Главная - Окрашивание
Подготовка кадров для реализации проекта. Обучение и развитие персонала проекта. Подготовка кадров для управления проектами

Ситуация с профобразованием в России Производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15%–25% от уровня США*) Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке При этом, качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации 2 *McKinsey Global Institute, «Эффективная Россия: производительность как фундамент роста», 2009.


Что такое «дуальное образование»? Дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе 3


Эффекты от внедрения дуального образования Повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования. Перераспределение финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственного образования – подготовки кадров. Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования. 4


5 РоссияГермания* Государственные расходы на начальное профессиональное и на среднее профессиональное образование 177,7 млрд. рублей. Общие расходы на профессиональное образование в год 30 млрд. из которых 80% - расходы бизнеса. Количество профессий НПО: 315. Количество специальностей СПО: национальных общепризнанных профессий. Численность студентов, обучающихся по программам НПО и СПО: 3002,7 тыс новых договоров компаний обеспечивают обучение. Количество мастеров производственного обучения: 29,1 тыс учебных мастеров экзаменационных экспертов при Торгово-промышленной палате. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в год: 20,7 тыс. рублей. Расходы на одного обучающегося в год: *Германия является одним из лидеров по распространённости дуального образования, а также страной с одним из самых низких в Европе уровнем безработицы среди молодежи до 24 лет (9,9%), Eurostat, Различия моделей российского и германского профессионального образования


6 РоссияГермания Система среднего профессионального образования отдалена от производства. Полностью ориентированное на производство профессиональное образование. Практически стопроцентное финансирование за счёт государства. 80% финансирование за счёт средств компании. Выплачивается символическая стипендия. В период обучения также работодателем выплачивается достойная стипендия.


Цели внедрения модели «дуального образования» Совершенствование модели подготовки рабочего персонала с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности регионов Разработка профессиональных стандартов по актуальным профессиям для бизнеса Разработка и модернизация образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов Изменение обязательных требований к организации и содержанию образовательных программ Разработка механизма независимой оценки квалификации рабочих кадров Оптимизация налогообложения с целью привлечения бизнеса к финансированию подготовки рабочих кадров 7


Необходимые системные изменения на каждом этапе обучения Заказ формируется компанией на 5-10 лет вперёд. Обсуждается на уровне совета директоров в соответствии с текущим состоянием штата и перспектив развития компании. Активная профориентационная работа компании со школьниками, начиная с младших классов (детских садов), отбор абитуриентов в т. ч. по уровню технического мышления. Учитывается демографическая ситуация в регионе и в стране. Наполнение учебной программы формируется компанией. Компания имеет широкие возможности распределения объемов между дисциплинами в рамках одной специальности. Максимальная ориентация на производство. Большая часть практических занятий в центре обучения и цехах компании. Преподаватели из числа опытных производственников. Академическое обучение отделено от профессионального и, как правило, проводится в выделенный день. С первых дней проводится целенаправленная работа по развитию творческих навыков, ответственности, работе в команде, лидерства. Заказ формируется путем распределения бюджетных мест в образовательных учреждениях государством без учёта потребностей компаний региона. Отбор студентов только по уровню общеобразовательных знаний (ЕГЭ) и государственной (итоговой) аттестации (ГИА), с 2013 года прием по заявлениям. Пассивное участие в работе с абитуриентами. В рамках государственного образовательного стандарта возможности переориентации в российской системе СПО достаточно широкие. Образование оторвано от производства. Минимальное время практики на предприятии. Академические занятия и профессиональное обучение никак не разделены. Применяется система внеклассной работы, сохранившаяся с советских времён, никак не ориентированная на будущую работу студентов. (является аккредитационным показателем, выделяется бюджет на внеучебную работу) Формирование заказа на набор и обучение, набор, набор студентов Организация учебного процесса Формирование учебной программы Внеучебная и воспитательная работа Текущая ситуация в России Лучшая практика 8


Студента зачисляют на 1-й курс, четко понимая, на каком месте он будет работать, практика во время обучения полностью ориентирована на обучение и адаптацию студента на конкретном рабочем месте в конкретном коллективе (смене). В цехах обязанности наставника почётны и востребованы. Качество подготовки очень высокое. Студент после окончания обучения остаётся работать на месте практики Каждый выпускник, прошедший профессиональное обучение, имеет возможности профессионального и карьерного роста. Основные критерии оценки – высокое качество выполнения операций, наставничество, повышение профессионального уровня. Обучение с целью получения звания мастер. Бесцельный набор абитуриентов. Не спланировано ни количество, ни направления подготовки, ни, тем более, специализация под рабочее место. Все учебные заведения стремятся в силу экономической целесообразности набрать как можно больше студентов, не обращая внимания на их личные качества, способности и потребности предприятий. Минимальное количество практических занятий. Места прохождения практики никак не связаны с будущим трудоустройством. Наставничество в цехах или полностью отсутствует или очень низкого качества. Какого-либо планового или закономерного карьерного роста у выпускников колледжей нет. Многое зависит от личных качеств выпускника и стечения обстоятельств. Практика, наставничество, трудоустройство Профессиональное развитие и рост Текущая ситуация в России Лучшая практика Необходимые системные изменения на каждом этапе обучения 9

Проект направлен на оптимизацию модели подготовки профессиональных кадров по техническим специальностям, для максимального удовлетворения потребностей бизнеса.

ТИП ПРОЕКТА

Образовательный

ВИД ПРОЕКТА

Системный

ЭТАП РАССМОТРЕНИЯ

Оказана поддержка

Ключевые системные проблемы

  • Производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира(по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15%-25% от уровня США)
  • Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке
  • При этом, качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение
  • Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации

Ожидаемые эффекты от реализации

  • Повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования
  • Перераспределение финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственного образования-подготовки кадров
  • Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования

Лидерские проекты, положенные в основу

1. Принять к сведению доклад директора Агентства стратегических инициатив по направлению «Молодые профессионалы» Д.Н.Пескова по вопросу о системном проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». 2. Одобрить системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» и план мероприятий по реализации системного проекта. 3. Рекомендовать Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минобрнауки России (Д.В.Ливанову), Минтруду России (М.А.Топилину), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Россотрудничеству (К.И.Косачеву) рассмотреть предложения Агентства стратегических инициатив по данному проекту.

Сначала необходимо выделить основные этапы разработки и реализации проекта, затем определить сроки реализации. Этапы разработки проекта

1 этап - «Подготовительный»

Анализ существующей системы подготовки и обучения на предприятии и уровня подготовки персонала (для формирования первоочередных задач по созданию корпоративного учебного центра).

Обоснование целесообразности создания корпоративного ученого центра на базе анализа существующей системы подготовки и обучения персонала. Описание возможных результатов от создания корпоративного центра: Например: обучение работников без отрыва от производства, экономия материальных затрат на обучение персонала.

Расчет материальных и временных затрат на создание корпоративного учебного центра.

Выбор консалтинговой фирмы и создание команды для разработки проекта корпоративного центра из сотрудников выбранной консалтинговой фирмы.

Разработка проекта Устава корпоративного центра.

Разработка организационной структуры учебного центра и системы взаимодействий с организационной структурой всего предприятия.

Разработка штатного расписания корпоративного учебного центра.

Расчет затрат на оплату труда специалистов центра обучения.

Расчет оптимальных временных и материальных затрат на обучение специалистов учебного центра.

Разработка системы наставничества, как варианта минимизации затрат на обучение персонала.

Расчет и оптимизация затрат на подготовку и оборудование помещений: обоснование их количества, размера, оснащения, исходя из их целевого предназначения.

Разработка и обоснование системы документооборота корпоративного учебного центра (в т.ч. формы и бланки документов).

Выбор оптимальной формы юридического оформления и подготовка необходимой документации.

3 этап - «Подготовка кадров»

Разработка должностных инструкций.

Разработка системы аттестации для сотрудников учебного центра.

Разработка системы набора персонала для учебного центра.

Подготовка руководителя центра по индивидуальной программе.

Разработка системы обучения с учетом анализа систем бизнес- коммуникаций предприятия.

Разработка программ первичного обучения и программ повышения квалификации.

Разработка внутренних учебно-методических материалов по всем программам (в т.ч. разработка «раздаточного» материала для обучаемых по каждой программе).

этап - Утверждение проекта корпоративного учебного центра и изменение процесса обучения персонала.

этап - Принятие нового процесса обучения персонала.

После принятия проекта УЦ и изменения процесса обучения, необходимо будет составить учебные планы по всем специальностям и получить лицензию на проведение подготовки персонала по профессиям подконтрольным органам Госгортехнадзора РФ. Итак, достижению стратегических целей будет способствовать реализация проекта, то есть совершенствование системы мотивации персонала. Для решения сформулированных ранее проблем построим пирамиду целеполагания.

Для планирования последовательности действий при решении поставленных задач построим диаграмму Ганта (приложение 1). Диаграмма Ганта позволяет наглядно продемонстрировать очередность и длительность действий при решении поставленных задач.

Для структуризации проекта построим «дерево целей» рис. 20

Рисунок 3.4 - Дерево целей проекта

Длительность каждого этапа в днях и сроки реализации представлены в табл. 22.

Таблица 3.18 - Длительность и сроки реализации этапов проекта

Название этапа

Длительность

Окончание

1 этап - «Подготовительный»

1.3. Расчет материальных и временных затрат на создание корпоративного учебного центра.

1.4. Выбор консалтинговой фирмы и создание команды для разработки проекта учебного центра из сотрудников выбранной консалтинговой фирмы

2 этап - «Организационная работа»

2.1. Разработка проекта Устава учебного центра

2.3. внесение изменений в орг.структуру предприятия

2.4. Расчет затрат на оплату труда специалистов центра обучения

2.5. Расчет оптимальных временных и материальных затрат на обучение специалистов центра

2.8. Разработка и обоснование системы документооборота корпоративного учебного центра (в т.ч. формы и бланки документов)

2.9. Выбор оптимальной формы юридического оформления подготовка необходимой документации

3 этап - «Подготовка кадров»

4 этап - «Программы и методики»

4.3.. Разработка внутренних учебно-методических материалов по всем программам (в т.ч. разработка «раздаточного» материала для обучаемых по каждой программе)

6 этап - Принятие нового процесса обучения персонала

Длительность разработки проекта составляет 121 день (4 месяца)(рис 3.5).

Данные по затратам на проект представлены в таблице 3.19.

Таблица 3.19 - Затраты на создание проекта УЦ

Название этапа

Затраты, руб.

Исполнитель

1 этап - «Подготовительный»

1.1. Анализ существующей системы подготовки и обучения на предприятии и уровня подготовки персонала

Менеджер по персоналу

1.2. Обоснование целесообразности создания корпоративного ученого центра на базе анализа существующей системы подготовки и обучения персонала

Менеджер по персоналу;

Экономист

1.3. Расчет материальных и временных затрат на создание корпоративного учебного центра

Экономист;

Гл. бухгалтер

1.4. Выбор консалтинговой фирмы и создание команды для разработки проекта корпоративного центра из сотрудников выбранной консалтинговой фирмы.

Менеджер по персоналу

2 этап - «Организационная работа»

2.1. Разработка проекта корпоративного центра

Менеджер по персоналу;

Экономист;

Директор

2.2. Разработка организационной структуры учебного центра и системы взаимодействий с организационной структурой всего предприятия

Менеджер по персоналу;

Директор;

2.3. Разработка штатного расписания корпоративного учебного центра

Гл. бухгалтер;

Инспектор отдела кадров;

Менеджер по персоналу

2.4. Расчет затрат на оплату труда специалистов центра обучения.

Менеджер по персоналу;

Бухгалтер расчетного отдела

2.5. Расчет оптимальных временных и материальных затрат на обучение специалистов учебного центра

Маркетолог;

Менеджер по персоналу

2.6. Разработка системы наставничества, как варианта минимизации затрат на обучение персонала

Менеджер по персоналу;

Бухгалтер;

экономист

2.7. Расчет и оптимизация затрат на подготовку и оборудование помещений: обоснование их количества, размера, оснащения, исходя из их целевого предназначения

Менеджер по снабжению;

Начальник АХЧ;

Менеджер по персоналу;

Бухгалтер

2.8. Разработка и обоснование системы документооборота корпоративного учебного центра (в т.ч. формы и бланки документов).

Директор УЦ;

Менеджер по персоналу;

Гл.бухгалтер

2.9. Выбор оптимальной формы юридического оформления подготовка необхоимой документации

Начальник юр.отдела;

Юрисконсульт

3 этап - «Подготовка кадров»

3.1. Разработка должностных инструкций

Менеджер по персоналу;

Инспектор отдела кадров;

Директор по персоналу;

Гл. бухгалтер

3.2. Разработка системы аттестации для сотрудников учебного центра

Менеджер по персоналу;

Начальник производственного отдела;

Начальник отдела продаж

3.3. Разработка системы набора персонала для учебного центра

Директор по персоналу;

Менеджер по персоналу;

Гл.бухгалтер

3.4. Подготовка руководителя центра по индивидуальной программе

Менеджер по персоналу;

Директор по персоналу;

Гл. бухгалтер;

Директор;

Консалтинговое агентство «Тирс»

4 этап - «Программы и методики»

4.1. Разработка системы обучения с учетом анализа систем бизнес-коммуникаций предприятия

Менеджер по персоналу;

Директор по персоналу;

Гл. бухгалтер;

4.2. Разработка программ первичного обучения и программ повышения квалификации

Менеджер по персоналу;

Директор по персоналу;

Гл. бухгалтер;

4.3. Разработка и утверждение внутренних учебно-методических материалов по всем программам (в т.ч. разработка «раздаточного» материала для обучаемых по каждой программе)

Менеджер по персоналу;

Директор по персоналу;

Гл. бухгалтер;

Директор

5 этап - Утверждение проекта корпоративного учебного центра и изменение процесса обучения персонала

Директор;

Директор по персоналу

б этап - Принятие нового процесса обучения персонала

Директор

Затраты на проект приведены с учетом того, что в среднем по Челябинской области работа проектной группы из 3-5 человек стоит от 7 до 10 тыс.руб в день.

Затратами первого этапа является дополнительная оплата менеджера по подготовке персонала за проведение подготовительных мероприятий. Затратами 2-4 этапов, является плата за услуги проектной группы.

После внедрения УЦ ежемесячно на его существование понадобится не менее 100-180 тыс.руб. В эту сумму входят:

оплата руководителя УЦ около 30 тыс. руб;

оплата тренеров УЦ (допустим что на в штате центра на первом этапе три

тренера) около 60 тыс.руб.;

затраты на рабочее место;

различные учебные и другие материалы.

Также в первый месяц осуществления проекта понадобится 1300000 руб. для оборудования учебных классов.

Итого на существование УЦ потребуется от 1200000 до 2160000 руб. ежегодно.

Кадровое обеспечение должно планироваться как часть задач по реализации проекта. Если речь идет о привлечении высококлассных специалистов, то в их отношении должна быть продумана система стимулирования. Должная оплата труда - лишь часть приемлемых стимулов. Специалист реагирует на условия труда, график работы, обеспечение самостоятельности в принятии решений, на отношения в коллективе.

Оптимизация готовности персонала

В работе по реализации социального проекта персонал нередко испытывает на себе давление с самых разных сторон, ему приходится принимать неординарные решения, рисковать. К этому должен быть готов каждый сотрудник.

Жесткий контроль за готовностью персонала к работе в условиях постоянного риска мало что даст, если не будет проводиться обучение кадров.

В крупных проектах возможно внедрение системы кадрового консультирования. В этом случае консультант организует процесс решения профессионально-кадровых проблем и обучает работников самостоятельному решению этих проблем.

Обучение персонала . Методы: лекции, групповое обсуждение, инсценировка ситуаций, управленческие игры, обучение на природе, моделирование, обучение с «погружением», ситуационный анализ.

Отбор методов подготовки кадров определяется триединой задачей: развитием творческих способностей сотрудников; укреплением их психической устойчивости; формированием их деловых навыков.

Среди методов, направленных на развитие творческих способностей и на формирование деловых навыков сотрудников, особенно плодотворно могут использоваться мозговая атака, синектика, деловые игры, создание фокальных объектов и некоторые другие. В действительности они могут быть применены не только на начальной стадии работы, поскольку творческая и деловая составляющие сохраняют свое значение на всех стадиях жизненного цикла социального проекта.

Психологическая устойчивость - это целостная характеристика личности в ее отношении к стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Очевидно, что многие из социальных проектов осуществляются в условиях, когда такого рода обстоятельства неизбежны.

Общий настрой коллектива проекта на успех дела становится успехом всего дела.

31. Контроль хода реализации проекта
Реализация проекта находится под воздействием множества внешних и внутренних факторов, что приводит к изменению расчетных плановых параметров проекта. В этих условиях одним из важнейших средств реализации целей проекта является контроль за исполнением календарных планов и расходованием средств.

Контроль осуществляется по трем аспектам реализации проекта:
1) время – проект должен быть выполнен в определенный период времени;
2) стоимость – бюджет должен быть соблюден;
3) качество – должно соответствовать требуемым стандартам.



Контроль подразделяют на четыре стадии:
1) мониторинг и анализ результатов;
2) сравнение достигнутых результатов с запланированными и выявление отклонений
3) прогнозирование последствий сложившейся ситуации;
4) корректирующие действия.

В зависимости от требующейся точности различают технологии оценки выполнения проекта:

Контроль в момент окончания работ (метод «0-100»);
контроль в момент 50-ти процентной готовности работ (метод «50-50)»);
контроль в заранее определенных точках проекта (метод контроля «по вехам»);
регулярный оперативный контроль (через равные промежутки времени);
экспертная оценка степени выполнения работ и готовности проекта.



 


Читайте:



Салат с горбушей консервированной и рисом: новые рецепты с фото

Салат с горбушей консервированной и рисом: новые рецепты с фото

Горбуша – фаворит среди рыбных консервов семейства лососевых. Именно её многие кулинары выбирают, если хотят приготовить салатик с...

Курица с овощной подливкой Рецепт приготовления курицы в сливочном соусе

Курица с овощной подливкой Рецепт приготовления курицы в сливочном соусе

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога и зрители канала YouTube. Когда на улице все еще немного холодно, идет дождь или дует северный ветер и...

Как заготовить малину на зиму — все вкусные рецепты Малина в собственном соку без стерилизации

Как заготовить малину на зиму — все вкусные рецепты Малина в собственном соку без стерилизации

Малина в собственном сокуПодготовленные ягоды уложить в банки и залить малиновым соком, нагретым до 50 градусов, накрыть крышками и поставить в...

Жаркое оригинальный рецепт

Жаркое оригинальный рецепт

Жаркое по-домашнему – относительно простое блюдо из доступных, широко распространенных продуктов. Тем не менее, оно не оставляет равнодушным ни...

feed-image RSS