Реклама

Главная - Все об укладках
Лучшие экологические программы лагерей. Сценарий для летнего лагеря на тему " День Экологии" (начальная школа). Мисс и мистер лагеря

Экологический кросс в летнем. Сценарий

Отряды делятся на две возрастные группы. Каждая из них (одна за другой с интервалом в один час) в назначенное время собирается на главной площади. Советник объявляет собравшимся, что администрация лагеря озабочены ухудшением экологической обстановки в лагере, и просит посмотреть видеоролик «Десять негритят» по теме загрязнения природы.

Во время исполнения видеоролика звучит ритмичная инструментальная музыка, на фоне которой Советник читает текст. Каждый из десяти негритят, по очереди исполнив свою роль, падает на помост. В конце стихотворения они встают и изображают детей-мутантов.

Десять негритят

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, не простую,

Хотим вам рассказать.

Итак, однажды утром,

А может быть, не утром

Отправилися к морю

Десять негритят.

Десять негритят

Пошли купаться в море,

Десять негритят

Резвились на просторе.

Один из них решил

Поплавать в местной речке,

Но, с речкою, увы,

Произошла осечка.

В мазутное пятно

Несчастный завалился.

И больше не шумел,

И больше не резвился.

И девять негритят

Пошли купаться в море,

Девять негритят

Резвились на просторе.

Один из них решил

Позавтракать немножко.

И выкопал, чудак,

Немножечко картошки.

И где же он теперь?

Нигде его не видно.

Мы видим, как вредна

Картошка с пестицидом.

И восемь негритят

Пошли купаться в море,

Восемь негритят

Резвились на просторе.

Один из них попал

Под дождик под кислотный,

Под серный, может быть,

А может, под азотный.

Под дождиком скакал,

Под дождиком резвился.

И вскоре без следа

Куда-то растворился.

И семь негритят

Пошли купаться в море,

Семь негритят

Резвились на просторе.

Седьмой же был фанат

Гимнастики дыханья,

Он грудью всей дышал,

Размахивал руками.

Смотрите на него —

Здоровьем он не пышет.

Кто хочет долго жить,

Здесь воздухом не дышит.

Шесть негритят,

Пошли купаться в море,

Шесть негритят

Резвились на просторе.

Шестой из них решил

На солнышке погреться,

Позагорать в обед

И на песке разлечься.

Не слышал он, что есть

Озоновые дыры.

Да, что там говорить,

Пусть спит спокойно с миром...

Пять негритят

Пошли купаться в море,

Пять негритят

Резвились на просторе.

А пятый, что любил

Учение до жути,

В одной из школ нашел

Он шарики из ртути.

Что с ним произошло —

Ни для кого не диво.

Не нужно в рот пихать,

Что выглядит красиво.

Четыре негритенка

Пошли купаться в море,

Четыре негритенка

Резвились на просторе.

Четвертый как-то вдруг

Решил в своем бунгало

До корня извести

Клопов и тараканов.

Во все углы с утра

Побрызгал дихлофосом,

И смотрит с этих пор

На тараканов косо.

Трое негритят

Пошли купаться в море,

Трое негритят

Резвились на просторе.

А третий из друзей,

Прогуливаясь чинно,

На улицу попал,

Где бегают машины.

Проехало вокруг

Машин десяток разом.

И с этих пор всегда

Он чуточку под газом.

Двое негритят

Пошли купаться в море,

Двое негритят

Резвились на просторе.

Один из них, увы,

Легонько простудился,

Лекарства он купил

И ими полечился.

Помочь ему теперь

Едва ли кто сумеет.

Он больше никогда

Ничем не заболеет.

Десятый негритенок,

Удачлив был с пеленок

Ему всегда везло,

И он судьбе назло

Все продолжает жить.

С женою есть и пить.

И вот вам результат —

Стало 10 негритят.

Но он был из Байкальска,

Она же была с Уральска,

Где воздух отравили,

Природу погубили,

А в атмосфере газы,

В воде полно заразы,

А в пище пестициды,

Фосфаты, гербициды,

А также радиация!

Грозит всем деградация.

Рубашки из нейлона,

Колготки из капрона,

Да плюс дезодоранты.

И родились мутанты.

Беззубые, косые,

Хромые и глухие,

Немые и тупые,

Несчастные, больные,

Ну, словом, все уроды.

Вот так нам мстит Природа!

Сергей Саяпин

Советник, выполняя волю руководителей, отправляет всех подданных в Экологический кросс, чтобы они смогли проверить свои знания по правилам охраны природы и задумались о своем отношении ко всему живому на Земле. Советник выдает каждому отряду маршрутный лист. (Отряды будут двигаться по кругу, сменяя друг друга на станциях.)

Организаторы конкурсов на станциях ставят оценки в маршрутный лист в зависимости от того, сколько точных ответов дали ребята или сколько времени они потратили на выполнение задания. Оценки ставятся по пятибалльной системе. (Можно вместо оценок ставить значки: 5 — звездочка, 4 — квадрат, 3 — треугольник, 2 — крестик, 1 — кружок).

Вот какие задания могут быть на станциях:

1. Ведущий зачитывает ситуацию, ребята должны сказать, что правильно, а что неправильно сделали туристы.

1.1. Туристы пришли на место, поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес и наломали много сосновых веток, чтобы подстелить их под дно палатки — так мягче и теплее будет спать. (Лучше взять с собой надувные матрасы или полиуретановые коврики.)

1.2. «Вот и кострище есть. Давайте разожжем костер здесь», — предложил Алик. — «Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее», — возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Используйте старое кострище, чтобы не делать новый ожог. Дерн надо аккуратно снять, чтобы потом положить на место. Не разводить рядом с деревьями, особенно сухими. От костра могут испортиться корни.)

1.3. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц шоколадного цвета. Она осторожно положила одно к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.

(Птица может испугаться и бросить начатое гнездо, перестать высиживать яйца; зверь или птица-хищник по тревожному крику матери может обнаружить гнездо — и съесть яйца; птенцы могут испугаться, покинуть гнездо раньше срока и погибнуть.)

1.4. Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно, придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей. (Пытаясь вырваться из «темницы», бабочка обтреплет свои великолепные крылышки, чешуйки облетят. Бабочка погибнет. Из крупных бабочек можно неограниченно ловить капустную белянку и других белянок.)

1.5. Мальчики пробирались сквозь заросли водяных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежную кувшинку, которую те назвали «водяной лилией». «Пусть они оценят нас, мы даже пиявок не испугались». (Цветы рвать нельзя. Не нарушайте красоты пейзажа. «Водяная лилия» занесена в Красную Книгу.)

1.6. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после отдыха. (Все отходы нужно увозить с собой в город. Особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали.)

1.7. После ужина осталась каша, все наелись, и никто не хотел больше. «Брось ее в костер», — предложил кто-то. (Пищу никогда не сжигают. Если есть водоем, подкормите рыбу. Если нет водоема — оставьте на земле — склюют птицы или съедят зверюшки.)

1.8. Ребята сожгли на костре пластиковые стаканчики и полиэтиленовые мешки. (Этого делать нельзя. В воздух попадают очень вредные вещества, которые могут влиять на наследственные структуры человека и животных. В золе, кроме того, остается смола, которая не разлагается естественным путем.)

2. Ребятам выдается набор карточек, на которых синим цветом написаны начала пословиц, поговорок и народных примет, а красным их окончания. Надо как можно быстрее восстановить правильно эти фразы, то есть соединить начала и окончания пословиц.

2.1. Жизнь дана на добрые дела.

2.2. Без хозяина земля круглая сирота.

2.3. Накорми землю — она накормит тебя.

2.4. Много снега — много хлеба.

2.5. Много воды — много травы.

2.6. Аист на крыше — мир на земле.

2.7. Одно дерево погубил — посади сорок.

2.8. Старые деревья молодые охраняют.

2.9. Поздний листопад к суровой и долгой зиме.

2.10. Зима морозная — лето жаркое.

2.11. Зима снежная — лето дождливое.

2.12. Дым столбом к морозу.

2.13. Иней на деревьях к долгой весне.

2.14. Длинные сосульки к долгой зиме.

2.15. Срубили кусты — прощай птицы.

2.16. Больше птиц — выше урожай.

2.17. Вода на лугу — сено в стогу.

2.18. В цвету трава — косить пора.

2.19. До поры, до времени не сеют семени.

2.20. День прозевал — урожай пропал.

2.21. Судьба природы — судьба Родины.

3. Отряду выдаются напечатанные на листочках высказывания известных людей, в которых пропущены слова. Надо подумать и вставить подходящее по смыслу слово.

Экологические высказывания известных людей:

3.1. Как это получается, что вода, столь (НУЖНАЯ), что без нее было бы невозможно жить, ценится так (ДЕШЕВО), тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так (ВЫСОКО). (Адам Смит)

3.2. Оценивать (ПРИРОДУ) только по стоимости ее материальных богатств — это все равно, что оценивать (ПОЛОТНА) великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму. (Николай Сладкое)

3.3. С появлением (НАШИМ) континенты быстро дряхлеют. (Эрнест Хэмингуэй)

3.4. (ЧЕЛОВЕЧЕСТВО) брало разгон 30 тысяч лет, и теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед пропастью. (Ж. Дорст)

3.5. Нельзя допустить, чтобы (ЛЮДИ) направляли на свое собственное уничтожение те силы (ПРИРОДЫ), которые они сумели открыть и покорить. (Ф. Жолио-Кюри)

3.6. Чтобы уметь (УПРАВЛЯТЬ) природой — надо уметь ей (ПОВИНОВАТЬСЯ). (Японская мудрость)

3.7. Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение (ПРИРОДЫ), надо остановить загрязнение (СОЗНАНИЯ). (Игорь Васильевич Петрянов-Соколов)

3.8. (ПРИРОДА) не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда (ПРАВА); ошибки же и заблуждения исходят от (ЛЮДЕЙ). (Гете)

4. На станции вывешен плакат, на котором написаны цифры 12 000; 6.3 млрд; 40—50 млрд; 700—900 литров; 300.000 литров; 35 тонн и так далее.

Ведущий зачитывает сообщение, ребята называют цифру с плаката, которая, по их мнению, наиболее подходит к этому утверждению или вопросу.

4.1. В ряде стран Африки смертность от голода составляет 12 000 человек в день.

4.2. Сейчас на Земле живет 6,3 миллиарда человек.

4.3. Потенциальные ресурсы Земного Шара позволяют прокормить 40—50 миллиардов человек.

4.4. Взрослый человек потребляет в день 700—900 литров кислорода.

4.5. Легковой автомобиль на 1 000 километров пробега потребляет 300 000 литров кислорода.

4.6. Реактивный турболайнер «Париж — Нью-Йорк» потребляет 35 тонн кислорода.

4.7. Сколько гектаров леса выделяют за день такое же количество кислорода (35 тонн кислорода выделяют 3 000 гектаров леса).

4.8. Из океанов и морей мы вылавливаем 100 миллионов тонн рыбы.

4.9. Из недр планеты извлекаем 100 миллиардов тонн руды.

4.10. Производим 50 миллионов тонн синтетических веществ.

4.11. На поля завозим 100 миллионов тонн минеральных удобрений.

4.12. В атмосферу выбрасываем 200 миллионов тонн углекислого газа.

4.13. Целлюлозно-бумажный комбинат города Байкальска (Иркутская область) сбросил в озеро Байкал столько отходов, содержащих хлор и сульфат-ионов, что это соответствует сбросу ежедневно 30 тонн соляной кислоты и 60 тонн серной кислоты.

4.14. К 1988 году Аральское море ушло от своих берегов на 15—65 километров.

4.15. Уровень Арала упал на 11 метров.

4.16. Ежегодно с Земли исчезают 15 миллионов гектаров леса.

5. Ребята отвечают на вопросы ведущего:

5.1. Что такое «ядерная ночь» и «ядерная зима»? (Радиационное поражение экосистемы, разрушение озонового слоя, изменение погоды и климата. Только на промыслах и складах сгорит 2.5 миллиарда тонн ископаемого топлива, плюс лесные пожары. Дым и пыль вызовут увеличение оптической плотности атмосферы. Из-за плотных облаков произойдет снижение температуры. Замерзнет вода. Погибнут растения.)

5.2. Самая крупная экологическая катастрофа XX века? (Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции: 20.04.1986 - Украина, СССР.)

5.3. Что представляет наибольшую угрозу для почвы? (Пестицидное загрязнение)

5.4. Что такое демографический взрыв? (Перенаселение планеты, нехватка ресурсов, прежде всего, пищевых.)

5.5. Что создается для сохранения уникальных природных комплексов? (Охраняемые территории и заповедные экосистемы.)

5.6. В «Красную Книгу» занесены редкие и исчезающие животные. Сейчас хотят создать «Черную книгу» и «Белую книгу», а для какой цели? («Черную книгу» — в память о загубленных нами животных. «Белую книгу» — в жертву радиации.)

5.7. Назовите город в Иркутской области, которой официально признан «Зоной экологического бедствия». (город Братск)

5.8. Что такое партия зеленых или «Гринпис»? (Созданная в 1970 году Международная Организация по защите живой природы.)

5.9. На Земле идет потепление климата. Что является этому причиной? (Промышленная деятельность человека, загрязнение атмосферы и, как следствие, озоновые дыры.)

5.10. Какой природной катастрофой для людей может закончиться потепление климата? (Растают льды, поднимется уровень воды, вода затопит плодородные земли, села, города.)

Ответ:

Птицы: По горизонтали — ястреб, страус, беркут, гагара, синица; по вертикали — дятел, саджа, чайка, дрофа, сокол, ворон.

Деревья: По горизонтали — береза, рябина, тополь, сирень, акация; по вертикали — сосна, верба, осина, груша, слива.

7. В таблице надо найти отгадки на загадки ведущего. Читать слова надо только по горизонтали или вертикали.

Ответы на эти загадки спрятались в таблице.

Для того, чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно прослушать загадку и ответ найти в таблице.

Кресс-кросс «Природа и ее явления»

Белые цветочки

Вечером расцветают,

а утром увядают. (Звезды)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду

Покуда он идет. (Дождь)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем:

Ищем, ищем — не найдем. (Роса)

Живет без тела,

Говорит без языка;

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

У тебя есть.

У меня есть,

У дуба в поле,

И нет у рыбы в море. (Тень)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет,

Тут и пропадет. (Волна)

Когда я молод был —

Светло светил.

Старым стал —

Меркнуть стал. (Месяц)

Летом бежит,

А зимой стоит. (Река)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут — Я все терплю, всем добром плачу. (Земля)

Что идет, не двигаясь с места? (Время)

На дворе горой,

А в избе водой. (Снег)

Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет. (Лед)

Серое сукно тянется в окно. (Дым)

(Ответ: Охранять природу — значит охранять Родину.)

9. Ответить на вопросы о животных.

9.1. Какому маленькому животному установлено целых три памятника? (Лягушке — в Сорбонне (Франция), в Токио, а еще в Дании: Лягушке-путешественнице.)

9.2. Какому животному установлен памятник в Риме, так как это животное вскормило своим молоком основателей этого города Ромула и Рэма? (Волчице)

9.3. Кто «видит» ушами? (Летучая мышь)

9.4. Кого называют «инженерами животного царства»? (Бобров)

9.5. Какой птице жители Бостона (США) воздвигли в главном парке памятник? (Воробью — победителю гусениц.)

9.6. Какому животному поставлен памятник в честь его истребления? (Волку)

9.7. Какая рыба является индикатором чистоты воды? (Форель живет в самой чистой воде; карп — самой грязной стоячей воде прудов; Дафнии живут только в чистой воде.)

9.8. Какие представители животного мира на Земле более всего высокоустойчивые к загрязнению среды? (Паукообразные и взрослые насекомые.)

9.9. Человека можно найти по отпечаткам пальцев. А по каким отпечаткам ищут домашних животных? (По отпечаткам носа.)

9.10. Стервятник не может клювом пробить твердую скорлупу страусиного яйца и все-таки он умудряется разбить его. Как? (Бросает в полете, с большой высоты, на камень.)

9.11. Доктор Джексон из лаборатории Боулинг-Грин США утверждает: «Следует помнить, что мы имеем дело с самыми многочисленными и преуспевающими млекопитающими на планете Земля, за исключением самого человека». О каких животных здесь идет речь? (О крысах.)

9.12. Египетские пирамиды названы одним из семи Чудес света. Высота пирамиды Хеопса в Гизе в 84 раза больше роста человека. Но в мире живой природы существуют не менее чудесные постройки. Высота одной из них превышает длину тела строителя в 600 с лишним раз. Кто возводит такие строения? (Термиты)

9.13. На юге России живут муравьи-амазонки. Довольно крупные, рыжие, проворные и очень воинственные. Муравьи, всем известно, первоклассные работники, а амазонки, можно сказать, — тунеядцы. На какие «средства» они живут? (Муравьи-амазонки — рабовладельцы. Они захватывают личинки черно-бурых муравьев и делают из них рабов, которые строят им жилища, ухаживают за личинками, добывают корм.)

9.14. Завяжите гремучей змее глаза, обездвижьте ее Длинный, щупающий язык. Заткните ноздри ватными тампонами и поднесите руку к ее голове. Последует Молниеносный, точный бросок. Как же чувствует гремучая змея приближение руки? (У нее есть термолокаторы.)

9.15. Чем отличаются удавы от питонов? (Питоны откладывают яйца, а удавы рожают живых детенышей.)

9.16. У кого из животных самые большие когти? (У гигантского броненосца. Рост его около полуметра, вес более 70 килограмм, когти длиной с ладонь и такой же, как ладонь, ширины.)

9.17. Если бы мифы и легенды не оставили нам довольно подробного описания драконов, то какое, из ныне живущих пресмыкающихся, могло бы послужить их прообразом? (Варан с малайского острова Комодо. Его длина достигает четырех метров, вес до 150 килограммов, окрас серо-коричневый; он совершенно глух, а челюсти могут широко раздвигаться, как у змеи. Язык развоен и достигает полуметра. Вараны — хищники.)

9.18. Какие животные умеют отлично и долго летать? (Летучие мыши.)

9.19. Какое насекомое отряда жесткокрылых носит название зверя? (Жук-носорог)

9.20. Назовите самую крупную сову. (Речной филин. Длина тела достигает 70 сантиметров.)

9.21. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх, и вниз головой? {Поползень)

9.22. Кого называют «пернатой кошкой»? (Сову. Она охотится на мышей и других грызунов.)

9.23. Какая птица переносит в лапах своих птенцов? (Вальдшнеп)

9.24. Какой зверь занимает первое место в пушном промысле в России? (Белка. По числу добываемых шкурок она занимает первое место в пушном промысле нашей страны.)

9.25. Какой представитель животного мира проникает в почву глубже других? (Дождевой червь)

9.26. Какого нашего зверька не ест ни лиса, ни хорь? (Землеройку. Потому, что им неприятен запах мускуса, исходящий от землеройки.)

9.27. Какой отряд млекопитающих самый многочисленный? (Грызуны)

9.28. Как называется самая маленькая и самая большая сова? (Сыч и филин)

9.29. Как называют полуобезьян, ведущих ночной образ жизни? (Лемуры с острова Мадагаскар.)

9.30. Как змеи без рук, без ног ползут вверх по деревьям? (Цепляются за кору чешуйками своей кожи.)

9.31. У щитомордников и гремучих змей между ноздрями и глазами есть глубокие ямки. Что это? (Термолокаторы)

9.32. В полярную ночь вы увидели белого медведя на льдине. Кто это, самец или самка? (Это самец. Самка спит. Рожает детенышей.)

9.33. Откуда у белого медведя привычка закрывать лапами нос? (Маскируется, закрывает лапой черное пятнышко носа, чтобгя не увидел охотник или добыча.)

10. Ответить на вопросы о растениях.

10.1. Это дерево называли в старину деревом четырех дел. Первое дело — мир освещать. Второе дело — чистоту соблюдать. Третье дело — крик утешать. Четвертое дело — больных исцелять. Что это за дерево? (Береза)

10.2. Дерево это на Руси особо ценили. Без него не мыслил жизни ни один крестьянин. И чай из его цветков заваривали, и лыко на лапти драли, и мочало из него делали для веревок, кулей, циновок, из коры лубки изготовляли для покрытия домов, обивки саней, для изготовления коробов. (Липа)

10.3. Это хвойное дерево непременно сохраняет свою замечательную особенность. Спелая шишка на нем всегда сидит вертикально. (Пихта)

10.4. Почему у сосны нижние веточки высыхают? (Сосна очень светолюбива. Оттого, что верхние ветки закрывают солнце, нижние засыхают.)

10.5. В старину, когда искали место, где рыть колодец, втыкали в землю прутик одного дерева. Если прутик не упадет, распрямится, надо рыть, вода будет. (Ива)

10.6. Это дерево по скорости роста может сравниться с бамбуком. Из него делают спички, так как его древесина очень пористая. Высушенная, она быстро загорается. А вот в лесу это дерево загорится последним, так все поры его ствола заполнены влагой. (Осина)

10.7. Дерево это называют царем тайги. Если собрать и переработать весь урожай плодов, которые дают эти деревья за год, то можно удовлетворить мировую потребность в масле. (Кедр)

10.8. Какое дерево в России одевается листвой позже всех? (Дуб)

10.9. Какие наши деревья «плачут» весной? (Клен, береза)

10.10. Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень и акация)

10.11. Какое дерево тонет в воде, почти не поддается гниению (из него строят опоры мостов, плотины, и вся Венеция стоит на нем)? (Лиственница)

10.12. Если у этого дерева обрезать вершину, оно уже никогда не вырастет, зато боковые ветви очень разрастаются. Такие деревья превращаются в живой щит и хорошо задерживают снег, поэтому их садят вдоль железной дороги, как защитную полосу. (Ель)

10.13. На Земном Шаре есть дерево, которое гибнет, если его польешь. Что это за дерево? (Один из символов пустыни — саксаул.)

10.14. Какое растение может расти со скоростью до одного метра в сутки? (Бамбук)

10.15. Стойкой сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. А чего кроме пожара боится сосна? (Темноты)

10.16. Как отличить черную и красную смородину, если ягоды еще не поспели? (Растереть листочек, у черной смородины запах своеобразный, а у красной нет.)

10.17. Подмечено, что в одни деревья молнии ударяют чаще, в другие реже, а третьи почти не трогают. Особенно значительны шрамы у дуба и у сосны. Почему молния часто повреждает дубы и сосны, и почти

не повреждает березу, тополь, вяз, орешник? (Основные корни дуба и сосны залегают очень глубоко, тем самым притягивают электрический разряд и проводят его в землю.)

10.18. Почему цветок лютик так называется? (От слова лютый — злой, так как очень ядовит. Его не едят животные, но, высохши, в сене, он теряет свои свойства.)

10.19. Какое растение ядовито для человека и животных и совершенно безвредно для птиц? (Вороний глаз)

10.20. Соком какого растения выводятся бородавки? (Чистотела)

10.21. Какое растение применяли во время войны при перевязках вместо ваты и антисептика? (Мох)

10.22. Из корней какого растения вы добудете муку для хлеба? Если корни отварите — у вас будет второе блюдо, молодые побеги заменят капусту, свежие листья пойдут на салат, а высушенные листья дадут ароматную заварку. (Иван-чай)

10.23. Это удивительное растение называют медвежьим луком, растет оно в южной части Сибири. Оно появляется, едва сойдет снег. Едят его в салатах, в супах и пельменях. Но лучше всего оно с хлебом и солью. В ста граммах его листьев витамина С больше, чем в одном килограмме лимона. Если съедать по 15 граммов этого растения в течение 15 дней, то восстанавливаются все витамины, потерянные организмом за зиму. (Черемша)

10.25. Жители Камчатки из волокон этого растения сотни лет делали одежду, паруса, вязали сети. По крепости и способности противостоять гниению, такие сети могли бы соперничать с капроновыми. Не случайно героиня сказки Андерсена, Элиза, плела рубашки своим братьям из волокон этого растения. (Крапива)

10.26. Доктор Любих из швейцарского исследовательского института транспортной медицины утверждает, что тот, кто ест эту ягоду, ночью видит лучше. Известно, что во время войны ее специально давали английским летчикам ночной авиации. (Черника. Голубика тоже улучшает зрение.)

10.27. Для чего у подснежника есть на стебле и цветке пушок? (Это шуба. Тоненькие волоски наполнены воздухом и сохраняют тепло.)

11. Отгадать загадки и ответить на вопросы о грибах.

11.1. Бугровато, а не воз, ноздревато, а не нос; сверху слизь, а не червяк; жил в земле, а не хомяк? (Масленок)

11.2. Зацвели сережки — первый гриб в лукошке. (Строчок, сморчок)

11.3. Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и квасу. (Дрожжи)

11.4. Выросли на полочке кисточки-метелочки, кисточки зеленые, лекари хваленые. (Пенициллин)

11.5. Без зубов, а дерево грызет. (Гриб-трутовик)

11.6. Свыклась водоросль с грибами, зацепилась за кору и пришлася ко двору. (Лишайник)

11.7. Почему настоящий грибник никогда не пнет даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, поганку? (Поганка может пригодиться в качестве лекарства лосю или другому лесному зверю. Кроме того, эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный мусор.)

11.8. Могут ли плесени улучшить качество продуктов? (Да. Некоторые виды плесеней придают определенным сортам сыра вид, запах и вкус. Например, сыры «Рокфор», «Комамбер».)

11.9. За какими грибами идут либо с собакой, либо с дрессированным поросенком? (За трюфелями — они растут под землей и имеют специфический запах.)

11.10. Кроме дрожжей «домашних» (пекарских, винных, пивных), существуют «дикие» дрожжи. Где они встречаются? (В солевых растворах: например, белая пленка на поверхности рассола в банке соленых огурцов, белый налет на поверхности копченой колбасы или сыра.)

11.11. В лесу какого типа встречается больше всего грибов: хвойном, лиственном, смешанном? (В смешанном.)

11.12. Его называют королем среди грибов. Ему уступают даже белый гриб и груздь. Он имеет почти столько же белка, сколько и мясо. По калорийности равен хлебу. И его можно есть сырым. (Рыжик)

12. В рассказе надо найти названия девяти пород собак.

(Распечатанный текст рассказа выдается каждому отряду.)

В лес по ягоды

Дед Чаркарин поДОГнал свой старенький «Москвич» к гаражу механика Сереги и сказал:

«Слышь, соколик, ездил я сегодня в БОР ЗА Ягодами. Взял с собой пса Дельфина. Но одни огорчения приключились, — он достал кисет с махоркой, свернул из клочка газеты цигарку, закурил и продолжил: — Поранил лаПУ ДЕЛЬфин, а я на пень наехал — переднее колесо «Москвичу» помял».

После этих слОВ ЧАРКАрин тяжко вздохнул, убрал киСЕТ, ТЕРпеливо стал ждать, что скажет Серега.

«Пса покажи ветеринару, — посоветовал механик. — А с крылом я возиться не стану. Сам деЛАИ. КАкая чепуха!»

«Не говори ТАК. САмое трудное дело — выправить крыло, — заметил дед. — Сколько за работу возьмешь, ясный соКОЛ? ЛИшнего не дам, но заплачу, как скажешь».

«Крыло выправить — чепуха, — повторил Серега упряМО. — ПСа вот. жаль... Ладно уж, свози Дельфина к ветеринару, а вернешься — задаром все тебе сделаю...»

Дед опять вздохнул и пошел к машине, откуда выглядывала добрая морда Дельфина.

(Ответ : Дог, борзая, пудель, овчарка, сеттер, лайка, такса, колли, мопс)

День экологии в ЛДП «Зоренька»

Творческий проект «Экологическое путешествие»

Цель

    развить интерес к занятиям спортом, воспитать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, зелёным насаждениям

Задачи

Образовательные

    развивать физические качества обучающихся – быстроту, ловкость, координацию

    ввести обучающихся в чудесный и таинственный мир природы, научить их непрерывно ей удивляться, дружить с природой и заботиться о ней.

Воспитательные

    формировать навык дружной согласованной работы в условиях соревнования

    воспитывать эстетические качества, посредствам выполнения проекта «По лесным тропинкам»

    учить детей работать в группах.

Оборудование

    цветная бумага, клей, ножницы.

    гимнастические палки

    кегли

    мешки для мусора

    канат

1 этап

Встреча на лесной опушке

Деятельность учителя

Деятельность детей

Экология- это взаимоотношения организма с окружающей средой. Слово "экология" произошло от греческого слова "ойкос" - дом, убежище. Так стала называться наука об условиях существования живых организмов. Экологи изучают животных и растения. Если нарушить звено экологической цепи, то это может привести к неожиданным изменениям в природе. Сегодня мы поговорим о законах природы, о животных, о том, как человек может помочь сберечь природу. Прежде чем отправиться в путешествие надо размяться и хорошо позавтракать.

Утренняя зарядка.

Завтрак.

2 этап

В гости к Лесовичку.

Инсценировка сказки в актовом зале.

3 этап

Агенты 112

Подготовка инвентаря для спортивно - игровой программы

В соревнованиях участвуют две команды «Боровички» «Светлячки»

Прежде чем отправиться в лес надо помнить правила поведения в лесу.

Дети вспоминают правила поведения в лесу.

1 конкурс «Экологи»

Экологи – люди охраняющие и защищающие природу. Как у любой службы у них должна быть своя форма. Мы приготовили шорты и зелёные береты.

Объяснение правил конкурса.

Дети бегут до стула с одеждой, надевают её, кричат «Берегите лес!», снимают и бегут обратно.

2 конкурс «Служба спасения»

В разнообразных условиях общения с природой на экскурсиях, прогулках, в походах нельзя оставлять не затушенным костёр, нельзя оставлять мусор.

Объяснение правил конкурса.

Дети на старте насыпают песок в ведро, бегут до кегли, обозначающей костёр, засыпают её и бегут обратно.

3 конкурс «Заготовка кормов»

Зимой птицы нуждаются в нашей помощи. И поэтому уже сейчас надо позаботиться о корме для птиц.

Объяснение правил конкурса.

Дети на старте берут зерно на лопатку, бегут до ведра, высыпают его в ведро и бегут обратно.

4 конкурс «Болото»

Гуляя по лесу ваш друг попал в беду – провалился в болото. Помогите ему выбраться оттуда.

Объяснение правил конкурса.

Перетягивание каната.

5 конкурс «Убери свою планету»

Каждый раз после посещения леса людьми там остаётся мусор. И хотя каждый человек знает, что мусор надо убирать за собой, но не каждый это делает. Ваша задача собрать как можно больше мусора в мусорные мешки.

Дети собирают мусор на территории школы.

4 этап

Памятка, творческий проект «Здравствуй, мир»

Сегодня вы увидели сказку, играли в игры, повторяли правила поведения в лесу. Ваша задача теперь составить памятку «Природе нужна твоя помощь». А кто желает принять участие в творческом проекте «Здравствуй мир» могут пройти в СТРАНУ МАСТЕРОВ где вас ждёт всё необходимое.

Занятия по интересам. Работают группы над памяткой и проектом.

5 этап

Подведение итогов дня

Дети, не так все хорошо на Земле, оглянитесь вокруг и предложите свою помощь. Надо не только любить природу, но и охранять, беречь, приумножать. Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой.

Дети зачитывают памятки, составленные в группах, и защищают проекты «Здравствуй, мир»

26.07.2017 | Посмотрели сценарий 2477 человек

Берендей.
О, мой лес, мой дивный лес,
Полный сказок и чудес!
В заботах и трудах проходит жизнь моя,
Надеюсь, что узнали вы меня.
Защитник леса, друг зверей,
Я царь из сказки...
Дети. Берендей.
Берендей.
Молодцы, мои друзья!
Всех приглашаю в гости...

Сценарий экологического мероприятия для летнего лагеря «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды»

26.07.2017 | Посмотрели сценарий 4137 человек

Ведущий 1.
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.
Каждый цветок и травинка любая,
Птицы, что в синее небо взлетают,
Вся та природа, что нас окружает,
Нашей защиты, дружок, ожидают.
Звучит звук набата на фоне тревожной музыки.
Чтец 1.
Что...

Сценарий для летнего лагеря. День экологии. Экологический калейдоскоп (Игра-путешествие)

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 14993 человека

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.

Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе...

Сценарии для летнего лагеря. Лесная школа (сюжетно-ролевая игра)

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 4917 человек

На период подготовки к игре создается «Штаб сотрудников школы». В него входят старшие ребята, «директор» со своими «заместителями» и «учителя». Они разрабатывают программы занятий, составляют расписание «уроков», оборудуют место работы «школы», ...

Экологический субботник “Пикник на лесной полянке”

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 4895 человек

Ведущий: Дорогие ребята! Все мы знаем, что Земля – наш общий дом. С самого рождения нас окружает природа – деревья, травы, воздух и вода. Мы живём в этом мире, и то какой он есть и каким он станет в будущем, зависит только от нас. Природа очень...

Экологическая сказка "Чистый город"

27.07.2011 | Посмотрели сценарий 4449 человек

На берегу великой Волги
Построен город был большой.
Звался Астраханью он.
Весь в зелёных насажденьях!
Ах, какое наслажденье!
По чудным улицам гулять,
Чистым воздухом дышать.
Говорят, что Астрахань у нас – чистый город!
Но и здесь полно мусора...

"Эта хрупкая планета"

19.06.2011 | Посмотрели сценарий 6146 человек

Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Ведущий 1. Наша...

Экологическая игра "Веселый муравейник"

02.06.2010 | Посмотрели сценарий 13038 человек

Ведущий: Ребята, сегодня у нас состоится эколого-биологическая игра “Веселый муравейник”, посвященная Всемирному Дню защиты окружающей среды. Скажите, пожалуйста, что такое - экология? (Ответы детей). Правильно, ребята, экология – наука об окружающей...

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ

(ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ)

Руководитель

Бибер Мария Александровна

Губаха, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Программа включает в себя следующие направления:

    образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);

    воспитательное;

    спортивно-оздоровительное направление.

Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.

Задачи:

    приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;

    формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;

    формирование у детей здорового образа жизни.

    формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;

Участники: учащиеся школы 5 - 8 класс.

Форма проведения: лагерь с дневным пребыванием учащихся и двухразовым питанием (завтрак и обед). Количество учащихся: 10 человек.

ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ ЛАГЕРЯ.

День защиты детей.

    Разработка экологических плакатов

Экологическая игра «Упаковку в переработку»

Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля»

Мероприятие «Знатоки природы»

Игровая программа «Книга жалоб природы»

Выход на природу к источнику. Акция «Здоровый лес» (очистим лес от мусора)

Поездка в поселок Северный (спортдень)

Акция «Муравейник» (разработка листовок по сохранению муравейников)

Акция «Зеленая аптека» (составление списков лекарственных растений нашей местности)

Интеллектуальная игра «ЭкоЛогика»

Поездка на Верхнюю Губаху (сбор фотографий природы нашей местности)

Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»

Изготовление кормушек из пластика в районе источника.

Конкурс рисунков «Природа родного края»

Игра «Лесная фантазия или я хочу быть берендеем»

    Игра «Экологический серпантин»

    Фотоконкурс «Зелёная планета»

Отчет о работе лагеря (создание презентации)

Закрытие площадки

Ожидаемые результаты

    Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.

    Пропаганда эколого – туристической культуры;

    Пропаганда здорового образа жизни.

    Формирование умений правильного поведения в природе;

    Распознавание объектов природы;

    Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

Использованная литература:

«Экогруппа. Руководство по домашней экологии»

Библиотека НЭО «Лес - наш зеленый друг», выпуск 7 (17),2009

Библиотека НЭО «Экологические игры», выпуск 5 (15), 2009

Библиотека НЭО «Экологический эрудицион», выпуск 8, 2008

Экологические пятницы в школьном оздоровительном лагере. Часть первая.


Описание: Работа призвана познакомить посетителей материала с деятельностью членов экологического клуба друзей дикой природы WWF «Исследователь» в период работы летнего оздоровительного лагеря «Радуга», где юные экологи работают волонтёрами.
Сценарная разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, биологии и экологии, школьников среднего и старшего звена. Её можно использовать для проведения классных часов, праздников, экологических декад.
Перковская О. В., координатор экологического центра III уровня по экологическому образованию и воспитанию учащихся МАОУ «Молчановская СОШ №1».
Цель: формирование экологического сознания младших школьников и развитие волонтёрского сознания.
Задачи: развивать наблюдательность, умение находить правильное решение, расширять знания учащихся, показать важность экологических проблем в жизни, учиться правильно вести себя в природе, овладеть более широким мировоззрением на природу, научиться активно включаться в процессы общения, способствовать развитию эмоционально-чувственного отношения школьников к природе.

Первая экологическая пятница

Перед работой на станциях ребята представляют Экоколобка - главного героя дня.
Небольшим выступлением создают настрой на экопутешествие.

Экоколобок: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, взрослые. Я – Экоколобок. И сделан я не из теста, а из синтетических тканей. И пекли меня не дедушка с бабушкой, а юные экологи из Молчановской средней школы №1. И ни от кого я не убегал, а приехал к вам вместе с ребятами из экологического клуба «Исследователь». Но до приезда к вам я очень много путешествовал по свету, и о том, что меня удивило и возмутило, вам сейчас расскажем вместе с друзьями.Встречайте!


Ромашка: Здравствуйте, друзья! Я – ромашка. Я живу на зеленой полянке
Полянка: Я - зелёная полянка. Мне необходим дождь.
Дождь: Я - дождь. Мне необходимо испарение от прудов и речек.
Речка: Я - речка. Чтобы я не засохла, на моих берегах должны расти леса.
Лес: Я – лес. Я – дом для многих животных, например, для зайца.
Заяц: Я – заяц. Я люблю морковь и капусту, но иногда грызу кору деревьев.
Лес: Да уж, заяц … . Но гораздо больше мне вредят гусеницы! Мне нужны птицы!
Птица: Без нас, птиц, в лесу будет скучно: мы начинаем петь с восходом солнца.
Солнце: Я - солнце. Я нужно очень многим. Например, колокольчику на лугу.
Человек: А я – человек. Ромашку я в букет сорву! На полянке шашлыки можно жарить, кстати, из зайчатинки! Лес на дрова пойдет. Речка – дело хорошее - купаться буду. Солнышко – загорать. Дождик мне нужен, чтоб на даче не поливать …. А вот птиц я не люблю – чирикают по утрам, спать мешают! А я их дробью из ружья! Тра – та - та!
Заяц: - Но они нам нужны!
Человек: Да вы все друг другу для чего – нибудь нужны! А кому из вас нужен я, человек – Царь Природы?! Вот тебе, заяц, я нужен? А ты, лес. проживешь без меня? Что станет с рекой, если исчезнет человек? Если не будет человека, будет ли на земле солнце? Значит, я никому не нужен?…Никому?!..
Дождь: Не плачь!
Лес: Ты много сделал зла Природе, но ты же не всегда был таким.
Полянка: Просто в детстве ты никогда не был на зелёной полянке…
Птица: И никогда не слышал пения птиц…
Река: Ты ведь тоже часть Природы, значит, тоже для чего - нибудь нужен!
Заяц: Только не веди себя… по - человечески.
Все вместе смотрят мультфильм «Про мусор».


Начинается работа на станциях

Время, в течение которого продолжается работа на станции, 7 минут.
Каждая команда получает маршрутный лист, где проводящие станции ставят количество баллов отряду по итогам работы. Это мотивирует ребят на более активную работу.
Первая станция «Нас мусор окружает…»


Цель: знакомство с мусором, который производит человек.
Задачи: познакомиться с мусором, научиться понимать его опасность в природе.
Все присутствующие просматривают мультфильм «Фикси – советы». Берегите природу! Продолжительность мультфильма 1.5 минуты.

Ведущий станции.
Количество отходов зависит от численности населения. Так, например, в Москве ежегодно образуется 10 миллион тонн, в Томске – 225 тыс. тонн, а в Томской области – 640 тыс. тонн.
Наша область определила под нужды свалок и полигонов для захоронения мусора территорию площадью 611 га. Эта площадь могла бы разместить более 600 футбольных полей.
Как долго могут «жить» разные отходы в естественной среде (вывезенные на специальные полигоны):
Древесина и изделия из нее: около 5 лет;
Бумага и картон: около 10 лет;
Полиэтиленовый пакет: 200 лет;
Пластмасса – 500 лет;
Алюминиевая банка: 500 лет;
Стеклянная бутылка: 1 000 000 лет.
Волонтёры проводят конкурс «Устами младенцев», где рассказывают о том, что сегодня население Земли, общество суперпотребителей, производят для своей жизнедеятельности. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, большая часть – 97 % - идёт в отходы. Появилось множество разного мусора. Какой это мусор, зашифровано в его описании, но детскими высказываниями. Если участники с первой подсказки отгадывают, о каком мусоре идёт речь, то они получают «5» баллов, со второй – «4» балла и так далее. Например:
У меня очень много игрушек сделано из неё.
Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
Если её поджечь, то появится много чёрного дыма, который плохо пахнет.
Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается (не перегнивает).
(Ответ пластмасса).


Вторая станция «Я собираюсь в путь...»


Эколог проводит конкурс – тестирование «Проверка готовности к путешествию». Участникам было предложено ответить на вопросы:
1. Ты пошёл в лес и нашёл поляну с красивыми цветами.
А) нарвёшь букет;
Б) соберёшь цветы для гербария в кабинет биологии;
В) полюбуешься, сфотографируешь и пойдёшь дальше.
2. Ты увидел кустик с незнакомыми, но красивыми ягодами
А) поешь сам;
Б) угостишь своих товарищей и понаблюдаешь за их самочувствием;
В) остановишься и зарисуешь в дневник, чтобы узнать название по определителю.
3. Под деревом увидел птенца. Ты:
А) поймаешь и понесёшь домой;
Б) спрячешься, понаблюдаешь и пойдёшь дальше;
В) будешь искать гнездо, чтобы вернуть родителям.
4. Ты устал и захотел есть:
А) остановишься, разведёшь костёр, вскипятишь воду, чтобы попить чаю;
Б) выберешь самое красивое место и расположишься на привал;
В) найдёшь силы дойти до места, где до тебя останавливались другие;
5. После обеда у тебя остались консервные банки. Ты:
А) унесёшь их домой;
Б) закопаешь;
В) оставишь под деревом на мусорной куче, которая была здесь до твоего прихода.


После работы над тестами. Ребят просят прокомментировать свои ответы.
Проводится игра по картинке «Ребята в походе», которая демонстрируется на экране.
Цель: развитие внимания и наблюдательности при работе с рисунком.
Задаются следующие вопросы.
1. Сколько туристов живет в этом лагере?

3. На чем они сюда приехали?


6. Какое сейчас время дня?
7. Куда ушел Шура?
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите имя.)


Ответы.
1.Сколько туристов живет в этом лагере?
Четверо, список дежурных на 4, на подстилке лежит 4 ложки и 4 тарелки.
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
Не сегодня, между палаткой и деревом успела образоваться паутина.
И дежурит не Коля (он сидит возле рюкзака с буквой «К»)
3. На чем они сюда приехали?
На лодке. Возле дерева стоят вёсла. Это советская загадка, а в то время
машин не было в столь большом количестве.
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
Вряд ли, ребята привезли с собой живую курицу. Селение недалеко.
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
На дереве длиннее ветки на южной стороне, а короче - на северной.
А теперь можно посмотреть на пламя костра - оно «тянется» на север.
Следовательно, ветер южный.
6. Какое сейчас время дня?
Утро, так как тень падает на запад => солнце светит с востока.
7. Куда ушел Шура?
Шура ушёл ловить бабочек. Видно сачок за кустами, падающий на бабочку.
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)
Итак, Шура ушёл за бабочками, Коля сидит возле рюкзака с буквой "К".
Ещё один мальчик - фотографирует. Прямо видим рюкзак с буковкой «В»,
в котором лежит штатив. Следовательно, фотографа зовут на букву «В» - Вася.
Методом исключения - сегодня дежурит Петя. Значит, вчера дежурил Коля.
9. Какое сегодня число, какого месяца?
Сегодня дежурит Петя => 8. И 8 августа. Арбузы в августе. Хоть арбузы есть и в сентябре, но на август также указывают бабочки и неопавшая листва.
Третья станция «Экомузыкальная»


Ребята в отрядах готовят песню (2 куплета) и исполняют её все вместе. Слова вожатые разучивали в отрядах.
Песня «Дорога добра». Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова
Спроси у жизни строгой: «Какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?»
Иди за солнцем следом! Хоть этот путь неведом-

Должны запомнить люди - другой Земли не будет!
Луга и реки береги, в лесу не жги костра…
Чтоб и цветы, и звери могли тебе поверить,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Затем ребята делятся на группы по три человека, и, вытягивая слова частушек, исполняют их.
Пропоём мы вам частушки,
Как в Молчаново живём,
Экологию все любим,
И природу бережём.

Наше озеро мелеет,
Рыба задыхается,
На песке одни скелеты
От неё валяются.

Есть у нас большая речка,
Дети в ней купаются,
Только с ними все коровы
В речке забавляются!

В озере купались гуси
Нашей тётушки Маруси
И теперь у всех гусей
Десять лап и шесть ушей!

Шёл к ручью воды напиться.
Окунул я в воду нос.
Из ноздрей моих торчали
Два окурка папирос.

В лес зайдёшь, а там -
Прохлада.
Вот ручей бежит всё вдаль…
Ничего вовек не надо,
Лишь бы цвёл наш край! Всё!!!
Четвёртая станция «Экопрогулка»


Экопрогулка проходит на территории лагеря. Первые наблюдения основаны на сенсорном восприятии детьми объектов живой и неживой природы, усвоению которого способствует эмоциональная насыщенность познавательного материала.
«Экологическая прогулка» - это прямой опыт общения детей с природой, поэтому очень важно, чтобы рядом с ними находился человек, способный не только ответить на все вопросы, но и «заразить» детей своим восторженным отношением к природе.
На участке, где проходит занятие, девочки заранее нашли природные предметы (сухая веточка дерева, шишки, камешки, листья и так далее) и предметы, которые не должны находиться в природе (стекло, фантики, палки и так далее). Все эти предметы они положили на поднос и, выстроив ребят кругом, показали их участникам, заранее попросив внимательно смотреть и запоминать все предметы, которые они увидят. Затем по команде ведущие засекают время, команды начинают собирать предметы в отведенном для станции сквере.
На месте остается «старший» из группы, которого выбирают ребята. Ему все члены команды носят найденные предметы и складывают на лоток, который получает каждая команда.
Пятая станция «Мир чувств»
Образовательно-воспитательный цикл «Мир чувств» направлен на обогащение восприятия. В качестве объектов восприятия детям предлагаются природные предметы.



Используемые на занятиях приемы сенсорного развития дают детям возможность ознакомления не только с цветом, формой, величиной и пространственным расположением предметов, но и с богатством звуковых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений, которые дарит им окружающий мир. К тому же дети не просто знакомятся с эталонами формы и размера, со вкусом различных ягод, овощей и фруктов, с природными ароматами. Каждый раз им предлагается словами описывать свои ощущения и впечатления. В результате такого подхода решаются еще две важнейшие задачи: у детей формируется образное мышление и развивается воображение. Занятия этого цикла - одни из самых насыщенных, причем очень часто даже какой-то один вид деятельности дает возможность «тренировки» сразу нескольких органов чувств.
Из природных объектов ребятам предлагали узнать перо гуся и павлина, яйцо страуса и перепёлки, кокосовый орех, яблоко и другие.
На вкус было предложено опознать ягоды жимолости, финики, кедровые орешки, киви, банан и другие фрукты и ягоды.
На ухо вожатый произносил природные звуки, например «га-га-га» и передавали модель уха, а последнего сидящего спрашивали, что он услышал.
Шестая станция «Экоплакат»
Здесь ребятам предложены ватманы, карандаши, краски и фломастеры. Заготовки каждый отряд приносит с собой.



Вторая экологическая пятница

Экодетектив
Игра проводится в рамках проекта «Формирование ответственности за состояние окружающей среды подрастающего поколения российских граждан».
Цель: создание условий для улучшения окружающей среды через коммуникативно-познавательную деятельность.
Задачи:
Коммуникативные – сплочение ребят внутри команды и между командами разных школ для выполнения поставленных задач.
Развивающие – развитие логического и абстрактного мышления через призму экологических компонентов, навыков проектной деятельности личности в окружающей среде, развитие творческих способностей.
Социальные – осознание своей роли в сохранении окружающей среды, а также перспектив и возможностей участия и влияния на процессы в обществе.
Просветительские – информирование и вовлечение общественности в деятельность по улучшению состояния окружающей среды.


Раздается стук в дверь и входит почтальон Печкин. Он принес письмо – телеграмму от экологов района и зачитывает ее ребятам.
«Уважаемые ребята! С каждым днем растет количество бытового мусора в нашем поселке. Жители выбрасывают его в леса, водоемы или просто за огород. Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами способствует увеличению количества мышей, крыс, ворон в селе, а эти животные являются переносчиками многих заболеваний. Вы могли бы нам очень помочь в борьбе за чистоту нашего поселка и здоровье его жителей. Для этого вам необходимо разъяснить, как можно уменьшить количество выбрасываемого мусора. Надеемся на вас и заранее благодарим за помощь. "Комитет по экологии».


Ведущий. Сегодня нам с вами предстоит провести свои расследования, и экспертами-экологами будет оценена ваша работа. За правильные и оригинальные ответы группа будет получать жетоны: зеленые, красные, синие и желтые.
Задание 1.
Расшифровка телеграммы.
(Группы получают карточки, на каждой слово). Необходимо сложить пословицу, а победит та команда, у которой первой будут правильно сложены слова.
Шифровка – семь прямоугольников, на которых написано одно слово или предлог: «не», «плюй», «в», «колодец», «пригодится», «водицы», «напиться».
Задание 2.
«Найти преступника и вынести обвинение».
1. Поступило заявление с просьбой найти преступника. Кличка преступника - «Пал», он следов не оставлял. «Преступление «Пал» совершает поздней ночью. Над огородом, где он бывал, можно только заметить, как в воздух поднимается дым. Если придешь на огород утром, уже никого не найдешь».
Часть команды – «работники следственных органов» находят состав преступления (в чем виноват преступник?).
Адвокат ищет оправдание в действиях преступника.
Ответ. Адвокат ищет оправдание в действиях преступника.
«Пал» - огонь, который используют люди для сжигания листьев или ботвы культурных растений в осенний период. Польза от сжигания в том, что таким способом люди избавляются от огромного количества растительных остатков.


«Работники следственных органов» находят состав преступления (в чем виноват преступник?).
Вред в сжигании листьев и ботвы огромен. В период развития и роста растений в них накапливаются ядовитые вещества, от которых растение «избавляется» осенью. При сжигании все эти вещества попадают в воздух, а им дышат люди, что не безопасно для их здоровья.
2. Обвиняется лесничий, у которого в лесу, где растут хвойные породы, на деревьях не стало иголок. Инспектор подал заявление, где обвиняется лесничий в незаконных действиях, повлекших за собой гибель леса.
«Работники следственных органов» ищут, в чем виноват «преступник», а «адвокат» ищет оправдание в действиях лесничего.
Ответ. «Работники следственных органов» не находят состава преступления.
«Адвокат» рассказывает, что в этой истории может оправдать лесника.
Речь идёт о хвойном лесе из лиственницы. Эта порода леса осенью сбрасывает хвоинки с деревьев по причине отсутствия на них воскового налёта (кутикулы). А поскольку это естественное природное явление, то лесничий здесь ни при чём.
3. На группу туристов подано заявление, в котором их обвиняют в разорении гнезд птиц. После посещения леса группой туристов в этом месте больше не встречаются птицы.
Ответ. «Работники следствия» ищут состав преступления.
Отпугивает птиц шум, который создают туристы при посещении леса. Шум мешает птицам нормально растить потомство. Это и является причиной, по которой птицы покинули этот лес.
«Адвокаты» находят оправдание своим подзащитным.
Никто из туристов гнёзд не разорял, а гид, который находился с ними, следил за этим.
Задание 3.
«Дознание».
Вспомним, что дома мы выбрасываем в мусорное ведро.
Дома в мусорном ведре могут оказаться пластиковая бутылка, целлофановый пакет, старая книга, старое платье, сломанные игрушки, погибшие комнатные растения, порванные колготки… .
Группа дознания ведет изучение старых предметов и пытается выбрать те, которые можно где–то использовать повторно.
Ответ. Пример. Из пластиковой бутылки можно сделать стакан для рассады и воронку для полива растений, а старую книгу, возможно, использовать для изготовления поделки (папье-маше).
Задание 4.
Выпуск боевого листка «Их ищет милиция».
В боевом листке каждая группа должна предупредить в деликатной форме бесхозяйственных соседей, которые продолжают устраивать свалку из мусора у себя за огородом. Нарушитель, прочитав ваше послание, не должен догадаться о его составителе, но должен побояться продолжать складировать мусор за огородом.
Командам предлагается защитить свой боевой листок «Их ищет милиция».
Задание 5.
«Аварийная ситуация». Вызов 02.
Каждая группа дает обоснованные ответы на вопросы.
Вопрос первой группе.
Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?
Ответ. Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.
Вопрос второй группе.
Как поступить с использованной батарейкой?
Ответ. Так как батарейки содержат соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать, где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема.
Вопрос третьей группе.
Что делать с разбившимся градусником?
Ответ. Работать надо в перчатках. Очень тщательно собирайте ртуть с помощью листка бумаги и металлической спицы. Складывайте шарики в банку с водой, чтобы ртуть не испарялась. Плотно закрывайте банку крышкой.
Задание 6.
«Милицейский патруль».
Членам команды выдается поднос и предлагается за две минуты собрать у своих болельщиков весь условный мусор, который у них есть с собой.
Перед членами комиссии, которые подводят итоги, ставятся эти подносы, и победителем считается та команда, которая на своём условном участке смогла быстрей навести порядок.
Подводятся итоги всех конкурсов. Зелёные фишки 5 – баллов, жёлтые фишки – 4 балла, синие фишки – 3 балла и красные – 2 балла.

Литература:
1. Бычкова, Н. Что нужно знать школьнику об экологии: руководство для работников детских и школьных библиотек и педагогов доп. образования. М.: Чистые пруды, 2009.
2. Агаларова, П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников // Начальная школа – 2007.

Хочется выразить благодарность Крутенковой Алёне Дмитриевне за костюм КОЛОБКА.



 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Солнечная система – мир, в котором мы живем

Солнечная система – мир, в котором мы живем

Это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце. По одной из теорий Солнце образовалось...

Краткая история создания спичек История происхождение спичечных домиков

Краткая история создания спичек История происхождение спичечных домиков

Спички - относительно недавнее изобретение человечества, они пришли на смену огниву около двух веков назад, когда уже работали ткацкие станки,...

Берут ли в армию с плоскостопием?

Берут ли в армию с плоскостопием?

Все жители Российской Федерации без исключения знают или слышали о том, что к службе в армии негодны молодые люди с плоскостопием. Как с этим...

«Престол у нас в семье переходящий Возникновение соборного ансамбля

«Престол у нас в семье переходящий Возникновение соборного ансамбля

Священник Димитрий Грудогло в конце 1990-х он был основателем православной школы в Кинешме. Тогда, почти 20 лет назад, к молодому активному...

feed-image RSS