Главная - Болезни и лечение
Значение «золотая середина. «Золотая середина» — миф, ее не бывает у живых людей Золотая середина между строгостью и вседозволенностью

«Золотая середина» умерла. Да здравствует «Здоровая гибкость»!

Меня умиляют поиски «золотой середины» каждый раз, когда я сталкиваюсь с этим явлением. В общем и целом, «золотая середина» - это миф. Это то, чего не бывает у живых людей. «А что бывает?» – спросите вы. Хороший вопрос. Предлагаю свои размышления.

Все взрослые люди, я думаю, знают, что без дня не было бы ночи, без верха – низа, добра – без зла, тьмы – без света и т.п.

Кстати, какая ТУТ может быть «золотая середина»? Вечный закато-рассвет в серых тонах?

Значит, знают, но иногда затрудняются сделать некоторые весьма логичные выводы. Например, вот такие простые: без радостных и прочих «хороших» чувств, не было бы грустных и «плохих», без ответа «нет» - не было бы ответа «да», без «чего-то хочу» - не было бы «хочу другого» (то бишь «не хочу чего-то»).

И, следовательно, так задумано, и это нормально. Но про это уже много писала, поэтому повторяться не буду, а напишу про более сложные выводы. Менее очевидные.

Например, про такие.

Без здоровья нет болезни.

Без разлук не бывает встреч.

Без переживания страдания не может быть переживания наслаждения.

Без любви – нет, и не может быть ненависти. И наоборот, конечно.

А что может быть? Угадали? Без любви и без ненависти у вас будет «золотая середина». То есть – ни то, ни се. Серость, скука и ничего человеческого. Пояснить?

Поясняю.

Все дело в маятнике. Ну, как у часов с кукушкой, например. Тик-так. Качается. Чем выше и быстрее качнется вправо, - тем выше влево (допустим, что сердце – это вечный двигатель этого маятника, а то будет, конечно, затухание - со временем).

Но что важно: произвольно зависнуть в «золотой середине» (то есть взять так и вдруг остановиться самому по себе) или резко качнуться вдвое слабее в другую сторону - маятник не сможет. Даже не надейтесь – на то он, собственно, и маятник. Но есть шанс «перестать качаться» (т.е. жить). Как это делается? Просто.

Берете любое чувство или желание, которое вам в себе не нравится, и начинаете от него избавляться, бороться (по нашему, по психологическому, – сдерживать все проявления того, что не нравится). Поясняю на примере. Скажем, кто-то заболел или даже, к сожалению, и умер.

Лирическое отступление. К слову пришлось. Человек умирает не потому, что болел, а потому, что жил. Здоровье – это его способ приспосабливаться к этому бренному миру. И чем качественнее (сильнее) было его здоровье, тем качественнее будет его болезнь (быстро разовьется и быстро человека прикончит).
Вы легко вспомните такие быстрые смерти. «Как же это? Был такой здоровый, не болел, - и – раз и умер». Конечно. Был очень здоров. Когда маятник качнулся в другую сторону – стал очень болен. Вот и не выдержал. «Не очень здоровые» люди живут гораздо дольше просто здоровых.

Значит, один умер. Но есть тот, кто остался, и он страдать, а так же плакать, грустить и прочее - не хочет. А хочет он не страдать. Берет он отвес маятника и из крайней правой позиции «сильное страдание» тянет его вниз, где насильно держит - в той самой «золотой середине» - двумя руками. Не дает себе страдать. И – опа! – через месяц все супер. Ни печали, ни радости.

А через год-другой и говорит: «мол, жить скучно и смысла нет». Естественно. Жизнь-то можно только проживать. Что значит «проживать»? Это значит чувствовать все, что жизнь подбрасывает, проживать все свои переживания и чувства. Более в этой жизни ничем разумным заняться не получится.

Потому как, если вообще ничего не проживать, то остается ждать смерти, как-то, время от времени, развлекая себя чем-нибудь. Почти как в очереди в поликлинике: скучно, заняться нечем и ждать долго. Можно книжку почитать, можно пальцем на стекле картину нарисовать, позвонить кому-то можно и помучить его своей скукой. Да вы и сами знаете.

Можно, конечно, очень продуктивно заниматься чем-то – детей выращивать, бороться за мир во всем мире, издавать законы или писать книги, придавая всем этим занятиям разные интересные смыслы. Это сути дела не меняет. Если не проживать (прочувствовать) жизнь, то все равно, ни процесс, ни результаты, ни «почти найденный почти смысл почти жизни» - никак не спасут. Так, слегка отвлекут от стояния в очереди на тот свет.

«Как же проживать, когда больно?» - можете вы спросить. Отвечаю. Глубоко и сколько можно вытерпеть. С удовлетворением и предвкушением. Раз больно – значит, было когда-то классно. И еще обязательно будет.

Поверьте, если вам душевно – больно, значит, вы много чего хорошего когда-то получили. Плюс, если вам может быть очень больно, значит, вам доступны и самые яркие наслаждения этой жизни. А если – нет, то нет.

Если присмотреться, то окажется, что любые наши проявления – они равны своим противоположностям, по интенсивности, по размерам и масштабам. «Равны по модулю», скажут ознакомившиеся в школе с математикой.

И если в вас много доброты, то – столько же и злобности. Если много желания подчиняться, то много и желания властвовать. Если много смелости, то много и страха. И так далее. И это нормально.

Просто та, вторая, сторона маятника часто оказывается весьма надежно спрятана в тени лишь потому, что кому-то когда-то это казалось не нормальным. В метафоре маятника – как будто отвес залетел влево, да там и завис. То есть, не сам завис, а поддерживает его кто-то старательно. Социум сначала, а потом сам индивид.

Внешне это похоже на застывшую улыбку, которая уже превратилась в гримасу и выражает что угодно, но не то, что хотелось бы ее обладателю.

Если человека это не устраивает, то он может пойти за помощью к психологу, и сказать, - не важно, что именно, ну, скажем: «Что-то я слишком много злюсь, боюсь, винюсь, стыжусь и т.п. Я, конечно, человек образованный, и знаю, что от чувств мне не избавиться, поэтому давайте искать Золотую Середину – чтобы чувствовать всего понемногу и в тему».

В общем, все-таки избавиться хочет. Но по хитрому. Ничего, это тоже нормально – хотеть решить все привычным способом. А тот способ, который предложу вам я, - он не привычный. Он гадкий и трудный. Но результативный.

А предложу я, во-первых, признать, что есть и вторая половина, полярная той, которую вы предъявляете.

Пример: «я ужасно злой». Рано или поздно придется признать, что у вас и доброты дофига. Во-вторых, предложу признать, что от одной половины избавиться не получится – или от обеих, или обе оставляем.

Допустим, оставляем. Как же с этим жить? А тут, - в-третьих, - предложу я пересмотреть метафору маятника и взять за рабочую модель ось У. Где от -10 до 0 – это злой, а от 0 до + 10 – это добрый. Представили? Отлично.

Теперь придется буквально вручную исследовать где, когда, как и зачем нужны ВСЕ точки от -10 до + 10. Это не простой этап. Придется выяснять экспериментальным путем – с кем, как и что работает, а что – нет. В результате получим ту самую, заявленную в заголовке «здоровую гибкость» или еще можно сказать «способность к творческому приспособлению».

Ура! Можно пить шампанское и наслаждаться, как своей супер-злобностью в отстаивании своих же интересов, так и щедростью и небывалой добротой к тем, кто вам дорог. И никаких середин.

Самые наблюдательные могут возмутиться и сказать, мол, что это, пока мне удобно, я ссылаюсь на метафору неуправляемого маятника, а когда не удобно, перехожу на управляемую «ось У»?! А так и есть.

Пока человек не осознает, что у него есть «тень», полярность, - эта часть вытесняется в бессознательное.

Внешне, это - маятник, зафиксированный в одной из крайних точек слева или справа. Если, не дай Бог, отпустить, полетит неконтролируемо – в противоположную сторону (скажем, из позиции «я сижу на диете» в позицию «я обжираюсь, как верблюд»).

После пары таких ужасающих перелетов, человек решит «искать золотую середину», то есть попытается повиснуть на отвесе, дабы тот больше никуда и никогда не двигался. Или совсем чуть-чуть.

Если же человек осознает, что он – разный, и что, если у него есть «день», то есть и полярная ему «ночь», - в этом случае он получает возможность научиться использовать ВСЕ точки этой шкалы себе и другим во благо.

Вот тут-то и перестает маятник быть маятником, превращаясь во вполне разумную шкалу, на которой всегда есть внутренне оправданное, гармоничное движение, - просто потому, что нет никакого смысла в том, чтобы долго зависать в одном месте.

P.s. Догадываетесь, как так получается, что, чем больше совершает ошибок человек по жизни, тем больше у него находок и открытий?

Золотая середина

Откуда взялось и что означает выражение золотая середина ? И почему середина , собственно, золотая ?

Выражение золотая середина относится к разряду интуитивно понятных. И логику его появления можно легко отследить. Прилагательное золотой , золотая во всех языках является синонимом чего-то хорошего, положительного, приятного, правильного, желаемого… Значит, золотая середина , это как бы правильная середина, желаемая середина. А что же такое середина? Середина, это равноудаленное место от обеих крайних точек чего-то, будь то измеряемый объект или абстрактное понятие. Середина – это то место, где противостоящие силы уравновешены, где ни одно крайнее решение или точка зрения не перевешивают друг друга. Если говорить, например, о таких абстрактных понятиях как «решение», «поступок» то понятие золотая середина гармонирует с фразами «взвешенное решение», «взвешенный поступок»…

Вобщем, золотая середина, это то, что позволяет избежать крайних и рискованных шагов. Зачастую золотая середина потому золотая, что является единственно верной в какой-то конкретной ситуации.

Людей, предпочитающих крайностям золотую середину характеризуют как осторожных, нерешительных, не склонных к конфликтам или авантюрам.

Другие интересные выражения из русской речи:

Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на

Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает

Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,

Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло

Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...

Выработанная веками народная мудрость, правило поведения или закон природы? Ниже я постараюсь показать, что это такой же универсальный закон природы как, скажем, закон всемирного тяготения.

Понятие золотой середины далеко не ново. О нем писали еще Конфуций (551...479 до н.э.) и Аристотель (384...322 до н.э.). Тем не менее эта концепция еще не нашла широкого применения в жизни, что объясняется целым рядом причин: неупорядоченностью, раздробленностью и противоречивостью наших знаний, большим числом заблуждений, а также неопределенностью области применения и нечеткостью самой формулировки концепции, утверждающей, что истина обычно посредине. Часто можно слышать: «Правило золотой середины неверно. Что хорошего, если в политике или науке сидят посредственности, т.е. люди со средними способностями? Или школьник учится посредственно? Однако эти примеры неудачны. Правило, точнее, закон золотой середины (ЗЗС) не применим к степени совершенства, например, к мере оценки красоты, ума, правдивости, честности, прилежности, здоровья, справедливости. Здесь действует принцип «чем больше, тем лучше». Неприменим он и к чисто геометрическим параметрам, например, к середине Европы, центру Земли, и т.д. ЗЗС применим лишь к параметрам интенсивности: очень мало – мало – средне – много – очень много, например, холодно – нормально – жарко, тихо – нормально – громко, низкий – средний – высокий (рост человека) и т.д. Таких параметров в мире очень много и поэтому ЗЗС достаточно универсален. А степень совершенства достигает максимума, как я покажу ниже, именно при средних параметрах интенсивности. Но чтобы эффективно применять ЗЗС, нужно наше знание сначала упорядочить, т.е. освободить от противоречий и сделать его целостным .

Причины глобальных кризисов нашего времени

На рубеже 2-го и 3-го тысячелетия мы вынуждены констатировать, что наше «древо знаний» все больше разветвляется и дробится на изолированные друг от друга части. Пропасти растут не только между естествознанием и гуманитарными науками, но и между отдельными научными направлениями внутри этих областей знания. Мы являемся свидетелями (и участниками) ведущего в тупик строительства новой, теперь уже научной, «Вавилонской башни». В чем же причина такой ситуации?

Фридрих Ницше еще в конце прошлого века предсказывал, что 20-й век будет веком переоценки всех ценностей. С одной стороны, многочисленные религиозные и трансцендентальные мировоззренческие системы постепенно теряют под давлением науки и фактов реальной жизни свою убедительность. С другой стороны, раздробленная наука не в состоянии предложить новые морально-этические нормы жизни. Устаревшие религиозные моральные заповеди (точнее: запреты) заменяются не новыми, научно обоснованными нормами, а пустотой, вакуумом, аморальностью. Отсюда потеря ориентировки, неуверенность в завтрашнем дне, рост преступности и нигилизма, жизнь по принципу «после нас хоть потоп».

Но такое переходное состояние общества не может продолжаться долго. Жгучие глобальные мировоззренческие, экологические и энергетические проблемы должны как можно быстрее найти свои решения в новом целостном мировоззрении, иначе мир окончательно погрязнет в хаосе «конца света». Реальный мир целостен, все части его причинно связаны, сплетены между собой, поэтому и знания, представления об этом мире, отражения этого мира должны быть целостными. Человек же является составной частью природы и поэтому может развиваться лишь по тем же законам, что и сама природа, а не по законам, изобретенным священнослужителями, политиками или жаждущими власти сумасшедшими. Законы развития общества – это продолжение законов эволюции природы, которые однако окончательно еще не выявлены и не сформулированы (и здесь, как будет показано ниже, может помочь ЗЗС).

Наше сегодняшнее знание кажется безбрежным океаном, который не вместить в одну голову. Или гигантским деревом с бесконечным числом листочков-фактов. Но если перейти с листочков ближе к стволу дерева знаний, то можно убедиться, что число фундаментальных принципов естествознания и гуманитарных наук ограниченно и вполне поддается анализу. И этот анализ выявляет следующее фундаментальное противоречие.

Наше знание, включая и научное, является произвольной смесью из противоречащих друг другу абсолютных (идеальных, неограниченных, независимых) и относительных (сравнимых, конечных, взаимозависимых, т.е. связанных между собой) представлений. Однако абсолютное (напр. абсолютный нуль температуры, абсолютная пустота, абсолютно твердое, абсолютно черное или абсолютно прозрачное тело, идеальное зеркало, идеальный преобразователь одного вида энергии в другой, т.е. вечный двигатель, и т.д.) никогда не наблюдалось и не было обнаружено или достигнуто в экспериментах. К тому же абсолютное противоречит принципу причинности, оно рвет причинно-следственные связи (напр. абсолютно твердое тело совершенно не деформируется, на нем не остается следов воздействий на него). И если мы хотим оставаться на почве реальности, мы должны признать, что абсолютное в реальном мире не существует (а лишь в голове, в воображении, в математике). Если проследить историю под этим углом зрения, можно убедиться, что в процессе развития человечества доля его абсолютных представлений постепенно уменьшается и заменяется относительными, сравнимыми, причинно связанными, целостными. Человечество постепенно, методом проб и ошибок, приближается к Истине.

Абсолютное в естествознании

Фундаментом естествознания считается, как известно, физика. Если проанализировать основы физики на наличие абсолютностей, мы обнаружим их там большое количество. Как их узнавать?

Дело в том, что идеальные объекты характеризуются параметрами, равными нулю или бесконечности. Абсолютно твердое тело имеет бесконечную твердость, абсолютно прозрачное тело – нулевое поглощение света, идеальный теплоизолятор – нулевую теплопроводность. Обычно у каждого параметра есть свой «антипараметр»: теплопроводность – тепловое сопротивление, электропроводность – электрическое сопротивление, тепловые потери – добротность (у колеблющихся систем) и т.д. У идеальных объектов один из парных параметров равен нулю, а второй – бесконечности. Итак, наличие в какой-либо теоретической модели хотя бы одного параметра, равного нулю или бесконечности, является сигналом необходимости проверки ее на ложность.

Возьмем теорию относительности Эйнштейна, считающуюся высшим достижением человеческого разума. На самом деле это две теории (специальная и общая), противоречащие друг другу. В одной, например, эфир отвергается, в другой – считается необходимым. Принятая в специальной теории модель пустого пространства (с нулевой средней плотностью) является абсолютностью, как и абсолютно неизменная и предельная для движущихся систем скорость света. В модернизированной теории «физического вакуума» средняя плотность пространства остается равной нулю. В мире опубликованы десятки книг, опровергающих теорию относительности (подробнее см. в книге автора «Золотая середина...»).

На этой теории базируется космологическая модель Большого взрыва нашей Вселенной, которая тоже содержит абсолютности (ошибки в фундаменте здания науки множатся на всех этажах). Одна из них: нулевое время, т.е. внезапное возникновение расширяющейся Вселенной из ничего и без каких-либо причин. Согласно этой модели Вселенная возникла случайно, так же случайно сотни ее параметров соответствуют возможности существования в ней жизни и разума. Наша реально существующая Вселенная по этой теории крайне маловероятна, т.е. попросту говоря, невозможна!

Квантовая механика вынуждена была изобрести из-за пустоты пространства специально для микромира «статистическую» причинность, «плотность вероятности», «дуализм волна-частица» и другие, не укладывающиеся в здравый смысл модели. Поэтому до сих пор неизвестно, из чего состоят элементарные частицы и почему у них именно такие параметры. И все это было провозглашено «победой над обывательским здравым смыслом», а математика с ее идеальными понятиями, а не реальная практика, стала «путеводной звездой» физики. Один из побочных эффектов: полное непонимание такой физики непрофессионалами, а значит, бесконтрольность и неэффективность расходования миллиардных средств.

К абсолютностям можно отнести и мировые физические константы (например, гравитационную постоянную, скорость света, параметры элементарных частиц и др.), которые по современным представлениям физиков в течение миллиардов лет остаются абсолютно неизменными, что приводит, например, к абсурдным выводам в палеоклиматологии, например, жаркий климат из-за парникового эффекта.

Другие разделы естествознания перенимают ложные абсолютные представления физиков и тоже попадают в тупики. В геологии накоплены сотни фактов, доказывающих, что земной шар постепенно растет по массе и объему и изнутри разогревается, а литосфера дробится на все более мелкие континенты, которые удаляются друг от друга. Но представление физиков о пустом пространстве блокирует замену устаревшей модели тектоники континентальных плит (с неизменным радиусом Земли) на новую модель роста и расширения (экспансии) земного шара (так как «неоткуда» взяться новому веществу в недрах Земли). А потепление климата, вызванное постепенным разогреванием недр Земли, используется «атомными» энергопроизводителями для устранения своих «каменноугольных» конкурентов, выбрасывающих в атмосферу углекислый газ, приводящий якобы к парниковому эффекту. При этом нагнетание панических настроений облегчает выуживание денег из карманов налогоплательщиков.

В биологии до сих пор не установлены причины и механизмы эволюции живого. Эволюция якобы случайна и «бесцельна», дарвинизм противоречив и неубедителен. В этих условиях гипотеза Создателя получает второе дыхание. Статистический анализ открытых химических систем с произвольным составом на уровне энергий их межатомных связей показывает, что эти системы отбирают из окружающей среды такие вещества, которые постепенно снижают их свободную энергию, т.е. стабилизируют, приводя их в конечном итоге к температуре 37°С и химическому составу тела человека (см. серию публикаций автора с 1982 по 1999 год).

Сознательное устранение «остатков» абсолютного дает возможность постройки простой, обозримой и целостной картины мира. Если принять, что пространство имеет свойства жидкости с очень малой вязкостью и плотностью (аналог квантовой жидкости гелия-II), то все структуры Вселенной от элементарных частиц до галактик и физических полей можно представить в виде вихрей (вихревых колец, вихревых нитей) этой жидкости. При этом квантовая механика становится разделом гидродинамики (такую возможность Madelung показал еще в 1926 г.). Вихревые структуры в этой среде легко образуются и долго существует, поэтому происходит их накопление (П. Дирак). Это приводит к медленному однонаправленному изменению физических констант, что является причиной времени.

Эволюция (развитие, самоорганизация) в этой целостной картине мира может быть представлена как непрерывный процесс вымирания нестабильных и потому короткоживущих крайностей и приближения к стабильной золотой середине на всех уровнях организации мироздания, напр. в физике (наиболее стабильные элементарные частицы имеют средние параметры), в химии (химические связи со средними параметрами наиболее распространены), в биологии (средние параметры живых организмов наиболее распространены, живое стремится к средней температуре 310 К или 37°С и т.д.

Из истории абсолютного в обществе

Как показывает история человечества, в обществе крайние состояния тоже нестабильны и поэтому существуют относительно недолго, напр. абсолютная власть фараонов, королей, диктаторов и т.д. Во Франции даже была эпоха абсолютизма при Людовике XIV. Более «современные» формы абсолютной власти называются тоталитаризмом (нацизм в Германии, большевизм-сталинизм в СССР, маоизм в Китае). На Западе, называющем себя демократическим, господствует власть денег, с помощью которых манипулируют политиками и оплачивается «четвертая» власть – средства массовой информации.

Фанатизм или крайняя религиозная убежденность тоже абсолютность. Попадаются и абсолютно убежденные в своей правоте ученые, хотя суть подлинной науки – в периодической ревизии достигнутого и постоянном поиске Истины.

В борьбе с религиозным догматизмом, превращающем человека в овечку, манипулируемую абсолютным пастырем, в 17. веке началось движение Просвещения (Декарт, Вольтер, Руссо и др.), которое затем тоже переросло в крайность (маятник истории не может остановиться посредине!). Был абсолютизирован человеческий разум, возникло представление о «всемогущем покорителе природы», в том числе и природы человека. И не только сибирские реки чуть было не потекли вспять, но и из «человеческой массы» стали лепить особого «советского строителя коммунизма» с извращенными представлениями о своем прошлом и выхолощенным национальным самосознанием. И хотя эти эксперименты, стоившие сотни миллионов жертв, провалились, «сверхчеловеки» упорно продолжают их на Западе в виде так называемого «мультикультурного общества».

Постулат абсолютного равенства людей был теоретической базой социализма-коммунизма. Теория мультикультурного общества строится на равенстве прав граждан данной страны и «прав человека», под которым подразумевается иностранец (если заглянуть в будущее, мультикультурное общество все равно рано или поздно становится моноэтническим: побеждает тот, кто быстрее всех размножается, свежий пример – Косово, турки в Германии это тоже знают). Сопротивление «коренных» граждан засилью иностранцев подавляется под вывеской борьбы с расизмом, нацизмом и т.д. При этом права народов на самоопределение почему-то игнорируются. Так в начале этого года почти 30% австрийцев вдруг оказались «правыми экстремистами» и подвергаются со стороны демократов(!) всей Европы угрозам и шантажу. Похоже, что российским немцам придется еще раз строить социализм, теперь уже в «объединенной Европе».

Абсолютизация «исторической вины» немцев, вырванной из исторического контекста надвигавшейся с Востока кровавой «мировой революции», служит воспитанию покорных людей, готовых платить все новые, растущие по масштабам миллиардные «компенсации», хотя жертвы нацизма уже почти вымерли. Оказывается, вину преступника и страдания жертвы можно передавать по наследству, из поколения в поколение! А значительно большие по количеству погибших жертвы большевизма-коммунизма не получили даже моральной компенсации. Такая «политика» чревата новыми взрывами.

Абсолютизация свободы личности (либерализм) ведет к эгоизму и индивидуализму и ослабляет чувства солидарности и взаимопомощи. Абсолютизация свободы экономики (неолиберализм) ведет к появлению транснациональных корпораций-спрутов, финансовая власть которых превосходит власть правительств на данной территории, к распаду национальных государств, к так называемой глобализации, цель которой состоит в мировом господстве кучки банкиров. Сегодня около 300 мультимиллиардеров имеют столько же богатства, сколько беднейшая половина человечества!

Неограниченная «свободная любовь» обесценивает отношения мужчины и женщины. Сегодня «пионеры сексуальной революции» (США, Швеция) уже поняли, что любовь, верность и семья – красивее и стабильнее, чем безграничная (животная!) сексуальная свобода. Все почему-то удивляются, почему на Западе растет число изнасилований, особенно детей. Вот цена половой свободы. Соучастниками этого преступления являются «прогрессивные» телевизионные модераторы, усердно разрушающие последние секс-табу и выставляющие на посмешище стеснительных (воспитанных!) людей.

О целостной и объективной политике

Существует целостная медицина, которая рассматривает пациента не как «подвижный желудок», «ходячее сердце» или «устройство для заглатывания таблеток», а как человека в целом, так как все его органы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Существует также целостное мировоззрение (голистика), которая исследует мир как целое. Политика до этой стадии развития еще не дошла.

В мире существует множество «узко специализированных» политических партий. Либералы борются за свободу, социалисты – за равенство, зеленые – за сохранение окружающей среды. Некоторые партии борются за сохранение своей нации, другие – за религиозное устройство общества, за монархию, анархию и т.д. Есть партии автомобилистов, любителей пива, пенсионеров и пр., и пр.

Но в центре политики должен стоять человек, который хочет быть одновременно свободным и равноправным, жить в чистой и безопасной среде, иметь надежное будущее для себя и своих детей. «Человек – мера всему» – сказал Протагор еще 450 лет до нашей эры. Целью политики должно быть удовлетворение одновременно всех материальных и духовных потребностей человека, политика должна быть целостной. Но этого мало, она должна быть еще и объективной.

Политолог Филип Тетлок из Огайского университета (США) в течение многих лет собирал прогнозы политэкспертов о предстоящих политических событиях. После анализа прогнозов оказалось, что они подтвердились примерно в 51% случаев. По теории вероятности для случайных событий подтверждения составляли бы ровно 50%. Так что сила предвидения хорошо оплачиваемых экспертов практически не выше, чем у... подброшенной монеты!

Но это не проявление глупости экспертов, а характеристика хаотичности, непредсказуемости, субъективности политики. Кто может растолковать суть «нового мышления» Михаила Горбачева? Или "geistig-moralische Wende" Гельмута Коля? Или "Ruck durch Deutschland" Романа Герцога. Или разницу между «старой» серединой Коля и «новой серединой» Шредера? Все это вопросы без ответов. Как же освободиться от субъективности в политике?

Одномерная политическая схема «правые-левые» давно устарела и ведет к путанице и субъективизму. Обозначения типа правый или левый либерал, правый или левый патриот, социал-демократ и т.д. можно представить в виде комбинаций из трех рассматриваемых ниже политических измерений или параметров (как любой цвет является комбинацией из трех основных цветов). Каждый политик (или гражданин) может быть представлен в этом трехмерном политическом пространстве в виде точки. Партии состоят из фракций, крыльев и т.д. и образуют «облака» точек своих членов.

Трехмерное политическое пространство

Первое измерение отображает свободу человека, которая простирается от нуля (рабство, тоталитаризм) до 100% (анархия). Можно в первом приближении выделить пять ступеней свободы человека:

  1. Я отказываюсь от собственных интересов и посвящаю свою жизнь богу, царю, родной КПСС, Гитлеру и т.д.
  2. У меня есть права и желания, но я их ограничиваю, так как интересы моего господина, моей партии, моего государства важнее.
  3. Мои личные интересы не менее важны, чем интересы общества.
  4. Мои удовольствия для меня самые важные, но к сожалению приходится работать и платить налоги.
  5. Я для себя высшая ценность, мои удовольствия для меня самое важное, все равно, за чей счет.

Очевидно, что общество наиболее стабильно при 50% свободы, т.е. когда свобода граждан уравновешивается их чувством ответственности, т.е. сознательным самоограничением своей свободы в интересах общества, что соответствует третьей ступени.

Второе, национальное измерение простирается от крайнего национального мазохизма или комплекса неполноценности (0%) до крайнего, гипертрофированного национализма (100%). По принятой нами пятиступенчатой схеме это выглядит так:

  1. Мы, немцы, не соль земли, наша история показывает, что мы потенциальные преступники, чем раньше Германия исчезнет с лица Земли, тем лучше.
  2. Иностранцы обычно лучше нас, немцев, мы должны принимать их такими, какие они есть.
  3. Мы, немцы, не хуже, но и не лучше других народов. Все имели темные и светлые времена в своей истории. Немецкий народ тоже имеет право на самоопределение.
  4. Мы, немцы, умнее, трудолюбивее, пунктуальнее, демократичнее других народов.
  5. Мы, немцы, по всем статьям самые наилучшие. Другие народы должны нам подчиняться.

Стабильная середина – третья ступень – соответствует равновесию между самоуважением и уважением других наций и народов и может быть названа здоровым патриотизмом.

Третье измерение, социальное (бедные – богатые) описывает степень равномерности распределения богатств. Равномерное распределение (социализм) уничтожает стимул к добросовестной работе и не имеет поэтому будущего (доказательство: развал «социалистического лагеря»). Крайне неравномерное распределение, когда мультимиллиардер в миллионы раз богаче бедняка (капитализм) тоже нестабильно, так как оно нарушает справедливый принцип по труду:

  1. Бедняки всех стран соединяйтесь чтобы отнять у богатых их богатство.
  2. Хотя мы мало зарабатываем, мы платим больше налогов, чем богатые.
  3. Кто много и честно работает, должен и жить зажиточно. Каждому по труду.
  4. Нужно любым путем стать богатым, тогда будешь иметь все.
  5. Нам богатым принадлежит все в этом мире. За наши деньги мы купим все, включая и власть.

И здесь третья ступень тоже самая разумная. Способности человека ограничены (как все в этом мире!) и различаются всего в 5...10 раз. А значит, миллиарды не могут быть заработаны, а лишь присвоены. Эту несправедливость можно устранить не новой пролетарской революцией, а введением верхней границы доходов через научно обоснованную (а не основанную на интуиции политиков, как сейчас) налоговую систему (подробности в упомянутой книге автора). Одновременно должны быть отменены и другие законы, противоречащие принципу по труду: проценты при ссуживании денег, а также частная собственность на землю и на полезные ископаемые. Деньги должны при хранении не множиться, а «стареть», «усыхать», как и любые продукты, эквивалентами которых они являются. Основы такой реформы разработал еще в начале 20. века швейцарский экономист Сильвио Гезель (Silvio Gesell). Эти меры позволят радикально оздоровить моральную атмосферу в обществе.

Цель целостной политики – сформулировать и реализовать такие законы, при которых общество находилось бы как можно ближе к среднему состоянию одновременно по всем трем названным политическим измерениям (в будущем можно ввести, если необходимо, дополнительные измерения, например, экологическое). Объективная середина – это всегда динамическое равновесие противоположностей.

Мы должны отказаться от примитивного черно-белого двоичного «или-или» мышления и перейти к троичному балансу противоположностей: левое-середина-правое. Не «или конкуренция, или солидарность» по Кропоткину, а «и конкуренция, и солидарность». Не большевистское «кто не с нами, тот против нас», а «за нормализацию и разумный баланс интересов». Путь в «светлое будущее» лежит между Сциллой абсолютного равенства (социализма) и Харибдой абсолютного неравенства (капитализма), между крайним национализмом и мультикульти-винигретом, между тоталитарной несвободой и разнузданной анархией, в приближении к вершине разумности, красоты и справедливости, к золотой середине!

Основные философские течения: материализм (материя первична, сознание вторично, бытие определяет сознание) и идеализм (дух первичен, материя вторична, дух определяет бытие) являются двумя сторонами (крайностями) одной «медали» – целостной философии, суть которой можно наглядно изобразить в виде кольца «бытие определяет сознание, а сознание в свою очередь определяет бытие».

Многочисленные морально-этические нормы возникали и развивались из стремления людей к стабильной, т.е. справедливой жизни. Целостная этика отказывается от любых абсолютизаций типа религиозных заповедей (неограниченных: добра, самопожертвования, покорности, толерантности и т.д.) и мифического «первородного греха» и ставит своей целью процветание всего человечества на основе взвешенных моральных норм, исходящих из здравого смысла.

В заключение следует подчеркнуть, что изложенная стратегия золотой середины может стать эффективным инструментом в борьбе с экстремистскими силами, жаждущими мирового господства.

  1. Эстерле О.В. О статистических свойствах валентных электронов. ЖФХ АН СССР, 60, 1, 1986, с. 137...142, Москва.
  2. Эстерле О.В. 36,6°C – нормальная температура робота. Изобретатель и рационализатор, 6, 1987, с. 28...29, Москва.
  3. Эстерле О.В. Диссертация на соискание степени доктора геолого-минералогических наук. ИМГРЭ, 1990, Москва.
  4. Oesterle O. On general principles of evolutionics. 4, 1990, p.1...5, Center for Systems Research, University of Alberta, Edmonton, Canada.
  5. Oesterle O. Ausweg aus der Sackgasse. Ein ganzheitliches naturwissenschaftliches Weltbild. S. 1...131, Jupiter-Verlag,1996, Zürich.
  6. Эстерле О.В. Как устранить противоречия в фундаменте физики? Физические идеи России. 1, 1996, стр. 47...53, Москва.
  7. Oesterle O. Goldene Mitte: Unser einziger Ausweg. Vom zersplitterten zum ganzheitlichen Wissen. 1...203, Universal Experten Verlag, 1997, Rapperswil, Schweiz.
  8. Oesterle O. Die Physik des Jenseits. "Die andere Realität", 4/99, S. 21.
  9. Oesterle O. Die Politik des Mittelwegs. Grundlagen für einen ganzheitlichen und objektiven Weg. "Der 3. Weg", 2/2000, S. 29...33.

Золотая середина

Золотая середина
С латинского: Aurea mediocritas (аурэа мэдиокритас).
Из второй книги «Од» (десятой оды) знаменитого римского поэта Горация (Квинт Гораций Флакк, 65-8 до н. э.):
Тот, кто золотой середине верен,
Мудро избежит и убогой кровли,
И того, что питает в других зависть, -
Дивных чертогов.

Отсюда выражение: «держаться золотой середины», то есть вести себя разумно, избегая крайностей и риска.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Золотая середина

Так говорят о каком-нибудь решении, образе действий, чуждом крайностей, риска. Выражение это, "aurea mediocritas", из 2-й книги од римского поэта Горация.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Золотая середина" в других словарях:

    - (посредственность). Ср. Вы просто золотая середина, которая вездѣ уживается... по своему. Достоевскій. Бѣсы. 1, 1, 8. Ср. Каждое дѣйствіе свое надо обдумать, сообразить съ обстоятельствами, выяснить себѣ его послѣдствія, а не бросаться въ воду,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Умеренность, мера Словарь русских синонимов. золотая середина сущ., кол во синонимов: 3 мера (250) норма … Словарь синонимов

    Золотая Середина - Золотая Середина ♦ Médieté Это понятие (по гречески mesotes) есть у Аристотеля. Так, саму добродетель он называл золотой серединой «между видами порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка». Золотая середина – понятие,… … Философский словарь Спонвиля

    ЗОЛОТОЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА - что Оптимальное положение, лишённое крайностей. Имеется в виду ситуация, образ действий, поведение (Р), при которых пытаются найти средний, наименее конфликтный путь, стараются избегать рискованных решений. книжн. ✦ Р золотая середина. В роли доп … Фразеологический словарь русского языка

    золотая середина - Одобр. Только ед. Образ действия, поведения, мыслей и т. д., лишенный крайностей. Держаться, придерживаться… чего? золотой середины; золотая середина в чем? в действиях, в поступках, во всем… Мой приятель не любит рисковать, всегда придерживается … Учебный фразеологический словарь

    Перевод выражения: aurea mediocritas, употребленного Горацием (Od. II, 10, 5) для означения надлежащего образа действия, чуждого всяких крайностей. Теперь выражение это обыкновенно употребляется в ироническом смысле … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Разг. Образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений; промежуточная позиция. ФСРЯ, 422; БМС 1998, 523; ШЗФ 2001, 85 … Большой словарь русских поговорок

    Золотая середина - Экспрес. Образ действия, поведения, лишённый крайностей; промежуточное положение. Рубцов Емницкий был человек поворотливый и в работе любил не золотую середину, а крайности (С. Бабаевский. Кавалер Золотой Звезды). Перевод с латыни изречения… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Золотая середина - состояние, когда влияния на объект скомпенсированы так, что скорость изменения параметров равна нулю, причем данное состояние равновесия устойчиво; например, в механике при отклонении положения от равновесного возникает такая сила, что… … Мир Лема - словарь и путеводитель

Книги

  • Золотая середина земли. Крым , Сидякин Александр, Урденко Олег. Книга знакомит читателя с историей Крыма с IX в. до н. э. по настоящее время, содержит исчерпывающие сведения о прекрасных уголках крымской земли, дает возможность составить индивидуальный…

Что такое "золотая середина"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

золотая середина что Оптимальное положение, лишённое крайностей. Имеется в виду ситуация, образ действий, поведение (Р), при которых пытаются найти средний, наименее конфликтный путь, стараются избегать рискованных решений. книжн. ? Р - золотая середина. В роли доп. или подлеж. Порядок слов-компонентов обычно фиксир. Рубцов-Емницкий был человек поворотливый и в работе любил не золотую середину, а крайности. С. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.Кареты разъехались. Мать даже всплакнула: - Всегда вы умудряетесь доводить страсти до критических крайностей. Ах, Фике, как хорошо знать золотую середину. В. Пикуль, Фаворит. Были и конфликты, и недоразумения, и случаи полного взаимного непонимания. Иногда приходилось просто уступать капризным и требовательным старикам, и нелегко было найти "золотую середину" - возможность сотрудничать с пациентом в его же интересах. Неделя, 1985. [Ведущий:] Если вы говорите, что вам сегодня было легко победить, почему вы не выбрали красную дорожку [на ней нельзя ошибаться ни разу]? [Участница:] Я предпочитаю золотую середину. т/п "Умники и умницы", 2002. Я думаю, что обе эти теории - крайности. Нужна золотая середина. А как её найти? (Реч.) Всё б - в крайностях бродить уму - / А середина золотая / Всё не давалася ему! А. Блок, Возмездие. С другой стороны, может, это и есть искушение дьявола. Ведь так легко оправдать собственную слабость заботой о близких. И где та золотая середина, найдя которую, можно жить в полном ладу со своей совестью и не обделять людей, зависящих от тебя? Ч. Абдуллаев, Идеальная мишень. культурологический комментарий: фразеол. является калькой с лат. выражения aurea mediocritas, принадлежащего древнеримскому поэту Горацию (Берков В.П. , Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. М., 2000. С. 187), в текстах которого золотая середина предстаёт как лучшее, идеальное положение с точки зрения морально-философских и житейских позиций; напр.: "Будешь жить ладней, не стремясь, Лициний, Часто в даль морей, где опасны бури, Но и не теснясь к берегам неровным И ненадёжным. Тот, кто золотой середине (выделено мною. - И. З.) верен, Мудро избежит и убогой кровли, И того, что зависть в других питает, - Дивных чертогов". (Античная лирика. М., 1968. С. 393.) Образ фразеол. восходит к данному представлению и через компонент золотой (от золото) соотносится с природно-вещным кодом культуры, т. е. с совокупностью существующих в природе веществ и предметов, которые несут в дополнение к своим природным свойствам функционально значимые для культуры смыслы. С древнейших времён золото обладает неоднозначной символикой (см. комментарий к ЗОЛОТОЙ ВЕК). В данном случае золото осмысляется как что-л. чрезвычайно ценное, лучшее и символически связывается с идеей непререкаемости истины (ср. золотое сечение, золотое правило, золотые слова; ср. также с франц. le juste milieu - букв. "справедливая, правильная середина"). фразеол. в целом выступает в роли эталона, т. е. меры, равновесия, оптимального и наиблагоприятнейшего положения. В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в англ. - the golden mean.

золотая середина - перевод выражения: aurea mediocritas, употребленного Горацием (Od. II, 10, 5) для означения надлежа... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

золотая середина - Экспрес. Образ действия, поведения, лишённый крайностей; промежуточное положение. Рубцов-Емницкий бы...



 


Читайте:



Игры на обогащение словарного запаса

Игры на обогащение словарного запаса

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике...

Комплексные чертежи многогранников"

Комплексные чертежи многогранников

Управление образования администрации городского округа Коломна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «...

Как приготовить молочный суп с макаронами Как варить молочное с макаронами

Как приготовить молочный суп с макаронами Как варить молочное с макаронами

Вспомните детство: одним из самых любимых блюд на завтрак был молочный суп с макаронами. И сегодня это сладкое блюдо не утратило своей...

Изотерапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Изотерапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Насибуллина Ольга ИвановнаДолжность: учитель индивидуального обученияУчебное заведение: МОУ Приволжская ОШНаселённый пункт: г.Новоульяновск,...

feed-image RSS