Главная - Детские прически
Творческая мастерская как педагогическая технология. Технология творческих мастерских.Выступление к педсовету учебно-методический материал на тему. Технология "Педагогическая мастерская"

Учебно-воспитательный процесс в настоящее время должен развивать и самоопределять ученика в современном пространстве в соответствии с его интересами, возможностями и склонностями. В плане преподавания иностранного языка можно осуществлять обучение через такие составляющие как: толерантность, адаптацию в социуме, глубокое знание предмета, креативность, критичность мышления и коммуникативность. Развить все данные навыки у учеников помогает технология творческих мастерских. Мастерская – это одна из основных развивающих, обучающих и воспитывающих форм. Одно из самых точных определений творческой мастерской дал В.М. Монахов «Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя».

За последние годы метод творческих мастерских (или по-другому метод французских мастерских) стал использоваться во многих странах, так как его принципы и идеи соответствуют ценностным ориентирам педагогов в наши дни: интерес к индивидуальности, гуманизация воспитания и образования, стремление вырастить творческую, свободную и самостоятельную личность.

В России эта технология впервые появилась в 1990 году. Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства решили попробовать адаптировать эту технологию под российское школьное образование. Эта непривычная для российской системы технология разработана французскими педагогами – представителями ЖФЕН – «Французской группы нового образования». Начало данному движению дали следующие психологи А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др. Данная технология направлена на обращенность к личности ребенка, его поискам, интересам и целям.

Суть данной технологии выражается в следующих главных положениях:

  1. Личность с новым мировосприятием – личность социально ответственная, самостоятельная, конструктивно вооруженная, способная оказывать позитивное влияние на окружающий мир и самого себя.
  2. Любой ребенок обладает способностями к практически любым видам человеческой деятельности: к овладеванию музыкой, изобразительным искусством, естественным и гуманитарным наукам. Разница только в том, какие методы будут применяться в процессе образования.
  3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Особенности технологии творческих мастерских – это создание атмосферы сотрудничества в общении, заинтересованность ученика в изучении темы, «включение» эмоциональной сферы ребенка, совместный поиск истины учителем и учащимися (они равны в поиске этой истины). Вся информация преподносится учителем в малых дозах, во время занятия исключается официальное оценивание работы ученика, учащиеся должны оценивать себя сами и, если это нужно, корректировать себя. Очень важно отметить, что применение такой технологии помогает развивать в ученике навыки парной, групповой и индивидуальной работы, развивает творческие стороны личности учащегося.

Цель творческих мастерских – предоставить учащимся психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, критического мышления, коллективного способа обучения, идеи знаменитых русских педагогов и методистов П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Творческие группы могут организовываться по следующим принципам:

  1. Класс делится на 3 группы: сильные ученики; средние ученики; слабые ученики;
  2. Класс делится на группы в каждой из которых есть сильные, средние и слабые ученики.

Для технологии педагогических мастерских характерны следующие основные принципы:

  • умение работать в команде;
  • отношение учителя к учащемуся как к равному;
  • критичность мышления;
  • самостоятельный сбор знаний учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации;
  • самостоятельность решения творческих задач;
  • выступление в роли лидера;
  • уважительное отношение к мнению других.

Реализация данной технологии предполагает следующие этапы:

  • Индукцию
  • Самоконструкцию
  • Социоконструкцию
  • Социализацию
  • Афиширование
  • Разрыв
  • Рефлексию

Индукция – это проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы.

Социоконструкция – групповая работа, связанная с решением проблемы, поставленной учителем.

Социализация – выступление группы с отчетом, в котором каждый должен проявить себя.

Афиширование – представление работ.

Разрыв – кульминация, внутренне осознание учащимся неполноты или несоответствия старого знания новому.

Рефлексия – отражение ощущений и чувств участников, возникших во время процесса.

В технологии мастерских могут быть использованы следующие информационные технологии:

  • Обучающие программы – способствуют формированию мотивации учения, стимулируют творческое мышление и инициативу;
  • Интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, задания);
  • Научно-исследовательская работа;
  • Слайд-фильм – иллюстративный, наглядный материал. Это конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, информационным и зрелищным, запоминающимся;
  • Творческие конкурсы;
  • Обучающий контроль – компьютерные тесты, моделирование и трансформация текста, предназначенные для контроля усвоения знания учащимися, а так же для закрепления и повторения материала;
  • Участие в интернет-фестивалях;
  • Самостоятельная поисковая работа в сети интернет – использование Интернет-ресурсов, а так же мультимедиа библиотеки учебного заведения;
  • Участие в телекоммуникационных проектах;
  • Электронный словарь (толковые, терминологические, языковые).

При моделировании учебного занятия в режиме технологии мастерских осуществляется диагностика уровня учебных возможностей учащегося. У данных технологий есть свой закон – делай исходя из своих способностей, личного опыта и интересов, корректируй себя сам, поэтому нет точных методик проведения мастерских.

Изучив и проанализировав весь материал, можно сделать вывод, что технологии творческих мастерских на уроках иностранного языка оказывают положительное влияние на развитие познавательных способностей ребенка, его психофизиологических и личностных особенностей, увеличивают творческую активность и расширяют кругозор.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – Сборник статей. – Москва–Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. – 136 с.
  2. Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы. – Москва: Просвещение, 1988. – 192 с.
  3. Монахов В. М. Педагогическая технология профессора В. М. Монахова. – Спец. выпуск «Педагогического вестника». – Успешное обучение, 1997.
  4. Педагогические мастерские: теория и практика. – Спб., 1998. – 318 с.
  5. Педагогические мастерские Франция-Россия./Под ред. Э.С.Соколовой. – М.: Новая школа, 1997 г. – 128с.
  6. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 128 c.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Выступление на районном МО учителей технологии

по теме

"Творческая мастерская педагога "

МБОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район»

Современный учитель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство – это владение педагогом системой психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению.

Мастерство педагога может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон , содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Несомненно, что одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и устойчивом их интересе к предмету, т.е. учитель тогда – педагог-мастер, если он умеет учить всех без исключения детей.

Творческая мастерская - это такая форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного и коллективного открытия.

Творческой мастерской в нашей школе является методическое объединение учителей начальной школы. Наша мастерская является местом постижения секретов профессии, роста профессионализма.

Что даёт педагогу участие в работе :

    педагог расширяет свой педагогический опыт,

    идёт переосмысление теоретических положений. выводов, через практическую деятельность (в свете ФГОС).

    данная работа способствует целенаправленному приращению опыта.

    развивает активность, творчество, инициативность.

Видов творческих мастерских много. Считаем, что наше МО является аналитической мастерской.

Тема школы:

"Единое образовательное пространство как условие обеспечения качества образования".

Тема работы МО:

"Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

Целью совместной работы является:

Изучение и анализ теоретических аспектов по вопросам образования, переосмысливание и использование их на практике т. е. пояснение практическими примерами.

Модель педагогической мастерской соответствует следующему рисунку:

Основными приёмами работы мастерской являются:

    "разрыв" - сопоставление полученных результатов,

    "творческий процесс" - приводящий к усовершенствованию дальнейшей работы,

    "рефлексия" - чувства, которые возникают в ходе работы мастерской.

Формы работы мастерской:

    методические заседания,

    заседания - практикумы,

    круглые столы,

    мастер-классы,

    творческий отчёт,

    представление опыта,

    посещённые уроки,

    тематическая дискуссия,

    курсовая подготовка и аттестация.

    наставничество.

Результатом работы является:

    сам процесс заседаний - сотрудничество и сотворчество педагогов;

    общение и обмен опытом, что в конечном счёте приводит к повышению качества образовательного процесса;

    создание разработок уроков и презентаций;

    участие учителей в методических и дистанционных конкурсах;

    публикации статей, разработок уроков и внеурочных мероприятий;

    ориентирование педагогов на самоконтроль и анализ педагогической деятельности, оценка результатов учебного процесса;

    представление и обобщение опыта работы.

Хочу остановится на некоторых эффективных формах работы мастерской за прошлый учебный год и этот.

1. Творческий отчёт.

Такая форма как творческий отчёт даёт возможность педагогу подвести некоторый анализ деятельности в том, или ином направлении. Выступления учителей по проблемам, используя собственный опыт. Духовно - нравственное воспитание стало неотъемлемой частью формирования выпускника начальной школы. Одно из заседаний было посвящено предметам "ОРКСЭ". Учитель Пак Н.М. поделилась опытом работы по предмету, предложила свои формы работы, внесла предложения по деятельностному подходу в изучении данного предмета. Назарова Н.в поделилась опытом, работы по формированию грамотного письма и предложила игровые упражнения, направление на повышение грамотности младших школьников.

2. Мастер - класс.

Это становится одной эффективных форм в становлении творческого педагога, в обобщении собственного опыта и распространении его.

Гришкова В.М. провела мастер - класс на тему «Организация групповой работы. Оценка процесса и результатов групповой работы на уроке». Это было представление опыта работы за несколько лет. Мастер - классы дают возможность получить как теоретические, так и практические знания по проблеме, а также руководство к действию.

3. Заседания - семинары, заседания - практикумы .

Пример методического заседания в этом году является семинар «Система оценивания знаний учащихся. Самооценка знаний учащимися». Рассмотрены следующие вопросы: "Формы и методы оценки знаний по ФГОС","Обеспечение комплексной оценки образовательных результатов","Технология оценивания образовательных достижений". Учитель Маракулина О.Е. показала открытый урок музыки в 3 классе и поделилась опытом работы по данному вопросу. А потом семинар по такой же теме был в районе (Гришкова В.М.). Учительница рассказала об опыте педагогов района. Всё это даёт возможность методически грамотно и эффективно, опираясь на опыт строить свою деятельность.

3. Изучение новых технологий и расширение поля деятельности применяемых.

Изучая новые современные образовательные технологии, приходим к выводу, что они просты в осмыслении и применении. Но надо знать их основу. Для этого знакомимся с новыми технологиями и обеспечивающими их приёмами.

Проектно - исследовательская деятельность - одна из основных эффективных технологии в рамках ФГОС. В недрение подобных технологий в образовательный процесс гарантирует реализацию основных положений деятельностного и компетентностного подходов. Проведено заседание с целью разнообразия работы в этом направлении и дан урок - проект в 1 классе на тему "Новогодния ёлка" (Пак Н.М.), с последующим анализом и самоанализом.

4. Открытый урок.

Для учителя урок для коллег - это школа творчества. Педагоги тщательно готовятся к приёму гостей, вместе обсуждаем, делимся мнением, даём самоанализ и анализ урока. Такая старая форма творчества педагога как урок, показывает, что нет границ творческого подхода, "озарения", воплощение замыслов учителя и полёта творческой мысли, направленное на качественное образование учащихся.

5. Тематическая дискуссия.

К такой форме надо тщательно готовиться. Для проведения такой формы учителя подбирают материал, который акцентирует внимание на разных точках зрения по проблеме. Результативность данной формы состоит в том, что расширяется кругозор педагогов, выслушиваются различные мнения и в итоге приходим к конечному выводу и рекомендациям. "Плюсы и минусы групповой работы", "Вопросы перегрузки младших школьников" и другие вопросы.

6. Наставничество.

В нашем коллективе много молодых педагогов. С ними ведётся работа в рамках школы. За молодыми педагогами закреплён педагог со стажем работы. Но вся методическая работа МО нацелена на формирование грамотного, творческого педагога. Молодые педагоги остаются в профессии, в школе и делают первые выпуски.

7. Представление опыта работы вне школы.

Если вернуться к иллюстрации модели педагогической мастерской, то обратим внимание на становление мастера из подмастерья "от практики к опыту, возникает идея , а потом складывается собственный опыт и практика". Конечно, нельзя сказать, что мы создаём новые идеи в образовании, но свой собственный опыт и практику мы имеем и охотно делимся.

    личные сайты учителей,

    участие в районных дистанционных педагогических конкурсах,

    публикации методических статей,

    выступления на конференциях.

Многие учителя имеют свои сайты в Интернете. Они делятся опытом творческой работы с коллегами. Участие в дистанционных конкурсах, фестивале педагогических идей "Открытый урок" даёт возможность представить педагогическое мастерство и получить оценку независимого жюри.

Наши педагоги выступают на заседаниях районного МО. Начинаем принимать в региональной научно - практической конференции. Пак Н.М. в прошлом году представила опыт работы по проблеме "Воспитательные возможности современных образовательных технологий деятельностного типа".

Очень хорошо, что методический центр района даёт возможность представить свой опыт работы. Наши педагоги приняли участие в районном конкурсе "Статья года - педагоги обмениваются опытом", дистанционный конкурс методических разработок "Педагог - педагогу". Принимаем участие в педагогических конкурсах областного эколого - биологического центра по здоровому питанию.

Учителя начальной школы в педагогической деятельности используют педагогические проекты:

    "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения",

    «Деятельностный подход как условие раскрытия внутреннего потенциала личности».

В процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия, доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма актуально в современной жизни.

Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.

Свое выступление мне хочется закончить притчей.

«Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Все в наших руках, уважаемые коллеги. Я приглашаю вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.

Методическая работа в современной школе – это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а, в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.
При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся.
А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.
Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения.
Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
5) (и самое главное) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.
Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Организация групп осуществляется по следующим моделям:

I модель – только слабые, только средние, только сильные.
II модель – сильные, средние и слабые в каждой группе.

Задания группам составляются в соответствии моделями групп, сформированных к данному уроку, по уровню сложности. Главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» не бывает.
Такой подход, по моему мнению, способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, то есть один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. А педагог развивает в каждом ученике мотив достижений, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.
Работа в творческой мастерской начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… – и формулировки проблемы – темы мастерской. Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.
Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:
Начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

  1. Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
  2. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
  3. Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
  4. Творчество. Коллективное творчество.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)
Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения.
Первые мастерские провожу 5 классе. Им предшествует урок по главе «Драгоценная пыль» из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». Заключительный этап урока – ответ на вопрос: «Так что же такое драгоценная пыль». Звучит ответ из текста: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – всё это крупинки золотой пыли.
Мы литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» – повесть, роман или поэму».
После чего класс принимает решение, какой будет, как будет называться и выглядеть их копилка, которая впоследствии, к 11 классу, превратится в «золотую розу».
Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

  • круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);
  • творческие работы на компьютере;
  • собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.
Виды творческих мастерских в зависимости от темы урока и возраста учеников

1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:

1) репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;
2) развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
3) решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом);
4) решение творческих задач. Урок «Русская народная сказка», «Басни Крылова» – 5 класс.

2. Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая группа представляет своего автора, направление, течение в литературе, жанр и т.д. «Человек на войне» – 11 класс.
3. Научные исследования. Предусматривает работу с литературоведческим материалом, глубокий анализ крупных произведений. «М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе» – 11 класс, «И.С.Тургенев. Поэзия. Проза. Стихотворения в прозе» – 10 класс.
4. Система образов. Задача таких уроков – сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики. «Система образов романа Ф.М.Достоевского «Идиот».
5. Художественное произведение – комплексный анализ небольших по объёму прозаических и поэтических произведений. «Тема взаимоотношений между детьми и родителями». К.Г.Паустовский «Телеграмма». (Приложение 1 )
6. Поэтическая мастерская – составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, работа с теорией литературы. «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова».
7. Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная) экскурсия на родину писателей и поэтов, по описанным в произведениях городам. 2По следам Печорина» – 10 класс.
8. Интегрированная мастерская. Урок литературы, истории, ИЗО. «Последнее уничтожение на Бородинском поле» – 5 класс.
9. Психологическая мастерская. «Психологический портрет героев романа «Идиот» Ф.М. Достоевского» – 10 класс.
10. Круг чтения. Составление цитатного портрета автора произведения, знакомство и работа с любимыми произведениями писателей. «Автор и его герой в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Новые информационные компьютерные технологии помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей.

Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, имотивированотем, что они:

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
  • способствуют совершенствованию практических умений инавыков учащихся;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес курокам литературы;
  • активизируют познавательную деятельность;
  • развивают творческий потенциал учащихся;
  • осовременивают урок.

Используя информационные технологии, я провожу следующие типы уроков:

  • компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя);
  • компьютер используется в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
  • компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).

Материально-техническая база нашей школы позволяет организовать работу в любом режиме.
Мы используем на уроках мультимедиа энциклопедии, Интернет-ресурсы, материалы школьной медиатеки, а также самостоятельно выполненные учителями и учениками материалы, с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point - для создания презентаций, текстовый редактор Word, табличный процессор Excel – тесты, Publisher для создания буклетов)

1. Слайд-фильм (презентация) – визуальная информация: иллюстративный, наглядный материал (набор слайдов – иллюстраций, фотоматериалов, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).
Эта конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным, информационным и поэтому запоминающимся.

2. Интерактивный демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия). Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

3. Обучающий контроль.

Компьютерные тесты, трансформация и моделирование текста, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащимися, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Тестовый контроль иформирование умений инавыков спомощью компьютера предполагает возможность быстрее иобъективнее, чем при традиционном способе, выявить знание инезнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен ипрост для оценивания.

4. Самостоятельная поисковая работа – использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы.

5 . Выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере с возможностью проверки их учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе, участие в районных, региональных и федеральных конкурсах.
6. Электронные словари – литературоведческие, толковые и др., особенно хочется выделить терминологический словарь.
7. Обучающие программы. Способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление.
8. Участие в телекоммуникационных проектах.
9. Участие в Интернет-фестивалях.

Результат использования новых информационных технологий на уроках литературы

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Не утихают споры о том, нужен ли предмет «технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества сместили акценты обучения в целом и трудового обучения в частности. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Ввести учащихся в мир созидательного труда, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей – вот основные задачи трудового обучения в школе. Однако, как и в других предметных областях, в предметной области «Технология» необходимо обусловленное требованиями времени совершенствование процесса обучения, повышение его развивающих и воспитывающих возможностей.

Данная работа – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий, обязательного использования ИКТ, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности школьников. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины", стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями.

Если кого-то из коллег смутит мое место работы – коррекционная школа для слабовидящих детей – отвечу словами А.В.Суворова, действительного члена Международной академии информатизации при ООН, почётного международного доктора гуманитарных наук в Саскуаханском университете в США, доктора психологических наук, профессора Университета Российской академии образования, кавалера почётной золотой медали имени Льва Толстого, лауреата Всероссийского конкурса "Добрая дюжина", научного руководителя Детского ордена милосердия, Рыцаря Свердловского областного Детского ордена милосердия и при этом… сенсорного (слепого и глухого) инвалида I группы: «Но что уж так выделять инвалидов? У них те же трудности, что и у всех остальных, только обостренные инвалидностью».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.

ПАСКАЛЬ Блез

Школьная образовательная среда должна обеспечивать условия для формирования самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем как массовой, так и коррекционной школы является развитие познавательной активности и самостоя­тельности учащихся. В нашей школе технология стала экспериментальной творческой площадкой , на которой путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий, обязательного использования информационно-компьютерных технологий, создаются для этого идеальные условия. Успешно работает неформальная творческая группа учителей-предметников, внутри которой сложился благоприятный психологический климат, в атмосфере творчества налажен обмен опытом, взаимопосещение уроков. В творческих мини-группах разработаны и проведены циклы открытых интегрированных уроков: “Аспекты кулинарного антуража в русской классической драматургии” (технология-литература) , «Рациональное питание(технология-биология) , “Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу” (технология-история); ряд внеклассных мероприятий : “Вечер русского романса”, литературно-музыкальная композиция “Штрихи к портрету женщины”, вечер памяти “Письма с войны”, игра-практикум “Жизнь бесценна”, патриотический вечер «Война вошла в мальчишество мое», “Школьный Экофест”, “Мы в ответе за тех, кого приручили”, «Экологическая мозаика» и многие другие.

В современных условиях формирование положительной мотивации к учению у школьников приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация – одно из важнейших условий успешности или неуспешности учения ребенка. Не секрет, что менее способный ученик с высоким уровнем мотивации может достичь (и достигает!) более высоких результатов в учебе, чем очень способный, но с низким уровнем мотивации. Успехи в учебе напрямую зависят от стремления и настойчивости ученика, от его желания и умения учиться. Как правильно поется в популярной детской песенке: «…Было бы желание, придут к тебе и знания!» Формирование положительной мотивации к обучению у ученика-инвалида способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать с нормальновидящими сверстниками. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения школьников, открывает резервы образовательного процесса и личности его участников: учащегося и учителя.

Кроме того, компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. В системе технологической подготовки интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета технологии, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его модулей, между информационной и технологической подготовкой. С целью создания адаптивной системы и решения проблемы социальной реабилитации учащихся с дефектами зрения по предмету «технология» разработана и внедрена в учебный процесс система уроков и внеклассных мероприятий с применением информационно-компьютерных технологий, направленная на создание условий для развития у школьников с нарушениями зрительного анализатора положительной мотивации учения.

Слабовидение, особенно возникшее на ранних стадиях развития, отрицательно сказывается на формировании сенсорных функций, обеспечивающих представление полного образа объекта. Это затрудняет восприятие формы и размеров объектов, их целостности, взаимных связей и соотношений, усложняя реализацию учебных задач по технологии. Использование на уроках презентационных и мультимедийных технологий позволяет визуализировать изучаемые процессы, обеспечить дозированность получаемой информации, придать процессу обучения динамизм и выразительность, повысить информативность урока, интенсифицировать процесс обучения и в итоге увеличить его эффективность.

На уроке «Основы композиции одежды» объяснение нового материала сопровождается слайдами презентации, где объекты демонстрируются в установленной логической последовательности, с выделением сигнальных свойств. Программа «Эффекты зрительных иллюзий» позволяет каждому слабовидящему школьнику самостоятельно подобрать фоновый экран с учетом индивидуального цветового восприятия, регулировать яркость и контрастность изображения.

Цикл интегрированных уроков «Аспекты кулинарного антуража в русской классической драматургии» (технология – литература) – это возможность привлечь внимание ребят к русской литературной классике, осветить с несколько неожиданной стороны бытовую русскую культуру: от штрихов, частностей, второстепенных деталей перейти к главному и заинтересовать им. Составляя меню «чеховских», «фонвизинских», «гоголевских обедов», используя компьютер, мультимедиа-материалы и Интернет, ребята имеют возможность найти рецепт блюда, посмотреть, как оно выглядит, и даже наблюдать за таинством его приготовления.

Разработаны уроки по моделированию имиджа «Таинство обаяния» , этикетному поведению «Азбука общения» . Изучению народных традиций региона посвящена авторская разработка урока с применением ИКТ “Славен Дон казачьей свадьбой” .

При изучении ряда модулей линии “Человек – Художественный образ” и линии “Человек – Человек”, модуля «Технология обработки пищевых продуктов» линии “Человек – Природа” слабовидящие школьники знакомятся с рядом операций, наблюдая за действиями профессионалов на экране компьютера. Использование информационных технологий не ограничивается уроками объяснения нового материала, а включает и самостоятельную творческую работу учащихся с нарушениями функций зрительного анализатора.

При организации виртуального путешествия «Время выбрало нас!» (совместная авторская разработка с учителем русского языка и литературы лицея №33 Н.В.Ровчак) особое внимание уделялось качеству вопросов и заданий для творческих конкурсов, а также оформлению виртуальной оболочки. Важно, чтобы ученик ощущал связь времен, преемственность поколений, воспринимал полученную информацию не как случайный набор разрозненных сведений, а как целостную систему; учился видеть и анализировать состав, связи, внутреннее взаимодействие; развивал умения вовремя получить доступ к необходимым информационным ресурсам и помощи, самостоятельно принимать решения в сложных положениях, предусмотреть развитие игровой ситуации, правильно ставить задачи и видеть пути их осуществления, найти нестандартное решение и воспользоваться им. Общее эмоциональное состояние, переживаемое школьником со зрительной депривацией во время игры, «ситуация успеха», собственные открытия, способствуют формированию у него положительной мотивации к исследовательской и творческой деятельности, к учению в целом.

Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития и компенсации нарушенных функций в процессе обучения по предмету технологии осуществляется как на уроках, так и на факультативных занятиях. Такая взаимосвязь создает оптимальные условия для всестороннего развития слабовидящих школьников и обеспечивает эффективное усвоение программного материала, ликвидацию в ходе обучения отставаний и неравномерности в развитии различных сторон познавательной деятельности и качеств личности учащихся с нарушениями зрения. Занятия факультатива «Театральное ателье» осуществляю по одноименной авторской программе, которая знакомит слабовидящих детей с широким кругом современных технологических знаний, обеспечивает формирование у учащихся с нарушениями зрения политехнических и общетрудовых знаний, умений и навыков в области технологии изготовления швейных изделий, вооружает их опытом самостоятельной практической деятельности, способствует развитию технологического мышления, творческого отношения к работе, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого слабовидящего школьника. Использование идеи театрального ателье позволяет придать общественное значение результатам детского труда. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. В основу программы положен метод проектов, где объектом труда является театральный костюм или декорация к спектаклю. Это позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении слабовидящих школьников и интегрировать полученные ими знания и умения. На Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей» программа «Театральное ателье» заняла I место в номинации «Организация внеклассной работы по предмету».

Растет творческая активность школьников с нарушениями зрения, расширяется круг использования их творческого потенциала. В творческий поиск включены слабовидящие учащиеся всех классов среднего и старшего звена. Первоначальная идея “оживления” костюма переросла по инициативе учащихся в систему работы по созданию спектакля, где сами они выступают в роли сценаристов, режиссеров-постановщиков, художников-оформителей, декораторов, костюмеров, гримеров, модельеров, актеров, операторов, фото- и кинорепортеров. Репортажи о результатах работы “Театрального ателье” представлены фотографиями в школьных альбомах, а также на CD и видеокассетах. Сценарии разработанных в рамках программы «Театральное ателье» мероприятий и фотографии участников опубликованы в методических газетах и журналах: «Хрустальный башмачок» - открытый конкурс-зачет по технологии- «Учительская газета» №44(2000г.), журнал «Читаем, учимся, играем» №2(2001г.); «Штрихи к портрету женщины» - журнал «Читаем, учимся, играем» №8(2001г.), «Классный руководитель» №5(2004г.); «Гусары – рыцари лихие» - журнал «Читаем, учимся, играем» №7(2000г.); «Позвольте вас любить» - журнал «Читаем, учимся, играем» №6(2001г.); «Жди меня и я вернусь» - журнал «Читаем, учимся, играем» №2(2003г.); «Письма с войны» - журнал «Классный руководитель» № 8(2004г.), «Праздник в школе», 2004г.; «В некотором царстве» - журнал «Читаем, учимся, играем» №9(2004г.); «Новогодний серпантин» - журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №6(2005г); «Война вошла в мальчишество мое» - журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №3(2005г), «Практика административной работы в школе» №2(2005г.)

Одна из задач, которые решает предмет «технология» в учебном плане школы – создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями и возможностями. На базе кабинета технологии организован кружок “Школьное издательство” , который в течение 3-х лет выпускает независимую школьную газету “Антирутин”, включая ребят с нарушениями зрительного анализатора в технологический процесс производства печатного продукта.

Каждый выход «Антирутина» - событие для школы, его ждут, к нему готовятся, предупреждая товарищей: «Там мои стихи!» или «Там про нас будет!». Получая паблисити, становясь центром всеобщего внимания, слабовидящие школьники переживают ситуацию успеха, повышается их личностная самооценка, укрепляется вера в собственные силы. Название газеты было выбрано на конкурсной основе, в результате долгих и жарких споров всех возрастных категорий учащихся. «Антирутин» - это средство от томительной скуки, напускного равнодушия, разрушающей праздности, это заявление активной позиции, обещание быть добрыми и чуткими, отзывчивыми и внимательными к самим себе и окружающему миру. Тематику рубрик и статей подсказывает ребятам сама жизнь. В газете нашли отражение самые яркие события и победы («Разговор с ветераном», «Счет победам открыт», «Если быть, то быть первым», «По следам интеллектуального марафона»); «болевые точки» педагогического взаимодействия («У меня зазвонил телефон», «ЧП местного масштаба», «Оставь проблемы всяк сюда входящий»); здесь публикуются различные мнения и взгляды как на проблемы личного характера, так и мирового масштаба («Россия, которую я выбираю», «СПИД – это серьезно», «Чужого горя не бывает») Особой популярностью пользуются рубрики «Души неопытной волненье», где школьные поэты заявляют о себе, и «Не злобы ради, а токмо шутки для» – собрание смешных историй и высказываний учащихся и педагогов. Весь материал тщательно отбирается, редактируется, к нему подбирается оформление: фотографии, картинки, карикатуры. То, что «Антирутин» – независимая газета и решение что и когда печатать принимается коллективом единомышленников самостоятельно, вызывает у ее создателей особую гордость.

Работа над газетой – захватывающий творческий процесс, включающий в себя различные способы коммуникации и обеспечивающий на практике принцип свободы, предоставляя слабовидящим учащимся реальные возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, воспитывает чувство ответственности за ее результаты. Успешное осуществление коллективного проекта стимулирует попытки создать что-то свое: появляются классные газеты и даже индивидуальные. А некоторым рамки школьной газеты уже слишком малы и их публикации мы можем видеть на сайтах «Тинейджер.RU», «Вопросы Интернет Образования», «Стихи.RU», «Писатель.RU», в журналах «Школьный вестник», «Родительское собрание», «OOPS!», «Маруся», «Ковчег Кавказа» и др. При вовлечении индивида с дефектом зрения в активную деятельность, по А.Г. Литваку, «…развивается способность произвольно направлять сознание на объекты деятельности, что делает возможным их адекватное отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируя обусловленные дефектом вторичные отклонения». В процессе издательской деятельности с использованием информационно-компьютерных технологий создаются оптимальные условия для формирования у слабовидящих школьников интеллектуальной, коммуникативной, социальной компетентности и креативности, решается целый комплекс экзистенциальных проблем, вызванных аномалией развития. «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». (Китайская пословица.) Представление независимой школьной газеты “Антирутин” на секции “ИТ в обучении детей со специальными потребностями” областной научно-практической конференции “Информационные технологии в образовании Ростовской области” отмечено Дипломом Лауреата 1 степени.

Включение слабовидящих школьников в реальную социально-востребованную и личнозначимую деятельность помогает им в овладении необходимым социальным опытом, формирует гражданскую готовность к творческой, социально-преобразовательной деятельности, расширяет сферы общения и самореализации. Заботясь о наполнении деятельностью жизненного пространства своих воспитанников, вовлекаю их в осуществление различных проектов, чтобы каждый слабовидящий ребенок нашел себе дело по душе и внес свой собственный вклад в коллективное жизнетворчество. Наше участие в специализированной благотворительной выставке «Преодоление», в областном Фестивале творчества детей-инвалидов “Мне через сердце виден мир” , городской благотворительной акции “Рождественский перезвон” , в городской выставке творчества детей-инвалидов “Успех” отмечены многочисленными Грамотами и подарками .

Чем дольше работаю в школе, тем четче осознаю, что только моя постоянная и разнообразная подготовка может обеспечить успех в работе. В этом году стала победителем конкурса Клуба “СамаЯ” на получение бесплатного образовательного гранта по специальности “Домашний парикмахер”. Прошла обучение в г. Москве, получила диплом и возможность открывать своим воспитанникам базовые секреты парикмахерского искусства.

Учитель готовится к уроку всю жизнь. Очевидно, что в современных условиях информационная компетентность учителя определяет его профессиональную компетентность в целом. Профессиональная переподготовка (дважды за последние 5 лет прошла обучение в Ростовском Региональном Центре Федерации Интернет Образования по программам «Интернет-технологии» и «Интернет-технологии и проектная деятельность», а в Ростовском ИПК и ПРО - курсы по образовательной программе повышения квалификации работников образования «Технология») позволила мне использовать в учебном процессе и внеклассной работе современные педагогические технологии, в том числе и информационно-компьютерные, применение которых значительно повышает эффективность моей педагогической деятельности, способствует формированию у слабовидящих школьников сложных пространственных представлений, мотивации восприятия, глубокому усвоению знаний, расширяет кругозор, предоставляет новые возможности для коррекции аномалий и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения, обеспечения личностно-ориентированного обучения.

В нашей школе-интернате были проведены исследования и проанализирован уровень мотивационной деятельности учащихся, а также уровень деятельности учителя по формированию положительной мотивации учащихся. Данные исследований свидетельствуют о стабильном росте мотивации к учению по предмету «технология». Этому способствуют создание противоречий между известным и неизвестным на уроках технологии, выполнение творческих проектов, привлечение слабовидящих учащихся к установлению причин явления, использование системы поощрений и порицаний, показ значимости знаний, создание перспективы, положение ученика в системе межличностных отношений, организация коллективной деятельности и т.д. Анкетирование, проведенное администрацией, показало наличие высокого и устойчивого познавательного интереса к урокам технологии у 87,6% воспитанников школы-интерната.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Методическая разработка урока по технологии «Основы композиции одежды» c электронным приложением.

Аннотация:

Аннотация:

У слабовидящих детей затруднено восприятие формы и размеров объектов, их целостности, взаимных связей и соотношений, а для создания образа необходимо владеть основами композиции, связывать все элементы в единое целое, учитывать «плюсы» и «минусы» собственного строения. Существенную роль при моделировании лица и фигуры играют зрительные иллюзии: контраста, подравнивания, переоценки вертикали, заполненного промежутка, незамкнутого контура и др. Однако слабовидение, особенно возникшее на ранних стадиях развития, отрицательно сказывается на формировании сенсорных функций, обеспечивающих представление полного образа объекта, делая недоступным использование эффектов зрительных иллюзий данной категорией учащихся.

Использование компьютера позволяет предоставить необходимую информацию в зависимости от индивидуальных особенностей.

Для данного урока специально была разработана программа «Эффекты зрительных иллюзий" , которая позволяет каждому слабовидящему школьнику самостоятельно подобрать фоновый экран с учетом индивидуального цветового восприятия, регулировать яркость и контрастность изображения. Объяснение нового материала сопровождается слайдами презентации «Основы композиции одежды», где объекты демонстрируются в установленной логической последовательности, с выделением сигнальных свойств. Фон и цветовое оформление слайдов презентации выбраны в соответствии с медицинскими рекомендациями.

В сочетании с традиционными средствами обучения (дидактический материал, таблицы) использование ИКТ значительно повышает эффективность обучения школьников с нарушениями зрительного анализатора основам композиции одежды.

Тема урока: Основы композиции одежды.

Цель: познакомить учащихся с основами композиции одежды, показать способы коррекции фигуры с помощью зрительных иллюзий.

Задачи:

· активизировать познавательную деятельность учащихся,

· развивать творческие способности, эстетический вкус, чувство стиля,

· развивать навыки работы с компьютером,

· воспитывать умение работать самостоятельно, используя имеющийся арсенал средств,

· корректировать зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, программа «Эффекты зрительных иллюзий», презентация «Основы композиции одежды», дидактический материал «Костюмы разных эпох», таблица «Пропорции фигуры», рабочие тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграфом к уроку «Основы композиции одежды» я бы взяла слова английского графа, писателя и государственного деятеля Филиппа Дормера Стенхопа Честерфилда: «Забота о красоте одежды – большая глупость, и вместе с тем не меньшая глупость не уметь хорошо одеваться». Воспитанный человек всегда должен думать о том, как он одет, просто из уважения к обществу. Как утверждал герой Бульвера-Литтона Пелэм: «Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью». Поэтому наша цель сегодня – познакомиться с основами композиции костюма и со способами коррекции фигуры, чтобы «не оскорблять» окружающих своим внешним видом.

II. Актуализация необходимых знаний.

Вопросы для повторения:

1. Что такое костюм? Чем обусловлено его историческое развитие?

2. Что такое мода? В чем она проявляется? Когда появилась в России?

3. Что такое стиль в одежде?

4. Определите стиль костюма. Дайте характеристику данного стиля. (Для выполнения этого задания учащимся предлагается раздаточный материал «Костюмы разных эпох»)

III. Изучение темы урока.

«В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли», - утверждал А.П.Чехов. И действительно, ни для кого не секрет, что в одежде проявляется личность человека, его характер, уровень общей культуры, интересы, вкусы. Умение с помощью одежды, макияжа, аксессуаров скрывать свои недостатки и подчеркивать достоинства помогает нам чувствовать себя в обществе легко и непринужденно, а значит, способствует достижению наших жизненных целей.

Важнейшее качество одежды – ее композиционное решение. В переводе с латинского слово «композиция» означает «составление, связывание». Связывая все элементы одежды в единое целое, мы создаем определенный образ, воплощая свой замысел. Композиция тесно связана с такими понятиями, как силуэт, фасон, покрой.

«Силуэт» в переводе с французского означает «внешнее очертание предмета». В одежде он определяется тремя линиями: плеча, талии и низа. По характерному силуэту мы легко отличаем костюмы минувших веков и прошедших десятилетий. Несмотря на все своеобразие и неповторимость, их, как и костюм современный, можно «вписать» в одну из геометрических фигур: прямоугольник (если основные линии силуэта параллельны), трапецию (если основные линии расходятся в разные стороны), треугольник (если линии пересекаются), овал (если линии плавные и кривые). Конечно же, подразумевается только самое общее впечатление, а не буквальное подобие.

Внутри силуэта располагаются силуэтные линии, которые подразделяются на конструктивные и декоративные .

Конструктивные линии – это линии основных швов.

Декоративные линии – линии рельефов, складок, карманов и т.п. Конструктивные и декоративные линии могут совпадать. Можете самостоятель привести пример, когда они совпадают? (Например, если линия кокетки отделана декоративной строчкой.)

Линии в костюме должны располагаться не хаотично, а согласованно друг с другом и с природным строением фигуры человека.

«Фасон» в переводе с французского означает «внешняя форма». В швейных изделиях он определяется формой деталей, линиями и их соотношениями, различными отделками. Изменение фасона не меняет всей конструкции. А вот покрой, наоборот, определяет конкретную форму одежды, его изменения связаны с изменением конструктивной основы модели.

Еще одно очень важное композиционное средство – пропорции . От того, насколько правильно выдержаны пропорциональные соотношения частей одежды, зависит ее художественная выразительность .

Образцом (каноном) гармонии и соразмерности объемов и линий издавно считалось идеальное человеческое тело. Если за единицу его измерения (модуль) принять размеры головы (от темени до подбородка), то в росте такой фигуры он будет укладываться 7.5-8 раз. Ширина талии в этом случае будет равна 1 модулю, ширина плеч – 1.5 модуля, длина нижней части фигуры (от талии) -5 модулям, верхней – 3. Отношения 3:5 и 5:8 свидетельствуют о гармоничных пропорциях фигуры и называются «золотым сечением» . Это название ввел Леонардо да Винчи.

Принцип «золотого сечения» выражается такими пропорциями, когда верхняя часть фигуры относится к нижней, как нижняя к целой фигуре.

Но идеальные фигуры встречаются в жизни не так уж часто. Скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры можно используя эффекты зрительных иллюзий. Иллюзия - нечто кажущееся, обман чувств, ошибочное восприятие предметов, явлений. Иллюзии возникают по разным причинам: из-за оптических несовершенств человеческого глаза, вследствие особенностей психологии и физиологии человека. Зрительные иллюзии – это искаженное восприятие глазом действительности. Посмотрите на рисунки. Что вы видите? (Демонстрация примеров зрительных иллюзий )).

Зная законы зрительных иллюзий, можно зрительно изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить, расширить или сузить, скрыть или подчеркнуть. Иллюзии издавна, и с большим успехом, используются для того, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной с точки зрения бытующей моды.

Первая иллюзия, с которой мы познакомимся, называется иллюзией подравнивания (ассимиляции). Она заключается в том, что линия, на концах которой есть обращенные внутрь углы, кажется намного короче, чем равная ей линия, у которой углы на концах обращены наружу. В одежде она проявляется в том, например, что оборки по горловине платья создают впечатление более широких плеч.

Следующая иллюзия - иллюзия контраста . Она проявляется, когда какой-нибудь предмет находится по соседству с другим, резко отличающимся от первого. В этом случае характерные черты предметов воспринимаются нами особенно четко, кажутся более выразительными. Характерный пример такой иллюзии у вас на экране: любой угол, окруженный большим углом, будет казаться меньше, чем он есть на самом деле. В одежде эта иллюзия проявляется в том, что в широком вырезе горловины платья тонкая шея кажется еще более тонкой. Та же шея при небольшом вырезе горловины будет казаться нормальной. Талия при широкой юбке кажется тоньше и т.п.

Иллюзия незамкнутого контура заключается в том, что средний квадрат, ограниченный только с двух сторон (смотрите графическое изображение) кажется выше и уже, чем два боковых квадрата, незамкнутых с боковых сторон. В одежде проявляется при вырезе горловины с острым концом, который зрительно удлиняет короткую шею.

Иллюзия заполненного промежутка заключается в том, что заполненное пространство всегда кажется больше, чем равное ему незаполненное. В одежде она сводится к использованию однотонных и набивных тканей.Лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.

Иллюзия переоценки вертикали : вертикальное расстояние кажется больше горизонтального, равного ему по величине. В одежде яркая вертикальная полоса удлиняет фигуру, делает ее стройнее. Яркий исторический пример – русский сарафан, делающий фигуру статной и величавой.

Иллюзия полосатой ткани: частая поперечная полоса удлиняет (!) фигуру, а редкая – наоборот. Равномерно широкие вертикальные полосы создают впечатление расширения фигуры, а равномерно узкие удлиняют ее.

Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос.

При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже если сделать вертикальную вставку посередине.

IV. Практическая работа.

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с эффектами зрительных иллюзий. Используя возможности программы «эффекты зрительных иллюзий», подберите для себя оптимальный цвет и контрастность экрана. Сделайте в тетради эскизы моделей современной одежды, используя эффекты зрительных иллюзий.

V. Закрепление изученного материала.

Мода - это не только вечное стремление человека к переменам, но и постоянная погоня за идеалом. Какой бы новый образец для подражания ни предложили нам, мы готовы на любые хитрости и уловки, чтобы доказать, что в полной мере соответствуем ему, что обладаем несомненно "идеальной фигурой". И здесь абсолютно невозможно обойтись без законов зрительных иллюзий.

Знание и правильное использование зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект. При этом можно использовать два абсолютно разных метода:

Подчеркивание достоинств фигуры

Скрытие недостатков.

Первый метод иногда называют "французским", а второй - "русским". А как по-вашему, что лучше?

Вопросы:

1. Что включает в себя композиция костюма?

2.. Чем силуэт отличается от фасона?

3. Как можно «исправить» недостатки фигуры?

4. Как зрительно расширить линию плеч?

5. Как скрыть несимметричность фигуры?

6. Как можно зрительно увеличить (уменьшить) рост?

7.Как «скрыть» сутулую спину?

8. Чем уравновесить широкие плечи?

VI. Итоги урока. Домашнее задание.

Литература:

1. В.Браун, М.Тильке «История костюма».

2. Д.Салариа, серия «Штрихи времени», «Одежда»

3. Х.И. Махмутова «Конструируем, моделируем, шьем».

4. Л.Орлова «Азбука моды»

5. Р.И.Егорова, В.П.Монастырская «Учись шить».

Боброва Лариса Витальевна, учитель технологии высшей категории школы-интерната №38 для слабовидящих детей г.Ростова-на-Дону.



Технология мастерских

Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу.

Н.Бердяев

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, психологии гуманизма Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, К.Роджерса.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания -очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Классификационная характеристика

По уровню применения: локальная + частнопредметная.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + интериоризаторская.

По ориентации на личностные структуры: СУД + СУМ.

По характеру содержания: проникающая, приспосабливающаяся.

По типу управления: система малых групп + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная.

По подходу к ребенку: свободного воспитания.

По преобладающему методу: проблемно-поисковая + диалогическая.

По направлению модернизации: альтернативная.

Целевые ориентации

Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «буду щего», которые затронут их самих.

Проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Концептуальные соображения

Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться.

Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.

Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.

Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

Творческая деятельность - безоценочная деятельность.

Мастер - для ученика, а не ученик для мастера.

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.

Особенности содержания

Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

Алгоритм - это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся.

В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции и т.п.

Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей.

Пример алгоритма (он разделен на три малых занятия-алгоритма, рассчитанных на 1-2 часа).

Алгоритм А-1.

Панель (этап актуализации знаний в данной области) - выделение проблем -работа с литературой - обсуждение в парах - обсуждение в группах - постановка вопросов в группах - представление вопросов классу - выбор проблемы для исследования.

Алгоритм А-2.

Представление проблем - объединение в группы для решения проблем - каждый представляет группе свое понимание проблемы - каждый формулирует гипотезу решения проблемы - выбор в группе наиболее вероятной гипотезы - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - формулирование выводов.

Алгоритм А-3.

Представление результатов работы групп - составление и обмен вопросами по представленным результатам - ответы на вопросы и корректировка результатов -составление группами серии заданий на применение результатов их поиска - обмен заданиями между группами - знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.

Панель дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В ходе разговора у каждого возникают мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Разобраться каждому с этой массой вопросов предлагается на втором этапе, когда ученик будет работать с литературой. Конечно, сначала каждый пороется в книгах, почитает те отрывки, которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, а затем в группе. Группа соберет и зафиксирует информацию, прозвучавшую на панели, обдумает и начнет создавать свою новую версию, которая затем на следующем этапе будет опять усовершенствована. Ребятам могут быть предоставлены копии исторических документов, с которыми ученые работали в то время, когда эта проблема обсуждалась. Именно копии или сами документы, но не их обработка, хотя познакомить школьников с различным восприятием учеными одних и тех же документов тоже интересно.

Итак, панель, слово мастера, работа с документами - все это предоставляет группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следующем этапе организовать ее опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо ее логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку умозаключений и с опорой на утверждения, об истинности которых они договорились, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому необходим критический анализ всей проделанной работы (рефлексия). На последнем этапе группы представляют друг другу все, что они сделали.

В каком соотношении находится предполагаемый объем индивидуальной и групповой работы? Практика показывает, что наилучший результат дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.

Предложенные алгоритмы пригодны не для любого содержания и не для любого класса. Мастерская пройдет с пользой для ребят, если у них уже имеются необходимые учебные и интеллектуальные умения. Поэтому технологическая линия занятий включает специальные мастерские, на которых ребята учатся: а) работать на первом этапе, этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в) понимать текст; г) выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать задачу, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение, обобщение; ж) ставить вопросы. Все эти общеобразовательные мастерские формируют у ребят общеинтеллектуальные умения, без которых невозможна серьезная мыслительная работа.

Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходят в других формах работы.

Особенности методики

Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные методические приемы - элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.

Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индукцией (индуктором).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.

Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.

Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребенке, он как бы настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет потребности изучать науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию данной познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых: потребность быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.

Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащих -

ся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстраи интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Творчество. Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить

воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.

Форма мастерской как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера.

Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

Примечание. Близкими к технологиям мастерских являются:

- студии А.Н.Тубельского (разновозрастные формирования детей, занимающихся в свободном режиме под руководством учителя весьма высокой квалификации);

- погружения (по Г.К.Лозанову, И.П.Иванову, М.П.Щетинину) - занятия в урочной и внеурочной форме по одной учебной дисциплине продолжительностью от одного до нескольких учебных дней. Режим полного погружения предполагает выезд в дом отдыха или пионерский лагерь на срок от одной до трех недель, ибо не обходимо создать соответствующую атмосферу «интенсива», которая не исчерпывается учебным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности;

- цикловым метод обучения, когда учебный год строится по предметным циклам.

Литература

1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. - 1997. -№1.

2. Окунев А. Как учить не уча. - Спб.: Питер-Пресс, 1996.

3. Педагогика наших дней / Сост. В.П.Бедерханова. - Краснодар, 1989.

4. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. - Спб, 1995.

 


Читайте:



Гороскоп на год для водных знаков

Гороскоп на год для водных знаков

Красный Огненный Петух – символ 2017 года. Стихия огня и алый цвет переплетутся в гармоничную смесь. Согласие ожидается во всех делах. Красный...

Томас Пейн и его влияние на американскую революцию

Томас Пейн и его влияние на американскую революцию

Томас Пейн (1737-1809) по своим политическим взглядам был близок к Джефферсону. Он был одной из самых ярких и колоритных фигур Американской...

Королевство вестготов в испании

Королевство вестготов в испании

Разъединённые смутами, последние вестготские короли оказались беспомощны перед лицом нашествия, и после поражения 711 года вестготское королевство...

Уединенный храм (церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи) в Коломенском-Дьяково

Уединенный храм (церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи) в Коломенском-Дьяково

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена на высоком правом берегу Москвы-реки в Коломенском . Уникальное строение является памятником...

feed-image RSS