Реклама

Главная - Процедуры для красоты
Ограничение импорта и экспорта товаров. Введение, экспорт, основные понятия, экспортные ограничения - состояние российского экспорта Порядок таможенного оформления грузов на экспорт

В условиях, когда таможенно-тарифная политика не может с достаточной степенью эффективности реализовать стоящие перед ней задачи, на повестку дня встал вопрос о применении дополнительных мер внешнеторговой политики. Наиболее эффективными в этих условиях оказались количественные ограничения.

Методы количественного регулирования внешней торговли или разрешительные режимы , с помощью которых осуществляется административное воздействие государства на внешнеэкономические отношения, применяются волнообразно: в фазы обострения экономической ситуации на мировом рынке вмешательство государства резко усиливается, в фазы высокой конъюнктуры наступает заметное облегчение разрешительного режима.

Количественные ограничения импорта и экспорта - прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота. Главная цель их применения - защита позиций национальных производителей в тех случаях, когда другие торгово-политические средства оказываются недостаточно эффективными. С этой задачей переплетается и другая, не менее важная - поддержание цен на товары, а следовательно, и прибылей производителей. Количественные ограничения импорта используются для вытеснения конкурентов с внутреннего рынка. Велика роль количественных ограничений и в качестве орудия экономического давления на другие страны с целью выторговывания уступок в конкурентной борьбе и на торговых переговорах .

Меры количественного контроля импортных и экспортных операций заключаются прежде всего в квотировании и лицензировании . Количественные ограничения - квотирование (по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование (требование получения специальных разрешений при поставках определенных товаров, а иногда и в определенные страны или из них) являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта и экспорта. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все источники (или из всех), либо в конкретные страны (или из них). Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания.

2.1. Лицензирование

Лицензирование является наиболее распространенной формой НТО, на него приходится почти половина случаев их применения. При этом более чем на 80% они затрагивают торговлю промышленными товарами. По сложившейся в России практике введение количественных ограничений, как правило, сопровождается лицензированием.

Современное лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. Существуют две формы лицензирования:

    автоматическое;

    неавтоматическое.

Автоматическое лицензирование имеет ту особенность, что импортер (экспортер), подавая заявку на получение разрешения на импорт (экспорт), автоматически получает разрешение на ввоз (вывоз) товара при условии, что он не получил официального отказа.

Автоматическое лицензирование импорта применяется с соблюдением следующих условий:

а) процедуры автоматического лицензирования импорта не должны применяться способом, ограничивающим импорт, подлежащий автоматическому лицензированию;

б) автоматическое импортное лицензирование может сохраняться до тех пор, пока преобладают обстоятельства, вызвавшие его введение, и лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более подходящим способом.

Примером автоматического лицензирования может служить постановление Правительства РФ по поводу реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом (ЕС) о торговле текстильными товарами. Министерству торговли РФ в период действия данного соглашения было поручено осуществлять выдачу в автоматическом режиме разрешений на экспорт текстильных товаров и одежды в страны ЕС российским участникам внешнеторговой деятельности .

Таким образом, в случае введения режима автоматического лицензирования значительно упрощаются формальности при получении лицензии, но продолжает действовать правовой механизм, позволяющий государству осуществлять контроль за внешнеторговыми операциями. При автоматическом лицензировании сохраняется право государства в любой момент заменить либеральный режим более жестким. Тем не менее автоматическое лицензирование является более предпочтительным видом ограничительной политики, поэтому в ГАТТ принято решение, призывающее страны-участницы, практикующие количественные ограничения, по возможности переходить на этот вид лицензирования.

Поскольку при автоматическом лицензировании одобрение заявления дается во всех случаях (при соблюдении указанных выше условий), т.е. лицензия выдается всем лицам, которые обратились с просьбой о ее выдаче, такая процедура лицензирования представляет собой заявительный порядок выдачи лицензий . В противоположность ему существует разрешительный порядок выдачи лицензий . Разрешительные лицензии выдаются в зависимости от решения соответствующего государственного органа (иными словами, в выдаче лицензии может быть и отказано). Это процедура неавтоматического лицензирования .

Неавтоматическое лицензирование (лицензирование) - разрешительный порядок ввоза или вывоза товара после получения специального (письменного, в виде специального документа) разрешения уполномоченного государственного органа.

Лицензирование в международной торговле отличается большой гибкостью и разнообразием. В настоящее время наиболее часто применяются следующие виды лицензий:

    генеральная,

    индивидуальная.

Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение всего времени действия лицензии.

Генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары:

а) либо из определенных, перечисленных в ней стран;

б) либо из любых стран. В этом случае она называется глобальной, или открытой, генеральной лицензией.

В связи с тем, что в настоящее время по генеральной лицензии разрешается ввоз (вывоз) большого числа товаров, перечисление их превратило бы ее в громоздкий документ. Поэтому избран другой путь: при необходимости, в генеральной лицензии указываются лишь те товары данной группы, ввоз или вывоз которых запрещен. Одновременно указывается, что все другие товары могут свободно импортироваться (экспортироваться) на основе генеральной лицензии.

Генеральные лицензии и относящиеся к ним списки товаров публикуются в официальных изданиях.

Индивидуальная (разовая) лицензия - это разовое разрешение на одну торговую операцию (экспорт или импорт товара) с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но по одной и той же товарной группе).

Она выдается компетентным органом государственной власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы-экспортера или импортера. Лицензия является именной, т.е. ее нельзя передавать другому экспортеру или импортеру.

Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны внешнеторговой сделки. В ней указывается:

    количество;

    стоимость товара, разрешенного к импорту (экспорту);

    страна происхождения товара;

    фирма-экспортер (импортер);

    срок действия лицензии.

Разовая лицензия выдается на закупку товаров, включенных в список импортного контроля, или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется. Индивидуальная лицензия является очень жесткой формой количественных ограничений. Часто к тому же предоставление лицензии обусловлено получением валютных разрешений.

Формой разового индивидуального разрешения является лицензия, выдаваемая по выбору лицензирующего государственного органа, так называемая дискретная лицензия . В отдельных случаях встречаются открытые индивидуальные лицензии . Их отличие от обычных состоит в том, что получившая такую лицензию фирма может ввозить указанный в ней товар без ограничения количества .

Лицензирование в целом выполняет две функции:

    сокращение доступа иностранных товаров на внутренний рынок (или вывоза товаров за границу);

    облегчение контроля за движением товаров через таможенную границу без ограничения количества ввозимых или вывозимых товаров.

В первом случае экономический результат лицензирования практически мало отличается от установления квот (квотирования). На практике лицензирование часто применяется одновременно с количественными ограничениями и является инструментом, обеспечивающим соблюдение экспортных и импортных квот (лицензии выдаются, пока объем квот не будет реализован). Функцию ограничения ввоза или вывоза может выполнять только разрешительная лицензия.

Во втором случае целью процедуры лицензирования является усиление контроля государства за ходом торговли. Такой контроль может выражаться в виде ограничения числа лиц, занятых внешнеторговыми операциями. Он сопровождается применением разрешительных генеральных, реже разовых лицензий. Либо речь может идти о стремлении государства к получению более полной информации о предприятиях, осуществляющих внешнеторговые операции с тем или иным товаром, и размерах оборота. В данном случае применяется заявительная форма лицензирования. Такое лицензирование часто называют мониторингом .

В некоторых случаях лицензирование вводится для того, чтобы обеспечить выполнение стандартов качества при поставке товара. В основном, это осуществляется по отношению к экспортным товарам, чтобы поддерживать их высокую репутацию и конкурентоспособность на мировом рынке.

Процедура лицензирования нередко применяется к так называемым специфическим товарам. К ним относятся товары, которые имеют историческую, художественную или культурную ценность либо существенное значение с точки зрения охраны окружающей среды. А также товары, которые имеют существенное значение с точки зрения личной или общественной безопасности и политических интересов страны (оружие, яды, наркотики, лекарственные средства и т.п.). В данном случае применяется разрешительное лицензирование.

При организации выдачи лицензий приходится сталкиваться с рядом серьезных проблем. В их числе: большие административные издержки; высокая вероятность получения лицензии не самыми эффективными экспортерами и импортерами и использование необъективных критериев при отборе фирм, получающих лицензию; высокий риск злоупотреблений. Недостатком лицензирования является также то, что в отличие от таможенных пошлин этот инструмент регулирования не может рассматриваться как существенный источник доходов бюджета.

В отдельных случаях практикуется выдача лицензий в зависимости от показателей экспортной деятельности или размеров закупок аналогичных товаров на внутреннем рынке. Иногда в связи с тяжелым состоянием платежного баланса в целях сокращения расходов в иностранной валюте импортные лицензии выдаются только для осуществления бартерных операций или в зависимости от наличия валютных средств у данной фирмы за рубежом.

В России до сих пор не получили развития меры автоматического лицензирования. Неавтоматическое лицензирование осуществляется с целью обеспечения контроля за ввозом и вывозом специфических товаров (диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов, коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, лекарственного сырья растительного и животного происхождения, информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, полудрагоценных камней и изделий из них). Необходимы лицензии для импорта химических средств защиты растений, а также промышленных отходов. В целях обеспечения интересов национальной и международной безопасности лицензионному контролю подвергается торговля товарами и технологиями военного и двойного назначения. В России лицензирование с целью соблюдения внешнеторговых квот было связано с количественными ограничениями не импорта, а экспорта, из-за дефицитности внутреннего рынка начала 90-х годов. Экспортные квоты были отменены в 1995 году в связи с принятием Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", запрещающего количественные ограничения экспорта и импорта.

Составным элементом лицензирования является контингентирование .

Контингентирование - установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров, т.е. ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени (установление количественных или стоимостных квот ).

Хотя контингентирование затрагивает относительно небольшую часть товарной номенклатуры, значение контингентов (квот) в торговле достаточно ощутимо, так как в число контингентируемых товаров входят, как правило, важнейшие сырьевые и продовольственные товары, текстильные изделия, черные и цветные металлы, медикаменты. Контингентирование оказывает значительное влияние на объем и структуру внешней торговли, а также на цены, обеспечивая их рост и защищая тем самым те национальные компании, которые производят или продают товар, являющийся объектом ограничения.

ОГРАНИЧЕНИЕ ИМПОРТА ТОВАРОВ

Группа мер по защите экономических интересов РФ, применениекоторых регламентировано в главе V Закона № 63-ФЗ. Ограничение импорта товаров может осуществляться:

В целях поддержания равновесия платежного баланса РФ;

В целях выполнения целевых федеральных программ развития;

В связи с выпуском новых видов товаров;

В целях защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики;

При проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров. Ограничениеимпорта товаров в целях поддержания равновесия платеж ного баланса РФ регламентировано в ст. 15 Закона№ 63ФЗ. Решение о временном ограничении импорта товаров в целях поддержания равновесия платежногобаланса РФ может приниматься Правительством РФ по представлению ЦБ РФ или по согласованному с ЦБРФ представлению федеральных органов исполнительной власти. Ограничение импорта товаровосуществляется посредством введения импортной квоты или иных мер на срок, необходимый для того, чтобывосстановить равновесие платежного баланса РФ, с учетом международных обязательств РФ. Контроль зареализацией такой квоты или иных мер ограничения импорта товаров возлагается на федеральный органисполнительной власти, ответственный за проведение расследований. Перечисленные меры применяются нанедискриминационной основе. Ограничение импорта товаров в иных целях осуществляется в соответствии снормами ст. 16 Закона№63ФЗ. Правительство РФ может принять решение о временном ограничении импортааналогичных или непосредственно конкурирующих товаров на таможенную территорию РФ посредствомвведения импортной квоты по представлениям заинтересованных федеральных органов исполнительнойвласти или органов исполнительной власти субъектов РФ на срок, необходимый для достижения указанныхцелей, но не более чем на четыре года. Правительство РФ может принять решение о временном ограниченииимпорта какихлибо сельскохозяйственных товаров, а также продуктов из морских биологических ресурсов,используемых как сырье для их производства, или решение о временном ограничении импорта таких товаров,продуктов:

а) при проведении мероприятий по ограничению производства в РФ таких товаров, продуктов;

б) либо при изъятии с внутреннего рынка РФ временного излишка таких товаров, продуктов. Ограничениеимпорта товаров в вышеуказанных случаях осуществляется посредством введения импортной квоты попредставлениям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти или представленияморганов исполнительной власти субъектов РФ на срок до одного года. Контроль за реализацией приведенныхв настоящей статье мер возложен на федеральный орган исполнительной власти, ответственный запроведение расследований. Все приведенные меры должны применяться на недискриминационной основе.

Экспортные ограничения

Экспортное ограничение, экспортные ограничения - это ограничения на вывоз (экспорт) товара/товаров (определённого их количества либо тотальный запрет на экспорт) в определённую страну (определённые страны) правительством.

Такие ограничения могут накладываться в случаях:

Дефицита товаров на внутреннем рынке

Необходимости антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка

Правительственного бойкота страны

Необходимости ограничить распространение военных или двойных технологий

Расследование, предшествующее введению мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.

Статья 18. Общие принципы проведения расследований

1. Расследование, предшествующее введению мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, проводится федеральным органом исполнительной власти, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, по заявлению о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер от имени отрасли российской экономики по поручению Правительства Российской Федерации или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Заявление о проведении расследований, относящихся ко всем типам мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, должно содержать:

сведения о заявителе, об объеме и о стоимости производства отраслью российской экономики аналогичного или непосредственно конкурирующего товара за три предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные;

описание ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, наименование страны или стран происхождения такого товара, сведения об известных иностранных производителях и (или) экспортерах такого товара, а также об известных российских импортерах такого товара;

сведения об изменениях объема ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, за три предшествующих года, в отношении которых имеются необходимые статистические данные;

доказательства негативного воздействия такого ввоза на отрасль российской экономики.

3. Заявление не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей, поддерживающих заявление, приходится менее чем двадцать пять процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

4. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении.

5. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения о начале расследования должен уведомить заинтересованных лиц о предстоящем расследовании.

Пока не принято решение о начале расследования, федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, не должен разглашать содержание заявления о проведении расследования.

В уведомлении заинтересованных лиц должны содержаться вопросы, которые касаются такого расследования и на которые данные лица в течение тридцати календарных дней должны дать ответы в письменном виде на русском языке.

В уведомлении должны содержаться:

наименование государства или государств экспортера товара и наименование товара, являющегося объектом расследования;

дата начала расследования;

основания заявления;

краткое изложение фактов, подтверждающих правомерность заявления;

адрес, по которому заинтересованные лица должны направлять свои материалы;

сроки, в течение которых заинтересованные лица могут представлять свои ответы.

6. Заинтересованными лицами при проведении расследования, предшествующего применению специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер, могут являться:

заявитель, российский производитель аналогичного товара или товара, непосредственно конкурирующего с товаром, являющимся объектом расследования, либо объединение российских производителей, большинство участников которого производят такой товар;

иностранный экспортер товара и иностранный производитель товара, являющегося объектом расследования;

российский импортер товара или объединение российских импортеров, большинство участников которого являются импортерами такого товара;

правительство иностранного государства, уполномоченный орган страны происхождения товара или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта;

потребитель или объединение потребителей товара;

федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

иные лица, права и интересы которых затрагиваются данным расследованием и которые, по мнению федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, способны оказать содействие в проведении данного расследования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, после принятия решения о начале расследования должен уведомить соответствующее иностранное государство (союз иностранных государств) о намерении начать расследование в целях возможного применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер.

8. Расследование в целях возможного применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер не должно препятствовать таможенному оформлению и выпуску на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом такого расследования.

9. Федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, на который возложено ведение государственной статистики, другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также коммерческие организации должны оказывать содействие проведению расследования и предоставлять по запросу федерального органа исполнительной власти, указанного в статье 3 настоящего Федерального закона, образцы товаров и необходимую информацию, в том числе конфиденциальную.

Федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, ведет банк данных, необходимых для расследования, и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за сохранение конфиденциальности информации.

10. На всех этапах расследования федеральный орган исполнительной власти, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона, должен предоставлять информацию, полученную в ходе расследования и не являющуюся конфиденциальной, заинтересованным лицам и содействовать их встрече с теми лицами, которые имеют противоположную точку зрения о предмете расследования.

11. С даты принятия решения о начале расследования до его завершения Правительство Российской Федерации может осуществлять лицензирование ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара, являющегося объектом расследования, без применения количественных ограничений.

12. Расследование может быть прекращено или приостановлено на основании решения Правительства Российской Федерации, если иностранным государством (союзом иностранных государств) принимаются обязательства, ведущие к устранению существенного ущерба отрасли российской экономики.

13. Расследование не должно проводиться в отношении товара, происходящего из наименее развитых государств, признанных таковыми Организацией Объединенных Наций.

14. Если на одного российского производителя, поддержавшего заявление о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, приходится более чем тридцать пять процентов российского производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо если общий объем импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет менее чем двадцать пять процентов общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации, обязательным условием проведения расследования является наличие заключения федерального органа исполнительной власти в области антимонопольной политики о последствиях влияния указанных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации.

Статья 19. Особенности проведения расследования, предшествующего применению специальных защитных мер

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению специальных защитных мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих указанное заявление, приходится менее чем пятьдесят процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

2. Расследование, предшествующее применению специальных защитных мер, должно быть завершено в течение девяти месяцев.

Статья 20. Особенности проведения расследования, предшествующего применению антидемпинговых мер

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению антидемпинговых мер, помимо реквизитов, перечисленных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о нормальной стоимости товара и об экспортной цене товара, являющегося объектом расследования.

2. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению антидемпинговых мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих данное заявление, приходится менее чем двадцать пять процентов общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

3. Расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер, не может быть начато, если демпинговая маржа меньше, чем минимально допустимая демпинговая маржа, и объем демпингового импорта товара на таможенную территорию Российской Федерации является незначительным.

Объем демпингового импорта товара из какого-либо государства признается незначительным, если на его долю приходится менее чем три процента объема импорта такого товара в Российскую Федерацию и импорт такого товара из всех государств, на долю каждого из которых приходится менее чем три процента объема импорта такого товара в Российскую Федерацию, в сумме не превышает семь процентов общего объема импорта такого товара в Российскую Федерацию.

4. Если одновременно проводятся несколько антидемпинговых расследований в отношении импорта какого-либо товара в Российскую Федерацию из нескольких иностранных государств, указанные расследования могут быть объединены в одно расследование. При этом существенный ущерб отрасли российской экономики рассчитывается исходя из условий, что демпинговая маржа в отношении каждого иностранного государства больше минимально допустимой демпинговой маржи и объем демпингового импорта товара из каждого иностранного государства больше, чем незначительный.

5. Расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер, должно быть завершено в течение двенадцати месяцев.

Статья 21. Особенности проведения расследования, предшествующего применению компенсационных мер

1. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению компенсационных мер, помимо реквизитов, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, должно содержать доказательства:

предоставления иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии иностранному экспортеру и (или) иностранному производителю товара, являющегося объектом расследования;

причинения существенного ущерба отрасли российской экономики.

2. Заявление о проведении расследования, предшествующего применению компенсационных мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю российских производителей товара, поддерживающих данное заявление, приходится менее чем двадцать пять процентов объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.

3. Расследование, предшествующее применению компенсационных мер, должно быть немедленно прекращено, если будет установлено, что размер субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) не превышает один процент стоимости товара.

4. Расследование, предшествующее применению компенсационных мер, должно быть завершено в течение двенадцати месяцев.

Соглашение по ограничению экспорта – инструмент регулирования международной торгово-экономической деятельности. Соглашение достигается между государством-экспортером и импортирующей стороной. Договоренность об ограничении ведет к снижению объема вывоза определенной группы товаров из страны-экспортера, которое достигается путем установки квоты. Инициатива по принятию такого соглашения, как правило, исходит от импортера.

Необходимость использования соглашения об экспортном ограничении объясняется тем, что другие методы регулирования экономическо-торговой деятельности стран находятся под контролем Всемирной Торговой Организации. Принятие соглашения относится к политическим методам воздействия и не входит в компетенцию ВТО.

Одно из возможных отрицательных последствий принятия соглашения об ограничении экспорта – потеря рынков сбыта товаров. В этом случае экспортер может улучшить ситуацию путем смены ассортимента или размещения собственных филиалов на территории импортирующей страны.

Процедура проведения соглашения по ограничению экспорта

Ограничения на ввоз конкретных групп товаров могут быть введены следующими способами:

  • путем принятия официального соглашения правительствами двух государств;
  • путем принятия неофициального соглашения производителем-экспортером и потребителем-импортером, достигнутого при поддержке правительства экспортирующей стороны;
  • путем достижения соглашения по ограничению группой стран.

Процедура принятия соглашений по экспортному ограничению регулируется в рамках «Порядка квотирования и лицензирования», принятого в 1995 году.

Соглашение по ограничению экспорта может быть принято на постоянной или временной основе. Возможность продления соглашения, если оно имеет временный характер, обсуждается между государствами по истечении срока дополнительно.

Причины принятия соглашения по ограничению экспорта

Причины принятия соглашения могут быть следующими:

  • снижение объема производства определенных групп товаров в стране-экспортере;
  • снижение объема добычи ресурса, выступающего в роли экспортируемого из страны товара;
  • отсутствие недостатка в определенных товарах в стране-импортере;
  • замещение импортного товара аналогичным собственного производства;
  • перенасыщение рынка товарами в стране-импортере;
  • ввозимый товар ставит под угрозу внутреннюю безопасность государства-импортера, а также здоровье и имущество его граждан;
  • регулирование внутреннего потребления товаров сельскохозяйственной группы;
  • изменение международных экономических обязательств перед другими странами;
  • сохранение тем самым культурного наследия страны;
  • защита внутренних экономических интересов государства.

В отличие от других мер регулирования экспорта, принятие соглашения по ограничению практически не отражается на гражданах государства, так как не предполагает увеличения ставки налогообложения вследствие роста таможенных пошлин и тарифов на ввоз/вывоз товаров. Соответственно, такое соглашение не сказывается негативно на ценообразовании.

Одним из наиболее значимых и одновременно непрозрачных видов барьеров в торговле являются технические барьеры, которые могут влиять на объем экспорта и конкурентоспособность товаров за счет введения дополнительных обязательных требований к продукции, требований к ее маркировке, процедурам оценки соответствия.

Для многих организаций выход на международные рынки закрыт из-за отсутствия международных документов об оценке соответствия, процесс получения которых сложен и связан с существенными затратами, в том числе из-за необходимости доставки образцов для испытаний за рубеж, проведением испытаний и существующих курсовых разниц.

Экспортеру для выхода на внешний рынок необходимо четко понимать требования, установленные в конкретной стране. Данная информация просто необходима для того, чтобы оценить необходимость работ по адаптации российской продукции и процесса производства под требования внешних рынков. Далее экспортер должен понять существующие ограничения и особенности на целевом рынке, порядок процедуры оценки соответствия продукции, а также иметь представление об органах оценки соответствия, которые аккредитованы (нотифицированы/уполномочены) выдавать необходимые документы об оценке соответствия.

Российский экспортный центр в помощь экспортерам в совокупности с имеющимся кейсом услуг по международной адаптации экспортных товаров предлагает три уровня погружения экспортера в требования и процедуры оценки соответствия на внешних рынках.

Первый уровень представляет подготовленный интерактивный информационно-консультационный справочник - «Справочник экспортера. Основные ограничения экспорта товаров, связанные с техническими барьерами в торговле, пути и способы их преодоления».

Справочник предназначен для погружения экспортеров в среду технического регулирования, предлагая для изучения основную терминологию, виды технических барьеров и оценки соответствия, а также алгоритм действий экспортеров при выходе на внешние рынки.

Справочник содержит:

  • основные термины, связанные с техническими барьерами в торговле (в том числе терминологии по стандартизации, техническим регламентам, маркированию, оценке соответствия);
  • описание основных видов технических барьеров, связанных с заданием обязательных требований к товарам, видами оценки соответствия и процедурами, необходимыми для получения документов об оценке соответствия товаров, требованиями к маркировке товаров;
  • актуальные примеры применения технических барьеров в торговле в различных странах применительно к продукции определенных групп промышленности со ссылками на соответствующие информационные ресурсы;
  • обобщенную практику преодоления технических барьеров в торговле;
  • наиболее актуальные вопросы по преодолению технических барьеров и ответы на такие вопросы;
  • модель действий экспортера по преодолению технических барьеров в торговле.

Второй уровень представляет собой конкретные страновые описания, в которых рассматриваются система технического регулирования, особенности выхода на данный рынок, установления требований и процедур оценки соответствия, а также перечень аккредитованных (нотифицированных / уполномоченных) органов оценки соответствия.

Справочник экспортеров содержит страновые обзоры Индия, Иран и Китай, представленными 24 ноября 2017 г. на V Международном экспортном форуме «Сделано в России». Справочник экспортера будет дополнятся страновыми обзорами по мере выпуска.

Третий уровень содержит конкретные требования к продукции и методам проведения испытаний, которые содержатся в Навигаторе по барьерам и требованиям рынков. Навигаторе по барьерам и требованиям рынков будет наполнятся в соответствии с поступающими заявками в Российский экспортный центр от экспортеров.

Скрыть полное описание

Как перейти к справочнику

Перейти к справочнику

Также будет интересно

Предлагаемые документы выдаются нами бесплатно. Плата не взимается и за оформление нового сертификата, который может понадобиться при повреждении или утрате старого.
Являясь уполномоченным органом, Российский экспортный центр ведёт единую электронную базу, в которую включает сведения обо всех выданных сертификатах свободной продажи.

Представляет собой таможенный режим, когда товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ, и не обременены при этом обязательством их ввоза на эту территорию (ст.97 Таможенного кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Для Таможенный кодекс РФ (ст.ст.98 - 99) устанавливает следующие требования:
1) уплата вывозных таможенных пошлин, а так же осуществление иных таможенных платежей;
2) соблюдение установленных критериев экономической политики;
3) вывоз товаров, выпущенных в соответствии с процедурой экспорта, за пределы территории РФ в том же состоянии, в каком эти товары были в момент принятия таможенной декларации, за исключением изменений состояния таких товаров по причине износа или убыли в нормальных условиях транспортировки и хранения;
4) исполнение иных требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу.

Таможенные платежи

В понятие "таможенные платежи" входят таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и иные платежи, взимаемые в определенном законом порядке таможенными органами РФ (п.18 ст.18 ТК РФ), уплачиваемые в процессе таможенного оформления экспорта.

Которые должны быть уплачены при перемещении товаров через таможенную границу РФ в режиме экспорта, - это вывозные таможенные пошлины и таможенные сборы за (ст.110 ТК РФ).

В необходимых случаях также уплачиваются:
а) таможенные сборы, связанные с хранением товаров;
б) таможенные сборы в части таможенного сопровождения таких товаров;
в) плата за информирование, а так же иное консультирование;
г) иные платежи, предусмотренные законодательством.

Основой для и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров (ст.117 ТК РФ).

Определение таможенной стоимости товаров

Таможенная стоимость экспортируемых товаров определяется в соответствии со следующими актами:
- разд.III Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе);
- Порядком от 7 декабря 1996 г. N 1461 (далее - Порядок определения ТС);
- Правилами применения Порядка определения таможенной стоимости от 27 августа 1997 г. N 522.

Порядком определения ТС предусмотрены три варианта расчета таможенной стоимости вывозимых товаров.

1-й вариант.

Таможенная стоимость вывозимых товаров (экспортируемых) складывается из:
1) цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной при продаже на экспорт (либо подлежащих уплате);
2) следующих расходов, при условии, что они понесены покупателем, но не включены в уплаченную по факту либо подлежащую уплате цену сделки:
а) комиссионных и брокерских вознаграждений;
б) стоимости многооборотной тары, когда согласно ТН ВЭД такая тара рассматривается как единое целое;
в) стоимости упаковки;
г) соответствующей части стоимости отпущенных покупателем продавцу безвозмездно либо по заниженной цене предназначенных для производственных целей либо продажи на экспорт вывозимых товаров и услуг:
- инструментов, штампов, форм и иных подобных предметов, применяемых в процессе производства вывозимых товаров;
- сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов иных комплектующих, входящих в состав вывозимых товаров;
- вспомогательных материалов, используемых в процессе производства вывозимых товаров;
- инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей;
д) лицензионных и иных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, осуществляемых в процессе покупки вывозимых товаров;
е) поступающей продавцу части дохода от последующих перепродаж, после их вывоза с таможенной территории РФ;
ж) налогов (кроме таможенных платежей, указываемых при процедуре заявления таможенной стоимости), взимаемых на таможенной территории РФ, не подлежащих компенсации продавцу при вывозе товаров.

2-й вариант.

Если сделка купли-продажи в отношении вывозимых (экспортируемых) товаров не заключалась или если невозможно применять цену сделки купли-продажи в качестве базовой для целей определения таможенной стоимости, то стоимость исчисляется:
- на основании данных бухучета декларанта продавца - экспортера, где отражены затраты на производство и реализацию вывозимого товара, а так же величины прибыли, формирующейся у экспортера в результате вывоза идентичных или однородных (Порядок отнесения товаров к идентичным и однородным установлен ст.ст.20 и 21 Закона о таможенном тарифе) товаров с таможенной территории РФ,
- или на основе бухгалтерских данных по фактам фиксирующим оприходование и списание таких товаров.

При определении таможенной стоимости указанных товаров должны учитываться также расходы, названные выше (см. 1-й вариант).

3-й вариант.

В случае невозможности использования представленных декларантом сведений (2-й вариант) таможенная стоимость вывозимого (экспортируемого) товара исчисляется исходя из данных о ценах на идентичные или однородные товары либо калькуляции стоимости вывозимых идентичных или однородных товаров с учетом указанных выше расходов.

Таможенная стоимость вывозимых (экспортируемых) товаров заявляется декларантом в таможенной декларации.

Если в отношении заявленной таможенной стоимости возникают сомнения, таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления расчетов таможенной стоимости. Для этих целей могут быть использованы формы декларации таможенной стоимости (ДТС-1, ДТС-2), утвержденные Приказом ГТК России от 5 января 1994 г. N 1.

Таможенные пошлины

Основным законодательным актом, регулирующим применение таможенных пошлин, является Закон о таможенном тарифе.

Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с утвержденным для этих целей классификатором видов товаров - Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, которая определяется Правительством РФ в соответствии с международным классификатором товаров.

Действующая в настоящее время редакция ТН ВЭД утверждена Постановлением от 30 ноября 2001 г. N 830.

Согласно п.3 ст.4 Закона о таможенном тарифе ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они применяются, определяются Правительством РФ. Как правило, вывозные таможенные пошлины применяются при экспорте товаров из РФ за пределы государств - участников Таможенного союза (Киргизская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан).
При этом в случае, если товары вывозятся на территорию одного из названных государств, но экспортный контракт заключен между резидентом РФ и нерезидентом страны - участника Таможенного союза, то к экспортируемым товарам таможенные пошлины применяются в размере, установленном для товаров, вывозимых с территории РФ за пределы государств - участников Таможенного союза.

Товары, вывозимые (экспортируемые) из России за пределы государств - участников Таможенного союза, облагаются таможенными пошлинами.

Ставки в отношении таких товаров установлены рядом постановлений Правительства РФ. Полностью все ставки систематизированы в Приказах ГТК России от 21 октября 2002 г. N 1121 и от 20 декабря 2002 г. N 1396.

Установлены следующие виды ставок вывозных таможенных пошлин:
1) адвалорные, т.е. начисляемые в процентах от общей таможенной стоимости товаров подлежащих обложению.
Например, вывозная пошлина на минеральные или химические, калийные удобрения (коды ТН ВЭД 3104100000, 3104300000, 3104900000) установлена в размере 5% от таможенной стоимости;
2) специфические, т.е. начисляемые в определенном фиксированном размере (в долларах США или в евро) за единицу товаров, подлежащих обложению.
Например, при экспорте пропана (код ТН ВЭД 271112) таможенная пошлина уплачивается в размере 36,3 долл. США за 1000 кг;
3) комбинированные, сочетают оба вида названных выше вида ставок.

Например, вывозная таможенная пошлина на кожу из шкур овец или шкурок ягнят (код ТН ВЭД 4105) установлена в размере 10% от таможенной стоимости, но не менее 70 евро.

Исчисление таможенной пошлины производится в валюте РФ.

Исчисление таможенной пошлины на товары подлежащие обложению таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, вычисляется по формуле:

ТП = ТС х Ст, (1)


ТС - таможенная стоимость товара (в рублях);
Ст - ставка таможенной пошлины, определяемая в % от таможенной стоимости товара.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле:

ТП = Ст х НВ х К, (2)

где ТП - сумма таможенной пошлины;
Ст - ставка таможенной пошлины указываемая в евро или долларах США за единицу товара;
НВ - количественная или физическая характеристика товара выражаемая в натуральных величинах;
К - курс евро или доллара США, на дату принятия таможенной декларации.

Исчисление таможенной пошлины товаров подлежащих обложению по комбинированной ставке, производится следующим образом.

В первую очередь рассчитывается размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в % от таможенной стоимости по формуле (1), после чего определяется размер таможенной пошлины по специфической ставке по формуле (2).

Исчисление таможенной пошлины, подлежащей уплате, производится исходя из наибольшей из полученных сумм (п.п.17 - 21 Методических указаний от 27 декабря 2000 г. N 01-06/38024).

Таможенные сборы за таможенное оформление

Порядок взимания таможенных сборов за проведение процедур таможенного оформления установлен Инструкцией от 9 ноября 2000 г. N 1010 (далее - Инструкция о таможенных сборах).

В соответствии с п.6 Инструкции о таможенных сборах от уплаты таможенных сборов при экспорте освобождаются:
1) российские товары, вывозимые в государства - участники Таможенного союза, по которым предусмотрено освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление;

2) товары, стоимость которых не превышает 100 евро включительно, и по которым не взимаются таможенные пошлины и налоги, и не применяются меры экономической политики;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в рамках международных договоров РФ, освобождаемые от уплаты таможенных сборов.

По общему правилу при помещении товаров под таможенный режим экспорта таможенные сборы за проведение процедур таможенного оформления товаров взимаются в валюте РФ в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и дополнительно в инвалюте в размере 0,05% таможенной стоимости товаров (ст.114 ТК РФ, п.7 Инструкции о таможенных сборах).

Если таможенное оформление товаров производится не в месте местонахождения и вне рабочее время таможенных органов РФ, то таможенные сборы взимаются в двойном размере.

В некоторых случаях законодательство устанавливает иные ставки.

При таможенном оформлении вывозимых с таможенной территории РФ ценных бумаг в иностранной валюте таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте РФ в размере трех установленных законом МРОТ в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации (п.11 Инструкции о таможенных сборах).

Помимо расчета сумм таможенных пошлин и сборов предприятию также немаловажно выяснить, приняты ли в отношении товара, предполагаемого к экспорту, какие-либо меры экономической политики (т.е. квотирование и (или) лицензирование), и если да, то получить необходимую лицензию или квоту.

Таможенное оформление

Все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат обязательному таможенному оформлению.

Согласно п.15 ст.18 ТК РФ под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима.

По общему правилу таможенное оформление экспортируемых товаров производится в месте нахождения таможенного поста или отдела таможенного оформления и таможенного контроля, в регионе деятельности которого находится лицо, предъявляющее товары к перевозке и указанное в транспортном документе (отправитель), либо его структурное подразделение.

При этом по просьбе заинтересованного лица, за его счет и с согласия таможенного органа таможенное оформление может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа РФ. В этом случае, как отмечено выше, сборы за таможенное оформление взимаются в повышенном размере.

В некоторых случаях таможенное оформление производится вне места нахождения отправителя товаров в связи с тем, что определенные категории товаров по решению ГТК России оформляются только определенными таможенными органами РФ (в этом случае таможенные сборы взимаются как обычно).

Для таможенного оформления товаров, предназначенных на экспорт, совершаются следующие действия:
1) представление товаров таможенному органу;
2) декларирование товаров;
3) уплата таможенных платежей.

Если экспортер не хочет заниматься этим самостоятельно, он может воспользоваться услугами таможенного брокера.

Таможенный брокер

Согласно ст.157 ТК РФ и п.1 Положения о таможенном брокере, в качестве таможенного брокера вправе выступать созданное в соответствии с законодательством РФ юридическое лицо - коммерческая организация (кроме казенных предприятий), получившее лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Деятельность таможенного брокера может осуществляться:
а) в регионе деятельности одной таможни;
б) в регионах деятельности нескольких таможен, подчиненных одному региональному управлению;
в) на всей территории РФ либо нескольких таможенных управлений.

Регион деятельности таможенного брокера указывается в лицензии.

Кроме того, таможенный брокер вправе ограничить сферу осуществляемой им деятельности в части категорий товаров, указываемых в лицензии.

Прежде чем заключать договор с брокером на представление своих интересов в процессе таможенного оформления, предприятию необходимо убедиться в наличии у таможенного брокера выданной в установленном порядке и действующей лицензии. Следует также проверить, что экспортируемый товар относится к сфере деятельности брокера, а таможня, где планируется производить таможенное оформление, - к региону его деятельности. Лицензия таможенному брокеру выдается сроком на три года (п.2.21 Порядка лицензирования).

Исключением из этого правила являются случаи, разового совершения операций по таможенному оформлению одной партии товаров, если стоимость товаров превышает предела, устанавливаемого ГТК России; при предварительных операциях, а также иные случаи, определяемые ГТК России.

Договор таможенного брокера с представляемым лицом является публичным. Согласно правилам гражданского законодательства (ст.426 ГК РФ) публичность договора означает, что коммерческая организация, заключающая такой договор, должна осуществлять определенные обязанности (в соответствии с характером своей деятельности) в отношении каждого, кто к ней обратится.

Иначе говоря, таможенный брокер не вправе отказать обратившемуся к нему предприятию, кроме случаев, когда есть основания предполагать противоправность действий этого предприятия (п.11 Положения о таможенном брокере).

Отметим, что таможенный брокер обязан также предусмотреть в договоре с представляемым лицом положение о расторжении договора в случаях, когда у таможенного брокера появятся подозрения в противоправности действий предприятия.

Заключив договор с предприятием, таможенный брокер вправе от своего имени совершать любые операции по таможенному оформлению товаров и выполнять иные посреднические функции в сфере таможенного производства за счет и по поручению представляемого лица (ст.159 ТК РФ).

В частности, таможенный брокер:
а) декларирует товары;
б) представляет таможенному органу РФ документы и иные необходимые сведения;
в) предъявляет декларируемые товары таможенному органу;
г) обеспечивает уплату таможенных и других платежей, предусмотренных ТК РФ;
д) составляет проекты документов, необходимых для таможенных целей при осуществлении предварительных операций;
е) помещает товары на склад временного хранения;
ж) совершает иные действия, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров (п.2 Положения о таможенном брокере).

Остановимся подробнее на вопросе о соотношении ответственности предприятия и таможенного брокера.

В процессе таможенного контроля и таможенного оформления экспортируемых товаров таможенный брокер несет солидарную ответственность (ст.159 ТК РФ).

За неуплату таможенных платежей, взимаемых при таможенном оформлении, таможенный брокер и представляемое им лицо несут солидарную ответственность.

Итак, предприятию необходимо определиться, доверит оно таможенное оформление брокеру или займется этим самостоятельно. С одной стороны, услуги брокера надо оплачивать, что означает дополнительные расходы для предприятия. С другой - действия брокера более квалифицированны, поскольку это специализированная организация.

Кроме того, следует учесть, что таможенное оформление товаров, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами, должно производиться в приоритетном порядке (п.16 Положения о таможенном брокере).

Представление товаров таможенному органу

Представление товаров является предварительной операцией, предшествующей основному таможенному оформлению и помещению товаров под режим экспорта.

Без представления товаров, по общему правилу, таможенное оформление невозможно, поскольку декларированию подлежит только фактически прибывший товар.

Согласно положениям ст.142 ТК РФ представление выражается в уведомлении таможенного органа о прибытии товаров не позднее 30 минут с момента их прибытия в таможенный орган, а если товары и транспортные средства прибыли вне рабочее время таможенного органа РФ - не позднее 30 минут с момента наступления рабочего дня этого органа.

Фактическое предъявление представленных товаров производится по требованию таможенного органа.

Одновременно с представлением и с разрешения таможенного органа - не позже следующего дня после представления товаров может быть подана краткая декларация (ст.143 ТК РФ).

Если товары в течение указанного срока помещаются под определенный таможенный режим, то подавать такую декларацию не нужно.

Обратите внимание! На этапе представления товаров всю ответственность за эти товары перед таможенным органом несет перевозчик, за исключением случаев, прямо предусмотренных Таможенным кодексом РФ (ст.144 ТК РФ).

Без разрешения таможенного органа перевозчик не вправе:
1) оставлять транспортное средство и товары без присмотра;
2) менять место стоянки;
3) осуществлять выгрузку и перегрузку товаров и т.д.

Такие действия являются административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ст.ст.16.5, 16.7 и 16.13 КоАП РФ.

С момента представления таможенному органу и до их выпуска товары находятся на временном хранении под таможенным контролем (ст.145 ТК РФ).

Порядок уплаты таможенных платежей

Оплата таможенных платежей производится до принятия либо в одно время с принятием грузовой таможенной декларации.

Если ГТД не была подана в срок, тогда срок для уплаты определяется со дня истечения срока подачи ГТД (ст.119 ТК РФ).

Таможенные платежи могут быть уплачены как в рублях РФ, так и в инвалюте, по курсу ЦБ, кроме случаев, когда уплата такого платеж возможна только в иностранной валюте.

Пересчет валют производится по курсу ЦБ РФ на дату принятия ГТД (ст.123 ТК РФ).

Обратите внимание! Таможенные платежи вправе уплатить декларант либо иное заинтересованное лицо.

В исключительных случаях плательщику по решению таможенного органа, производящего таможенное оформление, возможно предоставление отсрочка либо рассрочки по уплате таможенных платежей на срок не более двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

За предоставление такой отсрочки или рассрочки начисляются проценты в размере учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст.121 ТК РФ).
Взыскание неуплаченных таможенных платежей производится таможенным органом в бесспорном порядке вне зависимости от времени когда обнаружен факту неуплаты. За время задолженности начисляется пеня в размере 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты (ст.124 ТК РФ).

Если же суммы таможенных платежей уплачены (или взысканы) излишне, то такие суммы подлежат возврату.

В этом случае согласно п.12 ст.78 НК РФ применяется общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, установленный ст.78 НК РФ.

Поэтому положения Таможенного кодекса РФ, касающиеся возврата излишне уплаченных сумм, применяются в части, не противоречащей положениям ст.78 НК РФ.

Так, например, ст.125 ТК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей производится по требованию лица в течение одного года с момента уплаты этих платежей.

А в соответствии с п.8 ст.78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет с момента уплаты (т.е. Налоговый кодекс РФ увеличил срок для подачи такого заявления).

А вот если при возврате был нарушен установленный срок такого возврата (один месяц со дня подачи заявления), то на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, не возвращенных в определенный срок, начисляются % за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если излишняя уплата таможенных платежей производилась в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, пересчитанную в валюту РФ по курсу Банка России на день излишней уплаты (п.9 ст.78 НК РФ, п.18 Методических рекомендаций о порядке возврата или зачета излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей и пеней, направленных Письмом ГТК России от 30 августа 2002 г. N 01-06/35208).

Таможенный контроль

С момента принятия таможенной декларации и до момента пересечения таможенной границы РФ вывозимые товары находятся под таможенным контролем (ст.192 ТК РФ).

Таможенный кодекс РФ предусматривает следующие :
1) проверка ГТД и документов (документальный контроль);
2) таможенный досмотр товаров;
3) иные действия (устный опрос должностных лиц, проверка системы учета и отчетности и т.д.).

Обратите внимание! В соответствии с положениями ст.187 ТК РФ таможенный контроль может быть выборочным, т.е. таможенный орган не обязан каждый раз применять к вывозимым товарам все предусмотренные формы таможенного контроля.

Документальный контроль

Документальный контроль и досмотр товаров осуществляются таможенным органом РФ в срок не позднее десяти дней с момента принятия ГТД и представления всех необходимых документов и сведений, а в отношении ряда товаров, названных в ст.133 ТК РФ (в частности, скоропортящихся), - не позднее трех дней (ст.194 ТК РФ).

При этом в случае, если требуется предъявление товаров и транспортных средств, указанные сроки исчисляются с момента их предъявления.

Осуществление документального контроля состоит из следующих операций:
1) проверка соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, в т.ч. наименований товара, его количестве, весе и пр. сведениям, содержащимся в документах;
2) кода товара в соответствии с ТН ВЭД;
3) страны происхождения товаров;
4) на предмет запретов и ограничений на вывоз из РФ отдельных товаров;
5) валютный контроль;
6) определения таможенной стоимости;
7) уплаты таможенных платежей;
8) соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима;
9) выпуск (условный выпуск) товаров согласно заявленного таможенного режима.

В завершение проверки ГТД, документов и сведений при декларировании товаров проставляется штамп:
а) "Выпуск разрешен".
Такой штамп означает благополучное завершение таможенного оформления экспортируемых товаров. Он проставляется на ГТД, а также минимум на двух экземплярах представленных документов перевозчика (или на их копиях) с указанием в их правом верхнем углу регистрационного номера ГТД. После этого товары передаются таможенными органами РФ в распоряжение перемещающего их лица;
б) "Выпуск запрещен".
Такой штамп проставляется на ГТД в том случае, если в процессе проведения таможенного контроля должностные лица устанавливают невозможность выпуска товара в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.
Причину, по которой выпуск товара не может быть осуществлен, указывают на оборотной стороне таможенной декларации (п.2.11 Инструкции по проверке ГТД).

Таможенный досмотр

Решение о том, проводить или не проводить таможенный досмотр экспортируемых товаров, принимают должностные лица таможенного органа в ходе проведения документального контроля (п.1.3 Инструкции по проверке ГТД).

Приняв решение о проведении таможенного досмотра, должностное лицо на оборотной стороне таможенной декларации делает запись "С досмотром", указывая краткое обоснование такого решения.

Порядок проведения таможенного досмотра установлен Положением о таможенном досмотре товаров и транспортных средств, утвержденным Приказом ГТК России от 8 мая 2002 г. N 470.

Решение о проведении досмотра может быть принято, например, при наличии оснований предполагать нарушение таможенных правил или с целью перепроверки сведений о товарах, уже указанных в акте таможенного досмотра.

Должностные лица таможенного органа, принимающие решение о проведении досмотра товаров, должны определить:
- вид досмотра (основной, повторный или направленный досмотр);
- объем досмотра (устанавливается в процентом отношении к общему количеству товаров в зависимости от особенностей досматриваемого товара и обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о досмотре);
- степень досмотра товаров (полный или выборочный пересчет наименований товаров и количества товаров каждого наименования, взятие проб и образцов товаров, полное или выборочное определение массы товаров путем взвешивания и др.).

Результаты таможенного досмотра фиксируются в соответствии с установленным порядком в акте таможенного досмотра.

Таможенный контроль при перемещении товаров через Государственную границу РФ

Последним этапом таможенного контроля является контроль в пункте пропуска товаров через Государственную границу РФ.
Такой контроль производится в соответствии с различными нормативными актами ГТК России в зависимости от того, на каком виде транспорта вывозится груз.

В частности, контроль грузов, вывозимых автомашинами, производится в соответствии с Положением о проведении таможенного контроля товаров, вывозимых из РФ, в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ, утвержденным Приказом ГТК России от 28 февраля 2002 г. N 204 (далее - Положение о проведении ТК).

Обязанности по представлению документов в этом случае обычно возлагаются на перевозчика, поскольку ни экспортер, ни таможенный брокер в пункте пропуска, как правило, не присутствуют.

В пункте пропуска перевозчику необходимо одновременно подать таможенному органу следующие документы (п.7 Положения о проведении ТК):
1) четвертый экземпляр ГТД;
2) международную товарно-транспортную накладную, предусмотренную Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (1956 г.) (или иной транспортный документ) и две ее копии;
3) карнет А. Т. А., оформленный в соответствии с Приложением "А" к Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.), в случае перевозки товаров в соответствии с данной Конвенцией;
4) акт таможенного досмотра (если он составлялся при проведении основного таможенного оформления либо в пути следования и необходимость его представления в автомобильном пункте пропуска установлена нормативными правовыми актами ГТК России);
5) талон контроля с отметками должностных лиц Российской транспортной инспекции Минтранса России, осуществляющих контрольные функции в автомобильном пункте пропуска;
6) иные документы (либо их копии), оформляемые территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, в случаях, установленных актами законодательства РФ.

После проведения проверки должностное лицо таможенного органа должно принять решение о возможности фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ.

В зависимости от результатов проверки должностное лицо проставляет штамп:
а) "Вывоз разрешен".
Такой штамп ставится на двух экземплярах товаросопроводительного документа: на остающемся в таможенном органе и на следующем далее вместе с вывозимыми товарами и транспортными средствами.
Представленные документы (копии), за исключением документов (копий), остающихся в таможенном органе для контроля и хранения, должностное лицо таможенного органа возвращает перевозчику.
На лицевой стороне талона контроля должностное лицо проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском личной печати и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля;
б) "Возврат".
Такой штамп ставится на оборотной стороне талона контроля в случае непредставления перевозчиком необходимых документов и (или) сведений либо представления документов, оформленных ненадлежащим образом.
В этом случае перевозчику возвращаются все документы, а сотрудники, проводящие пограничный и транспортный контроль, информируются о выявленных фактах. На оборотной стороне накладной кратко указывается причина возврата товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

Если товар остановлен в связи с нарушением таможенных правил, то принимаются соответствующие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Если же признаки нарушений таможенных правил отсутствуют, то транспортное средство с товарами подлежит размещению в установленных местах вне автомобильного пункта пропуска до устранения причин возврата.

Ответственность за нарушение таможенных правил

С момента вступления в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (с 1 июля 2002 г.) утратил силу разд.Х "Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение" Таможенного кодекса РФ.

Теперь виды нарушений таможенных правил регламентированы гл.16 "Административные нарушения в области таможенного дела" КоАП РФ, а порядок рассмотрения дел и ведения административного производства по таким нарушениям - также соответствующими главами КоАП РФ.
Рассмотрим некоторые виды нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена гл.16 КоАП РФ.



 


Читайте:



«Престол у нас в семье переходящий Возникновение соборного ансамбля

«Престол у нас в семье переходящий Возникновение соборного ансамбля

Священник Димитрий Грудогло в конце 1990-х он был основателем православной школы в Кинешме. Тогда, почти 20 лет назад, к молодому активному...

VI Вселенский Собор 6 й вселенский собор

VI Вселенский Собор 6 й вселенский собор

прот. архиеп. В.В. Акимов проф. свщисп. архиеп. Вселе́нские Собо́ры – собрания православных (священников и иных лиц) как представителей...

Расследование РБК: на что живет церковь Инвестиции и инновации

Расследование РБК: на что живет церковь Инвестиции и инновации

МОСКВА, 29 сен — РИА Новости. Глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион сравнил...

Лексическая омонимия в русском языке

Лексическая омонимия в русском языке

Омонимия - категориальное отношение слов не связанных по значению, но совпадающих по звучанию или написанию и различающиеся контекстуальным...

feed-image RSS