Главная - Болезни и лечение
Механизм идентификации. Что такое идентификация? Определение, примеры Как адаптивный процесс

Одна из глубинных потребностей человека, отмеченная Фром мом, -стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествлять себя с неким признанным образцом.

Впервые такого рода механизмы рассмотрены в психологичес­кой концепции Фрейда, возникшей на основе патопсихологичес кого наблюдения, а затем они были распространены на нормаль­ную духовную жизнь. Фрейд рассматривал идентификацию как попытку ребенка (или слабого человека) перенять силу отца, матери (или лидера) и таким образом уменьшить чувство страха перед реальностью.

Современные исследования позволяют значительно расши­рить представление об этом механизме. Мир человеческих пере­живаний чрезвычайно сложен. В основе таких эмоциональных состоянии, каклюбовь, нежность, сострадание, сочувствие, ответ­ственность, лежит нечто такое, что неизменно предполагает взгляд не только на самого себя, но и на других. Ведь эти чувства по самому своему проявлению открыты, направлены на иной объект. Следовательно, глубинная потребность человека состоит в том, чтобы постоянно видеть перед собой какие-то персонифициро­ванные образцы.

Разумеется, человек прежде всего ищет их в ближайшем окружении. Но оно так знакомо и подчас однообразно. Иное дело- экран. Здесь творится необычный, иногда эксцентричный образ, в котором зримо воплощаются мои собственные представ­ления о естественности, нежности, глубине чувств. Вот, например, образ купринской колдуньи, созданный Мариной Влади (1955). Скуластая, с прозрачными глазами, она пронзила сердца милли­онов людей. Образ так убедительно символизировал возвращение к естественности: вот она, босоногая, с распущенными по плечам белесыми прядями, настоящее дитя природы…

Человек стремится понять самого себя. Все эти попытки найти в себе специфически человеческое свойство или дать автохарак­теристику отражают в конечном счете действие механизма иден­тификации. Но это чувство весьма редкий феномен. Оно -удел избранных… Пожалуй,лишь чисто теоретически можно предста­вить себе такую личность, которая проникла в ядро собственной субъективности, постигла себя, создала внутренне устойчивый образ своей индивидуальности.

Гораздо чаще человек -существо мятущееся, постоянно меняющее собственные представления о самом себе. Он живет в мире напряженных и противоречивых мотивов, стремлений и ожиданий. Ему постоянно нужна опора, необходимо соотносить свое поведение с персонифицированным образцом. Девочки играют в «дочки матери». Это постоянно воспроизводимый, непреходящий ритуал игры. Идеал многих юношей персонифицировался вДжонеЛенноне. Пустьзыбкая, но мода. Партийный работник стремится уподобиться вышестоящему… Кавалькады рокеров… Неформалы со своей эмблематикой… Люди пытаются выразить себя опосредованно, через систему сложившихся риту­алов, стереотипов, готовых образов.

На заре отечественного радиовещания пришла кому-то в голову мысль: а что если организовать в эфире уроки утренней гимнастики. Стал диктор призывать граждан начинать утро с бодрых телодвижений. Никто почему-то не торопился внять призывам диктора. Тогда решили поручить утренний комплекс самому популярному комментатору. Однако популярность гим­настики оставалась нулевой… Обратились к Николаю Гордееву. Из эфира полился звонкий, жизнерадостный голос. Встрепенулся народ, прислушался. Что такое? В воображении слушателей рождался прельстительный образ. Вот он -подтянутый, энергич­ный человек, убежденный в том, что жизнь прекрасна, когда утро начинается с гимнастики.

Николай Гордеев -кудесник, герой своего времени… Однако он никогда не занимался спортом. Любимым его занятием было возлежание на диване и отвлеченное размышление о жизни. Что делать, у каждого свои склонности. Фигуру тоже имел далеко не спортивную. А юных радиослушательниц чаровал воображаемым стройным станом, готовностью встретить утро прохладой, а рабочий день -героическими свершениями. Такой уже в эфире складывался образ…

Однажды в программе «Пионерская зорька» прозвучала фраза про эвенкийских мальчиков. Она мгновенно соткала в сознании ребят какой-то экзотический образ. Казалось бы, что тут фено­менального? В стране есть и другие дети -буряты, казахи, удмурты. Но про этих, как оказалось, пока нам неинтересно. А вот эвенкийский мальчик -это вообще нечто удивительное. Со всех концов страны пошли на радио письма. Ребята писали эвенкий скому мальчику. Редакция целый год поддерживала переписку. Сколько новых тем появилось! А ведь об этом никто и не помышлял.

Почему образ не похож на свой прототип? Как происходит процесс отчуждения сущности от явленного на экране? Отчего конкретный человек на экране вдруг вызывает массовое возбуж­дение, а другой -совсем даже нет? В 1943г., например, амери­канская радиозвезда Кэт Смит обратилась к слушателям с призывом приобретать военные облигации и добилась невероят­ного успеха. Миллионы женщин мгновенно отождествили себя с образом, который диктовался звучащим из приемников голосом и который одновременно вырастал из внутреннего мира каждой радиослушательницы.

Богатую актрису, не имеющую семьи, сочли за скромную и бережливую хозяйку, за мать, встревоженную опасностью, кото­рая угрожает ее детям. Так что же, создатели передачи сознательно стремились к такой мистификации? Ничего подобного. Она возникла стихийно, в результате коллективного заблуждения слушателей. Случай с Кэт Смит, с ее радиомарафоном может до конца объяснить лишь реальная ситуация, сложившаяся в Аме­рике в канун военного кризиса, когда миллионы смятенных людей искали спасения в символах семьи, дома, прочного домашнего быта.

Откуда в человеке влечение к персонифицированным идее, сообщению, образу? Да ведь он сам по себе, вне других, имеет весьма смутное представление о том, что он такое. Павел смотрит на Петра как в зеркало. Это мысль Маркса. Вне общества себе подобных человек и не подозревает, что красив, умен, талантлив. Обо всем этом он узнает через других, поскольку рядом живут некрасивые, неумные, неталантливые. Отталкиваясь от них, он создает образ самого себя. И других тоже…

Психика человека постоянно порождает процесс очеловечи вания. На земле, в небесах и на море она усматривает присутствие человека. Э. Фромм, обративший внимание на мультипликаци­онную серию о Микки Маусе, пытался, как и Дцорно, разобраться в популярности образа мышонка. Американский исследователь сформулировал собственную концепцию телевизионного зрели­ща, пытаясь осознать его эффекты, раскрыть причины воздей­ствия на психику. Так же, как и Адорно, Фромм применил к анализу телевизионной продукции социально психологическую методику.

Конечно, объяснить популярность серии мультипликаций, противоречивость восприятия этого зрелища (причудливое спле­тение сочувствия и ненависти у зрителей), потребность в посто­янном продолжении цикла можно было и по Адорно: рядовой индивид, сталкиваясь с суровой действительностью и переживая психологическое напряжение, ищет иллюзорное воплощенияесвоих побуждений. Ощущая себя песчинкой, человек стремится увидеть себя как более слабое, беззащитное существо в образе всесильного и удачливого. С другой стороны, он жаждет реванша, то есть унижения тех, кому завидует, кого считает «счастливчиками». Таким образом человек избавляется отболезненныхнапряжений >я^

либо путем фиктивного напряжения своих влечений (греза), либо путем агрессивного акта (фанатизм).

Однако в таком истолковании метафизики массовой культу­ры, по мнению Фромма, немало неувязок хотя бы потому, что весь анализ, по сути дела, здесь сводится к бесконечной регистрации различных проявлений эскапизма (уходе от реальности). Одно­образное указание исследователя на то, что в культурной продук­ции можно обнаружить галлюцинаторные эффекты и сюжетику злодейства, не позволяет раскрыть содержание телевизионного зрелища более конкретно, детализированно.

Как же усовершенствовать этот анализ? Фромм разъясняет, что сплетение двух комплексов создает различные социально психологические типы. Следовательно, надо сделать еще один шаг на пути к анализу структуры культурной продукции -обратить внимание на всевозможные персонификации, порожденные пси­хологическими механизмами. Фромм предлагает исследовать социальные характеры, образы различных общественных персо­нажей, в которых содержатся обобщенные представления о социально психологических типах восприятия.

У любого человека может происходить срыв духовной авто­интерпретации и замещение ее новой, фиктивной. Индивид, грубо говоря, перестает понимать, кто он такой, и пытается выйти из тупика с помощью полуфантастической ориентации на образ, пришедший с экрана. Подросток, подражающий Штирлицу, студентка, неожиданно воплотившаяся в вамп красавицу, бомж, вообразивший себя светским щеголем… Готовые стандарты неред­ко удовлетворяют психологические запросы зрителя.

Современная культура строится на учете важнейших социаль­но психологических механизмов, истолкованных Фрейдизмом. Социальная практика, массовая культурная продукция обслужи­вают эти механизмы. Психоанализ дал наиболее подробную феноменологию восприятия культурной деятельности в совре­менном мире. Однако он заслуживает критики в другом пункте, в стремлении представить данные механизмы в качестве общей модели культуры.

Литература

Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. Борев В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуника­ция. М„ 1986.

М., 1991. Фромм Э . Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994

Гуревич П.С. Приключения имиджа. М., 1991. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. М., 1989. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. Массовая культура: иллюзии и действительность /Под ред. Э.Ю.Соло­вьева.- М., 1975. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и филосо­фии культуры.

Вопросы для повторения

1. Почему информационные процессы стали основой современной культуры?

2. Отчего современное сознание приняло фабричные формы?

3. Что такое механизм сублимации?

4. Возможна ли сублимация без проекции?

5. Каковы противоречия процесса идентификации?

6. В чем различие сублимации и катарсиса?

Отождествлять себя с кем-то лет в 10 - абсолютно нормально. Но человек растет, происходит становление личности, формируется свой характер. И необходимость в идентификации с иным индивидом отпадает.

А если этого не происходит? Если отождествление продолжается у взрослого? Давайте рассмотрим эту тему. И начнем с выяснения того, что значит идентификация в психологии.

Понятие

Идентификация - себя с другим человеком, членами какой-либо группы, персонажем фильма или книги. Иными словами, понятие идентификации в психологии можно рассмотреть как уподобление себя кому-то.

Идентификацию подразделяют на два вида: первичную и вторичную. К первичной можно отнести становление личности ребенка, проходящего через процесс отождествления. Сначала младенец идентифицирует себя с родителями.

Вторичная идентификация - это отождествление себя с теми людьми, которые не являются родителями.

Виды отождествления

В психологии идентификация личности бывает следующих видов:

    Ситуативная. Проявляется с детства. себя с родителями, братьями и сестрами. В общем, с членами семьи, которых любит ребенок и стремится походить на них.

    Групповая. Уподобление общности в группе. Проявляется в том, что человек признает устои и ценности группы как свои собственные. Понимает себя и принимает как участника данной группы.

    В этом случае человек отождествляет себя как агента социального круга.

    Личностная. Это комплекс характерных черт, присущих конкретному человеку, которые позволяют ему быть отличительным от других и стать подобным себе. Личностная идентификация в психологии понимает под собой постоянство и единство. Речь идет о жизненных установках, целях, мотивах личности. Таким образом, личностная идентификация - это не какая-либо черта характера, а вся сущность человека, его "самость", проявляемая в действиях и поступках, в реакциях на эти поступки.

Существует еще политическая идентификация, но она входит в раздел личностной. Это конкретная жизненная позиция личности и отождествление себя с этой позицией.

Дадим определение. Механизмы

Таково определение: идентификация в психологии - это потребность человека устанавливать совпадения и схожести с объектом своего почитания. Отметим, что это внутренняя бессознательная потребность.

Мы говорим об отождествлении. Что стоит за этим? Каков механизм идентификации в психологии?

Об этом еще говорил З. Фрейд. Он стал первым, кто разработал этот механизм. Согласно Фрейду, человек, который воспринимает мир как систему загадок и таинственных вещей, не в силах самостоятельно осознавать истинное назначение окружающего мира и смысл бытия. Такому человеку нужна система ориентиров, чтобы получить возможность сопоставить себя с конкретным объектом.

На основании этого Фрейд рассматривал механизм идентификации как попытку слабого человека сопоставить себя с теми личностями, которые являются для него авторитетами. Слабый человек боится реальности. А подобный механизм позволяет ему уменьшить страх перед ней.

Идентичность

Идентичность и идентификация в психологии - это одно и то же? Нет, в первом случае - это собственные устои и ценности человека, его взгляды на жизнь. Во втором - отождествление себя с другими людьми или группой.

Когда человек знает, кем он хочет стать и приходит к этому, он достигает и идентичности, и идентификации.

Составляющие идентификации

Когда человек отождествляет себя с кем-то, он примеряет на себя параметры той личности. Ориентируясь на них, бессознательно пытается превратиться в объект подражания, смотреть на мир его глазами. Психологи выделяют следующие составляющие идентификации в психологии:

    Перенос в свой внутренний мир ощущений объекта подражания, принятие его жизненных установок и ценностей.

    Проецирование той личности на себя. Человек начинает продолжать объект подражания собой, то есть отождествлять себя ему. Это способствует переносу на ту личность в себе собственного характера, эмоциональной составляющей, желаний и т. д.

    Попытка "прожить жизнь" объекта отождествления. То есть принятие и усвоение его поведенческого характера.

Общение

Существует два механизма, по которым человек развивается в психологии общения: идентификация и обособление. Человеку свойственно ощущать связь времен. Идентификация со своим родом, с членами своей семьи способствует этому. Что касается обособления, то нормальная личность растет и развивается. Она не может не понимать своей уникальности. Осознавать собственное, уникальное "я" и позволяет обособление.

Идентификация в психологии

Это процесс, в котором человек полностью отторгает себя. Он проецирует объект отождествления на свою сущность, пытается стать тем, кем никогда не был. То есть, уходя от себя, такой индивид примеряет чужую роль и пытается ее играть - если говорить простыми словами.

Для развития и формирования личности - это нормальный процесс, проявляемый еще в детстве.

Какой пример идентификации в психологии можно привести? Отождествление ребенка с отцом. Сын или дочь пытаются усвоить способ мышления любимого родителя, его действия.

Чем отличается идентификация от имитации? Ведь часто эти понятия путают. Их основное различие в том, что имитация - осознанное подражание кому-либо. А идентификация происходит на бессознательном уровне. Пока человек проходит свой индивидуальный путь, она действует. Но иногда индивид никак не может найти себя. И тогда идентификация превращается в барьер, тормозящий развитие человека, приобретает характер патологии.

Идентификация психологических функций

Она приводит к созданию вторичного характера. То есть индивид переводит свою истинную индивидуальность в бессознательное состояние тем, что очень сильно отождествляет себя с самой развитой функцией.

В психологии проблема гендерной идентификации относится как раз к такому типу. Что она из себя представляет? Один из аспектов половой принадлежности. определяется как самоидентификация персоны с определенным гендером. То есть это ощущение себя женщиной, мужчиной или промежуточное состояние. Такое существует, как бы это странно ни звучало.

Гендерное отождествление, как правило, соответствует биологическому полу. Но это бывает не всегда.

Половая идентификация. Личность относит себя к одному из полов, а значит, ориентир ее - соответственные данному полу требования.

Идентификация в психологии может представлять собой защитный механизм. Это представление о ком-то как о самом себе. Самый яркий пример подобного механизма - отождествление родителями себя с собственными детьми. Родитель проецирует на ребенке собственные желания и потребности, а затем предписывает себе его достижения. Например, мама всю жизнь мечтала быть пианисткой. Но стала бухгалтером. Она создает такие предшествующие факторы в окружающей среде, чтобы ее дочь пошла по этому пути. Против воли ребенка. А когда та добивается успеха, мама гордится собой так, если бы это она состоялась как пианист.

Адаптивный процесс

Рассмотрим отождествление как адаптивный процесс. В чем он состоит? В попытках стать похожим на определенного человека, перенять его черты. Вместо индивида может быть группа людей. Это начинается с детства, поэтому изначально идентификация достаточно примитивна. Со временем идет сильнейшая эмоциональная привязанность к выбранному объекту, или к группе людей, Человек ощущает себя единым с ними и "вбирает" не только черты характера и его особенности, но и ценности, установки и образцы поведения группы или объекта поклонения.

Адаптивная идентификация может меняться со временем. Например, если в школьные годы ее объектом был местный хулиган и это придавало определенный социальный статус, то вряд ли взрослый человек захочет иметь статус преступника.

Интересные факты об идентификации по Фрейду

З. Фрейд вывел два ключевых направления идентификации в психологии: эротическая и миметическая. Первая относится к тем людям, которые выступают объектом вожделения. Вторая - это те люди, на которых равняется индивид. Иными словами - те, на которых хотят быть похожими.

Именно миметическая идентификация служит "ниточкой". С ее помощью можно управлять не только одним человеком, но и толпой. Группа людей отказывается от собственных идеалов и переводит внимание на одного общего лидера. Другое дело, что нужно хорошо постараться, чтобы завоевать авторитет среди толпы.

Резюмируем

Что запомнить из статьи?

    Идентификация в психологии - это отождествление себя с каким-то человеком, группой людей или образом.

    Бывает первичной и вторичной. Первичная свойственна для ребенка, вторичная - для взрослого человека.

    Механизм идентификации, по Фрейду, в том, что слабый человек не может опираться на себя. Ему нужен авторитет, с которым он станет отождествлять свою сущность.

    Идентификацию можно рассматривать как защитный механизм и как адаптивный процесс.

    Защитный механизм - это перенос своих желаний на иной объект, при этом достижения этого объекта расцениваются как собственные. Свойственно родителям по отношению к детям.

    Адаптивный процесс - попытка стать похожим на отдельного человека, или на группу людей, перенять его/их ценности.

    По Фрейду идентификацию разделяют на миметическую и эротическую.

Информация в заключение

Итак, мы рассмотрели понятие идентификации в психологии. Его не стоит путать с идентичностью.

Идентификация свойственна незрелой личности, ее процессы начинаются с детства. Как правило, взрослый человек, отвергающий свою сущность - это большой ребенок. Только слабые люди с неустойчивой психикой могут превращать свое "Я" в бессознательное состояние.

Исходя из всего вышеизложенного, вывод напрашивается следующий: все наши комплексы родом из детства.

По тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

Как защитный механизм

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора , может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма .

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» - погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.

Литература

  • Фрейд, Анна . Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. - Москва: Педагогика-Пресс, 1993. - 68 с. - ISBN 3-596-42001-6
  • Мак-Вильямс, Нэнси . Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. - Москва: Класс, 1998. - 480 с. - ISBN 5-86375-098-7
  • Фрейд, Зигмунд . «Я» и «Оно» = Das Ich und das Es (1923). - Азбука, 2008. - 288 с. - 7000 экз. - ISBN 978-5-91181-292-8

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Идентификация (психология)" в других словарях:

    - ’ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я’ произведение Фрейда (1921), посвященное социально психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к психоанализу… …

    идентификация - 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. начиная с раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от ср. лат. identificare отождествлять, уподоблять, устанавливать совпадение) глубинная, трудно удовлетворяемая потребность человека к уподоблению, к поиску объекта поклонения. Индивид, воспринимающий мир как систему таинственных вещей и явлений … Философская энциклопедия

    ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ - (от французск. identification отождествление), отождествление себя с другим существом; одно из основных понятий психоанализа. Особенно отчетливо процессы И. проявляются в сновидениях, где они представляют частичный вид сгущения, т. е. соединения… … Большая медицинская энциклопедия

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставив сноски, внести более точные указания на источники … Википедия

    ИДЕНТИФИКАЦИЯ - процесс неосознаваемого отождествления себя с субъектом общения, деятельности (личностью, социальной общностью, нацией и т. п.), с объектом идентификации (с другим человеком, с определенной группой, общностью людей, другой нацией, народностью), в … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    У этого термина существуют и другие значения, см. Психология восприятия. Психология восприятия запаха процессы, связанные со способностью человека воспринимать и идентифицировать запахи. Процесс восприятия запаха человеком отличается очень… … Википедия

    ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я - произведение З. Фрейда (1921), посвященное социально психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к психоанализу как форме философствования. Такой… … Социология: Энциклопедия

    Произведение Фрейда (1921), посвященное социально психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к психоанализу как форме философствования. Такой переход… … История Философии: Энциклопедия

Что такое идентификация? Это слово, взятое из древнего латинского языка. В переводе на русский означает установление тождественности, а если одним словом, то отождествление.

Идентификация в жизни всего живого на Земле

Идентификация. Сложное и заумное слово. Но если на него посмотреть с другой стороны, то свойство, названное идентификацией, знакомо каждому с раннего детства.

Все живые существа имеют органы обоняния, они видят, слышат, воспринимают вкус и прикосновение, то есть производят сканирование окружающего мира. Результаты этого процесса через нервные окончания поступают в головной мозг, где происходит их обработка. А это и есть идентификация. В зависимости от её результатов делаются какие-то выводы и совершаются действия. Идентификацию или, другими словами, сравнение или отождествление совершает даже ребёночек в утробе матери. Он узнаёт её голос, определяет спокойную классическую музыку, затихает под неё или «буйствует» от громких звуков.

Кроме того, каждый имеет своё имя, фамилию, адрес проживания, в конце концов, свою внешность. И это всё можно объединить в объекты идентификации.

Можно утверждать, что идентификация – это постоянный процесс, происходящий в головном мозге.


Понятие идентификации

В современном мире широко используется как термин «идентификация», так и сам процесс идентификации, притом во многих и совершенно разных сферах жизни.

Что такое идентификация? Этот вопрос занимает умы учёных достаточно долго. Исследованием этой темы занимались и древние философы Аристотель, Спиноза, Г.Гегель, и учёные более поздних времён, и наши современники.

Древнелатинское слово identifico, обозначающее в дословном переводе «отождествление», имеет корень iden, перевод которого означает то, что долгое время не изменяется. Учитывая это, можно сформулировать понятие идентификации как определение соответствия или похожести чего-либо существующему эталону, взятому за основу и имеющему определённые параметры.

Вместе с тем нужно отметить многозначность этого слова, что даёт возможность использовать термин в разных сферах, в каждой из которых он имеет свои определения, виды и системы.


Трактовка идентификации в отдельных областях науки

Впервые идентификацию как понятие применил математик Л. Эйлер ещё в XVIII столетии. Так, при исследовании действий математической системы, он определял и сличал её ядра, а также производил сравнения возможностей передаточных функций, то есть проводил их идентификацию. Описывая эти процессы, он впервые использовал само слово.

Первое применение термина в психологии вскоре после математиков приписывают З.Фрейду, который в 1899 году проводил свои исследования на эту тему.

Идентификация в психологии означает сравнение и сверку между собой двух или нескольких объектов. За основу берутся их определённые качества и особенности. И как результат, установка подобия и аналогии или расхождения и несхожести.

В химии идентификация – это целый процесс. Для того чтобы отождествить неизвестное изначально соединение, проводят его анализ, изучают химические и физические его свойства и после этого сравнивают их с известными аналогами.

Термин "идентификация" применяют также в философии и социологии, в экономике и криминалистике.

Разделение идентификации на виды

Для более полного понимания что такое идентификация, нужно разобраться с её видами. Они зависят от сферы, в которой проводится данное мероприятие.

В криминалистике существует четыре основных вида идентификации:

  • по отображению, получившему материальную фиксацию, например, отпечаток протектора на дороге;
  • по установлению принадлежности части какого-то объекта, например, обрывок ткани, обломок ножа;
  • распознавание по образу, сохранившемуся в памяти, например, у какого-то свидетеля;
  • сравнение ранее описанных признаков с признаками найденного предположительно искомого объекта.

Отдельно стоит обратить внимание на виды идентификации, которые используются относительно разнообразных товаров. Так благодаря потребительской идентификации на рынок не попадают товары непригодные к употреблению. Очень сложной считается идентификация товарно-партионная, которая должна определить изготовителя данной партии товара. Также идентификацию проводят по принадлежности товара к определённому ассортименту, она называется ассортиментной. Кроме этого, существует качественная, определяющая качество товара и сортовая, с помощью которой выявляют дефекты и определяют сорт продукта. Специальная же идентификация выполняется с целью выявления продукции, которая запрещена для реализации, например, генномодифицированной.

Для определения личности используют в основном визуальные виды идентификации (хотя существуют и другие). Самый распространённый из них – это, когда сличают внешность субъекта и его изображение на фото в документе, удостоверяющем личность.

Использование идентификации в криминалистике

Криминалистическая идентификация – это совершение действий по выявлению определённого предмета или субъекта по разнообразным признакам, которые он имеет или оставил, из большого количества похожих предметов или субъектов. Целью такой идентификации является проведение следственных действий или профилактика правонарушений.

Очень часто в криминальном делопроизводстве осуществляют процесс опознания человека или какого-то предмета. Что и есть идентификация. При этом образ, сохранившийся в памяти опознающего, является идентифицирующим. А человек или предмет, которого опознают - это идентифицируемым.

Возможности современной идентификации в криминалистике очень расширились, благодаря научным разработкам в этой сфере. Это не только увеличило скорость раскрываемости преступлений, но и значительно облегчило работу криминалистов.

Криминалистическая идентификация сегодня пользуется новейшими способами. К ним можно отнести ордологическую идентификацию, то есть опознание с помощью запаха. Фоноскопия – это узнавание по звуку, оставленному на телефоне или другом записывающем устройстве.

Геноскопическая идентификация – это отождествление с помощью исследования молекул ДНК. Она помогает установить личность во многих криминальных расследованиях, при опознании погибших в результате катастроф, а также терактов.

Идентификация, применяемая к различным товарам

В сфере торговли идентификация товаров является одним из важнейших действий, необходимых для определения их соответствия с представленной документацией, в которой отражается основная информация о продукции, а также с имеющимися образцами. В процессе идентификации производится маркировка товаров, а также их этикетируют.

С помощью идентификации выявляется и подтверждается подлинность товаров. А маркирование и составление определённой документации препятствует попаданию на рынок нелегальной продукции.

Идентификация товаров проводится на каждом этапе изготовления продукции.
Различают микробиологический, химико-физический и органолептические способы идентификации товаров.

С помощью микробиологического способа определяют наличие вредных микроорганизмов и микрочастиц в товаре. Физико-химический способ позволяет установить свойства продукта. Для его проведения используют специальные приборы и аппаратуру. Органолептические способы хотя и имеют какую-то долю субъективизма, но они очень оперативны и также используются при идентификации.

Идентификация как механизм накопления и сохранения информации о личности

Идентификация личности происходит путём определения тождественности человека по группе особенностей при их сравнении.

Для идентификации человека необходимо установить полные паспортные данные. Сюда относятся фамилия, имя и отчество, дата и место его рождения. Также используются идентификационный код и другие данные, в зависимости от требований идентифицирующей стороны.

Существуют различные способы идентификации. Это может быть номер, который выдаётся на всю жизнь (ИНН). Номер, который может быть изменён в связи с изменениями фамилии или других данных. А может быть несколько номеров, их совместное наличие будет способствовать идентификации.

Идентификация может быть централизованной, когда все данные хранятся на высшем уровне. Может быть распределённой, когда информация сохраняется там, где субъект зарегистрирован. В этом случае может происходить обмен информацией. При иерархическом типе идентификации, информация есть во всех инстанциях от нижестоящих до высших.

Разнообразие методов, применяемых для идентификации

Для совершения идентификации каких-то объектов используются различные методы идентификации.

Самый простой метод уникальных наименований известен с древних времён. Именно благодаря ему свои особенные названия имеют города, страны, планеты и так далее.

Многие объекты, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, имеют свои номера. Их присвоение обусловлено методом идентификации с помощью чисел, составляющих номер, который является одним из самых широко применяемых.

Для идентификации продукции или документации повсеместно используют методы условных обозначений, которые подразделяются на мнемонические, классификационные и мнемоклассификационные.

Для систематизации различных объектов и упрощения сбора необходимой информации о них используют классификационный метод.

Если особенности объекта идентифицируются по определённым нормам, описанным в нормативных или технических документах, то используется ссылочный метод идентификации.

В случае если определённый объект идентифицируют с помощью описания его качеств, признаков, размеров, то используют описательный метод.

Использование различных систем для идентификации

Для ускорения и упрощения идентификации, а также исключения сомнительных манипуляций разработано много систем, разновидности которых зависят от сферы их применения.

Принцип действия – это считывание или сканирование устройством электронного кода.

Своя система идентификации разработана для сетевых супермаркетов, когда кассир подносит код, нанесённый на упаковку, к сканеру и система считывает название товара, его стоимость.

Благодаря системе идентификации можно пользоваться электронными ключами, пропусками и банковскими картами. Здесь информация нанесена на магнитную строку и считывается специальным устройством.

Идентификация – это настолько разноплановое понятие в современном мире, что дать однозначный ответ на вопрос о том, что такое идентификация очень сложно.

Идентификация . Еще одним важным психологическим механизмом является идентификация. Идентификация (от позднелат. identifico - отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание. Благодаря механизмам идентификации происходит присвоение чувств, отношений, мотивов, присущих тем людям, которых личность принимает за образец, пример для подражания. Причем человек может отождествлять себя не только с другим
человеком, но и с идеалами, образцами, общественными ценностями.

На основе механизма идентификации происходит перевоплозение одного человека в другого - носителя привлекательных черт, свойств, направленности деятельности, интересов, мотивов, иными словами, носителя определенных индивидуальных и социальных ценностей.

Механизм идентификации проявляется в различных формах. Это может быть уподобление в виде подражания (Б.Ф. Поршнев), отождествления себя с другими, погружения в мир личностных н нов другого, в потенциальной способности реализовать мотив другого человека и т.д. Развитие индивида при этом происходит специфическое подражательное усвоение значимых личностным мыслов.

Составляющей механизма идентификации выступает личностная идентичность. Традиционно появление термина «идентичность» типологии связано с именем Э. Эриксона, который определял И идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, выделив некоторые элементы идентичности на уровне индивидуального опыта:
- чувство идентичности, личного тождества и исторической непрерывной личности;
- сознательное чувство личностной идентичности основано на двух одновременных наблюдениях - восприятии себя как тождествнного и сознание непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, - с другой;
- переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастаюпгую непрерывность между всем тем, что он пережил, и будущим; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе.

А. Ватерман в своем исследовании обращает внимание на ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности, выделяя четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:
1) выбор профессии и профессионального пути;
2) принятие и переоценка религиозных и моральньгх убеждений;
3) выработка политических взглядов;
4) принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.

В психологии выделяются следующие статусы идентичности:
Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственны чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего.

Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном использовал Дж. Марсиа по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни).

Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояние кризиса идентичности, но тем не менее обладает выбором целей, ценностей, убеждений. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями и другими значимыми людьми.

Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно формировать их. При отсутвии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных их состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности.

Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия, с тем, чтобы найти и принять новые ценности, виды деятельности.

Своеобразно подходит к проблеме идентичности Р. Фогельсон. И его модели «борьбы идентичностей» выделяются четыре ее вида:
1. Реальная идентичность - самоотчет индивида о себе, его самоописание «Я сегодня»;
2. идеальная идентичность - позитивная идентичность, к которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть;
3. негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать, каким он не хотел бы себя видеть;
4. предъявляемая идентичность - набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности.

Человек старается приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью. Это достигается путем манипулирования предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии.

В отечественной психологии выделяются следующие тенденции интерпретации феномена идентичности:
- Идентичность имеет структурное строение. Основными параметрами ее измерения являются содержательный и оценочный, находящиеся во взаимодействии и взаимосвязи. Идентичность существует в плане субъективного времени.
- Возможно выделение двух аспектов идентичности - личностного и социального. Онтогенетическая личностная идентичность является вторичной по отношению к социальной, формируясь на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий.
- Идентичность - динамическая структура, она развивается на протяжении всей жизни человека, причем это развитие не линейно, а неравномерно проходит через преодоление кризисов идентичности, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении.
- Возможно выделение различных типов идентичности. Классификации основываются на таких параметрах, как наличие или отсутствие кризиса идентичности, сила и наличие решений, принятых относительно себя и своей жизни, открытость новому выбору. Способность к изменению идентичности связана с использованием защитных стратегий.
- На поведенческом уровне возможно рассмотрение идентичности как процесса решения значимых проблем, причем каждое принятое решение по поводу себя и своей жизни (самоопределение) будет вносить вклад в формирование структуры идентичности в качестве ее элемента.
- Идентичность является социальной по происхождению, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения им выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.

Вышеотмеченные тенденции лишь отражают многочисленные и разнообразные исследования идентичности, значение которой в познании личности, ее характеристик во все большей степени осознается в связи с расширением и углублением проблематики личностного развития, ее самоопределения, социализации и индивидуализации.

Механизм динамического равновесия. Базовым механизмом развития активности выступает механизм динамического равновесия, который связывается, как уже отмечалось, с причинно-следственными характеристиками динамических процессов и устойчивости психической деятельности.

В.Г. Леонтьев, разрабатывая механизмы мотивации, обратил внимание на наличие некого исходного генерализованного механизма, являющегося важным звеном всех других мотивационных механизмов. Это механизм динамического равновесия.

Проведенные специальные наблюдения и анализ процессов организма показали, что неуравновешенность в какой-либо системе всегда возникает вслед за достижением равновесия в другой, связанной с ней системой. При этом равновесие есть истинная причина активности в различных системах. Нарушение равновесия формирует стремление к его восстановлению и порождает соответствующие следствия, что и является, з конечном счете, источником побуждения, энергетическим элементом активности. В этом и проявляется
механизм динамического равновесия. Так, например, люди, достигнув высокого уровня профессионального мастерства, когда в труде почти все познано и нет особой внешней стимуляции, начинают вносить в этот процесс элементы творчества или игры. Согласно этим позициям, люди пытаются так преобразовать процесс деятельности, чтобы она становилась более эмоционально привлекательной, что способствует повышению уровня активности.

Английские психологи М. Аптер и К. Смит исследовательским путем установили связь между уровнем активности субъекта и его гедонистическим тонусом. Согласно их выводам, действуют альтернативные системы, управляющие активностью человека. Одна такая система способствует избеганию активности - при ее действии субъект испытывает наиболее приятное состояние, когда активность минимальна, а наименее приятное - при максимальной величине активности. Вторая такая система направлена, напротив, на поиск активности. Когда она «действует», то наиболее приятное состояние возникает при максимальной активности (радостном или «боевом» возбуждении; а наименее приятное - при минимальной активности расслаблении).

Свои идеи М. Аптер и К. Смит сформулировали в теории реверса активности, согласно которой по ходу выполнения профессиональной деятельности возможны переключения организма с одной системы регуляции на другую, с соответствующей сменой гедонистического тонуса субъекта.

Так, когда деятельность человека направлена на результат, его эмоциональное состояние может быть обусловлено:
1) тревогами по поводу трудностей задач;
2) приятной релаксацией после их успешного разрешения.

Здесь действует система избегания активности. Осознанию трудности задачи и возникновению по этому поводу тревоги, с сопутствующей ей высокой активностью, соответствует движение по кривой избегания активности вправо вниз. А успешному разрешению этой задачи - обратное движение по этой кривой со сменой тревожного (неприятного) состояния на приятное состояние релаксации.

Субъект, преднамеренно создавая трудности и опасности в деятельности и вызывая связанное с ними состояние «боевого» возбуждения, как бы перемещается по кривой «поиска» активности вправо-вверх. После же успешного разрешения «опасной» задачи у него возникает приятное состояние релаксации, что означает реверс активности - переход с кривой поиска активности на кривую ее избегания. Далее у субъекта появится снова желание проверить себя на «опасной» задаче. Это означает реверс активности с переходом от системы избегания активности к системе ее поиска. И далее описанный выше цикл изменения активности и гедонистического тонуса будет снова повторяться.

По мнению М. Аптера, человеческая психика обладает «внутренней непоследовательностью и внутренней самопротиворечивостью, что может проявляться в один момент в желании какого-либо события, при этом человек переживает радостное возбуждение, в другой момент - в избегании этого же события. Следовательно, существует внутренняя взаимообратимость, переключаемость процессов (инверсия), которая определяет изменения и сложность поведения человека». Так, применительно к мотивации могут переключаться «система избегания» активности и «система поиска» активности. На любом уровне активности может переключаться и гедонистический тон, то есть радостное возбуждение и релаксация на тревожность и расслабленность. Отсюда принцип переключения процессов и состояний человека является основой теории реверсивности. Исследователь подчеркивает тот факт, что в психике существуют альтернативные системы и что реверсия возникает из едиства противоположностей в этих системах.



 


Читайте:



Салат с горбушей консервированной и рисом: новые рецепты с фото

Салат с горбушей консервированной и рисом: новые рецепты с фото

Горбуша – фаворит среди рыбных консервов семейства лососевых. Именно её многие кулинары выбирают, если хотят приготовить салатик с...

Курица с овощной подливкой Рецепт приготовления курицы в сливочном соусе

Курица с овощной подливкой Рецепт приготовления курицы в сливочном соусе

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога и зрители канала YouTube. Когда на улице все еще немного холодно, идет дождь или дует северный ветер и...

Как заготовить малину на зиму — все вкусные рецепты Малина в собственном соку без стерилизации

Как заготовить малину на зиму — все вкусные рецепты Малина в собственном соку без стерилизации

Малина в собственном сокуПодготовленные ягоды уложить в банки и залить малиновым соком, нагретым до 50 градусов, накрыть крышками и поставить в...

Жаркое оригинальный рецепт

Жаркое оригинальный рецепт

Жаркое по-домашнему – относительно простое блюдо из доступных, широко распространенных продуктов. Тем не менее, оно не оставляет равнодушным ни...

feed-image RSS