Главная - Уход
Кто такой эос в греческой мифологии. Cправочник по Древней Греции, Риму и мифологии. Кто такая мавка

Красота древнегреческих божеств всегда считалась идеалом… Грациозная Эос, богиня утренней зари , сестра бога солнца Гелиоса не стала исключением - ее капли горели на травах и листьях, как драгоценные камни, омывая землю росой. Как всякая женщина Эос была подвластна силе Эроса. Увидев с небесной высоты Титона, сына троянского царя Лаомедонта, она его полюбила и унесла в свой розовый терем на краю земли…

Богиня утренней зари Эос мечтала быть вечно счастливой, живя с Титоном, и ради этого упросила Зевса подарить ему бессмертие. Но из-за рассеянности, свойственной всем влюбленным, Эос забыла попросить о вечной молодости для своего милого.

Шло время. Красота Титона увядала, а Эос оставалась прежней. На лбу Титона, старость, словно резцом, прочертила глубокие морщины. Некогда гладкие щеки сморщились. Звонкий голос стал хриплым, как у старика. Не могла больше любить Титона богиня утренней зари Эос. Все, что чувствовала к нему - только жалость. Поэтому, богиня зари не сбросила его на землю, как поступила бы иная жестокосердная красавица, а держала в своем тереме, стараясь видеть Титона как можно реже. Прежние воспоминания только томили сердце Эос.

Однажды терем посетили боги. Услышав старческое дыхание, устыдился Зевс, что выпрошенный Эос дар стал источником страданий и для нее, и для несчастного Титона. Поэтому, он отнял у старца человеческий облик и превратил его в сверчка... того самого сверчка, который каждый вечер заливается под нашими окнами.

От Титона Эос родила прекрасного сына и дала ему имя Мемнон. Ее боль со временем утихла. Сын богини утренней зари стал царем солнцелюбивых эфиопов - людей с пылающими лицами, обитавших на юге. Мемнон любил свои знойные пустыни и вознесшиеся к небу горы, поэтому редко посещал чужие земли. Под стенами Трои Мемнон убил многих недругов троянцев, однако, в одной из битв - сам пал от руки Ахилла.

За поединком героев следили не только смертные, но и божественные матери сражающихся. Эос сделала все, чтобы ее сын остался жив. Она дала ему два ветра, которые могли бы его унести в случае смертельной опасности. Но золотое копье Ахилла не дало промаха. Обратилась богиня утренней зари с мольбой к отцу богов, чтобы тот разре-шил похоронить Мемнона на родине. Зевс явил милость, и ветры унесли тело Мемнона в Эфиопию, где мать устроила ему пышные похороны.

Ацтекский алтарь Бога дождя Тлалока

Истории про домовых

Исчезнувшие колена Израиля. Часть2

Предсказание Аполлона

Кто победил в Первой Мировой войне

Хотя Британия была разрушена и разорена, но с военной точки зрения она и её союзники победили. 11 ноября 1918 года стал...

Деревянные дома – залог здоровой жизни

Как известно, наши предки всегда отличались крепким здоровьем. Да, они не ели «химию», соблюдали режим дня и много двигались. Но, ...

Кто такая мавка

Мавка - разновидность мифического существа у некоторых славянских народов. Мавки выглядят в виде девушек и детей в длинных рубахах, но со...

Автоматическая станция Луна-13

«Луна-13» — советская межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. 21 декабря 1966 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая...

Отопление дачи или загородного дома

Очень часто мы при покупке загородного участка не задумываемся, как впоследствии будем отапливать вновь построенный дом, и очень напрасно. ...

Глобальная сеть Интернет

Пожалуй, появление, и повсеместное распространение сети Интернет, стоит отнести к грандиозному событию, которое совершенно изменило мир. И это не спроста, ведь...

Часы с голограммой

Наверняка многим понравится фото этого концепта, тем более, что можно будет спроецировать 3-D голограмму салона машины, например. Только представьте...

Электронные офисные системы (проектирование и внедрение) ООО http://www.eos.ru/​ организация Источник: http://www.e rus.ru/events/2003/07/231253 6953.shtml ЭОС электронно оптическая система техн., физ … Словарь сокращений и аббревиатур

- (греч.). Богиня утренней зари. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭОС То же, что аврора. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д … Словарь иностранных слов русского языка

- (Ηώς, Aurora). Богиня утренней зари, дочь Гиперона и Фии, супруга Тифона, сына троянского царя Лаомедонта. Каждый день по прошествии ночи она поднимается из Океана в своей колеснице, запряженной быстрыми белыми и розовыми конями и открывает… … Энциклопедия мифологии

Аврора; заря Словарь русских синонимов. Эос см. заря Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

В мифах древних греков богиня утренней зари. Эос с Астреем породила ветры (Борей, Нот и Зефир), а также звёзды … Исторический словарь

В греческой мифологии богиня утренней зари. Ей соответствует римская Аврора … Большой Энциклопедический словарь

- (эол. AuwV, ион. HwV, дор. AwV, атт. EwV, из пра греч. ausos;сюда же относится лат. Aurora) богиня зари, дочь Гипериона и Teи,сестра Гелиоса и Селены (по другим вариантам она была дочерью Гелиоса;матерью ее считалась иногда и Ночь). Э. появлялась … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Эос - эос, нескл., жен … Русский орфографический словарь

Эос - ЭОС, в греческой мифологии богиня утренней зари. Ей соответствует римская Аврора. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Эос - (греч. Heos, Eos) в греческой мифологии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и титаниды Теи (Феи), сестра Гелиоса и Селены. У римлян аналогичной богиней была Аврора. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и… … Античный мир. Словарь-справочник.

Книги

  • Вторично-эмиссионные методы исследования твердого тела , А. Р. Шульман, С. А. Фридрихов. Книга посвящена вторично-эмиссионным методам исследования поверхностных и объемных свойств твердого тела. В основе этих методов лежат разнообразные физические явления, наблюдаемые при…
  • Каменные сердца. Часть 1 , Иван Мельников. Континент Эос опустошен ядерной войной. Спустя 70 лет после катастрофы выжившие с завидным рвением продолжают дело предков – оружия, оставшегося от последней войны, с лихвой хватит, чтобы…

В воздушных высотах, меж ночию и днём,

Тебя поставил Бог, как вечную границу,

Тебя облёк Он пурпурным огнём,

Тебе Он дал в сопутницы денницу.

Когда ты в небе голубом

Сияешь, тихо догорая,

Я мыслю, на тебя взирая:

Заря, тебе подобны мы:

Смешенье пламени и хлада,

Смешение небес и ада.

Слияние лучей и тьмы.

А.С.Хомяков /1/.

Образ греческой богини богини Зари редко встречается в картах Таро и Оракулах . Мы знаем этот образ в оракуле Ancient Feminin Wisdom (Древняя женская мудрость ), в Таро «Союз Богинь » (VII Аркан ) и, пожалуй , все. В колоде God d ess Tarot есть карта под названием Зори , авторы соотносят ее с XIX Арканом . Красивая энергетичная карта , но это образ славянского пантеона , поэтому ее разбор будет предметом другой статьи .

Богиня Эос сложный, противоречивый, неоднозначныйархетип, вызвавший у нас многосильныхчувств, ассоциаций и размышлений.

Эос — присутствие того, чего нет...

«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»

Гомер

Внемли, богиня, для смертных ведущая день светоносный,

Ярко горящая Эос, что мир обагряет румянцем!

Светлого ты предвещаешь Титана, великого бога,

Путь непроглядной ночи направляешь в подземные глуби

Прочь её, мрачну, шлёшь, когда востекаешь на небо.

Ты — проводница в делах, глава в человечекой жизни,

Ты — отрада для смертных: никто избегать не стремится

Вышнего ока Зари при её появлении в небе, —

Нет, но когда ты сладостный сон от вежд прогоняешь,

Рад человеческий род, и рады народы животных,

Рады пернатые птицы и всё население моря,

Ибо живущим на свете даруешь ты поприще жизни.

Ныне же в мистах умножь горение света святого!

Орфический гимн

Эос (H w z) богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и его супруги Тейи, сестра Селены и Гелиоса. Считалось, что Эос живет в далекой Эфиопии, каждый день она выезжает через серебряные ворота и едет впереди Солнца, окрашивая небо в розовый цвет. Эос посылает свои лучи вначале на Олимп, чтобы известить богов о наступлении нового дня, а потом на землю, чтобы разбудить людей. Эос предшествует появлению Гелиоса на горизонте. Предупреждая восход солнечной колесницы, она омывает землю росой, и капли ее горят на травах и листьях, как драгоценные камни /3/.

Интересно состояние природы на рассвете. Переход от ночи ко дню. Самое холодное время, сгустившаяся тьма, какая-то особая тишина в мире, ни ветерка... И вот — падает роса, просыпаются птицы, светлеет небо... Перелом! Поворот! Все вокруг заиграло, засветилось, зазвучало, пришла Заря!

«Заря — небесная огненная сфера, озаряющая ландшафт и свидетельствующая земле о небе» — приводит определение из словаря Даля. Вяч. Океанский, разбирая метафизику стихотворения А.С. Хомякова «Заря», которое мы взяли эпиграфом/1/.

Свидетельствующая земле о небе! Вот какова функция Зари! Свидетельствовать земному, то есть, проявленному, вещественному о небесном, о непроявленном, о небесном огне, о духе. Быть невещественной, но одновременно с этим проявленной, проявленной в свете, который она предваряет.

«Есть передо мной что-то недостижимое и непостижимое. А я обречена на что-то промежуточное, — слова оператора в контакте с архетипом богини Эос — Я — переход, который должен быть все время между днем и ночью. Я — переход. Мне хочется стать чем-то определенным».

Архетипу зари соответствует переходное, пограничное состояние, пограничное не в смысле диагноза, а в смысле границы. Как контрольно-следовая полоса на заставе. Тут «до», а там уже «после»... «Солнце уйдет, день уйдет, я еще тут. Ночь придет». Без нее, без Зари, не может быть отдельно дня, отдельно ночи. «Без перехода ничего не бывает. Переход очень важный момент. Переход самодостаточен».

Как оказалось, в наших исследованиях это состояние перехода одновременно динамично-торопливое и растекшееся по пространству, неосязаемое и плотное, танцующее и сворачивающееся в золотистые спирали. «Спирали тьма — свет, клочья света во тьме, клочья тьмы в свете».

Эос — это горизонтальные лучи от того, чего еще нет. Это плотность, телесность на уровне эфирного тела.

Во внешности женщины этот архетип может проявляться гибкостью, изяществом, спортивностью. Она привлекает своей внутренней искристостью и многоцветностью, непостижимым образом считываемой окружающими. Светло-рыжие локоны то развиваются на ветру, то мягко ложатся на глубокое декольте. Чуточку розоватая, белая кожа, местами милые веснушки, широко распахнутые глаза, подвижность, легкость, танцующая походка — дают возможность всегда выглядеть юной, независимо от реального возраста.

«Я бываю золотистым вихрем, растекшимся по облакам...». Она разная, чаще бывает напитывающей, наполняющей радостью и задором, хрустальной и переливчатой, как утренняя роса. Помните, у Дольского: «Тебе идет любой наряд, ты каждый день бываешь разной...». Может это о ней, о женщине — Эос?

Состояние

Первое ощущение оператора, погрузившегося в архетип богини Зари Эос? отвлекли от дела. Она занята своими делами и недоумевает: кому бы могла понадобиться. В связи с этим возникает небольшое раздражение и небольшая тревожность.

Она знает, что приносит другим радость, но ей самой чего-то будто бы недостает. «Я обречена на что-то промежуточное, — слова оператора в контакте с архетипом. — Я — переход. Мне хочется стать чем-то определенным». Когда переход произошел, ее убирают. Тут вспоминаются жизненные ситуации, когда назначают руководителей на период создания предприятия или его расформирования, на период перехода. Антикризисный управляющий, представитель внешнего управления.


Эос все время в движении и занятости. Ей надо везде успеть, везде быстрее быть, все время куда-то перемещаться, ничего нельзя упустить. Она — переход. Ее функция обеспечить рождение, появление чего-либо, кого-либо. Есть такие люди. Мы их называем по-разному, часто проводниками, сводниками, свахами, и т.д.

Эреб (Мрак)и Никта (Ночь) рождают Гемеру (День). Именно этот момент рождения — творческий акт Эос. Именно переход, как некое самостоятельное, отдельно выделенное состояние. А уж сам переход может быть разным: коротким, протяженным, быстрым, медленным.

Эос подготавливает появление Солнца. Так специалисты по протоколу, церемонимейстеры или режиссеры массовых мероприятий подготавливают появление значительной фигуры перед народом, так новички разогревают публику перед появлением звезды в эстрадном шоу, так клоун на манеже веселит публику, пока униформисты готовят клетки для львов. Именно богиня Эос покрывает траву утренней серебряной росою, будит птиц, чтобы они своими переливами встретили грядущий день. Именно Эос приводит людей в белых жреческих одеждах к алтарю для мистериального приветствия великого Солнца.

И здесь интересный момент — радость во все бегающее, поющее, шипящее, растущее вселяет она, богиня Эос, но в большинстве своем окружающие приписывают это Солнцу. А ей не хватает признания. И ничего с этим поделать нельзя. Так мир устроен. И женщинам типа Эос остается только смириться с тем, что аплодисменты достанутся другим, а ей самой надо бежать дальше.

Эос обладает удивительным качеством — питать все вокруг. Птиц, листья, траву, зверушек, людей. И при этом ничуть сама не истощается.

«Я их питаю, но не заканчиваюсь. Через меня их питает Эреб». Мы знаем таких людей, перебросишься с ними парой фраз, и уже чувствуешь себя бодрее, и уже в пробке не так скучно торчать, и ворчать на сослуживцев уже не хочется. Люди архетипа Эос — проводники радости, проводники энергии жизни, энергии созидания.

Проявление в родственных отношениях

Девушка типа Эос глубоко чтит своих предков, среди которых наверняка есть незаурядные личности.

Но вот своих родителей она как бы не замечает. Самостоятельная и независимая она не очень то о них скучает. И совсем другое дело именитые родственники!

Глубокое почтение к деду — великому Урану. Для Эос ее дед — мощная сила, которую он дает внучке. С этой силой она контактирует, она ее реализует в жизненном пространстве, «дает протяжение этой силе».


У нашей героини, очаровательной Эос, чаще всего есть братья и сестры. Родные, двоюродные, многоюродные... А с ними, как порой бывает среди братьев и сестер, отношения неоднозначные. Много конкуренции. Эос часто чувствует себя недооценённой. «Я иду к Солнцу. Солнце непостижимо и недостижимо, как старший брат. Я его никогда не достигну. Это мой идеал. Что-то к чему я постоянно стремлюсь. Я появилась, что бы к нему стремиться».

Может это о женском неумеренном стремлении к достижениям? Об одержимости анимусом?

С большой почтительностью и благодарностью Эос относится к своему руководителю, работодателю (Эребу). Возможно, он тоже ее дальний влиятельный родственник «Меня поставил Эреб. Он мой повелитель (оператор кланяется). Он повелел. Я есть».

Эос хорошая мать. У нее от титана Астрея три сына — ветра Борей, Нот, Зефир и дочери — звезды. Да, здесь есть взаимопонимание матери и детей, возможна даже совместная работа.

Любила она очень своего сына Мемнона от смертного мужчины Титона. Сын погиб в бою под Троей в бою с Ахиллом. Вот как это описывается в мифе.

«...Он был сыном прекрасной богини зари Эос и Тифона и родственником Приама. Никто из смертных не мог сравняться с ним красотой. Подобно утренней звезде, сиял он среди войска троянцев в своих золотых доспехах, выкованных самим богом Гефестом.

Достойным противником Ахиллу был Мемнон, могучий сын богини. Снова закипела неистовая битва под стенами Трои. Впереди троянцев бился Мемнон, впереди греков Ахилл. Но он избегал встречи с Мемноном. Знал сын Фетиды, что если он убьет Мемнона, то вскоре погибнет и сам от стрелы Аполлона...

Ахилл же ранил Мемнона копьем в плечо. Не обратил Мемнон внимания на рану, он сам ранил в руку сына Пелея. Обнажили мечи герои и бросились друг на друга. Оба они были равны друг другу силой, оба были сыновьями богинь, на том и другом сверкали доспехи, выкованные богом Гефестом. Прикрывшись щитами, бились герои. С высокого Олимпа смотрели боги на этот поединок. Матери героев, богиня Эос и богиня Фетида, молили Зевса каждая за своего сына. Взял Зевс золотые весы, положил на них жребий героев и взвесил их. Низко опустился жребий Мемнона, сулил ему рок пасть от рук Ахилла. Зарыдала богиня Эос: она должна была потерять нежно любимого сына. Наконец, взмахнул своим тяжким копьем Ахилл и пронзил грудь Мемнону. Темным облаком в знак печали покрылась богиня Эос. Послала она на поле битвы своих сыновей, богов ветра, и принесли они тело Мемнона далеко на берега реки Эсепа. Там оплакали его юные нимфы и соорудили ему гробницу.

Эфиопы же были превращены богами в птиц. С тех пор каждый год прилетают они на берега Эсепа к гробнице Мемнона и там оплакивают своего царя»/6/.

Как-то даже трудно об этом писать, но не исключено, что нашей героине придется перенести подобную тяжелую утрату. Дай-то Бог, что бы беда обошла ее стороной!

Мужчины в жизни Эос

Рядом с прекрасным Тифоном в постели проснулася Эос

И поднялась, чтобы свет принести и бессмертным и смертным.

Так розоперстая Эос себе избрала Ориона.

Клит был похищен с земли златотронною Эос богиней

Из-за его красоты, чтобы жил он в собраньи бессмертных.

Гомер, "Одиссея", пер. Вересаева

Первым мужем Эос был титанид Астрей. Их сыновьями были боги ветров: Борей, Нот, Зефир, а дочерьми — звезды на своде неба. Астрей восстал против Зевса и был низвергнут в преисподнюю. В нашем опыте не было ни слова об Астрее, по этой причине о нем мы ничего не пишем.

А вот Ветер упоминался часто. «Ветер мой друг, я его понимаю. Мне хорошо с Ветром. Люблю птиц, потому что они тоже с Ветром». В этом взаимодействии много игры, танца, легкого флирта, эдакого драйва, необходимого каждому человеку, что бы жизнь радовала. Такое впечатление, что это скорее милый друг, единомышленник, но не любовник.

Похоже, что у женщин архетипа Эос есть друг, возможно, они вместе работают. Тот, с кем можно за чашечкой кофе всласть поболтать, посоветоваться, пококетничать в новом наряде, и даже поплакать, когда тяжело на душе.

Миф описывает несколько ярких любовных историй богини Эос, к которым мы и отсылаем интересующегося читателя.

Особенно выделяется история с Афродитой. Вот как описывает ее Р.Грейвс.

«Раздосадованная однажды тем, что застала Ареса на ложе Эос, Афродита внушила Эос вечную страсть к смертным юношам, которых она с тех пор стала соблазнять одного за другим, стесняясь и делая все в тайне. Сначала ее возлюбленным стал Орион, затем Кефал, затем внук Мелампа Клит. Причем все это время она была женой титана Астрея, которому родила Северный, Западный и Южный ветры, а также Утреннюю звезду и, по мнению некоторых, все другие звезды на небесах /4/.

Возможно это аллегория, как считает Р.Грейвс. На рассвете у мужчин часто возникает влечение.

А можно и иначе взглянуть. В реальной жизни много подобных примеров.

Влюбчивая женщина Эос. Эротизм Эос отличается от эротизма Эвриномы. Эвриномой двигала творческая потребность быть оплодотворенной для сотворения, созидания. Эротизм Эос носит скорее эстетический характер. Она влюбляется в красивых мужчин и реализует взаимное влечение. Кто-то, возможно, станет осуждать ее многочисленные связи, а кто-то, возможно, поймет, что женщины могут также влюбляться в красивых мужчин, как общественным мнением дозволено мужчинам влюбляться в красивых женщин.

Для архетипа богини Зари характерны разновозрастные увлечения. Мы все знаем много примеров, когда зрелые женщины увлекаются юношами, возможно еще и не повзрослевшими, принадлежащими пока еще своим матерям. Эти связи могут быть легкими, не продолжительными, без особых взаимных обязательств.

А найдется ли кто-то, кто сам без греха,что бы судить Эос?

Совет — Дарить людям радость не скупясь.

В исследованиях архетипа богини Эос использовался метод фокусировки архетипа В Лебедько и Е.Найденова /7/.

Литература:

3. Р Грейвс. Мифы древней Греции,- Екатеринбург, У-Фактория, 2005.

4. Владимир Шмаков. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Изд-во » София", Киев, 1993г.

5. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.

7. Лебедько В., Найденов Е. - Архетипотерапия./ « Золотое сечение». Пенза, 2010.

(Аврора) - богиня утренней Зари, дочь титана Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса .

Сестра Гелиоса, розоперстая Эос, прешествует его появлению на горизонте. Каждое утро она омывает землю росой и распахивает свои розовые крылья. Как всякая женщина, Эос подвластна силе Эроса. Увидев со своей небесной высоты Титона, сына троянского царя, она его полюбила и унесла в свой терем на краю неба и земли. Желая делить с Титоном счастье вечно, Эос упросила Зевса даровать ему бессмертие, но по рассеяности, свойственной всем влюбленным, позабыла попросить о вечной молодости.

Титон - сын троянского царя Приама, возлюбленный Эос.

Шло время, и увядала красота Титона. На его лбу Хронос (Время) словно резцом прорезал глубокие морщины. Сморщились когда-то прекрасные щеки. Звонкий голос стал хриплым и дребезжащим. Не могла больше любить Титона Эос. Она сохраняла к нему лишь жалость. Поэтому она не сбросила его на землю, как поступила бы иная жестокая богиня, а держала в своем тереме за занавеской, стараясь видеть как можно реже, чтобы не страдать от горьких воспоминаний.
Однажды терем посетили боги, и, услышав из-за занавески хриплое старческое дыхание, устыдился Зевс, что выпрошенный Эос дар стал источником страданий и для нее самой, и для несчастного Титона. Отнял он у старца человеческий облик и превратил его в сверчка. С тех пор живет сверчок в старых домах и напевает свою унылую дребезжащую песенку.

Мемнон

Мемнон - сын Титона и богини Зари Эос. Царь Эфиопии.

От Титона родила Эос двух прекрасных сыновей-близнецов и дала им египетские имена Мемнон и Эмафион. Мемнон, как старший, стал царем солнцелюбивых эфиопов. Во время Троянской войны услышав, что троянцы терпят поражения, и что им не смогли помочь пришедшие с севера амазонки, решил оказать поддержку своему дяде Приаму. Под стенами Трои Мемнон убил многих недругов троянцев, но и сам пал от руки могучего Ахилла. За поединком героев, затаив дыхание, следили не только смертные, но и божественные матери сражающихся. Эос сделала все, чтобы ее Мемнон остался жив. Она дала ему два ветра, которые могли бы его унести в случае смертельной опасности. Но золотое копье Ахилла не дало промаха.
Обратилась Эос с мольбой к отцу богов, чтобы тот разрешил похоронить сына на его родине. Смилостивился Зевс, и ветры унесли тело Мемнона в Эфиопию, где мать устроила ему пышные похороны.
Неутешная Эос и поныне в час своего появления на небе продолжает проливать свои слезы-росинки, не в силах забыть о своем любимом сыне.

Генеалогия:

Титаны : часть этой ветви посвящена происхождению богини Эос, а также ее детям от разных браков.

Мифы и Легенды * Эос (Аврора)

Эос (Аврора)

Аврора (Адольф-Вильям Бугро)

Википедия

Аврора (от лат. aura — «предрассветный ветерок», у греков Эос) — богиня зари, дочь Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея.
Богиня Аврора родила титану Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспера и прочие созвездия. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.
Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.
В честь Авроры назван астероид (94) Аврора, открытый в 1867 году.

Восход солнца (Франсуа Буше (1703-1770)

Аврора - (В римской мифологии богиня утренней зари, соответствующая греческой Эос).
Эос (др.-греч. Ἕως , эпич. Ἠώς , микен. a-wo-i-jo )в греческой мифологии богиня утренней зари. Титанида второго поколения: дочь Титана Гипериона и титаниды Тейи, сестра Гелиоса и Селены. Согласно другой версии её матерью была сестра Гипериона Эйрифаесса. Учитывая, что во время бунта гигантов Зевс временно запретил светить как Селене с Гелиосом, так и Эос, - она, наравне со своими родственниками, носитель света.

Аполлон и Аврора (Gerard de Lairesse (1640-1711)

В браке с гигантом Астреем Аврора родила Борея, Нота и Зефира, Утреннюю звезду (Венеру), а, по мнению многих, и все другие звёзды на небесах. То, что Эос рождены все ветры, кроме восточного (который сам по себы считался оплодотворяющим), позволяет предположить его тесную связь или тождественность с Астреем. Во время бунта титанов Астрей восстал против Зевса и был Низвергнут в Тартар — произошло это до или после многочисленных любовных увлечений Эос достоверно неизвестно.
У Гомера Эос описывается как "розовоперстная", ежедневно ведущая Гелиоса на небо, оставляя своего возлюбленного Титона еще спящим. На греческих вазах изображается крылатой, часто едущей на колеснице, запряженной четверкой коней (квадрига). Считалось, что она живёт в Эфиопии и выезжает на небо через серебряные ворота. На ней шафранное одеяние, а в колесницу впряжены жеребцы Ламп и Фаэтон. Окрашивая небо в розовый цвет и посыла свои лучи сначала на Олимп, а затем на землю, чтобы разбудить людей, Заря извещает о приближении Гелиоса. С его появлением становится Эос Гемерой (Днём) и сопровождает солнце на всём пути, превратившись, наконец, в Гесперу (Вечер) на западном берегу Океана.
Эос известна также своей вечной и неутолимой страстью к смертным юношам. Внушила ей это желание Афродита в отместку за то, что Эос разделила ложе с Аресом. С тех пор она, стесняясь и таясь, соблазняет их одного за другим. Её возлюбленными были: Орион, Кефал, внук Мелампа Клит. Грейвс, впрочем, считает любовные приключения Эос лишь аллегорией: с рассветом к влюблённым возвращается эротическая страсть, а у мужчин обычно возникает влечение.
Влюбившись в Ориона, Эос уговорила своего брата Гелиоса вернуть ему зрение. После этого они разделили ложе на священном острове Делос, от этого бесстыдства Рассвет залился румянцем, да так и остался пунцовым.

Аврора и Кефал (П. Н. Герен)

Кефал был уже женат на Прокриде, когда привлёк благосклонное внимание богини. Эос открылась ему, но он вежливо отказал ей на том основании, что не сможет обмануть Прокриду, с которой связан клятвой вечной верности. Эос возразила, что та легко нарушит клятву в обмен на золото. Чтобы убедить Кефала, она сделала его похожим на некоего Птелеона и посоветовала соблазнить Прокриду, пообещав золотой венец. Когда это с лёгкостью удалось, Кефал без угрызений совести стал возлюбленным Эос, которая вызвала в Прокриде болезненную ревность.

Аврора и Тифон (Francesco de Mura (1696-1784)

Тифон (Титон) — прекраснейший сын троянского царя Лаомедонта (по другим версиям — Троса или Ила) и брат Приама. Эос похитила его и унесла с собой в Эфиопию, где сделала царём и родила от него Мемнона. В другой версии Титон был похищен богиней вместе со своим братом Ганимедом, но Зевс отнял его у неё. Взамен Эос упросила его даровать бессмертие Титону, но забыла испросить вечной юности (как Селена для Эндемиона). Когда Титон стал стареть, а Эос надоело ухаживать за ним, она закрыла его в своей спальне, где тот постепенно высох и превратился в цикаду.
Похищение Ганимеда рассматривается Грейвсом как неправильное прочтение древнего изображения позднейшим мифографом, который воспринял изображение невесты в сцене священного брака с новым царём как изображение Эос.
После смерти своего сына Мемнона от руки Ахилла Эос каждое утро оплакивает его, и слёзы ложатся утренней росой.

«Аврора» — мраморная статуя, изображающая аллегорию Утра (или Рассвета),
созданная Микеланджело в течение 1526—1531 гг.

В биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) подчеркнут тот факт, что Микеланджело, кроме мадонн, женских статуй в мраморе до этого не делал, поэтому и «Ночь» и «Утро» занимают особое место в его творчестве. В произведении о статуе написано так: «[Микеланджело] высекал „Утро“ — еще не совсем проснувшуюся, захваченную на грани сновидения и реальности женщину; ее голова еще сонно покоилась на плече; туго затянутая под грудями лента лишь подчеркивала их объем, их напоминавшую луковицы форму; мускулы живота чуть обвисли, чрево устало от вынашивания плода; весь тяжкий путь ее жизни читался в полузакрытых глазах, в полуоткрытом рте; приподнявшаяся, словно переломленная в локте, левая рука повисла в воздухе и была готова упасть в то мгновение, как только женщина отведет от плеча свою голову, чтобы взглянуть в лицо дня»

Эмблематика

В ЭмСи (Эмблемата и Символы) Аврора относится к разделу "Времена и перемены, или течение времени", к Временам дневым. О ней говорится следующее:
Статуя Авроры (город Краснодар) - Аврора, денница, утро или утреннее время, представляется женою крылатою, со звездою на главе, иногда младою нимфою, увенчанною цветами, сидящею в алой или пурпуровой колеснице, влекомой Пегасом, с факелом в правой руке, рассыпая розы левою. Иногда с великим покрывалом, далеко назад простертым, с румяными грудями и червлеными конями. Иногда с пеухом, возле неё стоящим.
Аврора (Эос) — популярная фигура барочной живописи (чаще всего дворцовые плафоны и своды). Существует множество разновидностей её изображеня:

* летящей перед колесницей Гелиоса с факелом;
* правящей колесницей (двойка или четверка),
* верхом на крылатом Пегаса, рассыпающей на своем пути цветы;
* нередко за ее полетом наблюдает бородатый Тифон (Титон);
* нередко её и колесницу Солнца окружают юные Оры - богини времен года.

Также часто изображают отступающие ночные облака и освещённый горизонт.

Аврора (Огюст Фрагонар)

Аврора и Кефал; похищение Кефала

Страсть Авроры к Кефалу была переосмыслена итальянскими барочными драматургами и, будучи популярной, широко использовалась художниками. Согласно этому сюжету страсть к Кефалу - самая сильная у Эос. То, что он отверг её, заставило пренебречь Эос своей ежедневной обязанностью, выводить на небо Гелиоса. Купидон спас мир от хоаса, заставив Кефала ответить ей взаимностью. Счастливая Аврора унесла юношу в своей колеснице на небо. "Похищение" Кефала означает скорее его захват, нежели сексуальное насилие, как в случаях с похищениями Европы и Прозерпины.
Аврора (Микеланджело Буонарроти) - Аврора (крылатая) изображается стремительно летящей с неба вниз к Кефалу. Ее колесница ожидает их на облаках в окружении амуров. В другой трактовке Кефал на колеснице, все еще пытается отвергнуть объятия Авроры, в то время как старый Титон лежит рядом и спит, не сознавая того, что происходит.
Аврора фигурирует также в истории Кефала и Прокриды - другой драматической обработке, относящейся к тому же времени.



 


Читайте:



Книги и мемуары немецких генералов

Книги и мемуары немецких генералов

За линией фронта. МемуарыБывший командир подводного флота нацистской Германии Вернер знакомит читателя в своих мемуарах с действиями немецких...

Как и почему умер советский военачальник Михаил Фрунзе?

Как и почему умер советский военачальник Михаил Фрунзе?

Советский военачальник Михаил Васильевич Фрунзе (1885-1925) не имел военного образования. Он и в армии служил всего ничего – буквально несколько...

Нежные женщины тараса Женщины в жизни шевченко презентация

Нежные женщины тараса Женщины в жизни шевченко презентация

9 марта 1814 года родился легендарный украинский поэт, ставший знаковой фигурой в формировании национального самосознания всего украинского народа,...

Джеймс джойс краткая биография

Джеймс джойс краткая биография

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (1882 - 1941) – поэт и писатель из Ирландии, работавший в направлении модернизма. Детство и юность В южной части...

feed-image RSS