Главная - Детские прически
5 современная система специальных образовательных услуг. Современное состояние системы специального образования Республики Мордовия. Лекция: Современная система специальных образовательных услуг

Одна из целей образования на современном этапе - возможность полноценного развития в детском возрасте. На современном этапе одним из самых актуальных направлений специальной педагогики является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.

Ранняя помощь - быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. В систему ранней помощи встраивается такое понятие как «сопровождение». Это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется через реализацию разных социально-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ.

В настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО разрабатывает программу создания единой государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве апробация различных моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа, в действующих психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях. Структура ранней помощи представлена следующими блоками: 1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений 2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.

Комплексное пролонгированное обследование ребенка является первоначальным этапом работы. В работе участвует социальный блок. Проблема патогенных воздействий социальной среды в раннем возрасте приобретает большое значение, т.к. это может привести к выраженным отклонениям. Не менее значимым является медицинский блок. В процессе медицинской диагностики выявляются структура ведущего нарушения, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии и патогенеза, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции. Психолого-педагогический блок представляет собой диагностику уровня развития ребенка: 1) общие движения, 2) сенсорное развитие, 3) формирование речи, 4) зрительно-моторная координация, 5) эмоциональное развитие, 6) возможности и навыки самообслуживание.

По результатам комплексного обследования разрабатываются индивидуальные программы развития. Индивидуальная программа развития содержит данные о потребностях ребенка, о реабилитационном потенциале семьи, а также информацию об уровне развития ребенка в разных областях. В ней подробно раскрыты основные направления работы с ребенком и семьей, перечислены конкретные мероприятия по каждому из них, а также указаны сотрудники, ответственные за их проведение. На заключительном этапе обследования осуществляются прогнозирование развития ребенка.

Еще по теме Современная система специальных образовательных услуг.:

  1. 13.3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
  3. 15. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в школе.

Петров Андрей Валерьевич к.п.н, доцент, кафедра педагогики НовГУ

Лекция: Современная система специальных образовательных услуг.

В2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

В3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

В1. Медико-социально-педагогический патронаж.

Патронаж – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, со становлением подрастающего человека как личности.

МСПП предполагает широкий спектр долгосрочным мер комплексной реабилитационной помощи семье ребенка при согласованной работе специалистов разного профиля: диагностика, информационный поиск в выборе образовательного маршрута, проектирование индивидуальных образовательных программ, помощь в реализации планов. МСПП может создаваться как в структуре государственных учреждений, так и вне ее. Базовой основой МСПП являются:


  • Психолого-медико-педагогические комиссии;

  • Психолого-медико-социальные центры;

  • Диагностические, реабилитационные центры;

  • Логопедические пункты;

  • Службы раннего и надомного обучения.
Направления деятельности МСПП:

  1. Помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута.

  2. Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ.

  3. Реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс.

  4. Обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка.

  5. Содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов.

  6. Реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования.

  7. Поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий.

  8. Привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования.
Основные критерии деятельности учреждений МСПП:

  • Рост востребованности услуг службы патронажа со стороны родителей, педагогов, детей.

  • Увеличение перечня проблем.

  • Качественный рост показателей развития ребенка.

  • Нормализация внутрисемейных отношений.

  • Качественный рост компетентности педагогов, родителей.
Становление в нашей стране системы МСПП является одним из признаков развития системы специального образования, формирование новой модели комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи, с активным участием всех членов семьи (S-S) в реабилитационном процессе.

2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

Важнейшей составляющей процесса МСПП являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь , от эффективности организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность.

Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей.

Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности.

Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребенком в повседневной жизни. Таким образом в семье создается специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МППцентров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.

3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:


  • Ясли-сады,

  • Детские сады,

  • Дошкольные детские дома,

  • Дошкольные группы при садах и детск.домах как общего, так и специального назначения.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы спец.дошкольного образования.

Принципы построения спец.дошкольного образования:


  1. Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата).

  2. Меньшая наполняемость групп (до 15 человек).

  3. Введение в штат специалистов-дефектологов, а также мед.персонала.

  4. Разработка специальных комплексных программ.

  5. Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.

  6. Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрит.-слух- восприятия).

  7. Бесплатность.
Долгое время основным признаком советской системы спец.образования были закрытость, изолированность, искусственная отчужденность воспитанников от сверстников и общества в целом, в спец.учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приему дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медиц.сопровождением.

Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании.

ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти.

Группы кратковременного пребывания детей – создаются для той категории детей, которые не могут посещать д-с в обычном режиме. Задачи этих групп – оказание своевременной психолого-педагогич. помощи, консультативно-методическая поддержка и формирование готовности к обучению. Продолжительность занятий до 5 час в неделю. Форма занятий индивидуальная или малыми группами (3-5 чел) в присутствии родителей.


Специальная педагогика… международный педагогический термин. Английский корень «special» (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области и педагогики, её способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека По данным городской психолого- медико- педагогической консультации в 2008году только в Саранске было выявлено - с задержкой психического развития- 440 детей с умственной отсталостью- 56 детей с речевыми нарушениями – 1477 детей с неврозами и синдромами- 277 детей




Принципы перестройки специального образования образование для всех детей с особыми образовательными нуждами; раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка; сокращение разрыва между моментом возникновения нарушения в развитии и началом оказания ребенку комплексной помощи; вариативный стандарт специального образования, учитывающий индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка; смысловой акцент на личностном, социально-эмоциональном аспекте; обеспечение семье выбора организационных форм обучения; непрерывное образование на протяжении всей жизни; целенаправленное обучение ребенка за пределами образ. учреждения; включение родителей в процесс коррекционного воспитания и обучения; подготовка кадров специалистов нового поколения.


Система специального образования Республики Мордовия представлена следующими учреждениями: МУ «Городская психолого-медико-педагогическая консультация» (ГО Саранск); МДОУ «Детский сад 91 компенсирующего вида» для детей с нарушениями интеллектуальной сферы (ГО Саранск); МДОУ «Детский сад 22» для детей с нарушениями органов зрения (ГО Саранск); МДОУ «Детский сад 24» (ГО Саранск) для детей с нарушениями речи (г. Саранск); 7 специальных (коррекционных) групп при массовых детских садах для детей с задержкой психического развития (ГО Саранск); 68 логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи и заиканием (ГО Саранск); 20 специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития при массовых ОУ (ГО Саранск); Специальная (коррекционная) школа-интернат I-II вида для глухих и слабослышащих детей (ГО Саранск); Специальная (коррекционная) школа VIII вида (г. Саранск) и специальные (коррекционные) школы- интернаты (г. Темников, г.Инсар, с. Поводимово Дубенского района, г. Краснослободск) для детей с нарушениями интеллекта; Специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей (г. Ардатов).


Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого- медико- педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статья 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»


В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно- коммуникационных технологий.


Специальные (коррекционные) образовательные учреждения Республики Мордовия Название учрежденияВсего Обучающихс я Инвалидо в Сирот Ардатовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат IV вида Поводимовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Краснослободская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Темниковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида

Образовательные услуги – это услуги, которые предоставляются в ход проведения образовательных процессов, результатом которых является обучение граждан до определенных уровней обучения.

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20–30-х гг. XX в. К началу 1970-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

– ясли-сады;

– детские сады;

– дошкольные детские дома;

– дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

Комплектование учреждений осуществляется по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:

– слуха (глухие, слабослышащие);

– зрения (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией);

– речи (дети с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

– интеллекта (умственно отсталые); ЗПР

– опорно-двигательного аппарата.

В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебнооздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении

Для детей с выраженными отклонениями в развитии при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах создаются дошкольные отделения (группы), где образовательные программы рассчитаны на 1–2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) преимущественно составляют дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет ПМПК

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому или ж ща в общеобр школах.

В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях, что определяется постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях".

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания.

Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью

Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерацию», принятом 24 ноября 1995 г.

В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его особых возможностей трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации для каждого человек с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательны характер, не являясь обязательной.

Одна часть индивидуальной реабилитационной программы является бесплатной, другая часть может быть оплачена самим человеком, учреждением или организацией, где он работает, или благотворителем. Индивидуальная программа реабилитации составляется специалистам Государственной службы медико-социальной экспертиз после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью. В составлении программы принимают участи медики, психологи, педагоги, социальные работники, представители службы занятости. Предварительно учреждение медико-социальной экспертизы, проведя обследование, определяет группу инвалидности, в соответствии с которой строится индивидуальная реабилитационная программа.

Инвалиды второй и третьей группы могут обучаться и трудиться. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования - от начального до высшего профессионального. При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних.

Медико-социально-педагогический патронаж. Медик-осоциальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями

Литература

Основная

  • 1. Специальная педагогика /Под редакцией Н.М. Назаровой. -- Москва: АСАDEMА
  • 2. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. - Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. -- 2001.

Дополнительная

  • 1. Басова А.Г. Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. -- М., 1984
  • 2. Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? // дефектология. -- I995.-- №2
  • 3. Дефектологический словарь / Гл. рел. А.И. Дьячков и др. -- М., 1970.
  • 4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. -- М., 1995.
  • 5. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология.-- 1996.--№1
  • 6. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //дефектология. -- 1997.-- 4
  • 7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. -- М., 1996.--Ч. 1
  • 8. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. -- 1997.-- 6.
  • 9. Назарова П.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. -- М., 1992
  • 10. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Щипицина. -- СП6., 1997.
  • 11. Рейсвейк К. Специальное образование в Нидерландах. -- 1993
  • 12. Уорд АЛ. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. -- Тарту, 1995
  • 13. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. -- Л., 1973
  • 14. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В.А. Феоктистова. -- М., 1987


 


Читайте:



Салат с горбушей консервированной и рисом: новые рецепты с фото

Салат с горбушей консервированной и рисом: новые рецепты с фото

Горбуша – фаворит среди рыбных консервов семейства лососевых. Именно её многие кулинары выбирают, если хотят приготовить салатик с...

Курица с овощной подливкой Рецепт приготовления курицы в сливочном соусе

Курица с овощной подливкой Рецепт приготовления курицы в сливочном соусе

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога и зрители канала YouTube. Когда на улице все еще немного холодно, идет дождь или дует северный ветер и...

Как заготовить малину на зиму — все вкусные рецепты Малина в собственном соку без стерилизации

Как заготовить малину на зиму — все вкусные рецепты Малина в собственном соку без стерилизации

Малина в собственном сокуПодготовленные ягоды уложить в банки и залить малиновым соком, нагретым до 50 градусов, накрыть крышками и поставить в...

Жаркое оригинальный рецепт

Жаркое оригинальный рецепт

Жаркое по-домашнему – относительно простое блюдо из доступных, широко распространенных продуктов. Тем не менее, оно не оставляет равнодушным ни...

feed-image RSS