Разделы сайта
Выбор редакции:
- Постный гороховый суп: рецепты и особенности приготовления Гороховый суп рецепт постный с картошкой
- Шейка свиная в духовке целым куском: лучшие рецепты приготовленияP
- Как приготовить тонкие блины на молоке
- Японская выпечка: описание, рецепты приготовления Японское печенье из фасоли: пошаговый рецепт
- Куриное филе в горшочках
- Хачапури на сковороде к завтраку – быстрый рецепт с творогом или сыром фото
- Вкусные низкокалорийные блюда для похудения
- Как варить овсяную кашу на молоке и воде
- Как пожарить сыр сулугуни на сковороде: основные рецепты
- Значение карты Таро — Страшный Суд
Реклама
Речевой этикет: тонкости культуры общения. Речевой Этикет и Культура Общения Ситуации речевого этикета |
Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5. Студенты должны узнать: содержание понятия «педагогический речевой идеал» как конкретизации идеала риторического; категории гармонии и ее роли в педагогическом общении На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: определять принципы гармонизирующего педагогического общения и средства их реализации в профессиональной деятельности учителя; сущность и специфику гармонизирующего педагогического диалога. Обучающиеся должны владеть: навыками ведения педагогического диалога, его приёмами, способами словесного оформления, этическими нормами речевого поведения учителя в профессиональной деятельности. Вопросы для обсуждения на практическом занятии: 1. Риторический идеал как отражение эстетических и этических идеалов, сформированных в определенной культуре. Риторический идеал как образец речевого общения и средство «оценки речевого произведения и речевого поведения в их единстве» (А. К. Михальская). Соотношение общериторического и педагогического речевого идеала. Педагогический речевой идеал как конкретизация идеала риторического. Специфика педагогического речевого идеала. 2. Категория гармонии и ее роль в педагогическом общении. Принципы гармонизирующего педагогического общения и средства их реализации в профессиональной деятельности учителя. Гармонизирующий педагогический диалог, его сущность, специфика. 3.Реализация этических норм речевого поведения в профессиональной деятельности учителя. Задания к практическому занятию: 1. Подготовка ответов на вопросы плана. 2. Подготовка проектов в малых группах: «Этика и сфера общения»; «Национальные особенности речевого этикета»; «Этикетные особенности профессиональной речи». Комментарии к выполнению заданий практического занятия 1. Ознакомьтесь с данными ниже текстами. Прочитайте их, выделите главные положения. Подготовьтесь к обсуждению изученных материалов на практическом занятии. 1) В системе понятий, используемых риторикой, ключевое понятие принадлежит категории риторического идеала. Идеал – это высший образец, «первообраз», выражающий систему ценностей. Риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей – эстетических и этических нравственных (этических). Можно отметить, что оценка успешности и эффективности речи, ее «качества» происходит на основе сопоставления реального дискурса (речевого поведения) и существующего в данной культуре идеального образца – риторического идеала. В сознании каждого человека – носителя определенной культуры – существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации, «что такое хорошо и что такое плохо» в речи и речевом поведении. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть изучена именно как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов. Исходя из определения риторики (данного античным философом Аристотелем) как науки находить способы убеждения можно типологизировать риторические идеалы по различиям способов убеждения, доминирующих в различных культурах «европейского образца». Последние в общих чертах могут быть описаны с использованием следующей триады оппозиций: агональный/гармонизирующий; релятивистский/онтологический (эвристический); монологический/диалогический. 2) Предмет педагогической риторики как частной риторической дисциплины – оптимизация профессиональной педагогической речи учителя, объект – успешный (эффективный) педагогический дискурс. Педагогическая риторика, как и риторика общая, основной категорией имеет не норму (как культура речи), но идеал. То есть она изучает не то, что существует в реальности – обычный, «нормальный» педагогический дискурс со всеми его недостатками, но то, что должно быть – прекрасную, совершенную речь профессионального педагога. Теория такой идеальной для определенной культуры педагогической речи и есть теория педагогической риторики, основная ее категория – риторико-педагогический идеал . Педагогико-риторический идеал может рассматриваться как конкретизация идеала общериторического, однако он обладает и своей спецификой, обусловленной особенностями педагогической речи – задачей использования слова как средства получения знания и воспитания человека. Необходимо отметить, что профессиональная речевая подготовка учителя – связующего звена в цепи поколений, культурных традиций и ценностей – призвана не только обеспечить владение речью как средством передачи знания (точнее обеспечить понимание и овладение путями совместного получения знаний в гармонизирующем эвристическом диалоге), но и представить высший речевой образец, который формировался в отечественной культуре столетиями. 3) Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет , отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. 4) Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета . Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т. е. тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение , невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Но наиболее важно: неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации. 5) Национальные особенности речевого этикета . Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, В. Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета: «В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно»... Если токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой», то не нужно думать, что перед вами поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произнести слова «нет». К примеру, вы звоните японцу и говорите, что хотели бы встретиться с ним в шесть вечера в пресс-клубе. Если он в ответ начинает переспрашивать: «Ах, в шесть? Ах, в пресс-клубе?» и произносить какие-то ничего не значащие звуки, вы должны тут же сказать: «Впрочем, если вам это неудобно, можно побеседовать в другое время и в другом месте». И вот тут собеседник вместо «нет» с превеликой радостью скажет «да» и ухватится за первое же предложение, которое ему подходит. Показательно высказывание телезвезды Оксаны Пушкиной в книге «Женские истории» о такой особенности деловых отношений в Америке, как корректность, уважительность, а главное – обязательность, безусловное исполнение принятого этикета: В американских школах есть такой предмет – «Public relationship», «построение взаимоотношений». Даже дети знают основы взаимоотношений. Например, приходят на день рождения к твоему ребенку, и ты потом должен каждому написать открытку: «Спасибо, что ты пришел. Твой подарок был самый лучший». Так же и в бизнесе. Если посетил какую-то фирму, то обязательно придет отзыв: «Спасибо. Извините, нам с вами нечего делать». Но обязательно – спасибо. Здесь, в России, дашь кому-нибудь интервью и начинаешь по пятьдесят раз звонить в редакцию: «Пришлите мне, пожалуйста, газету с моим интервью». 6) Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы: – Разреши (те) с вами (с тобой) познакомиться. – Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться. – Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться. – Позволь(те) познакомиться. – Давай(те) познакомимся. – Будем знакомы. – Хорошо бы познакомиться. В русском языке основное приветствие – здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т. е. здоровым. Глагол здравствовать в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср.: здороваться), о чем свидетельствует текст «Онежской былины»: «Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею». Следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья. Впервые приветствие здравствуй встречается в «Письмах и бумагах Петра Великого 1688-1701». Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: – Доброе утро! – Добрый вечер! Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: – (Очень) рад вас видеть (приветствовать)! – Разрешите (позвольте) вас приветствовать. – Добро пожаловать! – Мое почтение. Среди военнослужащих принято приветствовать словами: – Здравия желаю! По этому приветствию узнают военных в отставке. Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие. Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон. Невербальным эквивалентом приветствия, когда встречавшиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин – чуть-чуть приподнятая над головой шляпа. Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е. очередность приветствия. Первыми приветствуют: – мужчина – женщину, – младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую), – младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее, – младший по должности – старшего, – член делегации – ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная). 3. Ознакомьтесь в приведенным ниже текстом. Выскажите свою точку зрения относительно проблемы, на которую обратил внимание автор письма, опубликованного в газете «Комсомольская правда». Обоснуйте свою позицию. Общение предполагает наличие еще одного слагаемого, еще одного компонента, который проявляет себя на всем протяжении общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной реплики к другой. И в то же время норма употребления и сама форма слагаемого окончательно не установлены, вызывают разногласие, являются больным место русского речевого этикета. Об этом красноречиво говорится в письме, опубликованном в одном из номеров «Комсомольской правды» за подписью Андрей. Поместили письмо под заглавием «Лишние люди». Приведем его без сокращений: У нас, наверное, в одной-единственной стране мира нет обращения людей друг к другу. Мы не знаем, как обратиться к человеку! Мужчина, женщина, девушка, бабуся, товарищ, гражданин – тьфу! А может, лицо женского пола, лицо мужского пола! А легче – эй! Мы – никто! Ни для государства, ни друг для друга! Автор письма в эмоциональной форме, достаточно остро, используя данные языка, ставит вопрос о положении человека в нашем государстве. Таким образом, синтаксическая единица – обращение – становится социально значимой категорией. Возникает проблема: как обратиться к незнакомому человеку? Вопрос начинают обсуждать на страницах печати, в передачах по радио. Высказывают свое мнение филологи, писатели, общественные деятели. Предлагают возродить обращение сударь, сударыня. Газета «Неделя» печатает письма читателей. Одно из них пришло из Ростова-на-Дону. Автор пишет: «На днях я «ради спортивного интереса» послушала и подсчитала, как обращаются люди к продавщице сорока пяти лет в большом продуктовом магазине. Результат наблюдений оказался таким: девушка – 25 человек, бабушка, бабуля (от 20 до 25 лет) – 7, дорогуша – 3, женщина – 10, мать (от 30 до 35 лет) – 6, сестричка – 1, тетя, тетенька (подростки) – 7, уважаемая (пожилой человек) – 1, продавщица – 3 (всего!)». На улице, в магазине, в городском транспорте все чаще слышится обращение мужчина, женщина, дед, отец, бабуля, парень, тетенька, дяденька. Подобные обращения не являются нейтральными. Они могут восприниматься адресатом как неуважение к нему, даже оскорбление, недопустимое фамильярничание. Отсюда возможны грубость в ответ, выражение обиды, ссора. 4. Определите, какие из высказываний являются верными: У кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему? Сидящий и стоящий. Говорящий громко – говорящий тихо. Хорошо одетый – плохо одетый. Лежащий на диване – сидящий на диване около него. Тот, кто обнимает – тот, кого обнимают. Тот, кто движется энергично – тот, кто движется слабо. Тот, кто на трибуне – тот, кто внизу. Тот, кто наклоняется к собеседнику – тот, кто сидит прямо. Сидящий – тот, кто передвигается во время разговора вокруг него. Тот, кто ведет человека под руку – тот, которого ведут под руку. Тот, кто выше – тот, кто ниже. Тот, кто одет в темное – тот, кто одет в светлое. Тот, кто приближается к собеседнику – тот, кто удаляется от собеседника. Тот, кто смотрит в глаза собеседнику – тот, кто избегает взгляда собеседника. 5. В процессе изучения дисциплины происходило формирование коммуникативной компетенции. Ознакомьтесь с материалами. Ответьте на вопросы: Считаете ли вы, что обладаете коммуникативной компетенцией? На какие ее составные части (уровни) вам следует обратить внимание в дальнейшем? Коммуникативная компетенция – это совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека. Структура коммуникативной компетенции соотносительна со структурой языковой личности [посмотрите статью «Языковая личность» в энциклопедии «Русский язык» под ред. Ю. Н. Караулова], но не тождественна ей: в структуре языковой личности выделяют три уровня (вербально-семантический, когнитивно-тезаурусный и мотивационно-прагматический), коммуникативную компетенцию рассматривают как структуру, состоящую из пяти уровней: психофизиологических особенностей личности , которые – от общего психического типа личности (экстравертивность – интравертивность) до устройства артикуляционного аппарата – в значительной мере определяют речемыслительную и собственно коммуникативную способность человека, помогают успешному общению или затрудняют его; социальной характеристики и статуса личности (на процесс коммуникации оказывают влияние самые разнообразные социальные характеристики личности – как примарные, так и динамические: происхождение, пол, возраст, профессия, принадлежность к определенной социальной группе, социальная роль коммуниканта); культурного фонда личности – энциклопедических знаний и присвоенных ценностей (коммуникация может быть успешной только в том случае, если актуализируемые в дискурсе фрагменты культурного фонда коммуникантов в значительной степени совпадают. Существенные различия в культурных фондах (фоновых знаниях, пресуппозициях) участников общения обычно ведут к образованию лакун, бремя заполнения или компенсация которых ложится на коммуникативного лидера). языковой компетенции личности – набора умений и способностей коммуниканта, включающего 1) умение выражать заданный смысл разными способами (способность к перефразированию); 2) умение извлекать из сказанного смысл и различать при этом внешне сходные, но разные по смыслу высказывания (различение омонимии) и находить общий смысл у внешне различных высказываний (владение синонимией); 3) умение отличать правильные в языковом отношении предложения от неправильных; 4) умение выбрать из множества средств выражения мысли то, которое в наибольшей степени соответствует ситуации общения и с наибольшей полнотой выражает личностные характеристики его участников (селективная способность). Другими словами, это способность человека к успешной коммуникации, основанной на его уровне владения языком и языковыми нормами, на его умении продуцировать и понимать тексты различных типов; 5) прагматикона личности – коммуникативных знаний, умений и навыков участников коммуникации. Сюда будут относиться и владение коммуникативными нормами, и набор коммуникативных стратегий и тактик вместе со способностью к их оптимальной речевой реализации, и умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, и т. д. При кооперативном общении позитивная самопрезентация очень важна. Она предполагает владение говорящим основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою роль в приятной для собеседника манере, продемонстрировать свои положительные качества, словом, произвести на слушающего хорошее впечатление. В целом же уровень культуры речи человека прямо и непосредственно определяется уровнем его коммуникативной компетентности, поэтому повышение уровня этой компетенции должно рассматриваться как основная задача лингводидактики. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Таблица 4
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА» Таблица 5
Примерный перечень вопросов и заданий для контроля самостоятельной работы (Тематика контрольных работ) Контрольная работа № 1 1. Подготовить эпидейктическую речь для одной из коммуникативных ситуаций: а) Вас пригласили первого сентября выступить перед первоклассниками. Поздравьте их с началом школьной жизни. Что бы вы могли им пожелать, посоветовать? б) Проводится фестиваль риторики. Студенты разных факультетов будут соревновать в искусстве публичного выступления. Вы должны произнести приветственную речь перед открытием фестиваля. Расскажите о важности фестиваля, риторики, пожелайте всем успеха. 2. Подготовьте письменную работу на тему: «Мои впечатления о первом дне на первом курсе». Вспомните события и опишите их. Контрольная работа № 2. 1. Составить аннотацию и отзыв на недавно прочитанную книгу. 2. Написать автобиографию (как официально-деловой документ). 3. Подобрать аргументы к следующим тезисам: 1) Школьная форма не нужна. 2) Все должны заниматься спортом. 3) Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок. Примерный перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету 1. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики. Риторика как предмет изучения. 2. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности. Особенности русского риторического идеала. Риторический идеал античности. Особенности русского риторического идеала. 3. Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения. 4. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины. 5. Сущность, функции и средства общения. Виды и формы общения. Эффективность общения. 6. Коммуникативная ситуация, ее составляющие 7. Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия. Основные признаки текста. 8. Речевой жанр как типизированное высказывание. Профессиональные речевые жанры. 9. Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения. 10.Правильность и чистота речи. 11.Богатство и точность речи. Точность речи учителя. 12.Выразительность речи. Условия и средства создания выразительности. 13.Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи. 14.Невербальные средства общения 15.Искусство красноречия как способ воздействия на людей и как способ их взаимодействия в процессе познания явлений действительности. 16.Основные этапы развития ораторского искусства. Специфика публичного выступления. 17.Публичное выступление в профессиональной деятельности учителя. Требования к поведению говорящего. 18.Структура публичного выступления. Определение темы и замысла высказывания. 19.Информирующая речь и ее особенности. 20.Аргументирующая речь. 21.Дискуссия. Дискуссионная речь. Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. 22.Речевое поведение ведущего. Функции и специфика вступительного слова ведущего. 23.Нормы русского литературного языка. Типы норм. 24.Функции и специфика заключительного слова в речи ведущего. 25.Стилистические особенности дискуссионной речи. 26.Взаимодействие монолога и диалога в дискуссионной речи. 27.Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. 28.Эпидейктическая речь. Сущность и функции эпидейктической речи. 29.Законы эпидейктической речи и ее структура. Риторические приемы организации эпидейктической речи. 30.Этос, пафос, логос в эпидейктической речи. 31.Устные жанры в эпидейктической речи. 32.Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения. 33.Речевая деятельность учителя. Слушание в профессиональной деятельности учителя. 34.Чтение в профессиональной деятельности учителя. 35.Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения. Виды чтения. Механизмы чтения. 36.Говорение и письмо как виды речевой деятельности. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. 37.Взаимодействие устной и письменной речи. Общее и различное в природе устной и письменной речи. 38.Текст и дискурс как единицы продуктивной речевой деятельности. 39.Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя. 40.Профессионально значимые для учителя речевые жанры. Письменные профессионально значимые речевые жанры. 41.Функции и специфика устных профессиональных жанров. 42.Средства активизации учащихся в процессе объяснения. 43.Приемы диалогизации общения в процессе объяснения. 44.Импровизация в ходе объяснения. Приемы популяризации объяснительной речи В этой статье: Этикет – это не только нормы поведения в обществе, но и умение правильно изъясняться. Это красота речи и ее содержание, а также использование фраз в зависимости от ситуации. Речевой этикет — набор правил (гласных и негласных), благодаря которому в обществе поддерживаются социальные институты и устанавливается иерархия. В зависимости от культуры и социального класса правила речевого этикета могут значительно меняться. Знание речевого этикета позволяет человеку успешно взаимодействовать с другими людьми, расти и развиваться в личностном и профессиональном плане. Взаимосвязь культуры и речиКультурный человек выделяется из общей массы манерами поведения, учтивостью, осведомленностью и коммуникабельностью. Подобная личность умеет вести себя в обществе, легко идет на контакт и может поддержать беседу. Речь культурного человека отличается смысловой точностью, грамматической правильностью, выразительностью, богатством и разносторонностью словарного запаса и логической стройностью. Такая речь называется нормированной – в своей устной форме она отвечает существующим в настоящее время нормам произношения, а в письменной форме – правилам пунктуации и орфографии. Взаимосвязь культуры и речи здесь очевидна. Человек, который не имеет представление о морально-этических нормах, не сможет соблюдать речевой этикет, по следующим причинам:
Формирование культуры общенияОчень по-разному. В стенах кафедры государственного университета и, например, общественной столовой, звучит кардинально разная лексика, но правила речевого этикета в целом соблюдаются одни и те же. Это происходит потому, что формирование культуры общения начинается ещё с младенчества. Дети, находящиеся в разных условиях, получают разное качество обучения поведению в обществе, но согласно одинаковым принципам (исключая маргинальные прослойки). В минимальные стандарты культуры общения входит умение держать словесную дистанцию, отказываться от оскорблений и обсуждения недостатков вслух, недопустимость грубости и агрессии. Чтобы успешно функционировать в обществе, молодой член общества должен научиться лояльности и минимальному уважению к окружающим. Так как человечество больше не в племенном строе, уважение и доброжелательность высказывается с помощью речи и её выражениям — интонации, словам, жестикуляции. Формирование культуры общения начинается с раннего возраста. Наряду с правилами поведения ребенку внушают и постулаты речевого этикета. Прямое и косвенное влияние на формирование речевой культуры оказывают:
Первый навык общения ребенок получает в семье. Едва начав говорить, он начинает копировать манеру речи домочадцев, используя при этом те же слова и интонации — речь ребенка становится отражением речи родителей и их задача донести до ребенка основы культуры общения. В семьях, где воспитанию детей уделяется много внимания, дети с раннего возраста знают «волшебные слова» и их значение. На втором этапе в процесс освоения речевых правил вмешиваются окружающие:
Круг общения ребенка становится шире, в речи появляются новые слова, меняется манера разговора. И то, какой она будет, теперь зависит не только от родителей. Если ребенок проводит время среди воспитанных, культурных людей, значит, его речь станет богаче и ярче, но если окружающие незнакомы с культурой общения и «сорят» ненормативной лексикой, то ребенок непременно переймет некоторые обороты. Детский сад, школа и другие учебные заведения учат читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, а также правильно выражать мысли в устной и письменной форме. Причем, необходимые знания ребенок получает из уроков русского языка и литературы, но и из других дисциплин. Весь учебный процесс направлен на формирование речевого этикета, а целью являются следующие моменты:
Что такое речевой этикет?Речевой этикет – это совокупность требований к содержанию, характеру, форме, порядку и уместности высказываний в той или иной ситуации. Это определенные правила речевого поведения, система специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, которые приняты обществом для взаимного контакта собеседников, его поддержания и прерывания в избранной тональности. Речевой этикет предполагает использование определенных слов и выражений в различных ситуациях:
Нужные слова и фразы произносятся с определенной интонацией, что в совокупности с изречениями и характеризует вежливую речь. Владение культурой речи помогает в становлении личности, завоевании авторитета, доверия и уважения. Соблюдая речевой этикет, человек чувствует себя уверенно и непринужденно в любой ситуации, а также избегает насмешек и неловкости в незнакомой обстановке. Это совокупность правил, уникальная для разных рас и социальных групп в некоторых аспектах. Большинство правил речевого этикета считается негласным и в норме воспитывается в детях вместе со всеми прочими социальными навыками. Например, нет нужды в объяснении причин, по которым нельзя повышать голос на другого человека — это нарушение личного пространства и грубость. Так же очевидно то, что не вежлива фамильярность с человеком, более высоким по социальному статусу или просто не знакомым. История возникновения речевого этикета берет истоки из иерархических правил, где старший автоматически возвышался над младшим, женщин выделяли в отдельную социальную группу, а разрыв между социальными классами был невероятно огромным. Большинство правил речевого этикета человечество сохранило неизменным или немного изменённым. Основные правила речевого этикетаРечевой этикет предписывает личности определенные нормы общения, которые бывают обязательными и носящими характер рекомендаций. К обязательным относятся следующие правила речи:
Так как полностью структуризировать такое большое понятие не удастся — его принципами пользуется слишком много культур и социальных групп, есть только основные правила, приемлемые для большинства современных сообществ:
Главные принципы — спокойствие, исключение конфликтных ситуаций и доброжелательная (нейтральная) атмосфера. При деловой беседе или любой другой формальной встрече ярко выражать свои эмоции и отношение к окружающим строго не рекомендуется. Виды речевого этикетаРечь – это основной механизм вербальной коммуникации. Вербальное общение бывает внутренним, когда слова произносятся про себя, и внешне направленным – устным (диалог и монолог) и письменным. Устная речь строится в виде диалога или монолога. В диалоге люди обмениваются между собой информацией, эмоциями или переживаниями. Монолог исходит от одного лица, но направлен на аудиторию или на себя. Разговорная этика проявляется менее формально, нежели письменная. Здесь допускаются пропуски слов, замена фраз действием или жестом. Письменная форма этики ограничена строгими рамками – стилистикой, правилами орфографии и пунктуации. Так как это широкое понятие, нигде нет единого речевого этикета, идеально подходящего под все социальные требования. Конкретные люди или социальные группы видоизменяют правила под свои потребности, не изменяя главных принципов — так рождается классификация речевого этикета по видам:
Также под нестандартные ситуации, с которыми большинство людей не сталкивается, есть уникальные единицы речевого этикета этикета. Например, религиозный — он изучается внутри духовенства конфессий или просто в среде верующих и в светском обществе практически не применим. То же можно сказать относительно дипломатического этикета и военного. В целом, речевое общение классифицируется по содержанию и бывает:
Виды речевого этикета подразделяются по техникам взаимодействия и задачам.
Функции речевого этикетаРечевой этикет имеет определенные функции, которые очень важны для человека.
Основная функция — установление положительного контакта с другим человеком или группой. Изменения в русском речевом этикете последних лет — всего лишь отголоски ритуалов, созданных древними людьми в качестве универсальной константы общения. Очень многие их части можно отследить и сейчас, например, в рукопожатиях, поклонах у азиатских национальностей, и улыбках. Все эти незначительные на первый взгляд мини-ритуалы сопровождают человечество веками. Они помогают показать на сознательном и не сознательном уровнях, что собеседник уважаем и отношение к нему будет хорошим. Этикетные нормы — это универсальный язык, на котором можно договориться с каждым. Языковые и поведенческие средстваРечь — это в основном слова и другие звуки, конечно, но есть и другие средства выражения. Например, жесты и положение в пространстве относительно своего собеседника. Всё это тоже очень важно и имеет значение как со светской стороны, так и в плане национальных особенностей, которые тоже учитываются. Ярчайшим примером поведенческого средства можно считать жестикуляцию. Это совершенно нормальное явление — жесты используются человеком как дополняющие речь «усилители». С помощью них выражаются эмоции, подаются сверхбыстрые сигналы. Насчёт жестикуляции есть достаточно жёсткие правила, в основном они заключаются в её сдерживании. Нет ничего плохого в том, чтобы показать собеседнику ладонью на предмет разговора или жестом пригласить пройти в помещение, но размахивать руками и сокращать дистанцию с человеком без его согласия недопустимо. Языковые и поведенческие средства неразрывно связаны, но первые существуют без вторых, а наоборот — нет. В речевом этикете первыми помощниками являются языковые и поведенческие средства. К ним относятся:
Формулы речевого этикетаНа любом этапе общение сопровождается формулами речевого этикета – штампами и устойчивыми выражениями. Это слова вежливости, которые предусмотрены на все случаи жизни:
Данные формулы подсказывают как себя вести в какой-либо ситуации и облегчают общение. Речевой этикет и деловое общениеДеловое общение после повседневного является самым распространённым. Это логично — растёт уровень среднего предпринимательства, всё больше людей заняты на творческих профессиях или предпочитают работать на себя. Придерживаться стандартных правил повседневного этикета на деловой встрече допустимо, но получить таким образом уважение от собеседника удастся только в том случае, если он сам придерживается подобного подхода в делах.
Правила для удачного официального общенияГлавное — никакой фамильярности. Флирт между деловыми партнёрами также исключается. Собеседники должны найти идеальный баланс между вежливой отстранённостью и вежливой вовлечённостью. Первое не должно перейти в заносчивость, второе — в навязчивость. Не стоит придерживаться картинного официоза. На деловой встрече вполне могут звучать уместные шутки и разговоры на отвлечённые темы. Переход на личное — табу, это грубо и может обидеть собеседника. Пунктуальность, обязательность и честность. При создании первого впечатления не существует мелочей — не стоит опаздывать, грубить персоналу. Деловое общение отличается тем, что в нем отсутствуют фрагменты, намекающие на личные темы. Это общение по существу – вежливое, учтивое и беспристрастное, но вместе с тем располагающее. Оно направлено на достижение взаимопонимания и контакт. Официальное общение предусматривает следующие правила:
Этапы делового общенияКак и любое общение, деловая беседа разбита на этапы:
Принципы речевого делового этикетаСоблюдение принципов делового общения помогает налаживать и устанавливать длительные партнерские отношения. К ним причисляются:
Этикет деловых разговоров по телефонуТелефонные переговоры тоже имеют свой регламент:
Речевой этикет разных социальных группРечевой этикет устанавливается внутри каждой социальной группы. Его особенности складываются в зависимости от следующих аспектов:
Стремление овладеть речевым этикетом – это залог развития личности и показатель воспитания. Соблюдение норм и правил речи повышает культуру человека и общества в целом. Именно поэтому образовательный процесс уделяет этому вопросу максимум внимания. Речевой Этикет и Культура Общения » Речевая Культура.Тема — Речевой Этикет и Культура Общения » Речевая Культура. Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения. Речь - это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника. Культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона. Теперь что касается речевой культуры. По мнению большинства людей, речь - это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет - это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например). Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово. В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности. Основные правила культуры речи: 1) Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи. 2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения. 3) Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно. 4) Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи. 5) Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны. 6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи. 7) Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Старайтесь всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Помните, когда Вы не отвечаете на слова собеседника, Вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет. 8) Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание. 9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора. 10) Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность. Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе. (Большая советская энциклопедия) Скачать:Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com Подписи к слайдам:этикет Речевой этикет и культура речевого общения Само слово этикет возникло во Франции и употребляется со времен Людовика XIV. Первоначально, этикет возник, как церемония демонстрации иерархической власти. В каждом обществе этикет постепенно развивался, как система правил обихода, поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы. Из истории Речевой этикет Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать в доводы, которые приводит наш визави, попросту его не слушаем; и, наконец, стремясь заставить всех окружающих согласиться с нашим взглядом на вещи, пренебрегаем речевым этикетом: перестаём следить за собственными словами. Умение слушать Культура общения По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор в лучшем случае просто не сложится. Если Вы мало того, что не слушаете своего собеседника, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны. Не перебивай Залог успеха Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе. По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов, в повышении продуктивности общения. Культура речи Манера поведения Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово. Правила культуры речи Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи. Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения. Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно. Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи. Правила культуры речи Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи. Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны. Правила культуры речи Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи. Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Старайтесь всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Помните, когда Вы не отвечаете на слова собеседника, Вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет. Правила культуры речи Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание. Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора. Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность. Мудрость «Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как ВЕЖЛИВОСТЬ» Сервантес Речевой этикет - необходимая составляющая делового общения, его соблюдение - важнейшее условие эффективной деятельности руководителя, предпринимателя, любого профессионала. В процессе делового общения необходимо взаимодействовать со многими людьми, и от умения правильно выстроить с ними отношения зависит успех дела, достижение положительных результатов в профессиональной деятельности. Существует много специальных и популярных работ, помогающих, по выражению Д. Карнеги, "приобретать друзей", т.е. овладевать приемами расположения , без знания которых трудно представить современное деловое общение. Рассмотрим некоторые из таких приемов.
Без использования приемов расположения невозможно воздействие и влияние на делового партнера. Основной принцип делового этикета - внимательное и уважительное отношение к собеседнику - реализуется в том числе и в некоторых запретах.
и подавляя в себе желание ответить тем же, обладаете дополнительным преимуществом. Научиться владеть собой удается благодаря психологической подготовке и постоянному вниманию к своей речи. 5. В конфликтных ситуациях нельзя всю вину перекладывать на другую сторону. Признание хотя бы частичной ответственности за случившееся снимает ситуацию "перебрасывания мяча" (чередования взаимных обвинений) и выводит беседу снова в русло конструктивного диалога. Нужно отметить, что в процессе речевого общения отношения между договаривающимися сторонами могут изменяться. Видоизменения речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений или условий общения рассматриваются как этикетная модуляция речи (термин В. Е. Гольдина). Установка на конструктивный тон делового общения выражается в готовности признать позицию собеседника, в отсутствии категоричных суждений: Этого не может быть! Не хочу даже слушать! Мы никогда на это не пойдем! Вежливая форма отрицания включает сомнение: Мне кажется это не вполне убедительным ; Боюсь , что не могу согласиться с вами Едва ли это так. Отрицательный ответ, отказ с позиции требований этикета - эго сложное речевое действие. Прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы собеседник не был обижен. Смягчает отказ позиция сочувствия, сопереживания вынужденному его принять: К сожалению , мы не можем сегодня принять ваше предложение. Может быть , это будет возможно в будущем. Для делового общения очень важна именно эта перспектива. Если ее не предлагает отказывающая сторона, она должна присутствовать в реплике того, кому отказывают: Будем надеяться , что ситуация изменится к лучшему и мы сможем вернуться к этому вопросу. Этикетные формулы могут выполнять несколько функций. Приведем примеры возможного использования этикетных речевых средств на примере реплик телефонного разговора:
Таким образом, этикет не только регулирует отношения общающихся, по и является средством рациональной организации телефонного разговора.
Речевой этикет в деловом общении предполагает лояльное, уважительное отношение к собеседнику, использование общекультурных форм общения, суждений, формы выражений. Он связан с использованием таких формул языка, как приветствие, прощание, обращение, благодарность, извинение. Дж. Н. Лич сформулировал и описал ведущий принцип коммуникации - принцип вежливости , представляющий собой совокупность ряда максим и, безусловно, способствующий эффективному речевому общению .
Таким образом, в процессе речевого взаимодействия собеседникам следует придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвеициальную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия. По данным многочисленных исследований в области речевой коммуникации, количество передаваемой информации и ее точность увеличиваются в атмосфере доверия и открытости между участниками общения. Созданию позитивного коммуникативного климата, помогающего установить контакт и взаимоотношения в процессе общения, способствует и применение психологических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе.
Следует обозначить и некоторые условия, несоблюдение которых превращает конструктивный диалог в деструктивный и препятствует таким образом организации эффективной речевой коммуникации:
К коммуникативным неудачам ведет неумение выбрать правильный тон общения. Как отмечают авторы пособия "Русский язык и культура общения для государственных служащих" , большую роль в общении играет тональность. Общая тональность в зависимости от сферы общения может быть строго официальной, нейтральной, фамильярно-дружеской. Это и стилистика речи, и манера поведения говорящего (взгляд, мимика, жесты), но главное - тон. Для современного официально-делового общения начальственный тон становится малопригодным, устаревшим; императивность изживает себя, и основным принципом взаимоотношений провозглашается принцип сотрудничества. Основной тон при строго официальных отношениях (при решении серьезных проблем, конфликтных вопросов) - спокойный, ровный, сдержанный, при менее строгих официальных отношениях (деловых беседах, переговорах) - спокойный, доброжелательный, приветливый. Отсутствие гармонии между тональностью и смыслом высказывания делает его неэффективным. Общая тональность задается в самом начале общения. Удачное начало - залог успеха беседы, а неверно взятый тон может привести к неудаче. При желании овладеть коммуникативными приемами совсем нетрудно, следует только выработать привычку контролировать свое речевое поведение, тональность, не повышать голос, быть эмоционально сдержанным. Контролировать свое речевое поведение это значит следить за тем, как сказать (речь, тон), и за тем, как себя вести (манера поведения). Здесь важно все: и взгляд, и жесты, и мимика, и позы, и манера двигаться, и умение сохранять дистанцию общения. Общение начинается с установления расстояния между собеседниками. Дистанция общения зависит от взаимоотношений говорящих: чем официальное отношения, тем дальше находятся люди друг от друга. В русском этикете официальная зона общения равна длине двух вытянутых для рукопожатия рук (90-110 см), дружеская зона - расстоянию двух согнутых в локте рук (50 см). Особенно важна для человека личная зона, и он охраняет ее как собственное пространство. Дистанция, которая определяет личную зону, колеблется от 15 до 46 см у разных народов. Человек реагирует резко отрицательно на вторжение в его личное пространство, и это происходит помимо его воли, подсознательно. В официальной обстановке используется минимум жестов; категорически исключаются разговорно-фамильярные жесты: погрозить пальцем, пожать плечами, развести руками, покрутить пальцем у виска, поднять большой палец (все отлично). Неприлично показывать пальцем на кого- либо или что-либо; невежливо поворачиваться к собеседникам спиной. Но вполне допустимы изобразительно-сопроводительные жесты, оживляющие речь. Просьба всегда должна сопровождаться этикетными формулами: Пожалуйста , будьте добры (любезны)... Не могли бы вы... В строго официальных отношениях рекомендуется использовать формы повышенной вежливости: Не можете ли вы... Могу я вас попросить... Вас не затруднит... Если вам не трудно... Слова извинения обладают свойством вытеснять отрицательные эмоции и ведут к установлению психологического равновесия. Просить извинения полагается за любой проступок, оплошность, вину: Извините , я нечаянно... Простите меня , пожалуйста... Простите , я виноват , не мог сдержать слова... Этикетные формулы отказа : К сожалению... Очень жаль... С удовольствием бы вам помог , но... К сожалению , помочь вам не могу... Я вынужден вам отказать. Любой отказ должен сопровождаться объяснением его причины. Дружеское (неофициальное) ты-общение допустимо на рабочем месте только при условии, если нет посторонних лиц и нет неотложных дел, необходимости решать официальные вопросы. Обращение по имени-отчеству и на вы предполагается по отношению к любому взрослому человеку, достигшему определенного положения, окончившему вуз или техникум (колледж), чаще всего с 22-25 лет. К людям старшего возраста этикет предписывает обращаться по имени- отчеству независимо от их положения. К подростку или молодому человеку, еще не имеющему своего профессионального статуса, можно обращаться по имени, но на вы. К негативным последствиям для речевого общения может приводить нарушение норм русского литературного языка. Языковые нормы явление историческое; их изменение обусловлено постоянным развитием языка. Нормы не создаются учеными, они отражают закономерные процессы и явления, которые происходят в языке, и поддерживаются речевой практикой. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Нарушение языковых норм в деловом общении не только мешает пониманию, но и снижает авторитет говорящего, вызывает сомнения в его компетентности: если человек не умеет четко выражать свои мысли, сможет ли он решать сложные вопросы? Орфоэпические нормы - эго произносительные нормы устной речи. Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения и высказывание не воспринимается во всей полноте. Много ошибок в устной речи допускается при постановке ударения, которое в русском языке является свободным (не закреплено за определенным слогом) и раз- номестным (может падать на любой слог). Нередко нарушается норма ударения в таких словах, как валовой, договорённость, призыв, созыв, асимметрия, афера, гастрономия, жалюзи, опека, оседлость, пуловер, статуя, гравировать, истёкший, исчерпать, баловать, намерение, обеспечение, ободрить, осведомить, преминуть, премировать, намерение, ходатайство, оптовый, эксперт, избалованный, втридорога, досуг, закупорить, свёкла, колосс, каталог, гёнезис. В односложных глаголах типа брать, взять, звать, лгать, плыть, рвать ударение ставится на основе во всех формах, кроме женского рода (в форме женского рода - на окончании - брала, звала, рвала). У глагола дать в форме среднего рода возможно двоякое ударение: дало. Часто допускаются ошибки в произнесении форм глаголов начать(ся), принять(ся), занять(ся), понять. Правильное ударение в формах этих глаголов:
Ударение в формах кратких страдательных причастий от этих глаголов:
Существуют сложности с ударением в самых простых, часто используемых словах. Например прилагательное развитОй пишется с окончанием -ой, которое и принимает на себя ударение. Это слово имеет несколько значений и употребляется в разных словосочетаниях. Так, в примерах развитая промышленность, развитое сельское хозяйство его значение "достигший высокой степени развития", а в сочетаниях развитой юноша, развитой человек - "духовно зрелый, просвещенный, культурный". Наряду с прилагательным в русском языке имеется причастие развитый , образованное от глагола развить , имеющее окончание -ый. Произносится оно с ударением на первом слоге (развитый) или на втором (развитый), например: развитая нами деятельность, развитая журналистом идея и развитая веревка, развитый локон. Особого внимания требуют лексические нормы , т.е. владение и правильное использования деловой лексики в речи. Из-за незнания говорящим точного значения слова или невнимательного отношения к его значению происходит нарушение смысловой сочетаемости слов: парламент пошел на решительный шаг (точнее: сделал решительный шаг или принял решительные меры); обстановка в Москве этой ночью прошла относительно спокойной (была спокойной или ночь прошла спокойно); есть недисциплинированность к своим служебным обязанностям (наблюдается халатное отношение к... или недисциплинированность в выполнении своих служебных обязанностей). Сейчас активно употребляется в официальной речи выражение обречен на успех , однако в ряде случаев (например: Наш план обречен на успех) его употребление не является уместным. Нарушается принятое смысловое соотношение: сочетание оценочных смыслов "хорошо" (в слове успех) и "плохо" (в слове обречен) ненормативно, часто оно служит лишь средством создания экспрессии, шутки. Нечто подобное происходит со словом достаточно. Словарное значение этого наречия - в нужном количестве, в необходимой степени, достаточно уверенный в себе человек. Однако широко распространилось неправильное употребление слова достаточно в значении наречий - "весьма, довольно, очень" (в значительной степени): достаточно мало успехов, достаточно глупый поступок, достаточно непродуманное решение, достаточно нестабильная ситуация. Неточность словоупотребления - одна из самых распространенных ошибок в устной официальной речи. Часто говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению, например:
Из-за недостаточной подготовленности речи или отсутствия контроля за своей речью появляются ошибки, которые называются плеоназмами. Это избыточное выражение одного и того же смысла в одном высказывании: Они тихо делают свою деятельность ...; У нас в запасе есть еще неиспользованные резервы и ресурсы. Особенно неприемлемы в официальной речи случаи тавтологии (разновидности плеоназма) - повторения однокоренных слов: В нашей стране периодически были кризисные периоды ...; Значение этого нововведения означает..:. Следует учесть следующие факторы..:, Начинается разрушение устоявшихся исторических устоев. Грубым нарушением строгой лексической нормы является включение в официальную речь нелитературной лексики. Часто в деловую речь попадают просторечные и сииженно-разговорные слова, при немотивированном употреблении которых возникает недопустимая стилистическая пестрота, например: Если они будут опять огрызаться... мы примем адекватные меры. В литературной речи не могут соседствовать элементы полярных языковых сфер (адекватные - принадлежность строгих стилей - научного и делового, огрызаться - сниженно-разговорного). Кроме введения нелитературной лексики, стилистической несогласованности, неточного словоупотребления, плеоназмов отступлением от лексических норм может быть и несоблюдение меры, неуместность словоупотребления. Прежде всего это связано с неумеренным использованием в речи иностранных слов. Активное вхождение заимствований в наш язык вызвано освоением новых направлений в экономике, юриспруденции, политике. И вполне оправданно введение иностранных терминов вместе с новыми для нас понятиями (маркетинг, менеджмент, аудит), но все же нельзя обрушивать весь поток заимствований на массовую аудиторию. Большая часть из них уместна только в строго официальной деловой сфере, в речи специалистов определенных отраслей экономики, производства, науки. При общении с широкой аудиторией следует помнить: мы говорим, чтобы нас услышали и поняли, и поэтому мы должны строго соблюдать правило - употреблять иностранные слова по мере необходимости, если без них не обойтись, и по возможности объяснять их значение. Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется использовать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу. Грамматические нормы - это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Строгие морфологические нормы не допускают употребления разговорных и тем более просторечных и диалектных вариантов форм в деловом общении. Нельзя говорить не махайте руками вместо литературного не машите руками, ехай вместо поезжай, ложи в папку вместо положи в папку. Совершенно недопустимы формы глагола хочем, хотит (надо: хотим, хочет), жгем , жгет (надо: жжем, жжет). Нет в русском литературном языке глагола ложить (есть глаголы класть - клали - кладут и положить - положили - положат). Универсального правила образования форм родительного падежа множественного числа существительных нет. Нормативные формы: вафель, кровель, усадеб, свадеб, сплетен, нянь, простынь (доп. просты- ней), долей, свечей (дои. свеч), пеней, блюдец, полотенец, яблок, но помидорову апельсинов. Формы существительных мужского рода множественного числа: вОз- расты, директор А (дирЕкторы - устар.), договОры, инженЕры, инспЕк- торы и инспекторА, инстрУкторы и инструкторА, копстрУкторы, кор- рЕкторы, лЕкторы, профессорА, редАкторы, рЕкторы, столярЫ, тОкари, тОрты, трЕнеры. Нередки ошибки в употреблении форм сравнительной степени прилагательных: движения должны быть более резче, все казалось более нагляднее. Частица более не сочетается с формами сравнительной степени, она употребляется только с полными и краткими формами прилагательных: более удачное сравнение, более резкие движения, все более наглядно. Прилагательные лучший, старший, худший, больший уже в самой смысловой структуре своей имеют значение сравнительной степени и поэтому не сочетаются со сравнительной частицей более. Недопустимо включать в свою речь просторечные формы местоимений ихняя, ихний вместо литературной формы их, у ней вместо у нее. Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-за и благодаря. Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильно сказать: из-за болезни. Кроме того, предлоги благодаря, вопреки, согласно, сообразно, навстречу согласно современным нормам литературного языка употребляются только с дательным падежом: благодаря деятельности, вопреки правилам, согласно расписанию, навстречу юбилею, сообразно имеющимся знаниям. С родительным падежом употребляются предлоги и сложные союзы: вследствие (івследствие болезни), ввиду (ввиду отсутствия), в силу (в силу решения комиссии), по причине (по причине халатности), во избежание (во избежание разночтений), во исполнение (во исполнение решения), в целях (в целях улучшения), с целью (с целью налаживания), в течение (в течение всего срока действия), в продолжение (в продолжение месяца), впредь до (впредь до особого распоряжения), по мере (по мере поступления запросов). Таким образом, важнейшая составляющая эффективного делового общения - культура речи, которая формирует "языковой паспорт" человека. Специалисты в области деловой коммуникации и культуры речи О. В. Наролина и И. А. Стернин пишут: "Языковой паспорт - это та информация, которую мы получаем о говорящем, когда слышим его речь (пол, возраст, общая культура, эмоциональность, выдержанность). Если свой обычный гражданский паспорт человек предъявляет только тогда, когда его об этом просят, то “языковой паспорт” человека предъявляется им постоянно в процессе речи, поэтому о нем необходимо особенно заботиться. Благоприятный языковой паспорт - основа успеха в деловом общении" Наролина О. В.. Стернин И. Л. Деловое общение: учеб, пособие. Воронеж, 1995. С. 39. |
Читайте: |
---|
Новое
- Шейка свиная в духовке целым куском: лучшие рецепты приготовленияP
- Как приготовить тонкие блины на молоке
- Японская выпечка: описание, рецепты приготовления Японское печенье из фасоли: пошаговый рецепт
- Куриное филе в горшочках
- Хачапури на сковороде к завтраку – быстрый рецепт с творогом или сыром фото
- Вкусные низкокалорийные блюда для похудения
- Как варить овсяную кашу на молоке и воде
- Как пожарить сыр сулугуни на сковороде: основные рецепты
- Значение карты Таро — Страшный Суд
- Гадание на картах таро ближайшее время