Главная - Болезни и лечение
В ВКС ждут сильную руку: кто возглавит воздушно-космические силы. ВВС России: история развития и актуальный состав Генералы войск связи ввс ссср

{{direct}}

Н а следующий день, 8 июня 1941 года, волна арестов захлестнула высший эшелон военного руководства. Арестовали Я. В. Смушкевича, 1902 года рождения, члена ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенанта авиации, в 1939–1940 годах – главкома Военно-воздушных сил Красной армии, затем – генерал-инспектора ВВС РККА, помощника начальника Генштаба по ВВС. Выдающийся летчик-истребитель и командир, он воевал в небе Испании и Халхин-Гола, за исключительное мужество и мастерство был дважды удостоен звания Героя Советского Союза (в СССР до начала Великой Отечественной войны это звание дважды получили только пять человек).

9 июня 1941 года арестован А. Д. Локтионов, 1893 года рождения, штабс-капитан старой русской армии, член ВКП(б) с 1921 года, генерал-полковник. В 1937–1940 годах он – главком ВВС РККА, заместитель наркома обороны СССР, член ЦК ВКП(б), член Главного Военного Совета. Последняя должность перед арестом – командующий Прибалтийским особым военным округом (до февраля 1941 года, затем – «в распоряжении НКО»). Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

17 июня 1941 года арестован К. М. Гусев, 1906 года рождения, член ВКП(б) с 1930 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Белорусского ОВО, затем – ВВС Дальневосточного фронта.

19 июня 1941 года арестован П. А. Алексеев, 1888 года рождения, член ВКП(б) с 1920 года, генерал-лейтенант авиации, начальник Главного управления авиационного снабжения РККА, затем – помощник начальника ВВС Приволжского ВО.

Разгром ни при чем

На рассвете 22 июня 1941 года начались известные события, но они ни в коей мере не остановили и даже не притормозили раскрученный маховик репрессий.

“ Итоги большой работы, проведенной чекистами за неполных два месяца, поражают воображение ”

Через несколько дней после начала войны (точная дата все еще неизвестна) был арестован Герой Советского Союза, заместитель наркома обороны по боевой подготовке войск (до этого – начальник Генерального штаба Красной армии) генерал армии К. А. Мерецков. Вечером 21 июня решением Политбюро он был назначен представителем верховного командования на Северном фронте и утром 22 июня выехал в Ленинград. 23 июня Мерецков был включен в перечень «постоянных советников Ставки Верховного командования» наряду с такими доверенными людьми Сталина, как Молотов, Берия, Шапошников, Жданов, Маленков, Мехлис. В тот же день, 23 июня 1941 года, Мерецков был внезапно вызван в Москву и арестован (по одной из версий – прямо в приемной Сталина).

История с внезапным арестом и еще более загадочным освобождением (в начале сентября 1941 года) Мерецкова является одним из наиболее «темных пятен» в летописи войны. На сегодня известно ровно два документа, непосредственно относящихся к «делу» Мерецкова. Оба эти документа были опубликованы в газете «Труд» (№ 230 от 14 декабря 2001 года).

Первым «документом» приходится считать сообщение руководства Центрального архива ФСБ о том, что следственное дело К. А. Мерецкова уничтожено. Именно так – не утеряно, не засекречено, а уничтожено. Почему? Для материалов об аресте начальника Генштаба и заместителя наркома обороны не нашлось места в шкафу? Вторым документом является письмо, с которым 28 августа 1941 года сам Мерецков обратился к Сталину. Письмо это, которое по здравой логике должно было быть уничтожено вместе с якобы уничтоженным «делом», чудесным образом не уничтожилось... Арест Мерецкова по времени совпал с волной арестов руководства советских ВВС, но это совпадение может быть и вполне случайным. В своей книге «25 июня» я высказал и попытался (в рамках имеющейся, крайне скудной источниковой базы) обосновать гипотезу, в соответствии с которой Мерецков пал жертвой интриг (возможно, операции германских спецслужб), результатом которых стал массированный налет советской авиации на Финляндию (25 июня 1941 года) и последующее развязывание 2-й советско-финской войны.

24 июня 1941 года арестован П. В. Рычагов, 1911 года рождения, генерал-лейтенант авиации. Летчиком-истребителем Рычагов стал в 20 лет. В октябре 1936 года в составе первой группы советских летчиков прибыл в Испанию, до февраля 1937 года эскадрилья бипланов И-15, которой командовал Рычагов, сбила (точнее говоря – заявила сбитыми) 40 самолетов авиации фашистов. 31 декабря 1936 года отважному летчику и талантливому командиру присвоено звание Героя Советского Союза. Из Испании Рычагов попадает в Китай, где уже в должности командира всей советской авиагруппы воюет против японских захватчиков. 8 марта 1938 года награжден орденом Красного Знамени, а в апреле назначен командующим авиацией Приморской группы Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. За успешное руководство действиями ВВС в боях у озера Хасан в 1938 году награжден вторым орденом Красного Знамени. В том же году Рычагов принят в партию решением ЦК ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа. Во время финской войны командует ВВС 9-й армии – четвертая война и третий орден Красного Знамени. С июня 1940-го – заместитель, а с августа 1940 года – главком ВВС РККА.

26 июня 1941 года арестован А. П. Ионов, 1894 года рождения, член ВКП(б) с 1938 года, генерал-майор авиации, командующий ВВС Северо-Западного фронта (Прибалтийский ОВО).

Фото: ИТАР-ТАСС

27 июня 1941 года арестован П. С. Володин, 1900 года рождения, генерал-майор авиации. Первый раз Володина (на тот момент – начальника штаба ВВС 1-й Краснознаменной армии) арестовали в 1938 году, затем в рамках «бериевской оттепели» выпустили на волю в 1939-м. С 11 апреля 1941 года и по день ареста – начальник штаба ВВС РККА.

В тот же день, 27 июня 1941 года, был арестован И. И. Проскуров, 1907 года рождения, член ВКП(б) с 1927 года, генерал-лейтенант авиации. Послужной список генерала Проскурова был необычен даже по меркам того невероятного времени. В 1931 году с последнего курса Харьковского института электрификации Проскуров призван в РККА, где окончил летную школу и стал командиром экипажа тяжелого бомбардировщика. Затем Проскуров служит летчиком-инструктором элитной Военно-воздушной академии им. Жуковского, командиром бомбардировочной эскадрильи. В числе первых Проскуров прибыл в Испанию, где за штурвалом СБ воюет с франкистами. В 1937 году ему присвоено звание Героя Советского Союза. После Испании – командующий авиационной армией особого назначения Дальневосточного фронта. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. 14 апреля 1939 года военный летчик и авиационный командир становится начальником Разведывательного управления и – по занимаемой должности – заместителем наркома обороны. 27 июля 1941 года (ровно за 11 месяцев до ареста) Проскуров снова возвращается в авиацию, командует ВВС Дальневосточного фронта, а позднее назначается помощником главкома ВВС по авиации дальнего действия.

В тот же день, 27 июня 1941 года, арестован Е. С. Птухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1918 года, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Юго-Западного фронта (Киевского ОВО). Военную авиашколу он окончил в 1929 году, летчик-истребитель, командир истребительной авиабригады. В Испании – советник республиканских ВВС, после возвращения в Советский Союз в 1938 году назначается командующим ВВС Ленинградского ВО. Во время финской войны – командующий ВВС основного, Северо-Западного фронта. Герой Советского Союза, награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды. В январе 1941 года Птухин назначен начальником Главного управления ПВО РККА, а затем – командующим ВВС Киевского особого военного округа.

28 июня 1941 года арестован Ф. К. Арженухин, 1902 года рождения, член ВКП(б) с 1922 года, генерал-лейтенант авиации. В 1927 году окончил Борисоглебскую школу военных летчиков, в 1931-м – Курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии. Командир авиаэскадрильи, старший инспектор по летной службе инспекции ВВС, начальник штаба 4-го бомбардировочного авиакорпуса. Помощник военного атташе в Испании, в 1938–1940 годах – начальник штаба ВВС РККА, затем – начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

8 июля 1941 года арестован А. И. Таюрский, 1900 года рождения, член ВКП(б) с 1926 года, генерал-майор авиации. Заместитель командующего ВВС Западного фронта (Западного ОВО), после гибели командующего ВВС фронта вступил в исполнение его обязанностей.

12 июля 1941 года арестован Н. А. Ласкин, 1894 года рождения, беспартийный, генерал-майор авиации, начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта.

На первый (и поспешный) взгляд аресты, произведенные после 22 июня, могли быть связаны с расследованием причин и поиском виновных в разгроме советской авиации, однако в упомянутой выше «обвинительной справке» Берии от 29 января 1942 года события войны даже не упомянуты! Командиры ВВС западных округов (Ионов, Птухин, Таюрский, Ласкин) – в точности, как и авиационные генералы, арестованные до 22 июня, – «уличаются показаниями» расстрелянных в 1937–1938 годах Белова, Урицкого, Бергольца, Уборевича. Им вменяются в вину «участие в правотроцкистском заговоре» и даже «шпионаж» в пользу почти уже несуществующей Франции. Завербовались они в шпионы кто в 1938-м, а кто (Птухин) так и в 1935 году…

Предрешенные судьбы

К слову сказать, судьба командующего ВВС Киевского особого военного округа Птухина была, видимо, решена еще ДО немецкого вторжения. Маршал авиации А. А. Новиков (в ту пору – командующий ВВС Ленинградского военного округа) пишет в своих мемуарах:

«…20 июня меня неожиданно по приказу наркома обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко вызвали в Москву. В субботу я вернулся в Ленинград и тотчас позвонил в наркомат. Генерал Злобин, состоявший при наркоме для особых поручений, сообщил, что меня переводят в г. Киев. Естественно, я сразу подумал о генерале Е. С. Птухине и осведомился, куда переводят его. Вопрос мой остался без ответа. Злобин как-то замялся и после недолгой паузы ответил, что вопрос о Птухине еще не решен, а мне надлежит быть у маршала в 9 часов утра 23 июня, и повесил трубку...»

Очень много неясного и в обстоятельствах гибели командующего ВВС Западного фронта генерал-майора И. И. Копца. По общепринятой версии Копец застрелился в своем служебном кабинете вечером 22 июня 1941 года. Имеющиеся и изученные мной документы штаба ВВС Западного фронта молчаливо свидетельствуют о том, что командующий ВВС фронта действительно сменился: утром 22 июня документы подписывает Копец, а в ночь с 22 на 23 июня – уже другие, быстро сменяющие друг друга лица. Однако никакого документа о том, что новый командующий вступил в исполнение обязанностей, нет, равно как нет и малейших упоминаний о том, куда же делся прежний. Все это очень странно: по известным уставным нормам даже уход командира в очередной отпуск и назначение временно исполняющего обязанности оформляется письменным приказом.

В традиционную версию (самоубийство, вызванное психологическим срывом от разгрома авиации фронта) не вписывается самое в таком вопросе главное – свойства личности погибшего. Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и ордена Красного Знамени, участник двух войн (испанской и финской) 34-летний генерал Иван Копец не был «бывшим летчиком-истребителем». До последнего дня он оставался летающим летчиком. Маршал Скрипко в своих мемуарах с некоторым даже неодобрением отмечает, что командующий авиацией округа большую часть времени проводил на аэродромах, на которые он не приезжал на ЗИСе, а прилетал на истребителе И-16. Да и звание Героя Советского Союза командир эскадрильи И. И. Копец получил не в подарок «к юбилею», а за личное мужество, проявленное в небе Мадрида.

Для человека с такой биографией и таким характером гораздо естественнее было бы свести счеты с жизнью – если бы такое намерение на самом деле возникло – в воздухе, в кабине боевого самолета, прихватив с собой нескольких врагов. Самолет-истребитель в личном распоряжении командующего ВВС был. Немецких самолетов в небе над Белоруссией было предостаточно, они сами прилетали к Минску. Все становится на свои места, если предположить, что во второй половине дня 22 июня 1941 года за командующим авиации фронта приехали. Приехали люди с «горячими сердцами», «друзья народа». Вот в таком случае единственным способом уклониться от «следствия» и неправого суда оставалась одна только пуля в висок.

Не вписывается в версию о самоубийстве генерала Копца и один эпизод, описанный в дневнике П. К. Пономаренко (первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, в первые дни войны – член Военного совета Западного фронта). В этом документе (опубликован под редакцией известного российского историка В. Невежина в минском журнале «Неман» №№ 7, 8 за 2008 год) имеется такая запись: в середине дня 23 (двадцать третьего!) июня в телефонном разговоре с Пономаренко Сталин говорит ему: «Да, чуть не забыл. Смушкевич показал, что Копец являлся немецким шпионом. Командующим авиацией назначен его заместитель. Присмотритесь к его качествам. Расскажите об этом Павлову…»

Если это правда и днем 23 июня ни командующий фронтом Павлов, ни член Военного совета ЗФ Пономаренко еще ничего не знали про «самоубийство» командующего ВВС фронта, якобы произошедшее днем ранее, то скорее всего никакого самоубийства и не было. Был арест и/или убийство при задержании. Разумеется, окончательные выводы делать еще рано, историкам остается надеяться на то, что для документов «дела» генерала И. Копца место в архивных хранилищах НКВД-КГБ-ФСБ нашлось…

Кроме двух помилованных…

Итоги большой работы, проведенной чекистами за неполных два месяца, поражают воображение. Были арестованы:

  • заместитель наркома обороны, бывший начальник Генштаба РККА (Мерецков);
  • нарком вооружений (Ванников);
  • нарком боеприпасов (Сергеев);
  • трое бывших командующих ВВС Красной армии (Локтионов, Смушкевич, Рычагов);
  • начальник Главного управления ПВО СССР (Штерн);
  • помощник главкома ВВС по авиации дальнего действия (Проскуров);
  • начальник штаба ВВС РККА и его заместитель (Володин и Юсупов);
  • командующий ВВС Дальневосточного фронта (Гусев);
  • заместитель командующего ВВС Ленинградского ВО (Левин);
  • командующий ВВС Северо-Западного фронта (Ионов);
  • командующий ВВС Западного фронта (Таюрский);
  • командующий ВВС и начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта (Птухин и Ласкин);
  • командующий ВВС Московского ВО (Пумпур);
  • помощник командующего ВВС Орловского ВО (Шахт);
  • помощник командующего ВВС Приволжского ВО (Алексеев);
  • начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС (Арженухин);
  • начальник НИИ ВВС (Филин);
  • начальник НИП авиационных вооружений (Шевченко).

Список, разумеется, далеко не полный. Он даже не включает в себя всех тех, кто был поименно назван выше. А ведь были еще десятки других командиров, инженеров, управленцев, которые были арестованы и убиты в рамках «дела авиаторов». А одновременно с ним раскручивалось грандиозное дело об «антисоветском заговоре» в Главном артиллерийском управлении РККА (были арестованы и расстреляны заместитель начальника управления генерал-майор Г. К. Савченко и его заместители, многие конструкторы артиллерийских систем).

Никто не знает почему, но Сталин помиловал двух обреченных: Ванникова и Мерецкова. 20 июля прямо из тюремной камеры на рабочее место вернули Ванникова. Председатель ГКО Сталин самолично написал бумагу такого содержания:

«ГКО удостоверяет, что товарищ Ванников Борис Львович был временно подвергнут аресту органами НКВД, как это выяснено теперь, по недоразумению, что т. Ванников считается в настоящее время полностью реабилитированным. Т. Ванников Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР назначен заместителем наркома вооружения и по распоряжению ГКО должен немедленно приступить к работе в качестве заместителя наркома вооружения».

Чуть позже Ванникова назначили наркомом боеприпасов СССР. Он служил Хозяину верой и правдой, и когда наступило время создать для товарища Сталина «боеприпас» небывалой разрушительной силы – атомную, а затем и водородную бомбу, то поручили это дело именно Ванникову, ранее арестованному органами НКВД, «как это выяснено теперь, по недоразумению». Ванников с заданием справился, довел дело до испытания «боеприпаса» мощностью в 50 мегатонн и стал трижды Героем Соцтруда.

Мерецкова освободили в начале сентября 1941 года и прямо из тюремной камеры в том же звании генерала армии и снова в должности представителя Ставки отправили на Карельский фронт. Больших (да и малых) успехов этот фронт под командованием бывшего заместителя наркома не достиг. Возможно, потому, что здоровье и силы Мерецкова были безвозвратно подорваны. По распространенной исторической легенде, заботливый Сталин даже разрешал изувеченному пытками генералу докладывать сидя. Хрущев в своих мемуарах пишет: «Когда я видел Мерецкова в последний раз, это был уже не Мерецков, а его тень. Раньше он был молодой генерал, физически крепкий, сильный человек, а теперь он еле ходил…»

Всех остальных, кто не был замучен во время «следствия» и дожил до приговора, расстреляли. 28 октября после эвакуации центрального аппарата НКВД из Москвы в Куйбышев на окраине «запасной столицы» расстреляли Локтионова, Штерна, Арженухина, Рычагова, Смушкевича, Проскурова, Савченко, Володина. Судьба самой большой группы арестованных была решена 29 января 1942 года, Сталин лично начертал на докладной записке наркома НКВД Берии: «Расстрелять всех поименованных в списке». 13 февраля 1942 года Особое совещание НКВД СССР оформило волю «вождя» постановлением о смертном приговоре. Молодых, тридцати- и сорокалетних генералов, записавшихся в партию большевиков-ленинцев в возрасте 18–20 лет, расстреляли 23 февраля 1942 года. В День Красной армии.

***

С той поры прошло много-много лет. В Куйбышеве на месте расстрельного участка НКВД появился парк. Детский парк имени Гагарина. В начале «перестройки» на месте будущего памятника героям-мученикам поставили памятный камень. Пригласили родственников, произносили речи. Теперь на этом месте стоит скромный, почти незаметный из-за деревьев монумент. Правда, трава там родится хорошая, высокая и красивая. С полевыми цветами.

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2019 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2019 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

Больше всего на вооружении остается вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные, но старые советские машины, которые вполне можно будет использовать еще некоторое время после минимальной модернизации.

Перспективы ВВС России

Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них — в завершающей стадии.

Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2019 году.

Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112 , которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35 , его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Генерал-лейтенант Юдин А.В. родился 02 апреля 1962 года в городе Армавире Краснодарского края. В 1983 году окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков. Службу проходил в должностях летчик, старший летчик, командир звена Прибалтийского военного округа.

В 1989 году переведен в Западную группу войск на должность командира звена истребительного авиационного полка. С декабря 1989 года заместитель командира авиационной эскадрильи 16-й Воздушной армии.

В 1996 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина Московского военного округа.

С 1996 по 2008 год проходил службу на должностях командира авиационной эскадрильи, заместителя командира истребительного авиационного полка, командира истребительного авиационного полка, заместителя командира дивизии, командира дивизии противовоздушной обороны Дальневосточного военного округа.

С 2008 года слушатель Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2010 году назначен на должность начальника Управления боевой подготовки Военно-воздушных сил.

С 2011 года заместитель командующего войсками командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа.

С мая 2012 года — командующий войсками командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Южного военного округа.

Указом Президента Российской Федерации и приказа МО РФ № 389 от 11.06.2014 года командующему войсками объединения ВВС и ПВО ЮВО генерал-майору Юдину Андрею Вячеславовичу присвоено очередное воинское звание генерал-лейтенант.

С сентября 2015 г. назначен на должность командующего Военно-воздушными силами — заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами России.

Женат. Имеет троих детей.

Ниже приводится список Главнокомандующих ВВС СССР и РФ в послевоенное время. Список начальников военно-воздушного флота РККА СССР начиная с 1918 и до 1946 г. . Для полноты картины можете узнать с чего все начиналось: списки и в годы Гражданской войны. Для полноты картины так же рекомендую материал о .

Главный маршал авиации

Главнокомандующий ВВС (04.1946 - 07.1949 и 01.1957 - 03.1969).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (19.08.1944).

На военной службе с 1919 г. Окончил пехотные командные курсы (1920), Высшую тактико-стрелковую школу комсостава РККА (курсы «Выстрел», 1923), Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (1932), Качинское военное училище летчиков (экстерном, 1935).

Участник Гражданской войны в России: красноармеец, командир маршевой роты запасного полка. После войны командовал учебной ротой 12-х Краснознаменных пехотных курсов Приволжского военного округа (1923-1928), стрелковым батальоном (1928-1930). С 1930 г. в составе Военно-воздушных сил РККА: начальник оперативного отделения штаба авиационной бригады (с 06.1932), помощник начальника тактического отдела научно-исследовательского института ВВС РККА (с 06.1933), командир эскадрильи высших летно-тактических курсов РККА (с 02.1934), помощник начальника по летной подготовке (с 1938), начальник высших авиационных курсов усовершенствования летного состава РККА (с 05.1941).

В годы Великой Отечественной войны: командующий ВВС Южного фронта (09-1941-05.1942), 4-й воздушной армией (05-09.1942; 05.1943-1945), ВВС Закавказского фронта (09.1942-04.1943). Отличался глубокими знаниями в области оперативного искусства, постоянными поисками нового, творческим подходом к решению поставленных задач. Это позволяло ему умело организовывать взаимодействие соединений ВВС с сухопутными войсками, оказывать действенную помощь общевойсковым и танковым армиям.

В послевоенный период: главнокомандующий Военно-воздушными силами (1946-1949), одновременно заместитель Министра Вооруженных Сил СССР. Внес большой вклад в перевооружение военной авиации на реактивные самолеты. С 1950 г. вновь командует воздушной армией, а с сентября 1951 г. возглавил создаваемые в составе ВВС войска воздушной обороны приграничной линии. После объединения указанных войск с войсками противовоздушной обороны в июне 1953 г. командующий Войсками ПВО страны, в мае 1954 г. переведен на должность командующего Бакинским районом ПВО. С апреля 1956 г. Константин Андреевич Вершинин - заместитель главкома ВВС, в январе 1957 г. назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами - заместителем Министра обороны СССР.

С марта 1969 г. в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Награды: 6 орденов Ленина, медаль «Золотая Звезда»; орден Октябрьской революции, 3 ордена Красного Знамени, 3 ордена Суворова 1-й ст., орден Суворова 2-й ст., орден Отечественной войны 1-й ст.;медали СССР; иностранные ордена и медали.

Главный маршал авиации ЖИГАРЕВ Павел Фёдорович

, Главнокомандующий ВВС (09-1949 - 01.1957) .

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1955).

На военной службе с 1919 г. Окончил 4-ю Тверскую кавалерийскую школу (1922), Ленинградскую военную школу летчиков-наблюдателей (1927), Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (1932), адъюнктуру при ней (1933), Качинскую военную авиационную школу (1934).

В годы Гражданской войны в России служил в запасном кавалерийском полку в Твери (1919-1920). После войны последовательно занимал должности: командира кавалерийского взвода, летчика-наблюдателя, инструктора и преподавателя школы летчиков, начальника штаба Качинской военной авиационной школы (1933-1934). В 1934-1936 гг. командовал авиационными частями, от отдельной эскадрильи до авиабригады.

В 1937-1938 гг. находился в . С сентября 1938 г. начальник управления боевой подготовки ВВС РККА, с января 1939 г. -командующий ВВС 2-й Отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии, с декабря 1940 г. первый заместитель, с апреля 1941 г. - начальник Главного управления ВВС Красной армии.

В годы Великой Отечественной войны: командующий Военно-воздушными силами Красной армии (с 29.06.1941). Выступил инициатором создания мобильных авиационных резервов ГК в начале войны, принимал непосредственное участие в планировании и руководстве боевыми действиями советской авиации в битве под Москвой (12.1941-04.1942). С апреля 1942 г. командующий ВВС Дальневосточного фронта.

В период советско-японской войны (1945) командующий 10-й воздушной армией 2-го Дальневосточного фронта. Первый заместитель главнокомандующего ВВС (04.1946-1948), командующий дальней авиацией - заместитель главнокомандующего ВВС (1948-08.1949).

С сентября 1949 г. по январь 1957 г. Павел Фёдорович Жигарев - главнокомандующий ВВС, с апреля 1953 г. одновременно заместитель (с марта 1955 - первый заместитель) Министра обороны СССР. Начальник Главного управления Гражданского воздушного флота. (01.1957-11.1959), начальник Военной командной академии ПВО (11.1959-1963).

Награды: 2 ордена Ленина, 3 ордена Красного Знамени, ордена Кутузова 1-й ст., Красной Звезды; медали СССР.

Главный маршал авиации ВЕРШИНИН Константин Андреевич

Главнокомандующий ВВС (01.1957 - 03.1969).

Главный маршал авиации КУТАХОВ Павел Степанович

Главнокомандующий ВВС (03.1969 - 12.1984).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (1.05.1943, 15.08.1984), заслуженный военный летчик СССР (1966).

На военной службе с 1935 г. Окончил Сталинградскую военную школу летчиков (1938, с отличием), Высшие офицерские летно-технические курсы (1949), Высшую военную академию (1957). С 1938 г. командир звена 7-го истребительного авиаполка ВВС Ленинградского военного округа. Участвовал в (1939). В совершил 131 боевой вылет.

В годы Великой Отечественной войны: на Ленинградском, затем Карельском фронтах, заместитель командира и командир авиаэскадрильи. С июля 1943 г. помощник, затем заместитель командира 19-го истребительного авиаполка, с сентября 1944 г. - командир 20-го гвардейского истребительного авиаполка. Всего в ходе войны совершил 367 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов противника и 28 - в групповых боях.

После войны Павел Степанович Кутахов командовал истребительным авиаполком, затем заместитель командира, с декабря 1950 г. - командир истребительной авиадивизии. Заместитель командира (11.1951 - 12.1953), командир истребительного авиакорпуса (12.1953 - 12.1955). С декабря 1957 г. заместитель командующего по боевой подготовке, затем 1-й заместитель, с августа 1961 г. - командующий 48-й воздушной армией. Первый заместитель (07.1967 - 03.1969), главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР (03.1969 - 12.1984). Активно внедрял в летную практику боевой опыт, внес большой вклад в освоение первых поколений реактивных самолетов, в развитие тактики и оперативного искусства ВВС.

Награды: 4 ордена Ленина, 2 медали «Золотая Звезда», орден Октябрьской Революции, 5 орденов Красного Знамени; ордена Кутузова 1-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст.; 2 ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст.,медали СССР; иностранные ордена и медали.

Маршал авиации ЕФИМОВ Александр Николаевич [р. 6.2.1923]

Главнокомандующий ВВС (12.1984 - 07.1990).

Советский военный деятель, маршал авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (26.10.1944, 18.08.1945), заслуженный военный летчик СССР (1970), доктор военных наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР (1984).

На военной службе с мая 1941 г. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков пилотов (1942), Военно-воздушную академию (1951), Военную академию Генерального штаба (1957).

Во время Великой Отечественной войны: летчик 594-го штурмового авиационного полка, командир звена, эскадрильи 198-го штурмового авиаполка. Всего за годы войны совершил 222 боевых вылета на , в ходе которых лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских летчиков всех родов авиации) и 7 самолетов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

После войны Александр Николаевич Ефимов продолжал службу в авиации: командир штурмового авиаполка, авиационной дивизии. Заместитель, первый заместитель командующего (1959-10.1964), с октября 1964 г. -командующий воздушной армией. Первый заместитель главнокомандующего ВВС (03.1969 - 12.1984), главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР (12.1984-07.1990). Председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением (1990-1993).

С августа 1993 г. - в отставке. С 2006 г. председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы.

Награды: 3 ордена Ленина, 2 медали «Золотая Звезда»; орден Октябрьской революции, 5 орденов Красного Знамени, орден Александра Невского, 2 ордена Отечественной войны 1-й ст.; ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., «За заслуги перед Отечеством» 4-й, 3-й и 2-й ст., Мужества; медали СССР и РФ; иностранные ордена и медали.

Маршал авиации ШАПОШНИКОВ Евгений Иванович [р. 3.02.1942]

Главнокомандующий ВВС (07.1990 - 08.1991).

Государственный и военный деятель СССР и Российской Федерации, маршал авиации (1991), заслуженный военный летчик РФ.

На военной службе с 1959 г. Окончил Харьковское высшее военное училище летчиков ВВС (1963), Военно-воздушную академию (1969), Военную академию Генерального штаба (1984). В 1963-1966 гг. летчик, старший летчик, командир звена истребительного авиаполка, в период 1969-1973 гг. командир эскадрильи, заместитель командира авиаполка по политической части, командир истребительного авиаполка. С 1975 г. заместитель командира, с 1976 г. - командир истребительной авиадивизии, в 1979-1982 гг. заместитель командующего ВВС Прикарпатского военного округа по боевой подготовке - начальник отдела боевой подготовки. Заместитель командующего (1984-03.1985), командующий ВВС Одесского военного округа - заместитель командующего войсками этого округа по авиации (03.1985-06.1987), командующий ВВС Группы советских войск в Германии (ГСВГ) - заместитель главнокомандующего ГВСГ по авиации (06.1987-05.1988), командующий 1б-й воздушной армией ГВСГ (05-12.1988).

С декабря 1988 г. Евгений Иванович Шапошников - первый заместитель главнокомандующего, с июля 1990 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР. Министр обороны СССР (08-12.1991), главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ (утвержден в должности в феврале 1992). Секретарь Совета безопасности РФ (06-09.1993), с октября - в распоряжении Президента РФ. В феврале 1994 г. назначен представителем Президента РФ в государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение». С ноября 1996 г. зачислен в резерв Министерства обороны РФ по акционерному обществу (АО) «Аэрофлот - Российские международные авиалинии», был генеральным директором АО. Помощник Президента РФ по вопросам развития космоса и авиации (03.1997-03.2004). С 2004 г. советник Генерального директора ОАО авиационной холдинговой компании «Сухой». Председатель Правления некоммерческого партнерства «Безопасность полетов».

Награды: ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст.;медали СССР, России, ордена иностранных государств. Удостоен международного общественного ордена «Золотой Сокол».

Генерал армии ДЕЙНЕКИН Пётр Степанович [р. 14.12.1937]

Главнокомандующий ВВС (08.1991 - 01.1998).

Военный деятель СССР и Российской Федерации, генерал армии (1996), Герой России (1997), заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, профессор.

На военной службе с 1955 г. Окончил Харьковскую спецшколу ВВС (1955), Балашовское военное авиационное училище летчиков (1957), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1969), Военную академию Генерального штаба (1982).

Службу проходил в должностях: летчика Центра боевого применения авиации (1957-1962), командира экипажа стратегического бомбардировщика (1962-1964). Заместитель командира эскадрильи (1969-05.1970), командир эскадрильи (05.1970-08.1971), заместитель командира полка по летной подготовке (08.1971-01.1973), командир отдельного гвардейского авиаполка специального назначения (01.1973-11.1975). С ноября 1975 г. - заместитель, затем командир 13-й гвардейской Днепропетровско-Будапештской ордена Суворова 2-й степени тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, с 1982 г. - заместитель, с 1984 г. - первый заместитель, с августа 1985 г. -командующий воздушной армией ВГК. Командующий Дальней авиацией (05.1988-10.1990). С октября 1990 г. - первый заместитель, с августа 1991 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель министра обороны СССР. Заместитель главнокомандующего Вооруженными Силами Содружества независимых государств (СНГ) - командующий ВВС (12.1991-08.1992).

Главнокомандующий ВВС Российской Федерации (09.1992-01.1998). Внес большой вклад в сохранение воздушной составляющей Вооруженных Сил и становление Военно-воздушных сил РФ.

С января 1998 г. в запасе, с декабря 2002 г. Пётр Степанович Дейнекин - в отставке. Начальник управления Президента РФ по вопросам казачества (09.1998-02.2003). В последующие годы был вице-президентом ЗАО «Авикос», председателем Совета директоров ОАО СО «Афес».

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги»; медали СССР и РФ.

Генерал-полковник авиации КОРНУКОВ Анатолий Михайлович

Главнокомандующий ВВС (01 - 02.1998).

Военный деятель Российский Федерации, генерал армии (2000), кандидат военных наук, лауреат Государственной премии.

На военной службе с 1959 г. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1964, с красным дипломом), Военную командную академию ПВО (1980, заочно) и Военную академию Генерального штаба (1988). Службу в войсках начал в октябре 1964 г. в Прибалтике старшим летчиком истребительного авиаполка ПВО. С 1968 г. заместитель командира эскадрильи по политчасти - старший летчик 54-го гвардейского истребительного авиаполка ПВО. С 1970 г. на Дальнем Востоке. В 1971-1972 гг. командир эскадрильи, в 1972-1974 гг. - заместитель командира авиаполка, с января 1974 г. - командир авиаполка дивизии ПВО. В сентябре 1976 г. - феврале 1978 г. заместитель командира корпуса ПВО по авиации - начальник авиации корпуса. Заместитель начальника авиации 11-й Отдельной армии ПВО (02.1978-06.1980), командир 40-й истребительной авиадивизии ВВС Дальневосточного военного округа (06.1980-01.1985).

С января 1985 г. в Группе советских войск в Германии командир 71-го истребительного авиакорпуса ВВС (01.1985-07.1988). С июля 1988 г. первый заместитель начальника авиации Войск ПВО. С июня 1989 г. первый заместитель командующего, затем командующий 11-й Отдельной армией ПВО -заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа (ДВО) по ПВО, член Военного совета ДВО (07.1990-09.1991). С сентября 1991 г. командующий войсками Московского округа ПВО.

С января 1998 г. главнокомандующий ВВС РФ, с марта 1998 г. главнокомандующий нового вида Вооруженных Сил РФ - Военно-воздушными силами. Внес большой вклад в становление нового вида Вооруженных Сил и дальнейшее развитие Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ.

С января 2002 г. Анатолий Михайлович Корнуков в запасе. Советник генерального директора НПО «Алмаз-Антей» по вопросам военно-технической политики (с 2002).

Награды: ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 3-й и 4-й ст.; медали СССР и РФ.

Военно-воздушные силы - новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации с марта 1998 г.

Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). К 1 марта 1998 г. на базе органов управления Войск ПВО и ВВС было сформировано управление Главнокомандующего ВВС и Главный штаб ВВС, а Войска ПВО и ВВС объединены в новый вид Вооруженных сил Российской Федерации – ВВС.

Генерал армии КОРНУКОВ Анатолий Михайлович [р. 10.01.1942]

Главнокомандующий ВВС (03.1998 - 01.2002).

Генерал армии МИХАЙЛОВ Владимир Сергеевич [р. 6.10.1943]

Главнокомандующий ВВС (01.2002 - 05.2007).

Военный деятель Российский Федерации, генерал армии (2004), Герой России (13.06.1996), заслуженный военный летчик СССР, лауреат премии им. Г.К.Жукова (2002).

На военной службе с сентября 1962 г. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (1966, с золотой медалью), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1975), Военную академию Генерального штаба (1991). С 1966 г. проходил службу в должностях: инструктора-летчика, старшего инструктора-летчика, командира звена, эскадрильи. С 1974 г. заместитель командира и командир авиационного полка. Заместитель начальника Ейского высшего военного авиационного училища летчиков по боевой подготовке (1977-1980), начальник Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков (1980-1985). В 1985-1988 гг. на различных должностях по боевой подготовке авиационных частей и соединений Московского военного округа. С 1988 г. заместитель и первый заместитель командующего ВВС округа по боевой подготовке и военно-учебным заведениям, с 1991 г. командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа, с 1992 г. - командующий воздушной армией. Активный участник вооруженного конфликта на территории Чеченской республики (1994-1996).

С апреля 1998 г. первый заместитель главнокомандующего ВВС, с января 2002 г. по май 2007 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. Почетный гражданин города Борисоглебск (2000). Лауреат премии имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова (2002). За время службы освоил около 20 типов самолетов, общий налет составил около 6 тысячи часов.

С мая 2007 г. в запасе.

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., «За личное мужество», «За военные заслуги»; медали СССР и РФ.

Генерал-полковник ЗЕЛИН Александр Николаевич [р. 6.05.1953]

Главнокомандующий ВВС (05.2007 - 04.2012).

Военный деятель Российский Федерации, генерал-полковник, заслуженный военный летчик РФ, кандидат военных наук.

Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1976, с отличием), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1988), Военную академию Генерального штаба (1997). Службу проходил в должностях: летчика 787-го истребительного авиаполка, заместителя командира, командира 115-го гвардейского истребительного авиаполка. Первый заместитель командующего 23-й воздушной армией ВВС и ПВО, командир 16-й гвардейской истребительной авиационной дивизии Северо-Кавказского военного округа, 50-го корпуса ВВС и ПВО, командующий 14-й (2000-2001) и 4-й (2001-2002) армиями ВВС и ПВО.

С августа 2002 г. - начальник управления авиации ВВС - заместитель главнокомандующего ВВС по авиации. Главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации (9.05.2007-26.04.2012). Осуществлял руководство по переводу к новому облику ВВС РФ.

Освоил более 10 типов летательных аппаратов, в том числе самолеты Су-34, Як-130.

Награды: ордена Красной Звезды, «За военный заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 4-й ст.; Св. Георгия 2-й ст.; медали СССР и РФ.

Генерал-полковник БОНДАРЕВ Виктор Николаевич [р. 7.12.1959]

Главнокомандующий ВВС (с 6.05.2012), Главнокомандующий ВКС (с 1.08.2015)

Военный деятель Российский Федерации, генерал-полковник, Герой России (21.04.2000).

На военной службе с 1977 г. Окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков (1981), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1992), Военную академию Генерального штаба (2004).

Службу проходил в должностях: инструктор-летчик, командир звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков, старший штурман, командир эскадрильи в Учебном центре подготовки летного состава, заместитель командира штурмового авиаполка.

Участник боевых действий в Афганистане в составе Ограниченного контингента советских войск. Командир 899-го гвардейского штурмового Оршанского дважды Краснознаменного ордена Суворова III степени авиаполка (09.1996-10.2000). Участник вооруженного конфликта на территории Чеченской республики (1994-1996, 1999-2003).

С октября 2000 г. заместитель командира, с 2004 г. - командир 105-й смешанной авиационной дивизии, с 2006 г. - заместитель командующего, с июня 2008 г. - командующий 14-й армией ВВС и ПВО. Начальник Главного штаба ВВС (07.2011-6.05.2012). С 6 мая 2012 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации.

С августа 2015 г. - главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ.

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», Мужества; медали СССР и РФ.

Генерал-майор Кобылаш Сергей Иванович

Начальник авиации ВВС РФ (с 13.11.2013).

Сергей Кобылаш родился 1 апреля 1965 г. в Одессе. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М. Комарова в 1987 году, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина в 1994, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в 2012 году.

Боевой лётчик, службу проходил на должностях летчика, старшего летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, заместителя командира полка, командира полка, командира базы 1 разряда, начальника отдела оперативно-тактической и армейской авиации Главного командования ВВС, заместителя начальника авиации ВВС. Участвовал в операции по принуждению Грузии к миру в грузино-абхазской войне 2008 года.

Имеет квалификацию летчик-снайпер. Общий налет - более полутора тысяч часов. Освоил следующие типы авиационной техники: Л-29, Су-7, Су-17 и его модификации, Су-25.

Награды: Герой Российской Федерации, орден Мужества, «За военные заслуги», «За боевые заслуги» , медаль «За отвагу» и другие ведомственные медали.

Военно-космические силы - новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации с августа 2015 г.

В августе 2015 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на базе соединений и воинских частей Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск воздушно-космической обороны (ВКО) сформирован новый вид Вооруженных сил РФ - Военно-космические силы: управление главнокомандующего ВКС и Главный штаб ВКС.

Главнокомандующим Воздушно-космическими силами в соответствии с указом Президента Российской Федерации №394 от 1 августа 2015 года назначен генерал-полковник Виктор Бондарев , начальник штаба - генерал-лейтенант Павел Кураченко , заместитель главнокомандующего ВКС - командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Александр Валентинович Головко , заместитель главнокомандующего ВКС - командующий ВВС генерал-лейтенант Андрей Вячеславович Юдин .

22 ноября 2017 года на должность Главнокомандующего ВКС вместо Виктора Бондарева был назначен генерал-полковник Сергей Владимирович Суровикин .

Действующая военных округов остается неизменной, объединения, соединения и воинские части ВВС и Войск ВКО преобразованы в три рода войск Военно-Космических Сил : военно-воздушные силы, космические войска, войска противовоздушной и противоракетной обороны.

Бондарев Виктор Николаевич – командир 899-го гвардейского Оршанского дважды Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени штурмового авиационного полка имени Ф.Э. Дзержинского 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, полковник.

Родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое ныне Петропавловского района Воронежской области. Русский. В 1977 году окончил среднюю школу в Новобогородицком.

С августа 1977 года – в Военно-воздушных силах СССР. В 1981 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова. С 1981 служил в 44-м учебном авиационном полку, который обеспечивал учебный процесс Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков (станция Калманка Алтайского края): лётчик-инструктор, старший лётчик, командир звена. В 1989 году направлен на учёбу в академию.

В 1992 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. С 1992 года служил в Борисоглебском учебном центре подготовки лётного состава: старший штурман, командир эскадрильи. Затем проходил службу командиром штурмовой авиационной эскадрильи, заместителем командира, а с сентября 1996 года по октябрь 2000 года - командиром 899-го гвардейского штурмового авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, дислоцированного на военном аэродроме Бутурлиновка в Воронежской области.

Участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе в ходе первой и второй чеченских войн. В первой чеченской войне совершил свыше 100 боевых вылетов. В декабре 1994 года при штурмовке позиций дудаевцев у села Шатой огнём с земли был сбит самолёт одного из лётчиков полка. Тогда В.Н. Бондарев подавил зенитные средства боевиков и до прибытия спасательного вертолёта огнём с неба отгонял боевиков от места приземления лётчика. В период второй чеченской войны совершил свыше 300 боевых вылетов против незаконных вооружённых бандитских формирований.

Указом Президента Российской Федерации № 709дсп от 21 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, полковнику Бондареву Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С ноября 2000 по 2002 год – заместитель командира 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО (город Воронеж). В 2004 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. С июня 2004 года – командир 105-й смешанной авиационной дивизии. С мая 2006 года – заместитель командующего, а с июня 2008 года – командующий 14-й армией ВВС и ПВО (Новосибирск).

С 17 июля 2009 года – заместитель главнокомандующего, с 15 июля 2011 года – начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего, а с 6 мая 2012 года по 1 августа 2015 года – главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. С 1 августа 2015 года по 26 сентября 2017 года – главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации.

Освоил самолёты Л-29, МиГ-21, Су-25 и другие. Имеет общий налёт более 3000 часов. Был допущен к полётам днём и ночью, в любых метеоусловиях. 9 мая 2015 года во время авиационной части военного парада в Москве в ознаменование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне пилотировал самолёт Ту-160.

26 сентября 2017 года освобождён от занимаемой должности и уволен с военной службы. До этого 19 сентября 2017 года в качестве представителя от исполнительного органа государственной власти Кировской области назначен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 27 сентября 2017 года утверждён в должности председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Живёт и работает в Москве.

Воинские звания:
генерал-майор (2005);
генерал-лейтенант (9.08.2012);
генерал-полковник (11.08.2014).

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2016), Мужества (4.01.1995), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1984), медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами (6.01.1995), а также орденами и медалями иностранных государств.

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (2010).

Кандидат технических наук.



 


Читайте:



Расстрел мирной демонстрации в поддержку учредительного собрания Учредительное собрание открылось в петрограде 1918

Расстрел мирной демонстрации в поддержку учредительного собрания Учредительное собрание открылось в петрограде 1918

Из "Всемирной истории цивилизаций" М.Н. Цаплина и из "Истории двух тысячелетий в датах" А. Овсянникова и из некоторых других источников (последнее...

Как прожить на прожиточный минимум?

Как прожить на прожиточный минимум?

Жизнь с минимумом расходов – это реально, все зависит от вашего отношения и подхода к этому. Суть в том, что жизнь без многих вещей может стать...

Рецензия на роман Джона Фаулза «Коллекционер

Рецензия на роман Джона Фаулза «Коллекционер

Книга под названием «Коллекционер» была написана Дж. Фаулзом в 1963 году. Произведение рассказывает о молодом человеке. У него есть две главные...

Болдинская осень в творчестве а

Болдинская осень в творчестве а

Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино - печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь...

feed-image RSS