Главная - Все о стрижках
Психологическая сущность и симптомы кризиса подросткового возраста. Подростковый кризис. Изменение жизненных ценностей

В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется , что вызывает у них первое осознанное сексуальное влечение. Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.

Многих родителей объединяет страх перед своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочувствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть , на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным . Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают , зато на подростковых тусовках он постоянный гость.

Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.

Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.

Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.

Второй вид протекания кризиса подросткового возраста – тихий и молчаливый . Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с . Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Родителям, чей ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.

Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил:

    Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.

    Уважайте . Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.

    Не обесценивайте , говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.

    Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно так же, как с любым взрослым человеком.

Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.

Екатерина Сафонова

В нашем мире нет ничего постоянного, все меняется. В простых системах это происходит быстро, молниеносно, в сложных – медленно, незаметно для нашего взгляда. Наши дети, являясь самым сложнейшим смешением простых и сложных систем, растут неравномерно: иногда замедляясь на длительное время, иногда меняясь буквально на глазах.

Рано или поздно, под влиянием изменившихся условий, любая система перестает выполнять свои функции и нуждается в обновлении. Такая ситуация называется – кризис и являет собой завершение действия прежней системы или этапа развития и одновременно началом действия новой системы, нового этапа.Такой переход не всегда происходит без сбоя, некоторой задержки, что и характерно для кризиса.

Развитие ребенка также происходит этапами согласно возраста и подвержено возрастным кризисам в переходные моменты. Но возрастной кризис – это не болезнь и не отклонение от нормы. Скорее наоборот, это показатель правильного протекания процесса взросления и одновременно индикатор сложного периода.

Какие возрастные кризисы бывают у детей

Каждый ребенок индивидуален и уникален. Этапы роста и фазы развития предопределены природой и едины для всех, но время этих изменений, в рамках возрастного периода, их интенсивность, влияние на поведение, у каждого свои.

По этой причине родители, воспитывающие детей, могут и не замечать каких либо особенных отклонений поведения детей в острой фазе подросткового возраста, считая периодические конфликтные ситуации естественным стечением обстоятельств.

Характерными признаками кризиса являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие.

Но многие родители сталкиваются с довольно резким всплеском раздражительности, агрессивного поведения подростка, противодействия. В некоторых случаях такие изменения возрастной психологии приводят к серьезным осложнениям в отношениях между родителями и детьми.

Педагоги и психоаналитики отмечают несколько возрастных кризисов у детей и подростков:

  1. возрастной кризис 1 года.
  2. кризис 7 лет.
  3. юношеский кризис 13 -17 лет.

Причем в последнем случае, в так называемом подростковом кризисе или кризисе переходного возраста, выделяют две фазы: фантомная взрослость кризиса 11 – 14 лет у ребенка и формирование собственного “Я” кризиса 15-17 лет.

Причины и признаки подросткового кризиса

Подростковый возраст – это период между детством и юностью, началом взрослой жизни. В этот период в организме маленького человека формируются и перестраиваются на новых рельсы сразу несколько систем:

  • само тело подвержено бурному росту и в конечном итоге приобретает формы взрослого человека
  • перестраивается интеллект ребенка из детской наглядно-непосредственной логики в понимание путем умозаключений из предпосылок, свойственной взрослым людям
  • переформатируется нравственная-психологическая и социальная модель поведения из ребенка как неотъемлемая часть семьи в самостоятельного индивидуума, функционирующего в социуме вне семьи.
  • созревает и начинает функционировать половая система, корректирующая поведение и нравственные приоритеты.

Развитие этих подсистем происходит неравномерно, индивидуально для каждого ребенка, их формирование ввиду сложности требует значительного периода времени, что и приводит к длительному кризису в юношеском возрасте или пубертатному кризису. Это является сутью кризиса подросткового возраста.

Развитие каждой из перечисленных систем по своему проявляются и влияют на подростка:

  • Быстрый рост тела на некоторое время делает движения подростка несколько неуклюжими, пока вестибулярный аппарат привыкнет к новым пропорциям. Изменяется голос, появляется растительность на теле и другие, характерные для кризиса, проявления. Все это вносит внутреннее беспокойство в привычную жизнь ребенка, появляется повышенная утомляемость. Для скорейшей адаптации к быстрому физическому развитию детей лучше всего подходят занятие спортом, спортивными играми. Важно следить за режимом дня, чтобы подростки выделяли для сна положенное количество времени. Следите за полноценностью питания – растущему организму требуются витамины и калории.
  • Процесс преобразования интеллектуальной системы у некоторых подростков приводит к торможению умственной деятельности и, как следствие, снижению успеваемости в школе. Это временные провалы, их продолжительность может доходить до 2 лет. Но если и по истечении столь длительного срока ваш ребенок не вернулся на обычный уровень успеваемости, то скорее он попал под воздействие другого симптома кризиса.
  • Наиболее болезненным и ярко выраженным воздействием подросткового кризиса на ребенка является перестройка психологического восприятия и социальной модели поведения. На практике это означает, что для подростка родители перестают быть безусловным авторитетом. Их приоритетом становится сверстники, тот социум, в котором они вступают в самостоятельную жизнь и формируются как личность. Этот длительный процесс растягивается вплоть до восемнадцатилетия подростка и приводит к разрушению прежних взаимоотношений с родителями. Он усугубляется крайним негативизмом подростка, не желающим более подчинятся воле родителей с одной стороны и неготовностью родителей относится к подростку как к взрослому человеку и по прежнему видящим в нем лишь своего ребенка.
  • Пубертатный кризис – активная фаза созревания половой системы – характеризуется сменой гормонального фона, появления интереса к противоположному полу, формированием своего внешнего образа, проявлениями сексуальности и первая влюбленность.

Как пережить подростковый кризис

Кардинальным отличием кризиса переходного возраста у подростков от всех дошкольных и ранних кризисов является то, что в прежних ситуациях ребенок искал и в конечном итоге, находил утешение и поддержку у родителей, то теперь родители сами становятся причиной и источником кризисных явлений.

Этот период психологи образно называют “вторым перерезанием пуповины”, то есть отторжением от родителей и становлением самостоятельной личности.

Здесь важно понимать, что если прежде родителям рекомендовалось быть все время рядом с ребенком, перетерпеть, переждать нахлынувшую на него волну эмоций, после чего малыш вновь вернется в теплое и комфортное лоно семейного уюта, то теперь ситуация изменилась. Запущен механизм отторжения прежних семейных уз и птенцы должны вылететь из гнезда.

И здесь нельзя винить ни родителей, в том что они недостаточно добры или наоборот недостаточно строги; ни детей, что они неблагодарны и не послушны – просто так устроена природа этого явления.

Рекомендации родителям: взаимоотношения с подростками кризисного возраста

Выделяются несколько сценариев родительского поведения во время проявлений проблемы подросткового кризиса:

  1. Будет неправильным пытаться жесткими методами удержать подростка в колее безоговорочного послушания – молодой растущий организм рано или поздно возьмет верх, а вот доверительные отношения могут быть разрушены. Кроме того, вырвавшись из под чрезмерной опеки подросток что называется “срывается с катушек” и просто обречен на негативные последствия.
  2. Не правильными будут и попытки задобрить тинейджера, “подсластить” ситуацию с целью сохранить влияние и контроль. Влияние гормонов на психику подростка таково, что ему на физическом уровне претит все, что с такой теплотой и заботой окружало его в детстве.
  3. Также неправильным будет и путь напускного безразличия – “делай что хочешь, жизнь тебя сама поставит на место”. Несмотря на яростное противодействие, подростки нуждаются в родительской поддержке, одобрении, особенно в начале кризиса в юношеском возрасте и во время “откатов”. Кроме того, доверительные отношения, в какой-то степени контроль и влияние сохранить необходимо, чтобы уберечь юношу или девушку от крайне негативного сценария первых самостоятельных шагов.
  4. Самым верным путем является “золотая середина” – подростков нужно отпускать постепенно, планомерно, причем выбор этапов самостоятельности остается за самими подростками. Таким образом они почувствуют так необходимую им свободу выбора а вы сохраните хоть и наблюдательный, но все-же контроль, хоть и совещательное, но все-же влияние.

На ранних стадиях возрастных изменений, внешних предпосылок подросткового кризиса, подростки крайне болезненно воспринимают шутки и иронию по поводу изменений во внешности. Если же совсем не замечать этих изменений, то у мальчика или девочки создаются предпосылки для всякого рода домыслов и комплексов. Родителям следует отмечать возрастные изменения во внешности ребенка, по возможности и степени важности обсуждать их, но делать это как нечто обыденное, само собой разумеющееся, и совершенно нормальное, правильное.

В течении развития кризиса, несмотря на противодействие и негативную фазу, важно набраться терпения и воздерживаться от конфликтов. Первоочередная цель подростка – становление в своем социуме, в среде своих сверстников и все требования родителей и даже учебный процесс, рассматривается ими как дополнительное препятствие на пути к своей цели.

Отношения между родителями и детьми в течении кризиса трансформируются в отношения между взрослыми людьми и если родители сами будут инициаторами этого процесса, помогая тем самым становлению личности своего ребенка, то они останутся близкими и теплыми, как и прежде.

В разные времена в различных общественных формациях складывалось свое представление о степени дозволенности в ранних взаимоотношениях противоположного пола и подростки, как правило, придерживаются общепринятых норм. Физиологическая зрелость, как и в прежние времена, наступает в промежутке от четырнадцати до восемнадцати лет, зрелость же социальная и нравственная в современном обществе приходит позже, здесь все зависит от ряда социальных условий и вызовов, которые возникают перед подростком в реальной жизни.

– этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.

Общие сведения

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости. У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам. При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Причины подросткового кризиса

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Патогенез

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам. От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями. Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков. Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Классификация

Диагностика

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр . Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз. Используются следующие методы:

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет . К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

Подростковый возраст по праву относят к критическим периодам в жизни человека. Многие родители с волнением ожидают, когда их ребёнок войдёт в этот «опасный» возраст. Они знают, что настанет период, когда поведение их сына или дочери каким-то образом изменится. Установленные ранее правила поведения и принятия решений в семье устареют, и нужно будет искать альтернативу. И во многом от того, какие уроки извлечёт подросток из своего кризиса, будет зависеть, что же за личность из него вырастет.

Если бы родители знали заранее, как именно проявит себя их подросток в период взросления, им было бы проще подготовиться к этому нелёгкому этапу. Но очень часто даже сами подростки не понимают, что же происходит с ними и почему они так себя проявляют. Для девочек кризисным принято считать возраст с 11 до 16 лет. Мальчики же сталкиваются с кризисом подростка позже – в 12-18 лет. Возрастной кризис подростка преследует такую цель, как самоутверждение, борьба за статус полноценной личности. И поскольку в современном обществе требования к самостоятельности мужчин более высоки, у мальчиков проблемы кризиса подросткового возраста носят более острый характер.

Характеристика кризиса подросткового возраста

Подростковый кризис нельзя считать исключительно негативным явлением. Да, он представляет собой борьбу за независимость, но борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях. В процессе этой борьбы не только удовлетворяются потребности юноши или девушки в самопознании и самоутверждении, но и оттачиваются модели поведения, которые будут использоваться для выхода из сложных ситуаций во взрослом возрасте.

В психологии кризис подросткового возраста описывается двумя диаметрально противоположными симптомами: кризис зависимости и кризис независимости. Они оба имеют место при взрослении каждого подростка, но какой-то из них всегда доминирует.

  1. Для кризиса независимости характерны упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и пренебрежительное отношение к их требованиям, протест-бунт и собственничество.
  2. Кризис зависимости проявляется в чрезмерном послушании, зависимом от старших положении, возврате к старым привычкам, формам поведения, вкусам и интересам.

Другими словами, подросток пытается сделать рывок и выйти за пределы установленных ранее норм, из которых он уже «вырос». И в то же время он ждёт, чтобы взрослые обеспечили ему безопасность этого рывка, ведь подросток всё же недостаточно зрел в психологическом и социальном плане.

Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет никаких угроз. Но для личностного развития подростка такой вариант менее благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности в себе и тревожности. Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.

Как помочь подростку пережить кризис?

Утешением для родителей «бунтаря» может служить то, что кризисные симптомы проявляются периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель воспитания всё равно придется корректировать. С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает твердый контроль поведения ребёнка, не унижающий его достоинства. Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с учетом мнения повзрослевших детей. Это даст им возможность в достаточной степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и уверенность в себе.

В жизни каждого человека бывает период, сопровождающийся кризисом. Разобраться с этим поможет возрастная психология. Кризис подросткового возраста - это сугубо индивидуальное дело.

Периоды кризиса подросткового возраста

В среднем кризис у девочек происходит в возрасте 11-16 лет, а у мальчиков - в 12-18 лет. У девочек кризис наступает раньше, чем у мальчиков, да и протекает быстрее и легче. Наверное, это происходит потому, что в нашем обществе требования к самоопределению у парней традиционно жестче, чем у девушек.

И все же начало и завершение подросткового кризиса у каждого происходит сугубо индивидуально.

Самим подросткам, родителям и педагогам важно понять, что творится во внутреннем мире подростка в этот период.

Проявления кризиса

Кризис подросткового периода может иметь два сценария развития: зависимый кризис и независимый. При зависимом кризисе подросток становится очень робким и послушным в просьбах, может увлечься детскими играми, в своих поступках полностью зависит от взрослых, самостоятельно никогда и ничего не делает, инфантилен в своих действиях и мыслях, всегда согласен с мнением окружающих (собственные интересы он отстаивать не способен), в обществе старается не выделяться и быть как все остальные ровесники. При независимом кризисе проявляется негативное отношение подростка к жизни, грубость в общении с людьми, нежелание пускать в свой микромир старших, стремление иметь отдельное место жительства, отвергать чужое мнение и быть уверенным в исключительности своих действий и поступков.

Как вести себя родителям со своим подростком

Мы уже говорили, что подростковый возраст у каждого ребенка наступает в свое определенное время. Прежде всего, необходимо внимательно относиться родителям к возрастному развитию ребенка. Так как очень важно не пропустить первые, неотчетливые и смазанные признаки наступления этого возраста.

Во-первых, серьезно относиться к индивидуальному развитию вашего ребенка. Не нужно считать его маленьким, если он начинает чувствовать себя подростком. Но и насильно толкать его во взрослую жизнь не надо. Возможно, вашему ребенку нужно гораздо больше времени, чем его ровесникам. Страшного в этом ничего нет.

Во-вторых, серьезно относиться ко всем высказываниям вашего ребенка, даже если они будут вам казаться глупыми и незрелыми. Попробуйте добиться того, чтобы сказанную фразу вы одинаково понимали с вашим подростком. Например, если ваш сын (или дочка) произнесет: ”Я могу решить все сам”. Нужно понять, что именно стоит за этой фразой. То ли какой свитер надеть на прогулку, то ли ночевать или не ночевать дома. Согласитесь, что в этих понятиях огромная дистанция. Поэтому важно обсудить и серьезно отнестись к сказанному.

В-третьих, попытайтесь, как можно раньше предоставить вашему подростку самостоятельность. Столько, сколько он может вынести. Старайтесь нудно и утомительно советоваться с ним по всякому пустяку. “Как ты предполагаешь, какие обои лучше купить? Похуже или лучше, дороже или дешевле? Яркие или спокойные тона?”. Старайтесь как можно чаще впутывать его в проблемы семьи и свои собственные. Для этого больше рассказывайте о своей работе, советуйтесь с ним как поступить в определенном случае и т.д. Пусть ваш ребенок поймет, что вы на самом деле в действительности, а не на словах, видите в нем равноправного члена вашей семьи.

В-четвертых, всегда делайте сами то, что вы хотите увидеть от своей дочки (или сына). Если вы где-нибудь задерживаетесь, то обязательно позвоните домой и скажите об этом. Говорите не только о том, с кем и куда вы уходите, но и о том, как вы собираетесь провести время. Больше рассказывайте вашему подростку о ваших друзьях и знакомых. Приглашайте к себе домой как можно чаще гостей. Рассказывайте о своих переживаниях и чувствах, делитесь своими проблемами, просите у него совета. Глядя на ваши поступки и отношение к нему, поверьте, что ваш ребенок пойдет в первую очередь к вам со своей проблемой, а не куда-то в ближайшую подворотню.

В-пятых, если вы обнаружите ошибки в воспитании вашего ребенка, которые вы допустили на предыдущих этапах, постарайтесь исправить их. Потому что все допущенные прежде ошибки вылезут наружу и расцветут пышным цветом именно в кризисном подростковом возрасте.



 


Читайте:



Нежные женщины тараса Женщины в жизни шевченко презентация

Нежные женщины тараса Женщины в жизни шевченко презентация

9 марта 1814 года родился легендарный украинский поэт, ставший знаковой фигурой в формировании национального самосознания всего украинского народа,...

Джеймс джойс краткая биография

Джеймс джойс краткая биография

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (1882 - 1941) – поэт и писатель из Ирландии, работавший в направлении модернизма. Детство и юность В южной части...

Игры на обогащение словарного запаса

Игры на обогащение словарного запаса

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике...

Комплексные чертежи многогранников"

Комплексные чертежи многогранников

Управление образования администрации городского округа Коломна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «...

feed-image RSS