Главная - Детские прически
Китаевская пустынь в киеве. Китаева пустынь — Свято-Троицкий монастырь (М) Китаевская пустынь

Осталось не так много мест, где до сих пор сохранилась и богатая история, и пышная природа, и уникальные легенды одновременно. Китаевская пустынь — как раз одно из таких.

История

Китаево — это историческая местность в . Пустынь — вовсе не пустыня. Это слово обозначает монашеское селение, отдаленное от монастыря.

В 1716 году построила отдельный скит, удаленный от основной своей территории. Это место быстро стало популярным среди православных паломников.

Позже, в 1763-1768 годах, Стефан Ковнир возвел в Китаево Троицкую церковь. Еще спустя время к самому храму, сооруженному в стиле украинского барокко, добавили другие объекты. Так церковь, 45-метровая колокольня, трапезная с еще двумя церквями — Двенадцати апостолов и Трех русских святителей — Петра, Алексея и Иона, братский корпус, кельи, дом для престарелых служителей образовали единый ансамбль. Сегодня он уже функционирует в статусе отдельного, самостоятельного монастыря.

Пещеры и сады

Чем интересно Китаево? В первую очередь, конечно же, туристов и паломников влекут сюда рукотворные пещеры в Китаевском урочище. Находки археологов датируются XVII веком — когда здесь уже начали обосновываться монахи. Однако до сих пор полная карта пещер, их первоначальная схема, длина и другие точные данные об этом месте являются загадкой. Могли они появиться и в дохристианские времена — галереи имеют многоуровневую систему. Она частично повреждена временем, вмешательствами человека, оползнями. Тот же отрезок пещер в Китаево, который уцелел, сегодня можно посетить гостям пустыни.

Издавна Китаевская пустынь была известна своими садами. Пышные ягодные кусты, ломящиеся от плодов фруктовые деревья — все это сохранилось на территории и сегодня. Во время прогулки здесь можно насладиться густым лесом, посидеть у местных прудов.

Монахи

Самым известным обитателем и монахом Китаево является, наверное, старец Досифей. Его биография и духовный путь овеяны легендами. Поговаривают, что старец был вовсе не мужчиной. На самом деле, это была женщина, в миру — рязанская дворянка Дарья Тяпкина. Из-за уединенного образа жизни до самой смерти это оставалось тайной. В монахи Киево-Печерской Лавры Досифей был пострижен после визита самой Императрицы Елизаветы в 1744 году. Узнав о мудреце, она пожелала личного визита и посещала его в келье. Не смотря на то, что сама Дарья перед смертью завещала предать свое тело земле, не касаясь его — то есть, не омывая, секрет Досифеи был раскрыт благодаря ее сестре. Взглянув на его портрет, она узнала в нем Дарью.

Еще один известный монах Китаевской пустыни — Феофил, монашеское имя Феодорит. К нему приходило множество людей, ведь его считали настоящим чудотворце. Верили, что он способен исцелять, обладает даром пророчества. Будущее Фомы, как звали его в миру, предопределено было еще в детстве. Его мать трижды пыталась утопить его, но он чудным образом выживал. В семь лет стал сиротой, после чего и начались его скитания.

Как добраться до Китаево

От станций метро «Арсенальная», «Печерская», «Дружбы народов», от Киево-Печерской Лавры на маршрутке № 470; От станции метро «Лыбедская» автобусом № 52 до остановки «Школа». Автобусом № 20, 27 до остановки «Китаевская улица»; От станции метро «Выдубичи» автобусом № 43 до остановки 1-й Корчеватский массив, также любые маршрутки до этой же остановки.

Прихована серед лісу та валів "Китаївська Пустинь"

Китаев - это территория в южной части Киева, в Голосеевском районе и восточная часть Голосеевского леса. Сейчас это археологический заповедник, расположенный между Мишеловкой, Корчеватым и Багриной горой. Название местности возникло, возможно, от тюркского слова "китай" - крепость (город). Сейчас сохранились остатки городища IX-X вв. Другая версия происхождения названия от древнего имени "Китай" - именно такое второе неправославное имя имел сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха. Хотя можно его перекрутить на "Китан" - это половецкое имя, а как известно матерью Андрея Боголюбского была Половчанка. Фамилия Боголюбский пошла от городка Боголюбово, который князь сделал своей резиденцией. Именно в Китаеве поселился Андрей Боголюбский. Он построил себе красивый, большой двор, сделав Китаев своей очередной резиденцией. В 1159 году Боголюбский передал, а точнее подарил Китаев, Васильев и Мическ (Радомышль) от любви к Богу и Пречистой Матери, а также в знак поминовения своего рода, Киево-Печерскому монастырю. В XIV века в Китаеве был создан пещерный монастырь, подчиненный с XVII века Киево-Печерскому монастырю. Монастырь назвали Китаевской пустынью.

Один з валів зараз тут Парк "Китаївські ставки"

Осінь на одному із ставків

После принятия христианства Китаев или Киевский Афон, как еще его называли, стал православным центром. Затем Китаевская пустынь утратила свое значение. Лавра взяла на себя функции основной обители, и многие монахи перешли под ее своды. А Китаев стал скитом, куда приходили паломники-отшельники и все, кому надоела мирская суета. Если до недавнего времени высокие валы защищали Китай-город от нападения врагов, то сейчас эти валы превратились в защиту от города и его суеты. Хорошая местность стала пристанищем для старых монахов Лавры. Здесь были красивые озера, в которых водилось много рыбы, насаженные сады и земельные участки давали фрукты, овощи, ягоды, также было развито пчеловодство, а это - мед и свечи. В 1763-1768 годах Степан Ковнир, в прошлом каменщик и подчиненный Лавры, как его еще называли "каменного строительства мастер" (лучшие работы «Ковнировский корпус», колокольни на Ближних и Дальних пещерах, Кловский дворец и другие достопримечательности украинского барокко), построил Свято-Троицкую церковь в стиле барокко.


Свято-Троїцька церква

Келії

Существует интересная история о жене монаха. В XVII веке молодая женщина, по происхождению из рязанских Тяпкиных дворян, Преподобная Досифея (Дарья), достигнув совершеннолетия не захотела выходить замуж и вести светскую жизнь. Она покинула семейный дом и, купив мужскую одежду и постригши волосы, назвалась мужским именем - Досифеем - беглым крепостным. Три года работала в Троице-Сергиевской Лавре. Но однажды в обитель приехали родные и узнали Дарью. Ей пришлось бежать в Киев, где на Китай-горе Досифея выкопала себе пещеру не пожелав пользоваться чужим трудом. В монастыре ее приняли и впоследствии посвятили в монаха. Никому даже в голову не приходило, что таинственный монах - женщина. Чтобы никто не разгадал его тайну, Досифей изувечил свое лицо. Мудрого отшельника полюбили и священники и прихожане. Многим она помогала, но все больше и больше стала отдалятся от белого дня находясь в пещере. Таким образом, за годы молитв и своеобразного транса получила дар предвидения. Именно Досифей, наставляя известного соловецкого старца Феофана, велел идти на Соловки. Однажды пришел в скит отрок Прохор, будущий преподобный Серафим Саровский.
Ему понравилось в Китаевской пустыни, и он решил здесь остаться. Однако Досифея благословила его отправиться в «пустыню Саровскую» - там помогать людям. В 1744 году к Досифею приехала императрица Елизавета Петровна, которая, как известно, была набожным человеком и любила ездить по святым местам. Не поленилась подняться на Китай-гору и увидеть удивительного отшельника, о котором так много говорили. Императрице понравились мудрые вещи, которые говорил молодой отшельник, она даже захотела забрать Досифея в Петербург, но отшельник отказался. Елизавета Петровна подарила даже мешочек с золотом, который Досифей отдал Лавре. На эти деньги была построена церковь в селе Пирогово. Но только после смерти братия узнала, что Досифей был женщиной. На закате своей жизни Досифея помогала больным людям. Однажды в монастырь заехала рязанская дворянка и, увидев могилу Досифея, узнала в нем свою сестру. Хотя однажды они встречались в стенах этого же монастыря и беседовали через окошко. Дворянка не догадывалась, что разговаривает со своей сестрой и поведала, что Дарья сбежала из семейного гнезда. Досифея посоветовала не искать Дарьи, ибо она ушла из дома ради Бога и духовной жизни. Умерла Досифея, читая молитву в возрасте 55 лет.


В XIX веке Китаевская пустынь была монастырским ансамблем, состоящим из монастырского подворья шестиугольной формы. В него входили кирпичная Троицкая церковь, замечательная 45-метровая колокольня, трапезная с церквами Двенадцати апостолов и Трех русских святителей - Петра, Алексея и Ионы, дом настоятеля, братский корпус, двухэтажный дом для престарелых священнослужителей, келейные корпуса и кирпичная ограда с воротами. С 1898 года на территории хозяйственного двора действовал лаврский свечной завод. В новый корпус богадельни в 1904 году пристроена церковь св. Серафима Саровского.

Церква Святих 12 Апостолів і церква трь ох Святителів - Петра, Алексія та Іони

Церква 12 Святих Апостолів

В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовалась сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 году Китаев был окончательно ликвидирован, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. - Украинский НИИ садоводства). К сожалению, колокольня до нашего времени не сохранилась - в 1932 году ее разобрали. Другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны в пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений.


Сховані в осені куполи

В Китаевской пустыни в 1857 году были найдены и исследованы Китаевские пещеры. В 1910-12 годах под руководством археолога А. Д. Эртеля было обнаружено несколько подземных галерей, похожих по структуре на пещеры Киево-Печерской лавры. В Китаевских пещерах были найдены остатки двух очагов, предметы быта. На стенах сохранились надписи старославянскими буквами. Кроме Досифея здесь похоронен старец Феофил (Россоха) - схиархимандрит, первый наместник возрожденной Китаевской пустыни. В 1928-1996 гг. известный проповедник был включен в реестр великих старцев. Китаевская пустынь и в наше время довольно людное и популярное место паломничества и посещения туристами.

Источники: Киев.Энциклопедический справочник,Главная редакция УСЭ, Киев -1985. Китаевская пустынь"Киевский Афон" Фото и текст Маленкова Ростислава

03083, Киев, ул. Китаевская, 15, (044) 527‑97‑79, факс 527‑97‑85

Проезд от метро «Демеевская» - авт. 52 до ост. «Школа»; авт. 20 до ост. «Ул. Китаевская»;

от метро «Выдубичи» - авт. 43, 265 до ост. «Проспект Науки»;

эл/поездом Трипольского направления до ост. платф. «Проспект Науки».

Престольный праздник — День Святой Троицы.

Монастырские храмы: Собор Святой Троицы; в память Собора Двенадцати Апостолов (30 июня/13 июля); в честь прп. Серафима Саровского (пам. 2/15 января и 19 июля/1 августа); пещерный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы (26 декабря/8 января).

Святыни. Мощи прп. Феофила, Христа ради юродивого - в храме 12 Апостолов.

Мощи прп. Досифеи - под спудом, у северной стены Свято-Троицкого храма.

Ковчежец с частицами мощей многих святых.

Иконы с частицами мощей прп. Серафима Саровского, мч. Трифона, блгв. кн. Даниила Московского.

Чтимая Ватопедская икона Божией Матери «Закланная».

Настоятель — архим. Прохор (Костюченко).

Богослужение ежедневное.

Вечернее: 16.00, по окончании - Крестный ход с Ватопедской иконой Богородицы.

Полунощница: 6.00 (во время Великого поста - 5.00). По окончании - Литургия.

Акафист перед Литургией: среда - прп. Досифее или прп. Феофилу попеременно, четверг - свт. Николаю, суббота - Богородице, в пещерном храме.

Акафист после Литургии: воскресенье - прп. Серафиму Саровскому. Молебен о недужных: суббота, 9.00 (в храме Двенадцати Апостолов).

История.

По лаврскому преданию, основателем обители считается св. блгв. кн. Андрей Боголюбский (†1174, пам. 4/17 июля), получившего прозвание Китай. Другое толкование названия связано с находившимся здесь древнерусским укрепленным городищем - южным форпостом Киева (тюркское слово «китай» означает укрепление, крепость). К XVI–XVII вв. здесь был небольшой лаврский скит с пещерами.

В 1716 г. киевский военный губернатор кн. Д. М. Голицын построил деревянную церковь прп. Сергия Радонежского и братские келлии при ней. В 1767 г. на месте обветшавшей была устроена нынешняя каменная Свято-Троицкая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского. В 1835 г. построен теплый храм во имя Собора Двенадцати Апостолов при братской трапезе и каменная колокольня. В 1904 г. выстроен храм прп. Серафима Саровского. До 1870‑х гг. Китаевская пустынь служила местом погребения почивших иноков Лавры. В XVIII в. здесь подвизалась прп. Досифея (†1776; пам. 25 сентября/8 октября), скрывшаяся в обители под видом беглого крепостного Досифея. Примером ей послужили прп. Мария (пам. 12/25 февраля) и прп. Евфросиния Александрийская (пам. 15/28 февраля и 25 сентября/8 октября - в тот же день, что и у прп. Досифеи), спасавшиеся в мужских монастырях под мужскими именами Марин и Измарагд. В XIX в. здесь подвизались Христа ради юродивые иеросхимонах прп. Феофил (†1853; пам. 14/27 июля и 28 октября/10 ноября) и лаврский рясофорный монах прп. Паисий (†1893; пам. 17/30 апреля).

В 1930‑е гг. монастырь закрыли, колокольню - разрушили.

В 1990 г. здесь открылся Свято-Троицкий приход (действовал до 2009 г.), а в 1993 г. - скит Лавры. В 1996 г. обитель стала самостоятельной.

Одно из самых очаровательных мест Киева - Китаевский монастырь, что затерялся на южной окраине между лесов и поглощённых городом сёл. Здесь есть свои пещеры, подобные пещерам Киево-Печерской Лавры - но нет столпотворения и фарисейства. Здесь есть собор в стиле "украинского барокко". Здесь была удивительная история о святом Досифее, который в миру звался Дарьей. А у меня здесь приключилась маленькая встреча с Господом Богом.

Китаево - это практически загород. Метро сюда не ходит, а вот маршрутки из центра бегают исправно - особенно интересна маршрутка №470, связующая Китаево и Лавру и проходящая мимо нескольких станций метро. Ближайшая магистраль - проспект Науки, но удобнее заехать в закоулок близ школы №122. Монастырь скрыт за многоэтажкой, тень которой занимает пол-кадра.

Дорога к монастырю, взгляд назад. Частный сектор - старое село с удивительным названием Мышеловка, известно с 1618 года как Мешаловка и включённое в состав Киева в 1923-м. Атмосфера совершенно подмосковная - наверное, предместья столиц вообще похожи:

Бывшее монастырское кладбище. На заднем плане - холм, в котором пещеры:

Вот и сам монастырь. Если пойти по этой дороге дальше - через пару километров придёшь прямиком в Пирогово.

Что за молодёжь - я не знаю, но явно не богомольцы.

Хозяйственную часть монастыря на другой стороне занимает с 1930 года Украинский НИИ Садоводства, но часть зданий явно жилые. Может, тут какие-нибудь общаги? А здание слева - вроде бывшая монастырская больница:

Пару лет назад здесь построили церковь Серафима Саровского, и такое посвящение - ой, не случайно!

Откуда в Киеве Китаево - примерно такая же загадка, как и откуда Китай-город в Москве. Одни говорят, что китайкой в Древней Руси называли шёлк или напротив один из видов дешёвой ткани, другие говорят, что Китай - это языческое славянское имя, третьи возводят к подворьям кочевников-киданей (чьё государство существовало почти одновременно с Киевской Русью - в 907-1125 годах), благодаря которым империя Хань и стала известна западу как Китай... Как бы то ни было, названее очень древнее, но лишь в 1718 году здесь возник скит Киево-Печерской Лавры. Точнее, "пустынь" - то есть место, где селились лаврские "старцы" (ну, это как тот монах из "Братьев Карамазовых"). А так как к старцам всегда тянулись люди, и Лавра была известна на весь православный мир - монастырь разросся и отстроился уже в 18 веке.

И ансамбль его почти не изменился - кроме 45-метровой колокольни 1830-х годов, разобранной при Советах:

Зимняя церковь Двенадцати Апостолов (1830-е годы) - в монастыре собраны частицы мощей всех их, кроме Иоанна Богослова, который, как известно, ушёл на тот свет, не оставив Земле тела. Также здесь покоится Феофил Киевский - один из старцев, местный Диоген.

Жилой корпус (1898). Как же красиво в ноябре, если Солнце....

Троицкий собор (1763-67) - один из последних образцов "украинского барокко", творение Степана Ковнира, другую постройку которого я уже показывал . И гуляя вокруг собора, расскажу историю, которая собственно и прославила Китаево на всю тогдашнюю страну - про святого Досифея.

В 1721 году в доме рязанских дворян Тяпкиных родилась дочка Дарья, которую заботливые родители почти сразу сплавили бабушке - ох, как знакомо! Бабушка же была не простая - на старости лет она постриглась в монахини, да не куда-нибудь, а в Вознесенский монастырь Московского кремля (впоследствии снесённый при Советах).В 9 лет девочку забрали обратно домой, но быстро заметили, что она какая-то странная: одевается во что попало, спит не на кровати, а на доске, питается хлебом и водой, не ходит на балы, ой что ж скажет княгиня Марья Алексвна.... В 16 лет Дарью решили выдать замуж, и она просто сбежала из дома.

Однако время тогда было другое, и это сейчас девочки-автостопщицы никого не удивляют. Для конспирации Дарья раздобыла мужскую одежду, остригла волосы и стала прикидываться беглым крестьянским сыном Досифеем. Сначала напросилась послушницей в Троице-Сергиев монастырь (тогда ещё даже не лавру!), однако вскоре туда наведались её родители, подозревавшие, что искать беглянку надо здесь - и Досифей недолго думая удрал в Киев.

Сочиняя себе легенду, Дарья не знала российских законов, по которым беглый крестьянин мог принять монашество лишь с разрешения Синода или императора, поэтому Досифей был обречён оставаться послушником. В Киево-Печерской Лавре его не приняли, и тогда он поселился в Китаеве, по благословению настоятеля выкопал себе келью на холме и стал там молиться, питаясь хлебом и водой и никогда, даже в самый мороз, не обогревая своё жилище огнём.

В общем, вскоре подвижник Досифей стал известнее и чтимее всех китаевских старцев. Настолько, что в 1744 году, объезжая малоросские владения, его посетила императрица Елизавета Петровна и дала разрешение на монашество. Хотя в жизни Досифея ничего принципиально не поменялось - он уже был старцем де-факто. В 1776 году к ниму пришёл подросток Прохор Мошнин - будущий Серафим Саровский, которого Досифей благословил идти в Саровскую пустынь. Через несколько месяцев старец умер

По легенде, он завещал похоронить своё тело, не касаясь его, а опознала Дарью Тяпкину сестра по портрету на надгробии. Мне в это, честно говоря, не очень-то верится - ведь не виделись они 40 лет. Думаю, всё-таки тайна вскрылась каким-нибудь более прозаичным образом, причём весьма вероятно - ещё до её смерти. А канонизирована Досифея Киевская была лишь в 1993 году.

Побродил по монастырю, наслаждаясь прозрачным осенним воздухом. Киев всё-таки большой, шумный и загазованный, а здесь тишь да гладь. Поговорил у могилок с тёткой - сначала думал, что речь о политике, потом понял, что это просто тихая кликуша.

А потом увидел вот эту табличку. Дело Досифея продолжилось после его смерти - его келья разрослась до пещер, подобных лаврским:

Монастырь стоит на каскаде прудов, за которыми начинается Голосеевский лес - это киевский аналог московского Лосиного острова, национальный парк в черте города. В его глубине есть ещё один крупный монастырь Голосеевская пустынь (чтимый, но все постройки новодельные), разные НИИ и больницы... но это тема для отдельного поста, материал к которому ещё не собран. А на пруду гуляют люди из вон тех домов:

К пещерам ведёт лесенка:

Вход в пещеры прост и неприметен. Тем не менее, люди сюда идут, примерно за полчаса набирается группка, которую водит молодой монах. Освещения в пещерах нет, поэтому каждый зажигает свечу. Я пришёл чуть позже, расчехлил фотоаппарат, и мальчик с кадра выше сразу сказал, что фотографировать там нельзя! Монах явно нехотя его поддержал, и мы стали спускаться.

Тёмные коридоры, известковые стены, иконы и свечи, "нарисованные" паломниками сажные кресты на потолке... Пещеры довольно разветвлённые и запутанные. Периодически монах и другие посетители останавливались в очередной келье, он рассказывал историю очередного старца, и все молились. Я тайно и сладострастно придавался греху запретной фотосъёмки. Самый долгий молебен был в самой дальней келье Досифеи. Затем они ушли, а я подумал - дай-ка сниму пару кадров со вспышкой да нагоню. Снял. Пошёл следом, и тут у меня погасла свеча!

Честно говоря, я испугался, оказавшись один в темноте подземелья. Разумом я конечно понимал, что ничего страшного и максимум через полчаса монах приведёт других людей - но страх перед непроницаемым мраком и давящими сводами иррационален. С минуту я метался по коридорам, искал какой-нибудь проход, но проходы словно позакрывались. Пытался высвечивать себе дорогу вспышками фотоаппарата - но безрезультатно, однако кадры с этих вспышек всё же сохранил. Вот например подземная келья, в такой старец мог жить годами:

Наконец, я взял себя в руки, и вынул из кармана мобильник. Его экран светил немногим слабее свечи, и через несколько минут я выбрался. Монах к тому времени проводил инструктаж следующей группе - и тут снизу выскочил я и принялся рассказывать то, что произошло. Монах покивал, и сказал просто: "Бог простит!", но я приходил в себя ещё минут 15. Это был последний день , предыдущее едва не кончилось бедой из-за невовремя сделанного кадра, и почему-то этот эпизод мне очень сильно вправил мозги. Это Бог задул мою свечу и сказал: "Смотри на мир глазами, а не объективом, дурень, иначе - заблудишься окончательно!".

Конечно, сейчас я понимаю, что в общем-то не произошло ничего особенного. Но этот эпизод был очень важен лично для меня , став ответом на давно одолевавшие вопросы и сомнения.



 


Читайте:



Оберег Звезда Руси: особенности, значения и свойства Славянские обереги лада богородица

Оберег Звезда Руси: особенности, значения и свойства Славянские обереги лада богородица

Существуют талисманы, которые напрямую обращаются к силам природы. К ним относится оберег Звезда Руси (Лада Богородицы), значение которого очень...

Краткая биография Петра I

Краткая биография Петра I

Реферат по учебной дисциплине "История России" на тему:"Правление Петра I". План 1. Введение. 3. Реформы Петра I . 5. Заключение. 6....

Погружение в церковнославянский язык Церковнославянский язык – это средневековый литературный язык, сохранившийся до нашего времени в качестве языка богослужения

Погружение в церковнославянский язык Церковнославянский язык – это средневековый литературный язык, сохранившийся до нашего времени в качестве языка богослужения

Церковнославя́нский язык Под именем Церковнославянского языка или старославянского языка принято понимать тот язык, на который в в. был сделан...

Какие народы являются потомками половцев

Какие народы являются потомками половцев

Академия наук СССР. Башкирский филиал. Институт истории, языка и литературы. РАИЛЬ ГУМЕРОВИЧ КУЗЕЕВ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА....

feed-image RSS