Главная - Готовые средства
Великие реформы Александра II и их значение. Реформы александра ii
Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения
  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

Краткая биография Александра II

  • 1818, 17 апреля — рождение
  • 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
  • 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
  • 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
  • 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
  • 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
  • 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
  • 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
  • 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
  • 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
  • 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора (умер в 1894 году)
  • 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
  • 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
  • 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
  • 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
  • 1855, 18 февраля — смерть
  • 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
  • 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
  • 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
  • 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
  • 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
  • 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
  • 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
  • 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
  • 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
  • 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
  • 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
  • 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
  • 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
  • 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
  • 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II

Причины реформ Александра II

  • Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
  • Поражение в
  • Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства

Реформы Александра Второго

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
  • Финансовые реформы (с 1863 года)
  • Реформа образования (1863 год)
  • Земская реформа
  • Городская реформа (1864 год)
  • Судебная реформа (1864 год)
  • Военная реформа (1874 год)

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    - личную свободу,
    - независимость от помещика;
    - право переходить в другие сословия;
    - право самостоятельного вступления в брак;
    - свободу выбора рода занятий;
    - право защиты своих дел в суде.
    - самостоятельно совершать сделки
    - приобретать и распоряжаться имуществом;
    - заниматься торговлей и промыслами
    - участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

  • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
  • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
  • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
  • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
  • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
  • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Реформа образования

  • Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
  • Принято положение о начальных училищах
  • Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
  • Создана система женского образования: закон о женских училищах
  • Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась

Земская реформа. Кратко

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Городская реформа

Преследовала те же цели, что земская. В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

  • Независимость судебной власти
  • Единый суд для всех сословий
  • Гласность судопроизводства
  • Состязательность судопроизводства
  • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
  • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
  • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
  • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
  • Несменяемость судей
  • Обособление прокуратуры от суда
  • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести

Введение

Глава 1. Александр II

1.1 Краткая биография

Глава 2. Либеральные реформы

2.3 Мировые посредники

2.4 Наделы и повинности

2.7 Земская реформа

2.8 Городская реформа

2.11 Военная реформа

Заключение

Список литературы

Введение

Цель: познакомиться с личностью императора Александра II, который стоит в общем ряду с императорами как Петр I, Екатерина Великая, который продолжает их великие начинания.

Задачу , которую я ставил перед собой связать реформы 60-70 годов XIX века с реформами современной России, понять, для себя какие условия необходимы для успешного решения реформ.

Тема моего исследования жизнь, судьба и реформы Александра Николаевича Романова - императора Александра II.

Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века, проводимые в России, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Сегодняшняя Россия, также как и Россия во второй половине XIX века стоит перед выбором пути. Куда развиваться? Как развиваться?

В России за один только XX век произошло три революции:

1905 - 1907 - Первая революция

История показала, что почти все революции заканчиваются кровопролитными, безнравственными гражданскими войнами.

Поэтому реформаторский путь развития всегда предпочтительней, чем революционный.

Поняв реформы 60-70 годов XIX века, гораздо лучше разобраться в реформах современной России.

Александр II вошел в историю России, как император, который от разговоров о реформах первым встал на путь их практического осуществления.

Если Екатерина II и Александр I только говорили о реформах, то Александр II стал претворять их в жизнь.

реформа александр император крестьянский

Петр I (первый российский император) перевернул Россию, Екатерина II продолжила начинания Петра, а Александр II завершил формирование Великой державы.

Судьба Александра II доказала, что нельзя провести в России не одну реформу, не заплатив за это кровью.

Реформы в России - это тяжелая доля:

Михаил Михайлович Сперанский - крупнейший русский реформатор начала XIX века, за подготовку проекта государственного переустройства России был сослан в ссылку в город Пермь.

Сергей Юльевич Витте - министр финансов и глава правительства, говоривший о необходимости реформ в стране в конце XIX века, - отстранен от должности.

Петр Аркадьевич Столыпин - глава правительства, реформатор сельского хозяйства России, был убит в 1911.

Вывод: все реформаторы теряли если не жизнь, то свою судьбу.

Глава 1. Александр II

1.1 Краткая биография

Александр II - сын царя, воспитанник поэта.

Александр Николаевич Романов, первенец великокняжеской семьи - Николая Павловича и Александры Федоровны - родился на Пасхальной неделе 17 апреля 1818года в Москве, в Кремле и был крещен в Чудовом монастыре.

Поэт В.А. Жуковский, бывший тогда учителем русского языка при великой княгине Александре Федоровне, отозвался на семейную радость знаменательными строками:

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: человек.

Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу. Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка." Владычествуй не силою, а порядком, - наставлял поэт будущего царя, - истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа… Люби народ свой: без любви царя к народ нет любви народа к царю".

Александр рос здоровым и веселым. Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился, хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет явно не по заслугам царевич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он всё же не постиг. Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала - гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I.

Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 году. Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами. В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же Герцен был переведён во Владимир.

Кроме парадов и балов, было у Александра ещё одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту и, конечно, не мог пройти мимо "Записок охотника" И.С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Осуществил отмену крепостного права и провел затем ряд реформ (земская, судебная, военная и т.п.). После Польского восстания 1863-64 перешел к реакционному внутриполитическому курсу. С кон.70-х гг. усилились репрессии против революционеров. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Ср. Азии (1865-81). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в русско-турецкой войне 1877-78. На жизнь Академик Андрей Сахаров - доктор исторических наук, профессор, директор института Русской истории, говоря о судьбе Александра II следующее: "Главная трагедия русского самодержавия заключается в том, что оно не могло реформировать самоё себя. Чтобы идти дальше по пути реформ, надо было уничтожить себя - это понял Александр II".

Покушения и убийство

На Александра II было совершено несколько покушений: Д.В. Каракозовым, польским эмигрантом А. Березовским 25 мая 1867 в Париже, А.К. Соловьевым 2 апреля 1879 в Петербурге. Исполнительный комитет "Народной воли" 26 августа 1879 принял решение об убийстве Александра II (попытка взрыва императорского поезда под Москвой 19 ноября 1879, взрыв в Зимнем дворце, произведенный С.Н. Халтуриным 5 февраля 1880). Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным движением была создана Верховная распорядительная комиссия. Но ничто не смогло предотвратить его насильственной смерти.1 марта 1881 Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким. Он погиб как раз в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту М.Т. Лорис-Меликова, сказав своим сыновьям Александру (будущему императору) и Владимиру: "Я не скрываю от себя, что мы идем по пути конституции".

1.2 Необходимость проведения реформ

Крепостничество в России существовало значительно дольше, Чем в других Странах Европы, и несло себе самые жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. Вопрос об отмене крепостного права поднимался русскими просветителями Н. Новиковым и А. Радищевым ещё в XVIII веке, при Екатерине II. Декабристы также во всех своих программных документах неизменно подчеркивали необходимость отмены крепостного права.

С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Она получила название эпохи Освобождения и Великих реформ. В сознании современников и потомков она прочно соединилась с именем императора Александра II.

Глава 2. Либеральные реформы

19 февраля 1861 года - Отмена крепостного права. Император подписал "Общее положение о крестьянах, вышедший из крепостной зависимости" и манифест, по которому крепостные крестьяне получали личную свободу. Отечественные историки высказывают различные мнения о причинах отмены крепостного права. Большая часть их считает, что решающим был экономический фактор: кризис крепостной системы хозяйствования из-за незаинтересованности крепостных крестьян в результате своего труда.

Этот фактор, не способствовал повышению урожайности помещичьих хозяйств. Другая группа сторонников выделяет помещичьи причины отмены крепостного права: унизительное поражение России в Крымской войне и стремлении властей избегать социальных несчастий.

Впервые о необходимости кардинальной крестьянской реформы было официально заявлено Александром II в речи представителями московского дворянства 30 марта 1856 года, через несколько дней после заключения Парижского мира: "Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само начнет отменяться снизу".

У истоков отмены крепостного права стояли видные деятели:

Милютин Николай Алексеевич, который фактически руководил подготовкой Крестьянской реформы 1861 года.

Под нажимом великого князя Секретный комитет с большим скрипом принял решение о начале подготовки мер "по улучшению быта помещичьих крестьян". В соответствии с ним реформа осуществлялась в три этапа: "приуготовительный", когда проводится политика смягчения крепостного права, "переходный период" и "окончательный", когда крестьяне станут полностью свободными (без предоставления земельного надела). Идеи освобождения крестьян с землёй за выкуп, которые отстаивал великий князь, явно не находили отклика у большинства членов комитета, а Константин Николаевич приобрел в бюрократических и дворянских кругах репутацию "мужикофила".

Черкасский Владимир Александрович (1824-1878). С 1840-х гг. выступал за освобождение крестьян. Участник подготовки крестьянской реформы 1861

Ростовцев Яков Иванович (1803/04-60), Один из руководителей подготовки крестьянской реформы 1861, председатель редакционной комиссии; его программа отмены крепостного права легла в основу Положений 19 февраля 1861.

Осенью 1857 года дворянство литовских губерний под нажимом генерал губернатора В.И. Назимова заявило, что оно согласно освободить крестьян от личной крепостной зависимости, но при условии сохранения всей земли. Немедля, император подписал рескрипт (рескрипт - акт монарха в форме конкретного предписания министру или какому-либо другому лицу) на имя Назимова, которым предписывалось образовать в каждой из трех губерний (Виленской, Ковенской и Гродненской) губернские комитеты для подготовки предложений об устройстве быта крестьян.

2.2 Основные положения крестьянской реформы

Условия освобождения выходящих из крепостной зависимости крестьян были изложены в Положениях 19 февраля 1861 года. С момента обнародования документов реформы бывший крепостной крестьянин, ранее считавшийся собственностью своего господина, получил не только возможность свободно распоряжаться своей личностью (личная свобода предоставлялась безвозмездно), но и приобретал ряд других личных и имущественных прав. Свободные сельские обыватели могли заключить различные сделки, предъявлять иски, заниматься торговлей и промыслами, владеть движимым и не движимым имуществом, ступать в брак без согласия помещика, поступать в "общие учебные заведения". Отныне крестьянин становился юридическим лицом по гражданским, административным и уголовным делам.

Бывшие помещики крестьяне зачислялись в состав податных сословий и должны были нести государственные и земские повинности. Вплоть до 1 января 1887 года крестьяне выплачивали подушную подать, до введения всеобщей воинской повинности

2.3 Мировые посредники

МИРОВОЙ ПОСРЕДНИК, должностное лицо в России в период проведения крестьянской реформы 1861. Назначался из дворян для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

Если на начальном этапе подготовки реформы правительство намеревалось возложить ее практическое воплощение на поместное дворянство в лице губернских комитетов, то встретившись позднее с яростной, непримиримой позицией помещиков, правящие круги вынуждены были пойти на создание института мировых посредников - специальных представителей для реализации реформы на местах.

Основной функцией мировых посредников было содействие соглашению крестьян с помещиками и составление так называемых "уставных грамот", в которых точно определялись размеры получаемого крестьянами надела, то местонахождение и крестьянские повинности. Уставные грамоты должны были быть введены в действие не позднее чем через два года после издания "Положений реформы".

Мировые посредники утверждали сельских старост и волостных старшин, могли отменять решения крестьянских сходов, рассматривали жалобы на помещиков, органы крестьянского управления, налагали взыскания, выступали в качестве нотариальных лиц при заключении актов помещиков с временнообязанными крестьянами.

В списках мировых посредников можно было встретить представителей известных дворянских фамилий, выдающихся деятелей русской культуры, науки, образования: Л.Н. Толстой и его брат Сергей, К.Д. Кавелин, Н.И. Пирогов, братья Самарины, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.И. Тимирязев и многие другие.

2.4 Наделы и повинности

Центральным звеном реформы был вопрос о земле. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в распоряжении крестьян. Вместе с тем, в соответствии с документом реформы, крестьяне должны выкупить у помещиков свою усадебную и надельную землю. Выкупившие становились крестьянами-собственниками. До выкупа своих наделов крестьяне должны были продолжать нести повинности в виде барщины или оброка. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу прежнего владельца, назывались "временнообязанными". Согласно "Положениям 19 февраля", временнообязанное состояние крестьян могло продолжаться в течении 9 лет. Фактически же оно для многих крестьян растянулось на 20 лет.

При определении размеров надела преимущественно отдавать добровольному соглашению между крестьянами и помещиками, а поскольку такого соглашения чаще всего достигнуть не удавалось, то размер надела определяли законодательным путем.

В этих целях вся территория страны была поделена на 3 полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для черноземной и нечерноземной полос были установлены две нормы - высшая и низшая (последняя в 3 раза ниже высшей). Высшая норма для черноземной полосы была от 2 34 до 6 десятин, для нечерноземной - от 23 до 7 десятин. В степной полосе устанавливалась только одна указная норма надела. Эти нормы, как правило, были ниже старых крестьян наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, поэтому помещики по законодательству получили право отрезать "лишние" земли у своих бывших крестьян.

В итог проведения реформы крестьяне получили 33,7 млн. десятин земли, в среднем по 3,4 дес. На душу. По подсчетам экономистов, для обеспечения минимальных потребностей крестьянского хозяйства требовалось: в черноземных губерниях не менее 5, а в нечерноземных - от6 до 8 десятин на душу. Таким образом, более 9/10 бывших помещичьих крестья"Положения 19 февраля 1861 года" сохраняли барщину как форму феодальной повинности, однако она была существенно ограничена. За высший, или указной, надел крестьяне должны были отрабатывать в год 40 мужских и 30 женских дней (ранее 135 дней). н не получили этой необходимой нормы.

2.5 Выкуп и выкупная операция

После заключения выкупной сделки крестьяне из разряда временнообязанных переходили в разряд крестьян-собственников. Для того чтобы оградить интересы помещиков, разработчики реформы предложили следующее: за надел надо заплатить помещику такую сумму, которая, если ее положить в банк, в виде процентов даст владельцу нынешний оброк. Если оброк составляет 10 руб., то при 6 %банковского процента сумма в 166 руб.66 коп. даст помещику в год эти 10 руб. Таким образом, выкупная сумма за надел определялась в 167 рублей. При этом рыночная цена 1 дес. Земли в центральных районах обычно не превышала 25 руб., выкуп же ее обходился крестьянину в 60 руб. В среднем по стране выкуп превышал цену земли на одну треть. Из этого следовало, что цена надела прямого отношения к реальной цене земли не имела, но зато позволяла барину сохранить прежние привилегии. Потеряв крестьян, помещик фактически сохранил доход с них.

Крестьяне, естественно, не могли сразу уплатить помещику всю выкупную сумму. Тогда правительство пошло навстречу владельцам, организовав "выкупную операцию", то есть, выступив посредником между помещиками и их бывшими крестьянами. Владелец единовременно получал из казны ссуду в размере 88 %выкупной суммы, если крестьяне получили полный надел, или 75 %, если крестьяне получили неполный надел. Расплачиваться за эту сумму должны были крестьяне, внося ежегодно в течение 49 лет, до 1910 года, так называемые "выкупные платежи" в размере 6 % выкупной суммы. Выходило, что за это время крестьянин должен был выплатить почти

% предоставленной ссуды. Разницу между выкупной суммой и выкупной ссудой бывшие крестьяне должны были уплатить помещику - сразу или в рассрочку. В тех случаях, когда выкуп производился по требованию помещика, без согласия крестьян, последние от доплаты освобождались.

Государство осуществило реформу, фактически не затратив на неё ни одного рубля. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей, в то время как рыночная цена этой земли составляла в 60-е годы XIX века около 650 млн. рублей. За 45 лет бывшие крестьяне успели выплатить казне более 1,5 млрд. рублей выкупных платежей и все ещё оставались ей должны. Проведя выкупную операцию, государство за счет крестьян решило и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. Сумма помещичьих долгов казне к началу реформы составляла 425 млн. рублей, эта сумма и была вычтена из выкупной ссуды, полученной владельцами.

2.6 Реакция крестьян на реформу

Крестьяне, конечно, ожидали не такого освобождения. Недоумение, с которыми они выслушивали Манифест, быстро сменялось ропотом и всеобщим негодованием, как только они уяснили главное в прочитанном декрете: земля признавалась помещичьей собственностью, а крестьяне до выкупа по-прежнему будут или платить оброк, или отбывать барщину. Крестьяне отказывались верить услышанному, считали обнародованный Манифест поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними чиновниками, скрывшими настоящую царскую волю.

Правительство предвидело, что реформа вызовет разочарование и, может быть, прямое возмущение среди крестьянства. Не случайно командированные на места генерал-майоры и флигель-адъютанты имели самые широкие полномочия в деле усмирения всяких "между крестьянами беспокойств, неповиновения или ослушания". Неповиновения и "беспокойства" не заставили себя ждать. Известный публицист Н.А. Серно-Соловьевич в июне 1861 года писал: "Всюду повторились те же явления: крестьяне отказывались выходить на барщину и платить оброк помещикам, приносили перемены старост и бурмистров, поставленных помещиками, жаловались на притеснения от помещиков… требовали чистой воли". Наибольший размах весной 1861 года крестьянское движение получило в Казанской, Пензенской, Тамбовской, Саратовской, Черниговской, Виленской, Ковенской и Смоленской губерниях.

Крупные выступления крестьян произошли в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии. "Положения 19 февраля" вызвали у крестьян с. Бездна недоумение и протест. Не удовлетворившись разъяснением помещиков и священиков, крестьяне попытались найти иных толкователей. И такой толкователь нашелся. Один из местных грамотеев сектант Антон Петров, "вычитал" из "Положений" следующую фантастическую "истинную волю": "помещику земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушается, секи ему голову, получишь от царя награду". Антон Петров призывал крестьян не слушать помещиков и начальников, не ходить на барщину, не платить оброк, брать хлеб из барских амбаров.

Период 1861-1863 годов характерен открытыми крестьянскими протестами. Но наивысшего напряжения крестьянские волнения достигли в первые месяцы после провозглашения реформы. Правительству удалось сломить сопротивление крестьянства и подавить стихийно - разрозненное и неорганизованное крестьянское движение.

2.7 Историческое значение отмены крепостного права

Крестьянская реформа 1861 года стала выдающейся вехой в политическом, экономическом и социальном развитии России. Отмена крепостного права создала условия для утверждения в России капитализма, как в городе, так и деревне. Эти условия в первую очередь заключались в личном освобождении 22 млн. помещичьих крестьян, составлявших треть населения страны. Перевод крестьян на выкуп означал фактическую ликвидацию крепостнических отношений, создание в деревне класса крестьян-собственников.

Отмена крепостного права имела и высокое нравственное значение. Она навсегда покончила с крепостным рабством. Бывшие крепостные, получив определенные личные и имущественные права, стали новыми гражданами России. В политической и социальной ситуации, сложившейся в пореформенное время, по-новому встал вопрос о представительных, конституционных формах правления, движении к правовому государству.

Реформа 1861 года явилась результатом сложного компромисса противостоящих интересов государства, помещиков и крестьян. Балансирующее правительство пошло на многочисленные уступки помещикам, но без них мирное освобождение крестьян вряд ли было бы возможно. Этим и объясняются существенные недостатки реформы, ее половинчатость, непоследовательность, достаточно короткие хронологические рамки, вполне умещающиеся два пореформенных десятилетия. Но даже несовершенная реформа была более приемлема для общества, чем крестьянская революция, в которой звали Россию представители радикального движения.

Воздадим должное группе реформаторов того времени, одного же выделим особо - Александра II. "Достаточно одной такой великой и благородной реформы, как эмансипация крестьян, чтобы навеки обессмертить монарха", - сказал один из современников императора о нем и о реформе. Не историки, сам Александр II определил себе место в истории. Место, не оспоренное никем.

2.7 Земская реформа

1 января 1864 года Александр II утвердил проект Положения о губернских и уездных учреждениях. Земские учреждения создавались как всесословные выборные органы местного самоуправления. Они состояли из распорядительных органов - уездных и губернских земских собраний и исполнительных - уездных и губернских земских управ. Те и другие избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний назывались гласными, т.е. имевшими право голоса.

Как же избирались местные депутаты? Выборы гласных производились на трех избирательных съездах по куриям. В первую курию - уездных земледельцев - входили собственники не менее 200дес. Земли, независимо от тех сословий принадлежности, а также крупные владельцы, имевшие в сельской местности недвижимую собственность стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Во второй курии - городской - участвовали собственники городских промышленных и торговых заведений с оборотом не ниже 6 тыс. рублей, купцы 1 и 2 гильдий, а также владельцы городской недвижимости. Третья курия состояла из председателей сельских обществ. Имущественный ценз для участия в выборах по этой курии отсутствовал. Однако это не создала каких-либо преимуществ для крестьян. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. Вначале сельские общества посылали представителей на волостные сходы, которые выдвигали "выборщиков", а те в сою очередь, на уездном съезде избирали гласных. На каждом куриальном съезде избиралось определенное число гласных. В результате помещики получили большинство мест в уездных земских собраниях. В губернских же собраниях, депутаты которых, в свою очередь, избирались на уездных собраниях, поместное дворянство имело подавляющий пересев.

Земства вводились постепенно. К концу 70 годов они были введены лишь в 35 губерниях Европейской России.

Действие земств с самого начала была строго ограниченна узкими пределами чисто хозяйственных "польз и нужд" данной местности: устройством и содержанием местных путей сообщения, земских школ, больниц, богаделен и приютов; попечение о местной торговле и промышленности; налаживанием ветеринарной службы; взаимного страхования, местного продовольственного обеспечения; строительством местных дорог и мостов; содержанием тюрем и домов для умалишенных и др. Земства не имели права заниматься политической деятельностью. Нарушение рамок компетенции каралось законом.

Значение Земской реформы

Русское общество с удовлетворением встретило создание земств.

К.Д. Кавелин отмечал, что "огромное событие", " существенное многозначительное явление" среди преобразований, что оно будет семенем для развития "многоветвистого дерева". История доказала правоту известного либерала. Земство сыграло серьезную роль в разных областях русской жизни. Велик вклад земств в понятие культурного уровня русской деревни, распространение грамотности среди крестьян. К 1880 году на селе было создано 12 тыс. земских школ, которые по праву считались лучшими. Не менее заметно и значение земской деятельности для развития здравоохранения в Европейской части России. Земские больницы были открыты для крестьян, до этого практически лишенных какой бы ни было медицинской помощи. Земства оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревне.

В Перми и Вятке земства первыми стали приобретать улучшенные землевладельческие орудия, машины и семена, разработали институт агрономических смотрителей.

2.8 Городская реформа

Земская реформа оказала существенное влияние на создание новой системы городского управления.16 июня 1870 года Александр II утвердил проект нового Городского положения. Городское самоуправление было реформировано на тех же началах, что и земское. Выборы в городскую думу проводились также по трём избирательным съездам в зависимости от имущественного ценза. Право участия в выборах, независимо от сословия, получили владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также все лица, уплачивающие торгово-промышленные сборы. Лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения: врачи, преподаватели, инженеры, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры. Такой порядок сильно ограничил число избирателей. В среднем по 46 крупным городам избиратели составляли 5,6 % от общего количества жителей.

Выборы в думу происходили раз в четыре года. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления - управа и городской голова, который являлся одновременно председателем как исполнительного, так и распорядительного.

Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограниченна узкими рамками чисто хозяйственных вопросов: внешнее благоустройство, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговли и промышленности, о здравоохранении и образовании, принятие санитарных и противопожарных мер.

Значение городской реформы

Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно - культурном развитии России. Успешное решение многих проблем в значительной степени зависело от людей, входивших в состав дум и возглавлявших эти учреждения. Целую эпоху в истории Москвы составила деятельность Николая Александровича Алексеева, бывшего городским головой с 1855 по 1893 год. За 8 лет в городе появились такие великолепные здания, как Московская городская дума (в советское время здесь находился музей В.И. Ленина), Верхние торговые ряды (здание ГУМа), началась электрификация центральной части города, завершилось строительство нового водопровода. Вершиной бескорыстного и самоотверженного служения Н.А. Алексеева стало пожертвование им значительных средств на создание лечебницы для душевнобольных.

2.9 1864 год - Судебная реформа

К середине XIX века, пожалуй, ни один из органов государственного аппарата не находился в столь скверном состоянии, как судебная система.

И.С. Аксаков в 80 годах писал, что при одном вспоминании о старом суде "волосы встают дыбом, мороз дерет по коже".

Новые судебные уставы, введение 20 ноября 1864 года, провозгласили своей целью гарантировать "суд скорый, правый и милостивый, равный для всех". В основу судебной реформы были положены принципы, лежавшие в основе суда буржуазных государств Западной Европы. Россия получила новый суд: всесословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Старые сословные суды, сохранившиеся со времен Екатерины II, были заменены общими судебными учреждениями для всех подданных империи, к какому бы сословию они не принадлежали: все судились в одних и тех же судах, по одним и тем же законам, при одном и том же порядке судопроизводства. Это было решительным шагом вперед.

Новым законодательством устанавливались два вида судов: мировые и общие. Мировой суд рассматривал мелкие поступки и правонарушения, малозначительные гражданские дела, если ущерб не превышал 500 рублей. Высшей инстанцией по отношению к мировому суду был съезд мировых судей данного округа. Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями и городскими думами на 3 года из кандидатов, обладавших определенным образовательным и имущественным цензом.

Общий суд имел три категории: окружной суд, судебная палата и Сенат. Окружной суд стал центральным звеном новой судебной системы. В суд входил председатель, его заместители, члены суда. Присяжные заседатели - выборные лица, привлекаемые на определенное время для участия в разбирательстве судебных дел (12 человек) - должны были решать вопрос о том, виновен или невиновен обвиняемый, а суд определял меру наказания. Политические дела были изъяты из юрисдикции суда присяжных. Предосторожность, как выяснилось впоследствии, оказалась для власти не лишней.

Огромное значение имело создание института присяжных поверенных - адвокатуры. Правительство вплоть до отмены крепостного права отрицательно относилось к идее учреждения в России адвокатуры по западноевропейскому образцу. "Кто, кто погубил Францию, как не адвокаты, - восклицал Николай I, - кто были Мирабо, Марат, Робеспьер?! Нет … пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем". Сын жил в другую эпоху.

Роль адвокатов сразу стала довольно заметной. "Русская адвокатура 60-70 годов, - по мнению видного юриста В.Д. Спасовича, - стала средоточием судебных деятелей, которые могли соперничать с любыми европейскими знаменитостями…". Имена выдающихся адвокатов того времени Д.В. Стасова, Ф.Н. Плевако, П.А. Александрова знала вся Россия.

Значение судебной реформы

Судебная реформа была самой последовательной и радикальной реформой Александра II, однако и она осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат. Были оставлены в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие, инороднические суды. Высшие чиновники империи судились особым Верховным уголовным судом. Был сохранен крестьянский волостной суд, учрежденный Общим положением 19 февраля 1861 года. Последнее отчасти объяснилось тем, что крестьянские правовые понятия резко отличались от общегражданских. Поэтому волостной суд судил, руководствуясь не имперскими законами, а на основании написанного обычного права, местных крестьянских обычаев.

Несмотря на все эти отступления, новый суд резко отличался от дореформенного суда с его канцелярской тайной и взятничеством, бесконечной волокитой по инстанциям, отсутствием адвокатуры и произволом администрации. Судебная реформа 1864 года имела, несомненно, прогрессивное значение, способствуя развитию в обществе чувства законности и гражданского самосознания.

Трудно не согласиться с известным издателем и журналистом М.Н. Катковым, давшим реформе емкое определение: " С упрочением нового судопроизводства становится возможным жить в России, как в стране цивилизованной".

2.10 Реформы в области народного образования и печати

Реформы 60-х годов в области образования и печати были неразрывно связаны с теми преобразованиями, которые последовали вслед за крестьянской реформой 1861 года. Еще в ходе работы Редакционных комиссий высказывалось мнение о "настоятельной необходимости учреждения повсеместно сельских училищ". Разработка этого вопроса заняла несколько лет, прежде чем 14 июня 1864 года Александр II утвердил

"Положение о начальных народных училищах".

В соответствии с ним, право открытия и содержания школ представлено было общественным учреждениям и частным лицам с соответствующего разрешения.

Начальные школы были насколько типов - государственные, земские, церковноприходские, воскресные. Срок обучения в них не превышал трех лет. Учебный курс предполагал преподавание следующих дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо, четыре правила арифметики и церковное пение. Преподавание должно было производиться повсюду только на русском языке.

В 1864 году был утвержден новый устав гимназий. Он вводил среднюю школу принцип равенства прав на образование для всех, имеющих возможность внести установленную плату за обучение: в гимназию могли приниматься дети лиц "всех сословий, без различия звания и вероисповедания". Гимназии предусматривались двух типов - классические и реальные, с семилетним сроком обучения. В классических гимназиях предпочтение отдавалось гуманитарной подготовке, изучению древних языков; в реальных гимназиях преимущество имели математика и естествознание. Окончившие классическую гимназию имели право поступать без экзаменов в университет, окончание же реальной гимназии давало право на поступление только в высшие технические учебные заведения. В начале 60-х годов получило развитие и женское образование. В 1863 году был принят новый университетский устав, который восстанавливал университетскую независимость. Университетский совет получил право самостоятельно решать все учебные, научные и административные вопросы, руководить всей внутренней жизнью вуза. Устав предусматривал выборность ректора, деканов и профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Студенты не получали никаких корпоративных прав. Женщины в университеты не допускались.

Новый закон университетской жизни был встречен положительно, ибо он, как писал известный филолог Ф.И. Буслаев, "способствовал успехам в науках", а профессора могли "читать лекции спокойно и беспрепятственно", не стесняясь придирчивыми формальностями, " без всякого опасения соглядатайной опеки".

В обстановке усилившихся либеральных настроений, всеобщего недовольства положением печати наступил конец "эпохе цензурного террора". Еще в декабре 1855 года правительство Александра II прекратило деятельность Бутурлиновского комитета, были смещены наиболее реакционно-настроенные цензоры. В 1857 году правительство создало комитет по выработке нового цензурного устава. Наконец, в 1856 году был издан новый устав, просуществовавший с некоторыми изменениями и дополнениями вплоть до 1905 года.

Новый закон освободил от предварительной цензуры столичную периодическую печать, книги объемом 10 печатных листов для русских и 20 печатных листов для переводных изданий

2.11 Военная реформа

Уроки Крымской войны, вскрывшей военно-техническую отсталость русской армии, показали, что военная машина крепостнической России явно не в состоянии противостоять передовым армиям западноевропейских государств. Необходима была коренная перестройка всей военной системы.

В 1861 году на пост военного министра был назначен 45 - летний генерал Дмитрий Алексеевич Милютин, брат Н.А. Милютина, высокообразованный и военный и государственный деятель, известный своими либеральными взглядами. Кадровый выбор Александра II оказался испорчен.

Дмитрий Алексеевич дослужился до профессора Академии Генерального штаба. Написал ряд крупных трудов по военной истории, среди них "Итальянский поход Суворова". В конце 50-х годов был назначен начальником Кавказской армии, участвовал в разработке операции по пленению Шамиля, которое послужило окончанию военных действий в этом регионе. Имея великолепную теоретическую подготовку, необходимый боевой опыт и навыки, обладая к тому же выдающимися личными дарованиями, Д.А. Милютин, как никто другой, соответствовал поставленной задаче: реорганизовать военную силу России.

Д.А. Милютин прежде всего добился сокращения срока солдатской службы с 25 до 16 лет. Затем была запрещена отдача в солдаты за преступления, отменены телесные наказания, широко применявшиеся в дореформенной армии, введено обучение солдат грамоте. В 1864 году им была осуществлена реформа военного управления на основе создания военных округов. Новая система руководства устраняла чрезмерную централизацию и способствовала быстрому развертыванию армии в случае военных действий. Достаточно быстрыми темпами происходила модернизация на смену гладкоствольному оружью, приходило нарезное оружье. Парусный флот заменялся паровым, появились новые военные суда: броненосцы, крейсеры, линкоры. Однако кардинальная реорганизация военного дела требовала более радикальных мер, а именно введения новой системы комплектования армии - замены старой рекрутчины всеобщей воинской повинностью.

Впервые мысль о введении в России всеобщей воинской повинности, правда, в завуалированной форме, была высказана Д.А. Милютиным еще в 1862 году в докладе императора. Отклика не последовало. Между тем дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление милитаристских настроений среди крупнейших держав континента практически не оставляли России иного выбора. Были причины и иного порядка. Использование всеобщей воинской повинности могло быть эффективным лишь при условии быстрой мобилизации воинских резервистов, а это, в свою очередь, требовало наличия развитой системы путей сообщения. Такая система в начале 60-х годов в России отсутствовала. Рост железнодорожного строительства, создание сети железных дорог к началу 70-х годов позволили завершить военную реформу по европейскому образцу. "Вовремя" подоспела и франко-прусская война 1870-1871 годов. Современников поразила та слаженность и быстрота, с которой была отмобилизована прусская армия. П.А. Валуев, оказавшийся свидетелем победного марша прусаков на Париж, вернувшись в Россию, в беседе с Милюковым прямо высказался за введение всесословной воинской повинности.

Больше медлить было нельзя. Разработанный комиссией под руководством Д.А. Милютина проект нового воинского устава, несмотря на жестяную позицию реакционеров, прошел все-таки в Государственном совете и 1 января 1874 года был утвержден Александром II. По новому воинскому уставу отменялись рекрутские наборы, и вводилась всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население страны, достигшее 20-летнего возраста, независимо от сословий. Срок действительной службы в пехоте был установлен в 6 лет и 9 лет пребывания в запасе, на флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Были установлены многочисленные льготы. Сроки действительной службы сокращались для лиц, получивших образование: для окончивших начальную школу - до трех лет, окончивших гимназию - до полутора лет, а выпускники высших учебных заведений могли служить всего 6 месяцев. С введением нового воинского устава Россия получила возможность иметь в мировое время сравнительно небольшую армию, а в случае военных действий. Призвав резервный запас, а иногда и ополчение, создать массовую армию, располагающую необходимыми резервами.

Значение военной реформы

Военные реформы 1861 - 1874 годов сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии, что было убедительно продемонстрировано в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов.

Д.А. Милютин пробыл на посту военного министра двадцать лет, получив в отличие от других реформаторов возможность не только разработать реформу, но и осуществить ее на практике. Умер он в 1912 году, в возрасте 96 лет, едва ли не последним из славной плеяды российских реформаторов 60 - 70 годов.

2.12 Значение реформ 1860-1870 годов

Политические реформы 1860-1870 годов стали достойным продолжением крупнейшей реформы века - отмены крепостного права. Создание современных органов самоуправления, европейского судопроизводства и судоустройства, введение всеобщей воинской повинности, изменения в области образования и печати, комплексность разработки и осуществления все этих реформ свидетельствовали об огромном преобразовательном потенциале, направленном на мирное, эволюционное развитие общества и государства. Ни одна из реформ не рождается в вакууме. Сложное взаимодействие и переплетение либеральных и охранительных начал в государственной политике - все это определило характер преобразований эпохи Александра II. Ни перечеркнуть, ни переписать их нельзя. Ибо связь времен непрерывна, и наше настоящее в этом смысле есть не что иное, как выражение прошлого. Чтение же исторических книг и увлекательно, и поучительно.

Анализируя реформы Александра II, следует отметить, что далеко не всё, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы остались незавершенными. И все же их следует назвать поистине "Великими реформами", которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России. В истории России сложилось так, что ни одна из реформ, которые задумывались и проводились в стране, не была доведена комплексно и последовательно до логического завершения.

Причины незавершенности реформ 60-70 годов XIX века

Александр II начал хорошее дело, но он не успел довести его до конца, так как его убили. Его сын - Александр III не видел смысла в продолжении реформ, поэтому пошел по пути контрреформ.

Незавершенность проводимых реформ, непонимание их значимости обществом, приводит к тому, к чему привели реформы 60 - 70 годов XIX века - к недовольству общества, которое ответило террором.

И беда террора заключалась в том, что и правительственный, и революционный террор были одинаково губительны для правительственного состояния общества, приручая людей к крови, насилию, дешевизне человеческой жизни.

Заключение

Говоря о реформах 60х - 70х годов XIX века проводимых Александром II мы не можем не говорить о реформах 90х годов XX века, которые проводились после распада СССР, жизнь показывает, что для успешного проведения реформ необходимы определенные условия:

за проведение реформы ответственность должны нести не только власть, но общество, которые должны идти в одной связке;

необходимо единство общества, единство всех политических партий, всех демократических сил, а это единство у нас тоже отсутствует;

в проведении реформ надо идти до конца, не останавливаясь на полпути;

реформы должны быть соразмерны личности. Александр II, как и М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин не очень понимали всей глубины и последствий реформ. Ведь для огромного количества людей реформы как тогда, так и сегодня являлись катастрофой;

сильный политик не должен боятся сильных рядом с собой. Часто выбирают слабых людей, так как ими легко управлять;

для успешного проведения реформ нужна благоприятная внутренняя и международная обстановка, этого на сегодняшний день тоже нет, так как положение ухудшил экономический кризис;

Недовольное общество, устав ждать изменений, переступает некую черту, которая до этого сдерживала силы привычного ожидания.

И начинается резкая цепная реакция в ответ на бесправие, на вопиющую социальную незащищенность, нарушение прав личности, которые приводят к власти толпы - охлократии.

В результате этого гибнет всё нравственное, прекрасное, созидательное, которое и составляет, сущность неповторимости человеческой личности.

Список литературы

1. Бутиков Г. П музей - памятник "Спас на крови" изд-во Санкт - Петербург 1996год

Васильева Л.Н. "Жены русской короны", Атлантида XXI век, АСТ, Москва, 1996 год.

Волобуев О.В. "История России 1861-1917 год", Москва, 1996 год.

Казиев С.Ш. "История в схемах и таблицах", ЛИСТ, Москва 1998 год.

Лютых А.А. "Русская история для детей и юношества". - Москва, РИПОЛ, 1996 год

Ляшенко Леонид "Александр II, или история трёх одиночеств", Москва, МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ, 2004 год.

Материалы проекта 1 канала телевидения "Имя Россия" Александр II

Огоновская С.И. "История России. Универсальное пособие для школьников и абитуриентов", Екатеринбург, У-ФАКТОРИЯ, 2002 год

Хронология

  • 1855 — 1881 гг. Царствование Александра II Николаевича
  • 1861 г., 19 февраля Отмена крепостного права в России
  • 1864 г. Проведение судебной, земской и школьной реформ
  • 1870 г. Проведение городской реформы
  • 1874 г. Военная реформа

Земская реформа (1864 г.)

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.

Городская реформа (1870 г.)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством . Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей . Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты . Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения — 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности . Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной — по структуре, вооружению, образованию.

Реформы образования

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах , согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий , провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав , возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 60 — 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это — несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

(Великие реформы) – реформы, проведенные в 60-70-х годах 19 века в Российской Империи императором Александром 2 и затрагивающие практически все сферы жизни государства.

Предпосылки и причины реформ Александра 2

Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами. В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика. Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война , которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

Началась эпоха великих реформ.

Основные реформы Александра 2

В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

  • Крестьянская реформа (1861 год);
  • Финансовая реформа (1863 год);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного самоуправления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год);

Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства. Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги. Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора. Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.

Итоги и последствия реформ Александра 2

Политические и финансовые реформы, проведенные Александром 2 не зря называют великими. Благодаря им было положено начало формированию в Российской Империи нового типа общества – индустриального общества капиталистического типа. Государство стало более демократичным, граждане стали иметь более равные права, не зависящие от сословия, а также возможность на честный и открытый суд. Пресса стала более свободной, что позволило гражданам иметь возможность обсуждать и осуждать решения правительства.

Освобождение крестьян и реформы в экономике позволили стране выйти из кризиса и создать се условия для дальнейшего успешного роста с учетом новых экономических реалий.

В целом, страна пережила значительные изменения, которые помогли ей встать на новый путь развития, более успешный и современный.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Большинство преобразований проводились в период 1860 - 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи. Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 опивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.


Финансовая реформа 1860 - 1864 года . Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года . С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года . После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года . Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся отграничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года . Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года . Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года . Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получила больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

  • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
  • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
  • Военно-техническое отставание от западных стран.

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.


Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.



 


Читайте:



Василий блаженный Василий блаженный чудеса после смерти

Василий блаженный Василий блаженный чудеса после смерти

Василий Блаженный (1469-1552) – святой православной церкви и знаменитый московский юродивый. Его ещё называют Василий Нагой. Родился этот человек в...

Введение пресвятой. Введение богородицы. Как и когда начали праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение пресвятой. Введение богородицы. Как и когда начали праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы

Христианская церковь относит это торжество к разряду двунадесятых, то есть самых больших и величайших. Праздник Вхождения в Храм посвящается...

Оберег Звезда Руси: особенности, значения и свойства Славянские обереги лада богородица

Оберег Звезда Руси: особенности, значения и свойства Славянские обереги лада богородица

Существуют талисманы, которые напрямую обращаются к силам природы. К ним относится оберег Звезда Руси (Лада Богородицы), значение которого очень...

Краткая биография Петра I

Краткая биография Петра I

Реферат по учебной дисциплине "История России" на тему:"Правление Петра I". План 1. Введение. 3. Реформы Петра I . 5. Заключение. 6....

feed-image RSS