотной строке тактовой чертой (вертикальной линией).
Темп — скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначения Т проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке, например: умеренно — moderate (модерато), быстро — allegro (аллегро), протяжно — adagio (адажио).
Тон — расстояние между двумя звуками, включающее два полутона.
Тональность — конкретная высота звуков определенного лада, характерного для того или иного произведения. Т. имеет свои ключевые знаки и обусловливается положением тоники на той или иной ступени звукоряда.
Транспозиция (транспонировка) — исполнение произведения (песни, пьесы) в другой тональности.
Трезвучие — аккорд, в котором три звука расположены по терциям (например, до-ми-соль). Т. может быть мажорным или минорным и, таким образом, определять лад.
Фактура —сочетание различных средств музыкальной выразительности: мелодия, аккомпанемент, отдельные голоса, подголоски, тема и т. д.
Фермата — графическое обозначение дополнительного продления, звучания в целях большей выразительности.

Форма музыкальная — в широком понимании сочетает выразительные средства: мелодию, ритм, гармонию, структуру. В узком понимании Ф. — это структура произведения, например двухчастная и трехчастная формы.
Хроматизм — полутоновое изменение высоты звуков с помощью знаков альтерации.

Вокально-хоровое искусство

А капелла — многоголосное, преимущественно хоровое пенис без инструментального сопровождения.
Вокализация — певческий, исполнительский прием распевания на гласные звуки.
Вокальная музыка — предназначена для пения. Различают три основных вида пения: сольное (один исполнитель), ансамблевое (дуэты, трио и т. д.), хоровое (коллективное исполнение, одноголосное или многоголосное, с сопровождением или а капелла).
Вокальное искусство — певческое мастерство.
Детонирование — неправильное, неточное звучание.
Диапазон — звуковой объем певческого голоса.
Дикция — четкое, внятное, выразительное произношение слов.
Запев - начало сольной или хоровой песни.
Кантилена - напевная, плавная, манера исполнения.
Припев - часть песни (в куплетной форме), исполняемая на один и тот же текст.

Танец

Бульба — белорусская народная песня-пляска оживленного, веселого характера, имеющая двухдольный размер.
Вальс — бальный танец плавного, умеренно быстрого характера, имеющего трехдольный размер.
Галоп — бальный танец, темп стремительно быстрый; размер две четверти.
Гопак — украинский народный танец, быстрый, стремительный, основанный на больших прыжках; размер две четверти.
Краковяк — польский народным танец, оживленного характера; размер две четверти; ритм с характерными синкопами.
Лявониха - белорусская народная песня-пляска живого, веселого характера с подчеркнутыми притопами в конце каждой музыкальной фразы; темп быстрый; размер две четверти.
Мазурка — польский народный танец с характерным острым ритмом; размер трехдольный.
Менуэт — старинный французский бальный танец плавного, несколько кокетливого характера; размер три четверти; темп ускоренный.
Полька — чешский народный парный танец веселого, легкого, подвижного характера; размер двухдольный; темп быстрый.
Хоровод — массовая игра, с пением и движениями по кругу.

Элементы танцевальных движений

Бегунец И. п.: ноги в основной стойке (пятки вместе, носки врозь). Оттолкнуться левой ногой и сделать небольшой прыжок вперед правой ногой (счет «раз»), мягко на нее опустившись; затем продвинуться вперед на легком беге: левой ногой (счет «и»), правой ногой (счет «два»). После этого начинать те же движения с левой ноги (прыжок, перебежка и т. д.).
Боковой галоп — элемент танца, разучивается на счет: «раз и, два и». И. п.: основная стойка. Движения легкие, пружинящие. На «раз» — небольшой шаг с подскоком правой ногой в сторону (с носка ноги, слегка сгибая колени); на «и» — приземлиться на левую; на «два и» — повторить движения.
Дробный шаг. И. п.: ступни параллельно, колени слегка согнуты. Выполняется ритмично, на месте, на всей ступне с быстро чередующимися притопами: правой, левой, правой и т. д.
Ковырялочка — элемент танца. И. п.: ноги в основной стойке. Выполняется на счет «раз и, два и». На «раз и» — небольшой подскок на левой ноге, одновременно правую отвести в сторону, коснувшись носком пола, слегка согнутое колено повернуть внутрь; на «два и» — сделать второй подскок на левой ноге, правую поставить на пятку, колено повернуть наружу.
Па-де-баск — элемент танца. И. п.: ноги d основной стойке. Выполняется на счет «и раз, и два». На «и» — небольшой прыжок, толчком левой ноги, правую вынести вперед-вправо (невысоко над полом); на «раз» — приземлиться на правую ногу, левую согнуть, колено наружу; на «и» - шаг левой ногой, слегка сгибая колено, правую поднять; на «два» - шаг правой ногой, слегка сгибая колено, левую приподнять и слегка согнуть.
Русский переменный шаг. И. п.: основная стойка. Выполняется на счет «раз и два и» На «раз» - шаг правой ногой вперед с носка; на «и» - небольшой шаг левой ногой на носок (пятка поднята невысоко); на «два и» - небольшой шаг правой ногой вперед с носка. Затем движения выполняются с левой ноги.
Русский хороводный шаг. И. п.: ноги в третьей позиции (пятка правой ноги приставляется к середине левой ступни). Движения представляют собой плавный поочередный шаг каждой ногой с коска.
Шаг вальса (гимнастический). И. п.: стойка на носках. Выполняется на счет- «раз два три». На «раз» - шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, слегка сгибая колено (мягко пружиня); на «два, три» - два небольших шага вперед левой затем правой ногой на носках (ноги прямые).
Шаг вальса (танцевальный). И. п.: стойка на носках. Исполняется, как и предыдущий шаг, но на беге, стремительно.
Шаг польки . И. п.: ноги в третьей позиции. Выполняется на счет «и раз, и два» На «и» — маленький скользящий подскок на левой ноге вперед, правую слегка приподнять вперед; на «раз» - шаг правой вперед на носок; на «и» - приставить левую ногу сзади к правой (третья позиция); на «два» — шаг правой ногой вперед.
Шаг с припаданием . И. п.: ноги в основной стойке. Выполняется на счет «и раз, и два». На «и» — правую ногу приподнять в сторону, вправо; на «раз» — сделать небольшой шаг с носка на всю ступню, слегка сгибая колено, одновременно левую, согнутую в колене ногу, приподнять; на «и» — выпрямляя ноги, встать на-носок левой ноги (сзади правой), правую отвести в сторону; на «два и»— повторить движения.
Шаг с притопом . И. п.: ступни параллельно, колени слегка согнуты. Выполняется на счет «раз, два». На «раз» — небольшой шаг с ударом правой ноги об пол, на «два» — такой же шаг левой ногой.

Аккомпанемент - инструментальное или вокальное сопровождение одного или более солирующих голосов.
Аккорд - созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Акцент - силовое выделение отдельного звука. В нотописи акцент отмечается особыми знаками.
Альт -1. Низкий женский голос (в хоре). 2. Струнный смычковый инструмент, внешне похож на скрипку, но несколько больше ее и ниже по звучанию.
Альтовый ключ - один из видов ключей до. Помещается на третьей линии нотоносца и обозначает, что на этой линии находится нота до первой октавы. В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта.
Ансамбль - совместная игра или пение (например, дуэт, терцет или трио, квартет, квинтет и т. д.). Оркестр также является одним из видов ансамбля.
Аппликатура - наиболее удобный выбор пальцев при игре на музыкальных инструментах. Обозначается цифрой над или под нотой.
Ария - музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра, являющееся частью оперы, оратории или кантаты.
Арпеджио - исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно одного звука за другим. Обозначается особым знаком, выставляемым перед аккордом.
Баритон -1. Средний мужской голос. Для баритона написаны, например, партии Руслана в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, Игоря в опере «Князь Игорь» А. Бородина, Онегина в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. 2. Медный духовой инструмент, входящий в состав духового оркестра.
Бас -1. Низкий мужской голос. Для баса написаны, например, партии Сусанина в опере «Иван Сусанин» МГлинки, Пимена в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, Гремина в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. 2. Низкий голос в многоголосном музыкальном произведении.
Басовый ключ - знак, который обозначает, что нота фа малой октавы находится на четвертой линии нотоносца.
Бекар -отказ-знак, отменяющий действие диеза или бемоля.
Бемоль (Ь) - знак, понижающий звук на полтона.
Вариации - инструментальное произведение, в основе которого лежит тема песенного, танцевального характера. Далее следует ряд повторений темы с различными изменениями и усложнениями.
Вводные звуки -звуки, окружающие тонику лада (Vlhn II ступени).
Вводные септаккорды - септаккорды, построенные на VII ступени лада (вводном тоне). В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают малые (если септима малая) и уменьшенные (если септима уменьшенная).
Вводный тон - один из звуков соседних с тоникой лада; верхний вводный тон - II ступень, нижний вводный тон-VII ступень.
Вокальная музыка - музыка для пения. К вокальной музыке относятся песни, романсы, арии, хоровые произведения. В опере вокальная музыка занимает ведущее место.
Вольта - знак, указывающий на повторение части музыкального произведения с другим окончанием. Обозначается цифрами1,2
Гамма - звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения.
Гармонический интервал - интервал, звуки которого взяты одновременно.
Гармонический мажор - мажор с пониженной VI ступенью.
Гармонический минор - минор с повышенной VII ступенью.
Гармония - 1. Одно из выразительных средств музыки. Последования аккордов или голосов, которые сопровождают основную мелодию музыкального произведения. 2. Наука об аккордах и их связях.
Главные ступени лада - первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).
Главные трезвучия - трезвучия, построенные на главных ступенях лада: тоническое трезвучие - на I ступени, доминантовое трезвучие - на V ступени и субдоминантовое трезвучие - на IV ступени.
Группетто (мелизм) -мелодическая фигура из четырех нот. Исполняется - верхний вспомогательный (находящийся на секунду выше основного звука), основной звук, нижний вспомогательный (находящийся на секунду ниже основного звука) и снова основной звук.
Группировка длительностей звуков в тактах - распределение нот в группы в зависимости от размера такта.
Децима - интервал, который содержит десять ступеней (терция через октаву). Децима называется большой, если она состоит из восьми тонов. Децима называется малой, если она состоит из семи с половиной тонов. Большая децима обозначается б. 10, малая-м. 10.
Диапазон - звуковой объем данного голоса или музыкального инструмента; определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуками данного голоса или инструмента.
Диатоническая гамма - гамма, в которой ни одна ступень не повторяется в измененном посредством альтерации виде.
Диатонические интервалы - интервалы, которые возможны между основными ступенями диатонических ладов (чистые, большие, малые и тритоны).
Диатонические лады - лады без употребления альтерации, то есть без хроматического повышения или понижения ступеней (натуральный мажор и минор, а также лады, встречающиеся в народной музыке: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, пятиступенные лады).
Диатонический полутон - полутон, образуемый смеж¬ными звуками различных названий, например ми - фа, до - peb.
Диатонический тон -тон, образуемый смежными звуками различных названий, например до - ре, фа - соль.
Диез (#) -знак, повышающий звук на полтона.
Динамические оттенки (нюансы) -изменения громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения.
Дирижер - руководитель оркестра, хора. Свои художественные намерения, указания темпа, оттенков исполнения дирижер передает движениями рук.
Диссонирующие интервалы - интервалы, звучащие J более резко, звуки которых не сливаются друг с другом.
Доминанта - пятая ступень лада.
Доминантовое трезвучие - трезвучие, построенное на V ступени лада.
Доминантсептаккорд - септаккорд, построенный на V ступени лада, состоит из мажорного трезвучия и малой септимы.
Дорийский лад - особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального минора VI повышенной ступенью, которая называется дорийской секстой.
Дубль-бемоль (bb -двойной бемоль) - знак, понижающий звук на два полутона (целый тон).
Дубль-диез (X - двойной диез) - знак, повышающий звук на два полутона (целый тон).
Дуэт -1. Ансамбль из двух исполнителей. 2. Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения двумя певцами или инструменталистами.
3атакт - неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение.
Звук - результат колебаний упругого тела (например, струны, столба воздуха). Звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Звукоряд -ряд звуков, расположенных по высоте. Встречаются звукоряды: отдельных ладов, инструментов, каких-либо музыкальных произведений или их отрывков.
Знаки альтерации - знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на полтона или целый тон. Знаков альтерации - пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар.
Знаки сокращения нотного письма - знаки, посредством которых нотное письмо упрощается. Чаще всего встречаются: знак репризы, тремоло, мелизматические знаки и другие.
Имитация - подражание; проведение мелодической темы или отдельного отрезка мелодии последовательно в двух или более голосах.
Инструментальная музыка - музыка для исполнения на музыкальных инструментах.
Интервал -сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний звук - его вершиной.
Каденция - заключение музыкальной мысли.
Каденция полная совершенная - окончание построения на тонической приме в мелодии.
Каденция полная несовершенная - окончание построения на тонической терции или квинте в мелодии.
Каденция половинная - остановка в середине построения на неустойчивом звуке лада, чаще всего на одном из звуков доминантового трезвучия.
Канон - вид полифонической музыки, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один после другого.
Кантата - музыкальное произведение для хора, солистов, оркестра, исполняемое в концертах. Состоит из хоровых номеров, арий, ансамблей.
Качественная (или тоновая) величина интервалов - количество заключенных в интервале тонов или полутонов.
Кварта -интервал, который срдержит четыре ступени. Кварта называется чистой, если она состоит из двух с половиной тонов. Чистая кварта обозначается ч. 4.
Квартдецима -интервал, который содержит четырнадцать ступеней (септима через октаву). Обозначается - 14.
Квартет -1. Ансамбль из четырех певцов или исполнителей на музыкальных инструментах. 2. Музыкальное произведение для такого ансамбля.
Квартсекстаккорд - второе обращение трезвучия, с квинтовым тоном внизу, обозначается 4/6.
Квинта - интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой, если она состоит из трех с половиной тонов. Чистая квинта обозначается ч. 5.
Квинтдецима - интервал, который содержит пятнадцать ступеней (октава через октаву). Квинтдецима обозначается-15.
Квинтовый круг - система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам.
Kвинтоль - ритмическая фигура из пяти нот, вместо обычной группы из четырех нот; обозначается цифрой 5 над или под нотами.
Квинтсекстаккорд - первое обращение септаккорда с терцовым тоном внизу, обозначается 5/6
Клавир - переложение оперной или симфонической партитуры для исполнения на фортепиано (или для пения с фортепиано).
Ключ - знак, определяющий место записи какого-либо звука на нотоносце и в зависимости от него и всех остальных звуков.
Ключевые знаки - знаки альтерации, выставляемые рядом с ключом.
Кода - заключительная часть музыкального произведения (завершающая его в целом).
Количественная (или ступеневая) величина интервалов - количество охватываемых интервалом ступеней. В зависимости от количественной величины интервал получает своё название. Например, интервал, содержащий три ступени, - терция.
Консонирующие интервалы - интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.
Консонансы совершенные - консонансы в которых имеет место полное или значительное слияние звуков: чистая прима (унисон), чистая октава, чистая квинта и отчасти чистая кварта.
Консонансы несовершенные - консонансы, в которых имеет место незначительное слияние звуков: большая и малая терция, большая и малая секста.
Концерт - крупное произведение для какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра.
Лад - организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой.
Ладовое разрешение интервалов - переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
Лидийский лад
- особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального мажора IV повышенной ступенью, которая называется лидийской квартой.
Мажорный лад - лад, в котором устойчивые звуки, взятые вместе, образуют мажорное трезвучие.
Мажорное трезвучие - трезвучие, которое состоит из большой и малой терций или большой терции и чистой квинты.
Малый вводный септаккорд - септаккорд, постро-. енный на VII ступени натурального мажорного лада. Состоит из уменьшенного трезвучия и малой септимы или из двух малых терций и большой терции.
Мелизмы - мелодические фигуры, украшающие отдельные звуки мелодии.
Мелодический интервал - интервал, звуки которого взяты последовательно (один за другим).
Мелодический минор - минор, в котором повышаются VI и VII ступени.
Мелодия - музыкальная мысль, выраженная одноголосно, одноголосный напев.
Метр - равномерное чередование акцентов в музыке.
Метроном - прибор для точного определения темпа.
Меццо-сопрано - низкий женский голос. Для меццо-сопрано написаны партии Кармен в опере «Кармен» Ж. Бизе, Марфы в опере «Хованщина» М. Мусоргского и другие.
Миксолидийский лад - особый лад, который встречается в народной музыке. Отличается от натурального мажора VII пониженной ступенью, которая называется миксолидийской септимой.
Минорный лад - лад, в котором устойчивые звуки, взятые вместе, образуют минорное трезвучие.
Минорное трезвучие - трезвучие, которое состоит из малой и большой терций или малой терции и чистой квинты.
Модуляция - переход из одной тональности в другую.
Мордент (мелизм) - мелодическая фигура из трех нот. Исполняется: основной звук, над которым выставлен мордент, верхний вспомогательный (находящийся выше основного звука) и снова основной звук.
Натуральный мажор - мажор, в котором ступени не изменены. Строение натуральной мажорной гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Натуральный минор - минор, в котором ступени не изменены. Натуральный минор имеет одинаковый звуковой состав с параллельным натуральным мажором.
Неключевые знаки альтерации - см. случайные знаки альтерации.
Неустойчивые интервалы в ладу - интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в тоническое трезвучие.
Нона - интервал, который содержит девять ступеней (секунда через октаву). Нона называется большой, если она состоит из семи тонов. Нона называется малой, если она состоит из шести с половиной тонов. Большая нона обозначается б. 9, малая - м. 9.
Нота - знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука.
Нотный стан - пять горизонтальных параллельных линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх.
Нотоносец - см. нотный стан.
Нюансы - см. динамические оттенки. .
Обертоны -призвуки, сопровождающие основной звук. Все обертоны при звучании образуют натуральный звукоряд, звуки которого расположены в следующем порядке (от основного тона): чистая октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, две малые терции, три большие секунды и т. д. Первые шесть призвуков образуют мажорное (большое) трезвучие и имеют большое значение в образовании мажорно-минорной системы ладов.
Обращение интервалов - перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который в сумме с первоначальным составляет октаву.
Обращение септаккорда - вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда.
Обращение трезвучий - вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия.
Одноименные тональности - мажорные и минорные тональности, которые имеют одинаковые тоники (например: до мажор и до минор, ре мажор и ре минор).
Октава -1. Интервал, который содержит шесть тонов. Чистая октава обозначается ч. 8. 2. Группа звуков от до до каждого следующего до .
Октет - музыкальное произведение, написанное для восьми исполнителей.
Опера - один из важнейших музыкальных жанров, объединяющий музыку и драму, а также и другие виды искусства (балет, живопись).
Оратория - музыкальное произведение для хора, оркестра и певцов-солистов (с определенным сюжетным содержанием), предназначенное для концертного исполнения.
Орган - клавишный духовой инструмент, самый большой по величине корпуса и звуковому объему из всех музыкальных инструментов.
Оркестр - коллектив исполнителей на музыкальных инстру¬ментах, организованный для совместного исполнения музыки.
Основные деления длительности звуков - деления длительности звуков на равные части, из которых каждая более крупная длительность равна двум следующим более коротким (например, целая нота равна двум половинным, половинная- двум четвертям, четверть - двум восьмым, восьмая - двум шестнадцатым и т. д.).
Особые виды ритмического деления - дробление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным делением (например, четверть делится на три части, вместо деления на две, образуется триоль; от деления на пять частей, вместо деления на четыре, образуется квинтоль и т.д.).
Параллельные тональности - мажорные и минорные тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки. Параллельная минорная тональность отстоит на малую терцию вниз от мажорной.
Партитура - нотная запись всех голосов музыкального произведения (для оркестра, хора или ансамбля), где для каждого голоса или инструмента отведена отдельная нотная строка.
Партия - 1. Голос в партитуре, исполняемый одним из участников ансамбля (или несколькими участниками в унисон), 2. Один из главных тематических разделов сонатной формы.
Пауза - знак молчания.
Пентатоника - звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный признак пентатоники - отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (то есть без IV и VII ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в натуральном миноре).
Переменный лад - лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тониками переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот. Встречаются и другие виды переменного лада.
Переменные размеры - размеры, в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части. Например, в русских народных песнях - «Сидел Ваня», «Ой да ты, калинушка».
Песня - самый распространенный музыкальный жанр, объединяющий музыку и поэтический текст.
Полифония -1. Многоголосная музыка с самостоятельным значением каждого голоса. 2. Наука о полифонических формах.
Полутон - наименьшее расстояние по высоте между двумя звуками в двенадцатизвуковом темперированном строе.
Прелюдия - вступительная пьеса перед основным изложением музыкального произведения. Встречается как самостоятельный жанр небольших музыкальных произведений.
Прима - интервал, который содержит одну ступень; повторение одной и той же ступени. Если ступень повторяется без изменения- прима чистая, обозначается ч. 1.
Простые интервалы - интервалы, не превышающие по ве¬личине октавы.
Простые размеры - двух- и трехдольные размеры, имеющие две или три доли при одном акценте (2/4,3/4,3/8)

Пятиступенный лад - см. пентатоника.
Размер такта - цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи. Числитель дроби указывает на количество долей в такте, а знаменатель на длительность этих долей.
Регистр - часть звуков, объединенных каким-либо признаком, главным образом тембровым. В каждом голосе или инструменте условно различаются три регистра: высокий, средний и низкий.
Реприза - 1. Знак повторения какой-нибудь части музыкального произведения. 2. Повторное изложение тем с некоторым изменением.
Речитатив - музыкальная декламация, представляющая нечто промежуточное между разговорной речью и пением, как бы речь нараспев.
Ритм - организованная последовательность длительности звуков в музыкальном произведении.
Родственные тональности - тональности, имеющие наибольшее число общих звуков. К родственным тональностям относятся: параллельная тональность, доминантовая тональность и ее параллельная, субдоминантовая тональность и ее параллельная, а также тональность минорной (гармонической) субдоминанты в мажоре и тональность мажорной (гармонической) доминанты в
миноре.
Романс - музыкальное произведение для голоса с сопровождением. Романсы встречаются иногда как названия инструментальных пьес певучего, мелодического характера.
Рондо - пьеса, в основе которой лежит одна главная тема, несколько раз повторяющаяся (рефрен). Между повторениями этой главной темы включаются другие темы (эпизоды).
Секвенция - повторение какого-либо мелодического или гармонического оборота от различных ступеней лада или на определенный интервал.
Секста - интервал, который содержит шесть ступеней. Секста называется большой, если она состоит из четырех с половиной тонов. Секста называется малой, если она состоит из четырех тонов. Большая секста обозначается 6.6, малая секста - м. 6.
Секстаккорд - первое обращение трезвучия с терцовым то¬ном внизу, обозначается цифрой 6.
Секстет -музыкальный ансамбль из шести исполнителей.
Секунда - интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она состоит из одного тона. Секунда называется малой, если она состоит из полутона. Большая секунда обозначается 6.2, малая секунда - м.2.
Секундаккорд - третье обращение септаккорда с септимой внизу, обозначается цифрой 2.
Септаккорд -аккорд, из четырех звуков, которые располо¬жены или, могут быть расположены по терциям.
Септет - музыкальный ансамбль из семи исполнителей.
Септима - интервал, который содержит семь ступеней. Сеп¬тима называется большой, если она состоит из пяти с половиной тонов. Септима называется малой, если она состоит из пяти тонов. Большая септима обозначается 6.7, малая септима- м. 7.
Симфония - оркестровое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из четырех). В основе развития симфонии лежат принципы сонатной формы.
Синкопа - перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую.
Скерцо - музыкальное произведение, чаще всего оживленного, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным музыкальным произведением или частью другого крупного произведения.
Скрипичный к л ю ч - условный знак, который обозначает, что нота соль первой октавы находится на второй линии нотоносца.
Сложные размеры - размеры, образующиеся от слияния двух или нескольких одинаковых простых размеров.
Случайные знаки альтерации - знаки альтерации, выставляемые непосредственно перед нотой.
Смешанные размеры - раз(меры, которые образуются от слияния двух или нескольких неодинаковых простых размеров.
Соло - исполнение произведения (или его части) одним певцом или музыкантом.
Сольфеджио - специальные занятия, способствующие развитию музыкального слуха.
Соната - крупное инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых (обычно первая) имеет особую, сложную форму, называемую сонатным аллегро (см. сонатное аллегро).
Сонатное аллегро - форма музыкального произведения, состоящая из трех основных разделов: 1) экспозиция, то есть изложение тематического материала; 2) разработка, в которой происходит дальнейшее развитие тем, изложенных в экспозиции; 3) реприза, то есть повторное изложение главных тем с некоторыми изменениями.
Сонатина -соната небольшого размера и сравнительно не¬трудная для исполнения.
Сопрано - высокий женский голос. Для сопрано написаны партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» и Лизы в опере «Пиковая дама» П. Чайковского.
Составные интервалы - интервалы шире октаву, Стаккато - отрывистое исполнение звуков. Обозначается точками, поставленными над или под нотами.
Ступень - порядковое обозначение звуков лада. Отмечается римской цифрой.
Субдоминанта - четвертая ступень лада.
Субдоминантовое трезвучие - трезвучие, построен¬ное на IV ступени лада.
Сюита - многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, разнообразных по содержанию и построенных по принципу контраста.
Такт - отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей.
Тактовая черта -вертикальная черта, отделяющая такты друг от друга. Тактовая черта ставится перед сильной долей такта.
Тембр - характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту.
Темперированный строй - строй, в котором каждая ок¬тава делится на двенадцать равных частей -полутонов.
Темп - скорость исполнения музыки.
Т е н о р - высокий мужской голос. Для тенора написаны партии Ленского в опере «Евгений Онегин», Германа в опере «Пиковая дама» П. Чайковского.
Теноровый ключ - один из видов ключей до. Помещается на четвертой линейке нотоносца и обозначает, что на этой линейкенаходится нота до первой октавы. В теноровом ключе пишутся ноты для виолончели, фагота, тромбона.
Тетрахорд - мелодическая последовательность из четыре) звуков, расположенных по секундам в объеме кварты. В гаммах I, II, III, IV ступени образуют первый или нижний тетрахорд, а V, VI, VII, VIII ступени образуют второй или верхний тетрахорд.
Терцдецима - интервал, который содержит тринадцать ступеней (секста через октаву). Терцдецима называется большой, если она состоит из десяти с половиной тонов. Терцдецима называется малой, если она состоит из десяти тонов. Большая терцдецима обозначается б.13, малая терцдецима - м. 13,
Терцет - музыкальное произведение для трех исполнителей, обычно вокальное.
Терция -интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой, если она состоит из двух тонов. Терция называется малой, если она имеет полтора тона. Большая терция обозначается б. 3, малая терция м. 3.
Терцквартаккорд - второе обращение септаккорда с квинтовым тоном внизу, обозначаетея 3/4
Тональность - высота лада. Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками альтерации, определяющими состав звуков.
Тоника - первая ступень лада.
Тоническое трезвучие - трезвучие, построенное на I ступени лада.
Транспозиция - перенесение музыкального произведения или его части из одной тональности в другую.
Трезвучие - аккорд из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Трель (мелизм) -равномерное, быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков.
Тремоло - быстрое повторение одного и трго же звука или исследования из нескольких звуков.
Триоль - ритмическая фигура из трех нот, вместо обычной группы из двух нот, обозначается цифрой 3 над или под нотами.
Тритон - название интервалов, содержащих три тона. К три¬тонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта.
Увеличенное трезвучие - трезвучие, которое состоит из двух больших терций, крайние звуки образуют увеличенную квинту. Встречается в гармоническом миноре на III ступени и в гармоническом мажоре на VI ступени.
Увертюра - вступление (к опере, драме или иному какому-либо театральному произведению), сжато излагающее основную мысль всего произведения в целом. Существуют самостоятельные оркестровые увертюры обычно программного характера, например увертюры «1812 год», «Ромео и Джульетта» П. Чайковского.
Уменьшенный вводный септаккорд - септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора или гармонического минора. Состоит из уменьшенного трезвучия и уменьшенной септимы или из трех малых терций.
Уменьшенное трезвучие - трезвучие, которое состоит из двух малых терций, крайние звуки образуют уменьшенную квинту. Встречается в натуральном мажоре на VII ступени и в гармоническом мажоре или миноре на II и VII ступенях.
Ундецима - интервал, который содержит одиннадцать ступеней (кварта через октаву). Ундецима называется чистой, если она состоит из восьми с половиной тонов. Чистая ундецима обозначается ч. 11.
Унисон - точное совпадение двух звуков по высоте.
Устойчивые интервалы в ладу - интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в тоническое трезвучие.
Фактура -способ изложения выразительных средств музыки. Основные виды фактуры: вокальная, инструментальная, хоровая, оркестровая, фортепианная и т. д.
Фермата - знак, указывающий на произвольное увеличение длительности звука или паузы, которое зависит от характера произведения, намерений и вкуса исполнителя.
Финал - название последней, заключительной части музыкального произведения.
Фортепиано - общее название инструментов, звук которых извлекается ударом молоточков о струну при нажатии клавишей.
Форшлаг долгий - мелизм, который состоит из одного звука, исполняющегося перед основным звуком (всегда за его счет). Длительность долгого форшлага обычно равна половине длительности основного звука.
Форшлаг короткий - мелизм, который состоит из одного или нескольких очень коротких звуков, исполняющихся перед основным звуком.
Фразировка - отчетливое выделение музыкальных фраз при исполнении музыкальных произведений.
Фригийский лад - особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального минора II пониженной ступенью, которая называется фригийской секундой.
Характерные интервалы гармонического мажора - увеличенные и уменьшенные интервалы, появившиеся в результате понижения VI
ступени в гармоническом мажоре. К характерным интервалам гармонического мажора относятся: ув. 2 и ее обращение - ум. 7, ув. 5 и ее обращение - ум. 4.
Характерные интервалы гармонического минора - увеличенные и уменьшенные интервалы, появившиеся в результате повышения VII
ступени в гармоническом миноре. К характерным интервалам гармонического минора относятся: ув. 2 и ее обращение - ум. 7, ув. 5 и ее обращение - ум. 4.
Хор -1. Большая группа певцов. Хоры бывают детские, женские, мужские и смешанные. 2. Музыкальное произведение для хорового исполнения.
Хроматические знаки - то же, что знаки альтерации.
Хроматическая гамма - гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.
Хроматический полутон - полутон, образуемый смежными звуками одного и того же названия. Например, до-до# , ми-миb .
Хроматический тон - тон, образуемый смежными звуками одного и того же названия. Например, до-до X, ми-ми.
Цезура - момент расчленения в музыке; короткая, еле заметная пауза между фразами.
Целотонная гамма - шестиступенная гамма, построенная по целым тонам: до-ре-ми-фа# -ляb -cub -до. В этом ладу все трезвучия, в том числе тоническое, являются увеличенными.
Элементарная теория музыки - учебная дисциплина, изучающая нотное письмо и основные элементы музыки: лады, звукоряды, интервалы, метр, ритм, аккорды и др.
Энгармонически равные звуки - звуки одинаковые по высоте, но различные по названию (например, до - си# )
Энгармонически равные интервалы - интервалы одинаковые по звучанию и по количеству содержащихся в них тонов, но различные по названию и по количеству содержащихся в них ступеней (например, до - миb =до - ре# , до - фа# =до - сольb ) .
Энгармонически равные тональности - тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию. Из встречающихся в музыкальной практике тональностей до семи знаков в ключе есть три случая энгармонического равенства в мажоре (си мажор=до b мажору, фа # мажор= соль b мажору, до # мажор=ре Ь мажору) и три случая в миноре (соль # минор=ля b минору, ре # минор=ми b минору, ля # минор=сиЬ минору).

 


Читайте:



Комитет членов учредительного собрания

Комитет членов учредительного собрания

До сих пор для большинства самарцев многие события, происходившие в нашем регионе с 1917 по 1922 год, остаются загадкой. Одним из таких явлений...

Дмитрий Дмитриевич Минаев: биография

Дмитрий Дмитриевич Минаев: биография

Дмитрий Дмитриевич Минаев (21 октября 1835, Симбирск - 10 июля 1889, там же) - русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик. Биография...

Передача денег за квартиру

Передача денег за квартиру

Договор аренды сейфа заключает на себя покупатель, он же вносит туда деньги. А продавец получает доступ к ячейке в случае успешной перерегистрации...

Как приготовить сыроежки жареные с картошкой

Как приготовить сыроежки жареные с картошкой

Сыроежки относятся к группе грибов, которые можно употреблять сразу же после сбора в их первозданном виде - сырыми. Однако далеко не все их...

feed-image RSS