Главная - Все об укладках
Почему я считаю себя волевым человеком. Волевые качества. Психологический портрет волевого человека. Что это за человек

Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант - это развитие природных склонностей, то твёрдая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает.

Оноре де Бальзак

Сила воли является неизменным атрибутом любого успешного человека. Более того, можно с уверенностью сказать, что наличие силы воли является главным условием достижения успеха в жизни. Сплошь и рядом перед нами примеры, когда герой преодолевает все преграды и становится победителем, а другой человек, даже несмотря на исключительно благоприятную обстановку, сходит с жизненной дистанции. В чём причина? Только в наличии или отсутствии силы воли!

Ещё одно важное свойство этого качества характера заключается в том, что мы не рождаемся изначально очень волевыми или совершенно безвольными людьми. Эту черту можно себе прививать и развивать, причём практически в любом возрасте. Ниже вы найдёте несколько приёмов, которые помогут вам стать волевым человеком.

1. Сужайте варианты выбора

Что означает понятие «сила воли»? Это умение сделать правильный выбор и следовать ему без сомнений. Но сделать выбор вам будет гораздо легче, если у вас будет ограниченное количество вариантов. Возможности человеческой психики не безграничны, и даже самый волевой человек при просчёте бесконечного количества плюсов и минусов может ошибиться. Поэтому всегда, когда это возможно, старайтесь сузить своё пространство для выбора до минимума. Да, в наш век потребления и рекламы, кричащей с каждого угла о свободе выбора, это выглядит нелогично, но зато действительно помогает быстро принимать решения.

Например, если вы решили придерживаться канонов здорового питания, то глупо забивать свой холодильник десятками различных продуктов. Гораздо легче будет следовать своим оздоровительным намерениям, если вам придётся делать выбор только между морковкой и капустой. :)

2. Делайте выбор в правильное время

Сила воли не является величиной постоянной. Ни на протяжении жизни человека, ни на протяжении одного дня. В некоторые моменты нам легко даются даже непростые решения, а в другие мы не можем заставить себя выполнить самые элементарные вещи. Поэтому постарайтесь отслеживать такие пики и спады и принимать решения в самый благоприятный момент.

Например, вы хотите завтра побегать, но точно знаете, что утром будете бороться с собой, чтобы вытянуть себя из кровати. Поэтому постарайтесь с вечера предпринять максимум усилий, чтобы облегчить выполнение запланированного дела в тот момент, когда ваша сила воли ещё спит. Подготовьте спортивную форму возле выхода, загрузите мотивирующий плейлист, поставьте себе громкий будильник.

3. Планируйте трудные дела на утро

Обязательно придерживайтесь правила выполнять все важные, сложные, неприятные дела в первой половине дня. В это время наши физические и психологические силы ещё не истощены, так что всё даётся гораздо легче. А вечером, когда мы уже устали и хочется отдохнуть, нам приходится напрягать все остатки своей силы воли, чтобы выполнить намеченное.

4. Ведите здоровый образ жизни

Я уверен, что вы уже неоднократно слышали выражение «в здоровом теле - здоровый дух». Удивительно, насколько сильное влияние оказывает на наше самочувствие полноценный восьмичасовый сон, правильное питание и физические упражнения. Хорошо отдохнувший и здоровый человек легко принимает решения и практически без всякого усилия их выполняет, а его сила воли не зависит от колебаний температуры за окном и курса рубля.

5. Установите напоминания

И, наконец, необходимое, а для некоторых и единственное действенное средство оживления увянувшей силы воли, которое в народе ещё ласково именуется «волшебный пендель». Иногда, несмотря на все наши усилия, мы сбиваемся с курса и начинаем блуждать в тумане лени, ложных целей или уныния. И тогда любому из нас необходим какой-то толчок или знак, который поможет выбраться на правильную дорогу.

Позаботьтесь об этом заранее, даже в том случае, если вы уверены в своих силах. Это может быть напоминание в календаре о проверке результатов выполнения своих новогодних обещаний, может быть одно из или даже просто разговор с человеком, мнение которого имеет для вас значение. Важно, чтобы в нужный момент вы нашли для себя мотивацию продолжить начатое дело и никуда уже не сворачивать.

В поведении и деятельности человека проявляются самые различные психические особенности. Одни из них не существенны, не влияют на поведение и деятельность человека. Другие являются существенными в определенном отношении, но не имеют значения для всего поведения человека (например, особенности восприятия, внимания, памяти и т.д.).

В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

Характер - приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

В переводе с греческого языка слово "характер" означает "чертить", "оставлять оттиск", а в переносном значении - отчетливо выраженные общие черты поведения.

Своеобразие характера каждого человека определяется:

    • его направленностью (устойчивой сферой личности) и
    • особенностями осуществления деятельности - волевыми качествами.

Мотивационная сфера личности

Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение.

Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности - ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характериологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение - показатель зрелости личности.

С мировоззрением связано формирование системы убеждений - устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них.

Убеждения - это знания, ставшие принципом деятельности.

Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.

Особенности осуществления деятельности

Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.

Многие формы поведения личности являются привычными, стереотипными - выразительные движения, манеры, заученные фразы. Привычки, как правило, образуются стихийно. Первоначально определенные действия побуждаются какими-то причинами, а затем эти действия совершаются спонтанно, в силу сформировавшейся потребности в них. Отрицательные привычки в ряде случаев связаны с аморальным поведением личности.

Черты и типы характера

Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности.

Различают:

    1. черты характера - выражаются в отдельных общих особенностях поведения;
    2. тип характера - выражается в общих способах взаимодействия со средой.

Черты характера

Многообразные черты характера объединяются в следующие группы:

    • волевые;
    • эмоциональные;
    • интеллектуальные.

Волевые черты характера

Волевые черты характера - это устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся:

    1. целенаправленность,
    2. самостоятельность,
    3. решительность,
    4. настойчивость и др.

Целенаправленность - способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности.

Самостоятельность - способность подчинять поведение собственным взглядам, принципам и убеждениям, это относительная независимость от разнообразия требований различных малых групп; критическая оценка советов и указаний.

Решительность - способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение.

Настойчивость - способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к моральному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели.

Выдержка и самообладание - способность контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, способность воздерживаться от ненужных действий, сдерживать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать свое настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

Смелость - способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность,

Мужество - способность к проявлению смелости в крайне опасных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких целей к самопожертвованию.

Дисциплинированность - способность подчинять поведение правилам, нормам, требованиям общества в целом и отдельных социальных групп; способность проявлять большие усилия для наилучшего выполнения этих требований.

Эмоциональные черты характера

Эмоциональные черты характера - это устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

По эмоциональным качествам различаются натуры:

    • эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность);
    • сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность);
    • страстные, экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью);
    • малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности).

Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладающее настроение человека, его эмоциональная устойчивость,

Наряду с эмоциями черты характера личности определяются особенностями чувств. Широта и глубина устойчивых чувств, их действенность и гармоничное сочетание с интеллектуальной и волевой сферой - важнейшая характерологическая особенность личности.

Интеллектуальные черты характера

Интеллектуальные черты характера - это устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем.

Качества, характеризующие интеллектуальный склад личности:

    1. продуктивность ума , его оригинальность, ясность и другие, то есть общая интеллектуальная одаренность;
    2. владение обобщенными способами мышления , а также
    3. устойчивая интеллектуальная направленность личности - любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

В многообразии характеров можно выделить то, что у данной личности выступает на передний план:

    1. предрасположенность к рассудочной деятельности, вдумчивость, осмотрительность, аккуратность, развитое чувство долга и самолюбия;
    2. преобладание волевой стороны психики, проявляющееся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях или в повышенной активности;
    3. безынициативность, подверженность внушению, неустойчивость отношений, преобладание витальных, органических потребностей и связанных с ними влечений;
    4. эмоциональная импульсивность, экспрессивность, повышенная подвижность эмоций, желаний и стремлений при среднем уровне развития ;
    5. повышенная эмоциональная впечатлительность, импрессивность, сопровождаемая признаками слабоволия, пониженной адаптацией к изменяющимся условиям;
    6. повышенная экспансивность, стремление к положительно-эмоциональным ситуациям, беззаботность, повышенная общительность и речевая активность;
    7. повышенная внешняя активность на недостаточно сформированной мотивационно-ориентировочной основе, негибкость поведения, неустойчивость принятых решений и неспособность к длительным волевым усилиям.

Приведенные черты, конечно, схематизированы. У одних людей они очень выражены, у других - менее выражены, у многих - представлены в различных сочетаниях.

Типы характера

    1. Гармонически целостный тип , хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.
    2. Внутренне конфликтный тип , но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако эти действия постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, коммуникативные свойства достаточно развиты.
    3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией . Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.
    4. Вариативный тип , адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения.

Итак, характер - это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека.

Характер человека формируется постепенно, в процессе активной систематической деятельности. Однако значительные изменения в характере иногда происходят скачкообразно, в результате психических потрясений, в сложной конфликтной ситуации. Характер особенно четко проявляется в критических обстоятельствах.

В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной ситуации. При этом предполагается, что если человек волевой, то он волевой во всем.

К сожалению, подобные взгляды высказываются и сейчас. Например, когда читаешь статью Ю. Б. Гиппенрейтер (2005), так и кажется, что советское время еще не кончилось. И социально зрелая личность приравнивается к «волевой» личности, хотя не каждая «волевая» личность является социально зрелой.

Если кратко сформулировать интуитивное понимание воли в широком смысле, то можно сказать, что волевой личностью мы называем человека, который успешно реализует свои высокие, социально значимые мотивы.

Как видно, здесь приводятся всего два критерия. Вопервых, успешность деятельности, которая определяется зарядом энергии и устремленностью к целям. Вовторых, высота социально значимых мотивов. Эта содержательная характеристика мотивов как необходимый критерий волевой личности, по мысли А. Н. Леонтьева, позволяет отличать волевых людей от фанатиков, наркоманов или преступников, способных проявлять упрямство, упорство и даже творческую изобретательность для получения предмета своего вожделения. Гиппенрейтер Ю. Б. 2005. С. 17

Возникает тогда резонный вопрос: как сформировать «волевую личность»?
И тут, давая ответ на этот вопрос, Ю. Б. Гиппенрейтер неожиданно вступает в конфронтацию с существовавшей в советское время установкой: «Ты комсомолец, ты обязан». Она отстаивает позицию, что для формирования волевой личности противопоказано принуждение и самопринуждение. Так, она пишет: «Жизнь показывает, что принуждение себя или другого, а также манипуляции с собственной мотивацией (уговоры, доводы, намеренное придание смысла) могут вполне срабатывать в отдельных конкретных случаях: действия будут (лучше сказать, могут) выполняться. Однако влияние этих мер на мотивационную сферу личности в целом остается под большим вопросом. Предостерегающе выглядят многочисленные факты «воспитанного отвращения». Сошлемся лишь на хорошо известные примеры старательных девочек, которые, сдав выпускной экзамен в музыкальной школе на отлично, закрывают крышку фортепьяно с тем, чтобы больше никогда к нему не подойти. А ведь до этого они в течение 8 лет «волевым образом» упражнялись по нескольку часов в день! Локальный выигрыш нередко оборачивается личностно мотивационным проигрышем. Наверное, поэтому проблема безволия продолжает беспокоить человечество» [с. 18]. И далее: «…Особый урон развитию личности наносят авторитарные методы воспитания и обучения. Под сильным давлением, принуждением или угрозами человек начинает отправлять и осваивать требуемое поведение без переживания его связи с собственными интересами, желаниями и целями. Такие формы поведения остаются психологически чужеродными образованиями, становятся инкорпоративными, но не ассимилированными и не интегрированными личностью. Более того, превалирование установки “я должен” (как инкорпорация внешнего “ты должен”) означает возникновение внутренней инстанции жесткого контроля и самопринуждения… Главная энергия в таких случаях уходит на борьбу с собственными желаниями или нежеланиями, на самопреодоление. Примечательно, что целый ряд авторов (среди них К. Левин, Р. Мэй и др.) отождествляли отправления этой инстанции самопринуждения с силой воли... тем самым подвергая сомнению традиционное мнение о ценности такой “силы”, которая выражается в действиях “через сжатые зубы”. Чрезмерное развитие той же инстанции приводит к формированию комплекса черт, который описывается в литературе как “ригидный характер” » [с. 22]. Если следовать представлениям Ю. Б. Гиппенрейтер, что прежде всего нужно ориентироваться на то, что мне интересно, какие у меня имеются потребности, то становится непонятным, за счет чего спортсмены достигают мировых рекордов, музыканты – высочайшего исполнительского мастерства, и т. п. Неужели они не проявляют ежедневно самопринуждение (или волевое усилие), совершаемое, что бы удовлетворить имеющуюся у них потребность и интерес к тому делу, которым они занимаются? Конечно, нельзя любое дело осуществлять только на самопринуждении, но и без него успеха в большинстве случаев не добиться. Поэтому неслучайно в народе волевыми признаются люди, способные к самопринуждению. Однако есть ли «вообще» волевые или безвольные люди?

Здравствуйте, дорогие читатели! Есть у меня один знакомый, который решил уйти со стройки в писательство. Не то, чтобы богатство языка, но даже уровень его грамотности всегда оставлял желать лучшего. И тем не менее, ему удалось выпустить собственную книгу, завоевать какой-то авторитет в этой области и даже добиться успеха в этой отрасли.

Волевой характер – это умение невзирая на реальные трудности и препятствия. Возможно, он занимается совершенно не . Однако, он получает удовольствие от процесса и существенную прибыль от каждого проданного экземпляра, которые разлетаются как горячие пирожки.

Сегодня мы поговорим о волевом характере. Как эти качества помогают в жизни, можно ли его развить и более подробно узнаем об этой черте в целом.

Что это за человек

Большинство людей ставят перед собой различные цели, но не идут дальше рассказов о собственной . Сила воли – вот что отличает сильного человека, добивающегося результата. Не обращая внимание на трудности, порой даже логику и разум, волевой человек идет реализовывать задачи, которые поставил перед собой.

Если где-то закрыта дверь, он попытается найти окно, выроет подкоп или перестроит все здание, чтобы пролезть внутрь. Большинство людей справляются с единственной трудностью, но каждая последующая будет разрушать , снижать степень желания и подкреплять чувство .

Волевой человек обладает чертами характера, которые не позволяют ему сойти с выбранного пути. Если вы хотите создать новый образ и стать волевым, могу порекомендовать вам книгу-тренинг Василия Ралько «Сила воли 2.0» .

Как понять, что предпосылки есть

Как понять, что в вас есть потенциал, стать человеком? Во-первых, так будет легче понять какие нужно развивать, а, во-вторых, даст . Возможно, вы поймете, что трудиться придется не так уж много.

Первый признак – самостоятельность. Вам не нужны другие люди, чтобы добиться результата. Нет, конечно, мы живем в социуме и зависим от окружающих. Однако, самостоятельность предполагает, что вы в состоянии найти нужного человека, который будет готов помочь вам и выполнить возложенные на него функции вне зависимости от его желания.

Далее идет стойкость и самообладание. Препятствия не выводят вас из себя, вы спокойны даже в тот момент, когда все идет вопреки вашей воли. Вы не расстраиваетесь слишком сильно и эти эмоции не выводят вас из равновесия, они не тормозят вашу дальнейшую деятельность и уж точно не парализуют.

– тоже качество волевого человека. Плевать на чужое мнение. Вы поступаете правильно, профессионально, лучше всех. Никто не в силах переубедить вас.

Инициативность, обязательность, дисциплинированность заставляют вас действовать. Вы не нуждаетесь в дополнительной мотивации, не обращая внимание на лень можете организовать свой труд, продумать план и строго ему следовать.

Не всегда все происходит быстро, иногда для достижения результата нужно терпение. Не получилось в этом году, значит надо продолжать. Это единственная мысль, которая помогает каждый день вставать утром.

Если вы нашли в себе хотя бы одно из вышеперечисленных качеств, значит уже в небольшой степени выполнили план по созданию своего нового характера. Надеюсь, оно поможет разобраться со всеми остальными. Могу посоветовать вам книгу Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить» , чтобы справиться с остальной работой было значительно легче.

Надеюсь, вам хватит упорства. Не забывайте подписываться на рассылку, чтобы больше знать о себе и поддерживать мотивацию в создании своего нового Я. До новых встреч и удачи в ваших начинаниях.

Психологический портрет волевого человека

Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.

Волевой человек обладает рядом характерных качеств.

Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?

В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность — это:

— умение ставить ясные цели и задачи,

— умение планировать свои действия;

— умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели и др.

Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается… ради нее делается все остальное.»

Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий, тем он целеустремленнее.

Но люди по-разному упорны в преодолении трудностей. Бывает, что человек не доводит начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом начинают работать, но быстро остывают. Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие, тем более сильная воля требуется от человека.

Если это качество отсутствует, тогда по словам А. И. Пушкина:

«Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.»

Гете сказал:

«Что ж значу я, коль не достигну цели,

Венца, к которому стремится род людской,

К которому и сам стремлюсь я всей душой?»

Следующее важное волевое качество — настойчивость — это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели. Чтоб отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах. Стремление с осуществлению отдаленных целей формирует в человеке сильную и стойкую волю.

С настойчивостью тесно связаны такие качества личности как выдержанность и терпеливость. Не следует их путать с покорностью, безинициативностью, безвольным подчинением силе обстоятельств или чужой воле. Терпеливость, выдержанность всегда связаны с инициативой, активны в достижении поставленной цели и преодолении неприятностей. Терпеливый человек знает ради чего он что-либо терпит.

Жизненно важным является такое волевое качество как самообладание. Оно важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой и пантамимикой — его профессиональная обязанность.

Самообладание состоит:

— в умении сохранять ясность мысли, т. е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов. Это — умение не допускать «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач, помех, ошибок;

— также в умении владеть своими чувствами: легко повышать эмоциональный тонус в состоянии растерянности, апатии, страха и др.; снижать уровень эмоционального возбуждения при излишней радости или волнении, боли, негодовании и т. д.; а в случае удачи не проявлять излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других нежелательных переживаний;

— и в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков — пререкания, грубости и т. д.

Вспоминается стихотворение Киплинга «Заповедь»:

«Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил — жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы — не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том,

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, —

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»

Следующие два качества могут ошибочно оцениваться как положительные.

«Упрямство есть слабость, имеющая вид силы» (В. А. Жуковский). Упрямство — качество, отличное от настойчивости. В этом случае подразумевается настойчивость при выполнении решений, принятых без достаточных оснований. Упрямый человек отстаивает свое мнение вопреки логике, разумным доводам и фактам. «Упрямый все делает по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.»(Эзоп).

Если упрямый человек определяет цель деятельности, осуществляется перевоспитание в настойчивого.

Податливость — такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц. Оно противоположно упрямству. Если упрямого человека трудно в чем-либо убедить, переубедить, податливого, напротив очень легко. Несмотря на то, что для податливого человека мнение других людей может стать определяющим фактором в принятии решения, все же решение он принимает самостоятельно.

Перевоспитание этого качества не означает переход к резкости, грубости в поведении. Можно проявлять твердость и быть вежливым в общении с другими людьми.

Если решение дается человеку в готовом виде со стороны (причем оно принимается без критики), то говорят о таком качестве, как внушаемость. Внушаемость, также как и податливость не мешает человеку быть, например, хорошим работником. Однако считается, что данную черту нужно перевоспитывать, чтоб сохранить человека от возможных вредных влияний. Перевоспитание в этом случае рекомендуется осуществлять путем укрепления воли и формированием критичности мышления.

Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность. Оно определяется как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно.

Решительность — важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции.

Если у человека достаточно времени, а решение он все же не принимает или меняет на противоположное, говорят об особенно отрицательном качестве воли — нерешительности.

Если необходимо быстро принимать решение и действовать, а человек не в состоянии это сделать, говорят о состоянии растерянности. Растерянный человек либо бездействует, либо начинает разные действия и не заканчивает их. («Скорость нужна, а поспешность вредна» (А. В. Суворов)) Эти действия могут быть противоположными по смыслу. Вместо спокойного анализа обстановки и принятия решения, он может менять решения.

Рассмотренные волевые качества проявляются у каждого человека в отдельных ситуациях, но могут быть и чертой личности. Поэтому важно знать как именно ведет себя человек в ситуации принятия решения чаще всего: колеблется, или принимает решения быстро; необдуманно, а затем быстро меняет их, или принимает продуманные и точно выполняемые решения.

Выделяют также такие качества воли, как:

Исполнительность — проявляется в старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в полном завершении начатого дела.

«Как часто говорят в делах: еще успею.

Но надобно признаться в том,

Что это говорят, спросяся не с умом,

А с ленностью своею.

И так, коль дело есть, скорей его кончай,

Иль после на себя ропщи, не на случай,

Когда оно тебя застанет невзначай.» (И. А. Крылов)

Дисциплинированность — способность человека действовать в соответствии с нормами, правилами и законами. Выделяется трудовая дисциплина, которая развивает настойчивость, решительность, умение преодолевать свои импульсы. Таким образом обоснованная требовательность, укрепляя дисциплину, тем самым укрепляет и волю. Здесь речь не идет о так называемой «палочной» дисциплине, которая основана на страхе. Дисциплина должна опираться на понимание мотивов поведения, действий человека.

Выделяется также группа волевых качеств, связанных с поведением в ситуации опасности — это такие качества личности, как смелость, храбрость, отвага, мужество. А противоположные им — трусость, боязливость считаются проявлением безволия.

Разные формы страха по-разному, но всегда отрицательно влияют на деятельность.

В борьбе со страхом рекомендуют использовать следующее общее правило — чем более примитивна и биологична эмоция, тем меньше она поддается искоренению с помощью слов. Нельзя человека уговорить быть небоязливым. Но эмоции легко вытесняются друг другом. Испуганного человека достаточно рассердить, чтобы у него прошел испуг. Если рассерженного человека рассмешить, он перестанет сердиться.

Но опасность может вызывать и положительные эмоции стенического возбуждения. Стенический, не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга из подкорки и в сочетании с критическим мышлением проявляться как «разумный страх» в виде опасения, осторожности. «С благоразумием подвергайся опасностям», — говорил мудрец Биас.

Насколько трусость, робость и боязливость — отрицательные черты личности, настолько осторожность считается положительной чертой.

Положительной считается и такая реакция на опасность как разумный азарт, связанный с активизацией сознательной деятельности в момент опасности.

Определена связь между степенью активности в момент опасности и переживаниями: чем более активен человек в опасной ситуации, тем легче по субъективному содержанию его переживания.

А. Суворов говорил: «Опасности лучше идти на встречу, чем ожидать на месте».

Выделяют различные формы преодоления страха — бесстрашия, которые отличаются по своим проявлениям. Это — смелость, храбрость, отвага, мужество, героизм.

Еще Плутарх сказал: «Начало победы — смелость». При проявлении смелости страх остается, но деятельность определяется мышлением и волевыми решениями. Такой человек считается смелым, который знает, что впереди опасность и все-таки идет на нее. Он знает ради чего он подавляет страх, какой цели достигает, поступая вопреки страху. Смелость состоит в умении подавлять чувство страха: когда человек в условиях реальной физической опасности испытывает стремление к риску и желание перейти к действию. В этих условиях он мысленно отключается от переживаний, страха и целиком сосредоточивается на действии. Смелость проявляется в разнообразных видах деятельности: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др. Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»; Гетте: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим.»

Храбрость — связывают со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Храброму человеку нравится ощущение опасности. Его переживания стеничны, деятельность не дезорганизована. Но хорошо, когда храбрость основана на разумном риске: безумная храбрость также пагубна, как и безумный страх. Рекомендуется воспитывать храбрость разумным риском: совершая рискованные действия и переживая удовлетворение от их успешного выполнения.

В формировании храбрости предостерегают от следующей крайности: советуют следить, чтобы храбрость не перешла в отрицательную форму бесстрашия — удаль. Удаль определяется как храбрость, достигшая уровня аффекта, которая характеризуется потерей критичности мышления.

Психология утверждает, что воспитание храбрости — это воспитание веры в свои силы и технику. Это воспитание уверенности в большой вероятности успешного завершения любого рискованного, но посильного задания.

Существует педагогическая рекомендация — с осторожностью выбирать момент, в который можно в первый раз разрешить человеку рискнуть. Надо быть уверенным, что по уровню своих знаний, умений и опытности он подготовлен для этого риска и может самостоятельно справиться с ситуацией.

Как противоположность удали выделяется отвага. Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.

Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый — возбужден, а отважный — спокоен.

Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.

«А кто опасность мужеством встречает,

Того и мысль ясна, и тверд язык.» (Софокл)

Гете говорит: «Добро потеряешь — немного потеряешь! Честь потеряешь — много потеряешь! Мужество потеряешь — все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».

Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива, твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).

В качестве примера мужественного поведения можно привести случай из мировой истории — философ Сократ спокойно смотрел в лицо смерти, простив своих врагов.

Героизм — определяется как понятие, выходящее за рамки психологии и имеющее социальное содержание. В героизме проявляется высокий уровень положительных эмоций при совершении подвигов, имеющих общественное значение.

Бесстрашие, выражающееся в храбрости, отваге, мужестве и героизме — это отчетливое проявление владения человека своими эмоциями, пример волевого поведения.

Итак, теперь можно представить себе образ волевого человека, обладающего такими качествами как:

— целеустремленность,

— настойчивость,

— терпеливость,

— выдержанность,

— самообладание,

— решительность,

— исполнительность,

— дисциплинированность,

— твердость воли

— стойкость воли,

— осторожность,

— разумный азарт,

— смелость,

— храбрость,

— отвага,

— мужество;

И его противоположность — состояние безволия, проявляется в таких качества как:

— упрямство,

— податливость,

— внушаемость,

— нерешительность,

— трусость,



 


Читайте:



Социальные субсидии Проект на субсидию

Социальные субсидии Проект на субсидию

При принятии решения организации своего дела, могут понадобиться внешние источники финансирования. Для получения денег требуется грамотное...

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Если у предпринимателя возникла переплата по налогам, он может вернуть ее. Однако получить свои деньги назад он сможет, только если у него не будет...

Как работает консультант по развитию бизнеса?

Как работает консультант по развитию бизнеса?

Что такое бизнес-консалтинг? Как улучшить бизнес с помощью коучинга? Где заказать услуги консультанта для оценки состояния бизнеса?Популярный...

Василий блаженный Василий блаженный чудеса после смерти

Василий блаженный Василий блаженный чудеса после смерти

Василий Блаженный (1469-1552) – святой православной церкви и знаменитый московский юродивый. Его ещё называют Василий Нагой. Родился этот человек в...

feed-image RSS