Главная - Удаление
Женский оргазм, как он возникает и проявляется. Что такое экстаз? Экстаз какой

Иногда можно услышать следующее: "Я такая жаркая, что могу заниматься сексом часами хоть каждый день". А также: "Больше секса, еще больше, еще...", - но таким количественным штурмом обычно лишь пытаются заглушить свою сексуальную неудовлетворенность.

Если жизнь построена правильно, то одного раза в неделю для здоровой женщины более чем достаточно. Секрет организации полового акта заключен в том, что женщине нужно искать не частых контактов, а редких, но глубоких и всепоглощающих.

После такого полноценного экстаза у нее несколько дней не возникает даже мысли о сексе - она опустошена, и только спустя некоторое время чувствует, как начинает постепенно нарастать волна страсти. Здесь важно не дать "фальстарт", дождаться подъема чувственности до пика энергетической готовности.

Хочется отметить, что в сексе ведущая роль как была, так и остается за женщиной. Именно она ответственна за "реактивный двигатель", поднимающий "самолет" двоих вверх, к заоблачным вершинам наслаждения. Мужчине, как второму "пилоту", отводится роль обеспечения стабильного и продолжительного хода машины, которая может менять высоту, виды пилотирования и т.д. Но основная его функция - не дать мотору заглохнуть. Он жертвует своей силой ради женщины, отдает ей себя, вкладывая в ее поэтапный взлет все свое мастерство и чувственность.

Почти все мужчины искренне считают, что, удовлетворяя свое желание, они, параллельно с этим, удовлетворяют и женскую страсть. Но это глубокое заблуждение. На самом деле они, по сути, занимаются "онанизмом". Но только это происходит посредством женского тела (так как самому с собой, вроде бы, предосудительно).

Ошибка данного положения в том, что мужчина стремится к удовлетворению себя, своего возбуждения. В истине же его предназначение в этом аспекте совсем иное. Мужская эротическая возбужденность требуется ему для того, чтобы возбудить и в этом состоянии сопровождать женщину, не отпуская ее в движении к экстазу. И в пиковый момент, обоюдным усилием, нужно подбросить ее вверх - туда, где она будет парить одна. А он?

Мужчина должен с восхищением наблюдать за этим чудом женской природы и гордиться тем, что это именно он смог совершить такой непростой, но действительно мужской подвиг.

И потом, позже, когда она уже вернется обратно, память вновь и вновь будет возвращать ее к пережитому счастью. Вот когда она вспомнит того, кто сделал это для нее, и вот кому она будет благодарна за тот восхитительный полет.

Но когда за физическим контактом нет психического объединения и духовного полета, когда мужчина - не старатель, а всего лишь попутчик, у женщины пропадает способность к насыщению страстью. И как только исчезает новизна, такая пара уже более не стремится к сближению. Еще какое-то время они могут и не расставаться - скорее по привычке, чем по чувству, но этот союз обречен, превращаясь в обычное сосуществование.

Это как с жевательной резинкой - вначале она сладенькая, а потом приходится постоянно двигать челюстями - хоть выбросить и жалко, но удовольствия уже никакого. Недаром есть мужчины, которые даже при отменном здоровье (обычно после тридцати лет, когда пыл молодости притухает) предпочитают вариант "любовного треугольника", при котором супруги договариваются о свободе сексуальных контактов.

И вопрос о ревности у такого мужчины даже не возникает - наоборот, он рад, что с его плеч так удачно снимается довольно обременительная для него обязанность. А то поутру обычно у него такие мысли: "Опять заботы - сено не докошено, дрова не колоты, собака не гулена, жена неудовлетворенная, а тут еще и машину ремонтировать... Ох, проблемы!". Хотя в остальных сферах семейной жизни супруги могут друг друга и устраивать.

При правильной же организации полового акта мужчина забывает о себе. Его внимание должно целиком переориентироваться на ощущения женщины. Проникаясь ее переживаниями, ему надо "забыть" о своих механистических движениях (фрикциях) и полностью перейти на волновые изгибы сексуального чувства своей спутницы, поднимая ее тем самым по возрастающей энергетических всплесков. А для этого важно перестать прислушиваться к своим ощущениям.

Именно таким переключением внимания он получает возможность удержать себя от преждевременной эякуляции, чем, естественно, помогает женщине полностью раскрыться и перейти на иной чувственный уровень (энергетический оргазм) всей своей сутью.

Тогда каждая клеточка ее тела, ее чувства и мысли впадают в резонанс и начинают излучать в пространство энергию волн наслаждения. Мужчина же, наблюдая эту симфонию, получает удовольствие не только от чудесных совместных переживаний, но и оттого, что это он и есть тот музыкант, который сотворил эту чарующую "музыку" любви.

Истинное, продолжительное удовольствие он может получить, лишь отдавая свою энергию женщине, то есть опосредованно. В такой параллельности и возникает единство душ и тел, в которых его спутница каждый раз - другая, и каждый раз - восхитительная. И такое чудо надоесть не может, т.к. мужчину постоянно влечет к своей женщине. Ведь он вместе с ней переживает энергетический оргазм, впадая в резонанс с ее сокровенной сутью.

Женщина при половом акте, поглощенная собственными переживаниями блаженства, должна улетать все дальше, ввысь, переходя на все более "глубокие" уровни экстаза. В тот миг парения, растянутый в вечность, ее сознание должно освободиться от всех мыслей, в том числе и о своем сексуальном партнере. Он - для нее, но она - только для самой себя. И только затем она сможет полностью вернуть своему партнеру все его энергетические затраты - тот чувственный порыв, который он в нее вложил.

Такой стиль сексуальных отношений требует от мужчины гораздо меньших физических усилий, но зато более высокой чувствительности и сексуальной грамотности. Именно это и позволит ему достигнуть очень высокого уровня своего личностного качества - ценности в глазах любимой женщины.

При мощном и длительном экстазе женщина перестает ощущать себя как индивидуальность и полностью переходит на полевое парение. Это новое для ее психики состояние, которое женщина начинает переживать в тот момент, может быть отождествлено с таким понятием, как эйфория.

И тогда уже отпадает необходимость в механистической поддержке ее чувственности мужчиной. Она даже начинает ей мешать, отвлекая от созерцания величественных картин внутренних ощущений, которые женщина наблюдает в таком измененном состоянии сознания. А ее спутник, придя к финишу вместе с ней, присоединяется к ее полету, наблюдая за тем, как она продолжает священнодействовать. В такие минуты они постигают, что такое счастье монадного единства.

Конечно, сразу обрести такое состояние невозможно, но работа в этом направлении, несомненно, принесет свои плоды. Мужчина, не обладая от природы "крыльями" для взлета, на который способна женщина, может проникнуть в высокие сверхчувственные состояния посредством своей спутницы, с восхищением наблюдая за ней и в наслаждении впитывая благоухания ее психических всплесков.

Именно такой энергетический оргазм (и только он один!) сможет разрядить сексуальный заряд женщины, а вовсе не частота физических совокуплений, которые ведут лишь к стойкой неудовлетворенности и социальной раздраженности. После эйфории энергетического оргазма женщина может достаточно долго находиться в состоянии психической гармонии.

Ярко демонстрируют возможности такого стиля взаимоотношений между мужчиной и женщиной оперные дуэты "Тайна" и "Призрак в опере". По сути, в сексе происходит то же самое - мужское начало является лишь опорой для взлета женского, и тогда на свет рождается красота совершенного единства (но не равнозначности).

Существует техника по обретению контроля над энергетикой своего тела, в том числе и в половой сфере. Да вот только захочет ли женщина (как, впрочем, и мужчина) идти в этом направлении - большой вопрос. Лень, культивируемая нашим временем, постепенно приобретает всепоглощающие масштабы. Гораздо легче для большинства искать причину вовне, чем решать ее внутри себя.

А здесь нужна полная осмысленность поступков и решимость в выполнении задуманного. Ведь сексуальная сфера очень важна для женщины и бывает, что, идя на поводу у этого "арабского скакуна", она полностью рушит свою судьбу. Хотя, управляя им и направляя его в нужную сторону, может созидать для себя счастье.

В заключении хочется добавить, что сексуальную энергию можно сублимировать, переводя эту силу в иной вид деятельности.

В моменты же сексуальных "штормов" надо не "сидеть у окна" и думать: "Хочу мужика!", - а начинать творить! То, что нравится. Любите рисовать - увлеченно рисуйте. Музицируйте. Пишите стихи. Желаете поработать над дизайном дома? Пожалуйста! Воплощайте в композициях предметов личное видение домашнего уюта.

Готовить - делайте это, насыщая пищу избыточной энергией, тем самым превращая продукты в шедевр кулинарного искусства. Займитесь фитнесом, бегом, плаванием, боевым искусством, силовым тренингом, в конце концов. Всем, чем угодно, но только не ограничивайтесь бездействием.

Ведь энергетический оргазм - это жизненное вдохновение, и он посещает людей не только в постели. Это необходимо знать и использовать. Тем более что в жизни бывает всякое, и не всегда рядом с женщиной есть ее мужчина. Именно поэтому так важно уметь регулировать свои сексуальные силы.
*
Вот как описывается энергетический оргазм в нашей второй книге, "Знаки чистого листа":

"...- А что нужно сделать мужчине и женщине, чтобы полюбить по-настоящему? - спросил Стефан.

Чтобы этим людям обрести любовь, им нужно перестать существовать.

Но почему?! - обескуражено воскликнул ученик.

Да потому, что в любви нет отдельного "Я". Любовь - это всегда слияние, объединение в целое, когда "Я" человека - лишь часть "Его", причем далеко не лучшая. Ведь то, чем он себя осознает - всего-навсего эго! Полюбив всем сердцем, всем духом, всем своим существом, два человека станут одним, и их эгоистические центры исчезнут, так как часть - это всегда меньше целого.

Любовь, как бездна, поглотит отдельные "Я" пары. В этом чувстве растворятся два существа. Останется как целое одна только любовь, и только она одна. Когда же она пронзит этих людей насквозь, когда они станут ею, лишь тогда и только тогда возможен восторг их душ и рождение наивысшей эмоции - полного энергетического оргазма.

Это потрясающее глубины естества чувство подвластно лишь действительно сильным людям. Столь сильным, что такие порывы духа неспособны их испугать. Наоборот - они стремятся к ним, жаждут их. Слабые боятся любви, боятся бездны, боятся сойти с ума от счастья и предпочитают пользоваться лишь сексом, который в таком случае превращается в эрзац любви.

Но просто секс - это не любовь. Это подделка, обман, ложь ощущений, чувственный мираж, где реальна лишь физическая близость, а все остальное - духовный "онанизм". Один только секс неистинен, так как всегда он есть насилие, принуждение собственного духа. Любовь истинна, потому что в любви нет усилий, ведь она сама - чистый родник, бьющий с хрустальным перезвоном из самой сердцевины духовной пары.

А как любовь приходит?

Она просто случается. Вдруг возникает, сама, как пожар, как всепоглощающее пламя и сама ведет тебя без тебя. Ты не совершаешь никаких усилий, просто вливаешься, будто река в океан. Это происходит естественно и тогда рождается высочайшее таинство природы, самое тонкое. Ее суть - великая Любовь!

Да, наверное, это изумительное по своей насыщенности чувство. Однако мне трудно понять, что такое оргазм в истинном смысле этого слова. О таких переживаниях обычно не говорят. Пожалуйста, расскажите, Учитель!

Оргазм - это состояние, когда тело уже не существует как грубая, инертная материя. Оно вибрирует, как сама энергия, как плазмойд. Причем вибрирует из глубины, из самого основания до кончиков пальцев. Ты сам, весь, превращаешься в танцующую энергию. Это безумная фантазия, не ограниченная никакими рамками. Это раскрытие всех границ. Это слияние с космосом, с бесконечностью!

Происходит замыкание энергетического кольца двуединства и энергия становится самодовлеющей силой, выливаясь в песню духа. Энергетический оргазм - это торжество слияния срезонировавших противоположностей, свившихся в волновом волчке равновесия, гармонии, когда их тела пляшут, поют, пульсируют. Живет каждая клетка, организмы являют собой единый энергетический сгусток и мощность этого состояния безгранична. Это и есть резонанс!

Но после такого энергетического тайфуна наверняка происходит значительный упадок сил, - заметил Стефан.

Возникающее состояние опустошенности - позитивный фактор. Это то состояние пустоты и полного внутреннего покоя, удовлетворения, к которому надо стремиться, потому что как раз он символизирует о том, что произошла истина! Теперь в человеке сияет чистота и гармония. Теперь весь он наполняется любовью ко всем - и это есть его суть, лик его духа!

Однако нельзя замыкать сосуд своего счастья. Необходимо оставить его открытым - как живой источник - и напоить пленительной влагой весь мир. Лишь тогда он вновь наполнится чистой, свежей, ключевой водой...".

(от греч. extasis – восхищение) - термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности, опьянения, отрешенности от действительности, игнорированием реальных внешних ощущений. Восторг так велик, что человек на короткое время обо всем забывает. По характеру ощущений и по динамике процесса находится близко к сфере секса. В сознании всплывают картины и образы, обычно ему недоступные. Может сопровождаться как позитивными эмоциями (счастье, блаженство), так и негативными (страх, ужас). Физическая активность может редуцироваться до состояния оцепенения, или возрастать до неистовства. В данном состоянии часто встречается принудительная речь (глоссолалия). Для мистиков это ключевое понятие индивидуального развития человека. Экстаз символизирует то, что человек является лишь своеобразным "сосудом", который наполняется космическим содержанием. По Плотину, это - первичный выход из границ индивидуальности и "сплавление" с любимым существом, в качестве которого прежде всего выступает абсолют. Это - состояние духа на ступени высшего знания. Достигается при использовании определенных психотехнических средств (пост, молитва, недеяние, танец), благодаря сексу или развивается эндогенно. Например, характерен для алкогольного или наркотического опьянения, также для шизофрении и некоторых форм эпилепсии.

(Источник: Сексологический словарь)

(от греч. - исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление. Э. может сопровождаться видениями, слуховыми галлюцинациями, пророчествами и др. Возникает в различных сферах жизнедеятельности человека, в т.ч. и в половой.

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Синонимы :

Смотреть что такое "Экстаз" в других словарях:

    - (от греч. смещение, перемещение, исступление, восторг), термин др. греч. философии, одно из осн. понятий неоплатонизма. В своём первонач. значении слово Э. означало, в частности, переход от нормального состояния к ненормальному (как в… … Философская энциклопедия

    - (греч. исступление). Исступление, восторженное состояние духа, как бы отделившегося от тела, так что субъект, в этом состоянии, не замечает ничего вокруг себя; род эффекта. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

    экстаз - а, ж. extase f., гр. Исступленно воссторженное состояние; крайняя степень восторженности, доходящая до болезненности. БАС 1. Как ваши все друзья Должны в экстазе быть от этой перемены; Вы знаете меж них такие феномены. 1815. Шаховской Урок… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См. горячность... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. экстаз воодушевление, горячность; транс, экстракласс, упоенность, упоение, экзальтация, завороженность, восхищение,… … Словарь синонимов

    ЭКСТАЗ, экстаза, мн. нет, муж. (от греч. ek из и stasis положение) (книжн.). Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности. «Экстаз… есть то возбужденное состояние., когда человек, под влиянием… … Толковый словарь Ушакова

    - (от греч. έκστασις исступление, восхищение) положительно окрашенный аффект. Высшая степень восторга, воодушевления. Термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются… … Википедия

    экстаз - состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. экстаз … Большая психологическая энциклопедия

    экстаз - ЭКСТАЗ, а, м. 1. и в зн. сказ. Что л. хорошее; то, что нравится. Девочка экстаз. 2. межд. Выражает положительную эмоцию … Словарь русского арго

    - (от греческого ekstasis исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления … Современная энциклопедия

    - (от греч. ekstasis исступление восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. extasis восхищение) термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности … Психологический словарь

Книги

  • Экстаз , Рю Мураками. Роман «Экстаз», как и скандальный «Все оттенки голубого», ужасно эпатажен и донельзя беспощаден к общественному вкусу и морали. Главный герой - Миясита - не только заядлый наркоман, но и…

Сложно описать то состояние эйфории и счастья на грани исступления, которое понимается под словом "экстаз". Что такое экстатическое состояние, знают лишь люди, хоть раз его испытавшие. Об этом чувстве Сомерсет Моэм сказал так: «Прекрасное — это экстаз: оно так же просто, как голод. О нем, в сущности, ничего не расскажешь. Оно — как аромат розы: его можно понюхать, и всё».

Экстаз. Что такое экстатическое состояние

В переводе с греческого ekstasis - "исступление, восхищение". Это высочайший восторг, изменение человеческого сознания, потеря ощущения реальности и времени. В некотором смысле это подобие транса. Есть несколько интерпретаций этого слова. Так, очень часто в литературе упоминается религиозный экстаз. Что такое исступление и эйфория от длительных молитв, правда, знают сегодня немногие. Еще подобное эмоциональное состояние приписывают безграничному вдохновению и восторгу от визуального удовольствия, то есть упоения красотой.

Современный человек, как правило, воспринимает слово "экстаз" только в одном значении - высшая точка чувственного всплеска в момент сексуальной близости с партнером.

Экстаз и оргазм - не одно и то же

В некоторых источниках ошибочно в качестве синонимов употребляют оргазм и экстаз. Что такое оргазм на самом деле? Это чисто физиологическое, хотя и очень сильное, удовольствие, которое сопровождается непроизвольными спазмами некоторых мышц малого таза. Для оргазма характерно ощущение наслаждения, удовлетворения. Чаще всего это состояние достигается путем стимуляции эрогенных зон, гораздо реже оргазм наступает самопроизвольно, например во сне.

Экстатическое наслаждение находится вне пределов физического возбуждения, на уровне психоэмоционального восприятия. Проще говоря, экстаз происходит в голове. Это некий взрыв накопленных положительных эмоций, счастье, бьющее неконтролируемым фонтаном. Оргазм далеко не обязательно сопровождается экстазом, более того, это достаточно редкое явление. В то же время человек способен испытать экстатический всплеск даже без самого полового акта. Вызвать подобное чувство может просто близость или прикосновения любимого.

Женский экстаз

Общеизвестный факт, что для представительниц прекрасного пола путь к получению оргазма гораздо более долгий и сложный, чем для мужчин. Если мужское удовлетворение - обычный логический финал половой близости, то для девушки это скорее игра в рулетку, где везет далеко не всегда. Более того, огромное количество женщин и вовсе не знакомо с этими прекрасными ощущениями. Такие дамы чаще всего имитируют оргазм, и даже экстаз, чтобы потешить эго любимого.

Кстати, если спросить о том, что такое экстаз, у женщин, получающих настоящее, неподдельное физическое удовольствие от секса, они расскажут об этом намного больше, чем мужчины. Дело в том, что психоэмоциональное восприятие у слабого пола гораздо тоньше, чувствительнее. Дамы способны получать истинный восторг даже просто от присутствия любимого человека, а близость с ним может вознести их над реальностью. Таким образом, экстаз может быть знаком даже женщинам, не знавшим оргазма.

Верный путь к экстазу

Чтобы любовные утехи приносили настоящее наслаждение и восторг, очень важно, чтобы оба партнера к этому стремились. Здесь не может быть речи о какой-то совместной работе, этот путь должен основываться на взаимном стремлении осчастливить партнера и, конечно же, себя. Не существует строгой инструкции «Что такое экстаз и как его получить». Более того, обычно такие моменты наступают совершенно неожиданно, без всякой подготовки. Однако некоторые разумные рекомендации все же можно найти.

Женщине следует попробовать овладеть искусством чувственного сосредоточения. Полностью абстрагируясь от внешней суеты и стремления угодить партнеру, нужно находиться только здесь и сейчас, прислушиваясь к своим ощущениям. Используя эту тактику, раз за разом девушка получает все больше удовольствия, постепенно приближаясь к заветной цели.

Сильному полу не стоит забывать, как важна для партнерши обстановка, в которой происходит любовное действо. Спальня, украшенная цветами и свечами, непременно создаст положительный эффект и поможет даме получить максимум эмоций. Для женщины также важно осознавать, что она красива и желанна. Страстный взгляд партнера и нежный шепот с комплиментами - вот, чего она ждет в этот момент.

Тантрическая йога

Не помешает также воспользоваться литературой. Тантрическая йога - это направление, изучающее сексуальный экстаз, помогающее его достичь. В пособиях можно найти много интересной информации: что такое экстаз, фото специальных поз, способы психологического настроя. Согласно этому учению, при использовании определенных приемов мужская и женская сексуальные энергии способны высвободиться за пределы физиологии и воссоединиться, приводя к высшему блаженству.

Несмотря на всяческие научные теории, только настоящая любовь может создать те самые неповторимые энергетические вибрации, охватывающие одновременно тело и душу.

, Книга пророка Захарии , а также в книгах Нового Завета : Евангелие от Марка , Деяния святых апостолов , для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности.

Подход Мантегацци

Аффективные экстазы.

  1. Экстаз любви - половой.
  2. Экстазы семейной привязанности, дружбы, любви к ближнему, самопожертвования (альтруистические экстазы)
  3. Экстазы религиозные.
Эстетические экстазы.
  1. Экстазы зрительные (формы, симметрии, красок).
  2. Экстазы слуховые (музыкальные).
  3. Экстазы бесконечного (море, небо).
Умственные экстазы.
  1. Экстазы творчества (красноречия, власти).
  2. Экстазы познания истины (интеллектуального чувства).

Религиозный экстаз

Классик английской спиритуалистской литературы Фредерик Майерс писал, что «экстаз является весьма распространенным религиозным проявлением». Среди всех субъективных религиозных переживаний экстаз является сравнительно общедоступным и психологически наиболее достоверным. Об экстазе говорится практически во всех религиях. «От шамана дикарских племен до Будды, Магомета и апостолов-мистиков - Иоанна, Петра и Павла - мы встречаемся со сходными психологическими свидетельствами, сколь бы ни были значительны психологические, интеллектуальные и нравственные различия между этими людьми». Через религиозное созерцание можно достичь того состояния интимного общения с Богом, в котором «душа пребывает в Боге и Бог в душе», однако, созерцание не является завершающей стадией единства с Абсолютом. Многие великие созерцатели описывают отдельно и считают более возвышенной, чем молитва единения, группу определенно экстатических состояний, когда концентрация душевной энергии на Трансцендентном столь полна и кипение жизни в этой точке столь интенсивно, что человек погружается в транс и на какое-то время перестает осознавать внешний мир . В обычном созерцании человек не следит за внешним миром, но и не абстрагируется полностью. В экстазе же человек не может осознавать внешний мир. Никакие сигналы из этого мира не достигают его, включая даже самые настойчивые - ощущения физических страданий.

Например, в экстазе (в исступлении) находился апостол Пётр , когда согласно книге Деяния святых апостолов , пребывая на молитве городе Иоппии , в видении получил от Бога откровение о том, что необходимо принимать в церковь не только иудеев, но и язычников:

Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Пётр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении (ἐκστάσει) видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: «встань, Петр, заколи и ешь». Я же сказал: «нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои». И отвечал мне голос вторично с неба: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.

Неоплатонизм

Античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма Плотин говорит об экстазе как об "исхождении из себя", как о последнем шаге на пути к достижению Единого, что, согласно Плотину, является началом всего сущего, то есть абсолютным Благом. В экстазе человек касается Божества, Совершенного Первоначала, источника всего совершеннейшего, силы, производящей существующее.

Называем же мы Его единым, с одной стороны, по необходимости, чтобы хоть как-то Его называть, чтобы можно было указывать друг другу, о чём идет речь, а с другой – для того, чтобы душу свою привести в единство и достигнуть единой неразделённой концепции .

Совершенное единство неограниченно, абсолютное Благо не замкнуто в себе, оно изобильно. Человеческая же природа ограниченна, и единственный способ возвыситься над своей ограниченностью, приблизиться к божественному, т. е. сверхчувственному, сверхмыслимому, - испытать экстаз, через "выступление из себя к Богу".

Согласно Плотину, высшая жизненная задача исчерпывается возвращением к высшему, божественному, истинному; вознесением над земным измерением жизни. Обожествление требует от человека отстранения от собственной чувственности, бескорыстного отношения к миру, отвлеченного мышления (арифметическое, геометрическое), любви к Прекрасному(Единому), чистого умозрения (созерцания в тишине - исихия) и, наконец, восхищения, экстаза, в котором человеческий дух становится единым с Божеством, сливается с ним.

Плотин так описывает экстаз слияния: «Тогда душа ничего не видит и не различает ни перед собою, ни в себе самой. Она словно бы становится чем-то другим, прекращает быть собою и принадлежать себе. Она принадлежит Богу и едина с Ним, как в концентрических окружностях одна в другой. ...Поскольку в этом единении с Божеством не может быть разделения, и воспринимающий должен быть тем же, что и воспринимаемое [чистое созерцание], постольку у человека остаётся представление о Боге лишь в том случае, если он способен сохранить в себе воспоминание о достижении этого единства и пребывании в нем... Ибо при этом ведь ничто не шелохнётся в нём, ни гнев, ни желание, ни рассудок ни даже интеллектуальное восприятие [в том числе и диалектическое рассмотрение!] – ничто не может привести его в движение, да будет нам позволено так выразиться. Находясь в экстазе, пребывая в отрешенном одиночестве наедине с Богом, человек вкушает подлинную безмятежность». . Экстаз Плотина характеризуется ощущением очищения, вечности, божественного восторга, которому чуждо все земное. Согласно Плотину, экстаз - высшее духовное состояние.

Экстаз в христианстве

В христианстве высшее духовное состояние - обожение, то есть, что в святоотеческой литературе называется «богоусыновлением», «богоуподоблением», «изменением в бога», «превращением в бога», «обожением». Идея «обожения» (theosis) была центральным пунктом религиозной жизни Востока, вокруг которого вращались все вопросы догматики, этики и мистики.

Крупнейший русский патролог архимандрит Киприан Керн полагал, что на христианское учение об обожении оказал сильное влияние неоплатонизм. Плотин, античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма, также в своем учении говорит о достижении высшего духовного состояния, о соединении с Божеством, о единении с Ним в экстазе. Однако Плотиновский экстаз и христианское обожение не одно и то же. Плотиновский экстаз является результатом умственной деятельности, интеллектуальной эйфорией, процесс, в котором не предполагается какого-либо участия тела. Тело - отголосок земного, материального, оболочка, из которой надо выбраться, чтобы слиться с чистейшим Абсолютным Духом. Также философ не говорит о молитве как пути к боговидению. У христианских же мыслителей достижение Бога является плодом молитвенного труда, и тело тоже приобщается к Божественной энергии, входящей «во вся составы, во утробу (во внутренности), в сердце». В Христианстве именно Христос - единственная Личность, открывающая человеку Божественную реальность, Плотин не знает Бога, ставшего хлебом, пищей, питанием для души и тела.

Обожение Плотина, или экстаз, - это растворение в Едином до полной утраты собственной индивидуальности, тогда как христианский молитвенный экстаз означает наивысшее приобщение к Божественному свету без утраты своей личности, взаимопроникновение Бога и человека как двух личностей, становящихся «равными» .

Согласно российскому историку и богослову К. Е. Скурату, результатом постоянного молитвенного общения с Богом является более тесное соединение с Ним - созерцание и экстаз. Экстаз - высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства. Если созерцанием называется деятельность, заключающаяся в божественном размышлении и в постоянной молитве, то на высшей ступени созерцания наступает особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «умным видением», «изумлением» и «высшим видением» . То есть не молитва, а пребывание в «восхищении» или «экстазе».

Высшее состояние, достигаемое молитвой, понятно только тому, кто своим собственным опытом достиг и пережил его. Человеку же плотскому, то есть знающему только земное «блаженство», совершенно невозможно и в уме того представить .

Через религиозный экстаз достигается нравственное совершенство, «совершается обновление растленного грехом естества человеческого, тоньше становятся душевные чувства, и естество наше вновь приобретает свойство ангельское; оно соделывается новою тварью и опять соединяется с Богом, делается участником Божественных совершенств, приобретает богоподобие» .

Напишите отзыв о статье "Экстаз"

Примечания

Литература

  • Андреева Л. «Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания»//Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Костецкий В. В., «Человек в экстазе. Опыт философского осмысления». Екатеринбург, 2000.
  • Дорофеев Д. «Человек в экстазе»,
  • Оршанский И. Г. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Субъект во времени социального бытия. М.: Наука, 2006, с. 568-586.
  • William James, «Varieties of Religious Experience», 1902.
  • Marghanita Laski, «Ecstasy. A study of some Secular and Religious Experiences», London, Cresset Press, 1961. См. обзор
  • Marghanita Laski, «Everyday Ecstasy», Thames and Hudson, 1980. ISBN 0-500-01234-2 .
  • Evelyn Underhill, «Mysticism», 1911. гл. 8
  • Spoerri Th. (Hrsg.) Beitrage zur Extase. Basel: Karger, 1968;
  • Josuttis H, Leuner H. (Hrsg.) Religion und die Droge. Stuttgart: Kohlhammer, 1972.
  • Мантегацца П. Экстазы человека. М. 1890.

Отрывок, характеризующий Экстаз

Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.
– Графские? – сюда неси, говорила она, указывая на чемоданы и ни с кем не здороваясь. – Барышни, сюда налево. Ну, вы что лебезите! – крикнула она на девок. – Самовар чтобы согреть! – Пополнела, похорошела, – проговорила она, притянув к себе за капор разрумянившуюся с мороза Наташу. – Фу, холодная! Да раздевайся же скорее, – крикнула она на графа, хотевшего подойти к ее руке. – Замерз, небось. Рому к чаю подать! Сонюшка, bonjour, – сказала она Соне, этим французским приветствием оттеняя свое слегка презрительное и ласковое отношение к Соне.
Когда все, раздевшись и оправившись с дороги, пришли к чаю, Марья Дмитриевна по порядку перецеловала всех.
– Душой рада, что приехали и что у меня остановились, – говорила она. – Давно пора, – сказала она, значительно взглянув на Наташу… – старик здесь и сына ждут со дня на день. Надо, надо с ним познакомиться. Ну да об этом после поговорим, – прибавила она, оглянув Соню взглядом, показывавшим, что она при ней не желает говорить об этом. – Теперь слушай, – обратилась она к графу, – завтра что же тебе надо? За кем пошлешь? Шиншина? – она загнула один палец; – плаксу Анну Михайловну? – два. Она здесь с сыном. Женится сын то! Потом Безухова чтоль? И он здесь с женой. Он от нее убежал, а она за ним прискакала. Он обедал у меня в середу. Ну, а их – она указала на барышень – завтра свожу к Иверской, а потом и к Обер Шельме заедем. Ведь, небось, всё новое делать будете? С меня не берите, нынче рукава, вот что! Намедни княжна Ирина Васильевна молодая ко мне приехала: страх глядеть, точно два боченка на руки надела. Ведь нынче, что день – новая мода. Да у тебя то у самого какие дела? – обратилась она строго к графу.
– Всё вдруг подошло, – отвечал граф. – Тряпки покупать, а тут еще покупатель на подмосковную и на дом. Уж ежели милость ваша будет, я времечко выберу, съезжу в Маринское на денек, вам девчат моих прикину.
– Хорошо, хорошо, у меня целы будут. У меня как в Опекунском совете. Я их и вывезу куда надо, и побраню, и поласкаю, – сказала Марья Дмитриевна, дотрогиваясь большой рукой до щеки любимицы и крестницы своей Наташи.
На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и к m me Обер Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя. Марья Дмитриевна заказала почти всё приданое. Вернувшись она выгнала всех кроме Наташи из комнаты и подозвала свою любимицу к своему креслу.
– Ну теперь поговорим. Поздравляю тебя с женишком. Подцепила молодца! Я рада за тебя; и его с таких лет знаю (она указала на аршин от земли). – Наташа радостно краснела. – Я его люблю и всю семью его. Теперь слушай. Ты ведь знаешь, старик князь Николай очень не желал, чтоб сын женился. Нравный старик! Оно, разумеется, князь Андрей не дитя, и без него обойдется, да против воли в семью входить нехорошо. Надо мирно, любовно. Ты умница, сумеешь обойтись как надо. Ты добренько и умненько обойдись. Вот всё и хорошо будет.
Наташа молчала, как думала Марья Дмитриевна от застенчивости, но в сущности Наташе было неприятно, что вмешивались в ее дело любви князя Андрея, которое представлялось ей таким особенным от всех людских дел, что никто, по ее понятиям, не мог понимать его. Она любила и знала одного князя Андрея, он любил ее и должен был приехать на днях и взять ее. Больше ей ничего не нужно было.
– Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обидит. Она меня просила ее с тобой свести. Ты завтра с отцом к ней поедешь, да приласкайся хорошенько: ты моложе ее. Как твой то приедет, а уж ты и с сестрой и с отцом знакома, и тебя полюбили. Так или нет? Ведь лучше будет?
– Лучше, – неохотно отвечала Наташа.

На другой день, по совету Марьи Дмитриевны, граф Илья Андреич поехал с Наташей к князю Николаю Андреичу. Граф с невеселым духом собирался на этот визит: в душе ему было страшно. Последнее свидание во время ополчения, когда граф в ответ на свое приглашение к обеду выслушал горячий выговор за недоставление людей, было памятно графу Илье Андреичу. Наташа, одевшись в свое лучшее платье, была напротив в самом веселом расположении духа. «Не может быть, чтобы они не полюбили меня, думала она: меня все всегда любили. И я так готова сделать для них всё, что они пожелают, так готова полюбить его – за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что не за что им не полюбить меня!»

Слово «экстаз» происходит от древнегреческого «смещение, восхищение, исступление». В религиозном контексте (первоначальное значение) понималось, как вершина восторга, наивысшая воодушевленность. Сам термин был употребляем еще в период античности Аристотелем, Плотином, Плутархом. Использовался и в «Новом Завете» для описания перемены сознания, сопровождающегося восторженностью и религиозным исступлением. Такое состояние иногда посещало апостолов. Например, в экстазе пребывал Петр, апостол, получивший видение от Бога.

Что означает экстаз?

Состояние предполагает выход сознания человека за рамки данностей: психической и материальной. Возможен болезненный экстаз - гнетущая страсть, опьянение чем-либо, помутнение рассудка. И, как альтернатива, облегчающий экстаз, приобщающий человека к «истинам бытия».

По мнению Плотина, это состояние предполагает предварительный катарсис (очищение). И тогда душа способна возвыситься над «бытийностью» ума, соприкасаясь со «сверхбытийным». В некоторых ответвлениях мистических и религиозных учений такое состояние приветствовалось и даже достигалось искусственно. Однако в позднем христианстве религиозный экстаз подвергается осуждению в предпочтение тихой смиренности пред волей Божией.

Современная трактовка

В современном контексте религиозный смысл слова отходит на второй план. Поэтами такое состояние понимается, как поэтическая воодушевленность и восторг. Психологами - как вид аффективного расстройства. Эзотериками - связывается с половыми чувствами. А ритуально-мистическому содержанию уделяется все меньше и меньше внимания.



 


Читайте:



Японская выпечка: описание, рецепты приготовления Японское печенье из фасоли: пошаговый рецепт

Японская выпечка: описание, рецепты приготовления Японское печенье из фасоли: пошаговый рецепт

Необычные традиционные Лакомстваяпонские сладости 1 час 230 ккал 5 /5 (4 ) Японская кухня весьма самобытна, ее блюда, в том числе...

Куриное филе в горшочках

Куриное филе в горшочках

Приготовление блюд в горшочках только на первый взгляд не отличается от традиционного запекания в духовке. На самом деле глиняный или керамический...

Хачапури на сковороде к завтраку – быстрый рецепт с творогом или сыром фото

Хачапури на сковороде к завтраку – быстрый рецепт с творогом или сыром фото

Здравствуйте уважаемые читатели нашего кулинарного сайта: сайт. Сегодня вы узнаете потрясающий и очень вкусный рецепт закуски: хачапури с сулугуни...

Как варить овсяную кашу на молоке и воде

Как варить овсяную кашу на молоке и воде

Все секреты каши «Дружба»: от совместимости круп и нюансов приготовления до таблицы калорийности. Классический вариант каши состоит из смеси...

feed-image RSS