Главная - Готовые средства
Профессиональная помощь в выборе профессии. Особенности подростковой профориентации. Видео: Профессиональная ориентация

Результаты массовых опросов и индивидуальной работы с учащимися свидетельствует о том, что большинство школьников 7-11 классов испытывают затруднения и нуждаются в помощи при выборе профессии. Многие на момент окончания школы не имеют сформированного профессионального плана, у других профплан носит случайный, необоснованный характер. На чью же помощь могут рассчитывать наши дети в таком нелегком деле, как выбор профессии?

Разумеется на помощь сотрудников центров профориентации. Подобные центры профориентации возможно не пользуются массовым спросом, но тем не менее на протяжении многих лет помогают учащимся в профессиональном самоопределении. Однако обращение в Центр профориентации не стало привычным, традиционным, не всякий молодой человек найдет в себе силы обратиться к незнакомым людям, не каждому по душе доверительный разговор с профконсультантом. Вот почему подросткам не обойтись без помощи родителей. Родители, как никто другой, хорошо знают своих детей, обладают значительным жизненным опытом.

Какие же проблемы, трудности испытывают подростки в процессе профессионального становления, в какой конкретно помощи нуждаются?

Первая трудность – социальная незрелость подростков, неготовность к самостоятельному принятию решений. К сожалению, во многих случаях и семейное, и школьное воспитание не готовит к самостоятельному принятию ответственных решений. И такое важное, зачастую первое ответственное решение, как выбор профессии, ложится непосильным трудом на плечи подростка. Разные родители по-разному поступают в ситуации выбора их ребенком профессии. Одни решают сами, диктуют сыну или дочери определенные условия.

Другие отстраняются от помощи, предоставляя молодому человеку полную свободу выбора. Следует же не навязывать подростку готовых решений, а создать возможность позитивного выбора и проявления самостоятельности. В конфликтной ситуации родителям нужно вести себя спокойно, сдержанно, тактично и чутко. Даже если сам подросток ведет себя вызывающе, он ценит ваше уважительное отношение к нему.

Вторая трудность – незнание факторов, влияющих на выбор профессии. Какие же факторы следует учитывать молодому человеку, выбирающему профессию, и родителям, которые помогают ему в этом деле?
1. Первое на что следует обратить внимание – это состояние здоровья. Если вы знаете, что у вашего ребенка есть какие-то отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания, обязательно проконсультируйтесь с подростковым терапевтом, лечащим врачом, не будет ли это заболевание препятствовать в выборе той или иной профессии. Только врач может дать рекомендацию о соответствии состояния здоровья выбранной профессии.

2. Выбирая профессию, непременно следует учитывать интересы, склонности и способности вашего ребёнка.

3. Считается, что выбор профессии будет более обоснованным, если в его основе лежит интерес к содержанию профессии. В этом случае и профессиональные намерения более устойчивые, и профессиональное обучение идет быстрее и эффективнее. К сожалению, исследования ученых показали, что только 40% выпускников при выборе профессии интересуются ее содержанием.

Родители могут помочь сыну или дочери в формировании интересов и склонностей, в развитии способностей.
При этом следует руководствоваться следующими советами: не относитесь к занятиям своих детей свысока. Найдите время их выслушать, а лучше всего попробуйте лучше увлечься тем, что интересует ребят.

В общении на равных вы совершенно другими глазами увидите своего ребенка и его друзей. И поверьте, в совместных делах, в сотрудничестве при обсуждении и решении общих задач ваши знания, ваши компетентные советы более умелого и опытного человека будут приняты подростками с благодарностью. в подростковом возрасте неизбежна «разбросанность» интересов, т.к. это период интенсивных исканий, время самопроверки, самоутверждения, а нередко и конформизма, то есть я делаю то и интересуюсь тем, чтобы не отличаться от сверстников.

Будьте внимательны и чутки к отличным от ваших увлечениям и интересам детей, помогите им не обмануться, найти себя и свою профессию, даже если это и нарушит ваши планы. помните, что в старшем подростковом возрасте потребность в осмысленной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата, становится, как правило, необходимостью. Не удовлетворяясь иллюзией труда и не находя реального дела ни в семье, ни в школе, подросток ищет его сам и, случается, находит его в антисоциальной плоскости.
4. Еще один важный фактор, который следует учитывать при выборе профессии – потребность экономики в кадрах. Необходимо знать, какие именно профессии являются в данный момент наиболее востребованными на рынке труда в вашем городе (районе), а какими профессиями рынок перенасыщен.

Необходимо помнить, что по данным статистики 70% профессий, востребованных на рынке труда – профессии материальной сферы.

Еще одна трудность , с которой сталкивается подросток в процессе выбора профессии – это неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний, основывающийся на неадекватном уровне самооценки, неправильном понимании своих способностей. В этом возрасте, как показывают исследования, только 10% старшеклассников могут правильно оценить себя. 90% нуждаются при этом в совете старших.

Самооценка и возможности – эти два фактора имеют самое большое значение в возникновении противоречий у подростка. Он часто выказывает такие притязания, которые сам не может реализовать. Хотя он и чувствует себя взрослым, но у него нет ни нужных знаний, ни навыков, ни умений, ни морального права на эти притязания, значит – нет и возможностей.

Если у подростка завышенные запросы, то перед родителями, педагогами открываются великолепные возможности снизить уровень притязаний или стимулировать их. В связи с этим мы приводим следующие полезные практические советы: несоразмеримые с возможностями запросы следует не осуждать или запрещать, а позволить ему столкнуться с реальностью, т.к. неудача автоматически снижает уровень притязаний всегда помнить, что их завышенный уровень – замечательный стимул для усвоения новых знаний, умений, навыков поощрять усвоение ребенком таких видов деятельности, которые необходимы для удовлетворения его конкретных запросов, а также стиль поведения, обеспечивающий в этом успех.

Исследования подтверждают, что главными регуляторами уровня притязаний являются в жизни успехи и неудачи. Поэтому не следует настойчиво отговаривать молодого человека от осуществления его намерений, нужно лишь четко определить запасной вариант профессионального плана на случай неудачи. В качестве резервного профессионального намерения может быть запланировано поступление в учреждения среднего или начального профессионального образования. Но запасной вариант нужно не только запланировать, но и просчитать: выяснить условия приема и обучения, сроки подачи документов, вступительных экзаменов, на общих основаниях или по направлениям осуществляется прием, возможно ли обучение на коммерческой основе и т.п.

Следующая сложность , с которой сталкивается подросток при выборе профессии – это свойственная подростковому возрасту высокая эмоциональность. Поэтому подростка зачастую привлекает внешняя сторона профессии, он выбирают романтические, необычные, особенные профессии, основываясь на каком-либо одном незначительном, но очень ярком привлекательном признаке.

Например, такие профессии, как модельер, стюардесса, следователь уголовного розыска, археолог, океанолог, геолог, переводчик. Для коррекции таких малообоснованных профессиональных планов необходимо подробно информировать подростка о содержании профессии, трудовых обязанностях, условиях, режиме труда и отдыха, способах получения профессии, потребности в кадрах.

И тут мы подходим еще к одной группе проблем , с которыми сталкиваются подростки в процессе профессионального самоопределения. Это отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации, неумение ее систематизировать. Подростки имеют недостаточное представление о мире профессий, их содержании и специфике, учебных заведениях, условиях приема в них, обучения.

Задача родителей – помочь детям овладеть такой информацией. Попробуйте вместе с вашим сыном или дочерью проанализировать содержание разных профессий. Начать можно с профессии матери, отца, ближайших родственников. При этом надо помнить, что нет плохих и хороших профессий. Плохими или хорошими они могут быть лишь в оценках разных людей. Часто люди дают положительную или отрицательную характеристику профессий с учетом собственного профессионального опыта: положительного или отрицательного.

Ваша задача – помочь детям оценивать различные профессии объективно, с учетом всех плюсов и минусов. Анализируя содержание профессий, следует помнить и о том, что каждую профессию надо рассматривать в единстве внешних и внутренних элементов. Внешнее – это то, что сразу бросается в глаза. Например, врач в белом халате в чистом светлом кабинете ведет прием больных, беседует с ними, осматривает, выслушивает, назначает лечение.

А что за этим? Высочайшая ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Обширные знания, которые необходимо постоянно пополнять, совершенствовать, умение правильно сопоставлять эти знания с результатом осмотра, обследования, принимать самостоятельные ответственные решения, ставить диагноз. Высокая эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, своим поведением, чувствами. Общительность, сопереживание, сочувствие по отношению к пациентам.

Еще одна трудность при выборе профессии – это низкая ориентация в образовательной сфере. Так, например, восьми- и девятиклассники не знают, чем отличается учреждения среднего профессионального образования от учреждений начального профессионального образования. Узнав, что при поступлении в учреждения среднего профессионального образования нужно сдавать экзамены, они бывают огорчены, это в корне меняет их планы.

Для подростка важно, прежде чем принять решение о выборе учебного заведения, понимать какие учебные заведения существуют сегодня на рынке образования, каковы их возможности, кого они готовят, какие аттестационные документы вручаются по окончании, каков их статус в образовательной среде, какова стоимость и продолжительность обучения и какие возможности откроются перед ним по окончании обучения.Родители призваны помочь детям не только познакомиться с миром профессий, но и получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях.

Таким образом, подготовка к выбору профессии требует от подростка и его родителей немало усилий. Усилия нужно приложить для того хотя бы, чтобы прочесть книгу с описаниями профессий (такой профессиографической литературы много и в школьных, и в городских библиотеках). Еще больше труда потребуется, чтобы попробовать себя в каком-либо виде деятельности, совершить первую профессиональную пробу сил.

Это является наилучшим способом знакомства с будущей профессией. С вашей помощью сын или дочь могут устроиться на работу в период каникул. Итак, ваш ребенок стоит перед необходимостью важнейшего выбора – профессионального самоопределения. Разумеется, каждый сам кузнец своего счастья, только от него самого зависит успех или неудача в выборе профессии. Но готовность ребенка к этому решающему шагу зависит и от того, помогают ли ему родители или нет.

Позиция родителей очень важна, она должна быть мудрой, ответственной. В первую очередь следует руководствоваться принципом «Не навреди!». Сотрудники нашего Центра готовы помочь родителям в формировании профессиональных планов детей. Мы проводим индивидуальные консультации по выявлению интересов, склонностей, способностей учащихся, учитывая личностные особенности при выборе профессии.

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности /b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося


Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?

Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.

Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.

Профориентация подростков: зачем нужна

Необходимость в ней представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:

  • позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;
  • выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;
  • повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.

Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, т. е. проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические

  • весь спектр профессий;
  • перспективное развитие той или иной профессии;
  • социальная необходимость в определенной профессии;
  • престиж профессии, статус, который она дает;
  • материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

Социальные

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:

  • материальные , выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
  • социальные , когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
  • моральные , связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
  • мотивы престижности , когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
  • профессиональные и познавательные , целью которых является глубокое освоение профессии;
  • утилитарные , позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
  • творческие , дающие волю фантазии и креативности;
  • эстетические , учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.


Психологические

Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

Психофизиологические особенности

  • особенности темперамента;
  • специфика нервной системы;
  • общее состояние здоровья школьника.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.

Методики

Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие.

ДДО. Автор Е.А. Климов

Дифференциально-диагностический опросник. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

  • «человек-природа» — профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством;
  • «человек-техника» — технические специальности;
  • «человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей;
  • «человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;
  • «человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

«Карта интересов». А. Голомшток

Целью методики является определение структуры интересов подростка.

Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний:

  • физика и математика;
  • химия и биология;
  • радиотехника и электроника;
  • механика и конструирование;
  • география и геология;
  • литература и искусство;
  • история и политика;
  • педагогика и медицина;
  • предпринимательство и домоводство;
  • спорт и военное дело.

«Якоря карьеры». Автор — Э. Шейн

Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:

  • профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной профессии;
  • менеджмент – стремление управлять людьми;
  • автономия – стремление к независимости в работе;
  • стабильность – желание работать в одной сфере долгое время;
  • служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;
  • вызов – находить уникальные решения сложных задач;
  • интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;
  • предпринимательство – создавать новые услуги и товары.

Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.

  1. Родители должны дать ребенку право выбора . Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение мамы, папы, бабушки и т.д..
  2. Ребенку стоит прививать идеалы , к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.
  3. Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.

  1. Если подросток пробует себя во многих сферах : различные кружки, спортивные секции, посещение художественных, танцевальных школ, это очень хорошо, но стоит проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.
  2. Необходимо дать подростку возможность посещать самые разные занятия и курсы. Пусть что-то ему не будет нравиться, что-то и вовсе никогда не пригодится, но полученные знания сформируют тот фундамент знаний, на котором будут построены такие важные в современном мире качества, как лабильность, креативность, общительность и, конечно, высокие интеллектуальные способности.

Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно.

Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.

Видео: Профессиональная ориентация

Если Вы когда-либо задавались вопросами о том, что такое профориентация, как выбрать профессию, кем быть и где учиться, как избежать ошибок при выборе будущей специальности, какие виды профориентации существуют и доступны каждому человеку независимо от возраста, то этот материал даст Вам ответы на всё вышеперечисленное и даже больше. Начав с базовых понятий, Вы постепенно узнаете всю необходимую информацию в кратком виде для первых шагов в нелёгком пути выбора первой профессии или осознанного исправления ошибок молодости и получения новой специальности.

Что такое профориентация

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

К сожалению, в настоящий момент не ведётся какой-либо масштабной и системной работы для помощи в профессиональном самоопределении, начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми. И если для взрослых подобная профориентационная работа частично ведётся службами занятости населения, хотя и рассматривается больше как дополнительная услуга, то в школах профориентация школьников отдана на откуп администрации и учителям. К счастью многие понимают всю важность выбора профессии и устраивают различные мероприятия, направленные на выявление у учеников склонностей и способностей к той или иной профессии. В числе таких мероприятий можно назвать психологические тестирования, экскурсии на предприятия, уроки с презентациями профессий и многое другое.

Таким образом, в целом, процессы помощи молодому поколению с выбором профессии находятся в довольно плачевном состоянии и сильно зависят от людей на местах. Однако тот факт, что помочь определиться с профессией своему ребёнку может каждый родитель не может не радовать. Информационные ресурсы и разнообразные профориентационные тесты значительно облегчат процесс выбора и помогут принять верное решение.

«Кем стать?» или как выбрать профессию правильно

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины выбора профессии


Внутренние причины выбора профессии

  1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
  2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
  3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
  4. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

Несомненно, мы привели далеко не все причины связанные с выбором профессии. Более подробно с ними можно ознакомиться в нашем материале Основные причины выбора профессии.

Важность профориентации

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

В России значительно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Свою роль в этом процессе сыграли как средства массовой информации, формирующие преимущественно потребительское отношение к жизни, так и значительное разделение престижности профессий, пусть и не всегда совпадающее с действительностью. Молодежь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру в экономической или юридической сферах, в то время как наука, работа руками и сельское хозяйство часто воспринимается как работа для неудачников. Однако грамотный специалист на крупном предприятии может получать значительно большую зарплату, чем очередной экономист в офисе.

Заметно увеличилось и количество людей работающих не по полученной специальности, особенно сильно эта тенденция прослеживается среди выпускников высших учебных заведений. Таким образом, рынок труда за счёт государственных средств, ушедших на образование студента, насыщается бесполезными специалистами.

Эти и другие проблемы может решить грамотно и вовремя проводимая профориентация, начиная с детского сада и на протяжении всего времени обучения в школе и средне-специальных или высших учебных заведениях.

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
  • Находит положительные качества личности
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационная функция

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция

  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

Более подробный разбор ошибок и методов их преодоления в отдельном материале — .

Виды профориентации и профориентационных услуг

Существует 4 основных направления профориентационной работы. Все они по-своему важны и для эффективной работы обычно используются комплексно.

  1. Профессиональное информирование – знакомство людей с многообразием видов возможных профессий в современном обществе. Сбор, обработка и публикация информационных материалов о состоянии рынка труда и образовательных услуг, их перспективами развития. Также включает в себя информирование о формах профессий, требованиям к ним для будущих специалистов и возможностях профессионального роста.
  2. Профессиональный подбор (профотбор) – определение степени соответствия и пригодности человека как профессионала к определённому рабочему месту или должности на основе должностных инструкций и нормативных требований.
  3. Профессиональное консультирование большое количество предлагаемых видов помощи человеку в профессиональном определении для принятия им самостоятельного, осознанного решения в непростом вопросе выбора профессии. Также помогает определить дальнейшие направления профессионального обучения и трудоустройства с учётом возможностей конкретного человека, его психологических и психофизиологических возможностей наряду с предъявляемыми требованиями рынка труда.
  4. Психологическая поддержка – диагностика и корректировка психического состояния человека, психологическое сопровождение его профессиональной деятельности. Помогает адаптироваться к имеющейся ситуации, повысить психологическую компетентность, снизить случаи профессионального выгорания и деформации специалистов.

Кроме общих направлений стоит выделить и отметить частные виды профориентационной работы и предоставления услуг:


Заключение

Владея всей вышеперечисленной информацией, для Вас не составит труда не попасться на удочку шарлатанов, которые, расплодившись в большом количестве, предлагают пройти якобы бесплатные профориентационные тесты в интернете, внезапно требуя оплату для получения результатов, а начать осознанный, самостоятельно выбранный, путь к профессии своей мечты.

Если же вопросы ещё остались или хочется узнать более подробную информацию по той или иной тематике, то этот сайт сделан специально для помощи Вам. Здесь Вы найдёте большое количество новостей и материалов, раскрывающих все аспекты выбора профессии, подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также возможность пройти тесты на профориентацию онлайн. Все наши тесты совершенно бесплатны и результат доступен сразу же после прохождения.

Искренне и от всей души желаем Вам решить все вопросы на тему «Кем стать?» и выбрать профессию по душе.

На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают си­туации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач на этом пути является выбор профессии. Эта процедура, как пра­вило, требует психологической помощи, консультирования, поддержки. Выбор про­фессии является, во-первых, более или менее длительным процессом ориентации в мире профессий. Во-вторых, на жизненном пути возможна неоднократная смена про­фессий, - именно поэтому данная ситуация характерна не только для молодежи, но и для людей в зрелом возрасте.

Основным видом психологической помощи в выборе трудовой деятельности яв­ляется профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонно­стям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии. Профориентация - это научно обоснованное управление про­цессом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их личных потребностей самореализации в труде и общественных потребностей в воспроизвод­стве трудовых ресурсов. Профессиональное самоопределение - это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда и профессионала.

Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначаль­ная ориентировка в различных сферах труда;

2) профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;

3) профессиональная адаптация - формирование индивидуального стиля дея­тельности и включение в систему производственных и социальных отношений;

4) самореализация в труде - выполнение или невыполнение тех ожиданий, кото­рые связаны с профессиональным трудом.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека имеет некоторую общую структуру, которая включает: позиции старших членов семьи, сверстников, учителей; личные профессиональные планы; способно­сти, умения, достигнутый уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности; общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха, уровень саморегуляции.

Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Эта система включает ряд специфических и взаимосвязанных форм профориентационной деятельности:

Психологическое изучение профессий - профессиография, психография, обо­снование профессиональных требований к субъекту, классификация профессий;

Профессиональное воспитание - развитие интересов, склонностей, способно­стей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, комму­никативной, игровой,учебной,трудовой);

Профессиональное просвещение (профинформация) - обеспечение формиро­вания знаний о мире профессий и условиях правильного их выбора, информирова­ние о способах и условиях овладения профессией, пропаганда общественно значи­мых профессий и т. д.;

Профессиональная консультация - система психолого-педагогических и меди­цинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных воз­можностей человека с целью помощи ему в обоснованном выборе профессии;

Профессиональная адаптация - приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности и формирование у субъекта индивидуального стиля деятельности.

Профессиональная ориентация реализует следующие личные и общественные функции:

Социальная функция - усвоение молодежью определенной системы социальных норм, ценностей и знаний, необходимых для адекватного выполнения профессио­нальной деятельности;

Психолого-педагогическая функция - выявление и формирование интересов, склонностей, личностных особенностей, оказание помощи молодежи в выборе профес­сии, наиболее соответствующей психологическим качествам конкретного субъекта, опре­деление путей, способов и условий оптимального развития этих качеств;

Медико-физиологическая функция - выявление ограничений в состоянии здоро­вья для выбора конкретной профессии и коррекция профессиональных планов в соот­ветствии с физиологическими возможностями организма;

- экономическая функция - улучшение качественного со­става работников, повышение удовлетворенности трудом, сни­жение текучести кадров, повышение профессиональной актив­ности работников.

· Профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии.

Профессиональное самоопределение -выбор профессии и последующее формиро­вание человека как

профессионала.

Наиболее активное психологическое обеспечение профориентационной работы производится на этапе профессиональной консультации. Существует несколько взаимосвязанных форм консультационной работы:

1) информационно-справочная,-предоставление сведений об условиях и каналах трудоустройства, требованиях приема на учебу и работу, возможностях освоения различных профес­сий, сроках подготовки и т. д.;

2) психодиагностическая - психологическое обследование и оценка соответствия индивидуальных особенностей личности требованиям отдельных профессий;

3) психокоррекционная - помощь в выборе профессии и коррекции этого выбора, рекомендации путей и методов исправления отклонений в психической сфере и по­ведении;

4) медицинская - оценка состояния здоровья и выявление ограничений для вы­бора конкретной профессии.

Проведение профконсультационной работы требует соблюдения ряда принципов при обследовании личности, основными из которых являются добровольность учас­тия в обследовании, активность субъекта выбора профессии, комплексность подхода к обследованию субъекта (оценка личностных, познавательных, эмоционально-воле­вых и других качеств), индивидуальный подход, отражающий изучение психологи­ческих особенностей конкретной личности в связи с определенной специальностью, конфиденциальность диагностической информации, а также персональная ответственность психолога за процедуру и результаты обследования.

Психологическое обследование при проведении профконсультации проводится в групповом и, главным образом, индивидуальном вариантах, в форме беседы и психо­диагностического обследования, с целью формирования обоснованного индивидуаль­ного профессионального плана.

Каждая профориентационная ситуация по-своему уникальна, но можно выделить наиболее часто встречающиеся ситуации:

1) оптант (человек, выбирающий профессию) хорошо ориентирован в мире про­фессий, выбрал себе профессию, но хочет получить подтверждение правильности своего выбора;

2) оптант имеет несколько вариантов профессионального плана и испытывает трудности с выбором, - следует выяснить степень обоснованности его планов;

3) оптант не имеет профессионального плана, но проявляет явную склонность к определенной профессии, - необходимо помочь в построении профессионального плана;

4) у оптанта нет ни профессионального плана, ни выраженных склонностей к ка­кому-либо виду деятельности - следует провести обширную психодиагностическую работу, выяснить причины отсутствия плана, начать его формирование и т. п.

Психологическое профконсультирование предъявляет высокие требования к лич­ности самого профконсультанта и требует от него серьезной профессиональной под­готовки.



 


Читайте:



Игры на обогащение словарного запаса

Игры на обогащение словарного запаса

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике...

Комплексные чертежи многогранников"

Комплексные чертежи многогранников

Управление образования администрации городского округа Коломна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «...

Как приготовить молочный суп с макаронами Как варить молочное с макаронами

Как приготовить молочный суп с макаронами Как варить молочное с макаронами

Вспомните детство: одним из самых любимых блюд на завтрак был молочный суп с макаронами. И сегодня это сладкое блюдо не утратило своей...

Изотерапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Изотерапия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Насибуллина Ольга ИвановнаДолжность: учитель индивидуального обученияУчебное заведение: МОУ Приволжская ОШНаселённый пункт: г.Новоульяновск,...

feed-image RSS