Главная - Удаление
Древние строения древних цивилизаций в амазонии. Амазонии затерянные города. Затерянная земля Лайонесс — город на дне моря

Легенда об Атлантиде рассказывает о затерянной земле, бесследно исчезнувшей в морских глубинах. В культурах многих народов встречаются схожие легенды о городах, которые пропали под водой, в песках пустыни или заросли лесами. Рассмотрим пять затерянных городов, которые так и не нашли.

Перси Фосетт и затерянный город Z

С тех пор, как европейцы впервые прибыли в Новый Свет, ходят слухи о золотом городе в джунглях, который иногда называют Эльдорадо. Испанский конкистадор Франциско Орельяна — первый, кто рискнул отправиться вдоль реки Рио-Негро в поисках города-легенды.

В 1925 году 58 летний исследователь Перси Фосетт углубился в джунгли Бразилии с целью найти таинственный затерянный город, который он назвал Z. Команда Фостта и он сам исчезли без следа, и эта история стала поводом для многочисленных публикаций. Спасательные операции провалились — Фоссета не нашли.

В 1906 году Королевское географическое общество Англии, спонсирующее научные экспедиции, пригласило Фосетта обследовать часть границы Бразилии с Боливией. Он провёл 18 месяцев в штате Мату Гросу, и во время своих экспедиций Фосетт стал одержим идеей о потерянных цивилизациях в этом регионе.

В 1920 году в Национальной библиотеке Рио-де-Жанейро Фосетт наткнулся на документ, который называют «Рукопись 512». Его написал в 1753 году португальский исследователь. Он утверждал, что в регионе Мату-Гросу, в тропических лесах Амазонки он нашёл город-крепость, который напоминает древнегреческий.

В рукописи описывался утраченный город с многоэтажными зданиями, вздымающимися каменными арками, широкими улицами, ведущими к озеру, на котором исследователь видел двух белых индейцев в каноэ.

В 1921 году Фосетт пустился в первую из своих экспедиций в поисках затерянного города Z. Его команда перенесла много трудностей в джунглях, в окружении опасных животных, люди подвергались тяжёлым заболеваниям.

О дин из маршрутов Перси

В апреле 1925 года он в последний раз пытался отыскать Z. На этот раз он основательно подготовился и получил больше финансирования от газет и сообществ, включая Королевское географическое общество и Рокфеллеров.

В последнем письме домой, доставленном членом его команды, Фосетт написал послание своей жене Нине: «Мы надеемся пройти через эту область за нескольких дней… Не бойся неудач». Это оказалось последним его сообщением жене и миру.

Хотя фосеттовский Затерянный город Z не найден, в последние годы в джунглях Гватемалы, Бразилии, Боливии и Гондураса обнаружили древние города и следы религиозных мест. Новые технологии сканирования местности дают новые надежды на то, что город Z будет найден.

Затерянный город Ацтлан — родина ацтеков

Ацтеки — могущественная империя древней Америки — жили на территории сегодняшнего Мехико. Принято считать эпицентром культуры ацтеков пропавший остров Ацтлан, где они создали цивилизацию до своей миграции в долину Мехико.

Скептики считают гипотезу о Ацтлане мифом, подобным Атлантиде или Камелоту. Благодаря легендам образы древних городов живут, но маловероятно, что их найдут. Оптимисты грезят ликованием от находки городов-легенд. Поиски острова Ацтлан простираются от Западной Мексики вплоть до пустынь Юты. Однако эти поиски безрезультатны, ведь местоположение Ацтлана остаётся тайной.

Необычная карта 1704 года, нарисованная Джованни Франческо Джемелли Careri. Первая публично опубликованная версия легендарной миграции ацтеков из Ацтлана.

Согласно науатльской легенде, семь племён жили в Чикомостоке — «месте семи пещер». Эти племена представляли семь групп науа: Aкольуа, Чалка, Мехика, Тепанека, Тлауика, Тласкалан и Сочимилька (источники называют варианты названий). Семь племён с похожим языком покинули пещеры и поселились вместе близ Ацтлана.

Слово Ацтлан означает «земля к северу; земля, из которой ацтеки пришли». Согласно одной теории, жители Ацтлана стали известны как ацтеки, позже они мигрировали из Ацтлана в долину Мехико.

Миграция ацтеков из Ацтлана в Теночтитлан — переломная часть ацтекской истории. Она началась 24 мая 1064 года, первого солнечного года ацтеков.

Искатели родины Ацтеков, в надежде найти истину, предпринимали много экспедиций. Но древняя Мексика не торопится раскрывать секреты Ацтлана.

Затерянная земля Лайонесс — город на дне моря

Согласно легенде о короле Артуре, Лайонесс — родина главного героя из истории о Тристане и Изольде. Эту мифическую землю теперь называют «потерянной землёй Лайонесс». Считается, что она погрузилась в море. Хотя Лайонесс в упоминается в легендах и мифах, существует мнение, что он затонул в море много лет назад. Трудно определить грань между вымыслом и реальностью гипотез и легенд.

Лайонесс — крупный город в окружении сто сорока деревень. Он исчез 11 ноября 1099 года (хотя в некоторых рассказах приводится 1089 год, а некоторые говорят о VI веке). Неожиданно землю затопило море, люди утонули.

Хотя история о короле Артуре — легенда, Лайонесс считают реальным местом, примыкавшим к островам Силли в Корнуолле (Англия). В те времена уровень моря был ниже.

Силли является самой западной и южной точкой Англии, а также самой южной точкой Великобритании

Рыбаки с островов Силли рассказывают, что доставали из своих рыболовных сетей куски зданий и других сооружений. Их слова не подтверждены доказательствами и подвергаются критике.

Рассказы о Тристане и Изольде, финальная битва Артура с Мордредом, легенда о городе, который поглотило море, истории о Лайонессе побуждают найти город-призрак.

Поиски Эльдорадо — затерянного золотого города

Сотни лет охотники за сокровищами и историки искали затерянный золотой город Эльдорадо. Идея города, наполненного золотом и другими богатствами, искушала людей из разных стран.

Число желающих отыскать величайшее сокровище и древнее чудо не уменьшается. Несмотря на многочисленные экспедиции по Латинской Америке, золотой город остаётся легендой. Следов его существования не нашли.

Истоки Эльдорадо берут начало в рассказах племени муиска. После двух миграций — одной в 1270 г. до н.э. и другой между 800 и 500 гг. до н.э. — племя муиска заняло районы Кундинамарка и Бояка Колумбии. Согласно легенде в «Эль карнеро» Хуана Родригеса Фрейле, муиска для каждого нового царя исполняли ритуалы, используя золотую пыль и другие сокровища.

Нового царя приводили к озеру Гуатавита и нагого покрывали золотой пылью. Свита во главе с царём на плоту с золотом и драгоценными камнями отправлялась в центр озера. Царь смывал с тела золотую пыль, а свита бросала куски золота и драгоценные камни в озеро. Смыслом этого ритуала было принесение жертвы богу муиска. Для муиска Эльдорадо не город, а царь, которого называли «тот, кто позолочен».

Хотя смысл «эль дорадо» исконно иной, название стало синонимом затерянного золотого города.

В 1545 году конкистадоры Ласаро Фонте и Эрнан Перес де Кесада хотели осушить озеро Гуатавита. Золото нашли вдоль берегов, что разожгло у кладоискателей подозрения о наличии в озере сокровищ. Они работали на протяжении трёх месяцев. Рабочие по цепочке передавали вёдрами воду, но не осушили озеро до конца. Они не добрались до дна.

В 1580 году предпринял ещё одну попытку Антонио де Сепульведа. И снова на берегах нашли золотые изделия, но сокровища остались сокрыты в глубинах озера. На озере Гуатавита проводились и другие поиски. Согласно оценкам, озеро содержит золото на $300 млн.

Однако поиски прекратили в 1965 году. Правительство Колумбии объявило озеро заповедной зоной. Однако поиски Эльдорадо продолжаются. Легенды племени муиска и ритуальная жертва в виде сокровищ со временем превратились в нынешнюю историю об Эльдорадо — затерянном городе из золота.

Затерянные в пустыне города Дубая: погребённая история

Дубай поддерживает имидж ультрасовременного города с поражающей воображение архитектурой и лёгким богатством. Однако в пустынях скрыты забытые города. История показывает, как ранние жители песков адаптировались и преодолели резкое изменение климата в прошлом.

Затерянный город — легенда Аравии — средневековый Джульфар. Историки знали о его существовании из письменных свидетельств, но не могли его найти. Родина арабского моряка Ахмеда ибн Маджида и якобы для вымышленного Синдбада-морехода, Джульфар процветал на протяжении тысячи лет, пока не превратился в руины и не исчез из человеческой памяти на два столетия.

Джульфар слыл в средневековье процветающим городом-портом — центром торговли в южной части Персидского залива. Он располагался на побережье Персидского залива, к северу от Дубая, но его действительное местоположение археологи обнаружили в 1960-х гг. Следы, найденные на этом месте, датируются VI веком. Жители порта вели регулярную торговлю с Индией и Дальним Востоком.

X-XIV столетия стали золотым веком для Джульфара и арабской торговли на дальние расстояния, когда арабские мореплаватели регулярно преодолевали половину пути вокруг света.

Арабы заплывали в европейские воды задолго до того, как европейцам удалось переплыть Индийский океан и попасть в Персидский залив. Джульфар играл в морских авантюрах Персидского Залива важную роль более тысячи лет. Арабские купцы считали обычным делом архисложные 18-месячные морские путешествия в Китай. Ассортимент товаров удивит современных торговцев.

Джульфар привлекал постоянное внимание конкурирующих держав. В XVI веке над портом взяли контроль португальцы. В Джульфаре проживало уже 70 тысяч человек.

Столетие спустя город захватили персы, но в 1750 году потеряли его. Тогда он попал в руки племени кавазимов из Шарджи, закрепившегося по соседству, в Рас-аль-Хайма, которым они продолжают править по сей день. А старый Джульфар постепенно приходил в упадок, пока о его руинах, расположенных среди прибрежных песчаных дюн, не забыли.

Сегодня большая часть Джульфара, по всей вероятности, по-прежнему остаётся скрытой под песками к северу от Рас-аль-Хайма.

Современную Амазонию сложно отнести к самым густонаселенным районам Земли. Однако когда-то в этих местах существовала развитая земледельческая цивилизация с густонаселенными городами. Совсем недавно ученые выяснили что, возможно, погубило ее. Как ни странно, это были… водохранилища, созданные людьми для того, чтобы сохранять запас дождевой воды.

У многих людей слово "Амазония" ассоциируется с бескрайними девственными тропическими лесами, произрастающими по берегам одной из самых крупных рек мира. В этих чащобах на каждом шагу встречаются экзотические звери, порхают разноцветные птицы и бабочки и, самое главное, никаких людей поблизости нет. Лишь иногда можно увидеть вдалеке обнаженного индейского охотника с духовой трубочкой, наполненной стрелами, чьи наконечники смочены сильнейшим в мире ядом кураре.

Действительно, современную Амазонию сложно отнести к самым густонаселенным районам Земли. Индейские поселки встречаются здесь не так часто, а их население весьма малочисленно. Это объясняется не тем, что амазонские индейцы на протяжении многих веков истреблялись колонизаторами. Как раз наоборот, именно индейцы, живущие в данном регионе, практически не пострадали от колонизации Америки. Некоторые из них белых людей-то первый раз увидели только в ХХ веке.

Дело в том, что почвы тропических лесов не являются особенно пригодными для земледелия, поскольку быстро истощаются. Тропический лес — это уникальное природное сообщество, которое производит ровно столько вещества, сколько нужно для нормальной жизни экосистемы, и ни граммом больше. Поэтому все, что опадает с деревьев, практически сразу утилизируется обитающими в почве животными и грибами. Получаемого перегноя хватает ровно на то, чтобы поддерживать жизнедеятельность растений. Его излишков (как это происходит в наших лесах и лесостепях) никогда не образуется.

А раз не происходит накопление почвенного слоя, то и земледельцам в этих краях, сами понимаете, делать особенно нечего — ну вспахал землю один раз, другой, а дальше что? Почва-то при этих запашках уже истощилась, а новой взяться неоткуда. Именно поэтому, как считали ученые, племена, обитающие в Амазонии, никогда не занимались интенсивным земледелием, предпочитая охоту и собирательство — благо, что в лесу всегда есть, что подобрать.

Численность же охотников и собирателей, как мы знаем, никогда не бывает особенно высокой — уж больно нестабилен источник питания, больших запасов при таком образе жизни не сделаешь. Поэтому-то исследователи этого региона долгое время были уверены, что в лесах рядом с величайшей рекой мира всегда было достаточно малолюдно и никаких цивилизаций не возникало — местные жители все время жили "по старинке", городов не строили, дорог не прокладывали, садов и огородов не "городили".

Правда уже с давних времен было известно несколько фактов, не вписывающихся в привычную картину. Например, то, что именно в районе Амазонии была обнаружена самая древняя керамика в Южной Америке (которая была на несколько веков старше инкской). Охотникам, как вы понимаете, глиняные горшки не особенно нужны — суп они не варят, овощи не тушат, а носить такую поклажу с собой при кочевом образе жизни несколько обременительно (да и в качестве головного убора горшок тоже не очень удобен).

Кроме того, испанский путешественник Франсиско де Орельяна, посетивший Амазонию в 1541-1542 годах, в своем отчете изображал этот край как весьма густонаселенный. При этом он описывал крупные города, находившиеся как на берегу реки, так и в глубине леса, а также сады и пашни, их окружающие. Долгое время ученые даже не знали, как интерпретировать эти сведения — то ли исследователь описывал совсем другой регион (например, бассейн реки Ориноко), то ли все эти отчеты созданы со слов местных жителей (которые, откровенно говоря, любят приврать), то ли непривычная пища вызвала у впечатлительного испанца сильные зрительные галлюцинации.

Однако не так давно ученые выяснили, что дон Франсиско был все-таки прав и города в Амазонии действительно существовали. Первые из них были обнаружены еще в 2003 году при расшифровке спутниковой фотографии района Шингу в Бразилии. Выяснилось, что в этом регионе, территорию которого ныне занимают девственные леса, еще до эпохи Колумба существовало около 20 крупных поселений, окруженных пашнями и садами и соединенными между собой сетью дорог.

В течение последующих семи лет несколько экспедиций исследовали этот район, изучая руины древних поселений и собирая все предметы, найденные среди развалин. Им удалось установить, что все города были построены по одному и тому же плану — в каждом поселке была центральная площадь 120-150 метров в диаметре, на которой помимо всего прочего хоронили важнейших персон данного города. От каждой площади отходила дорога, причем всегда строго с северо-востока на юго-запад, видимо, олицетворяя движение солнца по небу. Улицы больших городов иногда достигали 50 метров в ширину.

Судя по всему, на площади в центре жители города собирались в случае опасности, а также для выполнения религиозных и государственных обрядов и церемоний. Досуг же свой они проводили в одноэтажных домах, построенных из дерева, фундаменты которых были обнаружены по краям городских улиц. В этих жилищах ученые обнаружили множество артефактов — костяные и каменные наконечники стрел, инструменты, украшения и, конечно же, обломки керамических сосудов.

Анализ последних показал, что древние амазонские гончары, используя весьма сложные материалы, например, микроскопические кварцевые иголки, полученные из определенных пресноводных губок, изготовляли прекрасные бытовые и церемониальные сосуды, со сложным резным и окрашенным орнаментом. Однако этим умельцам, судя по всему, не были известны ни гончарный круг, ни стеклоподобная глазурь.

Все это свидетельствует о том, что некогда в ныне практически безлюдном регионе существовала развитая земледельческая цивилизация. Однако до сих пор ученым было непонятно, каким образом древние индейцы умудрялись возделывать растения в тропиках? Ведь там, как известно, два-три месяца в году идет нескончаемый дождь (при котором сельскохозяйственные культуры сажать нельзя — их просто смоет), а потом практически сразу наступает сухой сезон, во время которого почва превращается практически в пыль и все саженцы могут просто погибнуть.

Жители тех поселений, которые расположены непосредственно рядом с рекой, решали эту проблему достаточно просто — копали каналы, но ведь исследуемый район находится достаточно далеко от Амазонки и ее крупных притоков. И вот совсем недавно эта тайна наконец-то была раскрыта.

Этим летом шведская экспедиция, исследуя остатки поселений в районе бразильского города Сантарен, наткнулась на странные впадины, расположенные неподалеку от древних полей. По мнению руководителя исследований Петера Стенборга, они представляют собой не что иное, как остатки древних водохранилищ, которые наполнялись водой во время сезона дождей. При засухе же эта вода использовалась для орошения полей и садов.

Кроме того, ученые, проанализировав почву на месте бывших пашен, установили, что она коренным образом отличается от той, которая характерна для тропических лесов данного региона. Она интенсивного темного цвета, который обуславливается большим содержанием в ней перегноя. Самое интересное, что почв подобного типа в окрестностях Сантарена нигде не встречается.

Стенборг считает, что эта плодородная земля была создана людьми искусственно, примерно так же, как сейчас изготавливаются силос и компост. Основой для нее могли послужить листья и другие органические останки тех растений, которые древние жители Амазонии выращивали в своих садах. Ученые установили, что все они не местные. Хозяева, видимо, принесли растения с собой, когда шесть тысяч лет назад пришли в этот регион.

Итак, получается, что древние обитатели земель, расположенных в бассейне Амазонки, могли создавать искусственную почву (а этого, кстати, не умели делать ни майя, ни инки) и сооружать резервуары для хранения воды. Возможно, именно они и стали причиной гибели данной загадочной цивилизации.

Раньше ученые думали, что города Амазонии обезлюдели в связи с эпидемиями невиданных ранее в Новом Свете болезней, которыми индейцев заразили европейские переселенцы. Действительно, такое иногда случалось в других регионах Южной Америки, однако для Амазонии, которую до ХХ столетия колонисты посещали крайне редко, эта ситуация вряд ли была характерна. Скорее всего, цивилизация исчезла в результате некоей природной катастрофы, которую жители древних городов сами и спровоцировали, создав систему водохранилищ.

Известно, что уровень грунтовых вод в тропиках поддерживается в основном за счет той воды, которая попала в почву во время "мокрого" сезона. Если же выкопать водохранилище, то вся дождевая вода со значительной территории будет стекать именно в него, оставляя окрестные почвы совсем без влаги. В результате деревья начинают засыхать, их корни перестают препятствовать эрозии почв, и в итоге то место, где раньше были леса, превращается в бесплодную пустыню.

И здесь даже не поможет добавление искусственной почвы — ведь она играет лишь роль биологической добавки, которая, взаимодействуя с коренным почвенным слоем, лишь повышает его плодородность, но не заменяет целиком. А если разрушается сама основа, то этим добавкам просто негде закрепиться и они тоже уносятся ветровой или ливневой эрозией.

Затерянные города в Амазонии очень долгое время являлись клише, свойственным беллетристике низкого пошиба; серьезные учёные рассматривали сельву как среду, в которой могут существовать только примитивные человеческие культуры. Антропологические исследования до сих пор подтверждали эту точку зрения: Амазония — место, где живут индейские племена, находящиеся на уровне каменного века.
Впрочем, антропологическим данным противоречат археологические: учёный из Флоридского университета (США ) Аугусто Ойюэла-Кайседо проводит раскопки на северо-востоке Перу, в джунглях около города Икитос. Его находки подтверждают распространившуюся в научных кругах в последнее время теорию о том, что перед прибытием европейцев в Амазонии существовала развитая культура с населением до 20 млн человек (гораздо больше количества нынешних жителей Амазонии).

Находки в индейских курганах — керамика и земля, главным образом так называемая terra preta ( «чёрная земля»), представляющая собой смесь местной почвы с продуктами человеческой жизнедеятельности, древесным углем и золой. Следы исчезнувшей культуры обнаруживаются повсеместно в Амазонии: слои terra preta бразильский археолог Эдуардо Невеш из Университета Сан-Паулу и его американские коллеги находят около Манауса. Индейцы повышали урожайность джунглей не только с помощью удобрения почвы: здесь повсеместно присутствуют участки джунглей с аномальным количеством деревьев, приносящих съедобные плоды. Как считают сторонники существования в бассейне Амазонки развитых цивилизаций в доколумбову эпоху, это остатки фруктовых садов. Находки археологов в Боливии и Бразилии (около реки Шингу) свидетельствуют: уже в конце I тысячелетия нашей эры жители Амазонии были способны перемещать тонны грунта, строить каналы и дамбы, изменявшие русла рек.

Изменение взглядов учёных на древние культуры бассейна Амазонки началось с исследований Анны Рузвельт из Университета Иллинойса в Чикаго в 1980-х: на самом большом в мире пресноводном острове Маражо в устье Амазонки были обнаружены фундаменты домов, качественная керамика и следы ведения развитого сельского хозяйства.

Учёные, отрицающие существование в прошлом развитых культур в Амазонии (к примеру, Бетти Меггерс из Смитсоновского института) считают сторонников теории оппортунистами, стремящимися стать известными за счёт противостояния классическим взглядам. Они утверждают: если в бассейне Амазонки и существовали более продвинутые, чем сейчас, автохтонные культуры, то слишком сильно от нынешних они не отличались — ни по уровню развития, ни по количеству населения.

В ответ адепты развитой Амазонии цитируют испанского доминиканского монаха и хроникёра Гаспара де Карбахала, который в 1541 году, проплыв по реке Напо, написал о «сверкающих белых городах», «очень плодородной земле», «прекрасных дорогах» и каноэ, способных перевозить десятки воинов. Учёные утверждают, что развитая цивилизация погибла из-за занесённых европейцами болезней, а построенные из дерева города и сравнительно компактные поля были очень быстро и почти бесследно поглощены джунглями. (Здесь следует вспомнить, что у разных культур есть разная способность оставлять следы для археологов — в зависимости от использовавшихся материалов. Если бы не несколько чудом сохранившихся записок на легко истлевающей бересте, большинство древних новгородцев так и считались бы неграмотными.)

И ещё одно обвинение в адрес тех, кто считает Амазонию родиной высокоразвитых культур: своими утверждениями о способности региона кормить миллионы человек без вреда для экологии они содействуют корпорациям, лоббирующим активное освоение региона. Эдуардо Невеш отвечает на это так: «Мы очеловечиваем историю Амазонии».

Современную Амазонию сложно отнести к самым густонаселенным районам Земли. Однако когда-то в этих местах существовала развитая земледельческая цивилизация с густонаселенными городами. Совсем недавно ученые выяснили что, возможно, погубило ее. Как ни странно, это были… водохранилища, созданные людьми для того, чтобы сохранять запас дождевой воды.

У многих людей слово «Амазония» ассоциируется с бескрайними девственными тропическими лесами, произрастающими по берегам одной из самых крупных рек мира. В этих чащобах на каждом шагу встречаются экзотические звери, порхают разноцветные птицы и бабочки и, самое главное, никаких людей поблизости нет. Лишь иногда можно увидеть вдалеке обнаженного индейского охотника с духовой трубочкой, наполненной стрелами, чьи наконечники смочены сильнейшим в мире ядом кураре.

Действительно, современную Амазонию сложно отнести к самым густонаселенным районам Земли. Индейские поселки встречаются здесь не так часто, а их население весьма малочисленно. Это объясняется не тем, что амазонские индейцы на протяжении многих веков истреблялись колонизаторами. Как раз наоборот, именно индейцы, живущие в данном регионе, практически не пострадали от колонизации Америки. Некоторые из них белых людей-то первый раз увидели только в ХХ веке.

Дело в том, что почвы тропических лесов не являются особенно пригодными для земледелия, поскольку быстро истощаются. Тропический лес - это уникальное природное сообщество, которое производит ровно столько вещества, сколько нужно для нормальной жизни экосистемы, и ни граммом больше. Поэтому все, что опадает с деревьев, практически сразу утилизируется обитающими в почве животными и грибами. Получаемого перегноя хватает ровно на то, чтобы поддерживать жизнедеятельность растений. Его излишков (как это происходит в наших лесах и лесостепях) никогда не образуется.

А раз не происходит накопление почвенного слоя, то и земледельцам в этих краях, сами понимаете, делать особенно нечего - ну вспахал землю один раз, другой, а дальше что? Почва-то при этих запашках уже истощилась, а новой взяться неоткуда. Именно поэтому, как считали ученые, племена, обитающие в Амазонии, никогда не занимались интенсивным земледелием, предпочитая охоту и собирательство - благо, что в лесу всегда есть, что подобрать.

Численность же охотников и собирателей, как мы знаем, никогда не бывает особенно высокой - уж больно нестабилен источник питания, больших запасов при таком образе жизни не сделаешь. Поэтому-то исследователи этого региона долгое время были уверены, что в лесах рядом с величайшей рекой мира всегда было достаточно малолюдно и никаких цивилизаций не возникало - местные жители все время жили «по старинке», городов не строили, дорог не прокладывали, садов и огородов не «городили».

Правда уже с давних времен было известно несколько фактов, не вписывающихся в привычную картину. Например, то, что именно в районе Амазонии была обнаружена самая древняя керамика в Южной Америке (которая была на несколько веков старше инкской). Охотникам, как вы понимаете, глиняные горшки не особенно нужны - суп они не варят, овощи не тушат, а носить такую поклажу с собой при кочевом образе жизни несколько обременительно (да и в качестве головного убора горшок тоже не очень удобен).

Кроме того, испанский путешественник Франсиско де Орельяна, посетивший Амазонию в 1541-1542 годах, в своем отчете изображал этот край как весьма густонаселенный. При этом он описывал крупные города, находившиеся как на берегу реки, так и в глубине леса, а также сады и пашни, их окружающие. Долгое время ученые даже не знали, как интерпретировать эти сведения - то ли исследователь описывал совсем другой регион (например, бассейн реки Ориноко), то ли все эти отчеты созданы со слов местных жителей (которые, откровенно говоря, любят приврать), то ли непривычная пища вызвала у впечатлительного испанца сильные зрительные галлюцинации.

Однако не так давно ученые выяснили, что дон Франсиско был все-таки прав и города в Амазонии действительно существовали. Первые из них были обнаружены еще в 2003 году при расшифровке спутниковой фотографии района Шингу в Бразилии. Выяснилось, что в этом регионе, территорию которого ныне занимают девственные леса, еще до эпохи Колумба существовало около 20 крупных поселений, окруженных пашнями и садами и соединенными между собой сетью дорог.

В течение последующих семи лет несколько экспедиций исследовали этот район, изучая руины древних поселений и собирая все предметы, найденные среди развалин. Им удалось установить, что все города были построены по одному и тому же плану - в каждом поселке была центральная площадь 120-150 метров в диаметре, на которой помимо всего прочего хоронили важнейших персон данного города. От каждой площади отходила дорога, причем всегда строго с северо-востока на юго-запад, видимо, олицетворяя движение солнца по небу. Улицы больших городов иногда достигали 50 метров в ширину.

Судя по всему, на площади в центре жители города собирались в случае опасности, а также для выполнения религиозных и государственных обрядов и церемоний. Досуг же свой они проводили в одноэтажных домах, построенных из дерева, фундаменты которых были обнаружены по краям городских улиц. В этих жилищах ученые обнаружили множество артефактов - костяные и каменные наконечники стрел, инструменты, украшения и, конечно же, обломки керамических сосудов.

Анализ последних показал, что древние амазонские гончары, используя весьма сложные материалы, например, микроскопические кварцевые иголки, полученные из определенных пресноводных губок, изготовляли прекрасные бытовые и церемониальные сосуды, со сложным резным и окрашенным орнаментом. Однако этим умельцам, судя по всему, не были известны ни гончарный круг, ни стеклоподобная глазурь.

Все это свидетельствует о том, что некогда в ныне практически безлюдном регионе существовала развитая земледельческая цивилизация. Однако до сих пор ученым было непонятно, каким образом древние индейцы умудрялись возделывать растения в тропиках? Ведь там, как известно, два-три месяца в году идет нескончаемый дождь (при котором сельскохозяйственные культуры сажать нельзя - их просто смоет), а потом практически сразу наступает сухой сезон, во время которого почва превращается практически в пыль и все саженцы могут просто погибнуть.

Жители тех поселений, которые расположены непосредственно рядом с рекой, решали эту проблему достаточно просто - копали каналы, но ведь исследуемый район находится достаточно далеко от Амазонки и ее крупных притоков. И вот совсем недавно эта тайна наконец-то была раскрыта.

Этим летом шведская экспедиция, исследуя остатки поселений в районе бразильского города Сантарен, наткнулась на странные впадины, расположенные неподалеку от древних полей. По мнению руководителя исследований Петера Стенборга, они представляют собой не что иное, как остатки древних водохранилищ, которые наполнялись водой во время сезона дождей. При засухе же эта вода использовалась для орошения полей и садов.

Кроме того, ученые, проанализировав почву на месте бывших пашен, установили, что она коренным образом отличается от той, которая характерна для тропических лесов данного региона. Она интенсивного темного цвета, который обуславливается большим содержанием в ней перегноя. Самое интересное, что почв подобного типа в окрестностях Сантарена нигде не встречается.

Стенборг считает, что эта плодородная земля была создана людьми искусственно, примерно так же, как сейчас изготавливаются силос и компост. Основой для нее могли послужить листья и другие органические останки тех растений, которые древние жители Амазонии выращивали в своих садах. Ученые установили, что все они не местные. Хозяева, видимо, принесли растения с собой, когда шесть тысяч лет назад пришли в этот регион.

Итак, получается, что древние обитатели земель, расположенных в бассейне Амазонки, могли создавать искусственную почву (а этого, кстати, не умели делать ни майя, ни инки) и сооружать резервуары для хранения воды. Возможно, именно они и стали причиной гибели данной загадочной цивилизации.

Раньше ученые думали, что города Амазонии обезлюдели в связи с эпидемиями невиданных ранее в Новом Свете болезней, которыми индейцев заразили европейские переселенцы. Действительно, такое иногда случалось в других регионах Южной Америки, однако для Амазонии, которую до ХХ столетия колонисты посещали крайне редко, эта ситуация вряд ли была характерна. Скорее всего, цивилизация исчезла в результате некоей природной катастрофы, которую жители древних городов сами и спровоцировали, создав систему водохранилищ.

Известно, что уровень грунтовых вод в тропиках поддерживается в основном за счет той воды, которая попала в почву во время «мокрого» сезона. Если же выкопать водохранилище, то вся дождевая вода со значительной территории будет стекать именно в него, оставляя окрестные почвы совсем без влаги. В результате деревья начинают засыхать, их корни перестают препятствовать эрозии почв, и в итоге то место, где раньше были леса, превращается в бесплодную пустыню.

И здесь даже не поможет добавление искусственной почвы - ведь она играет лишь роль биологической добавки, которая, взаимодействуя с коренным почвенным слоем, лишь повышает его плодородность, но не заменяет целиком. А если разрушается сама основа, то этим добавкам просто негде закрепиться и они тоже уносятся ветровой или ливневой эрозией.

В результате после исчезновения плодородных почв города опустели, а уцелевшие жители смешались с племенами охотников и собирателей, которые также пострадали от этого природного катаклизма. Общая численность людей некогда густонаселенного региона резко упала, «культурный багаж» бывших земледельцев потихоньку утратился (охотникам эти знания ни к чему), прогрессивные технологии со временем оказались забыты. Именно в таком виде коренное население региона и дожило до наших дней.

Интересно, что древние жители Амазонии, по всей видимости, были первым народом на нашей планете, чья цивилизация погибла в результате непродуманного воздействия человека на природные сообщества. Поэтому, глядя на развалины некогда величественных городов, как-то поневоле задумываешься - а не являются ли они наглядным примером того, что ждет человечество в будущем, если оно не прекратит свое издевательство над окружающей средой?

Находки археолога из университета Флориды Аугусто Ойюэла-Кайседо подтверждают теорию о том, что до прибытия европейцев в Амазонии существовала развитая культура с населением до 20 миллионов человек.

В результатах раскопок индейских курганов на северо-востоке Перу около города Икитос им была обнаружены керамика и земля (так называемая terra preta - "черная земля"), представляющая собой смесь местной почвы с продуктами человеческой жизнедеятельности, древесным углем и золой).
Cледы исчезнувшей культуры обнаруживаются в Амазонии повсеместно: слои terra preta также нашли около бразильского города Манауса археолог Эдуардо Невеш из университета Сан-Паулу и его американские коллеги.
По словам археологов, индейцы повышали урожайность джунглей не только с помощью удобрения почвы: здесь повсеместно присутствуют участки джунглей с аномальным количеством деревьев, приносящих съедобные плоды.
Как считают сторонники существования в бассейне Амазонки развитых цивилизаций в доколумбовую эпоху, это остатки фруктовых садов. Находки археологов в Боливии и Бразилии (около реки Шингу) свидетельствуют: уже в конце I тысячелетия нашей эры жители Амазонии были способны перемещать тонны грунта, строить каналы и дамбы, изменявшие русла рек.
Изменение взглядов ученых на древние культуры бассейна Амазонки началось с исследований Анны Рузвельт из Университета Иллинойса в Чикаго в 1980-х годов. На самом большом в мире пресноводном острове Маражо в устье Амазонки были обнаружены фундаменты домов, качественная керамика и следы ведения развитого сельского хозяйства.
В то же время ученые, отрицающие существование в прошлом развитых культур в Амазонии, считают сторонников теории оппортунистами, стремящимися стать известными за счет противостояния классическим взглядам. Они утверждают: если в бассейне Амазонки и существовали более продвинутые, чем сейчас, автохтонные культуры, то слишком сильно от нынешних они не отличались - ни по уровню развития, ни по количеству населения.
В ответ адепты развитой Амазонии цитируют испанского доминиканского монаха и хроникера Гаспара де Карбахала, который в 1541 году, проплыв по реке Напо, написал о "сверкающих белых городах", "очень плодородной земле", "прекрасных дорогах" и каноэ, способных перевозить десятки воинов.
Ученые утверждают, что развитая цивилизация погибла из-за занесенных европейцами болезней, а построенные из дерева города и сравнительно компактные поля были очень быстро и почти бесследно поглощены джунглями.

Источник: http://mignews.com по материалам compulenta.ru

Мой комментарий: см. работы В.Уилкинса " Затерянные подземелья инков ", " Мертвые города древней Бразилии " и "



 


Читайте:



Магические числа для привлечения денег (5 фото) Как найти счастливую купюру

Магические числа для привлечения денег (5 фото) Как найти счастливую купюру

Совершенно не зря на монетах и купюрах помещены цифры. Считается, что числа связаны с деньгами таинственной магией. Знаете ли вы, что нумерология...

Сколько стоит страхование жизни и здоровья?

Сколько стоит страхование жизни и здоровья?

В наше время вопрос о страховании жизни очень актуален. Особенно для представителей рисковых профессий, военнослужащих, призывников, пенсионеров....

Социальные субсидии Проект на субсидию

Социальные субсидии Проект на субсидию

При принятии решения организации своего дела, могут понадобиться внешние источники финансирования. Для получения денег требуется грамотное...

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Если у предпринимателя возникла переплата по налогам, он может вернуть ее. Однако получить свои деньги назад он сможет, только если у него не будет...

feed-image RSS